почему нельзя на пасху посещать кладбище
Можно ли на Пасху ходить на кладбище?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Можно ли на Пасху ходить на кладбище?
Отвечает игумен Хризостом (Елисеев):
Первое поминовение усопших после Пасхи в Церкви происходит во вторник после Светлой пасхальной седмицы. Это богослужение называется Радоница и совершается на Фоминой неделе. Традиция это русская. У православных Ближнего Востока и в Греции она отсутствует. Радоница созвучна со словом радость. Она занимает особое место в числе годичных церковных праздников.
Сама Пасхальная седмица призывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти усопших, в то, что мы расстались с нашими близкими. Наоборот, она призывает радоваться вхождению в новую жизнь, в вечность, в соединение со Христом. Ведь Его смертью и Его Воскресением была одержана победа над смертью, мы ей радуемся. И Церковь призывает, чтобы эта победа стала победой каждого из нас. Радость праздника Воскресения вытесняет всякую печаль и скорбь. Даже если мы возьмём богослужебный устав, то человека, который умер на Пасху, хоронят по особому Пасхальному чину.
Существующий же обычай посещать кладбище в сам день Пасхи противоречит традиции Русской Церкви. Если люди предпочитают посещать кладбище на Пасху, а Радоница для них остаётся в стороне, то они выпадают из церковного общения, они, по сути дела, лишаются участия в соборной церковной молитве, а их усопшие сродники не получают всей полноты церковного поминовения.
Можно ли ходить на кладбище на Пасху
День Воскресения Господнего — Пасха, основной праздник православия, день ликования и радости христиан. В России некоторые люди в этот день поминают родных, посещают кладбище, хотя служители церкви рекомендуют идти в храмы и присутствовать на богослужении. Стоит разобраться в том, можно ходить на кладбище на Пасху либо правильнее прислушаться к мнению священнослужителей.
Откуда появилась традиция ходить на кладбище в Пасху
История традиции, посещение могилы близких на кладбище в день Великого Воскресения довольно интересна с точки зрения потомственной памяти. Поэтому стоит узнать, чья это традиция и как зародилась.
До октябрьской революции Россия была аграрной страной, только около 15-16% людей проживали в городах. Согласно православным традициям, территория государства делилась на приходы. Такой населенный пункт считался селом, так как в нем была церковь. Как правило, рядом с ней находился погост, то есть — кладбище. По традиции, усопших отпевали и хоронили недалеко от церкви.
Селом считали населенный пункт, в котором был храм, независимо от количества дворов и проживающих людей. Все остальные поселения считались деревнями и иногда они, по численности населения, были в несколько раз больше.
По христианским обычаям, в пасхальную ночь служится «полунощница». Люди из деревень тянулись в села, иногда преодолевая приличные расстояния, на ночную литургию. На праздничное богослужение брали с собой завернутые в платок куличи, яйца для освящения в храме. Люди, преодолев долгий путь до церкви, всю ночь прибывали на службе.
Ехать сразу домой, а потом возвращаться снова — для посещения кладбища, по бездорожью, было накладно и непросто. Большинство крестьян после службы отправлялись на погост, рядом с храмом. На могилках близких разворачивали платки с освященными куличами и яйцами, ели эту пищу, чтобы разговеться, затем ехали или шли домой.. Таким образом, православные посещали храм и отдавали дань, поминали усопших родных.
Пришли другие времена после Октябрьской Революции. На священнослужителей и Церковь начались гонения. Храмы закрывались, уничтожались. Православные праздники не чтили, за исполнение традиций преследовали. Коллективизация, раскулачивание, гражданская война, голодомор значительно сократили населения деревень и сел.
Последующее поколение, еще с детских времен, помнило, что они ели куличи на могилах родственников на Пасху. Так как Светлое Воскресение было праздником, который совпадал с официальным выходным, многие шли на кладбище в этот день. Такое поведение было, возможно на подсознательном уровне, формой протеста против притеснения православной веры.
Можно ли ходить на кладбище на Пасху
В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Государство не только лояльно относится к Церкви, но и поддерживает православия. Открыто, реставрировано, восстановлено множество храмов. Основные православные праздники — выходные дни. Дороги между деревнями, селами, районными центрами в значительной мере отличаются от былого бездорожья. Помянуть, отдать дань усопшим близким можно в любой удобный день.
Великое Воскресенье — светлый праздник возрождения, спасения рода людского. В этот день в храмах не поминают ушедших, а восхваляют подвиг Христа. Правильно и логично, так считают и священнослужители, в этот день посетить церковь, участвовать в праздничной литургии. Отдать дань близким лучше в дни, когда в храмах отправляют службу за упокой, на Радоницу («Пасху мертвых») и в Родительские субботы.
Мнение церкви
Церковь не принудительный орган, который высоко ценит свободу вероисповедания, волеизъявления. Каждый человек сам выбирает, как поступить на Пасху.
Но стоит учитывать то, что говорит церковь по этому поводу. Если есть непреодолимое желание разделить радость Воскресения с усопшим, никто не станет осуждать человека, но желательно в этот день посетить и храм. И ответы священников подтверждают, что поход на кладбище в Пасху — это не грех, а скорее — неправильное исполнение или неверная интерпретация православных канонов.
Что будет, если пойти на кладбище в Пасху
Существует такое поверье, что в день Христова Воскресенья души усопших сами приходят в этот мир. Они незримо присутствуют с нами в храмах, на домашнем праздничном застолье. Если чтить православные традиции, то не нужно ходить на кладбище, чтобы соприкоснуться с ними.
Есть еще причина, почему на Пасху нельзя ходить на кладбище. Она обусловлена тем, что психологически сложно совмещать 2 противоположных чувства в один день — скорбь и радость.
Если человек умирает в пасхальные дни, значит, на него снизошло Благоговенье Божье, служится особая «пасхальная» панихида.
Можно ли убираться на кладбище в Пасхальную неделю
Наводить порядок на могилке в Пасхальную неделю по православным канонам не следует, ведь вся она праздничная. Если обстоятельства складываются таким образом, что нет возможности убрать могилу в другое время, не нужно делать это хотя бы в первые, главные, 3 дня после Воскресения.
В дни Великого Поста перед Пасхой есть 3 Родительские субботы, когда в церквях идет служба за упокой усопших (на 2, 3, 4 неделю). Именно эти дни следует отвести для наведения порядка на могиле.
Когда можно поминать усопших
Поминают умерших по православным традициям на Радоницу, 9 день после Воскресения Господнего, и в Родительские субботы, в 2021 году они выпадают на следующие даты:
В такие дни в храмах проводят панихиду по усопшим и посещать кладбище в указанные даты — правильно, так как это полностью соответствует православной традиции.
Церковь — «указующий, направляющий перст». Основная задача священнослужителей — приобщить человека к Богу, приблизить его к православным традициям. Но посещение могилы в Воскресение Господне не отвечает церковным правилам. Для поминания и похода на кладбище в православном календаре есть специальные дни.
Можно ли ходить на Пасху на кладбище и откуда взялась эта традиция
Чтобы получить ответ на этот вопрос корреспондент «Победы26» пообщалась с протоиереем, настоятелем храма святой блаженной Матроны Московской Владимиром Волковым.
— Батюшка, можно ли ходить на Пасху на кладбище?
— Давайте обратимся к традициям. В священном писании сказано, что когда воскрес Иисус Христос, то многие мёртвые восстали из гробов и явились домой. Само воскресение означает, что смерти больше нет. Отсюда можно сделать вывод, что идти на Пасху на кладбище нет ни традиции, ни смысла.
— Почему же люди идут туда?
— Это пережиток тоталитарного коммунистического режима. Тогда были жёсткие гонения на церковь. Людям запрещали ходить в храм. Но каждая душа стремится к Богу, к единению с ним. На каждом кладбище есть церковь, поэтому люди шли туда. Тайком от власти, чтобы помолиться. В православии есть специальный день, чтобы пойти на кладбище и вознести молитвы за усопших — Радоница. На Пасху же нужно, в первую очередь, идти в храм, на службу. Принять участие в божественной литургии.
— Почему на Пасху на кладбище можно встретить священников?
— Дело в том, что нет некоего категорического мнения, что нельзя туда идти. К примеру, у человека сильная потребность побывать на погосте: не осталось друзей или родственников, к кому можно пойти в этот день. Церковь идёт навстречу христианам, поддерживает, не бросает. Поэтому можно увидеть батюшку, который по просьбе людей может совместно помолиться на могилках.
— Откуда пошла традиция красить яйца?
— Есть придание, что после воскресения Христова Мария Магдалина пришла к императору Понтию Пилату и рассказала о случившемся. Правитель не поверил и пренебрежительно заметил, что если это — правда, то белое яйцо станет красным. В тот момент произошло чудо и яйцо покраснело. Крашеные яйца — это напоминание о том, что воскресение Христа — реальность. Здесь не стоит искать гастрономическую подоплеку: просто случай, который был необходим в то время, чтобы доказать произошедшее чудо. Главная идея — это спасение рода человеческого.
— Вы сами красите яйца, бываете на кладбище?
— Как не красить. Сейчас, конечно, очень много пасхальной атрибутики в магазинах, но все равно стараемся всё делать сами. Каждый год матушка печёт пасочки, красит яйца. Что касается кладбища, то на Пасху — нет. Помню, в детстве, потихоньку с бабушкой или родителями ходили, потому что в храм не пускали. А теперь — ночная молитва, потом поздравления, Крестный ход, праздник в кругу семьи. На Радоницу — литургия, а потом по благословению Владыки идём совершать службу на могилки. Кстати, уже сейчас убираем их, красим, чистим от травы, мусора.
— Вы упомянули о семье…
— Да, у меня есть жена, сын и дочка, и даже трое внуков. Дети уже большие. Сын ушёл в науку, занимается исследованиями и публикуется в крупнейших мировых изданиях. Дочка — юрист по образованию, сейчас в декрете с малышом. Все они соблюдают посты, каждое воскресенье ходят в храм. Это естественный процесс.
— А с какими вопросами люди приходят к вам в храм? Ведь, как известно, случается беда – человек идёт в церковь.
— Не соглашусь. Не всегда человек идёт в церковь со своей бедой. Кто-то ищет спасения в бутылке, кто-то в чём-то ещё. Так же, как в радости забывает о Боге, — я знаю много обратных примеров. Вопросы задают самые разные. Ведь, как известно, нет людей неверующих, так называемых атеистов. Кто-то верит в свой желудок, кто-то — в совесть, государство, космический разум или Христа.
Вера определяет образ жизни человека, состояние и отношение. Если мы посмотрим на труды Уильяма Джеймса или Карла Юнга, можем узнать, что люди верующие имеют гораздо меньше неврозов, чем неверующие. Отсюда и идёт классификация вопросов. Что касается самых частых — это правила. Как правильно вести себя в храме, как исполнять заповеди, как соблюдать пост. Как жить, узнать своё место в мире. Увы, но в наш век бесперебойных потоков информации все пытается отвлечь человека от центральной миссии, самого главного — зачем ты, человек, живёшь? В чём смысл твоей жизни? Куда ты уходишь?
— Как звучат ответы на эти вопросы? Зачем человек живёт?
— Христианство очень чётко даёт ответы на эти вопросы. В раю человек отошёл от бога. Было нарушение одной из трёх заповедей во время поста: вкушение плодов с дерева познания добра и зла. Человек отсёк себя от Господа. А что такое человек — это душа и тело. Изгнание из рая стало равносильным отречению от души. Сейчас мы зависим от инстинктов. По сути, не можем даже отказаться от стакана молока, хотя называем себя хозяевами мира. Человек — дитя божье, поэтому вся его жизнь — это возврат к нему. В райские сады. Так или иначе, люди умирают. Тогда в чём смысл? Удобрять землю? Дать потомство? Но мы же не быки-осеменители. Власть, деньги, слава, — всё проходит. Цель человеческой жизни — быть в единстве с богом. Остальное — средство, абсолютно всё: посты, молитвы, добрые дела. Чтобы прийти сначала к смирению, осознанию себя.
— Становиться лучше, чище, добрее.
— В христианстве это следствия достижения цели. А цель — спасение души. Через осознание себя, через открытие своего сердца Богу.
— С самого детства у меня был такой вопрос. Почему человек попадает в ад, если Бог – всепрощающий?
— Я задам встречный вопрос, чтобы объяснить наглядно. Курение, алкоголь, сигареты — они убивают человека?
— Конечно.
— Почему тогда люди это делают? Свобода. Войдите в храм и посмотрите на икону воскрешения Христова. В аду ворота поломаны. Хочешь уйти — иди. Но человек сам выбирает направление. Божье прощение — это не насильный акт втаскивания человека в рай. Грех — это болезнь души, а прощение — процесс исцеления. В миру нельзя лечить человека без его на то разрешения, его желания. Также происходит и в религии. Человек сам выбирает, как ему жить и ради чего.
Фото: Эдуард Корниенко/«Победа26» и из архива героя
Иллюстрация: Поленка Тарасевич
Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.
Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.
Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:
При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.
Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.
С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».
Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.
Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:
«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».
Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.
Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.
Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.
Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».
Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.
Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.
Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.
У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день. праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».
Иными словами, христианин в случае пламенного желания сходить на кладбище именно на Пасху или при невозможности сделать это в другой день, может посетить могилы родственников. Так было в советское время, когда посещение кладбищ являлось вынужденной мерой из-за малого числа храмов, но, боюсь, большинство наших соотечественников идет в Светлое Христово Воскресенье на могилы совсем не для того, чтобы поделиться пасхальной радостью с родственниками.
Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».
Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК
Можно ли ходить на кладбище на пасху
Вопрос, можно ли верующим ходить на кладбище на Пасху, интересует многих людей. Православные священники говорят, что – нет, этого делать не стоит. Пасха или Светлый праздник (Велик день) – самый главный праздник в христианской религии. В этот день и всю последующую неделю (Светлую седмицу), христиане всех конфессий радуются и приветствуют знакомых словами – «Христос воскрес».
Когда возник обычай ходить на погост в Пасхальные дни
Народный обычай посещать на кладбище могилы родственников на Пасху, как отвечают историки и некоторые батюшки, мог зародиться несколько раньше революции. Тогда погосты располагались рядом с церквями или часовнями, в больших селах. Жители небольших деревень должны были пешком преодолевать значительные расстояния или брать подводы, чтобы прийти в храм. На Пасху верующие, отстояв праздничную службу, утром могли пойти и посетить перед возвращением могилы родных и близких. Некоторые начинали там разговляться, перед дальней дорогой домой.
Советская традиция посещения на Пасху, могил родных на кладбище, возникла после революции, когда храмы закрывались, священники подвергались репрессиям, а верующих людей могли выгнать с работы, посадить в тюрьму или психбольницу. Единственное место, где люди могли безнаказанно встретиться с единоверцами, поприветствовать их, обменяться куличами — было кладбище. Места захоронения родственников, являлись своеобразным символом протеста верующих против произвола атеистов. Власти не препятствовали подобному общению, так как это не являлось православной традицией. Сейчас, когда вера больше не преследуется законом, нельзя ходить и поминать усопших на кладбище на Пасху, больше нет такой причины.
Почему не следует на Пасху поминать усопших
Пасха – это главный праздник христиан всего мира. В этот день происходит торжество жизни над смертью, радость, которую не следует омрачать скорбью о тех, кто уже находится с Господом. Неуместно и не правильно приносить эту радость в место печали, которым является погост, как и скорбеть в этот Великий день, тем более заниматься уборкой. В Пасхальную неделю, не работают, в храмах не звучат молитвы о усопших, не служат панихиды, не принято устраивать поминки. А если кто-то умирает в эти дни, служат особое отпевание, где звучат Пасхальные песнопения. Вот почему православные на Пасху и не ходят на кладбище.
Когда следует поминать усопших
В православии существуют службы особого (сугубого) поминовения умерших близких людей. Такими днями являются Родительские субботы, три из них, специально предназначены для поминовения в дни Великого поста. Накануне, в пятницу проходит служба, где священник вычитывает 17 кафизму (заупокойную) из Псалтири, зачем следует особый канон. Утром служится литургия, на которой поминают усопших, пишут записки об упокоении (только крещеных православных христиан, не самоубийц), носят в церковь – сладости, хлеб, масло, другие продукты, в память об умерших родственниках. После литургии служат панихиду, где идет обязательная молитва об упокоении всех младенцев, воинов и всех православных христиан. А затем, ходят на кладбище, убираются там после зимы.
Идти на погост после празднования Пасхи
Следующий день, когда положено поминать и надо сходить на кладбище – Троицкая вселенская родительская суббота. Убирать вернее накануне праздника. Этот поминальная традиция ведет свое начало с апостольских времен, и предваряет два великих праздника – Святой Троицы и Пятидесятницы (Сошествие святого Духа). Церковь в это время просит, чтобы благодать Святого Духа сошла не только на живых, но и на мертвых.
Как следует вести себя при посещении церкви (монастыря) или погоста
Часто православные верующие, стремятся не только идти на кладбище, но и помянуть своих умерших в различных храмах, посетить монастыри. Ехать в монастырь или его подворье, сделать в церкви поминание о близких, верующий может в любое время. О усопшем можно заказать одну обедню или сколько захочет – поминание священнослужителем за литургией, сорокоуст – поминовение в течение сорока дней. Есть более длительные числа – полгода, год, в некоторых монастырях принимают и вечное поминовение.
Многие, когда ходят на кладбище, несут и оставляют на могилах на Пасху куличи, яйца, конфеты. Это языческий обычай, не приветствуется православной традицией. Особенно неуместно выглядят те, кто стремится взять на погост алкоголь и помянуть покойного рюмкой на могиле. Самое лучшее поминовение – это молитва за их души, церковная или домашняя, раздача милостыни нуждающимся, и добрые дела, которые делают в память об усопшем.
Территории церкви или монастыря, являются местом, где приняты правила Православной церкви:
Является ли грехом поминания на кладбищах в праздники
В священном писании нет прямого запрета на посещения погоста в праздники или Светлую седмицу. Если человек хочет сходить на могилы родственников на Пасху, то это не является смертным грехом. Позиция церкви объясняется наличием определенных правил, специально отведенных дней для радости и скорби. Когда наступает Пасха, и люди спрашивают, можно ли идти на кладбище, то священнослужители не запрещают, а настоятельно рекомендуют отказаться от поминания на кладбищах родных, и тем более, уборки на могилках.
Верующих людей становится больше с каждым годом. Для православного человека, исполнение правил празднования, имеет большое духовное значение. Поэтому воцерковленные люди отказываются ходить на погост в праздничные дни, предпочитая помолиться о своих близких в определенное поминальное время.