Тко 4 и 5 класса опасности что к ним относится
Тко 4 и 5 класса опасности что к ним относится
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
5 класс опасности отходов: перечень, классификация, вывоз, хранение и утилизация
Везде, где человек что-то изготавливает или потребляет, образуется большое количество ненужных веществ, которые отправляются в мусорные баки.
Для рационального применения методов переработки весь мусор разделен на классы в зависимости от уровня опасного влияния на природу.
Лишь небольшая его доля относится к последнему, 5 классу, и считается неопасной. В этой статье ответим на такие вопросы:
Что означает понятие «пятый класс опасности»?
Бытовые отходы признаются неопасными и подходят к V классу опасности, если обладают следующими свойствами:
Такие характеристики присущи в основном:
Перечень отходов, которые относятся к неопасным
Пришедшие в негодность изделия, невостребованные товары, прочие предметы и вещества разделяются по типам в соответствии с их:
Исчерпывающий список таких видов с присвоением каждому уникального кода указан в ФККО. Этот официальный государственный перечень отходов ведет Росприроднадзор в соответствии с приказом от 22.05.2017 №242. Неопасные отходы 5 класса имеют в конце кода цифру 5.
В ФККО отходы сгруппированы по видам производства, предоставляемым населению коммунальным и прочим услугам. Ниже приведем списки, какие отходы относятся к 5 классу опасности и их классификацию по сферам деятельности человека.
Сельское хозяйство:
Лесозаготовка:
Добыча полезных ископаемых, металлических руд:
Производство и потребление пищевой продукции:
Производство текстиля:
Производство одежды, кожи:
Производство деревянных и бумажных изделий:
Неметаллическая минеральная продукция:
Оборудование общего назначения:
Коммунальные и подобные им отходы:
Деятельность по переработке отходов:
Строительный и ремонтный мусор:
Ремонт, демонтаж автомобильных и железных дорог, транспортных средств:
Порядок обращения с этим видом мусора
Несмотря на то, что этот тип мусора считается относительно безопасным, таким он является только в небольших количествах. Большие объемы могут нанести природе и здоровью людей реальный вред. Чтобы регулировать накопление и переработку, существуют определенные правила по обращению с ним.
Для его сбора, перевозки, переработки и размещения не нужна лицензия.
Но хозяйствующие субъекты должны подтвердить его принадлежность к 5 классу. Только при наличии документа неопасные вещества можно передавать соответствующим организациям на утилизацию.
В заключении должны отражаться сведения о каждом виде отходов:
Требования к сбору
Сбор мусора происходит в специально выделенных для этого местах. Он осуществляется в целях накопления партии, достаточной для передачи отходов на следующий этап обработки.
Площадки для сбора могут располагаться на:
Собирать мусор допускается в различные баки, емкости, короба, мешки и накопители.
Разрешено временное хранение неопасного мусора в открытом виде. Выбор способа складирования зависит от конкретного вида вещества.
Площадки для сбора должны соответствовать установленным к их оборудованию требованиям:
Как происходит хранение и размещение
Размещением мусора занимаются спецорганизации, имеющие для этого различные полигоны, участки или помещения.
Неопасные вещества, предметы 5 класса опасности могут размещаться без предварительного обезвреживания и утилизации.
Размещение представляет собой два процесса, различающихся по целям:
Перед отправкой мусора на размещение следует принимать во внимание распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р.
Указанным актом установлены отходы, не подлежащие захоронению. Они содержат полезные компоненты, поэтому должны быть повторно переработаны.
Из неопасных веществ в этот список входят незагрязненные лом и изделия из:
Указанные предметы следует передавать в участки приема вторсырья или организациям, занимающимся переработкой мусора.
Требования к вывозу
Вывоз отходов 5 класса опасности происходит по утвержденному графику.
Он зависит от размеров участка временного складирования и лимитов накопления отходов.
Если между регламентированными вывозами на площадке скапливается большая партия, то осуществляется ее внеплановая транспортировка.
Заниматься вывозом мусора могут:
В зависимости от дальнейших целей работы с отходами, транспортирование производится на полигоны, оборудованные свалки или перерабатывающие организации.
Вывоз мусора допускается на специализированной технике с сопровождающей документацией, которая подтверждает:
Особых требований к оборудованию спецтранспорта нет. Перевозчику достаточно соблюдать правила личной и пожарной безопасности, а также следить, чтобы вывозимый мусор не вываливался по дороге из машины.
Методы утилизации
Целями переработки мусора являются:
Это достигается одним из способов:
Практически к любому виду отходов 5 класса наиболее рациональным будет применение метода регенерации – возврата после физического или химического преобразования в производство.
Например, с помощью компостирования органических отходов получается сырье для удобрений, механически спрессованная и раздробленная бумажная макулатура пускается в производство новой бумаги и картона.
Из кусков древесины изготавливаются топливные брикеты, части пластмассы служат источником для изготовления новой продукции.
При этом помимо рационального использования ресурсов достигается экономическая выгода. В зависимости от применяемой технологии утилизации вырабатывается дешевая тепло- и электроэнергия, производится сырье для косметической, строительной, металлургической и прочих видов промышленности.
Заключение
Учитывая объем неопасных отходов 5 класса, вопрос их правильной переработки привлекает особое внимание общественности.
Если их просто складировать, то полигоны быстро заполняются, а на экосистему оказывается вредное влияние. Для государства это становится невыгодным. Поэтому все чаще рассматриваются вопросы о создании комплексов по переработке отходов 5 класса, которые будут выполнять полный цикл вторичной переработки, вырабатывая при этом энергию разных видов.
Используя соответствующие современные технологии, бытовой мусор может стать ценным рентабельным ресурсом, сохраняющим природу.
Твердые коммунальные отходы: что это такое?
Проблемам вывоза и утилизации мусора уделяют повышенное внимание на законодательном уровне. Заработавший закон и изменения в нормативной базе позволили провести классификацию отходов, отделить твердые коммунальные отходы от обычного мусора. Предстоящее повышение тарифов связывают с появлением региональных операторов, отвечающих за сбор и переработку ТКО.
Что обозначает ТКО?
Понятие о ТКО прописано в положениях закона. Тонны мусора ежедневно отправляются на свалки, и значительный объем занимают твердые коммунальные отходы. Их различает:
структура и состав;
методы переработки ТКО.
Специальный классификатор, выпущенный в 2017 году, сумеет провести разделение ТКО. Фактически к ним относятся отходы, возникшие в процессе потребления простыми гражданами. Только к этому добавляются пришедшие в негодность товары и отходы от деятельности предпринимателей, включая предприятия и учреждения.
Достаточно изучить перечень отходов и заметить одну закономерность. В ТКО остатки биологического происхождения и мусор соседствуют с продукцией, потерявшей первоначальные свойства и характеристики.
Складирование в контейнере происходит не всегда, учитывая немалые габариты. Установлен определенный порядок накопления и правила обращения с ТКО, учитывая состав отходов.
Виды и состав твердых коммунальных отходов
Твердые виды отходов должны представлять меньшую опасность. Объем тяжелых металлов, ядовитых и радиоактивных веществ в ТКО сведен к минимуму. В основной перечень входит:
упаковочный материал (бумага, полиэтилен);
разбитое стекло и керамика;
безопасный уличный смет;
остатки растительности и пищи;
использованная бытовая химия;
сбор после очистки колодцев и ливневой канализации;
технические бытовые устройства, включая компьютеы и гаджеты;
обувь и текстильные вещи;
фракции дорожного покрытия;
Частично строительные отходы относятся к ТКО. Полный перечень присутствует в каталоге отходов (ФККО).
Что относят к твердым бытовым отходам по закону?
Понятие о твердых коммунальных отходах четко прописано в федеральном законе (№ 89). Здесь изложены нормы и правила учета, позволяющие разграничить полномочия при вывозе мусора. Последние изменения внесли в прошлом году.
Подробности порядка обращения с ТКО по закону изложены в отдельном правительственном постановлении (№ 1156). Нововведения объясняют правила:
заключения договора на оказание услуг;
безопасного захоронения и утилизации;
лишения лицензий из-за нарушения условий работы.
Наступивший 2021 год должен был дать толчок к реформированию отрасли работы с отходами. В регионах ответственность возложена на оператора, выбранного после проведения конкурса. Число не ограничивается одним, если речь идет о немалых объемах ТКО.
При изучении обязанностей оператора нужна небольшая расшифровка. Деятельность не ограничена сбором ТКО и транспортировкой, проводится обезвреживание и захоронение. Отбираются отходы, пригодные для дальнейшей переработки:
полимеры и органика;
резиновые изделия (покрышки);
В стране заработали десятки небольших перерабатывающих заводов, способных различными методами создать из ТКО ценное сырье по низкой себестоимости. Отдельный перечень отходов отведен для опасных материалов. Вместе с обычным мусором на свалку не должны попадать:
старые батарейки и аккумуляторы;
строительные лаки и краски;
негодная косметика и лекарства;
удобрения и пестициды;
электрические и осветительные приборы;
Проблема сортировки ТКО выходит на первый план. Пунктов приема отходов недостаточно, число предприятий по переработке растет медленными темпами.
Отличия ТБО от ТКО
Первоначально под термином ТБО определяли обычный мусор, возникший в процессе жизнедеятельности. Основными поставщиками отходов оставались;
жильцы многоэтажных строений;
владельцы частных домов;
учреждения и организации;
торговые и спортивные комплексы;
Поправки в закон не просто изменили название. Новый термин — это ТКО и он лучше отражает разновидности отходов с помощью классификатора. Название ТБО используется в быту, но утратило полную юридическую силу.
Сбор и транспортировка
Внесенные изменения заработали с этого года, и значит необходимо заключить соглашение с оператором, готовым оказать услуги по вывозу отходов. Лицензированной компании потребуется разослать потребителям бланки для подписания договора.
Начинать работу удастся даже без письменного соглашения. Отсчет начинается с дня подписания договора с муниципалитетом. Собственники жилья обязаны оплачивать услугу, невзирая на отсутствие отдельного документа.
Муниципальным властям потребуется создать условия для накопления ТКО и содержания площадок. Создаются реестр и схемы в соответствии с утвержденными требованиями. От типа площадки будет зависеть вывоз ТКО.
Площадки для временного хранения располагаются с подветренной стороны. Обеспечен свободный доступ, и поддерживается чистота. Мусоровоз проезжает по маршруту в определенный час, и люди могут выбросить отходы.
При установке несменяемых контейнеров подбирают модели из водонепроницаемых материалов. Рядом оборудуют сток для ливневых вод. Достаточно подъехать и опорожнить содержимое в машину.
Отдельные контейнеры используются для непродолжительного хранения, чтобы не нанести вред ОПС (окружающей природной среде). Заполненная емкость забирается, и оставляется новый пустой контейнер.
Несортированный мусор можно смело отправлять на полигон, если он не представляет опасности. При селективном отборе собранная группа отходов сортируется по видам непосредственно на месте накопления.
Способы утилизации
Оператор будет отвечать за метод утилизации. Сегодня список вариантов содержит четыре основных категории.
Больше вреда экологии наносит захоронение на полигоне. Несортированные отходы включают пять классов опасности. Несмотря на гидроизоляцию, установку фильтров и вентиляцию разложение затягивается на десятки лет. Отравляются почва, подземные источники и воздух.
С помощью сжигания удается сократить значительный объем до нескольких процентов. Системы фильтрации и газосборники ограничивают выброс вредных веществ в атмосферу. Удается вырабатывать дешевую электроэнергию. Токсичные остатки вывозятся на полигон.
Для получения полезного компоста потребуется наладить отбор и отделять органический мусор. В компостной куче происходит разложение с помощью микроорганизмов.
Переработка стала перспективным сегментом развития. Большинство отходов несложно использовать вторично и вернуть в производство. Вырабатывается энергия и топливо. Создаются отличные материалы, востребованные в отраслях экономики.
Во многих европейских странах на свалку попадает от 2 до 10 процентов ТКО. Основной объем отходов перерабатывается и приносит неплохой доход.
Заключение
Обратной стороной цивилизации остается рост отходов. В год на каждого человека приходится до полутонны мусора. Прежний способ захоронения неприемлем и вредит окружающей среде.
Сжигание — не панацея от проблемы. Число современных заводов пока невелико. Вторичная переработка ТКО должна изменить ситуацию в лучшую сторону.
Новые правила затрагивают всех граждан. Теперь ответственность за сбор и вывоз отходов несет не управляющая компания. Выигравший конкурс оператор заключает соглашение и отвечает персонально. Лицензия выдается на 10 лет.
За время работы необходимо уничтожить несанкционированные свалки. Регламентирован порядок деятельности, и разграничены полномочия. Введенные тарифы за сбор и вывоз ТКО должны быть одинаковы для каждого жителя региона. Корректировки произойдут после совместного решения оператора и местных властей.
Тко 4 и 5 класса опасности что к ним относится
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информация Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1 января 2019 г. «Ответы на часто задаваемые вопросы «Горячей линии» системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)»
1. Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?
В России приняты Правила обустройства мест накопления ТКО (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039). В них определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица. Документ вступает в силу с 1 января 2019 года.
2. Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?
Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.
3. Будут ли льготы по оплате услуги по сбору и вывозу мусора? Куда обращаться, чтобы их получить?
Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкимидоходами (малоимущим). Для получения компенсации необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.
4. Если у дома не выбран способ управления: кто отвечает за контейнерные площадки?
В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. Также с 1 января 2019 выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления.
А вот если собственники определили способ управления МКД, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечает управляющая организация (или иная организация, которая управляет МКД).
5. За что в новой системе обращения с ТКО отвечают управляющие компании?
Управляющие организации возложена обязанность убирать контейнерные площадки.
Кроме того, по решению общего собрания жильцов они могут от имени собственников заключать договоры с регоператором на оказание коммунальной услуги по обращению с отходами, а также приобретать контейнеры.
6. Почему увеличилась плата за мусор?
Правильнее говорить о выделении данного платежа из общей строки жилищах услуг и появления строки для владельцев индивидуального жилищного фонда. При этом ранее взимаемая плата за обращение с ТКО будет исключена из состава жилищных услуг, что позволит исключить двойную оплату населением одних и тех же услуг.
С 2019 года плата за обращение с ТКО становится коммунальной услугой (как отопление, водоснабжение, электричество), и поэтому на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам (осуществляется индексация, услуга регулируется специальными правилами формирования стоимости и пр.)
Напомним, что у регионов есть право вводить субсидии на плату за обращение с отходами для определенной категории граждан (малоимущие и т.п.).
7. Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан?
Да. Заключить договор с регоператором обязаны все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы.
8. Я являюсь собственником двух квартир, но живу только в одной. Почему я должен платить за обе?
В соответствии с этими правилами и ЖК, если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает.
При этом можно сделать перерасчёт. Например, если человек находился в отъезде. В этом случае регоператору предоставляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет сумма с учетом этого вычета.
В то же время при начислении платы за обращение с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, перерасчет сделать нельзя. Законодательством Российской Федерации такой порядок не установлен.
9. Куда обращаться в случаях, когда некорректно выставлены квитанции?
Если плата за вывоз и утилизацию ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться в офис регионального оператора. Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы. Например, если в квартире прописан один человек, а плата выставлена за двух, то нужно предоставить справку о количестве прописанных.
Также в каждом регионе действуют «горячие линии» по вопросам запуска реформы по обращению с ТКО.
10. Будут ли вывезены несанкционированные свалки, и что для этого требуется?
Региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок. После поступления информации о несанкционированной свалке, представители регоператора выезжают на место, составляют акт, фотографируют и определяют координаты. Затем собственнику земельного участка направляется уведомление. Если собственник не ликвидирует свалку собственными силами в течение 30 дней, то региональный оператор обязан убрать ее собственными силами с последующим взысканием расходов в судебном порядке.
11. Где можно оплатить квитанции?
В любом отделении Почты России, Сбербанке, в кассах приема коммунальных платежей.
12. Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?
Нет, не может. Об этом говорится в N 89-ФЗ и в Жилищном кодексе.
В соответствии со статьёй 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.
Для общей информации:
Особенности регулирования обращения с ТКО установлены статьями 24.6-24.13 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий». Условия образования ТКО обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой. Виды отходов, отнесенные к ТКО, относятся к IV или V классу опасности в силу того, что в составе присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности.
В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:
7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ;
7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 900 00 00 0 Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 36 200 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 36 400 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 37 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 39 400 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
Приказом Росприроднадзора от 28.11.2017 N 566 «О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2018 N 49762) выделена еще одна группа видов отходов, относящихся к ТКО:
7 41 119 00 00 0 Остатки сортировки твердых коммунальных отходов, отнесенные к ТКО.
Вместе с тем хозяйствующий субъект самостоятельно определяет перечень отходов, образующихся в процессе осуществляемой им хозяйственной или иной деятельности.
2. Должен ли собственник нежилых помещений в многоквартирном доме заключать договор с региональным оператором?
При этом собственник нежилого помещения в МКД обязан предоставлять управляющей организации, товариществу или кооперативу МКД, в котором расположено нежилое помещение собственника, данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО, потребленной за расчетный период по указанному договору, в течение 3 рабочих дней со дня получения от них запроса.
Одновременно управляющая организация, товарищество, кооператив предоставляют региональному оператору по обращению с ТКО, оказывающему коммунальную услугу по обращению с ТКО, сведения о собственниках нежилых помещений в МКД, а также направляют уведомления собственникам нежилых помещений в МКД о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.
В данном случае законодательством Российской Федерации однозначно определено, что собственник нежилого помещения в МКД заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.
3. Как определяются категории нормативов накопления ТКО?
В соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление нормативов накопления ТКО.
Согласно пунктам 13, 14 Правил N 269, норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно. В свою очередь, расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
— категорий объектов, на которых образуются отходы;
— видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определяет категории нормативов накопления ТКО.
4. Вопрос в части установления нормативов накопления ТКО, если в методических рекомендациях объекты нормирования не указаны.
Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ В соответствии ФЗ-486 от 28.12.2016 о внесении изменения в ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» и в ФЗ-458 в течение 2017 года субъекты РФ должны были завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом четырех сезонов.
В соответствии с требованиями федерального законодательства, согласно Правилам определения нормативов накопления ТКО, утвержденным ПП-269 от 04.04.2016 и Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом-524/пр от 28.07.2016 Минстроя России, нормативы устанавливаются на основании замеров отходов, проводимых в течение 7 дней непрерывно для каждого сезона года (зима, весна, лето, осень).
Нормативы могут устанавливаться дифференцировано по численности населения, проживающего в поселении/городском округе, по категориям потребителей, а также по категориям объектов.
В аналитических целях для сопоставимости значений нормативов накопления ТКО субъектов РФ эксперты использовали значения нормативов, установленных для индивидуальных и многоквартирных домов.
В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.
В перспективе нормативы должны быть откорректированы с учетом работы новой системы обращения с отходами и реального (более точно) понимания объектов образования отходов, которые на сегодняшний день в стране отсутствуют, так как данная работа раньше не велась.
5. В соответствии с каким нормативно-правовым актом необходимо ввести учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов?
Правилами N 505 вводится понятие «средняя плотность ТКО» в целях соотнесения объема и массы ТКО в связи с разными подходами ведения учета образованных ТКО и переданных в дальнейшем на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения.
Средняя плотность ТКО свидетельствует о количестве единиц объема ТКО в 1 единице массы ТКО, то есть определяется коэффициент соотношения между величинами.
На основании изложенного, с учетом действующего законодательства среднюю плотность ТКО следует определять в соответствии с Правилами N 505.
6. Должен ли региональный оператор обеспечивать вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений?
Зачастую понятие ТКО используется применительно к отходам, образующимся при содержании зеленых насаждений, в том числе на придомовой территории МКД и жилых домов (опиловка древеснокустарниковой растительности, покос травы, отходы сельскохозяйственных культур при уборке приусадебных участков, отходы опавшей листвы в период листопада и т.п.), что не соответствует определению ТКО согласно Закону N 89-ФЗ по основному признаку как отходов, образующихся в жилых помещениях.
Обращение с такими видами отходов должно осуществляться на основании отдельных договоров; оно не относится к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором.
Таким образом, законодательством Российской Федерации не запрещено обеспечение обращения региональным оператором с иными видами отходов, однако оно должно осуществляться по нерегулируемой цене (не за счет единого тарифа на услугу регионального оператора).
7. Как определяется порядок платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО?
С учетом положений жилищного законодательства, в том числе Правил N 354, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО (пункт 148 (30) Правил N 354).
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м. общей площади жилого помещения.
В случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении.
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам N 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
При этом следует отметить, что согласно положениям статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, определенных Правительством Российской Федерации. Указанные случаи установлены Правилами N 505.
Согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил N 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах N 354.
При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
8. Можно ли отнести отходы строительных материалов на гипсовой основе, отходы затвердевших строительных смесей и линолеумов, полимерных плиток к крупногабаритным отходам?
В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, отходы из жилищ крупногабаритные (7 31 110 02 21 5) в составе вида отходов «Отходы из жилищ» (7 31 100 00 00 0) относятся к подтипу «Отходы коммунальные твердые» (7 31 000 00 00 0).
Вместе с тем группы отходов «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (панели и плиты для перегородок, гипсокартонные листы, вент-блоки)» (8 24 100 00 00 0), «Отходы затвердевших строительных смесей прочих» (8 24 910 00 00 0) и «Отходы линолеумов, полимерных плиток» (8 27 100 00 00 0) относятся к типу «Отходы строительства зданий, сооружений» (8 20 000 00 00 0).
Положениями пункта 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство определено как создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Обзор документа
С 1 января 2019 г. муниципальные органы отвечают за создание, размещение и содержание контейнерных площадок для мусора. Реестры площадок можно найти на муниципальных или региональных сайтах. Убирать контейнерные площадки должны управляющие компании (УК).
Договор с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на сайте регоператора, даже если потребитель не подавал заявку. От имени собственников заключать договоры могут УК.
Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме заключает договор непосредственно с регоператором.
Минприроды также разъяснило, как определяются категории нормативов накопления ТКО, как ведется учет объема или массы ТКО, должен ли региональный оператор вывозить мусор от зеленых насаждений.