почему нельзя пить алкоголь на поминках
Почему нельзя поминать алкоголем
А ночью моему знакомому снится сон. С его слов стоял он у подножия каких-то скал, уходящих под самое небо. И скалы черные, и небо серое, и земля вокруг без единой травинки. А потом, говорит, гляжу, а вроде и не у подножия нахожусь, а на самой скале, и обрыв рядом. И вверх гора, и вниз тоже. Странно, мол, что площадка такая ровная, разве ж в горах так бывает?
И сидит, говорит, на валуне тот самый усопший товарищ. В какой-то грязной куртке и будто даже коротковатыми рукавами. Лицо «никакое» и вроде как тусклое. Сидит себе и глядит под ноги. А под ногами у него лежала какая-то грязная тряпка. На тряпке этой лежала кучка мусора. Приглядевшись Дима разглядел в той куче бутылку водки, пластмассовые стаканы и окурки.
И тут усопший поворачивается к моему знакомому. Я вряд ли смогу передать, с каким чувством описал мне этот момент Дима, а уж тем более не смогу передать эмоциональной силы слов покойного. Но сам Дима уверял, что не слышал никогда, чтобы в голосе было столько боли. Его усопший товарищ воскликнул: «Да что же вы меня в водке этой топите?». С этими словами он поднялся и пнул в обрыв то, что лежало у него под ногами. Затем развернулся и пошел прочь с «площадки», и исчез среди скал.
Получается, что многие идут на поводу у толпы, поминая алкоголем. Эта ужасная традиция не имеет место в истории дореволюционной России, поэтому неправильно говорить о том, что так было всегда. Этого не было, люди понимали всю необходимость правильного поминовения. Даже на свадьбах молодоженам не давали алкоголя.
Сейчас любители спиртного возразят, мол, Христос пил вино. Но вино и виноградный сок в переводе звучит одинаково. И по мнению многих ученых, в писаниях говорилось все же не об алкоголе, а о виноградном соке.
Очень важно помнить, что главный смысл поминальной трапезы – это именно воспоминание об усопшем… А не собирание родственников и знакомых, не обжорство, не гулянка. Другими словами, если мы хотим помочь усопшему, а не удовлетворить свои страсти, то поминальная трапеза должна проходить без алкоголя!
Откуда пошла нехристианская традиция поминать усопших алкоголем
Похороны у верующих христиан не несут трагического отпечатка. Наоборот, это радость от надежды, что дух покойного попадет в рай и встретится с нашим Отцом небесным. Праздник Радуница – это день, когда принято поминать усопших родственников, молиться за них. Определенные традиции в этот день существовали всегда, но некоторые видоизменялись с ходом истории.
Поминки по умершим
На Радуницу издревле в доме усопшего ставили на окно плошку воды и вешали чистую анучу (полотенце). Это предназначалось душе умершего, которая в этот день может пожелать умыться и вытереть лицо. Воду также ставили под образа, накрыв плошку или чашку ломтем черного хлеба. Иногда на ночь оставляли соль и хлеб прямо на столе.
На Радуницу и все остальные памятные дни родные умерших ходили в церковь, молились, подавали записки с именами покойников. Самый простой вид поминания усопшего – церковная свечка, поставленная за упокой. Чаще всего усопших поминали трижды. Считалось, что это совпадает с переменами, через которые проходит тело после смерти.
Дни поминовения
Церковью установлены дни для поминания ушедших в мир иной родственников. Помимо Радуницы, это Дмитровская суббота, последняя перед Масленицей, перед Троицей (большая родительская суббота). У некоторых народов принято было также поминать на Петрок (12 июля), перед Покровом (14 октября) и на день Казанской Божьей Матери (4 ноября). Во многих районах было принято ходить на кладбище на Пасху и на Семик – первый четверг перед Троицей.
Поминальная трапеза
Поминальные обеды отправлялись наряду с молитвами об умерших. Их начинали с молитвенных песнопений или просто чтения святцев. Если было много людей, то приходилось ставить несколько столов. За «главным» из них сидели самые близкие. Сначала все вместе пробовали кутью из пшеницы и меда, потом кашу стали варить рисовую. Кутью каждый должен был зачерпнуть из общей миски три раза. Сервировка поминального обеда была исключительно строгой. Скатерть на стол стелили только белую, ставили под образа белые искусственные (иногда живые) цветы. Отдельно оставляли пустым место, где покойный любил сидеть, ставили там прибор, рюмку на тарелочке. Туда не садили гостей и не усаживались сами.
Обстановка на Радуницу тоже требовалась сдержанная. За столом не произносили длинные речи, не рассказывали анекдоты (даже если их любил умерший). На поминальном обеде не сидели долго, особенно не родственники усопшего. Хотя позже все эти традиции претерпели серьезные изменения.
Меню стола на Радуницу
Начиналась поминальная трапеза с кутьи, ею же и заканчивалась. Это блюдо готовили в разных регионах по-разному: из риса с изюмом, из пшеничных зерен, с добавлением меда и без. Ели также гречневую и ячневую кашу. На скоромное подавали телячье жаркое, холодец и яичницу.
Если на поминки выпадал пост, то ели похлебку из сушеных грибов с растительным (чаще всего льняным или конопляным) маслом. В любой день на поминальном столе были сладкие «пострепеньки», шаньга, порезанная на части, которую макали в мед.
На Радуницу раньше часто пекли лесенку – длинный открытый пирог с перемычками из теста наподобие лестницы. Ее приносили в церковь на панихиду и оставляли там или несли на могилу. До сих пор, по традиции, пекут в этот день открытый пирог (чаще всего рыбный). В конце трапезы все пьют густой кисель – овсяный или ржаной. Говорили, что таким киселем покойный «проторит себе дорогу в Рай».
Спиртное на поминках
Староверы никогда не подавали водку на поминках – пить можно было только квас. В старообрядческих деревнях даже мясные блюда на поминки были под запретом. С точки зрения исконного православия пить спиртное на поминках было как беснование. Считалось, что от этого душа умершего страдает и мучается.
На Руси православные поминки всегда были трезвые. Принято было прислушиваться к словам Иоанна Златоуста:
«Кто поминает вином, тот испрашивает больших мучений для поминаемого».
Это считалось великим грехом и осквернением памяти мертвых. Ведь главный смысл поминок – не поесть и выпить, а вспомнить и помолиться об умершем, хранить вечную память о нем. Вместо слов «пусть будет земля пухом» лучше помолиться об умерших. Наши подношения и застолья им уже не нужны, а вот искренняя молитва имеет великую силу.
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Для верующего человека очевидно, что алкоголь на поминальном обеде неуместен. И в то же время убедить в этом нецерковных людей подчас труднее, чем голыми руками сдвинуть гору.
Оно и понятно: так уж у нас в народе повелось, что если о ком-то на похоронах и думают меньше всего, так это о покойном. Нет, внешне всё выглядит совсем иначе: только об умершем и речь, его оплакивают, над гробом причитают и хорошо ещё, если не голосят. Но на уме у большинства присутствующих совсем другое: одни рассматривают обстановку в доме, другие с интересом решают в уме задачку «кому что достанется из наследства покойного», третьи во все глаза наблюдают за родственниками на предмет того, у кого чернее траурная косынка, кто надсаднее рыдает и плотно ли занавешены зеркала, четвёртые, скучая, обсуждают полушёпотом, насколько дорого обходятся нынче похороны, пятые с нетерпением ждут поминок.
Всё это хорошо известно родным и близким покойного, поэтому они скорбеть скорбят, но, прежде всего, думают о том, что в итоге люди скажут. А поскольку люди непременно скажут, то нужно сделать всё для того, чтобы сказали только хорошее.
А покойный? Да что там покойный, он потому и покойный, что его уже ничего не волнует. Вечность, говорите, суд Божий. Ну так это исключительно умершего касается – он теперь в вечности, вот пусть сам о вечности и думает. А живым и без вечности хлопотать не перехлопотаться. Живых волнует, что о них скажут живые. Вот они и волнуются. Например, о том, чтобы на столе всё было «как у людей». А «у людей», как известно, без выпивки не обходится ничего. Ни крестины, ни день рождения, ни свадьба, ни похороны, ни получка, ни депрессия. Не поставь на стол спиртного – такой поговор пойдёт, что хоть сам в гроб ложись.
Впрочем, как мы уже знаем, есть люди, которым глубоко безразличны и траур, и причитания, и занавешенные зеркала, и которым, напротив, далеко не всё равно, что происходит с умершим за порогом вечности и что могут сделать живые как для бессмертной души умершего близкого, так и для себя самих. Да вот беда: чем больше на похоронах тех, кому важно, «что люди скажут», тем меньше родственники покойного настроены слушать верующих.
Зачастую родственники относительно легко соглашаются на отпевание, несколько тяжелее и не без доли непонимания – на чтение Псалтири, зачем нужно церковное поминовение после похорон – для них вопрос без ответа. А вот уже за занавешенные зеркала родственники, как правило, готовы грудью стоять. Потому как «я в селе выросла и уже пятьдесят третьи похороны посещаю, и везде так»! То же самое случается, когда верующий пытается возразить в процессе «укомплектования» покойника деньгами, расчёсками, очками, сигаретами и валидолом. Ну и что, что на том свете не понадобится? А вдруг он потом приснится и скажет, что ему без любимой кепки совсем невмоготу лежать! А уж когда до алкоголя на столах дело доходит, то тут и вовсе бесполезно что-либо говорить. А то как же, люди скажут, что пожалели!
Есть о чём верующему человеку призадуматься. Хотя, с другой стороны, впадать в уныние точно не из-за чего. Для начала следует разобраться в том, насколько много ответственности должно лечь на плечи верующего человека на конкретных похоронах. Хорошо, если верующему же и приходится эти похороны организовывать. Тогда наш христианин способен без лишней нервотрёпки организовать всё так, как принято среди христиан. И похороны без траура, предрассудков и нелепых обычаев, и поминки без алкоголя. И об отпевании позаботиться, чтобы в храме, а не в квартире или под подъездом, и о том, чтобы и после похорон было кому молиться об усопшем.
Конечно, нет ни малейших сомнений, что в итоге «люди скажут». Но христианин на то и христианин, чтобы относиться к людской молве со здоровым равнодушием. Когда решается участь близкого человека в вечности, чьё-то обывательское брюзжание за отсутствие водки нам поминках во внимание можно и не принимать.
С другой стороны, тот, на ком лежит вся ответственность, лишается возможности смалодушничать, поскольку кто отвечает – тот и виноват. Поэтому если вдруг христианин и сам проникнется опасениями по поводу того, что люди скажут, и начнёт засовывать в гроб домашние тапочки для покойника, переворачивать табуретки после выноса гроба и потчевать гостей на поминках вином, то обвинить ему будет уже некого.
Бывает и по-другому: христианин задействован в организации похорон, к нему прислушиваются, но во всём слушать не готовы. В этом случае верующий должен понимать, что в любой неоднозначной ситуации, когда речь идёт не о вещах не столько принципиальных, сколько второстепенных, мир важнее правоты. Поэтому во всём, в чём верующего готовы слышать и слушать, нужно настаивать на своём. В том же, о чём плодотворного разговора не выходит, не стоит проявлять упрямства и идти на принцип. То есть если бутылка на поминальном столе важна настолько, что ради неё найдутся готовые на ссору, несмотря на неподходящий момент, то пусть себе желающие пьют. В конце концов, христианина это ни к чему не обязывает. Да и не спросится с него за то, на что он не в силах был повлиять.
Кстати сказать, последняя фраза касается и третьего случая, когда верующий на похоронах присутствует, но к их организации отношения не имеет. Да, его не спрашивают. Да, его не слышат, даже когда он говорит. Случается. Но ведь никто не в состоянии запретить верующему молиться о покойном. Никто не может вынудить его участвовать в нелепых фольклорных действах. Никто не может заставить его пить на поминках.
Конечно, досадно, когда близкие люди проявляют бесчувственность и равнодушие к умершему близкому. Но если нас, верующих, не готовы порой слышать даже ближайшие родственники, то стоит ли терзать себя чувством вины за то, на что мы не могли повлиять? Достаточно просто молиться и не принимать участие во всеобщей гулянке. Например, поминать покойного про себя, пока длится отпевание. На обеде – не пить и в последующие дни поминать покойного на молитве. Как вы понимаете, последнее под силу всякому, кто хочет. Берите на вооружение – и вас перестанет тревожить совесть за водку на поминальном столе, которую вы начнёте просто воспринимать как поставленную не вами и не для вас.
Алкоголь на поминках: пить или не пить?
При составлении меню для поминок многие не забывают про водку для мужчин и вино для женщин. При этом администратор кафе или ресторана, где заказывают обед для участников похорон, предусмотрительно сообщает: «Можно со своим алкоголем». Однако употребление алкогольных напитков во время поминальной трапезы однозначно порицается церковью.
Опьяняющие напитки в Библии
В Ветхом Завете виноградное вино и сикера, то есть, хмельной напиток, приготовленный не из винограда, упоминается неоднократно. В книге Притч Соломоновых сказано: «Вино — глумливо, сикера —буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен».
В Новом Завете первым чудом, которое сотворил Христос, стало превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Апостол Павел советовал ученику своему Тимофею употреблять вино ради «немощи телесной» (1 Тим. 5:23).
Однако нигде в Библии нет сведений о том, чтобы какой-либо опьяняющий напиток был в ходу именно после погребений, на поминальных трапезах. Угощения после похорон действительно устраивались, но только как пиры-благодеяния для неимущих, где о вине и сикере речи не шло.
Обычай проводить поминки после похорон человека возник в давние времена
Православная церковь о поминках с алкоголем
Духовные пастыри неустанно напоминают, что употребление вина и других спиртных напитков на поминальной трапезе противоречит апостольским правилам. Вино символизирует радость земную, поминки же — повод для усиленных молитв о человеке, который, возможно, тяжко страдает в загробной жизни. Более того, по видениям некоторых старцев, поминовение усопшего вином лишь усугубляет его страдания.
Потому православным христианам надлежит за поминальным столом молиться об упокоении души умершего. Перед трапезой мирянам следует прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш», за столом же вести благочестивые беседы, вспоминая добрые дела и лучшие качества усопшего. Завершая поминальный обед, можно пропеть «Вечную память».
Почему алкоголь всё же ставят на поминальный стол
По всей вероятности, обычай поминок с алкоголем у нас возник и распространился в советские времена, когда религиозные нормы полностью отвергались. Тем не менее, даже убеждённым материалистам не удавалось просто разойтись по домам после погребения родного и близкого человека. Поскольку христианская «надстройка» была снесена, на смену ей из памяти давних поколений вырвался прежний способ отметить память человека, покинувшего земной мир.
Так возродились, по сути, языческие тризны — хмельные пиры после похорон. Весьма почтенный возраст этой традиции делает её особенно стойкой, и целые поколения в СНГ с трудом представляют себе безалкогольный поминальный стол.
Некоторые расценивают алкоголь, как антидепрессант для скорбящих, однако общая одурманенность таким «лекарством» легко превращает поминовение усопшего в банальную попойку, где собравшиеся уже с трудом осознают, по какому поводу устроено застолье.
Вопрос и ответ
Многие, понимая, что невозможно тут же «перевоспитать» приверженцев прежних традиций, выпивают эту символическую чарку до дна, по обычаю, не чокаясь. Этой данью «устоям» можно и нужно ограничиться.
Кисель, который по-прежнему ставят и сейчас, а также узвар — напиток, приготовленный из сухих фруктов, ягод и мёда.
В этой связи полезно вспомнить, насколько эффективными оказывались «сухие законы» в США и в СССР. Категорический запрет привёл бы к тем же последствиям. Организаторам христианских поминок полезнее всего учитывать, что суть поминальной трапезы теряется тем легче, чем больше алкоголя для неё заказано.
Почему нельзя поминать алкоголем
Убираем алкоголь с поминальных столов
После того, как человек отходит в вечность, оставшиеся на земле живые обязаны чтить память об усопшем родственнике или знакомом. Считается, что человек жив именно тогда, когда его помнят. В достойном приготовлении похорон и заупокойных обедов проявляется наша любовь к тем, кто перешел в иную форму бытия. Каждый, кто называет себя христианином, в 9-й, 40-й день и годовщины готовит поминальную трапезу.
В настоящее время существует практика поминовений умерших алкоголем. Традиция наиболее распространенная и необходимая. Именно так считают многие. Водка или иной алкоголь на столе символизирует правильность поминок, а если такого не предоставляется, то на родственников могут даже обидеться. На самом деле поминать алкоголем категорически запрещено. Это является грехом и осквернением памяти усопшего. Необходимо осознавать, что смысл поминок не просто еда и питье, но память и молитва о умершем, равно как и творение добрых дел.
Получается, что многие идут на поводу у толпы, поминая алкоголем. Эта ужасная традиция не имеет место в истории дореволюционной России, поэтому неправильно говорить о том, что так было всегда. Этого не было, люди понимали всю необходимость правильного поминовения. Не принято пить за упокой, но только за здравие и в меру.