почему в иране нельзя показывать большой палец вверх
Не стоит поднимать большие пальцы вверх в Иране
Полезные советы туристам
Каждая страна индивидуальна, отличается своими нравами, обычаями и традициями, о которых мы порой не знаем. Чтобы Ваше пребывание за рубежом оказалось интересным, комфортным, без различного рода происшествий следует знать некоторые полезные мелочи.
Не стоит поднимать большие пальцы вверх в Иране
В Британии, к примеру, подобный знак означает, что вы прекрасно провели время и что у вас все просто отлично. А в традиции народа Ирана все совсем иначе, этот самый жест здесь зовется «билакх» и является ужасным оскорблением, моральной пощёчиной, его значение отвратительно и неприятно. Не смотря на то, что соединение двух пальцев, большого и указательного во всемирно известный знак «ОК», было принято как общемировой знак водолазов, обозначающий «я в порядке», в Турции и Бразилии понимается как несмываемое оскорбление и сравнение адресата с непристойной частью его тела. Это стоит помнить, занимаясь нырянием где-нибудь на Ильха Гранде.
Нельзя гладить человека по голове в Таиланде
Не стоит считать Ирландию частью Британских островов
Разговорные заблуждения в других странах часто происходят на фоне банальной политической неграмотности. Спросите о ситуации с аборигенами в Австралии, о правах человека в Китае, о сожжении жены вместе с погибшим мужем в Индии, даже о бое быков в Испании, все эти замечания о традициях народов могут за секунду страшно обидеть человека. Американцам, ошибочно считающим Ирландию частью Британских островов или спрашивающие, почему здесь в ходу евро, а не фунты стерлингов, очень скоро объяснят, что к чему в одном из дублинских баров. Если вы беседуете с людьми в новой, незнакомой стране и путаетесь узнать традиции народа этой местности, обсуждайте безобидные темы: еду, детей, спорт или просто красоту природы. В самом деле, навряд ли вы обидите кого-нибудь, нахваливая местную пищу или успех местной футбольной команды.
Запрещено входить в обуви в японский дом или храм
Принести букет из 12 упакованных гвоздик на обед в Германии
Кажется, что цветы – лучшая благодарность гостеприимной хозяйке, но помните, что в некоторых странах сорта цветов, их цвет и количество могут нести в себе неприятные ассоциации. Гвоздики – похоронные цветы в традициях народов Германии, Польши и Швеции, а хризантемы – в Бельгии, Италии, Франции, Испании и Турции. В Австрии и Франции розы могут служить знаком романтического интереса. В Мексике и Чили желтые цветы символизируют печаль расставания. В Германии, Польше и Швеции букет цветов не должен быть упакован. Нечетное количество цветов в букете считается несчастливым в Китае и Индонезии, четное – в России и Германии.
Торги в Турции
Питайтесь по-восточному
Самые недорогие в Европе – китайские ресторанчики и турецкие закусочные. Средняя стоимость счета там раза в два ниже, чем в любом другом кафе. При этом за качество кухни можете не переживать – почти всегда и качественно, и вкусно. Бедные студенты в Берлине отдают предпочтение кебабам, большим, вкусным, питательным и – главное – стоящим от силы 1-2 евро.
Полезные советы туристам
Каждая страна индивидуальна, отличается своими нравами, обычаями и традициями, о которых мы порой не знаем. Чтобы Ваше пребывание за рубежом оказалось интересным, комфортным, без различного рода происшествий следует знать некоторые полезные мелочи.
Не стоит поднимать большие пальцы вверх в Иране
В Британии, к примеру, подобный знак означает, что вы прекрасно провели время и что у вас все просто отлично. А в традиции народа Ирана все совсем иначе, этот самый жест здесь зовется «билакх» и является ужасным оскорблением, моральной пощёчиной, его значение отвратительно и неприятно. Не смотря на то, что соединение двух пальцев, большого и указательного во всемирно известный знак «ОК», было принято как общемировой знак водолазов, обозначающий «я в порядке», в Турции и Бразилии понимается как несмываемое оскорбление и сравнение адресата с непристойной частью его тела. Это стоит помнить, занимаясь нырянием где-нибудь на Ильха Гранде.
Жесты глазами иностранцев или Не показывайте большой палец в Иране.
Отправляясь заграницу, мы изучаем маршрут, продумываем остановки и ночлег, узнаем о достопримечательностях, даже учим пару фраз на иностранном языке. Все это для того, чтобы путешествие было удачным и не случилось никаких досадных ситуаций. Однако мы зачастую не учитываем одного, что язык жестов, который путешественники чаще остальных применяют, имеет национальный колорит во многих странах. То, что привычно для нас, совсем неприемлемо за рубежом.
Чтобы завязать разговор с местным жителем, вам для начала необходимо его поприветствовать. Конечно, рукопожатие – это универсальный прием для любого случая. Однако не все народы одобряют прикосновение к чужому человеку без лишней надобности. Так, например, страны Азии выбрали жестом приветствия складывание вместе ладоней. А японцы к этому добавили еще и поклон, чем ниже поклон, тем больше уважение к собеседнику. При этом не удивляйтесь, если в стране восходящего солнца к вам будут обращаться по фамилии. По имени человека там называют крайне редко. Жесты приветствия очень разнообразны: в Лапландии люди трутся носами; в Мексике вас схватят за большой палец руки; во Франции поцелуй в щеку – это норма; а в мусульманских странах мужчины слегка приобнимают друг друга за талию при встрече; в Новой Гвинеи приветствуют иностранцев подъемом обеих бровей вверх.
Если в Италии на прощание вас хлопнули по спине, то вы нашли расположение у собеседника. А во Франции таким образом вам намекнут, что вам здесь больше не рады и не хотят вас видеть. Будете на Андаманских островах, на прощание поднесите ладонь уходящего к своим губам и легонько дуньте.
Поднимая большой палец, вы сообщаете собеседнику, что все хорошо. Но в Греции таким жестом вас в грубой форме просят заткнуться. В Таиланде он больше напоминает по значению такую детскую шалость как «высунуть язык». А вот в Иране, Уругвае и Саудовской Аравии он в высшей степени оскорбителен, так что избегайте его в этих странах.
Жест «Виктория», когда ладонь повернута к себе, в Великобритании и Австралии будет указывать вашему собеседнику, куда ему идти. А вот ладонью к собеседнику поднятые вверх указательный и средний пальцы читаются как V (виктория, победа). Так что Уинстон Черчилль, иногда демонстрируя этот жест повернутой ладонью к себе, или делал это намеренно, или на самом деле ни о чем не догадывался.
Распространенным жестом является и указательный палец, вращающийся у виска. Мы понимаем его, как наличие недалеких умственных способностей у человека, о котором ведется разговор. А вот голландцы воспринимают его с точностью наоборот, такой жест говорит о наличии ума.
Международный жест «Окей» тоже имеет несколько значений. Помимо того, что у вас все в порядке, такой жест в Японии говорит о просьбе занять денег в долг, в Сирии вас пошлют к черту, а в Тунисе он означает угрозу вашей жизни. В Азии и Бразилии жест считается непристойным и вульгарным. Во Франции и Германии жест переводится как «пустышка» или «полный ноль».
В некоторых странах важно не только, какой жест вы совершаете рукой, но и какой рукой вы делаете то или иное действие. Учтите, что в Индии, Шри-Ланке, Африке и во всем регионе Ближнего и Среднего Востока левая рука считается грязной. Есть левой — верх неприличия. В Японии уважительное отношение к собеседнику демонстрируется преподнесением подарков или других вещей двумя руками, в то время как жест одной рукой может предполагать пренебрежение. Раскрытая ладонь любой руки, направленная на жителя Греции, является оскорблением его достоинства.
Неудачный жест может даже стать причиной отставки министра. В июле 2009 года министр экономики Португалии Мануэль Пинья в ходе горячих споров на заседании парламента показал своему оппоненту «рожки» ( в Португалии жест означает измену супруга). Этот инцидент вызвал общественное возмущение, в результате министр подал в отставку, а Премьер-министру страны пришлось приносить публичные извинения.
Чтобы не оказаться в подобной ситуации, откажитесь от жестов во время вашего путешествия или же внимательно изучите особенности языка жестов выбранной вами страны.
Митрополит Феофан: «При имени Путина иранцы поднимают большой палец вверх: «То, что надо»
«В Иране нет ненависти к христианам. Многие, особенно женщины, даже стремятся дотронуться до твоей одежды», — свидетельствует митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, возглавивший в начале мая поездку в Тегеран делегации РПЦ на заседание комиссии по диалогу «Православие – Ислам». О чем беседовали русский митрополит и иранский аятолла, а также почему следующее заседание комиссии может пройти в Казани, владыка рассказал в материале, написанном для «БИЗНЕС Online».
Митрополит Феофан в начале мая побывал в Тегеране с делегацией РПЦ на заседании комиссии по диалогу «Православие – Ислам»
«В ИРАНЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ НИЩЕТЫ И СЕРЬЕЗНОГО СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ»
Впервые я побывал в Иране 23 года назад, то есть в далеком 1995 году. В то время я проходил служение в отделе внешних церковных связей (ОВЦС) под руководством нынешнего Святейшего патриарха, а тогда — митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. И передо мной стояла задача побывать в Тегеране, изучить ситуацию и таким образом проложить дорогу в это исламское государство для русской православной церкви. Такое решение было принято не случайно: мы знали, что в Тегеране есть полузабытый православный храм, построенный еще в августе 1944 года — всего через полгода с небольшим после исторической встречи на этой земле Сталина, Черчилля и Рузвельта. Этот собор Святителя Николая состоял в ведении русской православной церкви за границей (РПЦЗ). Когда-то он окормлял русскую эмиграцию, но к середине 1990-х годов постепенно пришел в запустение и на протяжении практически 20 лет не имел своего пастыря. Поэтому православные верующие Ирана решили обратиться в Московский патриархат, и сегодняшний Святейший патриарх, у которого я в ту пору был заместителем, решил направить меня в Иран.
Я приехал, осмотрелся, познакомился с местной православной общиной, пообщался с руководством Ирана, его тогдашними религиозными лидерами и договорился о том, что власти не будет препятствовать созданию в Тегеране прихода, относящегося к Московской патриархии. Таким образом, моя первая миссия на этой земле была выполнена. Через священный синод вскоре было проведено решение о принятии под нашу юрисдикцию иранской православной общины. Но какой же храм без пастыря? И тогда я решил направить в Тегеран своего секретаря, архимандрита Александра (Заркешева). Он стал настоятелем собора Святителя Николая.
Я помню, как отец Александр поначалу сомневался и расстраивался по поводу того, как же далеко от России ему придется осуществлять свой пастырский долг. В эту свою майскую поездку я в очередной раз встретился с ним. Все эти 23 года он провел на Ближнем Востоке и уже открыл действующий православный храм не только в Тегеране, но и в Объединенных Арабских Эмиратах. Конечно, я никогда не терял из виду ни своего бывшего секретаря, ни его деятельность в Иране и Эмиратах — хотя бы потому, что чувствовал за него ответственность. И я видел, как менялся за эти годы Иран. Все-таки 1995 год еще незначительно отстоял по времени от исламской революции 1979 года. Тогда на улицах можно было встретить множество женщин в полностью закрытой одежде и в чадрах, а сейчас Тегеран больше похож на обыкновенный современный город без всяких пуританских излишеств. Многие из тех, кто представляет Иран исключительно по сообщениям СМИ, были бы чрезвычайно удивлены, если бы увидели эту страну своими глазами. Тегеран — это мегаполис с населением почти в 15 млн человек, но при этом очень опрятный и чистый.
Остается лишь удивляться тому, как государство, перенесшее многолетнюю санкционную блокаду, не только не деградировало, но и стремительно развивалось. Там практически нет нищеты и серьезного социального настроения. Наряду с властью аятолл, которая по-прежнему очень сильна, заметны и ростки явно прозападных настроений. Глобальная пропагандистская машина работает и здесь. Но надо отдать иранцам должное: они все-таки гораздо более патриотично настроены, чем многие народы на постсоветском пространстве. Когда в конце декабря 2017 года в Иране вспыхнули протесты, никто из протестующих не захотел принимать так называемую руку помощи, тут же услужливо протянутую им Западом. Общий вердикт был таков: «Да, нам многое не нравится в нашем государстве, но мы сами разберемся, что с этим делать». Дональда Трампа, который сочувственно отзывался о «взыскующих свободы» иранцах, они почти единодушно объявили «сатаной». И это была позиция не каких-то отдельных людей, а всего народа.
Во время посещения провинции Кум — «богословской столицы» Ирана — архипастыря принял губернатор провинции Сейед Махди Садеги
«ЕЩЕ ОДИН МОМЕНТ, КОТОРЫЙ МНЕ ЗАПОМНИЛСЯ ИЗ МОЕЙ БЕСЕДЫ С ВЕЛИКИМ АЯТОЛЛОЙ, — ЭТО РАЗГОВОР ОБ ОТНОШЕНИИ К ХРИСТИАНАМ»
Нынешняя моя поездка в Тегеран проходила в рамках XI заседания совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам». Я возглавлял православную делегацию и выступал с докладом о связи религии и окружающей среды. Как отметили на сайте ОВЦС, наша встреча проходила на «беспрецедентно высоком уровне». С одной стороны, это были вроде бы чисто богословские беседы и переговоры, но на них присутствовали один из вице-президентов Ирана и ведущие министры. Впрочем, это как раз легко объяснимо: в исламской республике политика не сильно отделена от богословия, равно как и богословие от политики.
Мы посетили и священный город шиитов — Кум, где находится более 100 высших учебных заведений и где проживают великие аятоллы. Я бы сравнил этот город с Ватиканом, но в его исламском варианте. Здесь когда-то учился аятолла Рухолла Мусави Хомейни, здесь же находится одна из основных святынь Ирана — мечеть Фатимы, возведенная на месте гробницы Фатимы Масуме, дочери седьмого шиитского имама. Мы побывали в этой мечети, а затем побеседовали с ведущими учеными-исламистами из университетов Кума. Кроме этого, впервые в истории нашей российско-иранской комиссии состоялась уникальная встреча — с верховным аятоллой Хусейном Нури Хамадани. Это уже очень пожилой человек — ему 91 год. Бросается в глаза, что его рабочая канцелярия выглядит очень скромно по сравнению с его положением. Хотя, по сути, верховные аятоллы в Иране — это небожители, с простым народом они общаются очень мало. Но при этом Нури Хамадани — очень доброжелательный человек с философским складом ума и явным интересом к политике. Однако, как я уже сказал, политика здесь неотделима от духовной сферы. Конечно, мы говорили с ним и корнях того международного зла, которое зовется терроризмом, и о недавних событиях, связанных с решением Трампа выйти из «иранской ядерной сделки». Я понял со слов Хамадани, что иранцы очень сожалеют, что вообще согласились на эту сделку. Им казалось, что на этот раз Запад их не обманет, но все обернулось как обычно: США в последний момент разорвали все соглашения. Впрочем, «дьяволу», каковым они кличут Соединенные Штаты, свойственно лукавить и обманывать.
Впервые состоялась встреча с высшим муджтахидом — аятоллой Нури Хамедани
Еще один момент, который мне запомнился из моей беседы с великим аятоллой, — это разговор об отношении к христианам. По словам Нури Хамадани, в той же Саудовской Аравии сознательно прививается злоба по отношению к последователям Христа. «У нас, шиитов, нет этого, — сказал аятолла. — Мы постоянно напоминаем, что христиане — это тоже люди Книги». И действительно, я не чувствовал на себе в Иране никакой ненависти и косых взглядов. Когда мы заходили в мечеть Фатимы, там присутствовали тысячи людей, мечтающих прикоснуться к священной гробнице. Я был в своем священническом облачении с крестом, и никто не сделал мне ни единого замечания. Наоборот, я ощущал всеобщую благожелательность. Понятно, что, когда на дипломатическом рауте все тебе улыбаются, к этому обязывают воспитание и этикет. Но когда народ, свободный в проявлении своих чувств, тоже дарит тебе свою улыбку, это ценнее во сто крат. Очень многие, особенно женщины, даже стараются дотронуться до твоей одежды.
Когда мне говорят, что в современном глобальном мире невозможно быть самостоятельным и идентичным, я обыкновенно отвечаю: «Возможно! Посмотрите на Иран. Если у государства есть идеалы и эти идеалы не чисто земные, а укорененные в высших смыслах, тогда это государство непобедимо».
На настоящем отрезке исторического пути Иран — это наш партнер и союзник
«О ТАТАРСТАНЕ ИРАНЦЫ ОЧЕНЬ МНОГО ЗНАЮТ И ОЧЕНЬ ПО-ДОБРОМУ ОТЗЫВАЮТСЯ О МИННИХАНОВЕ»
Не исключаю, кстати, что наша следующая встреча в рамках диалога «Православие – Ислам» пройдет в Казани. Как правило, мы чередуем места работы своей комиссии, организуя форумы то в Москве, то в Тегеране. Теперь, как я считаю, настало время включить в этот ряд и Казань. Иранцы восприняли мое предложение позитивно: о Татарстане здесь очень много знают и очень по-доброму отзываются о Рустаме Минниханове. В свое время в столицу РТ приезжал бывший генпрокурор Ирана Эбрахим Раиси, выставлявший свою кандидатуру на прошлогодних президентских выборах и набравший, кстати, около 30% голосов. Я был в числе тех, кто его принимал, и он уже тогда очень тепло отзывался о нашей республике. Конечно, противоречия между суннитами и шиитами полностью снять невозможно, но для того, чтобы эти противоречия не обострялись, третьим силам, привыкшим вбивать клинья в любые конфликты, нужно просто отойти в сторону. Люди сами разберутся между собой.
На настоящем отрезке исторического пути Иран — это наш партнер и союзник. Хотя я люблю повторять в этом контексте знаменитые слова императора Александра III о том, что у России только два настоящих союзника — армия и флот. Все остальное в мире ненадежно. Нельзя полностью доверять кому-то и полагаться на него в международной политике. Но при этом следует ценить саму возможность партнерства с Ираном, которое, дай Бог, поможет всем нам решить ближневосточные проблемы.
Из Ирана наша делегация улетала 9 мая — в День Победы. Перед вылетом мы поздравили с праздником сотрудников нашего российского посольства, побывали в мемориальной комнате, где встречалась тегеранская тройка Сталина, Рузвельта и Черчилля. А за несколько дней до этого, 6 мая, я возглавил богослужение в Николаевском соборе Тегерана. Среди прочих мне сослужил мой бывший секретарь, настоятель храма отец Александр. Мы помянули, конечно, погибших воинов Великой Отечественной войны, я произнес проповедь, причастил прихожан. Очень важно для русской православной церкви иметь в Иране такую точку опоры. Между прочим, при соборе действует богадельня, куда мы принимаем не только православных, но и мусульман. Что касается наших прихожан, то среди них очень много не только посольских работников и членов их семей, но и российских специалистов, работающих здесь на строительстве атомных станций.
Спустя несколько дней после нашего возвращения в Россию священный синод дал высокую оценку по результатам нашей миссии и принял решение: продолжать диалог «Православие – Ислам».
Почему в иране нельзя показывать большой палец вверх
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Жесты иранцев
Порой один жест говорит больше тысячи слов. Но жесты и мимика у многих культур могут заметно разниться. И иногда такие, казалось бы, мелочи приводят к глубокому недопониманию и даже неприятию. Учитывая, что многие русские друзья намереваются посетить Иран и дружить с иранцами, уместно будет обратить внимание на некоторые различия между жестами в Иране и России.
1) Кивок головой назад. Если в России, чтобы ответить «нет», водят головой из стороны в сторону, то в Иране чаще используют «обратный кивок», чуть цокая при этом языком. Привычный русским жест «нет» тоже известен иранцам, но пользуются им сравнительно редко.
3) И, наоборот, выражая согласие с вашим поведением в момент разговора с посторонним, иранец будет слегка кивать и пальцами на крышке стола двигать сверху вниз, чуть постукивая.
4) В Иране существует целая гамма жестов, посвященная выражению стыда: не только за себя, но и за кого-то другого, за чей-то проступок. Самый распространенный: прикусывание нижней губы, все с тем же (но медленным, однократным) поднятием бровей. Иногда в этом случае так же подносят к губам сложенный кулак. Будьте внимательны к данным жестам: как часто бывает на Востоке, любому иранцу очень важно «не потерять лицо», и он сам будет делать все, чтобы вы не попали в неловкую ситуацию.
5) Если иранец подносит раскрытую ладонь к сердцу, чуть кланяясь – он выражает вам свою искренность и уважение. Так часто приветствуют друзей противоположного пола – ведь мусульманский этикет не позволяет мужчине пожимать руку женщине (или наоборот).
6) Прикрывая рукой один глаз и кивая, иранец обещает: «Хорошо, обязательно сделаю», хочет подчеркнуть свое согласие. Жест происходит от иранского выражение «это на моем глазу», т.е. ваше желание очень важно для меня.
7) У старшего поколения иранцев распространен такой оригинальный жест, как прикусывание руки между большим и указательным пальцами. В полной версии, сначала прикусывают с внешней стороны, затем разворачивают ладонь и повторяют жест. Означает он: «Не дай Бог! » или «Чтоб у меня язык отсох! ». Сегодня молодежь использует данный жест скорее с ироничной окраской.
8) Желая подчеркнуть важность своих слов и даже проявить некоторую настойчивость и раздражение («Сто раз тебе говорил! »), иранцы не просто размахивают раскрытой ладонью, как русские, но при этом складывают руки вместе, раскрыв ладони и повернув ладони их (или иногда собирают пальцы руки в щепоть).
9) Иранцам неизвестен такой популярный в России жест как «кукиш» («фига»). Кроме того, в Иране нет и такого жеста, как скрещивание пальцев на удачу.
И еще несколько замечаний по поводу разницы российского и иранского этикета:
1) В Иране не стоит поднимать вверх большой палец («все ок!»), хотя это и привычно в России. Как и во многих других мусульманских странах, данный жест считается крайне неприличным. Если вам надо поймать такси, останавливайте его просто подняв руку и чуть ею помахав. Впрочем, в больших городах молодежь уже постепенно привыкает к этому, «американскому» жесту и используют его так же, как русские.
2) В России считается неприличным «показывать пальцем» на людей, вещи на полках магазинов и т. п. В Иране это обычный, повседневный жест, который считается совершенно нормальным.
3) В Иране принято в качестве приветствия целоваться в обе щеки с лицом своего пола. Причем иранцы вечно не могут разобраться, сколько же поцелуев требуется: два или три?
4) Выше уже говорилось об особенности мусульманского этикета: мужчине нельзя прикасаться к женщине, не являющейся членом его семьи/круга близких людей. Поэтому, протягивая руку религиозному иранцу, дама может поставить его в крайне неловкое положение (причем на глазах у других). Он не должен пожимать ее руку из-за своих убеждений, однако прекрасно понимает, как обидит гостью, не ответив на приветствие. Впрочем, у более светски настроенных людей и молодежи подобная ситуация неловкости не вызовет – они с готовностью пожмут руку иностранке.
5) Хороший тон, которому неукоснительно следуют все иранцы: встать, когда в комнату заходит, например, новый гость. Особенно это важно, если вошла женщина или пожилой человек. Встают и мужчины, и женщины (в России этикет позволяет женщинам в некоторых случаях не подниматься).
6) Интересная черта иранского этикета: в любой ситуации, если приходится встать/сесть к собеседнику (или просто спутнику, незнакомцу) спиной, необходимо извиниться: «Простите, что я к Вам спиной». Эти слова может произнести даже таксист, к которому вы сели на заднее сиденье! Кстати, иранцы изобрели изящный ответ на это извинение: «У цветка спины не бывает» (т. е. с вами хорошо в любом случае).