почему у татар нельзя женщинам на кладбище
Посещение женщинами кладбищ
Скажите, девушкам, женщинам ходить на кладбище макрух (нежелательно) или харам (запрещено)? Йолдыз.
Запрет на посещение кладбищ некоторое время имел место быть при Пророке (да благословит его Всевышний и приветствует). Затем, когда закрепилась вера в сердцах людей, а также осознание мирского и вечного, посланник Всевышнего заявил об отмене данного запрета и допустимости посещения могил. Разрешение это, по мнению большинства мусульманских ученых, касалось как мужчин, так и женщин[1].
Пророк Мухаммад сказал: «Я одно время запрещал вам посещать могилы. Теперь же можете посещать их. Это напомнит вам о вечности [о том, что мирское — временно, а вечное — неотвратимо]»[2].
Однажды супруга пророка Мухаммада ‘Аиша возвращалась с кладбища. Повстречавшийся ей Ибн Абу Малика спросил: «Откуда ты идешь, о мать правоверных?» — «Я посещала могилу моего брата ‘Абдурахмана», — ответила та. «А разве Пророк не запретил нам посещать могилы?» — вопросил Ибн Абу Малика. «Да, запрещал раньше, но теперь он (да благословит его Всевышний и приветствует) призвал нас посещать могилы»[3].
Также достоверно известно, как однажды пророк Мухаммад увидел на кладбище женщину, которая плакала над могилой своего ребенка. Он призвал ее проявить терпение и не терзать себя. При этом посланник Всевышнего ничего не сказал о запрете посещения могил женщинами, никак не упрекнул ее по этому поводу[4].
Исходя из вышеупомянутого, когда женщина посещает могилы своих умерших родственников, желая почтить их память, помолиться за них и получить назидание от атмосферы кладбища (таинства жизни и смерти), тогда это в полной мере канонически допустимо[5].
Излишние и многочисленные посещения женщинами кладбищ не приветствуются и даже могут подвести их к Божьему проклятию[6]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Проклинаемы Богом женщины, постоянно посещающие кладбища»[7]. Замечу, что некоторые исламские ученые уточнили: все запрещающие хадисы, в том числе и только что процитированный, были высказаны Пророком до окончательной разрешенности: «Теперь же можете посещать их (кладбища, могилы)»[8].
Итак, посещение женщинами кладбищ и могил однозначно не является запретным (харам).
Я раз в год приезжаю на свою родину навестить родных. Считаю своим долгом посетить могилы близких. Но иногда это совпадает с наступлением у меня менструации. Ждать, пока она закончится, времени не бывает, так как нужно уезжать обратно. Скажите, пожалуйста, имеет ли женщина право посещать кладбище во время менструации? Рудана.
Да, конечно же, имеет полное право.
Могут ли женщины участвовать в похоронных процессиях?
Во-первых, советую учитывать те обычаи относительно посещения кладбищ, которые сложились у разных мусульманских народов. С точки зрения канонов, народные обычаи должны приниматься во внимание (безусловно, если они не вступают в явное и резкое противоречие с основами веры и религиозной практики), особенно когда нет однозначного положения по тому или иному вопросу в Коране и Сунне.
Во-вторых, основным достоверным хадисом являются слова Умм ‘Атыйи: «Нам (женщинам) было запрещено сопровождать похоронные процессии, но запрет этот не был категоричным»[9]. В своде хадисов ан-Насаи и Ибн Маджи, а также у Ибн Абу Шейбы имеется повествование о том, как однажды ‘Умар окликнул женщину, присоединившуюся к похоронной процессии. Увидев это, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Оставь ее, ‘Умар [пусть она идет вместе с нами]»[10].
Подавляющее большинство исламских богословов говорило о том, что участие женщин в похоронной процессии является нежелательным (макрух танзихэн), но это допустимо и регулируется в соответствии с обстоятельствами[11].
Женщины, сопровождающие похоронную процессию вместе с мужчинами, должны идти позади[12].
О смерти и похоронах по Исламу читайте здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. (2000). Т. 4. С. 191.
[2] Св. х. Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, аль-Хакима. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 4. Ч. 7. С. 46; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. (2000). Т. 4. С. 191; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 364, хадисы № 3234 и 3235, оба «сахих».
[3] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 191; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. С. 220.
[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадис № 1283.
[5] См., например: Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 220, 221.
[6] Среди тех, кто говорил об этом, обосновывая свое мнение упоминаемым хадисом, был и имам аль-Куртуби. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 191.
[7] Св. х. Ахмада, Ибн Маджа, аль-Хакима и ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 328, хадис № 1057, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 447, хадис № 7277, «сахих».
[8] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 328, хадис № 1057 и пояснение к нему.
[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 381, хадис № 1278.
[10] См.: Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Т. 3. С. 170, глава № 9, раздел № 71, хадис № 1; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 173, хадис 1587, «да‘иф»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 187.
[11] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 187; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 4. Ч. 7. С. 2.
[12] См.: Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 3. С. 170, глава № 9, раздел № 71, хадис № 4.
Правда ли, что женщинам нельзя посещать кладбища?
Вопрос:
Можно ли женщинам посещать кладбища?
Ответ:
Посещать кладбище мужчинам не только не запрещено, напротив, для них это является желательным, ибо и в этом есть польза как для посещающего, так и для посещаемого. Посещение кладбища напоминает человеку об ахирате и является назиданием о том, что живые тоже умрут и должны готовиться к этому, творя добрые дела.
Также от этого получают пользу те, кто погребён в могилах, особенно если человек, посещающий их могилы, будет делать за них дуа и читать Коран за их души. Покойный мусульманин, так же, как и живой, заслуживает права на посещение, и мольба за него может стать причиной прощения его грехов или повышения его степени пред Всевышним Аллахом.
Что же касается посещения кладбищ конкретно женщинами, то им разрешается посещать кладбище, но некоторые учёные, сославшись на хадис: «Всевышний Аллах проклял женщин, часто посещающих могилы» (Имам Ахмад), посчитали это нежелательным (макрух), а некоторые даже и запрещённым. Однако большинство учёных, ссылаясь, помимо этого, и на другие хадисы, считают посещение кладбищ для женщин только нежелательным.
От Бурайды (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
كنت نهيتكم عن زيارة القبور فزوروها فإنها تذكر بالآخرة
«Раньше я запрещал вам посещать могилы, но теперь посещайте их, ибо, поистине, это напоминает о загробной жизни (ахират)» (Муслим, Ахмад).
Слова Пророка ﷺ «но теперь посещайте их» касаются и мужчин, и женщин, ибо причина посещения (напоминание об ахирате) полезна и для мужчин и для женщин.
Также от Абдуллаха Ибн Абу Мулайка передаётся: «Однажды я встретил Аишу (да будет доволен ею Аллах), когда она возвращалась с кладбища, и спросил: «Откуда вы идёте, о мать правоверных?» Она ответила: «С могилы моего брата Абдуррахмана Ибн Абу Бакра«. Я опять спросил её: «Разве Посланник Аллах не запретил посещение могил?» Тогда она сказала: «Да, запретил, но потом он повелел посещать их«. (Аль-Хаким)
Однако всё вышесказанное касается случая, когда в посещении могил женщинами нет места смуте (фитне) и соблюдены все условия выхода женщины из дома. Более того, им разрешается посещать кладбище самостоятельно, только если оно находится в пределах населённого пункта. Если же кладбище находится за пределами населённого пункта, посещение его разрешается лишь в присутствии мужа или близкого родственника (махрама) при условии, что зиярат (посещение) совершается к могилам пророков, богословов, любимцев Аллаха (авлия), а также близких родственников.
Посещение же женщинами могил тех, кто не входит в этот перечень, как и было сказано выше, является нежелательным (караха) даже в пределах населённого пункта.
Помимо этого, женщины, намеревающиеся посетить могилы, должны соблюдать определённые условия, а именно: необходимо иметь разрешение мужа или опекуна, быть одетой только в дозволенную Шариатом одежду, не вести на кладбище разговоров о мирском, не рыдать и не смешиваться с мужчинами. При несоблюдении перечисленных условий посещать кладбища женщинам запрещается.
Согласно вышеприведённому хадису Пророка (мир ему и благословение Аллаха), тех из женщин, которые посещают кладбища, не соблюдая вышеуказанных условий, постигает проклятие Всевышнего. Что же касается тех женщин, которые соблюдают вышеприведённые условия и другие правила поведения, установленные Исламом, и, посещая кладбища, вспоминают об ахирате и размышляют о смерти, то для них посещение кладбищ является дозволенным.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Татарские похоронные обычаи
Большинство татар – мусульмане, а значит, их ритуальные обряды должны соответствовать законам Шариата. Согласно Корану, если захоронение прошло по правилам, душа покойного отправится в лучший мир. Татарские похороны имеют строгий регламент, за выполнением которого следит знающий человек из числа старших родственников.
Прижизненные ритуалы
Традиции похорон у татар предписывают им заранее готовиться к этому событию. Женщины к зрелому возрасту должны запасти достаточно ткани для погребального покрывала для себя и мужа. На саван уходит 10-15 метров белой материи. Также готовят полотенца, отдельные вёдра для омовения, мелкие предметы для саадака – добровольной милостыни. Для этого используют платки, отрезы ткани, сладости и монеты.
Важно, чтобы последними словами умирающего были строки из Корана. Если человек не в состоянии самостоятельно произнести молитву, за него это делают родственники или приглашённый мулла. Губы протирают влажной салфеткой или полотенцем. Это, согласно верованиям и обычаям похорон у татар, не позволит уходящему соблазниться водой, которую предложит ему шайтан (демон).
Перед смертью, человека укладывают лицом на восток, в сторону Мекки. Все присутствующие родные читают молитвы и просят Аллаха даровать безболезненный уход.
Подготовка могилы
Согласно верованиям о похоронах у татар-мусульман, они проходят в самое ближайшее время после смерти. Если это случилось утром, то погребение назначают на вечер того же дня. Если вечером – то похоронить стараются на следующий день.
Подготовкой могилы занимаются исключительно мужчины. Перед тем, как отправиться на кладбище, они читают суры из Корана и произносят хвалебные речи об усопшем.
Могила выкапывается по особой схеме – с нишей в боковой стене. Её выкладывают кирпичом или саманами. Если грунт осыпается и не позволяет сделать углубление, приготовляют специальный деревянный навес. Им накрывают покойника после помещения его в могилу.
Она должна быть достаточно глубокая, чтобы дикие звери не осквернили останки. Кабр (или место захоронения) ориентируется головным концом на Мекку. Неверующих татар или убийц захоранивают за пределами ограды кладбища.
Вырытую могилу не оставляют без присмотра. Рядом всегда находится один из мужчин. Если нет возможности постоянно находиться на кладбище – на дно ямы бросают железный предмет (топор, пилу или лом).
Согласно древним обычаям, на надгробном памятнике, помимо информации об усопшем, высекают строки молитв. Размещать на могилах фотографии, свечи, венки и букеты, приносить еду и алкоголь – не принято.
Подготовка тела
Похороны у татар имеют чёткое разделение обязанностей. Пока мужчины занимаются обустройством погребальной ямы, женщины выполняют домашние приготовления.
Покойника укладывают на жёсткую поверхность, а на грудь ему кладут металл – ножницы или подкову. Эта традиция идёт из глубины веков, когда мусульмане верили, что злые духи боятся металла и не смогут завладеть душой умершего. Лицо его должно быть обращено в сторону Мекки, а руки вытянуты вдоль тела. Сверху кладут белую ткань, а на голову – специальное полотенце.
Соседи, друзья, коллеги и дальние родственники быстро узнают о кончине и добровольно предлагают помощь в приготовлениях. Всем участникам сборов – тем, кто копает могилу, убирает дом, обряжает мертвеца и готовит поминки, положен саадака. Вещи, полученные от семьи усопшего, не используют в быту – это признаётся плохой приметой. Их откладывают до собственной кончины или передаривают в качестве саадака.
Покойника не оставляют одного, рядом с ним всегда находятся люди. Часто это старики и старухи, которые руководят процессом и дают указания родственникам. Все зеркала в доме занавешивают чёрной тканью. Оплакивать и причитать над телом – запрещено. В исламе верят, что от этого умерший страдает и мучается.
Ритуал омовения имеет особое значение в том, как хоронят татар. Для воды используют отдельные вёдра, которые покрывают тканью и ставят на полотенца. В помещении остаются только люди, которые участвуют в процессе. По правилам, женщины могут омывать только женщин, мужчины – мужчин. В крайнем случае допускается, чтобы умершую жену омыл её муж. В процессе участвуют не менее 3 человек. Один переворачивает тело, другой следит за водой, а третий читает Коран и производит омовение. Ритуал заканчивают, поливая тело ароматными травяными настоями.
За это время другие женщины должны успеть сшить саван. Он должен быть выполнен вручную, крупными стежками и не иметь узелков. Татарское посмертное одеяние называется кэфен. Оно включает рубаху, фартук, мужскую чалму или женский головной платок. Поверх надевается саван, тело заворачивается в белую ткань.
Принимать пищу в одном помещении с трупом – не допустимо. До погребения и в течение 3 дней после обитателей дома приглашают на обед родные и соседи. Исключение составляет только чай во время ночного бдения.
Похороны
У татар хоронят исключительно мужчины. Женщины могут лишь проститься с усопшим и проводит процессию за дверь дома.
Покойника выносят на специальных носилках ногами вперёд. Перед тем, как зайти на кладбище, носилки ставят на помост, а все присутствующие читают суры.
Татары не хоронят своих умерших в гробу. В современных крупных городах допускается поместить тело в могилу в деревянном ящике без крышки. В глубинке придерживаются старинных правил и погребают тела в сидячем положении. Согласно татарским преданиям, эта поза поможет человеку достойно держать ответ перед лицом ангела смерти.
На полотенцах тело опускают в могилу, где его принимают 3 мужчин из числа ближайших родственников. Покойного усаживают в нишу, закладывают её кирпичом и покрывают толем. После этого помощники подпоясываются погребальными полотенцами, покидают яму и засыпают её землёй.
Все присутствующие собираются вокруг могильного холма, мулла читает суры из Корана. Скорбь демонстрировать не принято. Поэтому, молодых и стариков утешают, а взрослых мужчин – стыдят за проявление эмоций.
В это время женщины молятся дома и начинают уборку. Тщательно моют стены, пол и потолки. Стирают все вещи, прикасавшиеся к умершему и принесённые из мечети, одежду, в которой производите омовение. Часть вещей выбрасывают, часть – раздают в виде подаяний. После того, как мужчины возвращаются, снова читают Коран и готовятся к татарским поминкам.
Поминальные обряды
Первое собрание проходит через 3 дня после похорон. Специального ритуального меню нет, но все продукты должны быть халяльными. Подают суп, лапшу, картофель с мясом, сладкие пироги, сухофрукты, чай. Спиртное находится под запретом.
Поминки у татар начинаются и оканчиваются чтением Корана. Собираются почтить память усопшего также через 7, 40, 52 дня и 1 год. Исламские традиции предписывают навещать могилу ежегодно.
Похороны татар сегодня всё меньше отличаются от порядков, установленных предками. Правила, по которым они проходят, – часть мусульманского культурного наследия. Они позволяют сохранить древние традиции и провести ритуал согласно своей вере.
Можно ли женщинам посещать кладбище?
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Вопрос посещения кладбища женщинами – это известный вопрос, относительно которого у учёных имеются разногласия. Согласно основополагающему мнению (му’тамад) в шафиитском мазхабе, мусульманке нежелательно посещать кладбище. Приведём высказывания шафиитских факихов по этому поводу.
Шейх уль-Ислам Закария аль-Ансари (823–926 гг. х.) (да помилует его Аллах) пишет в книге «Аль-Асна аль-Маталиб» (1/331):
(فَرْعٌ تُسْتَحَبُّ زِيَارَةُ الْقُبُورِ) أَيْ قُبُورِ الْمُسْلِمِينَ (لِلرَّجُلِ) لِخَبَرِ مُسْلِمٍ «كُنْت نَهَيْتُكُمْ عَنْ زِيَارَةِ الْقُبُورِ فَزُورُوهَا فَإِنَّهَا تُذَكِّرُ الْآخِرَةَ» (وَتُكْرَهُ لِلْمَرْأَةِ) لِجَزَعِهَا، وَإِنَّمَا لَمْ تَحْرُمْ عَلَيْهَا «لِقَوْلِ عَائِشَةَ قُلْت كَيْفَ أَقُولُ يَا رَسُولَ اللَّهِ تَعْنِي إذَا زُرْت الْقُبُورَ قَالَ قُولِي السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ، وَإِنَّا إنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ» رَوَاهُ مُسْلِمٌ، وَأَمَّا خَبَرُ «لَعَنَ اللَّهُ زَوْرَاتِ الْقُبُورِ» فَمَحْمُولٌ عَلَى مَا إذَا كَانَتْ زِيَارَتُهُنَّ لِلتَّعْدِيدِ وَالْبُكَاءِ وَالنَّوْحِ عَلَى مَا جَرَتْ بِهِ عَادَتُهُنَّ (إلَّا قَبْرَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) فَلَا تُكْرَهُ لَهَا زِيَارَتُهُ بَلْ تُنْدَبُ كَمَا يُعْلَمُ مِنْ بَابِ الْحَجّ، وَهَذَا مِنْ زِيَادَتِهِ هُنَا وَيَنْبَغِي كَمَا قَالَ ابْنُ الرِّفْعَةِ وَالْقَمُولِيُّ أَنْ تَكُونَ قُبُورُ سَائِرِ الْأَنْبِيَاءِ وَالْأَوْلِيَاءِ كَذَلِكَ
«Мужчине желательно посещать могилы, то есть могилы мусульман, согласно хадису, который передал Муслим: “Раньше я запрещал вам посещать могилы, а отныне посещайте их, ибо они напоминают о будущей жизни”. Женщине нежелательно посещать могилы по причине её склонности к скорби, однако это не запрещено ей.
От Айши (да будет доволен ею Аллах) передано, что она спросила Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “О Посланник Аллаха, когда я посещаю кладбище, что мне нужно говорить?”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Cкажи: “Ас-саляму ‘аля ахли д-дийари мин аль-му’минина ва-ль-муслимин, ва йархаму Ллаху ль-мустакъдимина минна ва-ль-муста’хырин ва инна ин ша’а Ллаху би-кум ляхыкун”. (Мир Аллаха вам, о обитель верующих людей! Да смилуется Аллах над предыдущими и последующими за ними мусульманами! И мы, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!)”. (Муслим)
А что касается хадиса: “Аллах проклял женщин, посещающих могилы”, то это относится к ситуации, когда их посещение сопровождается оплакиванием, рыданием, рёвом, как это обычно бывает.
[Женщине нежелательно посещать могилы], за исключением могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Напротив, ей желательно посетить её, как ясно указано в главе о хадже. Это из дополнений [Ибн аль-Мукри]. Сюда также относится, как сказали Ибн ар-Риф’а и аль-Камулий, посещение могил других пророков и приближённых к Аллаху людей (авлия)». Конец цитаты.
Шейх Абу Бакр ад-Димьяти аль-Бакри (умер в 1300 г. х.) (да помилует его Аллах) пишет в книге «И’анат ат-Талибин» (2/161):
«Женщине нежелательно посещать могилы, так как есть большая вероятность, что это может вызвать у них рыдания и крики из-за их мягкосердечия, глубокой печали и потому, что они тяжело переносят невзгоды.
Однако [посещение могил] не запрещено, [поскольку] однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо женщины, которая плакала над могилой. Увидев её, он обратился к ней с наставлением: “Бойся Аллаха и проявляй терпение!” (аль-Бухари и Муслим), и если бы посещение [могил] было запретным, то он запретил бы ей это.
В хадисе говорится, что госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила: “О Посланник Аллаха, когда я посещаю кладбище, что мне нужно говорить?”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Cкажи: “Ас-саляму ‘аля ахли д-дийари мин аль-му’минина ва-ль-муслимин, ва йархаму Ллаху ль-мустакдимина минна ва-ль-муста’хырин Ва инна ин ша’а Ллаху би-кум ляхыкун””. (Муслим)
И [посещение могил не запрещено] в том случае, если выход женщины не сопровождается смутой (например, из-за того, что она накрашена, наряжена и т. д.), в противном случае нет сомнений, что такое посещение запретно. Сюда относится достоверный хадис: “Аллах проклял женщин, посещающих могилы”». Конец цитаты.
Важные правила, которая обязана соблюдать женщина при посещении кладбища:
1. не выходить из дома накрашенной и надушенной, надевать для этого скромную одежду;
2. не смешиваться с мужчинами;
3. посещать кладбище с одним из своих махрамов (близкий родственник), если оно находится за пределами населённого пункта;
4. сохранять спокойствие на кладбище, не издавая криков и воплей;
5. целью посещения могил должно было назидание, например, вспоминание о смерти.
Шейх Ахмад аль-Къальюби (умер в 1069 г. х.) (да помилует его Аллах) пишет в своём труде «Хашият» (1/477):
وتحرم على معتدة ولو عن وفاة وبغير إذن حليل
«Женщине, соблюдающей срок идды[1] после смерти мужа, запрещается посещать кладбище. Также [замужней женщине запрещено посещать кладбище] без разрешения мужа».
Таким образом, согласно основополагающему мнению (му’тамад), женщине нельзя посещать могилы в период срока идды, даже если это могила её мужа. Также замужней женщине нельзя посещать кладбище без разрешения своего мужа.
А Аллах знает лучше.
[1] Идда – это определённый срок, который женщина выжидает по случаю развода или смерти мужа, чтобы вновь выйти замуж.
Почему женщин не пускают на мусульманское кладбище и к сопровождению траурных процессий
Почему женщин не пускают на мусульманское кладбище и даже к сопровождению траурных процессий, становится понятно, если обратиться к древним традициям этого народа. Мусульманкам позволено находиться в доме умершего и молиться о нём, но не у гроба покойного, а только за мужчинами.
У гроба могут стоять только мужчины, а потом уже за ними выстраиваются женщины. Присутствующие в своей молитве обращаются к Аллаху с просьбой простить усопшему все его прегрешения. Однако уже с момента сопровождения усопшего на кладбище в процессии остаются только мужчины.
Почему женщинам нельзя быть на мусульманском кладбище
По мусульманским обычаям, кладбище считается местом, где может присутствовать только тихая скорбь. А эмоциональность женщины такова, что она очень ранима и вполне может не сдержаться, причитая и громко плача. А такое поведение на мусульманском кладбище просто недопустимо, потому что если по покойнику скорбят, это доставляет ему мучения. Так у мусульман принято считать.
Если женщина горюет о ком-либо или о чём-либо, или печалится, она, сама того не желая, может совершить какой-либо неподобающий поступок, а то и преступить моральные нормы.
Иногда женщина позволяет себе одеваться так, чтобы не сливаться с общей массой, а чем-то выделяться – и это также считается нарушением правил поведения.
Запрет для женщины участвовать в похоронной процессии – это также объясняется нормами поведения, существующими в мусульманском обществе. Ведь в похоронной процессии люди идут близко друг к другу, а женщинам запрещено находиться слишком близко к постороннему мужчине – это считается аморальным. Какое бы это ни было мероприятие, нахождение мужчин и женщин «вперемешку» недопустимо.
Мусульманское кладбище – это не место для разговоров о мирских делах, для решения каких-либо проблем и обсуждения других тем. Женщины же, как считается, могут это правило нарушить.
Мужчины мусульмане не несут портрета покойного и тоже не плачут. По их правилам, если и плакать, то только молча, так как покойного оплакивают сами небеса.
На мусульманском кладбище хоронят ли усопших в гробах
В гробу принято хоронить по христианской вере, однако и Ислам такого захоронения не отрицает. Чаще всего похороны проводят в гробу, если похороны по каким-либо причинам становятся затяжными, и человека предают земле не в день его смерти. Используют гроб и при перезахоронении останков. В любом случае, запрета на захоронение в гробу нет, как в Исламе, так и в Коране, и в Сунне.
Разные школы имеют свое мнение на этот счет
Ханафитское учение допускает использование гроба, хоть даже каменного, хоть железного, если слишком рыхлая или мокрая земля, или гроб опускают в воду. Но во всех этих случаях внутрь гроба принято слоем насыпать землю.
По учению в шиитском мазхабе, захоронение в гробу для мусульманина – не лучший выбор, однако и в этом случае считается допустимым вариантом.
Малакитское учение придерживается мусульманских норм захоронения – не в гробу, а путём укрепления ниш кирпичом и досками.
Ханболитское учение не предусматривает захоронений в гробу, потому что так не передавали ни Пророк, ни его сподвижники.
Если говорить в общем, по мусульманским правилам захоронение в гробу нежелательно, однако и строгого запрета так поступать тоже не существует. Грехом это не будет, но лучшим выбором, тем не менее, будет укрепление ниши и захоронение покойного, обёрнутого в саван.