примета в церкви отпевают покойника
Приметы отпевание покойника
Погребальный обряд – один из ключевых моментов существования, важный как души покойного, так и для родственников преставившегося. Издавна известны приметы на похоронах, которые позволяют заранее узнать о некоторых событиях грядущего.
Основные народные приметы на похоронах
Традиция строго регламентировала течение погребального обряда. Главные приметы при похоронах, в которые верили и которым следовали наши предки:
Всегда смотрели на погоду. Если светит солнце, то усопший был хорошим человеком. Дождь на похоронах говорит о не лучших качествах мертвеца.
Заботились о беременных. Женщинам в положении следовало избегать любых хлопот, связанных с погребением. Им не разрешалось смотреть на покойника и присутствовать на отпевании и погребении. Если беременная все же решала прийти на похороны, она должна была покинуть дом до того, как начнут выносить гроб. Эти суеверия связаны с желанием сохранить плод: считалось, что усопший может забрать душу еще не родившегося ребенка.
Держали траур. Традиционный срок – год. В это время близким родственникам умершего нельзя было заключать браки. Похороны перед свадьбой – одна из худших примет. Ее достоверность в какой-то мере подтвердил последний русский царь: Николай II взял в жены Александру Федоровну спустя неделю после похорон отца. Печальную и кровавую историю этого семейства знают все.
Верили в силу церковных праздников. Одна из немногих хороших примет гласит: человек, преставившийся или похороненный в день религиозного праздника, автоматически попадает в рай.
Суеверия и приметы на похоронах распространены и сегодня. Во многом они обоснованы, так как связаны с многолетними наблюдениями людей.
Опечаленные горем близкие могут столкнуться с необходимостью вновь организовывать похороны: нередко за одним покойником на тот свет устремляется другой. Говорят об этом такие приметы скорой смерти:
• Родные забыли развязать веревки, связывающие конечности усопшего.
• Мертвец может утянуть на тот свет всю семью.
• Заказанный гроб или выкопанная могила оказались слишком широкими для умершего. Значит, покойник оставляет место для «новенького».
Упал гроб. Происшествие указывает на смерти в семье в течение трех лет.
• Мертвец выпал из гроба. Скоро умрет кто-то еще.
• Упала крышка гроба (или была забыта дома в суматохе). Следует ожидать быстрой кончины одного из родственников.
• Похороны припали на Новый год. 31 декабря – неблагоприятная дата для подобной затеи: в следующем году на тот свет будет отправляться минимум по одному человеку ежемесячно.
• Хоронят в воскресенье. Примета говорит, что в течение следующей недели придется еще трижды проводить погребальный ритуал.
Народные приметы на похоронах предостерегают людей от подкладывания в гроб своей фотографии или личной вещицы «на память». Таким образом человек рискует отправиться в мир мертвых гораздо раньше положенного.
То же самое касается и одевания преставившегося в свою одежду. После прощания с умершим желательно прикоснуться к его обуви и произнести: «Прощай! Когда время придет, мы к тебе явимся, а ты за нами не ходи». От гроба нужно отходить без оглядки.Приметы на похоронах в магии: о чем не знают обычные люди
Если среднестатистический человек воспринимает прощание с умершим как печальное событие, то колдуны радуются возможности «обогатиться». Многие приметы о похоронах основаны на страхе перед магами и ведьмами: родственники старались сделать все, чтобы не допустить хищения такими людьми погребальной атрибутики.
• веревка, связывавшая руки и ноги покойника;
• вода и мыло, использовавшиеся для обмывания умершего;
• свечной огарок, оставшийся с отпевания.
• Просьба полежать на постели покойника.
• Стремление выйти за гробом спиной вперед.
• Завязывание узлов на шнурке или тряпке во время выноса покойника.
• Бросание живых цветов под ноги людям, идущим за гробом.
• Размещение на губах умершего иголок крест-накрест.
Народные приметы тесно связаны с представлением о магии.
Многие современные люди не верят в то, что колдун может навредить, проведя манипуляцию с каким-либо предметом. Но случаев, подтверждающих действенность черных чар, масса. Например, популярный способ навсегда избавиться от нежеланного человека – положить его фотографию в рот покойнику. Необходимо внимательно наблюдать за происходящим, не давая горю застилать глаза и скрывать чью-то негативную активность. В основном распространены плохие приметы на похоронах. Это связано не только с естественным страхом смерти, но и опасением перед мертвецом: тот, кто еще недавно был рядом, сейчас стал представителем иного мира. Следование традициям позволяет человеку максимально комфортно пережить расставание с близким.
Приметы на похоронах существуют не один век. Вот, например, если во время сна на сильно болеющего человека упадет паук, считается, что скоро он умрет. Говорят, халатность к поверьям чревата плохим концом, вплоть до наведения порчи на того человека, который их не соблюдал. Фактически, традиции и приметы о похоронах, отражают те правила, которые рекомендовано точно и безукоризненно соблюдать.
Приметы на похоронах
В наше время существует огромное множество различных ритуальных контор. За деньги сотрудники таких организаций делают все организационные вопросы. Но, как правило, большую часть дел, связанных с погребением умершего, берут на себя родственники. В этом случае необходимо учитывать множество моментов.
Согласно приметам, при похоронах нельзя допускать нахождение умершего одного как в доме, как и в комнате. Каждую секунду, минуту, все эти дни с ним должен присутствовать кто-то рядом. У этого суеверия есть много причин. Те предметы, которые напрямую связаны с покойным человеком, обладают просто огромнейшей магической силой. Встречаются случаи, когда такие вещи крали те, кто пользовался этими предметами в момент совершения каких-либо магических ритуалов.
Церковь придерживается мнения, что душа усопшего нуждается в молитвенной поддержке, а это означает, что возле гроба важно читать молитвы и псалмы. Православные должны этого особо придерживаться.
Следуя приметам про похороны, оставление умершего одного — просто неуважение. Бытует еще один момент, почему не стоит оставлять мертвеца в одиночестве. У умерших иногда могут открыться глаза а тот, на кого падет мертвый взгляд, скоро сам покинет этот мир.
Народная примета говорит, что в день наступления кончины важно закрыть зеркала непроницаемой тканью, дабы душа не заблудилась и не проникла в зеркальный мир. Открывать зеркала близким запрещается 40 дней, ведь пока душа не найдет упокоения, она часто навещает любимые места.
Мебель, где стоял гроб, очень важно поставить вверх ногами сразу же после увоза покойника на могильник. Вернуть в исходное положение разрешено лишь спустя сутки. Если просто напросто забыть об этом поверье, можно спровоцировать появление духа.
Стоит помнить и о том, что, следуя приметам о покойниках и похоронах, запрещено прятать в гроб фотографии, где присутствуют живые люди. Ту воду, которую использовали, умывая покойника, выливают в пустынное место, а предметы — прячут в гробу.
Если у мертвого до самого захоронения теплятся конечности, быть еще одной кончине в доме. Дабы этого избежать, нужно задобрить мертвеца хлебом и солью.
Нужно помнить и о том, что мертвецу обязательно стоит положить в гроб платочек. В момент суда он будет вытирать им пот. Также нужно оставить с мертвым его личные вещи: очки, трость. В общем, то, что ему было жизненно необходимо.
Не стоит пускать в комнату, в которой находится мертвец, домашних животных, ведь они запросто могут нарушить покой духа. Очень плохой приметой считается, если в гроб запрыгнет кот. У порога дома, в котором лежит мертвый, согласно поверьям, нужно положить еловые веточки, чтобы те, кто пришел попрощаться, не унесли на своей обуви гибель. Спать в одном помещении с покойником тоже нельзя. Это плохая примета на похоронах. Но если это все-таки произошло, стоит сразу после пробуждения скушать лапши.
Обмывать погибших разрешается только вдовам. Проводить процедуру можно, как тело полностью остынет. А вот после завершения разрешено сделать обряд, после которого конечности у покойника не мерзнут: из различных остатков гроба зажигают костер, над которым вдовы должны погреть свои руки.
Усопшего обязательно нужно укрыть специальным одеялом, которое называется «покров».
Очевидцам похоронного обряда запрещено наблюдать за процессом похорон через окно. Нарушая приметы, связанные с похоронами, можно призвать плохой конец, вплоть до еще одной смерти. Фактически мало кто знаком с этим народным суеверием. Полагается, что после кончины душа мертвеца находится вблизи своего тела. Ей очень дискомфортно от пристальных взглядов через окно, потому, разозлившись, она может забрать человека.
Старшее поколение считает, что стоит только слегка взглянуть на покойника или на похороны через окно, можно смертельно заболеть. Больше всего данное поверье касается малышей, ведь у них энергетическая защита намного слабее, чем у взрослых людей, потому одолеть ребенка злой дух может с легкостью.
Если взглянуть таким образом на мертвого случайно, нужно отвести взгляд и трижды перекреститься, после чего пожелать усопшему Царствия небесного и помолиться. Конечно, у многих возникает желание понаблюдать за процессом похорон. Для этого нужно всего лишь выйти из своего дома и с улицы (!) посмотреть.
Если же вы удосужились встретить похоронный кортеж, это значит, что в вашей жизни произойдут кардинальные изменения.
Плохие приметы на похоронах утверждают, что отложенные похороны — это очень плохой знак. Всему должно быть свое время!
Очень плохой приметой считается, если увидеть похоронный кортеж на улице и намеренно перейти дорогу перед ним. Человек, нарушивший это поверье, может очень серьезно заболеть, вплоть до летального исхода. Также старики считают, что перешедший дорогу покойнику может отправиться на кладбище по той же причине, что и сам мертвец.
Если усопшего погружают в могилу, очень глубоко вырытую, стоит ждать беды. Приметы связанные с похоронами, гласят, что это чревато гибелью члена семьи умершего. Такой же исход может быть, если забыть в доме крышку гроба. Нужно постараться не допустить этого.
Нельзя нести гроб близким усопшего. Этим должны заниматься кто угодно, но только не родня, потому что покойник заберет их в свой мир. Те, кто несет гроб, обязательно повязывают на запястье новое полотенчико.
Похоронные приметы — суеверия, традиции, ритуалы
Суеверия на похоронах. ТОП-5!
Что нельзя делать русским на похоронах
Правила поведения на похоронах
Наверное, каждый знает такую похоронную традицию: во время погребения каждый присутствующий должен бросить на гроб небольшую горсточку земли. Для чего это делается? Все очень просто. Соблюдая это поверье, закрывается путь мертвецу в этот мир, и он не сможет «гулять» по ночам.
Оборачиваться назад во время процессии нельзя. Запрещается ходить впереди гроба: это тоже своеобразное зазывание смерти.
Если во время выкапывания могилы попадутся останки или что-нибудь другое, оставшееся от старого захоронения, это предвещает усопшему спокойную загробную жизнь. Не стоит забывать о том, что перед опущением гроба в могилу, нужно закинуть в нее немного монеток. Это делается для выкупа места в ином мире.
Если во время похорон идет дождь, этой очень хорошая примета. Это погодное явление означает, что душа усопшего быстро найдет свое успокоение.
Больше же положительных знаков во время похоронной процессии не стоит даже и искать. Даже наоборот: с этой церемонией связано очень много различных запретов, нарушать которые не стоит! К примеру, беременные женщины не должны следовать за катафалком. Вообще присутствие беременных на захоронении небезопасно, потому что велика вероятность угрозы потери беременности.
Ходить на прощальный обряд нужно в черной одежде. Считается, что в темных оттенках можно спрятаться от смерти.
Эта приметы считается самой страшной и опасной. Считается, что если на похоронах упал гроб, стоит ждать еще одной смерти, которая придет в дом в течение 3-х месяцев. Есть только один способ избежать страшных последствий.
Если в момент похоронной процессии гроб упал, на следующий день родня усопшего должна испечь блины. Важно делать это всем вместе, допускается даже чисто символическое присутствие. Далее семья посещает кладбище, отыскивает 3 могилы со своим именем и читает молитву «Отче наш».
В завершении процесса испеченные блины раздают около церкви, не забыв подать перед этим милостыню.
Важное замечание: во время всего обряда должна соблюдаться абсолютная тишина.
Много ошибок допускается на поминках. Много чего нужно придерживаться в этом случае! Приметы гласят, что, поминая близкого, нужно поставить его фото, а около — поместить стакан с жидкостью и небольшой кусочек хлеба. Если живой человек примет эту пищу, то он отправится вслед за покойником. Еду мертвого человека нельзя давать домашним животным.
Вернувшись с похоронной процессии, стоит немедленно согреть руки огнем или же просто тщательно вымыть их в горячей воде. Таким образом, живой обезопасит себя от скорой гибели. Некоторые люди для этой цели греют руки о печь или о зажжённую свечу.
Плакать по усопшему нельзя. Приметы во время похорон гласят, что покойник может захлебнуться в слезах. При жизни у всех людей есть то место, которое он очень любит посещать. Так после кончины необходимо оставить на нем воду. По обычаям, стоять она должна ровно 40 дней.
Образ, который находился перед покойным до его погребения, необходимо смыть чистой водой. Для этого отправляются к водоему и отпускают, чтобы он мог плыть. Выкидывать икону категорически запрещено, так же, как и хранить. Лишь вода поможет избавиться от нее без плохих последствий. Если такой возможности нет, можно отнести икону в церковь, а там уже и решат, как с ней поступить.
Принадлежности, которые не пригодились, кладут в гроб или просто оставляют на кладбище. Если не получилось осуществить это вовремя, помните: отнести стоит в любой момент, главное — особо не затягивать с этим. Конечно, положить вместе с умершим в гроб все его любимые вещи просто нереально. Они притягивают душу умершего, который, в свою очередь, пугает живых. Потому, соблюдая похоронные приметы, стоит раздать любимые принадлежности мертвеца нищим. Стоит им же отдать и личные вещи покойника (кружку, ложку и так далее).
Кровать, на которой человек умер, нужно немедленно выкинуть из дома прочь. То же самое стоит сделать и с постельным бельем. Некоторые люди просто напросто сжигают эти предметы вдали от дома.
Приметы после похорон говорят:
Фактически, приметы на похоронах близкого человека не так ужасны, как их рисуют. Если вы нарушили их неспециально, стоит извиниться за свою халатность и попросить помощи у Бога или же у самого усопшего.
Верить в приметы, связанные с похоронами, или нет — дело ваше. Главное — помнить: каждый из нас уйдет навстречу к Богу в тот срок, который нам уже назначен, но никак не раньше него.
Не только жизнь человека, но и переход его в иной мир сопровождается рядом обычаев и обрядов, соблюдать которые крайне важно на похоронах и поминках. Энергетика смерти очень тяжелая, и пренебрежение к приметам и суевериям может повлечь за собой неприятные последствия – полосу неудач, болезни, потерю близких людей.
Существует несколько правил при встрече с похоронной процессией на улице:
Перед тем как предать умершего земле, необходимо соблюдать следующие правила:
Если предстоит кремация, в гроб не кладут иконы – их нельзя сжигать.
На могилу можно поставить стакан с водкой – за упокой души. Также считается, что души людей превращаются в птиц – их нужно покормить, накрошив или оставив ломоть хлеба.
На похоронах и после них очень важно вести себя правильно:
До 40 дней
На протяжении 40 дней после смерти душа умершего еще находится на земле. Чтобы она легко перенеслась в иной мир, родные должны придерживаться определенных традиций:
Существует ряд правил для поминальных трапез:
Стол не обязательно должен быть с изобилием блюд, главное, приготовить ритуальные блюда – кутью, поминальные блины, пироги, компот или кисель.
С таким печальным событием, как похороны, рано или поздно сталкивается каждый человек. Конечно, можно мечтать о том, чтобы никто никогда не умирал, но такого просто не бывает. И с этим событием связанно очень много всевозможных примет и суеверий, соблюдать которые необходимо. Ведь если что-то сделаешь не правильно, то можно в ближайшем времени снова столкнуться с горем.
Покойник одним глазом глядит – себе спутника высматривает. Приметы на похоронах особенно важны, поэтому их нужно соблюдать особенно тщательно. Когда покойнику закрывают глаза, то нужно быть внимательным и проследить, чтобы оба глаза были полностью закрыты. Если один глаз останется хоть немного приоткрытым, то тот, на кого взгляд упадет, следом и отправится.
Если умирает девица, то одевают ее во все венчальное. Прямое предназначение женщины – это стать женой и матерью. Если девушка умерла в молодом возрасте и не успела выйти замуж, то она становится невестой Бога. А предстать перед ним она должна именно в свадебном наряде. Поэтому молодых девушек и хоронят в свадебном платье.
Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады. Эта примета на самом деле звучит несколько иначе. Родные не должны нести гроб с покойником из-за того, чтобы не отправиться следом. Как говорится, кровь тянется к крови. А вот тем, кто не состоит в кровном родстве с усопшим, ничего не будет. Но и для них есть предостережение. Тем, кто несет гроб, обязательно повязывают новое полотенце на руку. Считается, что таким образом сам усопший благодарит этих людей за дань оказанного уважения.
Когда в доме умирает человек, все зеркала закрывают плотной тканью на сорок дней. Это даже не примета, а правило, которое необходимо строго соблюдать. Дело в том, что зеркало является своеобразной дверью между нашим миром и астральным. Но зеркало может служить и ловушкой для умершего человека. Считается, что умершие не сразу покидают этот мир. Они ходят рядом с нами, смотрят, как мы переживаем, слушают, о чем говорим. Только на сороковой день душа отправляется на небо. Старые люди говорят, что если умерший человек случайно заглянет в зеркало, то он будет пленен, и уйти без помощи знающего человека уже не сможет. Чтобы этого не произошло, чтобы душа человека спокойно отошла в мир иной, зеркала закрывают. И только после сорокового дня можно снять покрывала.
Мерку с покойника вместе с ним кладут. Нельзя оставлять в доме вещи, которые входили в контакт с уже покойным человеком. Поэтому как мерку, которую снимали для гроба, так и веревки, которыми были перевязаны руки и ноги покойного, обязательно кладут в гроб. Конечно, в магии есть ритуалы, в которых используются веревки с покойника. Добровольно такие вещи не отдают, но ведьма может и украсть эти вещи. Убитые горем родственники вряд ли смогут за всем уследить, но хорошие знакомые или близкие друзья должны наблюдать за тем, чтобы никто не смог стащить эти вещи.
После выноса покойника выбрасывают старый веник и щепки от гроба. После того, как из дома выносят гроб, тот, кто последний выходит из дома, заметает и моет полы за покойником. И метут полы, и моют только от порога вглубь комнаты. А обычно все это делается наоборот. После того, как полы вымыты, и веник, которым мели пол, и тряпку обязательно выносят из дома и выкидывают. Оставлять эти вещи в доме нельзя, иначе очень скоро кто-то отправится вслед за усопшим.
Гребень, которым расчесывали покойника либо в реку бросают, либо в гроб кладут. Дело в том, что расческа, которой расчесывали покойного, считается нечистой. Не отмыть, ни отчитать ее уже не возможно. Если недалеко от вас есть речка, то самое лучшее решение – это бросить такую расческу в реку. В озеро бросать нельзя, вода должна быть проточная. Поступают так из-за того, чтобы ощущение смерти скорее покинуло ваш дом, чтобы новой смерти не ожидать в ближайшее время, и чтобы душе вашей было легче пережить потерю. Ведь известно, что живые еще долго убиваются по ушедшим от них родным людям. Если же реки по близости нет, то достаточно положить гребень в гроб. Правда от тоски душевной вам это не поможет избавиться. Но самое главное, необходимо следить за тем, чтобы кто-то из детей несмышленых не взял такой гребень и не расчесался. Это очень важно.
Горсть земли в могилу и призрак пугать не будет. О такой традиции, что перед тем, как закопать покойника, нужно бросить горсть земли на крышку его гроба, знают все. Но далеко не все знают, зачем это делается. В народе говорят, что если человек не бросит горсть земли, то покойник найдет слабое место и начнет пугать по ночам. Правда это или нет, нужно проверять. Вот только кто захочет устраивать такую проверку?
Похоронная процессия мимо окон – разбуди всех, кто спит в доме. К этой примете следует относиться особенно внимательно. Действительно, в народе считается, что если мимо дома идет похоронная процессия, а в доме кто-то спит, то душа покойного может забрать с собой того, кто спит. Поэтому, нужно непременно разбудить всех спящих в доме, чтобы не дай Бог не потерять человека. Не стоит жалеть в такие моменты даже маленького ребенка. Лучше пусть он немного поплачет оттого, что его разбудили не во время, чем потом с ним случится что-то непоправимое.
Не переходи дорогу перед похоронной процессией – если человек умер от болезни, то возьмешь эту болезнь на себя. В народе действительно считается, что перед гробом перебегать дорогу нельзя. Даже если вы опаздываете, то лучше получить выговор от начальства, чем взять такие проблемы на свою голову. Человек, который этого не знает или не хочет понимать, обязательно наживет проблемы. Самое страшное, что он не только сам лишится возможности прожить свою жизнь так, как хочет, но и сделает несчастными своих родных и близких.
Когда могила зарыта – возьми стакан и выпей за упокой души. Возразить этой примете, казалось бы, невозможно. Попробуйте найти на Руси человека, который не выпьет за помин души. Но есть такая примета, что души умерших людей переселяются в птиц. Поэтому, правильнее будет накрошить хлеб на могиле, чем поставить стопку или выпить водки. Но на это тоже можно возразить. Если ты при жизни сидел с человеком за одним столом, выпивал горячительные напитки и неплохо проводил время, то этот человек и после смерти не откажется выпить с вами пять капель.
Вернувшись с похорон, тронь печку рукой – чтобы долго в доме не было нового покойника. Эта примета связана с тем, что печь напрямую связана со стихией Огня. Объяснять, вероятно, это даже не стоит. Старые люди говорят, что если после кладбища подержишься за печку, то все плохие приметы сожжешь на корню. Поэтому обязательно нужно после того, как вернетесь с похорон, если не подержаться за печку, мало ли, может, печи нет, то обязательно зажечь свечу. Свеча – это тоже огонь, который способен сжечь все отрицательные энергии.
После похорон на подоконнике стоит стакан воды – покойный приходит и пьет из этого стакана. Во-первых, стакан с водой не обязательно ставить именно на подоконнике. Достаточно того, что вы поставите его в любом удобном месте. А лучше всего поставить стакан там, где покойный любил сидеть и пить кофе, чай или любой другой напиток. Замечено, что вода постепенно убывает в стакане. Испаряется или нет, думайте сами, но это действительно так. Мало того, если раньше сорокового дня стакан будет на половину пуст, то воду нужно добавить.
Приметы на похоронах нужно соблюдать беспрекословно. Иначе и быть не может. Человек рождается, растет, живет – на каждом шагу мы сталкиваемся с приметами. Но если при жизни последствия от невыполнения примет можно как-то исправить, то после смерти этого уже сделать нельзя. Поэтому нужно быть предельно внимательными с такими приметами, тогда и прожить удастся дольше и счастливее.
(3 голоса, среднее: 3.7 из 5)
Речь идет о том, что и сегодня погребальная обрядность, та, что остается непосредственно за рамками православного чинопоследования погребения, предваряя отпевание и последуя ему, сохраняет в себе множество черт языческого и магического отношения к смерти. Очевидно, будет полезным попытаться рассмотреть, наиболее, распространенные заблуждения, относящиеся к погребальной обрядности. С тем, чтобы, во-первых, указать на их языческую или магическую природу; а во-вторых, посредством понимания, помочь избавиться от рабской зависимости от предрассудков (см. Евр. 2: 14-15). Всевозможные предсмертные приметы необычайно распространены в народе.
Он и христианин – по крещению, и язычник – по миропониманию. Он живет на пограничье между церковным учением и первобытной стихией мифологических представлений, заимствуя и здесь и тем; поклоняясь святым и боясь домового или лешего: «если домовой душит, то спрашивай: к добру или к худу»… Стоит посмотреть на перечень предсмертных примет: «собака воет книзу (к земле) – к покойнику», «мыши изгрызут одежду – к смерти», «мухи зимой в избе – к покойнику», «крошки изо рта валятся – к смерти», «соломина к хвосту курицы пристала – покойник будет»… В какой тяжкой, психически нездоровой среде должны бытовать подобные приметы, окружая на каждом шагу, любой мелочью, пугая, как из-за угла, предостережением смерти: «обознаться в человеке – к свадьбе или к покойнику», «икона упадет – к покойнику»…
Возможно, когда-то, в дохристианские времена, те или иные приметы входили составной частью в языческое понимание мира, были своего рода попыткой взаимосвязи труднообъяснимых явлений, фрагментами каких-то охранительных заговоров? Крестьянская культура дореволюционной России, при всей своей церковности, никогда не была полностью свободна от аграрных, языческих обрядов и традиций. Православие впитывалось своей обрядовой стороной, а догматическое и богословское содержание оставалось невостребованным.
Вера в приметы означает болезнь самой веры, проявление ее нездоровья, симптомы того, что Бог заслонен какими-то душевными страхами, а страхи, эти порождения демонических энергий, всегда стремятся закрыть от нас близость Бога. Они стремятся нас обмануть, напугать, увести с прямых и ясных путей в потемки страхований, предчувствий, мнимостей – того, что называется ложной верой. Они возмущают область психического, и тогда мы ходим не по Духу, а по душе, пугливо озираясь, малодушно прибегая к суеверным «охранительным мерам», примечая и отгадывая загадки, подбрасываемые лукавыми духами. Примета в таком случае может подвернуться или даже исполниться – во искушение, в соблазн. Когда человек готов верить в приметы, а не в Бога; вернее сказать, не тверд в уповании и легко колеблется, отпадая Христовой веры, — он становится мишенью примет и ложных знамений.
«Кто я? – воспрошает святитель Григорий Богослов. – Откуда пришел в жизнь? И после того, как земля примет меня в свои недра, каким являюсь из восставшего праха? Где поставит меня великий Бог. Св. Григорий Богослов нанизывает образы здешней земной жизни – как непостоянные (смех, тень), переменчивые (волна), легко исчезающие (след корабля), неуловимые (ветер), но совсем не с той целью, чтобы погрузить своих читателей в пессимизм и меланхолию, а чтобы, увлекши собеседников ритмом сравнений, вдруг со всей строгостью завершить: «Одно только прекрасно и прочно для человека: взяв крест, переселиться отселе».
Но всегда ли люди позволяют Церкви вступить в их жилища в тот момент, когда там умирает кто-то из близких? Когда люди, например, справляют свадьбу, то прилагают неимоверные усилия, изыскивают огромные средства и влезают в долги, чтобы сделать «все как положено, не хуже, чем у других». Но когда умирает в семье близкий человек, и умирает порой долго, в болезни и мучениях, то это самое «как положено» ограничивается покупкой гроба и обильными поминками, причем все сопровождается невероятным количеством магических, суеверных и охранительных действий, направленных не столько для блага покойника, сколько для превратно понимаемого блага живых.
«Что касается предсмертного напутствия, то самая большая беда в том, что о нем чаще всего просто забывают или не знают вообще. На сотни людей, желающих заказать в церкви отпевание, едва ли хотя бы двое или трое знают о том, что главное для почившего они уже не успели сделать и не поправят этого своего греха (или ошибки) уже никогда. Казалось бы, чего проще до той же церкви дойти на два-три дня раньше, — и все могло бы быть совсем по-другому. Но, увы, мы больше заботимся о том, как тело погребсти и обряды соблюсти, а душа и ее собственные потребности к рассмотрению просто не берутся. В чинопоследовании о долгостраждущем умрети есть между прочим такие слова: «какая бо мне польза душе моей в страшныя муки ввержене бытии, телу же пету бытии от вас…» (песнь 6). Просто удивительно, как при таком распространенном знании о существовании чина церковного отпевания может быть такое глубокое неведение о предсмертных напутствиях».
Не поленимся повторить, что смертный час требует приготовления: покаяния, елеосвящения (таинства соборования), причастия Св. Таин. При умирании, если нет возможности пригласить священника, то кем-то из близких читается канон на исход души. Христианская душа должна в этот праведный момент быть облечена благодатью молитвы.
В смерти, если провести небольшое расследование этого вопроса, суеверные люди видят своего рода самостоятельную силу, персонифицированное существо по имени «Смерть», наделенную правом забирать жизнь, перерезать нить существования и т.д. Образ Смерти олицетворяется в мифологии старухой или скелетом с косой. Непонимание смерти порождает пугающие образы и соответственные охранные действия. Чтобы душа не задержалась – открывают форточку, печные трубы (гул в трубе – душа умершего ушла) или вывешивают на окно полотенце. Последний обычай толкуется народом по-разному: душа должна вытереться этим полотенцем после умывания, она утирает им свои слезы или же отдыхает на нем. Или в одежду усопшего кладут платок, чтобы он на том свете утирал слезы…Практически всегда принято ставить рядом с умершим человеком воду, «чтобы душа омылась». Но если душа не омывалась при жизни человека покаянием, исповедью, молитвами елеосвящения – вряд ли ей поможет стакан с водопроводной водой. Удивительные бывают примеры: на вопрос священника, почему своевременно не по соборовали усопшего или не пригласили для исповеди? – отвечают: да он (она) и так верующий был… Другие говорят: что проку в этих молитвах, разве за полчаса все грехи очистишь? – И, тем не менее, когда уже действительно поздно что-то делать с грехами, люди исправно ставят рядом с умершим стакан воды: для умывания души. Причем иные утверждают, будто они видели, как вода в сосуде колышется как будто от купания, только, что отлетевшей души. Этот сосуд с водой 40 дней после смерти стоит на столе или рядом с фотографией умершего. Иконку из гроба усопшего, зачем то вынимают, и несут в церковь, где она должна простоять 40 дней. …..
Повсеместно также принято закрывать глаза покойнику, обычно для этого на веки полагают монеты. Согласно существующим и поныне предрассудкам, глаза покойного должны быть закрыты, чтобы покойник не взглянул на кого-либо из членов семьи, так как тот может после этого умереть: «покойник еще кого-то выглядывает (умер с открытыми глазами)» «покойник глядит одним глазом –высматривает другого»…….Человек только испустил дух, и не успело остыть его тело, как его близкие принимают меры, чтобы «предохраниться от покойника». К нему уже относятся со страхом и подозрением, не как к родному, но под иным углом зрения, — как к чужому, чуждому, к тому, кто отошел в темную область смерти и в силу этого сам становится источником опасности….
Псалмы читаются над гробом с двоякой целью. Во-первых, как уже было сказано, необходимо усиленно молиться за душу, которую в это время ангелы-хранители несут пред лице Божие через стаи нападающих на нее духов. Во-вторых, чтение псалмов заменило языческий обычай причитания и душераздирающего плача над покойником. Убеждая христиан своего времени полностью оставить этот обычай, св. Иоанн Златоуст ссылается на псалмы и советует искать утешения в молитве и слове Божием: «Скажи мне, подумал ли ты, что содержат в себе эти песнопения, и какой смысл заключается в них? Не славословим ли и не благодарим ли мы в них Господа за то, что Он, наконец, увенчал отшедшего, что избавил его от трудов, что, освободив от страха, водворил его у Себя? Не для этого ли песнопения? Не для этого ли псалмы? Подумай о том, что поешь ты в это время: «Ты еси прибежище мое, от скорби одержащия мя» (Пс. 31: 7). «Возвратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благо сотвори тебе» (Пс. 114: 7): «Не убоюся зла, яко Ты со мною еси» (Пс. 22: 4). Подумай, что означают эти псалмы? Если ты действительно веришь тому, что произносишь, то напрасно плачешь и сетуешь»….
В христианстве нет понимания ритуальной нечистоты мертвого тела, подобного той, что бытовала у многих народов древности, в частности иудеев, и требовала ритуального очищения. В смерти, в прахе и разложении – нет ничего нечистого в духовном смысле; в близости смерти нет осквернения для живых. Кладбища (погосты) в старину сооружались вокруг церковных стен; наиболее видные общественные деятели, ктиторы и знатные люди погребались внутри церковных стен. Церковь не сторонится мертвого тела, а напротив, призывает вносить усопшего, как верное свое чадо, в свои святые стены для последнего молитвенного напутствия – отпевания. Для церковного понимания, умерший – не сквернен, не ужасен, не нечист. Нечисты и ужасны только грехи, сквернящие душу, и особенно, если они не омыты посильным искренним раскаянием….
На отпеваниях приходится быть свидетелем, как некоторые родственники избегают касаться гроба или мертвого тела. И вовсе не из брезгливости, как может показаться с первого взгляда, а «чтобы не приблизить смерти». Беременных женщин из суеверия удаляют из дома, где находится покойник, потому что считается, что их будущий ребенок умрет… Смотрят, чтобы гроб не был велик не в меру, иначе быть еще покойнику в доме. И пуще всего остерегаются делать какую-либо уборку в жилище с покойником, особенно мести пол согласно поверью: «сор при покойнике месте – всех из дома выносить». Нельзя также подавать что-либо через гроб, что тоже считается недоброй приметой.
Непременно на всех без исключения отпеваниях, в руках покойника находился сложенный в несколько раз платок. Необходимость платка нигде не оговаривается в чине отпевания, и это тоже элемент народной традиции. – Платок, согласно народным воззрениям, нужен для того, чтобы душа утирала свои слезы, а также, чтобы было чем стереть пот с лица во время Страшного Суда.
В сельской среде и доныне сохранились отголоски фольклорно-мифологических представлений о ревности и мстительности мертвеца, например, вызванной тем, что живые продолжают пользоваться его вещами. Из суеверного страха личные вещи умершего спешат раздать или выбросить. Другие предметы, принадлежащие покойнику, помещают вместе с телом в гроб – протезы, костыли, щетку для волос и сами волосы, например, отрезанные когда-то от косы. Вместе с покойником иногда полагают и обрезки ногтей. Такой обычай существовал в крестьянской среде в прошлые века, но встречается и сегодня. Не знаю, чем объясняется этот обычай в наше время (и объясняется ли чем-нибудь?), но согласно крестьянским представлениям XIX-го в., срезанные ногти собирались и хранились при себе, а со смертью человека помещались в гроб, чтобы «было чем влезть в Царство Небесное» (другой вариант «на святую гору»).
Еще одна характерная особенность, распространенная и сегодня, — бросание денег в гроб. Выглядит это противно духу и строю христианского прощания и лично у меня всякий раз оставляет неприятный осадок. Во время погребения своих родителей, мне пришлось даже немного приструнить ретивых исполнителей этого суеверия…..
Во время отпевания, пока священник поет или читает положенные молитвы, входящие в помещение люди подходят к гробу с умершим и в буквальном смысле кидают поверх савана деньги, скрученные бумажки или монеты. Некоторые, вручив покойнику деньги, считают прощание исполненным и не остаются на отпевание. Согласно существующим мнениям, деньги предназначены «для платы за место на кладбище» — вероятно, их следует отдать тем, кто был похоронен раньше? Русские крестьяне в прошлом веке давали деньги покойнику в качестве «откупа» — «чтобы скотина не ушла за хозяином». Как отмечает Д.К. Зеленин, по современным толкованиям – это деньги для оплаты переезда через огненную реку или для выплаты долгов, которые не были выплачены при жизни.
На отпеваниях непременно объявляются самодеятельные распорядители, обычно женщины, порой даже и не старые (правда, в церкви на службах их не увидишь), осуществляющие вроде как «ритуальный надзор», чтобы нечаянно не забыли положить с покойником нужные вещи или чтобы родные не взяли что-то неположенное, чтобы платочек был в нужной руке, а также читающие и поющие непонятно что, и кем написанное, совершающие какое-то самостийное отпевание, не приносящее никакой пользы умершему.
Все вышеперечисленные моменты домашнего прощания с покойником: суеверные предотвращения возможных обид, «задабривания дарами», деньгами, передача «весточек» умершим родственникам, с которыми покойник должен будет встретиться на том свете, предохранительные меры к его возвращению и прочее, говорит о глубинной укорененности вульгарных языческих и магических представлений в современном обществе. Общество как бы говорит Церкви: «не лезьте к нам без приглашения; мы сами знаем, что нам нужно; не надо нас учить…» Когда возникает необходимость, Церковь, в лице священника, приглашают, «чтобы сделать все, что следует, как надо», — освятить квартиру, отпеть покойника и т.д. Церковное действо заказывают «на дом», как товар, за который платят положенные по расценкам деньги. И заказанный «обряд», без вникания в его содержание, без постижения его сути, даже порой без должного уважения и необходимого благоговения, вписывается составной частью в общее охранительное поле «проводов покойника».
Как бы ни противился этому священник, возможности его ограничены. Он может попросить освободить гроб от посторонних предметов, указывая на неуместность присутствия, скажем, бутылки водки или папирос, во время чинопоследования отпевания. Но за всем священнику не уследить, тем более, что силы не равны. Священник может указать, что такие-то и такие-то действия противоречат характеру истинного погребения. Но ему наперебой отвечают, что так делали всегда, таков обычай! И если самые близкие родные слишком подавлены горем, чтобы заботиться о должном соблюдении магически-охранительного ритуала, то всегда находятся его добровольные блюстители, какие-нибудь бабушки, надзирающие за всеми его частностями и считающие своей священной обязанностью не упустить ни одну мелочь.
Дом, в котором кто-либо умер, считается нечистым. После покойника в доме моют пол. Эта уборка, как отмечает Д.К. Зеленин, преследует не гигиенические, а магические цели: на пол льют воду, «чтобы смыть следы покойника». Подобное действие затрудняет покойнику возвращение домой: для души переход через воду, согласно языческим представлениям, затруднен. Пока тело умершего находится в доме, пол, как уже говорилось, не метут, «чтобы не вымести заодно и живых», но после того, как гроб вынесен, мусор на дворе заметают к дому, чтобы все его обитатели остались в нем.
На пути к кладбищу по дороге «путают следы». С этой целью у центральных областях России принято раскидывать еловые ветви или сыпать овес или ячмень. Это правило соблюдается неукоснительно в сельской местности, но в городах, по объективным причинам, значительно реже. На сельских отпеваниях бросание зерна или веток стало неотъемлемой принадлежностью проводов покойника. Автобус или грузовая машина с гробом движется по дороге к кладбищу, а специально приставленный человек, сидя в кузове, кидает ветки под ноги похоронной процессии. В большинстве случаев люди уже и не знают, что значит этот архаичный обычай, — так принято, и все! Примечательно, что в свое время, при похоронах местных партийных деятелей, которые, как положено коммунистам, хоронились без отпевания (родные позднее отпевали их тайком заочно в других городах), неукоснительно соблюдался обычай бросания веток…..
Следование траурной процессии к кладбищу и мероприятия прощания у могилы сегодня в большей степени следуют гражданскому сценарию. В зависимости от социального положения усопшего, как отмечает С.Б. Адоньева, « провожающие в последний путь считают необходимым отдать «последний долг» усопшему, адресуясь своим поведением к живым. Эта идея представлена в похоронной процессии венками с «последними словами» траурных надписей, государственными наградами на бархатных подушечках, «скорбными» телеграммами, оформленными цветами и лентами фотографиями».
На кладбище поверх опущенного в могилу гроба принято бросать горсть земли. Когда-то подобное бросание земли было охранительной мерой, чтобы не бояться покойника, но сейчас повсеместно стало составной частью гражданского ритуала прощания. После того как прощание завершено, поверх могильного холма оставляется стопка с водкой, несколько кусков хлеба и горсть конфет, иногда еще рассыпают несколько сигарет.
«Как положены при погребении венки и цветы, так же – думают – положены и «земелька с подорожной», — отмечает одни из священников: — некоторые выражаются прямо: «Нам надо отпеть земельку» или даже так: «Надо отпеть деньги, собранные на похоронах». Эти неуклюжие фразы очень точно выражают торжество практического материализма, среди которого мы живем».
По обрядам, не имеющим основания в традиционной практике православного погребения, следует отнести и так называемое «печатание могилы». В центральных областях России этот полуцерковный обычай совершенно вышел из употребления, но, по словам священников, еще встречается в Сибири, на Алтае и, особенно на Украине, откуда он, собственно, и пришел. Как отмечает С.В. Булгаков в своей известной «Настольной книге священно-церковно-служителя»: «печатание умершего священники совершают на могиле… погребенного без отпевания, а иногда и как дополнение к чинопочитанию погребения. Печатание умершего состоит в следующем: совершается сначала лития. потом священник касается крестообразно четырех сторон могильной насыпи, произнося слова: «печатается гроб сей (иные – «раб сей» или «раба сия») до будущего суда и всеобщего воскресения, во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, аминь»…..
Печатание умерших возникло на почве положенного в чине погребения обряда крестообразного метания священником земли на опущенный в могилу гроб. По воззрению простого народа, обряд этот и есть самый важный во всем чине погребения. Только под условием его совершения усопший по-настоящему, если можно так выразиться, предан земле и будет лежать в могиле; если же обряд этот не совершен – «покойник не запечатан», он не будет лежать во гробе: «будет ходить», нарушая ночной покой всего села, преимущественно же покой своей семьи. Право совершить это печатание, по мнению простого народа, принадлежит исключительно священнику, тогда как отпевание усопшего и его проводы до могилы может, по нужде, совершить диакон и даже псаломщик.
Считая дозволительным предание усопшего земле без иерейского отпевания и обязательно необходимым непременно священникам печатание умершего, простой народ вместе с тем свободно признает возможным совершение печатания усопших после их погребения, когда священник найдет это для себя удобным. Но так как совершать печатание (после погребения) в том виде, какой указан в Требнике для обряда крестообразного метания иереем земли на гроб, невозможно, ибо гроб уже опущен в могилу, и произносить слова: «Господня земля», уже несвоевременно, то вместо крестообразного метания иереем земли явилось нечто подобное ему, а вместо слов «Господня земля», составлена была особая формула. Таким образом, создался обычай печатания усопших. Явился он в старину и, переходя от дедов к внукам, сохранился в практике в некоторых местах и до настоящего времени»…
В обыденной действительности, далекой от следования церковным нормам, поминки, начинаясь с произнесения речей, где о мертвом «или хорошо, или ничего», довольно быстро перетекают в обычную пьянку. При самой крайней бедности и отсутствии денег для оплаты отпевания все равно находятся способы заготовить на помин какое-то безумное количество водки, нередко самого низкого качества. Однажды даже произошел случай, когда после похорон одного человека, отравившегося некачественной водкой, на его поминках, в свою очередь отравились еще два человека, один из которых скончался. В нецерковных семьях не соблюдаются никакие постовые ограничения, наоборот обильная и жирная пища считается признаком хорошего тона – выражением уважения и любви к усопшему. На поминках для умершего ставят отдельный прибор либо на общем столе, либо в стороне. Прежде за умершего на поминальной тризне выливали на угол стола первую ложку еды и первый стакан воды, сейчас обычно выплескивают немного водки после первой речи в память о нем.
Священник Тимофей, к чьей статье мы уже обращались, справедливо отмечает: «Самое тягостное и ужасное для покойника совершается уже после его погребения. Это величайшее зло чисто языческого происхождения – поминки, с непременным употреблением самых крепких напитков практически в неограниченном количестве. Здесь даже верующие, те, от кого можно было бы ожидать покойному помощи, даже они поворачиваются к нему спиной. Вместо того чтобы помолиться о покойном до погребения, ходят по магазинам, вместо того чтобы раздать от его имени милостыню, запасаются отвратительным зельем, а вместо молитвы после погребения едят и пьют все приготовленное, подобно древним идолопоклонникам. В чем причина, только ли в нашем чревоугодии?
Пожалуй, более важное значение имеет упорное нежелание думать о смерти. Поскорее и подальше от нее, только бы не вспоминать о ней, заглушить всякую мысль о посмертном состоянии души водкою и праздными разговорами или, в лучшем случае, — добрыми воспоминаниями о совместно прожитых годах и о добродетелях усопшего. О покойнике говорим хорошо или ничего, а Церковь между тем молится о прощении грехов. Это не случайно. Благодушными воспоминаниями мы также стремимся убежать подальше в область нереального, вместо того чтобы оказать реальную помощь человеку в реальной его беде. О ужасное неразумие! Как горько было бы нам, если бы и наши родные отнеслись бы к нам так же, как и мы к ним…».
Поминальная трапеза, — как сказано в одном из популярных изложений «Православного обряда погребения», — имеет целью объединить братской христианской любовью всех живых с умершим, и вместе с тем это милостыня всем, кто на ней присутствует, ибо молитву об усопших необходимо соединять с делами милосердия: накормить служителей Церкви, неимущих, друзей и сродников почившего. На поминальной трапезе все должно быть благочинно, с соблюдением Устава церковного о постных днях – чтобы она была действительно выражением нашего благочестия и любви». Церковные правила, в том числе относящиеся и к поминальной трапезе, преподают идеальную модель: как должно. Если модель не реализуется на практике и даже опровергается самой практикой, это отнюдь не значит, что существующие нормы «устарели», или потеряли всякий смысл.
Последование погребения относится к так называемым не сакраментальным службам (в отличие от таинств) и, тем не менее, носит универсальный и литургический характер. От лица Церкви, не условно и как бы «понарошку», а со всей полнотой и силой упования испрашивается «оставление согрешений» новопреставленного (имярек), десятилетиями или вообще никогда не переступавшего церковный порог, при жизни так и не жившего в Церкви, — жившего не в Церкви, а умирающего под церковным саваном и с церковной молитвой. И в этом, думается, поверх всех личных человеческих немощей и не достоинств, открывается удивительная и воистину христоподражательная любовь Церкви ко всякой без исключения христианской душе.
При проведении похорон усопших встает и еще один, деликатный вопрос, о способе его захоронения….До революции церковное мнение относительно возможности сжигания тел умерших было скорее отрицательным, хотя никакие постановления по этому вопросу специально не выносились, в силу отсутствия крематориев. Как отмечает С.В. Булгаков, «в наших священных книгах нет запрещения сжигать трупы, но зато имеются известные положительные и повелительные указания христианского вероучения на иной и единственно допустимый способ погребения тел – это предание их земле (Быт. 3: 19; Ин. 5: 28; Мф. 27: 59-60)». «Землю предаем земле, — пишет автор «Новой Скрижали», — дабы то, что взято от земли, паки обратилось в землю. Это долг человеколюбия, ибо, что может быть человеколюбивее того, как предать человеческое тело в сродную ему стихию, то есть в землю?».
Христианское погребение обязательно предполагает наличие тела и земли (могилы, гробницы, саркофага), куда помещается тело умершего, — да «возвратится прах в землю» (Ек. 12: 7). В чине отпевания, православном последовании погребения поется: «земля еси и в землю отыдеши». Тело человеческое, созданное из «персти», из состава земных элементов, подпав после грехопадения Адама тлению и смерти, — по смерти возвращается в материю и распадается на элементы. В этом присутствует провидческий смысл – созданные буквально из «ничего» волей и мыслью Бога, в сложном составе души и тела, объединенных в ипостаси неповторимой личности, мы по смерти утрачиваем посюстороннюю часть себя – тело – до времени, чтобы по воскресении, в новом воссоздании обрести его вновь уже не причастное смерти.
Кремация, или ускоренное неестественное или противоестественное, уничтожение тела умершего посредством сжигания, конечно чуждо христианской культуре, христианскому духу. В кремировании, как современном погребальном действии, может быть, наиболее выразительно проявляется ужасающий разрыв между секулярной, т.е. отделенной от Церкви цивилизацией, — и верой, которая тысячелетия преображала этот падший и жестокий человеческий мир. Когда вера изгоняется на периферию общественных ценностей – обнажается безобразная и бездушная сущность этих самых «свободных ценностей» как не имеющих основания в святости Бога. И, наверное, не, случайно, первый проект крематория появляется во время французской революции, а кремация, как промышленное уничтожение человеческих останков, развивается в Европе в XIX веке, в эпоху торжества эволюционной теории Дарвина.
Кремация не отвечает христианской этике и не может быть включена в перечень православных обычаев погребения. Но кремация – это лишь один, только, может, более выразительный, пример множества иных нехристианских норм общественных отношений (культуры потребления, досуга, индивидуализма), которые мы уже не замечаем в силу их повсеместности.
Видеть в кремации какой-либо мистический духовный смысл или даже прообраз «геенского огня» не следует. Скорее, как раз духовного значения – именно воцерковляющей силы христианской обрядности, придающей обыденным вещам небесное измерение, и лишена кремация. Она пуста, бездушна, равнодушна и безжалостна к человеку, как иные ландшафты современных мегаполисов.
Если есть возможность похоронить умершего близкого, дорогого человека в могиле, в земле, пусть и сопряженная с трудностями и расходами, — лучше приложить все силы это сделать. Если таковой возможности нет, — и знаю таких случаев множество, — приходится кремировать. Это не грех, а вынужденная мера, обусловленная внешними обстоятельствами, которым мы ничего не можем противопоставить. Если при этом, в чем и следует каяться, так в том, что не приложили заблаговременных усилий, чтобы тело близкого человека избежало кремирования. И, как говорит о. Андрей Кураев: «…над урной с прахом слезы почему-то не льются…»…
Усопший христианин – принявший святое крещение и по смерти сподобившийся отпевания согласно чину Православной Церкви, вместо могильного погребения кремированный, — может и должен быть поминаем на литургиях и панихидах, как и прочие усопшие, в мире с Церковью живот свой скончавшие. Мне неизвестны каноны или правила, утверждающие обратное.
К праху кремированного человека следует относиться, как ко всякому праху, — можно предать земле, создать подобие могилы и, если позволяет место, поставить крест. Больно смотреть, как, те, кто совсем еще недавно, были полноценными живыми людьми, теперь уже просто прах в урне (слово то, какое), стоящей, где-нибудь в нише колумбария Новодевичьего кладбища, и все проходящие «экскурсанты» с любопытством рассматривают их….
Приходилось слышать ошибочное мнение, что кремация, а не обычное истлевание тела в могиле, каким-то образом затруднит телесное воскрешение из мертвых. Это заблуждение. Святитель Григорий Богослов обращается к сомневающемуся в возможности воскрешения в собственном теле – если ты, держа в своей руке горсть семян, без труда отличаешь один овощ от другого, неужели у Господа, Который держит в Своей горсти весь мир, что-то может исчезнуть или затеряться?
А согласно другому, св. Григорию Нисскому, душа сообщает телу определенную форму (идею), она запечатлевается в плоти особым оттиском, или печатью, поставленной не снаружи, а изнутри. Для тождественности воскресшего тела с земным вовсе не обязательно, чтобы соединились те же самые материальные элементы: достаточно той самой печати.
Православная Церковь на проскомидии не молится за усопших некрещеных, неправославных, еретиков и самоубийц.
Матерь Церковь молится и за грешников, но не учит и не обещает, что умершие без покаяния получат «на том свете» отпущение грехов.
И отцы Церкви, подвигающие нас молиться и за грешников, также не утверждают, что с помощью молитв и поминовений мы избавим грешников от мучений ада и переведем из места наказания в рай.
Они отмечают лишь, что покинувшие этот мир со своими грехами получают через все эти молитвы некоторое утешение, что их наказание становится несколько легче.
Бескровная Жертва Святой Евхаристии должна приноситься за тех, которые «отошли в правой вере во Спасителя Иисуса Христа, тогда как некрещеные не имеют и этого единственного утешения. Ведь они еще здесь, на земле, не были членами святой Церкви».
Умершие в неверии лишены всякой помощи такого рода, за исключением одной – милостыни, приносимой за их души. Милостыня приносит этим душам некоторое облегчение и некоторое утешение.
Смерть близких людей всегда приносит боль, страдания, слёзы. И в самый страшный период жизни человека хочется верить, что «там» там ждёт иная жизнь, где родные и близкие счастливы. Вера в народные приметы и суеверия о похоронах, многие из которых дошли в виде традиций, становится крепче.
Согласно приметам возле покойника должен кто-то находиться. Суеверные люди считают — возле гроба нужно сажать женщин. Объясняется это следующим: вещи умершего человека наделены магической силой, нельзя допустить, чтобы они попали злым людям. Оставить покойника в комнате – проявить неуважение.
У покойника могут открыться глаза. Люди, сидящие рядом, должны их закрыть. Иначе, как гласят приметы, человек, на которого упадёт взгляд усопшего, умрёт.
Нельзя касаться себя, когда смотришь на гроб с умершим. В этом месте появятся различные кожные заболевания.
В руки умершего кладут платок, которым он будет вытирать пот на Божьем суде.
Осторожнее с фотографиями, которые желаете положить в гроб. Тут должны быть изображены умершие люди. Иначе все, кто изображён на фото, — скоро умрут.
Рекомендуется в гроб класть хлеб и соль, если ноги у покойного тёплые чтобы никто из родных не умер.
Незамужнюю девушку в гроб кладут в венчальном платье. Девушка станет невестой Бога. Нельзя предстать перед ним без соответствующего наряда.
Когда покойного вынесли, нужно перевернуть то, на чём стоял гроб, рядом положить топор. Согласно поверью умерший вернётся если этого не сделать.
Обмывать покойного должны вдовы. Воду после мытья умершего человека нужно вылить в безлюдном месте.
Предметы личной гигиены, которыми обмывали покойного нужно положить в гроб (плохо, если они попадут в плохие руки и будут использованы в магических ритуалах).
Человек смертен, и вопрос о другой жизни навсегда останется без ответа. Нужно дорожить земной жизнью. Каждый это осознаёт, и подсознательно пытается выполнять приметы, связанные со смертью.
Народные приметы и суеверия, предвещающие смерть:
О поведении на похоронах знают немногие, особенно молодое поколение.
Даже несуеверные люди в этот печальный момент верят приметам. Вера в загробную жизнь усиливается и боязнь неправильно проводить в последний путь любимого человека, слишком велика.
Похороны, прощание с дорогим человеком вызывают эмоции, слёзы. Согласно приметам, усопший может утонуть в слезах на том свете.
Во время поминального обеда на стол ставят фото умершего, стакан с водкой и хлеб. Употреблять их категорически запрещено, как и отдавать домашним животным. Первый поминальный блин предназначен умершему.
На похоронах недопустимо выражение ярких эмоций: смех, веселье.
Не рекомендуется злоупотреблять алкоголем.
На протяжении похоронного процесса нельзя говорить, думать плохо об усопшем.
На похоронах нельзя находиться беременным женщинам.
Когда несут умершего, дорогу нельзя пересекать, лучше переждать похоронную процессию, иначе заболеете такой же болезнью.
Это место священное. И правила поведения на кладбище должен знать каждый.
Категорически запрещено веселиться, смеяться на территории кладбища.
При выходе с территории нужно повернуться спиной и вытереть ноги.
Как гроб положили в могилу — каждый бросает горсть земли в могилу. Иначе по примете мёртвый будет приходить ночами.
Родственникам совершенно не нужно спешить открывать зеркала и зеркальные поверхности в доме, где умер их близкий. В течение 40 дней душа умершего человека прогуливается по родным местам и может «заблудиться» в зеркале. Спустя 40 дней, как душа улетит на небо, снимают ткань с зеркала.
Традиционно при погребении в могилу бросают мелкие монеты. Но не многие знают причину. Считается, что деньги на могиле понадобятся умершему человеку для выкупа места в раю.
Выпавшие из кармана деньги не поднимают.
Нет ничего плохого, если незнакомый человек хочет посмотреть на похороны и посочувствовать, пожелать Царствия небесного умершему. Через окно смотреть запрещается. Суеверы считают, что смотрящий на похоронную процессию, может умереть.
Многие связывают это с тем, что взгляд злит находящуюся рядом с гробом душу умершего. Дух даже доброго человека обязательно отомстит. Особенно следует убирать от окон детей. Они считаются энергетически более слабыми.
Открыть окно и увидеть покойника можно совершенно случайно. Дабы не разгневать умершего, необходимо перекреститься трижды, пожелать Царствия небесного.
Чтобы посмотреть на похороны, выходят из дома и закрывают двери.
По примете спящих в доме будят, когда возле дома идёт похоронная процессия. Спящий человек уязвим, и душа умершего может забрать его с собой.
По примете, на полотенце, лежащее возле гроба, наступать нельзя.
Выпивать во время похорон на кладбище запрещено.
В момент похорон не рекомендуется посещать могилы родственников.
Не ведите детей на кладбище.
О смерти говорит и примета, когда покойник в гробу открыл глаза. Чтобы избежать этого, принято на глаза умершего класть медные монеты.
Страх, вера, уважение к покойному и другие эмоции приводят к тому, что даже не верующий человек старается не нарушать традиции погребения. Достойно простится с дорогим человеком, проводить его с почестями в последний путь – обязанность каждого.
Leave a Comment Cancel reply
Поддержка
Нас консультирует известный в Москве астропсихолог Юлия!
Обращение позволит вам получить консультацию, натальную карту, космограмму, дизайн человека, психопортрет а так же гадание таро. Получи консультацию прямо сейчас, пиши на почту [email protected]