почему в исламе нельзя брать фамилию мужа
Фамилия мужа
Фамилия мужа
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Можно ли брать жене фамилию мужа?
Каждый человек, будь то мужчина или женщина должен причислять себя лишь к своему отцу. На это указывают Коран и Сунна. Так, Всевышний Аллах говорит: «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом» (аль-Ахзаб 33: 5).
И именно так будут называть каждого человека в Судный день, по имени его отца, как об этом сообщается во многих достоверных хадисах. Например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, вероломный поднимет знамя свое в Судный день, по которому люди узнают о нем, и будут говорить: “Это вероломство такого-то сына такого!”» аль-Бухари 5709, Муслим 3265.
И поэтому саляфы и те, кто был задолго до них, всегда говорили: «Такой-то сын такого-то» или «Такая-та дочь такого-то». И не говорили: «Такая-та жена такого-то».
Шейх Бакр Абу Зайд сказал: “Причисление человека себя к своему отцу, наилучшим образом указывает на его происхождение и его отличие. Ведь отец – это глава семейства, который проявляет заботу о нем!” См. “Тасмия аль-маулюд” 30.
И следует знать, что каждая фамилия берет свое начало от имени предка этого рода. И в шариате есть строгий запрет на причисление себя не к своему роду! Со слов Абу Зарра сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто объявляет себя сыном не своего отца, зная, что это не так, впадает в неверие! Что же касается заявляющего о своей принадлежности к тому народу, с людьми которого у него нет родственных связей, то пусть он приготовится занять свое место в Огне». аль-Бухари 3508, Муслим 61.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто причислил себя не к своему отцу, на том проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!» Ибн Маджах 2609. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6104.
Таким образом, эти ясные тексты шариата указывают на строгий запрет этого поступка.
О том, что жена не может брать фамилию мужа, даже если муж или его семья принуждает ее к этому, говорил шейх аль-Мунаджид. На его сайте не раз поднимался этот вопрос. См. № 1942, 6241, 105420, 114624.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Смена фамилии при замужестве
Имам отвечает на вопросы читательниц о необходимости смены фамилии во время брака. Надо ли это делать мусульманке? Читайте в ответах.
Мне предстоит выйти замуж. Скажите, пожалуйста, как быть при заключении брака со сменой фамилии? Я слышала разные мнения. Одни говорят, что женщине-мусульманке харам (запретно) брать фамилию мужа, другие — что это нежелательно, третьи — что этот вопрос вообще не имеет значения и это личное дело каждого. Как поступить? Сторонники запрета приводят только один (на мой взгляд, сомнительный) довод — 5-й аят 33-й суры. Я считаю его сомнительным аргументом, так как там речь идет не о женах, а о детях — своим давать свою фамилию, приемным — фамилию и отчество их отца. Помогите, пожалуйста, прояснить этот вопрос. Аматуллах.
В Священном Коране сказано:
«Не говорите ложно (лживо) языками своими, что «это — разрешено (халяль), а это — запретно (харам)» [выдумывая, предполагая, не зная что к чему, не имея прямых доказательств и тем самым] наговаривая ложь (клевету) на Аллаха (Бога, Господа)» (см. Св. Коран, 16:116).
К сожалению, как показывает практика жизни, многие не знакомы с этим аятом.
Упомянутый вами аят не касается вопроса женитьбы. Он касается приемных детей:
«Зовите их [детей] по их отцам. Это наиболее справедливо пред Аллахом (Богом, Господом)» (см. Св. Коран, 33:5).
Относительно же замужества смысл аята актуален в том, что невеста оставляет неизменным свое отчество.
Без каких-либо проблем вы берете фамилию мужа, становясь частью его рода и сохраняя при этом свое отчество, которое четко указывает на то, кто есть ваш отец и каковы ваши корни.
Недавно прочел о смене фамилии жены после заключения брака на фамилию мужа, и у меня возник вопрос: это явный харам или относится к нежелательному? Ведь в обществе, в котором мы живем, у женщины при оформлении некоторых документов могут возникать трудности по причине разных фамилий, и у нее, и у ее детей.
Менять фамилию можно, главное, чтобы отчество осталось. Потому что именно отчество показывает, чьей дочерью она является, даже после замужества и смены фамилии. А то, что вы прочитали, — неграмотные домыслы.
Я знаю, кто мой биологический отец, но у него другая семья, да и особых усилий с его стороны к общению не наблюдается. Я ношу фамилию дедушки по материнской линии, он меня растил и воспитывал до совершеннолетия. Сейчас его уже нет в живых. Нужно ли мне менять фамилию на отцовскую либо брать в качестве отчества его имя? У меня есть жена, трое детей. Фамилию жены я не менял при заключении брака, а детям дал свою фамилию. Даркен.
Вы должны носить отчество своего настоящего отца.
Что касается вашей жены, то она может взять вашу фамилию. Это канонически не возбраняется. Она обязана лишь сохранить отчество.
Рекомендуем прослушать проповедь по данной теме:
Может ли мусульманка взять фамилию мужа?
Смена фамилии женщины после замужества стало довольно распространённым явлением. Однако в последнее время всё чаще раздаются голоса о запретности подобного действия со ссылкой на высказывания Пророка ﷺ. Вопрос разбирается в фетве Муфтията РД.
Вопрос: Можно ли жене взять фамилию мужа?
Ответ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!
Мусульманин должен относить себя к своей семье, предкам, роду. И ответ на вопрос о смене фамилии зависит от намерений того, кто её меняет. Запрещено брать фамилию мужа или иную фамилию, желая скрыть свое происхождение, из неприязни к своим родственникам или с целью разорвать с ними родственные отношения.
Если же мусульманка выходит замуж и берёт фамилию супруга не из-за вышеупомянутых соображений, то запрета нет, так как смена девичьей фамилии на фамилию мужа, по сути, свидетельствует о том, что отныне она имеет отношение к семье мужа посредством брака.
Что касается нижеприведённых хадисов Пророка ﷺ о запрете относить себя не к своим предкам, то речь идёт конкретно об отчестве, когда человек преднамеренно и осознанно меняет своё отчество, чтобы скрыть своё истинное происхождение, что является тяжким грехом и даже неверием в случае предумышленного подлога, идя на такой шаг, будучи осведомлённым о запрете, но считая это дозволенным.
Пророк ﷺ изрёк: «Для того, кто объявляет о себе, как о сыне некоего человека, зная, что тот не является его отцом, Рай станет запретным» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Также в другом хадисе сказано: «Вы не отрекайтесь от своих отцов. Тот, кто отречётся от своего отца, является неблагодарным Всевышнему» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Аргументация
عن سعد رضي الله عنه قال سمعت النبي صلى الله عليه وسلم يقول: «من ادعى إلى غير أبيه وهو يعلم أنه غير أبيه فالجنة عليه حرام». رواه البخاري ومسلم.
عبارة تحفة المحتاج: فصل في الإقرار بالنسب وهو مع الصدق واجب ومع الكذب في ثبوته حرام كالكذب في نفيه بل صح في الحديث أنه كفر لكنه محمول على المستحل أو على كفر النعمة.(3)
(1) См.: Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-бухари, т. 12, с. 55.
(2) См.: Далилюль фалихин, т. 8, с. 614.
(3) См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 5, с. 401.
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Может ли женщина после замужества взять фамилию мужа?
Вопрос:
Скажите, можно ли взять фамилию мужа после свадьбы — я слышала, что так поступать нельзя, вроде бы таким образом женщина отказывается от своего отца и своего происхождения.
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
В шариате ничего не сказано ни о том, что обязательно нужно взять фамилию мужа после свадьбы, ни о том, что это запрещено.
У арабов было принято называть человека по имени его отца и опускать его родовое имя. Даже замужние женщины продолжали называться по именам своих отцов. К примеру, Айша бинт Абу Бакр (дочь Абу Бакра) или Хафса бинт Умар (дочь Умара), хотя они были родом из племени курайш, и их родовым именем было аль-курайшийя. Такая практика (называться по отцу) указывала на происхождение.
Если женщина возьмет фамилию мужа, не означает, что женщина отказывается от своего рода. В некоторых обществах термин «фамилия» заменяют на «родовое имя», что указывает на семью, к которой вы принадлежите по происхождению или вследствие брака.
К примеру, Фатима, дочь Юсуфа, выходит замуж за Зайда Умара. В ее случае будет неправильно называть себя Фатима бинт Умар, потому что получится, что она отрицает свое происхождение по отцу. Она должна будет сказать, что ее имя Фатима Умар (не дочь Умара ) или она может сказать, что ее полное имя Фатима бинт Юсуф и фамилия Умар.
Поэтому, в заключение можно сказать, что нет ничего запретного в том, чтобы принять фамилию мужа. Особенно если это происходит в обществе, где такое принятие облегчает жизнь, если речь заходит об идентификации. К примеру, если женщина едет с мужем в хадж или умру. Если она носить девичью фамилию, возникнут вопросы – кем ей приходится этот человек, и ей нужно будет предоставить свидетельство о браке, чтобы подтвердить родство.
Таким образом, оставит ли женщина девичью фамилию или примет фамилию мужа, на ней не будет греха. Если она берет имя мужа, это не будет означать, что она отрицает свое происхождение по отцу.
Правда ли, что мусульманке нельзя брать фамилию мужа?
Вопрос от Орифджона:
Ассалому алайкум! Случайно наткнулся на очень интересную статью, где приводится хадис в котором говорится, что женщине нельзя после замужества принять фамилию мужа, это является запретным. Так ли это?
Основой в исламе является отнесение своего происхождения к отцу. Таково повеление Аллаха Всевышнего, сказавшего в Коране: «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом» (аль-Ахзаб 33/5). Раньше такого понятия, как «фамилия», не существовало, и человек именовался своим именем, затем именем своего отца. Поэтому для того, чтобы доказать свою принадлежность к тому или иному роду, требовалось хорошее знание родословной. Это было особенно важно с точки зрения принадлежности рода к тому или иному сословию.
Фамилии же в современном понимании стали использоваться сравнительно недавно. Сегодняшние фамилии, которыми обладают люди, если и указывают на их предков, то на очень далеких, а зачастую в основе фамилии лежит даже не имя родоначальника, а прозвище, под которым он был известен в свое время.
Что касается принятия женщиной фамилии своего мужа, то с точки зрения ислама это не является обязанностью для нее. Данный вопрос не является принципиальным и решается самими супругами при заключении брака. Если женщина не хочет брать фамилию своего мужа, то это ее право, и не следует преувеличивать данный вопрос, делая из него проблему.
В конце концов, даже оставив свою девичью фамилию, женщина регистрируется как жена такого-то человека. Если же женщина возьмет фамилию своего мужа, то с точки зрения религии в этом не будет ничего предосудительного. И ни в коем случае не следует допускать, чтобы столь незначительные вопросы нарушали семейное счастье.
И еще раз хотелось бы напомнить, что если женщина захочет взять фамилию своего мужа, то с точки зрения религии в этом нет ничего предосудительного, и это не является харамом.