Типографская бумага что это такое
Виды бумаги для печати в типографии
Опытные полиграфисты отлично разбираются в печати и бумаге, а вот человек, который не работает в этой сфере, иногда даже не задумывается о материале и процессе изготовления продукции. Причем иногда стоимость вызывает большое удивление, мол, простая бумажка с печатью, а столько стоит. Чтобы разобраться в тонкостях полиграфии и понимать цены, качество печати и материалов, предлагаем ознакомиться с различными вариантами бумаги. Тем более что их очень много.
Цветность печати
Для начала маленькое отступление в сторону печати. Разные машины имеют разные возможности. Например, 99 % цифровых и офсетных станков не имеют белой краски. Обозначения в печати следующие:
Цифры могут быть от 1 до 4, не более. Все потому, что в полиграфии используется цветовая схема CMYK, которая состоит из основных 4-х цветов:
Соответственно, называя полиграфисту тип бумаги, цветность печати (например, 4+4) и тираж, предоставив перед этим макет, вы получите продукцию, точно соответствующую требованиям.
Бумага для офсетной печати
Офсет – метод нанесения, при котором изображение передается под определенным прессом с форм на лист бумаги. В данном производстве могут использоваться следующие виды бумаги, которые распишем ниже:
Внимание! Офсет предполагает только большие тиражи (от 1000 экземпляров), но это не значит, что машина не способна напечатать 1 лист. Дело в том, что себестоимость оттиска уменьшается с увеличением тиража. Все потому, что львиную долю цены за печать забирает подготовка форм и пленок. А как только они сделаны, можно печатать любое количество оттисков. Отсюда и стоимость 1 экземпляра. То есть цена на формы и пленки будет одинаковой как для 100 тысяч продукции, так и для пары листов.
Виды бумаги для книг
В книгах подороже применяется офсетная бумага (как правило – 80 г/м 2 ) либо мелованная (наиболее дорогостоящий вариант). Теперь поближе познакомимся с особенностями каждого вида.
Газетная
Часто в сленге полиграфиста есть словечко «газетка». Оно означает очень тонкую бумагу, обычно темного сероватого или желтоватого оттенка. Она изготавливается путем прессования мельчайших частей древесины. Не предназначена для длительного использования. Обычно имеет плотность 40–52 г/м 2 (самая распространенная – 48 г/м 2 ).
Из открытого источника Яндекс Картинки
На ней возможна только офсетная печать. Все потому, что цифровая машина просто не захватит такую плотность, а шелкография легко ее продавит. Офсетная печать на газетной бумаге может быть полноцветной, черно-белой. В первом случае яркости и насыщенности у оттенков не будет (из-за цвета самой бумаги), потому часто для обложки применяют так называемую «меловку» (о ней пойдет дальше).
Самокопирующаяся бумага
Мелованная
Наиболее популярная бумага, изготавливается путем нанесения тончайшего слоя мела и каолина. Очень гладка и белоснежная, приятная на ощупь. Отличается разной плотностью, а также эффектами. Что касается первого параметра, наиболее распространенными можно такие плотности:
Печать на мелованной бумаге может быть следующих типов:
Внимание! Мелованная бумага абсолютно не подходит для струйной печати. Краска попросту скатается с гладкой поверхности.
Из открытого источника Яндекс Картинки
По эффекту выделяют глянцевую и матовую «меловку». И здесь есть свои особенности у каждого типа. Например, на «глянце» лучше не использовать 100 % заливку черным или темным цветом, так как на поверхности бумаги будут оставаться отпечатки пальцев. Потому для полноценной заливки лучше выбирать листы с матовой поверхностью. Однако такая бумага не даст максимально насыщенные цвета. Потому выбор зависит от ситуации, но здесь лучше довериться профессионалам.
Из открытого источника Яндекс Картинки
Дизайнерская
Обычно это бумага плотной структуры, однако есть и по типу кальки. Дизайнерские листы отличаются разнообразием текстуры. Это достаточно капризная бумага. Потому, если вам предоставили на выбор из имеющегося каталога, лучше советоваться с менеджером или технологом.
Например, на листах с бархатной поверхностью цифровая печать невозможна. Тонер попросту западает между ворсинок, получится нечеткий контур. Такой тип бумаги может использоваться только для шелкотрафаретной печати, когда краски наносятся сверху под прессом.
Единственный универсальный материал из дизайнерских, который подходит даже для струйной печати, не говоря про цифровую, офсетную или шелкотрафаретную, – так называемый «лен». Бумага с особыми прожилками, напоминающими натуральную ткань.
Дизайнерские бумаги применяются обычно для:
Самостоятельно не стоит искать такую бумагу в продаже. Даже если она есть в некоторых магазинах, она, как правило, используется в качестве материала для скрапбукинга и в формате А4, что не подходит для всех способов печати. Например, офсет предусматривает размер от А3 (А2, А1, А0).
Крафт
Ветеран среди бумаг – крафт, или оберточный материал. Изготавливается с 1852 года, представляет собой плотную с гладкой или шероховатой поверхностью коричневую или желтоватую бумагу. Она достаточно прочная благодаря использованию длинноволокнистой целлюлозы. Потому крафт – наилучший вариант упаковки. Благодаря современным технологиям стало возможным делать такую бумагу с различными эффектами и принтами.
Из открытого источника Яндекс Картинки
Картон
Из открытого источника Яндекс Картинки
Самоклеящаяся бумага
Наиболее распространенная бумага фирмы Raflatak представляет собой гладкую (ближе к офсетной бумаге) поверхность с одной стороны и клеящий состав с другой. Применяется для изготовления штрихкодов, этикеток и т. п. Она саморазрушающаяся, то есть отклеить ее после использования практически невозможно без повреждений, начинает рваться при попытке снятия.
Если вам нужна «умная» полиграфия, соответствующая своей стоимости и качеству, предлагаем услуги нашей типографии. В наличии современное собственное оборудование, цифровые машины. Их главное преимущество перед офсетом – возможность печати от 1 единицы продукции без удорожания за тираж. Наши специалисты способны подобрать для вас оптимальный вариант производства, благодаря чему вы получите высокое качество и доступную стоимость полиграфической продукции.
Из открытого источника Яндекс Картинки
Маленький рассказ о типографской бумаге
Бумага — главный расходный материал типографии. Ежемесячно через наши печатные и обрабатывающие станки проходят сотни килограмм самой различной бумаги: плотной визиточной и тонкой бланочной, гладкой и текстурированной, глянцевой и матовой. Это только стандартные виды бумаги, которые используются чаще всего.
Этот пост в первую очередь предназначен для наших клиентов. Прочитав его, вы будете гораздо лучше понимать, о чем говорит менеджер, оформляя заказ, а фраза «печатаем на трехсотграммовом льне» не будет более казаться тарабарщиной.
Итак, поехали. Сначала про вес и толщину, а потом про всё остальное.
Толстый или тонкий?
Толщина бумаги в полиграфии измеряется не миллиметрами и дюймами, а ее плотностью. Вот так, да. Чем выше плотность бумаги, тем она толще. Измеряется она в граммах на квадратный метр (г/м 2 ).
Бумага плотностью более 250 г/м 2 идет на изготовление более долговечных изделий: папок, обложек для каталогов и брошюр, внутренних листов перекидных календарей, открытки и пригласительные. Такая бумага уже может быть текстурированной, с различным тиснением и нанесением. Но подробнее об этом чуть позже.
Чтобы не запутаться, какой размер имеет каждый формат бумаги, мы приготовили специальное наглядное пособие на нашем сайте. Пользуйтесь на здоровье. Кроме того, у нас есть и раздел про типы бумаг — там много чего, загляните, посмотрите.
Кроме форматной бумаги, мы часто используем и бумагу в рулонах. Это 80 и 160-граммовая бумага шириной до 1,1 метров, которая идеальна для печати всевозможных чертежей и схем. Такие заказы нам обычно делают студенты-технари или настоящие инженеры.
Какая ты на ощупь?
Если с плотностью и толщиной бумаги определиться просто, то с самой бумагой, вернее, ее видом, определиться простому человеку на порядок сложнее. Например, какая разница между глянцевой и матовой бумагой, и что значит «мелованная»? Годится ли текстурированная бумага типа «лён» для печати визитных карточек? Рассказываем.
Матовая или офсетная мелованная бумага. С такой бумагой вы каждый день сталкиваетесь в офисе. Это та самая «бумага пачками», которые секретарь Леночка или офис-менеджер Катенька ежедневно распихивает по принтерам и копирам. Она слегка шершава на ощупь, хорошо впитывает красители, как от струйных, так и от лазерных принтеров. Мелованной она называется из-за того, что в качестве осветителя, придающего бумаге белизну, используется состав на основе мела. Прекрасно подходит для изготовления бланков, печати текстовых документов, а плотная матовая бумага 300 г/м 2 — классический материал для изготовления простых визитных карточек.
Глянцевая бумага гладкая на ощупь, с характерным блеском. Ее чаще всего используют для печати иллюстраций, ярких буклетов, листовок, страниц каталогов и брошюр. Плотная глянцевая бумага — идеальный материал для печати визиток. А вот, например, делать фирменные бланки на такой бумаге не стоит: авторучка будет писать по такой бумаге хуже, чем по шершавой матовой.
Оберточная бумага и крафтовый картон. Это грубая бумага, желтовато-серого цвета, с крупными, явно видимыми волокнами, шершавая на ощупь. В такую бумагу раньше заворачивали товары в различных магазинах. Сейчас крафтовый картон используют для печати и изготовления дизайнерской упаковки, оригинальных конвертов, пакетов.
Текстурированная бумага, или бумага с тиснением. Полиграфический словарь дает вот такое определение бумаги с тиснением: бумага (или картон), на которой машинным способом нанесен рельефный рисунок по всей поверхности листа. Бывает нескольких видов (в зависимости от рисунка тиснения): «лен», «облако», «холст», «мороз», «яичная скорлупа» и др.
Она более плотная, начиная от 150 до 350 г/м 2 и имеет определенную структуру с одной или двух сторон. Таких видов бумаги великое множество, большая часть их описана в нашем каталоге бумаги на сайте. Текстурированная бумага используется для печати визиток, открыток, пригласительных билетов, корпоративных и адресных папок и так далее. Для бланков же такая бумага не годится: попробуйте что-нибудь нацарапать на текстуре ручкой или карандашом, и сразу поймете, почему.
Бумага с латексным напылением. Это еще более крутая бумага, чем предыдущая категория. Напыление может быть разного цвета, оттенка, а тактильные ощущения от соприкосновения с этой бумагой просто непередаваемы. Один наш сотрудник так и сказал, описывая бумагу Touch Cover: если бы бумага была животным, эта была бы котиком, гладил бы и гладил.
Самоклеящаяся бумага — специфический тип бумаги, который используется для печати бумажных наклеек, стикеров, ценников. Одна сторона ее покрыта клеем, который закрыт тонкой пленкой. На другой стороне печатается изображение. Кроме самоклеящейся бумаги, наклейки и стикеры можно печатать и на специальной белой или прозрачной самоклеящейся пленке (хотя это и не совсем бумага). Пленка влагоустойчива, прочна и тоньше, чем бумага.
Хеппи-энд
Конечно, в одной статье невозможно рассказать подробно о каждом сорте бумаги — их великое множество, каждая прекрасна по-своему, и чтобы описать их все, нужно написать добрый манускрипт. Но мы надеемся, что прочитав эту статью, вы уже не будете просто так хлопать глазами в разговоре с матерым полиграфистом, а сможете показать, что тоже не лыком шиты и кое-что понимаете в бумагах и картонах.
Берегите себя, читайте нас и подписывайтесь на нас в соцсетях — там тоже интересно.
(в статье использованы скриншоты из мультфильма Paperman, производства студии Disney, 2012г.)
Виды бумаги в типографии, их применение
Главная → Статьи → Виды бумаги в типографии, их применение
Содержание статьи:
Полиграфия – производственная отрасль, которая занимается изготовлением печатно-листовой продукции: журналов, газет, рекламных и информационных листовок, блокнотов, буклетов и брошюр, открыток. Основной расходный материал этой индустрии – бумага. От ее технических и декоративных свойств зависит качество и эстетика конечной продукции.
Какие характеристики бумаги учитывают при ее выборе для полиграфических изделий
Для печати в типографии применяется множество типов бумаги с различными техническими характеристиками. Рассмотрим основные из них.
Плотность
Какие бывают виды бумаги для печати в типографии по плотности и их области применения:
Белизна
Эта характеристика определяется способностью поверхности отражать световые волны. Она находится в интервале 50-98%. Чем выше уровень белизны, тем ярче и четче смотрится полноцветное изображение, тем дороже стоит материал.
Матовая/глянцевая поверхность
Разновидности полиграфической бумаги с глянцевой поверхностью считаются более привлекательными, по сравнению с матовыми материалами. Но, поскольку от глянца глаза быстро устают, то для многостраничной полиграфии, особенно отпечатанной мелким шрифтом, предпочитают матовые страницы. Глянцевые материалы выбирают для печати различных изображений: фотографий, логотипов, рисунков.
Прозрачность
Эта характеристика указывает, какое количество света может пропускать конкретный вид бумаги. Высокая прозрачность – негативное качество материала, поскольку не дает возможности печатать на обратной стороне листа.
Фактура
Бумажная поверхность может быть гладкой, шероховатой, тисненой.
Классификация бумаги, используемой в типографии
Тип материала в полиграфии выбирают в зависимости от запланированных: типа печати, цветности, представления текстовой информации или иллюстраций, бюджета.
Офсетная
На таких листах удобно писать и рисовать карандашами и шариковой ручкой. Они подходят для тиснения, а ламинацию для них применяют редко. Изображения на печатной офсетной бумаге не такие яркие, четкие, по сравнению с мелованным материалом. Этот материал используется для печати блоков блокнотов и книг, имеющих текст и иллюстрации, альбомов, почтовых конвертов, бумажных пакетов.
Газетная
Самокопирующаяся
Мелованная
Для печати на мелованных листах применяют следующие технологии:
Мелованные листы не применяются для струйной печати, поскольку краска в этом случае просто скатывается с гладкой поверхности.
Дизайнерская
Дизайнерской называют бумагу, используемую для реализации эксклюзивных художественных и дизайнерских проектов – изготовления подарочных сертификатов, презентационных буклетов, визиток, обложек, артбуков для художников. Ее производят из различных исходных материалов с применением специальных технологий. Наиболее популярные виды:
Выбор способа печати на дизайнерском материале лучше доверить профессионалу.
Крафт
Один из старейших видов бумаги – крафтовый, в составе которого присутствует длинноволокнистая слабопроваренная сульфатная целлюлоза. Сегодня, благодаря современным технологиям, появилась возможность изготавливать крафт-бумагу с различными эффектами и принтами. Этот материал используется в основном для создания упаковки – пакетов и конвертов. Поверхность – бурая или отбеленная.
Виды картона, используемые в типографии при производстве полиграфической продукции
Для картона характерны высокие: плотность, жесткость, прочность, способность держать форму. Этот материал хорошо подходит для большинства видов отделочных работ – слепого и фольгированного тиснения, лакирования, ламинации. Используется для изготовления визитных карточек, псевдопластиковых карт с ламинацией, обложек книг, упаковки.
Картон может быть одно- и двухсторонним. Односторонний применяют для изготовления: папок с логотипом, обложек блокнотов, календарей. Двусторонний – более дорогостоящий – картон востребован для производства полиграфической продукции с повышенными требованиями к ее эстетическим характеристикам: визитных карточек, открыток, приглашений, упаковки премиум-класса.
Типографская бумага для высокоскоростной печати
В статье мы расскажем:
Чтобы создать книгу, нужно задействовать немало разных материалов, которые определяют внешний вид и то, насколько приятно будет ею пользоваться. Но больше всего облик книги зависит от бумаги и красок, материалов переплета. Далее мы обсудим, чем отличается типографская бумага от других типов бумаги, и какой метод печати для нее применяется.
Что собой представляет типографская бумага
Типографская бумага – это материал, предназначенный для высокоскоростной печати. Используется при изготовлении книг, книжно-журнальной, бланочной продукции различной массы 1 м². При производстве типографской бумаги процесс мелования не применяется, бумага сохраняет свой натуральный вид.
Не секрет, что бумагу изобрели очень давно. Ее использовали еще люди Древнего Китая. Считается, что этот материал создал китайский сановник Цай Лунь в 105 году нашей эры. Изготавливали ее в те времена таким образом: клочки шелковой ваты, тряпье, старые рыболовные сети измельчали и кидали в чан с водой, где взбалтывали до тех пор, пока не образовывалась однородная, водянистая кашица. Ее черпали бамбуковой сеткой, на ней и собирался осадок, затем его просушивали.
Эта технология, в принципе, актуальна и сейчас, только другими стали средства производства, масштабы, скорость изготовления и сырье. В нашу страну этот материал пришел в XIV веке, до появления бумаги использовался пергамент. Постепенно технология производства развивалась, бумага начала производиться в большем количестве и стала более доступной. В результате сегодня типографскую бумагу купить довольно просто.
Бумага – это слой очень тонких спрессованных растительных волокон, которые переплетаются между собой, создавая прочную и гладкую поверхность. Она состоит из двух основных видов волокнистых веществ: целлюлозы, длинные и крепкие частицы которой отлично переплетаются между собой, и древесной массы, отличающейся значительно более низкими соединительными свойствами коротких и ломких частиц. Естественный цвет обоих видов волокон может отличаться в зависимости от тона древесины, технологии изготовления. Однако бумага может осветляться методом особой обработки – отбелки.
Помимо волокнистой массы как главной составляющей бумаги, в состав входят «наполнители». Это тонко измельченный белый каолин (особый вид глины), клеящие вещества, красители.
Какими особенностями и достоинствами обладает типографская бумага
Типографская бумага требуется для печати изданий с текстами на листовых и ролевых машинах, а также подходит для создания тоновых и штриховых иллюстраций. Бумага обладает такими характеристиками:
Идеальное процентное содержание влаги в типографской бумаге для технологии высокой печати составляет 4,5–5,5 %. Однако стоит отметить, что если печатным материалом служит бумага с содержанием в композиции древесной массы, данные цифры могут быть выше.
При печатании на мелованной бумаге способом высокой печати, могут возникнуть сложности с закреплением краски на поверхности материала. Такая бумага хорошо поглощает связующее, поэтому его содержание в красителе должно быть повышенным. Для высокой печати стойкость поверхности мелованной бумаги к выщипыванию по Деннисону должна составлять от 4 до 7. Тогда обеспечивается подходящее впитывание краски.
По цвету бумагу можно разделить на две группы: белую и цветную. Белая бумага, в свою очередь, также имеет разные оттенки. Степень белизны зависит от состава, в особенности от количества беленой целлюлозы. Из-за этого бумагу № 1 называют беленой, типографскую бумагу № 2 – полубеленой, № 3 – небеленой. Но даже беленая целлюлоза обладает сероватым либо желтоватым тоном. Чтобы получить чисто-белую бумагу, ее подцвечивают синим красителем.
Белизна печатной бумаги является очень важным показателем. Текст, напечатанный черной краской на белой (а лучше с легким оттенком цвета слоновой кости) бумаге, читать проще, чем если бы бумага имела сероватый оттенок. Также на чисто-белом носителе многокрасочные иллюстрации получаются ближе к цвету оригинального изображения.
То есть номер бумаги показывает ее прочность и белизну. Выбор определенного типа бумаги зависит от значимости издания, срока его планируемого использования, технологических и финансовых соображений.
Каким техническим требованиям должна соответствовать типографская бумага
Бумага должна соответствовать нормам ГОСТ 9095-89 «Бумага для печати типографская», а также техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.
Бумага может быть с такими номерами и марками: типографская бумага № 1 марки А, Б; № 2 марки А, Б, В:
Maркa бумаги, отделка
Условное обозначение
Тип печатной машины
Назначение
№ 1, марка А, машинной гладкости, масса бумаги площадью 1 м 2 60–80 г
Издания, предусматривающие большой срок службы, с текстами, штриховыми иллюстрациями, занимающими до 15 % полос
масса бумаги площадью 1 м 2 48 г
№ 1, марка А, каландрированная, масса бумаги площадью 1 м 2 60–80 г
Издания, предусматривающие большой срок службы, с текстами, штриховыми (15–40 % полос), полутоновыми иллюстрациями с линиатурой растра до 34 лин/см (до 15 % полос)
масса бумаги площадью 1 м 2 48 г
№ 1, марка А, высоко каландрированная, масса бумаги площадью 1 м 2 60–80 г
Листовые, рулонные, с устройствами для сушки
Издания, предусматривающие большой срок службы, с текстами, штриховыми, полутоновыми иллюстрациями с линиатурой растра 40–48 лин/см(до 20 % полос)
№ 1, марка Б, машинной гладкости, масса бумаги площадью 1 м 2 65 г
Издания, предусматривающие большой срок службы, с текстами, штриховыми иллюстрациями (до 5 % полос)
№ 1, марка Б, каландрированная, масса бумаги площадью 1 м 2 65 г
Издания, предусматривающие большой срок службы, с текстами, штриховыми (5–15 % полос), полутоновыми иллюстрациями с линиатурой растра до 34 лин/см (до 10 % полос)
№ 2, марка А, машинной гладкости, масса бумаги площадью 1 м 2 60 г
Книжно-журнальные издания, предусматривающие средний срок службы, с текстами и штриховыми иллюстрациями (до 5 % полос)
№ 2, марка А, каландрированная, масса бумаги площадью 1 м 2 60 г
Рулонные и листовые
Книжно-журнальные издания, предусматривающие средний срок службы, с текстами, штриховыми (5–15 % полос), полутоновыми иллюстрациями с линиатурой растра до 30 лин/см
№ 2, марка Б, каландрированная, масса бумаги площадью 1 м 2 60 г
Книжно-журнальные издания, предусматривающие небольшой срок службы, с текстами, штриховыми (до 15 % полос), полутоновыми иллюстрациями с линиатурой растра до 30 лин/см (до 10 % полос)
№ 2, марка В, машинной гладкости, масса бумаги площадью 1 м 2 60 г
Издания, предусматривающие небольшой срок службы, с текстами, штриховыми иллюстрациями (до 5 % полос)
№ 2, марка В, каландрированная, масса бумаги площадью 1 м 2 60 г
Издания, предусматривающие небольшой срок службы, с текстами, штриховыми (5–10 % полос), полутоновыми иллюстрациями с линиатурой растра до 30 лин/см (до 5 % полос)
Типографская бумага обязательно производится в рулонах и листах. Допустимая ширина рулона, размеры листовой бумаги, предельные отклонения по размерам и косине листовой бумаги определяются ГОСТ 1342.
Диаметр рулона составляет 850±50 мм, но может осуществляться и продажа рулонов другого диаметра.
Типографская бумага № 1 марки А с массой бумаги площадью 1 м 2 48 г, машинной гладкости (МГ), с оптически отбеливающим веществом (ООВ): Бумага № 1 А 48 МГ ООВ ГОСТ 9095.
Типографская бумага № 2 марки Б с массой бумаги площадью 1 м 2 60 г, каландрированной (К), без оптически отбеливающего вещества: Бумага № 2 Б 60 К ГОСТ 9095.
По показателям качества типографская бумага должна изготавливаться в соответствии с цифрами из приведенной ниже таблицы.