почему нельзя жалеть ребенка
Жалость и сочувствие к ребёнку. Нужно ли жалеть детей и сочувствовать им?
Жалок тот человек, которого жалко. Т.е., если нам жалко ребёнка, значит, он жалок для нас. Согласитесь, мы не хотим иметь ввиду это выражение, когда жалеем своего ребёнка. Но он воспринимает это именно так. Раз мама папа его жалеют, значит, он начинает жалеть сам себя и принимает это чувство родителей.
Почему родители жалеют ребёнка?
Особенно чувство жалости развито у женщин. И это вполне логично, ведь девочек часто балуют и жалеют родители. Чаще, чем мальчиков. И вырастая, он уже сами начинают генерировать в себе эти качества и проецировать их на своего ребёнка. Получается замкнутый круг, который просто необходимо разорвать.
Когда у ребёнка случается какая-либо неприятность, мы считаем необходимым его пожалеть, и, тем самым, даём ему почувствовать, какой он слабый и ранимый. Казалось бы, ведь он ещё маленький, как он справится с этим. Мы считаем, что своей жалостью мы выполняем свой родительский долг. От этого наша жалость и стремление оградить малыша от неприятностей, а если они, всё-таки, произошли с ним, то окружить вниманием, лаской, и жалеть, жалеть, жалеть…
Почему не нужно жалеть своих детей
Рассмотрим такой пример. Семилетняя Таня очень тяжело болела, перенесла операцию и находилась на лечении в больнице. Врачи и медсёстры настраивали её на выздоровление, разговаривали с ней, убеждали её, что она молодец, она девочка сильная, и у неё отлично получается справляться с болезнью. Девочка медленно, но верно поправлялась, её состояние улучшалось. Таня уже начала вставать с кровати, выполнять какие-либо действия. Вскоре стала выходить гулять на улицу.
Наконец, настал день, когда девочку выписали из больницы и отправили долечиваться домой. Дома её уже ждала взволнованная мама, обеспокоенная состоянием Тани. Она, уверенная, что девочка очень слаба и ничего не может, и окружила такой гиперопекой ребёнка, что дежурила у её кровати, всё делала за неё, выполняла любые её просьбы. Женщина считала, что её роль, как матери в семье, обеспечить дочь вниманием и всем необходимым.
Девочка вскоре почувствовала, что «быть беспомощной» не так уж и плохо. Мама её жалеет, мама всё для неё делает. И девочка быстро к этому привыкла и становилась всё требовательнее к себе. Мама сильно уставала, это видел и её муж, глава семьи. По этому поводу у него с матерью случались семейные конфликты. Мужчина не разделал подобной жалости, которую мама выказывала Тане.
Девочка постоянно лежала, ничего не делала, постоянно что-то требовала от матери и сильно её измотала. В один день между ними произошла семейная ссора. Тогда Таня заплакала и сказала матери: «Я так сильно болею, мне даже шевелиться тяжело, а ты не хочешь ничего для меня делать». Через день мама раскаялась в своём поведении и несдержанности.
Вскоре состояние Тани, из-за малоактивного образа жизни и пессимистичного настроя начало ухудшаться. Врачи, обследовав её, заявили, что ей необходимо стационарное лечение. И лечение она будет проходить без присутствия матери. Естественно, мама попыталась воспротивится, но ситуацию спас отец Тани, который настоял на госпитализации дочери.
В больнице врачи вновь начали «поднимать на ноги» Таню. В этой семье мужчина должным образом исполнил роль отца в воспитании ребёнка. Хотя это надо было сделать ещё раньше. Тогда бы не пришлось повторно госпитализировать дочь.
Жалеть или сочувствовать ребёнку?
Рекомендуем также посмотреть статьи:
Нужно ли жалеть ребенка?
Марина Озерова, педагог, психолог:
1. Каждый раз, когда ребенок приходит к маме с горем, или не приходит, но мама видит это горе, она должна разделить его и поучаствовать. Нет, я не говорю о том, что надо «сюсюкать», устраивать театр или истерику. Нет! Но надо ПРИЗНАТЬ горе ребенка! Даже если с вашей точки зрения это пустяк. НО С ЕГО ЭТО НЕ ПУСТЯК, А НАСТОЯЩЕЕ ГОРЕ. Он находится сейчас на данном этапе развития, и вот эта ерудна вызывает вот такую бурную эмоциональную реакцию. Знаете, у взрослых людей тоже горе очень разное.
Каждый раз, когда малыш с ревом бежит к маме, мама его «жалеет» — обнимает, гладит, целует, уговаривает. Это дает ему уверенность в том, что свои самые тяжелые переживания он может поверить своим близким. Хорошо, сейчас для него самая ужасная трагедия — упасть со стула или потерять машинку. Но подождите, ему будет и 10, и 15, и так далее. И трагедии могут быть уже не те.
Нет. ребенок не будет всю жизнь бежать к маме с плачем. Это умение выражать эмоции и справляться с ними растет так же, как остальные сферы развития — мы не ставим трехмесячного ребенка на ножки и не требуем, чтобы он бегал. Так же и с эмоциями — слишком жестоко заставлять малыша самому справляться с таким непонятным клубком! Но постепенно ваша родительская роль в этом будет уменьшаться.
2. Каждый раз, когда ребенок проявляет негативную эмоциональную реакцию, мы подтверждаем его право на нее. То есть — мы не поощряем выражать негативные эмоции, но мы их принимаем. «Да, я понимаю, тебе сейчас очень обидно. Тебе очень неприятно.
Ты очень расстроился» и т.п. Я ПОНИМАЮ И ПРИНИМАЮ ТЕБЯ ТАКИМ!
3. Если ребенок привыкает к тому, что для близких его «великое горе» (камушек в луже утонул, с горки упал, кузнечика не догнал) просто ерунда, он не будет воспринимать это горе меньше. Он будет воспринимать себя недостойным сочувствия и поддержки окружающих.
4. Если ребенок привыкает к тому, что он недостоен поддержки и сочувствия — он проецирует это на окружающих. Так вырастают черствые, бездушные и жестокие люди. Их учат этому с детства — тогда, когда малышу было хуже всего, он не получал поддержки, он вырос и усвоил этот закон.
5. Как написано в первом пункте — с ребенком растут и его проблемы. Если он с начала усвоил, что проблемы хорошо выговаривать близким и вместе позитивно и конструктивно решать, ему легко в пубертатный период и далее. Если он сызмальства приучен к тому, что для близких его горе — ерунда, он найдет средства утешения, но видите ли, он будет искать не там, где ожидают родители. Может, родители будут думать, что он поболтает с друзьями и все разрешится? Но это не так. Нерешенные эмоциональные проблемы, загнанные вглубь — самый частый мотив раннего секса (дети ищут любви таким путем) и наркомании (им необходимы сильные эмоциональные переживания). Может, лучше пересилить себя и попытаться научиться проявлять эмоции уже сейчас, пока ребенку год-два?
7. Что делать, если окружающие ведут себя не так, как вам хотелось бы? Мама адекватно реагирует на ушиб коленки, и на другие боевые раны, а бабушка сразу начинает театральное представление? Если нет никакой возможности договориться с родственниками, договоритесь с ребенком — «малыш, пойми, бабушка старенькая, у нее очень старенькие и больные ножки. когда она видит, как ты падаешь, она страшно боится, потому что для нее это может быть очень тяжело и больно, она за тебя очень переживает.» и т.п. выходите «жалеться» адекватно подальше от всех слишком чувствительных родственников.
8. Мы знаем, что дети усваивают нашу любовь не столько через слова, сколько через действия. Как раз тогда, когда ребенок испытывает трудности, неудачу, боль — он рассчитывает на нашу любовь. Вот тогда по-настоящему закрепляются отношения, и самое время показать ему, насколько он любим, и что мама надежный и верный человек. Сейчас ребенок усваивает отношение мира к нему через действия мамы. Будет ли он думать, что мир незыблем и дружелюбен — зависит от нее.
PS: забыла о наказании предметов. это совершенно пустое действие, учащее ребенка перекладывать ответственность на что угодно, кроме себя самого. Лучше пройти вместе «трудный участок» и закрепить — смотри, этот угол ближе, чем ты думал. потрогай ручкой. и т.п. помните, что у детей другое восприятие, они не видят дальности предметов и отношений между ними, как мы.
Почему ребёнка нельзя жалеть?
Результаты социологического опроса современных школьников показали, что жалость для них – это чувство, которое делает жизнь светлее. Благодаря возможности испытывать сострадание, дети растут добрыми и отзывчивыми, чаще всего они испытывают подобное чувство к животным и особенно к их детёнышам. Взрослые же больше жалеют пожилых людей, проводя параллель между своими собственными бабушками и дедушками. В целом, все, кто откликаются на просьбу о помощи или проявляют участие, совершают это из-за того, что проблема человека имеет для них личное значение.
Вполне естественно, что каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребёнок вырос успешным и счастливым человеком. В будущем он должен быть самодостаточным, ставить перед собой цели и добиваться их гуманными способами. Кроме этого, он должен быть благородным и не относиться с презрением к более слабым или беспомощным людям. В идеале, ребёнок станет тем, кто никогда не попросит о снисхождении или помощи, чтобы не показаться беспомощным или трусливым.
Особое влияние на воспитание такой идеальной личности оказывает, как ни странно, жалость. Известно, что у каждого ребёнка родители неосознанно формируют зону ближайшего развития. Её могут создавать только значимые для жизни детей взрослые. Очень важно, чтобы все значимые взрослые, которые непосредственно находятся в этом ближайшем окружении и занимаются воспитанием ребёнка, относились к его личности с уважением и доверяли ему. Ребёнок в таком случае вырастает ответственным и зрелым человеком, который способен относиться с любовью, заботой и состраданием не только к родителям, но и всем людям.
Неблагодарный ребёнок не всегда является и безжалостным. Если ему всё-таки не знакомо чувство сострадания, то причины следует искать в отношениях в семье. Родители не должны жалеть своего ребёнка, так как в будущем, когда он повзрослеет, может столкнуться с большими проблемами. Окружающий мир редко бывает настолько добрым и лояльным, как и родители, сегодня многие люди чрезмерно жестоки и равнодушны друг к другу. Ребёнок, столкнувшись с таким отношением, становится безжалостным и агрессивным, свою ярость он может выплёскивать на ближайших родных людей – родителей. Вот почему особенно сильно проявляется безжалостность у подростков, так как именно в этом возрасте дети впервые отделяются от родителей и вынуждены проявлять самостоятельность.
Психологи рекомендуют не жалеть ребёнка, а наоборот- увеличивать для него нагрузки. С возрастом у детей усиливаются душевные и физические возможности, поэтому вполне реально их подготовить к самостоятельной жизни. Пожалеть можно только в редких случаях, например, у ребёнка с первого раза не получилось усвоить новый материал, или малыш споткнулся и упал. Главное при этом – протянуть ему руку помощи и поддержать, тогда он перейдёт на новый этап развития, станет сильнее. Со временем, учась на своих ошибках и набираясь опыта, он отделится от родителей и повзрослеет. Конечно, во взрослом мире его никто не будет жалеть, поэтому родителям особенно сложно удержаться от сострадания в такие моменты. Сострадание мамы и папы – естественное явление, однако он может подорвать в ребёнке веру в свои силы. Специалисты предупреждают, что обсуждая при малыше все предстоящие трудности, можно провоцировать появления сильного страха перед будущим.
Регистрация
Нужно ли жалеть ребенка?
Ольга Лавриненко, руководитель детской студии «Синяя птица»
Для каждого родителя его дитя является самым ценным даром в жизни. Мы готовы отдать жизнь, защищая ребенка. Мы готовы отказывать себе во всем ради любимого чада. Но всегда ли во благо идут такие жертвы?
Современным родителям воспитание дается с трудом. Действительно, детских проблем становится все больше и больше: от физических недугов до психологических переживаний.
Еще в прошлом веке сама по себе жизнестойкость уже была примером успеха. Если выжил – значит, победил! Жалеть было просто некому и некогда. И дети росли крепкими и выносливыми. Сейчас дети стали однозначно более болезненными и, соответственно, уже с рождения требуют больше внимания родителей. Мамы и папы уже привыкают опекать слабое дитя. А опека переходит в гиперопеку.
В мирное время, тем более с ростом благосостояния общества, мы уже начинаем ставить себе новые цели и добиваться их. Планка благополучия растет и запросы тоже. С каждым поколением дети становятся интеллектуально более развитыми. Но и более ранимыми, психологически нестабильными. К таким детям не подходят и старые методы воспитания. Бить детей стало непедагогично, и родители всё чаще задаются вопросом, не нанесет ли жесткость в воспитании вред психике ребенка.
Вам жалко ребенка? Значит, он жалок! И не важно, что вы стремитесь пожалеть из лучших побуждений.
Нужно препятствовать развитию такого поведения у ребенка. Ведь согласитесь, слабость, болезненность и капризность – это совсем не те черты, которые мы хотели воспитать в ребенке.
«Ой, разбился!»
Упал? Не бросайтесь сию секунду на помощь! Дайте ребенку самому пережить этот момент. Заметьте, что упав, ребенок обязательно посмотрит в вашу сторону, чтобы оценить вашу реакцию. Если родитель спокойно, не торопясь, подходит к ребенку и особенно не ахает, то и ребенок будет плакать просто от боли. И скоро успокоится. И скорей всего быстро научится управлять своим телом так, чтобы больше не падать. А если вы кинетесь со всех ног с огромными глазами, полными сочувствия, и начнете ахать, то, наверняка, ребенок будет плакать еще и для того, чтобы его побольше пожалели. А детям так нравится внимание родных и вообще всех окружающих!
«Ну поешь. Ты такой бледненький. А кто не ест, тот заболеет!»
А детям, кстати, очень нравится болеть! Все тебя жалеют. В садик ходить не надо, родные вокруг тебя суетятся. Мультики хоть целый день… Так что не тешьте себя мыслью, что ребенок испугается и действительно начнет все есть. Бледненьким выглядеть выгоднее! Нужно найти мотив, а не способ запугивания. Вот если бы мама предложила после ужина сделать в комнате шалаш и поиграть в индейцев… Вот это мотив поесть быстрей. А пока ложки «залетают» в рот, обсудите, из чего будете строить, кто будет индейцем, а кто злым койотом…
«Ах, он так перегружен!»
Школа, фехтование, бассейн и вокал. А по воскресеньям китайский и йога. Вы сами бы потянули такую нагрузку? А дети тянут! Но ресурсы ребенка на самом деле огромны, поэтому не нужно бояться нагружать ребенка. Однако всегда нужно приглядываться, справляется ли организм и психика ребенка с поставленными задачами.
А самое главное – это не допускать жалости. Ребенок должен чувствовать себя как альпинист, которым движет азарт на пути к победной вершине, а не как мученик, который приносит себя в жертву ради родителей. Да, тяжело. А вы всегда рядом! Поможете, поддержите, подбодрите!
Ребенок должен чувствовать себя как альпинист, которым движет азарт на пути к победной вершине, а не как мученик, который приносит себя в жертву ради родителей.
«Вот видите – у меня ничего не получается!»
Так говорят дети, которых очень часто жалеют. Не получилось встать на коньки – ребенок в слезы. Не мешайте ему пережить фиаско. Дайте вылиться всем слезам, а потом спокойно предложите попробовать еще раз с вашей поддержкой. Или уверенно скажите, что в следующий раз получится. Или предложите альтернативу – велосипед. Но только не жалейте, не ищите виноватых и не потакайте желанию ребенка отвернуться и бросить все.
«У нее такая загруженность! Поэтому посуду мыть не будем. Жалко же ребенка!»
А что в итоге? Молодые люди зачастую оказываются совершенно неготовыми к бытовым трудностям и самостоятельной жизни. Вам жалко заставить дочь вымыть посуду, потому что она очень устала? А вам не будет ее жалко, когда муж устроит ей скандал по поводу того, что она, кроме своей живописи и игры на фортепиано, ничего не умеет? Нагружайте детей работой по дому соответственно их возрасту. И помните, что во взрослой жизни вашего ребенка однозначно ждут обычные бытовые трудности, а хобби могут оказаться совершенно невостребованными.
Может показаться, что мы только и советуем быть безразличными и холодными к проблемам ребенка. Конечно, нет. Будьте ласковыми и нежными, заботливыми и любящими. А жалость мы предлагаем заменить на сочувствие! Сочувствие – это положительная эмоция. Сочувствующий родитель поможет ребенку преодолеть трудности, но не будет ограждать его от проблем. Сочувствующий родитель даст понять ребенку, что он сильный и справится, а не будет лелеять его в жалости как слабого и беспомощного.
И напоследок золотая истина: «Не жалейте времени на ребенка, но не тратьте время на жалость».
Ольга Лаврененко, руководитель детской студии «Синяя птица»
Безжалостные родители или как правильно жалеть ребенка
Малыш упал, а мама, вместо того, чтобы пожалеть его, прикрикивает: “Смотри, куда идешь!” или “Сам виноват, я же тебе говорила: не лезь на горку!” Знакомая картина? Почему-то нам бывает так сложно заставить себя пожалеть, обнять и приголубить кроху, когда ему плохо или больно, когда жалость неуместна, а когда — нужна и полезна? Не жалею, не зову, не плачу.
Пожалеть споткнувшегося ребенка – естественно. Но почему тогда первой реакцией мамы часто становится резкий окрик или нравоучения? Причин тому несколько.
Мы по-другому не умеем.
Мы часто копируем стиль общения с детьми, который усвоили на примере собственных родителей. Если мама в детстве в случае синяков и ссадин выдавала вам дополнительные оплеухи или нравоучения, высока вероятность повторения «сценария» и в вашем родительском опыте. Но сваливать все на мам и пап, объявляя их причиной всех наших бед, – неконструктивно и бессмысленно. Для взрослых самостоятельных людей такое поведение – признак инфантилизма. К тому же есть и иные корни нашей «жестокости».
Нам страшно за ребенка.
Причины, мешающие нам обнять и приголубить чадо, когда ему плохо, кроются в наших страхах. И первый – страх за ребенка. Первая мысль после того, как малыш упал, – насколько он пострадал и каковы будут последствия? Эта паника выражается эмоционально и моментально: страх матери порождает агрессию – а страдает малыш. Причем не столько от полученной царапины, сколько от гнева самого близкого человека.
Мы боимся осуждения.
Наши дети – индикаторы нашей родительской состоятельности. Если чадо умыто, опрятно одето и весело вышагивает по площадке, наше родительское «эго» бодро и радостно марширует рядом с ним. Но тут вдруг малыш падает! Нарушается гармония мира нашего внутреннего цензора. Подсознательно мы чувствуем себя виноватыми, корим себя за недосмотр, родительская самооценка падает. Эмоции, не справляясь с негативом, выливаются в гневные окрики, шлепки и критику в адрес ребенка.
Мы чувствуем себя виноватыми.
А это – очень неприятное чувство. Конечно, по большому счету в том, что малыш упал, пролил чай или порезал палец, скорее всего, вообще никто не виноват. Всякое бывает. Чашки падают, ступеньки скользят, ножи не вовремя подворачиваются под неловкую и неумелую руку. Но установить эту простую логическую цепочку в момент происшествия трудно. Эмоции берут верх, и вот уже мама вместо сочувствия кричит или отчитывает ребенка, чтобы мгновенно избавиться от гнетущего чувства вины.
Мы хотим воспитать стойкость.
Агрессивная реакция со стороны родителей бывает и сознательной. Таким способом некоторые мамы и папы пытаются подготовить чадо к жизни в реальном мире: закалить, научить быть сильным. «Этот мир не всегда будет к тебе добр, не всегда найдутся те, кто пожалеют. Привыкай!» – как бы констатируют родители. Намерения их при этом самые добрые: они не желают чаду зла, просто хотят приучить его к мысли, что надо уметь справляться со своими эмоциями и сложными ситуациями самому и не быть нытиком. Рациональное зерно в этом, конечно же, есть. Однако, реагируя криком на падение малыша, достичь обозначенной цели весьма сложно. А вот взрастить в крохе кучу комплексов – легко и просто. Поэтому все-таки рекомендуется научиться жалеть своего ребенка, когда ему плохо. Вопрос только в том, как это делать правильно.
ОПАСНЫЕ «ПЕРЕГИБЫ»
Жалея, важно избегать и противоположной крайности. Если после падения с качелей не посмеяться над легким испугом, которым, к счастью, отделался кроха, а навсегда вычеркнуть качели из списка детских развлечений – вреда будет не меньше, чем от гневных окриков. Конечно, тем самым мама максимально оградит чадо от опасности. Но заодно и лишит его шанса научиться справляться со страхами, преодолевать трудности, лишит одной из чудесных детских радостей – ощущения полета. Сопереживая и ставя себя на место ребенка, надо тоже знать меру. Вспоминая, как в детстве вам не нравилось наводить порядок в игрушках, вы сами ежедневно рассортировываете в детской конструкторы и фломастеры? Есть все шансы вырастить несамостоятельного, неприспособленного и не умеющего следить за собой и своими вещами взрослого. Спасибо за это он вам точно не скажет! Лучше вспомнить поговорку про то, что голодному лучше предложить не рыбу, а удочку – и придумать для ребенка какой-то новый, увлекательный способ раскладывания конструкторов и машинок в коробки. При таком подходе малыш не будет жалеть сил на наведение порядка. А маме останется только радоваться за любимое чадо, не дающее ей поводов для жалости.
КАК ПРАВИЛЬНО ЖАЛЕТЬ РЕБЕНКА
Все дети разные, но всем одинаково необходимо знать, что их любят. И сочувствие, сопереживание, поддержка со стороны родителей в трудный момент – один из способов продемонстрировать любовь.
• Если вашему ребенку плохо, больно, грустно – постарайтесь его успокоить и приободрить. Обнимите, поцелуйте, прижмите к себе. И переключите внимание на что-то еще.
• Можете чем-то объективно помочь и облегчить состояние? Сделайте это! Наклейте пластырь, подуйте на ранку, поцелуйте ушибленный пальчик. Но делайте это спокойно, ненавязчиво и без причитаний.
• Представьте себя на месте малыша. Вы порезали палец или споткнулись о бордюр. Вам захочется, чтобы к вам немедленно бросались с утешением или, наоборот, обвинениями? Вряд ли. Ребенку, как и взрослому, нужно некоторое время, чтобы прийти в себя и справиться с эмоциями, осознать собственные ощущения. Потребность в сочувствии появляется чуть позже.
• Прежде чем бросаться к крохе с обвинениями или, наоборот, утешением – выждите немного, проследив краем глаза за его реакцией. Возможно, ребенок уже и сам в состоянии справиться со своими эмоциями без вашей помощи. Это важный этап в формировании его личности – умение справляться с трудностями, преодолевать препятствия, проживать собственные негативные эмоции и выходить из них не раз пригодится ему в будущем.
• Постарайтесь не концентрироваться на ситуации, если, конечно, не случилось ничего серьезного. Избегайте оханья и аханья и не впадайте в истерику сами. Дети очень четко считывают родительский настрой, и если вы сами пугаетесь каждого ушиба, то и ваш ребенок будет всего бояться, а это создаст ему серьезные преграды на пути к нормальному развитию. Все-таки синяки и замазанные коленки – неотъемлемый атрибут нормального детства, и нужно относиться к ним спокойнее.
• Отложите обсуждение того, почему так произошло, на пару минут, пока ребенок успокоится. Из фразы: «Я тебя предупреждала, ступеньки скользкие» расстроенный ребенок скорее сделает вывод «я сам виноват», чем «в следующий раз нужно проверить ступеньки и быть осторожнее». То есть урок усвоен не будет, зато комплекс вины получит благодатную почву для роста. Проанализировать ситуацию можно позже, лучше даже на чужом примере: «Маша однажды залезла на скользкую ступеньку и упала!» Тут малыш, вероятнее всего, и сам припомнит: «Точно как я сегодня». В спокойном состоянии он сделает правильные выводы.