почему нельзя плакать по усопшему
Смерть близкого: можно ли плакать по усопшему
Иисус Христос прослезился, когда получил известие о смерти Лазаря
Сам Иисус Христос прослезился, когда получил известие о смерти Лазаря. Почему он заплакал, если знал, что Душа бессмертна?
Он увидел, как страдают близкие покойного, и посочувствовал их горю. Иисус прослезился и показал людям меру того, как нужно оплакивать усопших.
У него не было причин скорбеть о смерти Лазаря. Для Иисуса воскресить друга было так же просто, как разбудить ото сна.
Религиозное мнение
В христианской религии говорится, что умирает только тело, а Душа умершего после этого получает свободу. У неё появляется возможность попасть в Рай либо возродиться вновь. Трата энергии и саморазрушение считается неправильным. Для Души усопшего будет лучше, если родные станут молить Всевышнего о Прощении и Благословении для покойного.
Народные поверья
Существуют некоторые приметы, почему нельзя плакать по умершему человеку:
По умершему нельзя плакать, потому что безутешные слезы вредят здоровью
Некоторые люди не до конца понимают, почему нельзя плакать по умершему.
Полностью отказаться от слез в тяжелую минуту невозможно.
Горе потери следует глубоко осознать и пережить.
Эмоциональные переживания со слезами — это нормальная реакция человеческой психики на тяжелую утрату.
Но оплакивать покойного нужно в меру, чтобы не нанести вред ни себе, не ему. Нельзя изнурять себя страданиями и долго плакать по умершему.
Горькие слезы появляются от слабой веры в Господа, когда потерявшие близкого люди забывают, что жизнь родного человека со смертью не закончилась.
Человек перешел в иной мир, умерло только физическое тело.
Можно ли оплакивать умершего
Мнения на этот счет кардинально расходятся. Одни утверждают, что это нормально плакать об усопшем. Другие же говорят: этого делать нельзя! Ведь нашим близким, там, где они находятся, от этого только больнее.
Итак, главный вопрос заключается в следующем: чувствуют ли они с небес то, что мы по ним плачем?
Неужели им грустно видеть то, что близкие их оплакивают? Нередко мы слышим совет не плакать по умершим близким, иначе мы причиним им вред и беспокойства.
Наша разлука с умершими временная, на все воля Божья
Сразу после смерти покойные больше, чем при жизни нуждаются в поддержке близких людей.
Смерть приходит внезапно. Люди уходят в мир иной, не успев исповедоваться и раскаяться. Нераскаянные грехи тяготят умершего. Но свою судьбу, свой жизненный путь он изменить уже не может. Вот тогда родные и близкие оказывают ему молитвенную поддержку.
Постоянно оплакивать покойного вредит не только Вам, но и ему.
Покойному предстоят тяжелые испытания.
Он должен держать ответ за каждый прожитый день, за каждый неблаговидный поступок. А тут еще и близкие рыдают, вместо того, чтобы помолиться за него.
Вспомним строки Библии:
«Другой же из учеников Его сказал Ему:
Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».
(Евангелие от Матфея)
Безусловно, здесь речь идет не о том, что Иисус не позволил ученику хоронить отца. Здесь говорится о неверующих людях — «мертвых душою». О том, что нужно следовать за Господом и верить, что мертвые не умирают, что наша разлука с ними — временная.
Те же, кто не верит, что душа живет после смерти физического тела — сами мертвы.
Еще один важный момент, который хочется подчеркнуть из приведенного эпизода священного писания. Ученик обращается к Иисусу с просьбой, но Господь отказывает ему.
Никогда нельзя забывать, что на все воля Божья. Ни один волос не упадет с вашей головы, без воли Господа на это.
Когда кто-то умирает — и на это воля Божья.
«Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
Не две ли малые птицы продаются за ассарий?
И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц».
(Евангелие от Матфея)
Почему нельзя много плакать по умершему человеку, точка зрения религии
Как в Христианстве, так и в Исламе, запрещается долго оплакивать умершего, и изнурять себя страданиями. Священнослужители утверждают, если человек не может остановить слезы, то он идет против воли Всевышнего. Траур нужно соблюдать только положенное время, лить слезы в дальнейшем считается великим грехом. Нужно смириться с уходом человека, и принять его, как назидание.
И в Христианстве, и в Исламе верующие люди убеждены, что после смерти душа человека не умирает, она просто переходит в новый мир. Там, она встретится со своими родными, когда придет их время.
Не стоит тратить свою энергию и саморазрушать себя. Лучше проводить больше времени в молитвах, это будет полезнее и для умершего человека и для скорбящего. Ведь, молитвами можно попросить у Господа прощения за грехи усопшего. Покойный нуждается в поддержке извне, ведь нередко человек не успевает покаяться и Всевышний наказывает его душу.
Плачущий, унывающий человек не может читать молебны, ходить в церковь и заказывать панихиды. Он поступает, как эгоист, жалеет только себя. Важно помнить, до 40 дней душа умершего человека находится на земле, а потому живой человек может ей помочь очиститься и отправиться в Рай. Поэтому, нужно взять себя в руки, и ради близких усердно молиться. Таким образом, человек не только поможет покойному, но и себе.
Как правильно провожать умерших в последний путь
Некоторые люди заблуждаются, когда думают, что душераздирающие рыдания на похоронах — доказательство любви к покойному. Традиция громко оплакивать покойника пришла из язычества и не изжита до сих пор.
Православному христианину провожать умершего в последний путь следует спокойно и сдержанно.
Отпустите усопшего с любовью в сердце.
1.Чаще молитесь о душе покойника после отпевания и похорон. Первые 40 дней зажигайте церковную свечу и молитесь ежедневно. Можете это делать в храме, но можно и дома, как подскажет сердце. Главное, молитесь искренне.
Ведь Душа, которая недавно покинула тело, испытывает беспокойство и страх. После обычной жизни в человеческом теле, Душа не знает, что ждет впереди, куда определит Господь. После смерти человек дает ответ за всю прожитую жизнь, определяется его дальнейшая участь.
2. Просите Господа простить покойному грехи вольные и невольные. Сходите на Божественную Литургию в церковь.
В православной церкви есть дни для поминовения усопших — Родительские субботы. В эти специальные дни мы вспоминаем умерших, молимся о них, и тем самым напоминаем себе о смерти, которая придет ко всем.
В эти дни нужно молиться Господу обо всех умерших людях, не только о близких. Это такая дань живых мертвым.
Родительские субботы — особые церковные дни, когда принято вспоминать покойных и молиться об из спасении. В эти дни православные приходят на могилы умерших родственников, приносят цветы, раздают милостыню
3. Помяните усопшего на 3-й, 9-й и 40-й дни.
Феофан Затворник писал:
«Усопшие не вдруг свыкаются с новой жизнью.
Даже и у Святых некое время держится земляность.
Пока то она выветрится, требуется время большее или меньшее, судя по степени земляности и привязанности к земному.
Третины, девятины и сорочины указывают на степени очищения от земляности».
На годовщину смерти также устраиваются поминки, раздается милостыня, заказывается панихида.
Почему нельзя много плакать по умершему человеку, мнение знающих людей
Важно понять, что чрезмерные слезы и страдания изнуряют организм, в нем обостряются хронические заболевания, а еще цепляются новые. Плачущий человек притягивает к себе не только физические болезни, но и душевные. Он даже может начать думать о суициде. Выйти из такого состояния крайне тяжело, поэтому не стоит доводить себя до него. Ведь, вполне возможно умереть от слез. Если человек понимает, что сам не может выйти из западни, он может попросить помощи у друзей, у священнослужителей, психологов.
Согласно некоторым народным приметам, если долго лить слезы за покойным, то он может «утонуть в них». Если чрезмерно горевать после смерти человека, то его душа не сможет успокоиться и будет приходить к родным в сновидениях.
Чем мы можем помочь усопшим
Православные священники наставляют, что заботиться о своих умерших — христианский долг. Главная забота заключается в усердной молитве об упокоении души и о прощении грехов. Установите прочную молитвенную связь с усопшим человеком, и пережить потерю будет легче.
«Усопшие нуждаются в молитвах, как бедный в куске хлеба и чаше воды».
(Святитель Феофан Затворник).
Не нужно отчаянно страдать и лить слезы. Уныние — один из семи смертных грехов, духовная болезнь. Вера в Господа — лучшее лекарство от уныния.
Наш христианский долг — с верой в сердце заботиться о могиле усопшего, поминать его, заказывать панихиды, сорокоусты, читать псалтырь, ставить в храме свечи.
Панихида — богослужение по усопшему человеку. Этот церковный обряд над телом усопшего проводят перед преданием земле, затем на 3-й, 9-й, 40-й день, и на годовщину после кончины
Полезно очищать душу, причащаться, исповедоваться, читать жития Святых старцев. Делайте добрые дела в память об умершем близком человеке, раздавайте милостыню. Ведь вокруг так много живых людей, которым нужна помощь.
Лучшая панихида — наша добродетельная жизнь.
Дай Бог нам сил научиться жить без близкого человека, храня о нём долгую, светлую память.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Приметы связанные с долгим гореванием в народе
С запретом долго плакать об умершем связано несколько примет:
Приметы по дням недели:
Плач по умершему
А чего смерти бояться? Все умрём. Столько хороших людей уже умерло, что и нам не грех в могилу лечь.
Комфорт и безопасность изменили нас. Порог боли и чувствительности современного человека сильно отличает нас от наших даже ближайших предков, и в этом нет ничего плохого, я и сам каждое утро восхищаюсь чудом горячей воды и благодарю Бога за свет и тепло. Но мы другие. Защитив себя и обезопасив жизни свои, кое в чем мы сделались более уязвимыми, а порой и беззащитными. Факт смертности – нашей и наших близких – мы теперь переносим куда тяжелее и болезненней, нежели наши прадеды.
И не только к смерти родителей готовили от юности. Муж и жена – скорее всего кто-то пойдёт к Богу раньше, и уже во время венчания люди учились разлуке. Не ведая того, наши предки приучали своих детей к одному из самых изящных духовных упражнений. Покойный Сенека, наставник умирания, советовал своим ученикам: «Нам надо постоянно думать о том, что смертны и мы и любимые нами» (Письма 63,15). Думать – постоянно. Пребывать в памяти смертной. Не давать суете и малодушию спрятать от нас трагичности мира. Но Сенека говорит не просто о памяти смертной вообще, об отстранённом созерцании космического закона. Это созерцание конкретно. Философ призывал к перемене самого фокуса «смертельного созерцания». Верующих часто, иногда – справедливо, укоряют в эгоизме. В созерцании своей финальности действительно есть нечто эгоцентричное. Но в том, что умру я – нет еще большой трагедии. Порой смерти ждёшь, как избавления, отрады. Но – умрут любимые мною люди. Вот это по-настоящему ужасно. Мир полон боли, несчастий, болезней, но быть живым – это так хорошо.
Когда Софокл устами одного из своих персонажей говорит «высший дар – нерождённым быть» (Эдип в Колоне 1225), слушателя и читателя пронизывает космический холод, мурашки бегут по коже, одолевает и парализует благородная метафизическая тоска – до чего эпично, глубоко, красиво! И лишь истрезвившись от этой античной стужи, начинаешь понимать ложь этих слов. Да, ко мне, непомерно эстетствующему эгоисту эта фраза подойдёт, но разве я бы хотел, чтобы никогда на свет не появился мой ясноглазый племянник, или веселые братики, моя мама, мои добрые и терпеливые друзья, разве было бы хорошо, если бы они никогда не родились? Да, мир полон боли, горя, потерь, но эти люди – украшение человечества, вместе с ними даже в этот больной мир вошли и смысл и радость, и сквозь горе мы всё же радуемся, что кто-то славный побыл на этом свете пусть даже совсем чуть-чуть. Но как же больно от мысли, что однажды им всем придётся умереть.
«Человек начинается с плача по умершему». Так говорил покойный Мераб Мамардашвили. Не с плача по себе умершему или умирающему начинается человек, а с принятия и избытия смерти своих любимых. Этому плачу в хороших семьях приобщали с детства – чтобы человек в ребенке проснулся как можно раньше, чтобы через мужественное принятие смертности своей и своих любимых с первых дней своей жизни научиться принимать, благословлять этот мир, и – сопротивляться ему. Все наши близкие и друзья, любимые и хорошие – это люди, которых мы однажды потеряем. А еще – это люди, которые потеряют нас.
Однако «плач по умершему» это не просто красивый образ или стерильное духовное упражнение. У нас есть религия. Она учит нас правильному плачу по умершему, целительному плачу. Когда я только начинал служить священником, меня всегда смущали наши белорусские похороны: «профессиональные» плакальщицы, сложнейшие и разнообразнейшие ритуалы, особый панихидный распев и завывательная манера исполнять песнопения и потребность на грани одержимости «адправить пакойника» (помолиться за покойного) «як след» (как положено). Потом я понял, как же важен этот вой, эти эпические слёзы, «лишние» обряды.
Это – Белоруссия. Здесь было так много горя. В войну белорусы потеряли каждого четвертого, и, может быть, перенести нам все эти беды и помогла способность хоронить, «как положено». Не надо льстить себе: мы всего лишь люди – сколько бы вы не знали языков, какую бы изысканную литературу не читали, горе и боль, слёзы и утраты у нас у всех – человеческие. И эту боль надо уметь выплакать, провыть, прокричать.
Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлёвскими башнями выть.
Современного человека, и, прежде всего ребенка, подростка со всех сторон ограждают от смерти, от самого факта и упоминания. Но ведь однажды ему предстоит проводить своих родителей в последний путь, и сделать он это должен «как следует». Религия есть некая культурная оформленность предельного человеческого опыта. Она дает не просто некий эмоциональный антидот, противоядие от чрезмерного потрясения, сознания необратимости, но само исполнение ритуала избывает скорбь, потому что кричим мы, плачемся Богу-Человеколюбцу, Утешителю сирот и смертников.
Можно ли плакать по умершему человеку и чем грозит долгое оплакивание
Уход человека из жизни всегда становится тяжким испытанием для его родственников. В такой печальный момент сложно контролировать эмоции, сдерживать слёзы. Но плач по покойному считается плохой приметой. Если быть постоянно в печали, можно навлечь неприятности и болезни.
Приметы, связанные с плачем по умершему и долгим гореванием в народе
Существует несколько поверий, объясняющих, почему слёзы вредят покойному и его родственникам:
На самих похоронах
Родственникам необходимо сохранять спокойствие, не вступать в споры с присутствующими. Сильный шум считается проявлением неуважения к покойному. Нельзя сильно плакать на похоронной процессии. Обильные слёзы могут «потопить» душу ушедшего человека.
До 40 дней
Лить слёзы по усопшему разрешено сразу после смерти. Плач в течение суток считается объяснимым проявлением горя. Если горевать дольше, случатся неприятности:
Что будет, если плакать после 40 дней
Продолжительное горе по ушедшему из жизни человеку вредит его душе. На Страшном суде она будет отягощена земными страстями. Значение совершённых при жизни грехов увеличится. Такая душа с большей вероятностью попадёт в ад.
Психологи по-своему объясняют запрет на обильные слёзы по умершему человеку. Считается нормальным выплескивать эмоциональное потрясение от смерти близкого через плач. Сдерживать горе опасно для психического состояния.
Светлая грусть помогает пережить горе. Но постоянные обильные слёзы приводят к тяжёлой депрессии. Выйти из неё сложно без помощи психолога.
Необходимо проводить усопшего в последний путь, выплакать горе и успокоиться, отпустив душу родственника. Если рыдания продолжают душить, нужно обратиться к психологу, чтобы упорядочить мысли, пережить горе.
Можно ли оплакивать умершего человека — мнение церкви
Есть несколько дней, когда плач об усопшем разрешён в православии. Умеренное проявление горя уместно в день смерти, на девятины и сороковины. Также разрешено плакать на Радоницу, по субботам перед Великой Троицей, в период с 1 по 8 ноября.
Христианская церковь негативно относится к продолжительным слезам по усопшему. Если родственники нескончаемо льют слёзы, ушедшая душа беспокоится. Ей сложно предстать перед Божьим судом. Ментальная оболочка покойного остаётся среди живых. Она страдает и мучается. В ней, словно в зеркальной поверхности, отражается горе скорбящих родственников.
Чтобы усопший упокоился, родственникам полагается попрощаться с ним молитвой. Выражение чрезмерной скорби и постоянные рыдания не помогают его душе. Из-за постоянных страданий родственники не могут осознанно молиться.
Чем мы действительно можем помочь ушедшим
Запрещено горевать или рыдать напоказ. Особенно тяжкий грех — нанимать плакальщиц.
Нельзя носить траурные одежды дольше положенного срока. Намного полезнее для души усопшего — искренние молитвы родственников о прощении и благословлении. Такая поддержка особенно ценна для покойного. Ведь многие не успевают совершить покаяние перед смертью. За это душа усопшего может подвергнуться наказанию.
В течение 40 дней после кончины родственникам нужно посещать храм, заказывать панихиды, молиться. Это поможет душе умершего очиститься и предстать перед Господом.
Что ещё нельзя делать после похорон и как долго
В доме умершего не устраивают стирку до выноса гроба. Когда похороны закончатся, этот запрет не действует.
По народным приметам, после смерти близкого родственника запрещено ходить в баню. В старину не мылись до 40 дней. Сейчас желательно соблюдать правило хотя бы до поминок.
Под строгим запретом шумные празднества. Нельзя устраивать вечеринки до сороковин. Если на этот период приходится день рождения, его нужно перенести или отменить. При необходимости можно отметить праздник скромно, в кругу близкой родни.
До сороковин запрещено играть свадьбы. Но если мероприятие назначено заранее и на него приглашено много гостей, можно отметить торжество скоромно, упомянув на празднике о смерти родственника.
Можно отправляться в путешествие до 40 дней. Поездка отвлечёт от горестных мыслей. Но необходимо помнить о смерти родственника, молиться о его душе.
До сороковин воздерживаются от шитья и стрижки. Можно отремонтировать одежду, если она порвалась. Но приступать к пошиву нового наряда нельзя. Эти правила касаются и стрижки. Можно слегка укоротить чёлку, если она мешает выполнению будничных обязанностей. Кардинальную смену имиджа лучше отложить на 41 день.
Нельзя в один день посещать несколько поминальных обедов. При возникновении такой ситуации нужно выбрать более близкого родственника. На посещение похорон этот запрет не распространяется. Можно поддержать родственников нескольких умерших, выразить уважение. На кладбище нельзя подходить к могилам друзей и родственников. Посещение других умерших считается неуважением к покойному, на похороны которого человек пришёл.
Почему нельзя плакать по умершему
Иисус Христос прослезился, когда получил известие о смерти Лазаря
Сам Иисус Христос прослезился, когда получил известие о смерти Лазаря. Почему он заплакал, если знал, что Душа бессмертна?
Он увидел, как страдают близкие покойного, и посочувствовал их горю. Иисус прослезился и показал людям меру того, как нужно оплакивать усопших.
У него не было причин скорбеть о смерти Лазаря. Для Иисуса воскресить друга было так же просто, как разбудить ото сна.
По умершему нельзя плакать, потому что безутешные слезы вредят здоровью
Некоторые люди не до конца понимают, почему нельзя плакать по умершему.
Полностью отказаться от слез в тяжелую минуту невозможно.
Эмоциональные переживания со слезами — это нормальная реакция человеческой психики на тяжелую утрату.
Но оплакивать покойного нужно в меру, чтобы не нанести вред ни себе, не ему. Нельзя изнурять себя страданиями и долго плакать по умершему.
Горькие слезы появляются от слабой веры в Господа, когда потерявшие близкого люди забывают, что жизнь родного человека со смертью не закончилась.
Человек перешел в иной мир, умерло только физическое тело.
От слез можно умереть, потому что они обостряют хронические заболевания
Можно ли умереть от слез? Неизжитое горе, которое выражается в слезах и страданиях приводит к болезням телесным и душевным. Вернуться к обычной жизни из такого состояния сложно.
Человек, который долго и глубоко страдает после смерти близкого, впадает в депрессию. У него обостряются хронические заболевания и появляются новые тяжелые недуги. Поэтому довести себя до исступления и умереть от слез, вполне возможно.
Наша разлука с умершими временная, на все воля Божья
Сразу после смерти покойные больше, чем при жизни нуждаются в поддержке близких людей.
Смерть приходит внезапно. Люди уходят в мир иной, не успев исповедоваться и раскаяться. Нераскаянные грехи тяготят умершего. Но свою судьбу, свой жизненный путь он изменить уже не может. Вот тогда родные и близкие оказывают ему молитвенную поддержку.
Постоянно оплакивать покойного вредит не только Вам, но и ему.
Он должен держать ответ за каждый прожитый день, за каждый неблаговидный поступок. А тут еще и близкие рыдают, вместо того, чтобы помолиться за него.
Вспомним строки Библии:
«Другой же из учеников Его сказал Ему:
Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».
Безусловно, здесь речь идет не о том, что Иисус не позволил ученику хоронить отца. Здесь говорится о неверующих людях — «мертвых душою». О том, что нужно следовать за Господом и верить, что мертвые не умирают, что наша разлука с ними — временная.
Еще один важный момент, который хочется подчеркнуть из приведенного эпизода священного писания. Ученик обращается к Иисусу с просьбой, но Господь отказывает ему.
Никогда нельзя забывать, что на все воля Божья. Ни один волос не упадет с вашей головы, без воли Господа на это.
«Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
Не две ли малые птицы продаются за ассарий?
И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц».
Как правильно провожать умерших в последний путь
Некоторые люди заблуждаются, когда думают, что душераздирающие рыдания на похоронах — доказательство любви к покойному. Традиция громко оплакивать покойника пришла из язычества и не изжита до сих пор.
Православному христианину провожать умершего в последний путь следует спокойно и сдержанно.
1.Чаще молитесь о душе покойника после отпевания и похорон. Первые 40 дней зажигайте церковную свечу и молитесь ежедневно. Можете это делать в храме, но можно и дома, как подскажет сердце. Главное, молитесь искренне.
Ведь Душа, которая недавно покинула тело, испытывает беспокойство и страх. После обычной жизни в человеческом теле, Душа не знает, что ждет впереди, куда определит Господь. После смерти человек дает ответ за всю прожитую жизнь, определяется его дальнейшая участь.
2. Просите Господа простить покойному грехи вольные и невольные. Сходите на Божественную Литургию в церковь.
В православной церкви есть дни для поминовения усопших — Родительские субботы. В эти специальные дни мы вспоминаем умерших, молимся о них, и тем самым напоминаем себе о смерти, которая придет ко всем.
В эти дни нужно молиться Господу обо всех умерших людях, не только о близких. Это такая дань живых мертвым.
Родительские субботы — особые церковные дни, когда принято вспоминать покойных и молиться об из спасении. В эти дни православные приходят на могилы умерших родственников, приносят цветы, раздают милостыню
3. Помяните усопшего на 3-й, 9-й и 40-й дни.
Феофан Затворник писал:
«Усопшие не вдруг свыкаются с новой жизнью.
Даже и у Святых некое время держится земляность.
Пока то она выветрится, требуется время большее или меньшее, судя по степени земляности и привязанности к земному.
Третины, девятины и сорочины указывают на степени очищения от земляности».
На годовщину смерти также устраиваются поминки, раздается милостыня, заказывается панихида.
Чем мы можем помочь усопшим
Православные священники наставляют, что заботиться о своих умерших — христианский долг. Главная забота заключается в усердной молитве об упокоении души и о прощении грехов. Установите прочную молитвенную связь с усопшим человеком, и пережить потерю будет легче.
(Святитель Феофан Затворник).
Не нужно отчаянно страдать и лить слезы. Уныние — один из семи смертных грехов, духовная болезнь. Вера в Господа — лучшее лекарство от уныния.
Наш христианский долг — с верой в сердце заботиться о могиле усопшего, поминать его, заказывать панихиды, сорокоусты, читать псалтырь, ставить в храме свечи.
Панихида — богослужение по усопшему человеку. Этот церковный обряд над телом усопшего проводят перед преданием земле, затем на 3-й, 9-й, 40-й день, и на годовщину после кончины
Полезно очищать душу, причащаться, исповедоваться, читать жития Святых старцев. Делайте добрые дела в память об умершем близком человеке, раздавайте милостыню. Ведь вокруг так много живых людей, которым нужна помощь.
Дай Бог нам сил научиться жить без близкого человека, храня о нём долгую, светлую память.