почему нельзя называть человека дураком

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ БЛИЖНЕМУ «ДУРАК»

Автор: Яков Кротов, 22.11.2012 в 11:08

Ой, много любителей говорить ближнему «дурак». К счастью, скажу прямо, не среди христиан (не считать же христианами нынешних матерящихся и дерущихся крестоношей). Да, вот в деле с женщинами из «Пусси Райот» разные умные православные люди обзывали их «дурами», но это так – невротически, люди просто не решались додумать ситуацию до конца, по разным причинам не решались, и от этого сами оказались в положении дурацком. Дурак – это и есть умный человек в дурацком положении.

Говорить ближнему «дурак» или говорить о ближнем «дурак» означает отчуждаться от ближнего. Быть ксенофобом. Ксенофобия – не социальное, а межличностное явление. Точнее, явление, уничтожающее личности. Базовая ксенофобия – между человеком и Богом. Страх перед Богом, который – ненависть. Бог – дурак, всё делает не так. Дураков же надо бояться? Следующий пример – ненависть к жене. Человек, которому жена стала чужой, который разлюбил жену, он уже ненавидит жену – потому что жена перестала быть для него личностью, единицей, а стала членом воображаемой группы. Почему я так уверенно говорю? Разве не разные случаи бывают? Потому что нельзя ненавидить человека как уникальную личность. По определению нельзя. Если ненавидишь, значит, ты уже видишь перед собой абстракцию, набор свойств – «дураки», «алкоголики», «толстые», «уродины», «хамы». Личность же, то, что одно можно и нужно любить, уникальна, не бывает групп из двух или более личностей.

Поэтому любая ненависть – отчуждение от личности, и ненависть, оскорбления – вовсе не «переход на личности», а прямо наоборот – переход с личности на абстракции. «Ты дурак». Но «дурак» – это социальное, групповое явление. Может человек быть дураком? Конечно да, как он может быть христианином, весельчаком, толстяком или пьяницей, в общем – входить в какую-то группу, обладать какими-то неуникальными свойствами. Можно говорить другому «дурак»? Конечно нет, потому что «говорить» означает обращаться к личности, а не к «человеку».

Никто не разговаривает с весом человека или с содержанием алкоголя в его крови, с его рефлексами и его пороками. Так и дурость человека – она в нём не человеческое, к ней нельзя обращаться и нельзя человека отождествлять с этим явлением. Нельзя человеку говорить и «Ты – уровень сахара пять», «ты – блондин». «У тебя» – это лучше формулировка, но с какой целью ты говоришь блондину, что он блондин? Он слепой и заплатил тебе за осмотр себя и называние цвета своих волос, как платят за анализ сахара в крови? И что он понял из твоего высказывания? Либо он зрячий и тогда сам видит, что он блондин, либо он слепой и тогда не поймёт твоего высказывания. Либо человек умён и тогда он сам знает, что он дурак (а все реально дураки в сравнении с идеалом, которого могли бы достичь), либо человек дурак и тогда говорить ему, что он дурак, совершенно бессмысленно.

Дар слова дан для контакта личностей и глупо его использовать для контакта с безличным в личности, для отчуждения от личности. Так лишь свою личность можно потерять.

А можно ли считать человека дураком? Это дурацкий вопрос, всё равно, что спросить, можно ли быть зрячим. Конечно, дураки есть, дурость есть, и на всякого мудреца довольно дурости. Нормальный человек не может не видеть, когда другой глупит и дурит, как нормальный врач не может не видеть, что у другого проблемы с печенью, даже без анализов. Считать можно – говорить нельзя. Обращаться с другим как с дураком можно? Ну, если он дурак, то конечно, только вот что означает «обращаться с другим как с дураком»? Не обзывать его, скорее, наоборот – не льстить, но исподволь стараться помочь. Исподволь! Очень исподволь! И без больших надежд на успех!! Ведь ещё и собственную дурость надо одновременно лечить.

Единственное, что допустимо именно для преодоления отчуждения и деперсонализации, это предлагать помощь. Не говорить «ты хочешь пить», а говорить «у меня есть вода». Иногда можно и шампанского предложить, бывает одурение из-за усталости, из-за отсутствия праздника и с кем праздновать. Не говорить «ты дурак», а говорить «у меня есть интересная книжка». Прочтёт – поумнеет. Конечно, духовная жажда, в отличие от физической, с одной стороны, никогда неутолима, с другой – часто предпочитает не пить Духа или наполнять духом ненависти и глупости. Что ж, надо уважать выбор другого и помнить, что всегда есть шанс, что книга, которую ты считаешь интересной – дурацкая. В самом высшем смысле, с точки зрения Главного Редактора Вселенной. Такое бывает…

Источник

Почему нельзя называть человека дураком

September 27th, 2012

Ой, много любителей говорить ближнему «дурак». К счастью, скажу прямо, не среди христиан (не считать же христианами нынешних матерящихся и дерущихся крестоношей). Да, вот в деле с женщинами из «Пусси Райот» разные умные православные люди обзывали их «дурами», но это так – невротически, люди просто не решались додумать ситуацию до конца, по разным причинам не решались, и от этого сами оказались в положении дурацком. Дурак – это и есть умный человек в дурацком положении.

Говорить ближнему «дурак» или говорить о ближнем «дурак» означает отчуждаться от ближнего. Быть ксенофобом. Ксенофобия – не социальное, а межличностное явление. Точнее, явление, уничтожающее личности. Базовая ксенофобия – между человеком и Богом. Страх перед Богом, который – ненависть. Бог – дурак, всё делает не так. Дураков же надо бояться? Следующий пример – ненависть к жене. Человек, которому жена стала чужой, который разлюбил жену, он уже ненавидит жену – потому что жена перестала быть для него личностью, единицей, а стала членом воображаемой группы. Почему я так уверенно говорю? Разве не разные случаи бывают? Потому что нельзя ненавидить человека как уникальную личность. По определению нельзя. Если ненавидишь, значит, ты уже видишь перед собой абстракцию, набор свойств – «дураки», «алкоголики», «толстые», «уродины», «хамы». Личность же, то, что одно можно и нужно любить, уникальна, не бывает групп из двух или более личностей.

Поэтому любая ненависть – отчуждение от личности, и ненависть, оскорбления – вовсе не «переход на личности», а прямо наоборот – переход с личности на абстракции. «Ты дурак». Но «дурак» – это социальное, групповое явление. Может человек быть дураком? Конечно да, как он может быть христианином, весельчаком, толстяком или пьяницей, в общем – входить в какую-то группу, обладать какими-то неуникальными свойствами. Можно говорить другому «дурак»? Конечно нет, потому что «говорить» означает обращаться к личности, а не к «человеку».

Никто не разговаривает с весом человека или с содержанием алкоголя в его крови, с его рефлексами и его пороками. Так и дурость человека – она в нём не человеческое, к ней нельзя обращаться и нельзя человека отождествлять с этим явлением. Нельзя человеку говорить и «Ты – уровень сахара пять», «ты – блондин». «У тебя» – это лучше формулировка, но с какой целью ты говоришь блондину, что он блондин? Он слепой и заплатил тебе за осмотр себя и называние цвета своих волос, как платят за анализ сахара в крови? И что он понял из твоего высказывания? Либо он зрячий и тогда сам видит, что он блондин, либо он слепой и тогда не поймёт твоего высказывания. Либо человек умён и тогда он сам знает, что он дурак (а все реально дураки в сравнении с идеалом, которого могли бы достичь), либо человек дурак и тогда говорить ему, что он дурак, совершенно бессмысленно.

Дар слова дан для контакта личностей и глупо его использовать для контакта с безличным в личности, для отчуждения от личности. Так лишь свою личность можно потерять.

А можно ли считать человека дураком? Это дурацкий вопрос, всё равно, что спросить, можно ли быть зрячим. Конечно, дураки есть, дурость есть, и на всякого мудреца довольно дурости. Нормальный человек не может не видеть, когда другой глупит и дурит, как нормальный врач не может не видеть, что у другого проблемы с печенью, даже без анализов. Считать можно – говорить нельзя. Обращаться с другим как с дураком можно? Ну, если он дурак, то конечно, только вот что означает «обращаться с другим как с дураком»? Не обзывать его, скорее, наоборот – не льстить, но исподволь стараться помочь. Исподволь! Очень исподволь! И без больших надежд на успех!! Ведь ещё и собственную дурость надо одновременно лечить.

Единственное, что допустимо именно для преодоления отчуждения и деперсонализации, это предлагать помощь. Не говорить «ты хочешь пить», а говорить «у меня есть вода». Иногда можно и шампанского предложить, бывает одурение из-за усталости, из-за отсутствия праздника и с кем праздновать. Не говорить «ты дурак», а говорить «у меня есть интересная книжка». Прочтёт – поумнеет. Конечно, духовная жажда, в отличие от физической, с одной стороны, никогда неутолима, с другой – часто предпочитает не пить Духа или наполнять духом ненависти и глупости. Что ж, надо уважать выбор другого и помнить, что всегда есть шанс, что книга, которую ты считаешь интересной – дурацкая. В самом высшем смысле, с точки зрения Главного Редактора Вселенной. Такое бывает…

Источник

Почему нельзя называть ребёнка «эгоистом» или «дураком»

Если ежедневно говорить ребёнку «Что за неряха!» — вряд ли он полюбит прибираться даже во взрослой жизни. А с детства «эгоистка» в какой-то момент скажет: «Да, я думаю только о себе, и что дальше?». Семейный психолог Катерина Дёмина — о том, как навешанные на детей ярлыки могут изменить (или испортить) всю их жизнь.

«Моя дочь — воровка. Мне так психолог школьная сказала. И сразу всё так бац — и встало на место. Теперь понятно, что делать и как с ней обращаться».

«Наш сын — очень одарённый мальчик, умный, но ужасный лентяй и разгильдяй. Можно что-то с этим сделать?»

Я когда читаю такие письма, прям рука тянется к маузеру. Такая тоска, такая безнадёга за этими всеми обзывательствами, ярлыками, обозначениями. Как будто вас пригвоздили к позорному столбу, несмываемое клеймо на всю жизнь. Лгунья. Хулиганка. Эгоист. Раздолбай.

«Здравствуйте, я балбес. Хочется всем объяснять, что я не такой, что я разный, что просто забыл эту чёртову тетрадку на подоконнике в маминой комнате, где делал уроки. А потом папа пришёл с работы, я отвлёкся, а потом мама позвала ужинать, а потом как-то всё быстро завертелось, и вдруг мама закричала „Ты что, не спишь ещё, время полночь?!“. И я нырнул под одеяло, а тетрадка так и осталась на окне. И утром, когда все подгоняют и шпыняют, да ещё папа увидал в окно, что нашу машину заперли, опять все кричали, и я не вспомнил. А мне двойку влепили, „нет д/з“, хотя оно есть, и правильное, но на подоконнике. А теперь я балбес. И двоечник. И это как будто на спину приклеили бумажку „неудачник“. Не хочу теперь вообще ничего делать».

почему нельзя называть человека дураком. Смотреть фото почему нельзя называть человека дураком. Смотреть картинку почему нельзя называть человека дураком. Картинка про почему нельзя называть человека дураком. Фото почему нельзя называть человека дураком

Иногда на приёме взрослые, состоявшиеся, умные и добрые люди говорят про себя такое, что у меня просто дар речи пропадает. Не сразу, не при знакомстве, а примерно через полгода терапии, когда уже знают, что можно доверять. «Да, я понимаю, что я бессердечная сволочь и мне на всех наплевать, но знаете, как болит душа за сына, что у него нет друзей?». Я говорю очень осторожно: «Вам не кажется, что у бессердечной сволочи, в общем-то, не должна болеть душа ни по какому поводу? Кто и когда сказал вам, что вы жестокое чудовище?».

«Да вот мама и говорила, когда я не хотел немедленно делать уборку в своей комнате. Когда отказывался делиться своими вещами с младшим братом. Когда объявил, что не хочу ехать с семьёй на дачу, а хочу в поход с классом. Однажды пришёл домой, мне лет 13 было, голодный как волк, шесть уроков и тренировка, открыл сковородку, а там котлеты. Мне будто башню сорвало, сожрал махом штук шесть или семь. Мама так орала! Что я эгоист и не думаю ни о ком, кроме себя, и так всю жизнь. Мне кажется, я с тех пор старался дома вообще не есть».

Понимаете, дорогие родители, педагоги, горе-психологи, когда вы говорите ребёнку «ты такой-то и такой-то», вы фактически загоняете его в рамки одной роли, одной модели поведения.

Он ничегошеньки не знает о себе, он смотрит в вас, как в зеркало, ищет в ваших глазах и словах одобрение и любовь

Он впервые живёт на этой Земле, в этом сообществе, в это время. Он ничего не знает ни о законах, ни о принятых обычаях, ни о ваших проблемах с деньгами, партнёром, здоровьем. Ему абсолютно всё равно, почему вы к вечеру устали как собака и теперь ждёте, что он о вас позаботится.

Вы думаете, что «мама пришла с работы» автоматически означает «дочь приготовила ужин, сделала уроки, сама о себе позаботилась и готова вас жалеть», но ей всего лишь двенадцать! Она провела тяжёлый день в школе, где на неё кричали, давили, унижали, угрожали. Потом, возможно, сходила на какое-то дополнительное занятие, где, скорее всего, ей тоже много раз дали понять, что она далеко не идеал, потом пыталась как-то делать уроки — уже с чугунной головой.

почему нельзя называть человека дураком. Смотреть фото почему нельзя называть человека дураком. Смотреть картинку почему нельзя называть человека дураком. Картинка про почему нельзя называть человека дураком. Фото почему нельзя называть человека дураком

И она ждёт вас, чтобы обнять. А то, что башмаки валяются грязные в коридоре, это не для того, чтобы вас позлить, а потому, что сил не было их куда-то на место поставить. И когда вы в сердцах кидаете ей «эгоистка» или «неряха», вы не мотивируете её на немедленную уборку, а только делаете больно. И в следующий раз, когда вы поднимите на неё голос, она даже не будет ждать этого (привычного) упрёка, а сразу вам скажет: «Да, я эгоистка, думаю только о себе, что дальше?». И будет жить и расти с этим знанием, не будет видеть никакого выхода, оплакивая нелюбовь глубоко внутри.

Что на самом деле вы хотите сказать? Неужели и правда — «Я тебя не люблю, ты мне отвратительна»? Зачем вам вешать на сына метку «дуралей»? У меня есть одна знакомая девочка, про которую всё её детство мама говорила «А моя-то дура…» — вполне повествовательно, так же, как я говорю «моя дочка». Девочке уже под тридцать, ни работы, ни профессии, потому что куда бы она ни пришла, при малейшей трудности в голове у неё звучит материнская «дура непутёвая, руки у тебя не из того места растут, в кого ты такая неумеха!». Понимаете, да? Вместо «ничего страшного, я в тебя верю, давай разберёмся — и всё получится», она в открытую говорит «Ну что с меня взять, не дал бог мозгов». Хотя бог-то там всего отсыпал щедрой рукой, да вот не подписал свои дары разборчиво.

Беседовала тут с одной попутчицей, она так возмущённо: «А кто им укажет на недостатки-то? Так ведь и проживёт всю жизнь в неведеньи, надо же говорить, что у него не так!». Не надо.

То, что для вас недостаток («он тормоз», «она слишком чувствительная», «упрямый», «капризный»), в других глазах будет благом, счастьем и удачей

Спокойный мыслитель, творческая девочка, настойчивый в спорте, разборчивая и внимательная к деталям — таким человеком хочется быть, это то, на чём может вырасти и самооценка, и будущая профессия.

почему нельзя называть человека дураком. Смотреть фото почему нельзя называть человека дураком. Смотреть картинку почему нельзя называть человека дураком. Картинка про почему нельзя называть человека дураком. Фото почему нельзя называть человека дураком

Моя коллега Анна Зарембо как-то устроила опрос на тему «Что в вашем детстве было багом, а стало фичей?». То есть за что вас в детстве ругали и дразнили, а теперь это ваша сильная сторона. Ух, как интересно было читать комментарии. Меня, например, дразнили занудой и «самая умная что ли?». И мама очень ругала за то, что я всё время читаю и вопросы задаю неудобные. И ещё помню все ответы, так что голову задурить сложно. Теперь понимаете, почему я стала психоаналитиком?

Попробуйте не обзываться, а говорить о желаемом поведении. Не клеймить, а называть своё чувство. «Когда ты так громко кричишь, мне больно в ушах, не делай так, пожалуйста» — это вместо «Что ты кричишь как резаный». «Я очень расстроилась, когда обнаружила, что ужина нет», или «разозлилась», или «я в ярости». Всё что угодно про вас, но не про него. Мы можем осуждать действия, поступки, но не его самого.

Иначе вы сами-то кто: плохой родитель, жёсткий насильник? И как вам им быть?

Иллюстрации: iStockphoto (cirodelia)

почему нельзя называть человека дураком. Смотреть фото почему нельзя называть человека дураком. Смотреть картинку почему нельзя называть человека дураком. Картинка про почему нельзя называть человека дураком. Фото почему нельзя называть человека дураком

Лига психотерапии

4.1K поста 22.5K подписчик

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.

Все посты и обсуждения по датам

Онлайн сейчас и за последние сутки

Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Бестолочь. Вроде уже и 10 лет главвредом на радио, потом агентство свое, но как услышу где «Вот бббестолочь!» (протяжно так на первой букве), аж мурашки. ( отличницей была, конечно, «это слово» было относительно к хозяйству или просто под руку, фиг знает. Но частенько)))

прямо про меня, только я внучка. С бабушкой сейчас не общаюсь и не хочу.

голодный как волк, шесть уроков и тренировка, открыл сковородку, а там котлеты. Мне будто башню сорвало, сожрал махом штук шесть или семь. Мама так орала! Что я эгоист и не думаю ни о ком,

это реально эгоизм. И меня сейчас это бесит в муже. Сходишь в магазин, купишь кусок сыра, колбасы, приготовишь поесть. Придет и сожрет ВСЕ. Не спросив, а хочу ли я, может, оно припасено на суп/запеканку/лечо.

Хм, то есть мягко, без угрозы в голосе и повышения тона, предельно вежливо поинтересоваться:

— это будет педагогично?

Разница в воспитании:
Сын поучил двойку и приходит домой:

русская мама:
— ТЫ ДВОИШНИК, ДУРАК, НИ НА ЧТО НЕ СПОСОБЕН, ЦЕЛЫМИ ДНЯМИ ХЕРНЕЙ ЗАНИМАЕШЬСЯ.

еврейская мама:
— Изя, ты такой умный мальчик, как ты умудрился двойку-то получить?

Я не знаю как у кого происходит воспитание, и не говорю что во всех русских и еврейских семьях все именно так. Но я видел родителей которые гнобили детей даже за 4-ку, по первому варианту..

Присоединюсь к этим людям, тоже в детстве постоянно слышала в младшешкольном «почему 4, а не 5?»,

«почему не убрано, если я просила?»,

«почему ты не первый, а второй?»,

«почему ты сделал так, а не так?»

«почему все смогли, а ты нет?»

И все это под ворохом «свинья, раз нравится жить в таком бардаке (штаны висящие на стуле это бардак)», «думаешь только о себе»

По этому уже со школы я научилась врать, гораздо проще было сказать, что у тебя 5, по теме, которую ты не совсем понял, чем правдиво сказать, что получил 3, которую при подготовке в несколько дней все равно исправишь.

Моя мама филолог, а моё знание русского даже сейчас хромает на обе ноги, по этому каждый вечер с моей истерикой мы делали русский))) с ором и историками

«Какого ты не понимаешь этот материал?!»

«Да потому что непонятно. 1!»

(У меня технический склад ума, я не хочу понимать почему в одном месте в одном и том же слове пишется одна буква, а в другом другая, я понимаю математику и ее строгие правила, 2+2=4 во всех состояниях, ну не будет при разных условиях разный ответ! Я могу вызубрить эту букву, но не вникать в чем разница этой чертовой буквы).

Теперь, во взрослом состоянии, стоит кому-то просто повысить голос ругаясь/споря, привет слёзы, что бесит ещё больше собеседника, но ещё больше это бесит меня, потому что я не контролируют этот процесс.

В младше школьном возрасте( мне было лет 9-10 примерно) моей задачей было забирать сестру из сада, что я аккуратно делала каждый день, но в один из дней меня к себе пригласил одноклассник с которым мы дружили(ничего неправильного мы просто играли в приставку :)) ), я не помню всех обстоятельств того дня, но в итоге её забрала мама и крайне грозно звоня мне на мобильный сказала мне идти домой, дома меня ждала истерика. И сейчас взрослым мозгом я понимаю, что она боялась и за меня и за сестру, но тогда я сделала не те выводы, которые отменя ждали, я просто решила, что иметь друзей плохо, т.к. они мешают мне выполнять указания и все. Ни в средней, ни в старшей, ни в универе я сознательно присекала все попытки людей со мной дружить, на учебном уровне пожалуйста, что-то большее, да ни когда! И потом у меня ещё спрашивают чейта я дома сижу, а не с друзьями на улице?

Теперь что бы с кем-то общаться мне приходится ломать себя изнутри, по живому, учится навыкам коммуникации в 20 лет, когда ты это должен был этому научится лет 10 назад это плохо.

Но я не ненавижу своих родителей, они дали мне возможность выучиться и начать устраиваться в жизни, но эти эпизоды я не смогу им простить.

Источник

Христос и дураки

почему нельзя называть человека дураком. Смотреть фото почему нельзя называть человека дураком. Смотреть картинку почему нельзя называть человека дураком. Картинка про почему нельзя называть человека дураком. Фото почему нельзя называть человека дураком

Почему Иисус запретил называть людей дураками?

Яков Кротов: Этот выпуск программы посвящен дуракам. Целая страна, Российская Федерация, невзирая на Конституцию, Священное Писание и так далее, в качестве одного из краеугольных камней своего существования полагает необходимым осуждение дураков. Почему в Евангелии, в Нагорной проповеди стоит эта заповедь: «не называй ближнего дураком».

У нас в гостях православный священник Роман Зайцев и психолог Александра Имашева.

Отец Роман, вам приходилось кого-то назвать дураками, мысленно или вслух?

Роман Зайцев: Да! Понятие «рака» – пустой человек, и говорить это – брать на себя прерогативу Бога. Мы и сейчас видим, как легко выписывают путевки в ад, как будто у них прямая связь. Особенно это видно по известным людям, которые каким-то образом не угодили православным. Но здесь есть и духовное убийство. Если талантливого ребенка постоянно шпынять, что он такой никудышный, из него, скорее всего, ничего не выйдет. Или вот известные люди – актеры, режиссеры, ученые – часто с первого раза не проходили в высшие какие-то учебные заведения, и педагоги говорили им: ты пустой, ты никуда не годен. И мир мог потерять величайшего человека. Я думаю, именно это, в том числе, имел в виду Христос.

Яков Кротов: «Пустой человек» – это буквальный перевод слова, но в контексте Евангелия Спаситель несколько раз говорит о пустоте. Изгнали бесов – и душа человека подобна пустому дому, и если там не поселится Бог, то вернутся бесы и приведут с собой еще. Душа должна быть чем-то наполнена. С точки зрения психологии, это архаичная образная система или не очень?

Александра Имашева: Не очень. У нас в психологии тоже есть такое понятие, как внутренняя пустота. Обычно это связано с утерей смыслов, то есть человек вроде бы живет, но не знает, куда ему идти. Мне кажется, это как раз подходит к данному случаю. Но если он ощущает себя пустым внутри, это не означает, что он на самом деле пустой. Смыслы есть, он просто их не видит.

Яков Кротов: В русской классике есть два романа – «Идиот» Достоевского и «Анна Каренина», ответ Толстого на «Идиот». У князя Мышкина – Достоевский намеревался дать в этом образе современного Христа – вроде бы и нет цели, а с другой стороны, он – более цельная личность, чем все герои. Толстой на этом месте видит Левина, и завершается тем, что добро беспричинно и в этом смысле бесцельно.

Александра Имашева: Но это и есть цель – делать добро.

Яков Кротов: А если человек поставит себе цель – делать добро, из него выйдет филантроп, говорит Толстой в других местах, что противно и гадко. Надо учиться быть дураком?

Александра Имашева: А почему, если человек делает добро, то он дурак?

Яков Кротов: Если человек делает добро с целью. У Толстого весь роман о том, что сама по себе цель не должна быть предметом манипуляции.

Александра Имашева: Мне кажется, этот смысл не ставится как цель, а это как-то открывается, выращивается в душе. Человек, который нашел себя в экзистенциальном плане и ощущает смысл жизни, не чувствует пустоты.

Яков Кротов: Чехов дает такой признак: дураки обожают собираться в стаи. Это основной упрек, который слышен в адрес современной Православной церкви: мы живем в современной цивилизации, секулярной, атомистической, индивидуализированной, а вы – овцы, дураки, вы сбиваетесь в стадо.

Роман Зайцев: Я частично с этим согласен, потому что личность, личное мнение, личный выход за рамки преследуется, в Церкви в том числе.

Яков Кротов: Человек – существо, созданное для совместной жизни, а по Священному Писанию, человек – образ и подобие Божие. Это совместимо?

Александра Имашева: По-моему, да. Люди, которые ищут Бога, тоже могут собраться вместе, и я не вижу в этом признака дурости или пустоты.

Яков Кротов: А вот у Окуджавы, с одной стороны, «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке», а с другой стороны, «с умным – хлопотно, с дураком – плохо, нужно что-то среднее, да где же его взять?»

Роман Зайцев: Два-три человека, которые уже есть Церковь, не есть стая.

Александра Имашева: Кстати, Христос тоже собрал вокруг себя апостолов, и они тоже сбились в кучку, а потом Он послал их нести народам слово Божие по двое, и дальше к ним тоже, наверное, собирались люди.

Яков Кротов: Да, и мы вспоминаем покойного Фридриха Ницше: христиане – это бараны. Или, как говорил Эйнштейн, чтобы быть хорошей овцой, нужно быть, прежде всего, овцой. Церковь – для дураков и дур?

Александра Имашева: Я просто не понимаю, почему только дураки собираются. Есть же философские общества, общества математиков, научное сообщество. Наука делается в группах.

Роман Зайцев: Нет, конечно. Стая – это вожак: за ним все идут.

Яков Кротов: Господь Иисус Христос и 12 апостолов.

Роман Зайцев: Господь дал нам свободу, а вожаки ее не дают, мы должны следовать за ними беспрекословно.

Яков Кротов: Патриарх Кирилл и Московская патриархия.

Роман Зайцев: Ну, это больше похоже на стаю.

Яков Кротов: А Сталин был дурак?

Александра Имашева: Мне кажется, нет.

Роман Зайцев: Нет, конечно.

Яков Кротов: Чем мотивируется человек, который говорит, что главная беда России – дураки, и почему христианин должен остановить такое высказывание?

Александра Имашева: Спаситель не говорил: не говорите, что все дураки. Он говорил: не говори это брату своему, это нехорошо.

Яков Кротов: Ты совершил убийство – там смысл именно такой. Когда Пушкин сказал, что беда России – это дураки и дороги, он совершил убийство всего российского народа?

почему нельзя называть человека дураком. Смотреть фото почему нельзя называть человека дураком. Смотреть картинку почему нельзя называть человека дураком. Картинка про почему нельзя называть человека дураком. Фото почему нельзя называть человека дураком

Александра Имашева: И в подростковом возрасте они увидят последствия. Да, слово ранит. И здесь Спаситель предостерегает нас от того, чтобы мы не ранили своего ближнего.

Яков Кротов: Мне кажется, Он говорит, скорее, об убийстве словом.

А все эти люди, которые губят Россию, они дураки или наоборот?

Александра Имашева: Вот Сталин был злодей, но не дурак. Умный человек может быть великим злодеем.

Яков Кротов: А можно называть человека злодеем?

Роман Зайцев: Думаю, многим это даже понравится.

Яков Кротов: А как насчет «православия головного мозга», как сейчас пишут? Мы с вами дурим людей, превращаем их в дураков?

Роман Зайцев: Я очень не люблю, когда весь народ называют рабами, баранами. Те, кто так говорит, борются за свои права, но почему-то не хотят подумать о том, что сами же нарушают права других людей.

Александра Имашева: Мне кажется, фанатики есть и с той, и с другой стороны, и они теряют четкость суждений.

Роман Зайцев: Это о мытаре и фарисее: мы-то – прогрессивное человечество, а вот вы – быдло, вы нам мешаете построить на этом месте город-сад.

Александра Имашева: Люди не плохи, люди таковы, какие они есть.

Яков Кротов: И они не обязаны строить город-сад?

Роман Зайцев: Нет.

Яков Кротов: А «идите и проповедуйте Евангелие до концов земли» – не обязаны?

Роман Зайцев: Именно «проповедуйте», чтобы эти люди вышли из своего огорода и занимались общим садом.

Александра Имашева: Нет.

Роман Зайцев: Дураком можно представить того, кто не сомневается в своей правде.

Яков Кротов: А почему в православной традиции было такое почитание святых дураков? Те, кого мы называем юродивыми, это все-таки дураки. В XIX веке, когда было официально запрещено почитать юродивых, и их сажали в психиатрические лечебницы, их чаще называли блаженными, но в народе говорили однозначно – дурак.

Александра Имашева: Это люди с явным нарушением психики, с задержкой умственного развития. Но разве где-то в Писании сказано, что ценность человека в силе его интеллекта? Она в чем-то другом.

Яков Кротов: А почему умные люди считали, что дураки заслуживают особого внимания?

Яков Кротов: Безусловно, и здесь христианский вариант довольно древнего поверья, что какой-то недостаток в одном имеет компенсацию в другом. Человек не может социализироваться и спит голым на улице, зато с ним разговаривает ангел. И отсюда прислушивание ко всем этим блаженным прорицателям.

Александра Имашева: Человек должен быть на своем месте. Люди, с не очень высоким интеллектом не должны решать какие-то государственные задачи, а должны, допустим, работать в магазине. Мне кажется, беда России – это дураки не на своем месте.

Роман Зайцев: Когда у нас канонизирован последний юродивый? Наверное, это Ксения Петербургская.

Яков Кротов: Смотря кого считать юродивыми… Среди новомучеников, канонизированных Зарубежной церковью в 70-е или уже Российской церковью в 90-е, я думаю, есть десятка полтора классических юродивых, расстрелянных в 30-е годы. Строго говоря, блаженная Матронушка – это ведь тоже женщина, по типу близкая к юродству.

почему нельзя называть человека дураком. Смотреть фото почему нельзя называть человека дураком. Смотреть картинку почему нельзя называть человека дураком. Картинка про почему нельзя называть человека дураком. Фото почему нельзя называть человека дураком

Яков Кротов: Но это профессиональное юродство. А быть христианским священником – конфессиональное юродство. Нацепили на себя, и чем мы лучше Олега Кулика? Мы хуже! У него творчество, перформанс, а у нас щекотание самолюбия.

Что значит – человек на своем месте? Вы на своем месте по жизни?

Александра Имашева: Я считаю, на своем.

Яков Кротов: А в чем вы каетесь? По-моему, первое покаяние – в том, что я не на своем месте, чужое занял, со своего слез.

Александра Имашева: Надо стремиться к тому, чтобы быть на своем месте.

Яков Кротов: А что такое грех? Это промах. Ты стремишься попасть, но попадаешь не в цель, а в другого.

Александра Имашева: Это другое дело. Можно быть на своем месте, но все мы, естественно, совершаем ошибки, потому что мы же не святые и не ангелы.

Александра Имашева: Я как человек науки считаю, что дурак – это некий ярлык,

Яков Кротов: Духовно мертвый человек – вы согласны с таким определением? Иван Ильич, Чичиков, Иосиф Виссарионович, Владимир Ильич…

Александра Имашева: Не знаю… Вот пустой человек – это духовно мертвый человек, а дурак… Проблема России – дураки и дороги – это другое, это не духовно мертвые люди имелись в виду, а дураки, которые сидят не на своем месте! А духовно мертвый человек, вот «рака» – это возможно. Но в духовно мертвом человеке все равно есть искра, просто она не проявлена, не видна.

Яков Кротов: Отец Роман, вы в начале программы сказали, что осуждать – это прерогатива Бога. Неужели вы думаете, что Господь Иисус запретил нам говорить ближнему «дурак», чтобы потом самому послать всех дураков в геенну огненную?

Роман Зайцев: Я говорил не об осуждении, а непосредственно о приговоре, что человек пустой, он ни на что не годен. Это совершенно другое.

Яков Кротов: А Богу можно так сказать? Или Бог никогда так не скажет?

Роман Зайцев: Нет, Бог все равно до последнего дает человеку шанс. Хотя таким героям, как Сталин, мы все-таки даем оценку, что это кровопийца и садист.

Александра Имашева: А с другой стороны, Господь спас разбойника на кресте.

Яков Кротов: Так Он спас разбойника на кресте, а не разбойника в кремлевском кабинете. Или в кремлевском кабинете тоже спасет?

Александра Имашева: Это зависит от того, покается ли этот разбойник.

Яков Кротов: Это вы даете традиционный ответ еще со времен святого Фомы Аквината: мы не знаем, что будет в наносекунду между последним выдохом и судом.

Роман Зайцев: Если человек не признает возможность своей неправоты, то он идет до конца, и Бог не сможет его переломить. Он же Бог, а не ломатель через колено.

Яков Кротов: Мне кажется, что отец Роман сейчас назвал Создателя Вселенной дураком. Почему вы предоставляете Богу всего две возможности: либо он ломает через колено, либо выслушивает исповедь? Бог – Творец! И, общаясь с другим человеком, вы же подходите к нему не в двоичной системе: либо осудить, либо он покается. Вы же пытаетесь что-то придумать. Неужели Бог не сможет что-то придумать для Сталина?

Александра Имашева: Ну, это злодейство…

Яков Кротов: По Евангелию, сказав Сталину «злодей», я сам иду в геенну огненную.

Александра Имашева: Если бы Сталин пришел ко мне, и мы бы с ним поговорили, я до последнего пыталась бы что-то для него сделать. Но боюсь, что моих слабых сил не хватило бы, хотя в каждом человеке есть часть, заложенная в него Богом. Как клинический психолог я иногда работала с очень тяжелыми случаями, и все равно чувствуется, что есть эта небольшая искорка.

Роман Зайцев: Это, конечно, потолок, то, к чему мы должны стремиться. Но не уверен, что я со своими силами могу достичь этого идеала.

Александра Имашева: Не стоит говорить человеку «ты дурак», в крайнем случае можно сказать ему о том, какие чувства вызывает у вас его поступок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *