Типикон что это такое

Типикон

Типико́н — (от греч. Τυπικόν (от τύπος — обра­зец, вид, норма)):

1) Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви.
В насто­я­щее время в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви дей­ствует при­ня­тый в редак­ции 1695 года (при пат­ри­архе Адри­ане) Иеру­са­лим­ский Устав.
Иеру­са­лим­ский Устав назван по место­на­хож­де­нию лавры прп. Саввы Освя­щен­ного (439–539 гг.) близ Иеру­са­лима. Свои записи св. Савва назвал сразу тремя сло­вами: Τύπος καί παράδοσις και νόμος («Обра­зец, пре­да­ние и закон»). С 13 в. в загла­виях руко­пи­сей уже появ­ля­ется и одно слово τυπικόν, без пояс­не­ний. Иеру­са­лим­ский Устав лавры прп. Саввы Освя­щён­ного пришёл в России на смену Сту­дий­скому.

2) Бого­слу­жеб­ная книга, содер­жа­щая бого­слу­жеб­ный устав, меся­це­слов с Мар­ко­выми гла­вами (соеди­ня­ю­щими подвиж­ный и непо­движ­ный годо­вые бого­слу­жеб­ные круги), пра­вила о постах, пра­вила мона­стыр­ского обще­жи­тия и ука­за­ния о совер­ше­нии хра­мо­вых празд­ни­ков, тра­пезе и других сто­ро­нах цер­ков­ной и мона­стыр­ской жизни.
Миря­нам сле­дует пом­нить, что испол­не­ние в полной мере ука­за­ний Типи­кона – удел мона­ше­ству­ю­щих (и то далеко не всех), миряне же могут соот­вет­ство­вать этому идеалу в зави­си­мо­сти от воз­раста (физи­че­ского и духов­ного), семей­ного поло­же­ния и т.п.
Знаток Устава Михаил Ска­бал­ла­но­вич писал о Типи­коне: «Книга с таким загла­вием хочет не столько уза­ко­нить его малей­шие част­но­сти, устра­няя в нём всякую сво­боду отпра­ви­те­лей, сколько хочет нари­со­вать высо­кий идеал бого­слу­же­ния, кото­рый кра­со­тою своею вызы­вал бы все­гдаш­нее неволь­ное стрем­ле­ние к его осу­ществ­ле­нию, в полной мере может быть и не всегда воз­мож­ному, как и осу­ществ­ле­ние вся­кого идеала, сле­до­ва­ние вся­кому высо­кому образцу. Таков по суще­ству и весь закон Хри­стов, неосу­ще­стви­мый вполне во всей его небес­ной высоте, но боже­ствен­ным вели­чием своим воз­буж­да­ю­щий неудер­жи­мое вле­че­ние в чело­ве­че­стве к его осу­ществ­ле­нию и чрез то живо­тво­ря­щий мир».

Откуда у Церкви Бого­слу­жеб­ный Устав?

Поня­тие «Бого­слу­жеб­ный Устав» отно­сится не к какому-то еди­ному, общему своду норм, правил и тре­бо­ва­ний, при­знан­ных пол­но­той Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви, а к раз­лич­ным бого­слу­жеб­ным кодек­сам, отли­ча­ю­щимся друг от друга обсто­я­тель­ствами про­ис­хож­де­ния и содер­жа­нием.

Как Устав, упо­треб­ля­е­мый на сего­дняш­ний день в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, так и все прочие Бого­слу­жеб­ные Уставы обра­зо­ва­лись не вдруг. Их фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие осу­ществ­ля­лось мед­ленно, посте­пенно. С тече­нием вре­мени, то в одной, то в другой Помест­ных Церк­вах при­ни­ма­лись новые молит­во­сло­вия, состав­ля­лись новые пес­но­пе­ния, уста­нав­ли­ва­лись цер­ков­ные празд­ники, дни поми­но­ве­ния святых. Все это нахо­дило отра­же­ние в изме­не­нии хода цер­ков­ных бого­слу­же­ний.

В ранних мона­стыр­ских Уста­вах литур­ги­че­ская и дис­ци­пли­нар­ная части как пра­вило объ­еди­ня­лись в единый состав. С годами литур­ги­че­ские ука­за­ния стали груп­пи­ро­ваться особо, при­об­ре­тая формы само­сто­я­тель­ных бого­слу­жеб­ных доку­мен­тов.

По мере уве­ли­че­ния чис­лен­но­сти Земной Церкви росло и коли­че­ство бого­слу­жеб­ных обы­чаев. Посте­пенно стала осу­ществ­ляться их коди­фи­ка­ция. Воз­никла воз­мож­ность срав­ни­вать разные прак­тики, заим­ство­вать наи­бо­лее ценное.

В этой связи соста­ви­тели новых бого­слу­жеб­ных Уста­вов имели обшир­ное насле­дие бого­слу­жеб­ного опыта.

В своё время боль­шим ува­же­нием в Визан­тии поль­зо­вался Сту­дий­ский Устав. Этот Устав, хотя и не в пер­во­на­чаль­ном его вари­анте, пере­нес в Киев святой Фео­до­сий Печер­ский (XI в.). До XIII века на Руси пре­об­ла­дал именно Сту­дий­ский Устав.

Затем всё боль­шую попу­ляр­ность стал при­об­ре­тать Иеру­са­лим­ский Устав. В пер­во­на­чаль­ной редак­ции Иеру­са­лим­ский Типик исполь­зо­вался в Лавре свя­того Саввы (VI век). Со вре­ме­нем он пре­тер­пел ряд изме­не­ний. На Руси, напри­мер, знали несколько его форм.

В XV веке Иеру­са­лим­ский Устав занял доми­ни­ру­ю­щее поло­же­ние на Руси, прак­ти­че­ски пол­но­стью вытес­нив Сту­дий­ский.

Что такое типи­кон?

из книги: Арранц М., S. J. “Око цер­ков­ное” (Исто­рия Типи­кона). 1998.

Слово «Типи­кон» может обо­зна­чать разные поня­тия:

а) Типи­кон как книга, содер­жа­щая ука­за­ния литур­ги­че­ского харак­тера. Суще­ствуют разные «Типи­коны» или редак­ции Типи­кона в Церк­вах визан­тий­ской тра­ди­ции. В древ­но­сти у визан­тий­цев и славян упо­треб­ля­лись соборно-при­ход­ской «Типи­кон Св. Софии Кон­стан­ти­но­поль­ской», монас­тырские типи­коны — «Сту­дий­ский», «Сту­дий­ско-Алек­си­ев­ский», и др.

В насто­я­щее время все сла­вян­ские Церкви Визан­тий­ской тра­ди­ции (в том числе и Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь) на при­хо­дах и в мона­сты­рях ис­пользуют так назы­ва­е­мый «Иеру­са­лим­ский типи­кон», или «Типи­кон Свя­того Саввы» (иначе — «Сав­ва­ит­ский типи­кон»), про­ис­хо­дя­щий из зна­ме­ни­той лавры близ Иеру­са­лима. Напро­тив, гре­че­ские Церкви, сохра­няя Сав­ва­ит­ский типи­кон, с ХIХ в. служат по так назы­ва­е­мому «Типи­кону Вели­кой Хри­сто­вой Церкви» Геор­гия Вио­ла­киса.

б) Типи­кон как исто­ри­че­ская тра­ди­ция или живая прак­тика богослу­жения в данной Церкви. Эта тра­ди­ция может раз­ви­ваться и меняться по раз­ным пас­тыр­ским и бого­слов­ским при­чи­нам и в силу исто­ри­че­ских собы­тий.

в) Типи­кон как «обряд», т. е. как пра­вило или способ бого­слу­же­ния в целом в данной Церкви и в данное время. Поня­тие «обряда» (ritus) — запад­ное. Оно выра­жает всё, что раз­ли­чает одну Цер­ковь от другой в богослужеб­ном плане; суще­ствует, напри­мер, Визан­тий­ский обряд, Алек­сан­дрий­ский обряд, Рим­ский обряд, Испано-моза­раб­ский обряд, и т.д.

Источник

ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТИПИКОНА

Заглавие книги

Значение слова «Типикон»

Смысл заглавия

Такое заглавие искусно определяет характер не только книги, которой усвоено оно, но и самого богослужения, которым занимается эта книга. По отношению к этому богослужению книга с таким заглавием хочет не столько узаконить его малейшие частности, устраняя в нем всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере, может быть, и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков, по существу, и весь закон Христов, не осуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир.

История заглавия

Полное надписание Типикона

Полное заглавие Типикона ныне на входном листе: «Типикон сиесть устав». На 1 листе: «Типикон сиречь изображение церковнаго последования во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы. Тожде последование бывает и в прочих во Иерусалиме честных обителех; подобие и в прочих святых Божиих церквах». Заглавие, таким образом, связывает происхождение нынешнего устава с лаврою прп. Саввы Освященного, находящейся вблизи Иерусалима. История богослужебного устава не позволяет, как мы видели, с точностью определить, что в нынешнем Типиконе должно быть приписано св. Савве и порядкам его обители. Несомненно такое происхождение может быть усвоено только обычаю воскресного бдения, чином которого начинается нынешний Типикон. Возможно, что первоначально настоящее надписание Типикона и прилагалось ближайшим образом к «последованию» воскресного бдения.

Заглавие в таком почти виде повторяется во всех полных списках устава, известных ныне только с XIII в. Но в некоторых нет последнего предложения «Тожде последование бывает…» (например, в одном греческом списке из библиотеки самой лавры св. Саввы XVI в. 1838 ). Без этого предложения заглавие, должно быть, и имело свой первоначальный вид. Следующий по древности вид заглавия, должно быть, когда вместо этого предложения стоит прибавка: (в лавре св. Саввы) «и в большинстве здесь встречающихся св. монастырей» (так в греч. ркп. Ватик. библ. 1346 г. № 320/331). В большинстве же рукописей нет только добавки: «подобие и в прочих св. Божиих церквах», очевидно, самой поздней (так в ркп. Моск. Син. библ. № 328/383 и 329/384, Рум. Муз. Сев. собр. № 27/1458 и др.).

Впервые слово διατύπωσις в церковной литературе употребляют «Апостольские Постановления» (IV-нач. V в.) в приложении, по-видимому, вообще к церковному устройству или ближайшим образом к чинам хиротонии и литургии (Апостольские Постановления. VIII, 3).

Голубцов А. Соборные чиновники и особенности службы по ним, с. 10 // Чтения в Импер. Общ. Истории и древн. Росс, 1907, кн. 3.

Дмитриевский А. Рецензия на книгу «Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви», проф. И. Мансветова // Христ. Чт. 1888,

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Типикон (Типик)

Типи­кон (Типик), или Устав — цер­ковно-бого­слу­жеб­ная книга, содер­жа­щая в себе систе­ма­ти­че­ское ука­за­ние порядка и образа совер­ше­ния цер­ков­ных служб. Т. заклю­чает в себе после пол­ного опи­са­ния вос­крес­ных все­нощ­ных бдений сперва крат­кое и общее, а потом подроб­ное, рас­по­ло­жен­ное по меся­цам и дням целого года ука­за­ние, как соеди­нять с изме­ня­е­мыми частями бого­слу­же­ния в разные дни года службы святым и празд­ни­кам. К этому при­со­еди­нены пра­вила о пище как для всех хри­стиан, так и в осо­бен­но­сти для мона­хов. В конце T. поме­щены хра­мо­вые главы, Пас­ха­лия и Лунник. В первый раз цер­ков­ный устав был начер­тан на письме св. Саввою Освя­щен­ным в VI в. и полу­чил назва­ние пале­стин­ского, или иеру­са­лим­ского. Под­лин­ный устав Саввы был утра­чен во время наше­ствия Хозроя на Пале­стину. Св. Софро­ний, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский, вос­ста­но­вил иеру­са­лим­ский устав, допол­нен­ный в VIII в. тру­дами Иоанна Дамас­кина и Козьмы Маюм­ского. В таком виде устав скоро вошел в упо­треб­ле­ние в церк­вах гре­че­ских и осо­бенно в Сту­дий­ской оби­тели в Кон­стан­ти­но­поле. В этой послед­ней он снова был вос­пол­нен пес­но­пе­ни­ями Мит­ро­фана, Ана­то­лия, самого Фео­дора Сту­дита, брата его Иосифа, Фео­фана Начер­тан­ного, Иосифа Пес­но­писца и Гри­го­рия, мит­ро­по­лита Нико­ми­дий­ского. Из после­ду­ю­щих допол­не­ний Устава осо­бенно заме­ча­тельны сде­лан­ные в Χ в. мона­хом оби­тели св. Саввы, Марком, впо­след­ствии епи­ско­пом Идрунт­ским. Он внес в Устав пра­вила о пес­но­пе­ниях гре­че­ской церкви, состав­лен­ных в IX и Χ вв., и опре­де­лил поря­док бого­слу­же­ния в тех слу­чаях, когда на один и тот же день падало несколько празд­ни­ков. В после­ду­ю­щее время над обра­бот­кой цер­ков­ного устава тру­ди­лись Никон Чер­но­го­рец (XI в.) и Фило­фей, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский. Неко­то­рые статьи Фило­фе­ева Устава пере­шли и в сла­вян­ские списки Устава, и в гре­че­ские ста­ро­пе­чат­ные типики. Кроме Устава иеру­са­лим­ского, на раз­ви­тие и обра­зо­ва­ние бого­слу­жеб­ных и дис­ци­пли­нар­ных поряд­ков имел вли­я­ние другой Устав — Сту­дий­ский (см.). В XV в. иеру­са­лим­ский Устав вытес­нил окон­ча­тельно сту­дий­ский и рас­про­стра­нился по всем церк­вам и мона­сты­рям в Греции, в землях южно-сла­вян­ских и на Руси. Для России Устав иеру­са­лим­ский был пере­ве­ден под назва­нием «Ока Цер­ков­ного» препод. Афа­на­сием, осно­ва­те­лем Высот­ского м‑ря, жившим в Кон­стан­ти­но­поле в конце XIV и начале XV в. Списки Уста­вов в России были видо­из­ме­ня­емы и допол­ня­емы служ­бами рус­ским святым; были состав­лены хра­мо­вые главы на осно­ва­нии гре­че­ских статей; гре­че­ские обряды были при­но­ров­ля­емы к усло­виям рус­ской жизни. Первое печат­ное изда­ние Т. в России, офи­ци­ально исправ­лен­ное, отно­сится к 1610 г. Из после­ду­ю­щих изда­ний важ­ней­шее зна­че­ние имеет Устав, издан­ный в 1682 г. при пат­ри­архе Иоакиме. Послед­нее изда­ние Т. сде­лано в 1695 г. при пат­ри­архе Адри­ане; оно отли­ча­ется от изда­ния 1682 г. пере­смот­ром меся­це­слов­ной части и согла­ше­нием ее с исправ­лен­ными Мине­ями. Все, что было сде­лано позд­нее, вплоть до послед­него изда­ния 1877 г., огра­ни­чи­ва­ется незна­чи­тель­ными изме­не­ни­ями в тексте и поправ­ками кор­рек­тур­ными; не устра­нены даже неко­то­рые ошибки и недо­смотры, допу­щен­ные справ­щи­ками 1695 г. Ср. И. Манс­ве­тов, «Цер­ков­ный устав (типик), его обра­зо­ва­ние и судьба в гре­че­ской и рус­ской церкви» (М., 1885); П. Лебе­дев, «Наука о бого­слу­же­нии пра­во­слав­ной церкви» (ч. I, М., 1890, стр. 148—150); Епиф. Несте­ров­ский, «Литур­гика или наука о бого­слу­же­нии пра­во­слав­ной церкви» (ч. I, Курск, 1895, стр. 238—246).

Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­гауза и Ефрона

Источник

Типикон и инжир

Человеческая природа склонна к гармонии. Наверное, это качество человека – один из штрихов образа Божия. Ведь Бог – начало всяческого порядка и совершенства, а отсутствие благодати – причина хаоса. Поэтому человеку свойственно искать гармонию в быту, в отношениях с ближними и с Богом. К этому призывает и апостол: «Вся же благообразно и по чину да бывают» (1 Кор. 14: 40). Идеей гармоничного общения с Богом проникнуто все богослужение Православной Церкви. Церковная служба – самое совершенное произведение мысли человека, освященной Духом Божиим. И зафиксирована эта мысль в виде Типикона, или Церковного устава.

Типикон – это попытка дать образец не только совершенного богослужения, но и совершенной монастырской жизни. В нем раскрыты всевозможные бытовые особенности жизни монаха, изредка вспоминаются и миряне. История знает несколько «уставов», авторами которых были разные святые отцы. Русская Православная Церковь сейчас использует Иерусалимский устав, составленный в VI веке преподобным Саввой Освященным. Подобного фундаментального труда, направленного исключительно на жизнь мирян, никогда не было, как никогда не продумывался специальный богослужебный устав для приходских храмов. Богослужение в приходских храмах совершается по монастырскому уставу, но сокращается, по понятным причинам. Может быть, и хорошо, что нет особого, «облегченного» устава для приходов. Ведь в том, как мы служим сейчас, нет никаких причин для гордости, основанной на полном выполнении предписаний Устава. Вот так мы потихоньку подобрались к центральной теме статьи.

Любой священнослужитель обязан исполнять предписания Устава, но в то же время исполнить Устав во всей полноте невозможно даже в монастыре (не говоря уже о приходских храмах). Собственно, Устав являет недостижимый идеал богослужебной жизни. С Церковным уставом Православной Церкви сейчас хорошо знакомы многие люди, как клирики, так и миряне. И в основном я встречаюсь с двумя подходами к предписаниям Устава. Первый, особенно модный в наше время, – это свободомыслие, либерализм на церковной ниве. Многим кажется, что по своему усмотрению можно искажать богослужение, лепить из него что угодно, основываясь лишь на формуле «аще предстоятель изволит». Второй подход – полностью противоположен первому – это «типиконщина», консерватизм, возведенный в абсолют. В этом случае уже теряется конечная цель предписаний Устава – гармоничное общение с Богом в рамках богослужения, и исключительной задачей клирика становится только выполнение законоположений Типикона.

Чтобы нащупать золотую середину, нужно попытаться понять дух установлений Типикона, мотивы святых отцов, которые его составляли. Тогда станет понятно, что есть некие главные моменты, которые оговариваются особо, а есть второстепенные, выбор которых предлагает сам Типикон. Например, глава 6 «О всенощных бдениях» говорит, что в год должно совершаться минимум 68 всенощных бдений (тут же замечу, что всенощное бдение Типикона – это далеко не наша двухчасовая вечерняя служба, а пять-шесть часов молитв). Однако иногда возникает искушение сократить бдение (как мы это делаем сейчас). Поэтому уже в следующей, 7-й главе, читаем[1]: «Да будет известно, что в малых обителях и соборных и приходских храмах в дни воскресные, где всенощных не бывает или настоятель не благословляет совершать их, поется великая вечерня, а также утреня в свое время следующим образом» (С. 38), – и приводится упрощенный порядок богослужения. То есть вместо сокращения всенощного бдения можно провести другие, более краткие уставные богослужения.

Однако в этой статье я хочу затронуть другой важный аспект, который касается поста, хотя на первый взгляд эта связь может показаться надуманной. Я хочу поговорить о времени совершения богослужений.

Время Типикона

В обычные дни Литургия должна начинаться в 9 (или около того) часов утра, чтобы закончиться до полудня. Однако в особые дни время Литургии сдвигается. Зачем? Чтобы понять логику Типикона, нужно оговориться, что пост условно можно разделить на аскетический и евхаристический. Аскетический пост – это постоянное воздержание в многодневные посты. Его суть хорошо раскрывает протоиерей Александр Шмеман: «Аскетический пост состоит в сильном сокращении пищи, так, чтобы постоянное состояние некоторого голода переживалось нами как память о Боге… Этот аскетический пост вместо того, чтобы ослаблять, создает в нас известную легкость, собранность, трезвость, радость и чистоту». Евхаристический пост – полный отказ от пищи и питья перед Причащением.

В период Великого поста усиливается не только аскетический пост, но и евхаристический. И в богослужении это проявляется в первую очередь тем, что Причащение совершается далеко за полдень. И главное великопостное богослужение, которое специально для этого создано, – Литургия Преждеосвященных Даров. В отличие от обычной Литургии на этой службе не освящаются Святые Дары, а используются Дары, уже освященные в предыдущее воскресенье.

Типикон что это такое. Смотреть фото Типикон что это такое. Смотреть картинку Типикон что это такое. Картинка про Типикон что это такое. Фото Типикон что это такое

Литургия Преждеосвященных Даров начинается с вечерни. Уже одно это показывает, в какое время эта служба должна совершаться. По Уставу время вечерни не оговаривается определенно, но привязывается к заходу солнца и длине службы. По Типикону вечерня начинается в основном с 13 до 17 часов. То есть Причащение в будние дни Великого поста совершается вечером для увеличения времени евхаристического воздержания, для усиления великопостного подвига.

Как это может выглядеть для нас? Человек молитвенно готовится накануне и с утра к Причащению, идет на работу, где, не вкушая еды и не испивая воды, держит память, что сегодня приобщится Святым Тайнам, соединится со Христом. Весь рабочий день: в общении с коллегами, в транспорте, на улице – он живет ожиданием Литургии. И наконец наступает благословенный вечер, где он с «верою и любовию» приступает к тому, чего ждал весь день. Когда мы причащаемся с утра в воскресенье, ночь субботы служит как бы неким буфером, который смывает все ощущения и мысли дня предыдущего, и мы приходим в храм «с чистого листа». Когда же причащаешься вечером – сохранить себя незапятнанным от недостойных мыслей, слов и поступков в течение дня становится настоящим подвигом воздержания.

Сложилась совершенно не уставная практика служения Преждеосвященной Литургии утром – по образцу непостных дней

К сожалению, почти повсеместно сложилась совершенно не уставная практика служения Преждеосвященной Литургии утром – по образцу непостных дней. Богослужение начинается с утра (часов в 8) и заканчивается около полудня. При этом «вычитываются» одно за другим несколько богослужебных последований[2], которые по Уставу нужно служить в разное время. Правда, если делать, как рекомендует Устав, то придется приходить в храм четыре-пять раз[3]. Тогда каждое богослужение будет длиться час-два. Это не так утомительно и позволяет человеку внимательно молиться. Однако мирянин не имеет возможности приходить в храм четыре раза в день. Поэтому и сложился не совсем верный подход: сгромоздить все в одну кучу и служить. Выход простой: раз у нас не монастырь, то можно опустить часть последований, не заниматься «вычиткой», от которой в голове прихожан начинает звучать лишь одна молитва: «Когда же это все закончится?» Идти за Типиконом – оставлять вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров на законное вечернее время[4]. В этом случае причащаться в будние дни Великого поста смогут не только пенсионеры, но и рабочие после завершения трудового дня. В некоторых храмах так и делают. Я с ходу могу назвать несколько мест в Минске и Москве[5], где практикуют вечерние Литургии. Уверен, что такие храмы есть и в других городах.

Вечерняя служба с Причащением – это нечто необычайное! Стоит хоть раз побывать на ней, чтобы понять это. Недаром в торжественные дни Устав предписывает совершение именно такого богослужения. Например, в Рождественский сочельник (если он выпадает на будний день) начало вечерни с Литургией святителя Василия Великого – в 1 час дня (С. 366). Заканчивается такая служба около 16–17 часов, в сумерках. На средину храма выносится икона Рождества Христова, и приближение праздника в тот момент чувствуешь совсем по-другому, нежели когда служишь такую Литургию утром. На несколько часов прихожане расходятся домой – подкрепиться и отдохнуть – и вновь собираются в храм на всенощное бдение, которое по Уставу начинается в 4 часа утра. А сразу после бдения – праздничная Литургия. В Крещенский сочельник начинать вечерню с Литургией положено чуть раньше – в 11:00 – из-за того, что служба затягивается освящением воды. После полудня положено совершать Литургию также в Великий четверток и Великую субботу и еще в некоторые дни.

Вообще исключительная продуманность Устава – дело не человеческое, а Божие. Нам порой кажется, что Церковный устав чрезмерно строг. Однако это скорее ложные представления, основанные на выдернутых из контекста цитатах. И это касается не только богослужения, но и других ограничений. Например, уставных ограничений в пище.

Трапеза Типикона

Типикон предлагает на трапезу: маслин – «малую питьевую чашечку», изюма – столько же, 6 орехов, 8 штук инжира…

Какой же выход? Быть рассудительным во всем. Сейчас пользуются популярностью настенные календари, в которых размечено в соответствии с Уставом, в какие дни положено сухоядение, в какие пища без масла, в какие – с маслом. Однако недостаток масла в Палестине с лихвой восполняется употреблением в пищу маслин. Конечно, я не призываю нарушать уставные предписания, а лишь относиться с пониманием к тому, в каких условиях создавался Типикон и в каких условиях мы с вами живем. В пост нужно и испытывать чувство голода, и вставать из-за стола с бодростью, и пережить слова пророка «колени мои изнемогли от поста» (Пс. 108: 24). Без этого пост – не пост. Однако не нужно забывать о том, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12), что главный бой мы должны давать не желудку, а своей падшей искривленной воле, и телесное воздержание – только средство в этой борьбе. А поэтому нельзя, чтобы тело изнемогало до бессилия.

Мне кажется, боговдохновенность составителей Устава проявилась и в выборе рациона для периода воздержания. Ведь могли бы быть одни каши да бобовые, которые Устав, кстати, тоже упоминает. Или капуста, которую Типикон не считает даже за овощ, презрительно называя ее «зелием» (С. 103), то есть простой зеленью. Но включено в рацион изрядное количество инжира, про который говорят, что это самый полезный плод на планете. Поэтому и нам можно и нужно включать в свой рацион сухофрукты и орехи, пить квас, сладкий чай, компот – для поддержания сил телесных. Как говорят святые отцы, телу нужно давать ровно столько пищи, чтобы оно было в состоянии нести постовые подвиги – молитвы, поклоны, да и наши повседневные труды. Поэтому нужно знать свою собственную меру – чтобы не насыщаться во время трапезы, вставать из-за стола чуть голодным, но чтобы в то же время не подрывать организм неумеренным пощением. Уклонение в ту или другую сторону одинаково вредно.

Итак, братья и сестры, важно не только иметь знание, но и уметь рассудительно им пользоваться. Этому да научит нас всех Христос Бог через молитву, которая есть матерь всем добродетелям.

Источник

Типикон

Типикон (церк.-слав. Тѷпїко́нъ, Ти́пикъ), (греч. Τυπικόν от τύπος — образец, устав) — церковно-богослужебная книга, устанавливающая порядок православного богослужения или Богослужебный устав, который регламентируется общими уставными главами, месяцесловом с описанием соединения богослужения подвижных и неподвижных годовых богослужебных кругов в Марковых главах, указаниями о совершениях храмовых (престольных) праздников, правилами о постах, монастырском общежитии, трапезе и о других сторонах церковной, преимущественно монастырской, жизни.

История составления Типикона

Ветхозаветная предыстория

Уже в первых главах Библии (Быт. 4:3—5) подчёркивается важность соблюдения правильного богопочитания (правильного богослужения). При появлении письменности, пророк Моисей зафиксировал Ветхозаветный закон, регламентирующий всё богослужение священников при Скинии — позже оно применялось в Иерусалимском храме. После разрушения этого храма в 586 году до н. э. общественное богослужение у евреев нарушилось, возникли синагоги, где, в основном раввинами (мудрецами), читалось и толковалось Священное Писание, пелись псалмы, велась проповедь, но жертвоприношения могли совершаться только в храме. Тогда же развитие получили различные формы домашнего богослужения, где главным действующим лицом являлся глава семьи или рода.

Раннехристианское богослужение

Христианство изначально соблюдало все ветхозаветные богослужебные традиции, завершение которых стало осмысливать в Евхаристии. Интернациональный (общечеловеческий) характер христианства быстро вывел его за узкие национальные границы еврейского народа. После очередного (в 70 году н. э.) разрушения Иерусалимского храма пути развития христианского богослужения окончательно разошлись с иудейским. В период гонений христианское богослужение сохраняло верность священным традициям, выбирало приемлемые формы богослужения в новых условиях и при этом стремилось к единообразию. При скудности сохранившихся источников, можно обнаружить две первоначальных формы: более величественное архиерейское богослужение (в городах) и более скромное — приходское (сельское).

Появление первых типиконов

В III веке в Египте возникло монашество, имевшее непрестанное (часто круглосуточное) богослужение, в основе которого лежало пение Псалтири и чтение Иисусовой молитвы. Для совершения Литургии приглашались священники из ближайших селений, так как первым монахам не поощрялось принимать духовный сан. Все монахи, послушники, и отчасти паломники, обучались грамоте. В пустынях росли монашеские города, которые остро нуждались в конкретных законах, регламентирующих различные хозяйственные и богослужебные аспекты киновий, лавр, скитов и келлий отшельников.

Наибольшего успеха в усовершенствовании монашеского устава добилась Лавра Саввы Освященного, находящаяся поблизости с центром Христианства — Иерусалимом. Многочисленные паломники со всего мира, в том числе в священном сане, посещавшие этот Святой Град, обогащали палестинские богослужебные обычаи, богослужебные тексты и напевы своими (местными), а, возвращаясь в свои страны, разносили по всей земле Иерусалимские уставные традиции. Патриаршее богослужение в Храме Гроба Господня и богослужебная практика Лавры преподобного Саввы оказывали друг на друга сильное влияние. Поэтому сформировавшийся здесь Иерусалимский устав в равной степени называют и «Иерусалимским», и «Палестинским», и «Монастырским».

Студийские уставы

Однако в VII веке Иерусалим и вся Палестина были захвачены и разгромлены сначала персами, а вскоре и арабами-мусульманами. Центр церковной жизни переместился в Константинополь, являвшийся столицей тогда самого сильного христианского царства. Но покровители Церкви — византийские императоры сами вскоре уклонились в ересь иконоборчества, а защитниками иконопочитания стали монастыри, из которых выделялся столичный Студийский монастырь, устав которого стал пользоваться большим авторитетом у православных. Однако, по сути, студийский устав — один из многочисленных вариантов сокращений прежнего Иерусалимского устава, приспособленного к жизни «столичного» монашества. Поэтому единого Студийского устава никогда не существовало, о чём свидетельствуют значительные расхождения в различных сохранившихся рукописях времён рубежа тысячелетий.

В целом, Студийские уставы, по сравнению с суровыми древними Иерусалимским и египетскими монашескими уставами, считались более лёгкими: в них не было долгих всенощных бдений, малых вечерен, великих славословий, часов в праздничные дни, значительно меньше кафизм и Марковых глав, с более развитой гимнографией. Существенно облегчались посты, а по одному из списков этого устава («Диатипосис») допускается даже оставление братом монастыря,

«если он не имеет душевного покоя в нашей лавре», оно должно быть не тайным бегством, а происходить с предупреждением об этом «духовного вождя, чтобы и удаление из монастыря было с молитвой и благословением, а не с запрещением, не с проклятием, не с отлучением от св. отцев» (§ 31)

— Михаил Скабалланович, Толковый Типикон, М., 2004, стр. 422

Монахам дозволялось избирать игуменов по своим прихотям, изгонять неугодных из монастырей, в дела монашеских общин вмешивались богатые ктиторы в своих порочных интересах, что приводило к тягостным последствиям. Императоры-иконоборцы, оправдывая свои гонения против православных монахов, упрекали последних в упадке нравственности и в несоответствии тогдашнего монашества его изначальной строгости в духовных подвигах.

Общая «либерализация» церковной жизни при студийских уставах имела и некоторые положительные последствия:

Возврат к Иерусалимскому уставу

Упадок Византийской империи, нестроения в монастырях и разногласия в богослужебных чинопоследованиях побуждали ревнителей православия к возвращению древнего Иерусалимского устава. В XI веке игумен Раифского монастыря на Синае Никон Черногорец из-за недовольства братии вынужден был удалиться в монастырь св. Симеона Дивногорца на Чёрной горе близ Антиохии, где начал собирать и редактировать списки Иерусалимского устава, а с возникавшими недоумениями обращаться к искусным отцам обители св. Саввы, где тогда руководствовались неписанным Типиком, но подсказали, что древнейшая рукопись Иерусалимского устава может находиться в Лаодикии. После разорения Раифского монастыря турками в 1085 году и крестоносцами в 1098 году Никон Черногорец вернулся в этот монастырь, откуда распространял Иерусалимский устав по всем синайским и палестинским монастырям. Постепенно, и с некоторым сопротивлением, Иерусалимский устав был принят и в Константинополе, а затем — во всех православных странах.

В XIII веке Константинополь был захвачен крестоносцами, а удельные русские княжества — монголо-татарами, что отчасти нарушило церковную жизнь, привело к умалению патриаршего Устава Великого Собора Святой Софии и способствовало возвышению Тырновского (болгарского) и Сербского царств, стремившихся не только к политической, но и церковной независимости от Византии, ради чего началось возвращение к несколько изменённому и дополненному Иерусалимскому Типику. Богослужебные книги приспособлялись к Иерусалимскому уставу. Иерусалимский и Студийский типиконы оказали друг на друга огромное взаимное влияние и имеют значительно больше сходства, чем расхождения.

Церковные уставы на Руси

Послы князя Владимира увидели в Царьграде великолепное богослужение. После принятия от греков христианства, в Киевской Руси сначала господствовал Устав песненных последований по образцу Устава Великой Церкви Константинопольской. В X веке Феодосий Печерский позаимствовал с Афона Студийский устав, который вскоре стал единственным в русских княжествах (холодные зимы и осенне-весенние распутицы не благоприятствовали совершению многочисленных крестных ходов, предписанных Уставом Константинопольской Софии).

Будучи в составе Константинопольской церкви, Русская церковь, вслед за остальными православными Востока, перешла на Иерусалимский устав. В Северо-Восточной Руси Иерусалимский Устав внедрялся в конце XIV века Московским митрополитом Киприаном (болгарином по происхождению, почитателем афонского исихазма). Иерусалимский Устав в России был закреплён Стоглавым собором и книжной справой патриарха Никона.

Первое официальное печатное издание Типикона в России относится к 1610 году. Последняя редакция русского Типикона была осуществлена в 1695 году при Патриархе Московском Адриане. Дальнейшие издания ограничивались небольшими изменениями в тексте, корректурными правками, вставкой в Месяцеслов служб новопрославленным святым и заменой 14-го обращения великого Индиктиона Пасхалии 15-м, начавшимся в 1941 году.

С завоеванием в 1830 году Грецией независимости от Османской империи возобновилось и литургическое творчество. Издавались монастырские типиконы, приспособленные (сокращённые) к нуждам рядового приходского храма и активизировался почти забытый архиерейский Устав Великой церкви с песненными праздничными процессиями по городам и весям.

Вслед за греками и в России на Поместном соборе 1917—1918 годов предпринимались попытки реформирования богослужебного Устава, но из-за разразившихся революции, гражданской войны и обновленчества они не были приняты.

Этимология названия Типикона

Название «Типикон» происходит от греческого τύπος — черта, вид, образец, изображение, икона, модель, норма; τυπικός означает «составленный по образцу». Позднее слову τύπος усвоено значение указа, закона. У древних христианских писателей Климента Александрийского, Оригена, Василия Великого это прилагательное означает «символический», «прообразовательный». Значение слова τύπος — религиозный закон, устав особого характера, у Григория Назианзина он употребляется по отношению к Символу веры, у Юстиниана означает Божественный закон. Точнее, чем «устав», было бы перевести τυπικόν — «чиновник», лат. ordinarium.

Такое оригинальное заглавие книги, излагающей порядок богослужения, непереводимо на славянский язык, почему и оставлено без перевода. Слово «устав» — неточная передача греческого τυπικόν — «устав» соответствует греческому διάταξις.

Св. Савва Освященный (V в.) — автор ныне действующего Иерусалимского устава, свой, ещё кратенький, устав сам назвал, или назвали так записавшие его сподвижники сразу тремя словами: Τύπος καί παράδοσις και νόμος — «образец, предание и закон». Св. Феодору Студиту (IX в.) — представителю другой формы церковного устава, усвояют устав с именем Ύποτύπωσις — «отобраз, очерк». Студийский устав, принесённый св. Афанасием Афонским (X в.) на св. гору Афон, где он получил новую переработку, получил наименование Διατύπωσις — «преобразование», «представление». Древнейший из сохранившихся полных уставов храма Константинопольской св. Софии (IX—X в.) предположительно носил название Συναξάριον — «собо́рник», то есть указатель праздничных дней, в которые совершались торжественные шествия с богослужениями. Древний Синайский список этого же устава называется Κανονάριον — «сборник правил». Только с XI в. в обозначении церковного устава появляется уже и термин τυπικόν, хотя ещё с другими, пояснительными названиями, например: Συναξάριον ήτοι Τιπικόν. Древние славянские рукописи переводят греч. τυπικόν либо «устав», либо «ти́пик», например у старообрядцев: «Устав, сиречь Око церковное».

Состав Типикона

Изначально Типикон — это монашеский устав. В связи с тем, что в IV и V веках монахам часто возбранялось стремиться к поставлению в священный сан диакона, священника и епископа, то в Типиконе почти ничего не написано о непосредственных обязанностях священнослужителей, о порядке совершения самого главного христианского богослужения — Литургии (она может совершаться только епископами или священниками с благословения местного правящего епископа), о совершении крещений, отпеваний, венчаний, освящений разных вещей и событий, и о других требах.

Современный Типикон Русской православной церкви содержит в себе два условных раздела по 60 глав каждый:

Первый раздел

Общая часть

Частная часть

Дополнительная часть

Здесь содержатся указания на изменяемые краткие седмичные молитвословия, устав применения которых различен для разных дней седмицы и сами эти молитвословия.

Второй раздел

Храмовые главы

В храмовых главах указано, как совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового (престольного) праздника с другим праздником в один и тот же день. Храмовые главы в Типиконе имеют свой счёт и расположены так же, как последования во второй части Типикона, а именно:

Припевы

Пасхалия

Применимость Типикона

Следует заметить, что Типикон — это общепризнанный богослужебный идеал, в точности исполнить который не стремятся порой даже монастыри. Всегда ориентируясь на Него, в приходской практике, тем не менее, частично или полностью сокращаются из суточного круга богослужений обычно: малая вечерня (перед всенощным бдением), кафизмы, псалмы, стихиры, паремии, лития, повечерие, полунощница, аллилуйная служба, двупсалмие, седальны, степенные антифоны, библейские песни, каноны, синаксарии, междочасия, блаженны, апостольские и евангельские зачала, поминовение о здравии и за упокой на Литургии, ектения об оглашенных, Чин о панагии, 9-й час и ряд отдельных молитв. И наоборот, в общецерковное богослужение практически ежедневно включаются неуставные акафисты, молебны, панихиды. Типикон иногда допускает определённую свободу выбора:

«А́ще изво́литъ настоя́тель. »

Типикон предлагает не только порядок совершения общецерковных богослужений, но также открывает богословские истины и вдохновляет к аскетической жизни, к молитве, послушанию, воздержанию, терпению, благотворительности, к любви и другим христианским добродетелям. Авторитет Типикона в Православной церкви настолько велик, что все священнослужители перед посвящением в священные степени приносят присягу с обещанием соблюдать Церковный Устав (Типикон), отдельные главы которого зачитывались на трапезе в монастырях наряду с поучениями Святых отцов Церкви.

В начале XXI века в Русской православной церкви получила широкое распространение практика совершения ежедневных церковных богослужений по ежегодно издаваемым Издательским отделом Московской патриархии Богослужебным указаниям на каждый год (в уже традиционных фиолетовых жёстких обложках). В связи с этим уже не в каждом православном храме России есть Типикон.

Просмотров: Типикон что это такое. Смотреть фото Типикон что это такое. Смотреть картинку Типикон что это такое. Картинка про Типикон что это такое. Фото Типикон что это такое5530

Создан: Типикон что это такое. Смотреть фото Типикон что это такое. Смотреть картинку Типикон что это такое. Картинка про Типикон что это такое. Фото Типикон что это такое2017-07-19

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *