почему нельзя плакать по усопшим

Новое в блогах

Не каждый из нас может смириться с тем фактом, что все мы от рождения «приговорены» к смерти. Такой «приговор» был вынесен Господом первому человеку Адаму в момент изгнания его из Рая: «Смертью умрешь». Однако жизнь человека земным пребыванием не ограничивается ибо после земной жизни мы переходим в жизнь вечную.

почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть фото почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть картинку почему нельзя плакать по усопшим. Картинка про почему нельзя плакать по усопшим. Фото почему нельзя плакать по усопшим

Но от неспособности принять эту истину, от горя расставания с близким человеком, мы начинаем впадать в уныние, лить слезы, не давая покоя ни себе, ни умершему, что является большим грехом.

Вместо того, чтобы молиться за усопшего человека, мы льем слезы. Но чем наши слезы могут помочь ему в этот непростой момент, когда его душа проходит мытарства, когда ей только предстоит встретиться с Богом на частном суде, где будет определена ее участь до всеобщего воскресения мертвых и страшного суда? Ничем.

Тоскуя и проливая слезы, мы буквально топим душу умершего в своих слезах. Каждый раз этими действиями мы как бы заставляем умершего «подниматься из гроба», дергаем его, лишаем его покоя, которого он заслужил.

Умерший надеется на нашу молитву, а что получает взамен? Страдания своей души, ведь он уже не в силах помолиться за себя самого, это наша обязанность, обязанность живых.

Поэтому, с мала нужно приучать своих детей не лить слезы по умершим близким, но молиться. И нам когда-то придется умирать. Рада ли будет наша душа тому, что по нам льют крокодильи слезы, но при этом не произносят не единого слова молитвы? Конечно, нет.

Умершим нужна наша молитва, а не наш эгоизм, проявляемый в слезах.

Источник

Плач по умершему

почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть фото почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть картинку почему нельзя плакать по усопшим. Картинка про почему нельзя плакать по усопшим. Фото почему нельзя плакать по усопшим

А чего смерти бояться? Все умрём. Столько хороших людей уже умерло, что и нам не грех в могилу лечь.

Комфорт и безопасность изменили нас. Порог боли и чувствительности современного человека сильно отличает нас от наших даже ближайших предков, и в этом нет ничего плохого, я и сам каждое утро восхищаюсь чудом горячей воды и благодарю Бога за свет и тепло. Но мы другие. Защитив себя и обезопасив жизни свои, кое в чем мы сделались более уязвимыми, а порой и беззащитными. Факт смертности – нашей и наших близких – мы теперь переносим куда тяжелее и болезненней, нежели наши прадеды.

почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть фото почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть картинку почему нельзя плакать по усопшим. Картинка про почему нельзя плакать по усопшим. Фото почему нельзя плакать по усопшим

И не только к смерти родителей готовили от юности. Муж и жена – скорее всего кто-то пойдёт к Богу раньше, и уже во время венчания люди учились разлуке. Не ведая того, наши предки приучали своих детей к одному из самых изящных духовных упражнений. Покойный Сенека, наставник умирания, советовал своим ученикам: «Нам надо постоянно думать о том, что смертны и мы и любимые нами» (Письма 63,15). Думать – постоянно. Пребывать в памяти смертной. Не давать суете и малодушию спрятать от нас трагичности мира. Но Сенека говорит не просто о памяти смертной вообще, об отстранённом созерцании космического закона. Это созерцание конкретно. Философ призывал к перемене самого фокуса «смертельного созерцания». Верующих часто, иногда – справедливо, укоряют в эгоизме. В созерцании своей финальности действительно есть нечто эгоцентричное. Но в том, что умру я – нет еще большой трагедии. Порой смерти ждёшь, как избавления, отрады. Но – умрут любимые мною люди. Вот это по-настоящему ужасно. Мир полон боли, несчастий, болезней, но быть живым – это так хорошо.

Когда Софокл устами одного из своих персонажей говорит «высший дар – нерождённым быть» (Эдип в Колоне 1225), слушателя и читателя пронизывает космический холод, мурашки бегут по коже, одолевает и парализует благородная метафизическая тоска – до чего эпично, глубоко, красиво! И лишь истрезвившись от этой античной стужи, начинаешь понимать ложь этих слов. Да, ко мне, непомерно эстетствующему эгоисту эта фраза подойдёт, но разве я бы хотел, чтобы никогда на свет не появился мой ясноглазый племянник, или веселые братики, моя мама, мои добрые и терпеливые друзья, разве было бы хорошо, если бы они никогда не родились? Да, мир полон боли, горя, потерь, но эти люди – украшение человечества, вместе с ними даже в этот больной мир вошли и смысл и радость, и сквозь горе мы всё же радуемся, что кто-то славный побыл на этом свете пусть даже совсем чуть-чуть. Но как же больно от мысли, что однажды им всем придётся умереть.

«Человек начинается с плача по умершему». Так говорил покойный Мераб Мамардашвили. Не с плача по себе умершему или умирающему начинается человек, а с принятия и избытия смерти своих любимых. Этому плачу в хороших семьях приобщали с детства – чтобы человек в ребенке проснулся как можно раньше, чтобы через мужественное принятие смертности своей и своих любимых с первых дней своей жизни научиться принимать, благословлять этот мир, и – сопротивляться ему. Все наши близкие и друзья, любимые и хорошие – это люди, которых мы однажды потеряем. А еще – это люди, которые потеряют нас.

почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть фото почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть картинку почему нельзя плакать по усопшим. Картинка про почему нельзя плакать по усопшим. Фото почему нельзя плакать по усопшим

Однако «плач по умершему» это не просто красивый образ или стерильное духовное упражнение. У нас есть религия. Она учит нас правильному плачу по умершему, целительному плачу. Когда я только начинал служить священником, меня всегда смущали наши белорусские похороны: «профессиональные» плакальщицы, сложнейшие и разнообразнейшие ритуалы, особый панихидный распев и завывательная манера исполнять песнопения и потребность на грани одержимости «адправить пакойника» (помолиться за покойного) «як след» (как положено). Потом я понял, как же важен этот вой, эти эпические слёзы, «лишние» обряды.

Это – Белоруссия. Здесь было так много горя. В войну белорусы потеряли каждого четвертого, и, может быть, перенести нам все эти беды и помогла способность хоронить, «как положено». Не надо льстить себе: мы всего лишь люди – сколько бы вы не знали языков, какую бы изысканную литературу не читали, горе и боль, слёзы и утраты у нас у всех – человеческие. И эту боль надо уметь выплакать, провыть, прокричать.

Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлёвскими башнями выть.

Современного человека, и, прежде всего ребенка, подростка со всех сторон ограждают от смерти, от самого факта и упоминания. Но ведь однажды ему предстоит проводить своих родителей в последний путь, и сделать он это должен «как следует». Религия есть некая культурная оформленность предельного человеческого опыта. Она дает не просто некий эмоциональный антидот, противоядие от чрезмерного потрясения, сознания необратимости, но само исполнение ритуала избывает скорбь, потому что кричим мы, плачемся Богу-Человеколюбцу, Утешителю сирот и смертников.

Источник

Почему нельзя плакать по умершему

Иисус Христос прослезился, когда получил известие о смерти Лазаря

Сам Иисус Христос прослезился, когда получил известие о смерти Лазаря. Почему он заплакал, если знал, что Душа бессмертна?

Он увидел, как страдают близкие покойного, и посочувствовал их горю. Иисус прослезился и показал людям меру того, как нужно оплакивать усопших.

У него не было причин скорбеть о смерти Лазаря. Для Иисуса воскресить друга было так же просто, как разбудить ото сна.

По умершему нельзя плакать, потому что безутешные слезы вредят здоровью

Некоторые люди не до конца понимают, почему нельзя плакать по умершему.

Полностью отказаться от слез в тяжелую минуту невозможно.

Эмоциональные переживания со слезами — это нормальная реакция человеческой психики на тяжелую утрату.

Но оплакивать покойного нужно в меру, чтобы не нанести вред ни себе, не ему. Нельзя изнурять себя страданиями и долго плакать по умершему.

Горькие слезы появляются от слабой веры в Господа, когда потерявшие близкого люди забывают, что жизнь родного человека со смертью не закончилась.

Человек перешел в иной мир, умерло только физическое тело.

От слез можно умереть, потому что они обостряют хронические заболевания

Можно ли умереть от слез? Неизжитое горе, которое выражается в слезах и страданиях приводит к болезням телесным и душевным. Вернуться к обычной жизни из такого состояния сложно.

Человек, который долго и глубоко страдает после смерти близкого, впадает в депрессию. У него обостряются хронические заболевания и появляются новые тяжелые недуги. Поэтому довести себя до исступления и умереть от слез, вполне возможно.

Наша разлука с умершими временная, на все воля Божья

Сразу после смерти покойные больше, чем при жизни нуждаются в поддержке близких людей.

Смерть приходит внезапно. Люди уходят в мир иной, не успев исповедоваться и раскаяться. Нераскаянные грехи тяготят умершего. Но свою судьбу, свой жизненный путь он изменить уже не может. Вот тогда родные и близкие оказывают ему молитвенную поддержку.

Постоянно оплакивать покойного вредит не только Вам, но и ему.

Он должен держать ответ за каждый прожитый день, за каждый неблаговидный поступок. А тут еще и близкие рыдают, вместо того, чтобы помолиться за него.

Вспомним строки Библии:

«Другой же из учеников Его сказал Ему:

Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».

Безусловно, здесь речь идет не о том, что Иисус не позволил ученику хоронить отца. Здесь говорится о неверующих людях — «мертвых душою». О том, что нужно следовать за Господом и верить, что мертвые не умирают, что наша разлука с ними — временная.

Еще один важный момент, который хочется подчеркнуть из приведенного эпизода священного писания. Ученик обращается к Иисусу с просьбой, но Господь отказывает ему.

Никогда нельзя забывать, что на все воля Божья. Ни один волос не упадет с вашей головы, без воли Господа на это.

«Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.

Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

Не две ли малые птицы продаются за ассарий?

И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц».

Как правильно провожать умерших в последний путь

Некоторые люди заблуждаются, когда думают, что душераздирающие рыдания на похоронах — доказательство любви к покойному. Традиция громко оплакивать покойника пришла из язычества и не изжита до сих пор.

Православному христианину провожать умершего в последний путь следует спокойно и сдержанно.

1.Чаще молитесь о душе покойника после отпевания и похорон. Первые 40 дней зажигайте церковную свечу и молитесь ежедневно. Можете это делать в храме, но можно и дома, как подскажет сердце. Главное, молитесь искренне.

Ведь Душа, которая недавно покинула тело, испытывает беспокойство и страх. После обычной жизни в человеческом теле, Душа не знает, что ждет впереди, куда определит Господь. После смерти человек дает ответ за всю прожитую жизнь, определяется его дальнейшая участь.

2. Просите Господа простить покойному грехи вольные и невольные. Сходите на Божественную Литургию в церковь.

В православной церкви есть дни для поминовения усопших — Родительские субботы. В эти специальные дни мы вспоминаем умерших, молимся о них, и тем самым напоминаем себе о смерти, которая придет ко всем.

В эти дни нужно молиться Господу обо всех умерших людях, не только о близких. Это такая дань живых мертвым.

почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть фото почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть картинку почему нельзя плакать по усопшим. Картинка про почему нельзя плакать по усопшим. Фото почему нельзя плакать по усопшим Родительские субботы — особые церковные дни, когда принято вспоминать покойных и молиться об из спасении. В эти дни православные приходят на могилы умерших родственников, приносят цветы, раздают милостыню

3. Помяните усопшего на 3-й, 9-й и 40-й дни.

Феофан Затворник писал:

«Усопшие не вдруг свыкаются с новой жизнью.

Даже и у Святых некое время держится земляность.

Пока то она выветрится, требуется время большее или меньшее, судя по степени земляности и привязанности к земному.

Третины, девятины и сорочины указывают на степени очищения от земляности».

На годовщину смерти также устраиваются поминки, раздается милостыня, заказывается панихида.

Чем мы можем помочь усопшим

Православные священники наставляют, что заботиться о своих умерших — христианский долг. Главная забота заключается в усердной молитве об упокоении души и о прощении грехов. Установите прочную молитвенную связь с усопшим человеком, и пережить потерю будет легче.

(Святитель Феофан Затворник).

Не нужно отчаянно страдать и лить слезы. Уныние — один из семи смертных грехов, духовная болезнь. Вера в Господа — лучшее лекарство от уныния.

Наш христианский долг — с верой в сердце заботиться о могиле усопшего, поминать его, заказывать панихиды, сорокоусты, читать псалтырь, ставить в храме свечи.

почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть фото почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть картинку почему нельзя плакать по усопшим. Картинка про почему нельзя плакать по усопшим. Фото почему нельзя плакать по усопшим Панихида — богослужение по усопшему человеку. Этот церковный обряд над телом усопшего проводят перед преданием земле, затем на 3-й, 9-й, 40-й день, и на годовщину после кончины

Полезно очищать душу, причащаться, исповедоваться, читать жития Святых старцев. Делайте добрые дела в память об умершем близком человеке, раздавайте милостыню. Ведь вокруг так много живых людей, которым нужна помощь.

Дай Бог нам сил научиться жить без близкого человека, храня о нём долгую, светлую память.

Источник

Можно ли плакать по умершему человеку и чем грозит долгое оплакивание

почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть фото почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть картинку почему нельзя плакать по усопшим. Картинка про почему нельзя плакать по усопшим. Фото почему нельзя плакать по усопшим

Уход человека из жизни всегда становится тяжким испытанием для его родственников. В такой печальный момент сложно контролировать эмоции, сдерживать слёзы. Но плач по покойному считается плохой приметой. Если быть постоянно в печали, можно навлечь неприятности и болезни.

Приметы, связанные с плачем по умершему и долгим гореванием в народе

почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть фото почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть картинку почему нельзя плакать по усопшим. Картинка про почему нельзя плакать по усопшим. Фото почему нельзя плакать по усопшим

Существует несколько поверий, объясняющих, почему слёзы вредят покойному и его родственникам:

почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть фото почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть картинку почему нельзя плакать по усопшим. Картинка про почему нельзя плакать по усопшим. Фото почему нельзя плакать по усопшим

На самих похоронах

Родственникам необходимо сохранять спокойствие, не вступать в споры с присутствующими. Сильный шум считается проявлением неуважения к покойному. Нельзя сильно плакать на похоронной процессии. Обильные слёзы могут «потопить» душу ушедшего человека.

До 40 дней

Лить слёзы по усопшему разрешено сразу после смерти. Плач в течение суток считается объяснимым проявлением горя. Если горевать дольше, случатся неприятности:

почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть фото почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть картинку почему нельзя плакать по усопшим. Картинка про почему нельзя плакать по усопшим. Фото почему нельзя плакать по усопшим

Что будет, если плакать после 40 дней

Продолжительное горе по ушедшему из жизни человеку вредит его душе. На Страшном суде она будет отягощена земными страстями. Значение совершённых при жизни грехов увеличится. Такая душа с большей вероятностью попадёт в ад.

Психологи по-своему объясняют запрет на обильные слёзы по умершему человеку. Считается нормальным выплескивать эмоциональное потрясение от смерти близкого через плач. Сдерживать горе опасно для психического состояния.

Светлая грусть помогает пережить горе. Но постоянные обильные слёзы приводят к тяжёлой депрессии. Выйти из неё сложно без помощи психолога.

Необходимо проводить усопшего в последний путь, выплакать горе и успокоиться, отпустив душу родственника. Если рыдания продолжают душить, нужно обратиться к психологу, чтобы упорядочить мысли, пережить горе.

почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть фото почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть картинку почему нельзя плакать по усопшим. Картинка про почему нельзя плакать по усопшим. Фото почему нельзя плакать по усопшим

Можно ли оплакивать умершего человека — мнение церкви

Есть несколько дней, когда плач об усопшем разрешён в православии. Умеренное проявление горя уместно в день смерти, на девятины и сороковины. Также разрешено плакать на Радоницу, по субботам перед Великой Троицей, в период с 1 по 8 ноября.

почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть фото почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть картинку почему нельзя плакать по усопшим. Картинка про почему нельзя плакать по усопшим. Фото почему нельзя плакать по усопшим

Христианская церковь негативно относится к продолжительным слезам по усопшему. Если родственники нескончаемо льют слёзы, ушедшая душа беспокоится. Ей сложно предстать перед Божьим судом. Ментальная оболочка покойного остаётся среди живых. Она страдает и мучается. В ней, словно в зеркальной поверхности, отражается горе скорбящих родственников.

Чтобы усопший упокоился, родственникам полагается попрощаться с ним молитвой. Выражение чрезмерной скорби и постоянные рыдания не помогают его душе. Из-за постоянных страданий родственники не могут осознанно молиться.

Чем мы действительно можем помочь ушедшим

почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть фото почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть картинку почему нельзя плакать по усопшим. Картинка про почему нельзя плакать по усопшим. Фото почему нельзя плакать по усопшим

Запрещено горевать или рыдать напоказ. Особенно тяжкий грех — нанимать плакальщиц.

Нельзя носить траурные одежды дольше положенного срока. Намного полезнее для души усопшего — искренние молитвы родственников о прощении и благословлении. Такая поддержка особенно ценна для покойного. Ведь многие не успевают совершить покаяние перед смертью. За это душа усопшего может подвергнуться наказанию.

В течение 40 дней после кончины родственникам нужно посещать храм, заказывать панихиды, молиться. Это поможет душе умершего очиститься и предстать перед Господом.

Что ещё нельзя делать после похорон и как долго

В доме умершего не устраивают стирку до выноса гроба. Когда похороны закончатся, этот запрет не действует.

По народным приметам, после смерти близкого родственника запрещено ходить в баню. В старину не мылись до 40 дней. Сейчас желательно соблюдать правило хотя бы до поминок.

Под строгим запретом шумные празднества. Нельзя устраивать вечеринки до сороковин. Если на этот период приходится день рождения, его нужно перенести или отменить. При необходимости можно отметить праздник скромно, в кругу близкой родни.

До сороковин запрещено играть свадьбы. Но если мероприятие назначено заранее и на него приглашено много гостей, можно отметить торжество скоромно, упомянув на празднике о смерти родственника.

почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть фото почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть картинку почему нельзя плакать по усопшим. Картинка про почему нельзя плакать по усопшим. Фото почему нельзя плакать по усопшим

Можно отправляться в путешествие до 40 дней. Поездка отвлечёт от горестных мыслей. Но необходимо помнить о смерти родственника, молиться о его душе.

До сороковин воздерживаются от шитья и стрижки. Можно отремонтировать одежду, если она порвалась. Но приступать к пошиву нового наряда нельзя. Эти правила касаются и стрижки. Можно слегка укоротить чёлку, если она мешает выполнению будничных обязанностей. Кардинальную смену имиджа лучше отложить на 41 день.

Нельзя в один день посещать несколько поминальных обедов. При возникновении такой ситуации нужно выбрать более близкого родственника. На посещение похорон этот запрет не распространяется. Можно поддержать родственников нескольких умерших, выразить уважение. На кладбище нельзя подходить к могилам друзей и родственников. Посещение других умерших считается неуважением к покойному, на похороны которого человек пришёл.

Источник

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

Наши друзья

Плакать по умершему – мера православного плача

почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть фото почему нельзя плакать по усопшим. Смотреть картинку почему нельзя плакать по усопшим. Картинка про почему нельзя плакать по усопшим. Фото почему нельзя плакать по усопшимПлакать по умершему – мера православного плача

И то и другое поведение противоестественно человеческой природе, что показал Богочеловек, прослезившись над другом, «образы нам предлагая сердечныя любве». Преподобный Андрей Критский, творец процитированной песни канона, раскрывает её смысл в «Беседе на четверодневного Лазаря»: «Прослезился Иисус. И тем показал пример, образ и меру, как мы должны плакать по умершему Прослезился, видя повреждение нашей природы и безобразный вид, какой дает человеку смерть».

То же и святитель Василий Великий: Христос «в некоторую меру и пределы заключил необходимые страстные движения, предотвращая несострадательность, потому что это зверонравно, и не дозволяя предаваться скорби и проливать много слёз, потому что это малодушно»

Мы можем сомневаться в чем угодно: будет завтра пасмурно или ясно, будем мы здоровы или заболеем, будем богаты или убоги, но в одном нет никакого сомнения – мы все рано или поздно предстанем пред Богом. Умирание есть «путь всея земли». Но, зная это, при потере близких людей мы все равно испытываем скорбь. И это по человеческому естеству понятно и объяснимо. Ведь даже когда мы просто расстаемся с любимыми на время, мы грустим, печалимся, начинаем плакать по умершему, и уж тем более, когда предстоит последнее расставание в земной жизни. Сам Господь Иисус Христос, когда пришел в дом Своего умершего друга Лазаря, воскорбел духом и прослезился, так Он любил его. Но люди верующие имеют великое утешение, которое помогает им пережить кончину близких, – молитву за своих усопших. И эта молитва, как нить, соединяет нас и мир людей, уже ушедших.

Каждый, кто теряет близкого человека, задается вопросом: «Что я могу еще сделать для своего любимого?» И действительно, когда наши близкие заболевают, мы спешим на помощь, идем в больницу, покупаем продукты, лекарства; если они находятся в какой-нибудь другой беде, тоже помогаем, чем можем. И в этом сочувствии выражается наша любовь, соболезнование им.

Но человек усопший не менее, а может быть, даже более нуждается в нашей заботе.

Человек не исчезает как личность со смертью мозга и остановкой сердца. Кроме тела (временной оболочки) он имеет вечную, бессмертную душу. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22: 32). И именно душа составляет сущность человека. И мы любим (если действительно любим) близкого не за красоту тела и физическую силу, а за качества души. Ум, доброта, характер, любовь – все это качества души нашего близкого, то, что составляет его образ. Тело есть одежда человека, оно стареет, болеет, изменяется, с ним происходят необратимые процессы. Иногда, глядя на останки, лежащие в гробу, мы не можем даже узнать в них знакомый облик, так изменяется покойник. А душа не имеет возраста, она бессмертна. Недаром говорят: «Он молод душой», – а человеку уже давно за 60.

Раз наш ближний бессмертен, он и там, за чертой земной жизни, нуждается в нашей помощи и поддержке. Итак, чего он от нас ждет, и чем мы можем помочь ему?

Ничто земное, конечно, уже не интересует усопших. Дорогие надгробия, пышные поминки и прочее не нужны им. Нужно им только одно – наша горячая молитва о упокоении их души и о прощении их вольных и невольных грехов. Сам умерший за себя помолиться уже не может. Святитель Феофан Затворник говорит, что усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды».

Молиться, каяться в грехах, приступать к таинствам Церкви мы должны в нашей земной жизни, и она дается нам как подготовка к вечной, а когда человек умирает, итог его жизни уже подведен, он не может никак изменить ее к лучшему. Усопший может только рассчитывать на молитвы Церкви и тех, кто знал и любил его при жизни. И по молитвам родственников, друзей Господь может переменить участь усопшего. Свидетельством этому – бесчисленные случаи из Предания церковного и житий святых. В древнем житии святителя Григория Двоеслова описан удивительный случай. Святитель возымел дерзновение молиться о упокоении жестокого гонителя христианства – императора Траяна. Но Траян ведь не только воздвиг гонения на христиан (ибо не ведал, что творил), он был справедливым и милосердным правителем, имел большую заботу о бедных своих подданных. Святитель Григорий узнал, что император защитил вдову в бедственном положении, и принял на себя подвиг молиться за него. От Бога ему было открыто, что молитва его принята. Пример этот (и многие другие) является большим утешением и окрыляет нас в наших молитвах за усопших. Даже если усопший был далек от Церкви, он может получить облегчение своей участи по усердной, слезной молитве близких.

Еще один очень важный момент: если человек, который ушел от нас, не жил церковной жизнью, или мы знаем, что жизнь его была далека от заповедей Божиих, любящие родные должны особенно внимательно отнестись к своей собственной душе. Мы все взаимосвязаны с родными, близкими, как части единого организма: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12: 26). Если какой-то орган бездействует, у человека обостряются другие чувства, другие органы берут на себя дополнительную нагрузку, его функции. И если наш близкий не успел что-то сделать в духовной жизни, мы должны восполнить это за него. Этим мы будем спасать и свою душу и принесем великую пользу его душе. Есть такая военная песня о погибшем летчике, товарищ которого говорит, что он живет на земле «за себя и за того парня». И наша жизнь за других, в память кого-то может выразиться в нашей усердной молитве, в стяжании христианских добродетелей, в щедрой милостыни о поминовении усопшего. Нужно больше молиться нежели плакать по умершему.

Очень часто бывает и такое, что люди, которые очень редко ходили в храм, жили жизнью беспечной, мирской, потеряв близкого человека, приходят в Церковь и становятся настоящими православными христианами. Жизнь их полностью меняется, через скорбь они приходят к Богу. И, конечно, всю жизнь потом молятся за своих усопших родственников. Пути Господни неисповедимы.

Чрезмерная скорбь еще потому недопустима, что она не только губит нашу собственную душу (уныние – один из восьми смертных грехов), но и не дает нам молиться за усопших. В душе человека унывающего образуется пустота, вакуум, он вообще не может ничего делать, тем более молиться. А ведь наш близкий так нуждается в нашей помощи! И унынием, депрессией, тоской мы не только не поможем ему, но и, быть может, принесем страдания. Ради близких мы должны взять себя в руки, сколько можно успокоиться и все наши силы вложить в молитву. Особенно до 40-го дня человек усопший нуждается в усердных молитвах. Нужно не плакать по умершему, а усердно молиться за человека.

Душа человеческая, покидая тело, испытывает беспокойство, страх: она привыкла обитать в своем доме долгие годы, она не знает, что ее ждет, куда определит ее Господь. После смерти человек дает ответ за всю свою жизнь, и здесь определяется его дальнейшая участь. И очень важно поддержать душу близкого человека поминовением на Божественной литургии, чтением Псалтири, келейным правилом.

Очень часто родственники покойного думают, что, если они не покажут окружающим свою скорбь, все подумают, что они не любили усопшего, и можно наблюдать иногда просто душераздирающее зрелище с истерикой, причитанием и воем над покойником. Особенно это практикуется в деревнях, где еще сохранились традиции особых плакальщиц. Люди сами доводят себя до полного исступления. Какая уж тут молитва?! Истинное горе, скорбь, как правило, проходят тихо и почти незаметно для других. Бывает, что люди, слишком убивающиеся и рыдающие по усопшему, на самом деле больше жалеют самих себя: какие они теперь бедные, несчастные и одинокие.

Все эти традиции достались нам в наследство от языческих обрядов и, конечно, несовместимы с Православием.

А нам, православным христианам, нужно растворять свою скорбь с христианской надеждой, что если мы будем сами спасаться и спасать своей молитвой наших близких, то, смеем верить, нам предстоит встреча с ними там, в иной жизни. А если они достигнут Царства Небесного, то обязательно будут молиться там за нас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *