почему нельзя летать над заповедниками
Самолётам могут запретить летать над заповедниками
Фото: Игорь Самохвалов / ПГ
Постоянные зоны ограничения полётов могут установить над государственными природными заповедниками и нацпарками. Такие нормы содержатся в постановлении правительства, которое вступает в силу 17 декабря.
Постановление корректирует Федеральные правила использования воздушного пространства РФ. В частности, внесены изменения в порядок установления и использования структуры воздушного пространства и планирования полётов. Кроме того уточняются общие правила полетов воздушных судов гражданской, государственной и экспериментальной авиации. В постановлении прописано, что районы полетной информации могут устанавливаться для неконтролируемых аэродромов, а также вертодромов и посадочных площадок в случая наличия на них службы, предназначенной для обеспечения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения.
Также документ уточняет правила использования разных категорий условных маршрутов обслуживания воздушного движения. Указано, что маршруты обслуживания воздушного движения и данные о свободном воздушном пространстве для полетов самолётов иностранных государств будут публиковаться Федеральным агентством воздушного транспорта в документах аэронавигационной информации.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.
Правила и законы. Куда вас не пустят с дроном?
Использования дронов за границей возможно, и это не так страшно, как вы думаете. Нужно лишь быть предельно внимательным, уметь общаться с контролирующими органами и не нарушать правила. Мы продолжаем цикл материалов о законах и правилах пилотирования летательных аппаратов и сегодня разбавим нашу ленту оригинальным подходом к суровой действительности. Давай разберем, где нельзя использовать беспилотные летательные аппараты и почему так.
Многих пользователей интересует список стран, где, наоборот, использование дронов разрешено. Таковых большинство, но со своими порядками и ограничениями. Тем не менее, несмотря на это, использовать беспилотные летательные аппараты в этих странах можно. Сегодня же мы представим список стран, куда вас вряд ли пустят с дроном, разве что вы не станете идти на риск незаконного использования. На практике зачастую именно так и выходит, когда владельцы беспилотников быстро поднимают свой аппарат в небо, снимают понравившиеся виды, также быстро приземляются и покидают территорию. Делают это люди, не выходя из транспорта, если, например, передвигаются на машине или в труднодоступных местах для подъезда автотранспорта. Откуда в свою очередь можно быстро скрыться в лесу, горах и на заброшенных территориях. Все же не советуем этого делать, ведь если вы не попались первые разы, а может даже и десятки раз, то рано или поздно это случится может. Тогда вопрос может встать, что называется, ребром. В лучшем случае вам сделают выговор и изымут оборудование до момента убытия. В худшем — придется иметь дело с местными контролирующими органами, большим штрафом и судом. Как этого избежать, как правильно общаться с надзорными органами и как использовать дроны легально, ответим сегодня.
В большинстве же случаев действуют универсальные правила, которые включают максимальную разрешенную высоту — 100-120 метров, расстояние от аэропортов и вертодромов — 5-10 км, максимальную взлетную массу квадрокоптера не более 15-25 кг. Читайте подробнее в материале Правовые нормы использования дронов.
Вход воспрещен
Есть страны, куда с беспилотником попасть невозможно. Туда невозможно отправить ни сам дрон, ни комплектующие к нему. Все, что из оборудования будет замечено на таможне, будет изъято контролирующими органами. Почему так и куда запрещается ввозить или использовать беспилотники, разберем далее.
Марокко
На территорию государства запрещено ввозить беспилотные летательные аппараты. За этим строго наблюдают надзорные органы, пограничная служба и полиция. Любые дроны, прибывшие в страну лично с пользователем или даже по почте для дальнейшей передачи кому-либо или в подарок, будут конфискованы без права возврата.
Вместе с тем, есть и обратная сторона вопроса. Вести съемку с помощью дрона в стране все же можно, но только если летательный аппарат приобретен на территории государства. При покупке вам обязательно придется сохранить чек, который будут у вас спрашивать таможенные органы при выезде с территории страны.
Страны Ближнего Востока
В том числе Ирак, Сирия, Саудовская Аравия и Палестина. Здесь использовать беспилотные летательные аппараты запрещено. В странах отсутствуют отраслевые ведомства (Управления гражданской авиации), но зато полиция и военные ведомства четко отслеживают нахождение дронов на своих территориях. Сюда вы скорее всего даже не сможете ввезти квадрокоптер, если только заранее не договоритесь с надзирателями о том, что не планируете использовать устройство, а везете его в подарок или для иных целей. В любом же случае вы останетесь под пристальным вниманием, и в случае нарушения запрета можете столкнуться с серьезными последствиями.
Египет
Согласно закону о гражданской авиации Египта, любое использования беспилотных летательных аппаратов в стране запрещено. Ввоз дронов регулируется также военными ведомствами, а в случае незаконных полетов на территории государства, вам придется иметь дело с военной полицией. Наказание карается штрафом, изъятием оборудование, а в случае съемки частных владений, национальных парков или вблизи аэропортов, тюремных заключением или депортацией без права дальнейшего въезда.
Тунис
Здесь по аналогии с Египтом полеты запрещены. Ввезти беспилотник в страну удастся, но использовать его не получится.
Италия и Ватикан
В Италии разрешены полеты с дроном, но предусмотрены они строгими рамками закона. Здесь можно летать не выше 70 метрах и в пределах прямой видимости, не ближе 5 км от аэропортов. Над населенными пунктами летать нельзя, как и летать в условиях плохой освещенности и ночью. Перед поездкой владельцу коптера необходимо зарегистрировать свой летательный аппарат и комплектующие к нему. Также необходимо получить разрешение на полеты через Управление гражданской авиации. Процедура регистрации дрона, получение разрешения на полеты и рекомендации и правила к полетам описаны на сайте авиационного регулятора ENAC (Ente Nazionale per l’Aviazione Civile).
А пока предлагаем ознакомиться с основным:
При оформлении соответствующих документов взимается пошлина в размере 94 евро. В отдельных случаях с владельца беспилотника могут спросить справку о состоянии здоровья, сертификат оператора БПЛА и справку о том, что вы не состоите на учете в психдиспансере.
А вот на десерт добавим, что полеты в столице Италии, а также в Ватикане строго запрещены. Хотя давайте посмотрим правде в глаза, многие туристы идут на неоправданный риск и снимают удивительные красоты Колизея и римский Пантеон.
Если вас остановила полиция за незаконное использование беспилотного летательного аппарата, сохраняйте спокойствие и попробуйте объяснить, что вы впервые в стране и не ознакомились полностью с правилами полетов. Однако обязательно представьте разрешающие документы на использование дрона в стране. Вам повезет, если вы попадете на “доброго” полицейского и отделаетесь выговором и просьбой покинуть место съемки. В остальных случаях грозит штраф.
Венесуэла
Ввоз и использование беспилотных летательных аппаратов в стране запрещено. По секрету, если вы приобретете коптер в стране, взлететь все же удастся. Правда, с массой ограничений и с риском попасть в ряды сбитого летчика. В прямом смысле этого слова.
Киргизия
Это единственная страна Центральной Азии, где квадрокоптеры используются практически бесконтрольно. В Таджикистане, Узбекистане и Казахстане на управление дроном нужно специальное разрешение. Выдается оно через соответствующие авиационные регуляторы. В Кыргызстане все намного интереснее. Власти государства официально заявляют, что использование дронов незаконно, но возможно в рамках соблюдения определенных правил, разработанных совместно Министерством транспорта и Агентством гражданской авиации. Полеты дронов регулируются по требованиям Воздушного кодекса.
В регионе все беспилотные воздушные суда разделены на четыре категории по весу. Первый класс (I) до 1 кг, второй (II) — от килограмма до 30 кг, третий (III) — от 30 до 150 кг и четвертый (IV) — более 150 кг. Полеты дронов первого класса запрещены в местах скопления людей количеством более 10 человек, вблизи частных сооружения и городских построек, вблизи охраняемых зон, парков, аэропортов, военных частей и над критически важными объектами вроде электростанций, химических и иных производств, портов и вокзалов. От этих объектов удаление должно составлять не менее 5,5 километров, в случае заселенных частей — не менее полутора. Высота полета при этом должна составлять не более 50 метров.
Если вы все еще желаете взлететь над Кыргызстаном, вам придется поставить свой летательный аппарат на учет и получить разрешение на полет. Правда, вам его могут не выдать. Так показывает практика. Каких-либо объяснений при этом вы не получите.
Северная Корея
Ввоз дронов из-за рубежа и их использование на территории государства запрещено и строго карается законом со штрафом и депортацией из страны.
Никарагуа
Едва вы найдете хоть одну фотографию с дрона из Никарагуа. И правильно, здесь их нет. Ввоз летательных аппаратов в страну запрещен, использование тоже. Приобрести беспилотник здесь также невозможно, в отличие от, например, Марокко. Куда ввозить дроны запрещено, но можно приобрести их на месте и снимать согласно порядкам, установленным Управлением гражданской авиации.
Город Вашингтон
В США возможно использования дронов, согласно действующему законодательству. Однако в городе Вашингтон одноименного штата использование летательных аппаратов запрещено в радиусе 25 километров.
При осмотре на таможне ведите себя спокойно и вежливо. Не все знают о дронах столько, сколько вы. Покажите, что знаете правила использования дронов за рубежом. Объясните пограничной службе, что вы намереваетесь снимать в соответствии с принятыми в регионе правилами и только для личного пользования.
Колумбия
И снова, использование дронов в Колумбии не запрещено, но законодательство имеет целый ряд строгих правил, в случае нарушения которых вы вряд ли более сможете использовать беспилотный летательный аппарат в стране. Здесь запрещено использовать беспилотник весом более 25 кг, устройство должно быть оснащено автопилотом и системой GPS, быть окрашено в яркий заметный цвет. Запрещаются полеты в плохую погоду, над массовыми скоплениями людей, во время мероприятий, на территории заповедников и военных частей. При этом расстояние от объектов, в том числе аэропортов и вертодромов, должно составлять не менее 5 километров, максимальная высота должна составлять 152 метра, а расстояние от оператора должно составлять не более 500 метров.
Но если это все цветочки, и вы думаете, что так легко отделались тем, что присутствует во множестве других стран, то вы ошиблись. В Колумбии также нельзя использовать беспилотник с металлическими пропеллерами. Внешний вид устройства проверяют таможенная служба на границе. Кроме того, перед вылетом в Колумбию вам придется подать соответствующее заявление на использование дрона и дождаться положительного результата. Или отрицательного… Вместе с тем вам придется оплатить страховку, которая покрывает ущерб третьим лицам, установить перед полетом связь с ближайшей диспетчерской, а также предоставить четкий план полета не позднее, чем за 15 рабочих дней до предполагаемой даты полета.
Напоследок, даже если вы профессионал аэрофотосъемки, разбираетесь в беспилотниках буквально до последнего винтика, вам придется пройти обязательный курс пилотирования по прибытии в Колумбию. Не будем скрывать, за деньги.
Советы DJI. При становлении беспилотного летательного аппарата на учет и подаче заявления на регистрацию рекомендуется выбирать цель использования коммерческую. Так у вас будет больше шансов получить разрешающие документы.
Не советуем также брать с собой дрон на Кубу и Мадагаскар, во Вьетнам и Бруней, Кот-д’Ивуар и Абу-Даби. А в помощь вам мы представляем интерактивную карту из 252 стран, подготовленную блогером и программистом Анила Полатом (Anil Polat). Здесь красным отмечены страны, где запрещено любое использование дронов и их ввоз, либо использование устройств, приобретенных непосредственно в регионе нахождения. Желтым обозначены страны, где вы можете столкнуться со множеством ограничений, зачастую странными или же отказом на получение разрешения на полеты без объяснения на то причин. Здесь действуют законы и правила авиационных регуляторов, а полеты строго контролируются полицией или военными ведомствами. Серым цветом указаны страны, о законодательствах который в отношении дронов сведений нет. Наконец, зеленым помечены страны, где разрешено использовать квадрокоптеры без ограничений или с незначительными поправками.
В следующем материале мы разберем один из основных вопросов, которым задаются абсолютное большинство владельцев дронов. Как перевозить беспилотный летательный аппарат и комплектующие к нему, а также как и когда организовать сбор документов для подачи заявления на регистрацию устройства. В материале мы ответим на все интересующие вас вопросы от А до Я.
Еще больше новостей и полезной информации вы найдете на наших страницах в социальных сетях:
Почему нельзя летать над заповедниками
Товарищи Миниководы, в этом плане с нашим аппаратом всё несколько сложно. Февральские поправки выводят Мини Мавик из группы дронов, которым необходимо разрешение на ИВП (Использование Воздушного Пространства) РФ везде, но если вы хотите летать в диспетчерских зонах и т.д, то там вам всё равно необходимо установление временного режима в ОрВД (Организации Воздушного Движения). Для этого нужно звонить в местный Зональный Центр и получать временный режим ОрВД. Лучше всего для вашей безопасности летать вне зон, оговоренных в новых поправках.
Самый важный для нас пункт в новых поправках, это пункт 49 ИВП РФ. В новой редакции он выглядит следующим образом:
Благодаря пункту 49, Мини Мавику не нужно разрешение на полёт от органов местного самоуправления, но установление режима ОрВД, в зоне полётов на Мини, никто не отменял.
Как посмотреть зоны ограничений полётов, вне которых разрешено летать абсолютно безопасно?
Есть два сайта: https://www.fpln.ru/ и его упрощённая версия https://pilothub.ru/airmap. На сайте fpln, в настройках зон, необходимо поставить четыре галочки подряд (см. фото), это и будут наши зоны вне которых можно летать на Мини Мавике, ещё нельзя летать на территории любых населённых пунктов вне этих зон. На сайте fpln рекомендую следующие настройки (см. фото).
Если по простому, то в зелёных зонах НЕОБХОДИМО подавать план полёта и т.д. Вне этих зон разрешено летать в пределах видимости, не выше 150 метров. (Информация от начальника Зонального Центра ОрВД.)
Правовые нормы использования дронов. Часть 1
Аэрофотосъемка открывает границы каждого человека. Для одних это новое хобби, для других — средство заработка, для третьих — начало путешествий и открытие мира. Ну а поскольку люди стремятся запечатлеть все вокруг, потенциально новым и лучшим решением является использование беспилотников. Пускай сегодня не слишком актуален вопрос путешествий и поездок, но каждый оператор дрона и просто любитель необычной съемки должен знать законы использования летательного аппарата в стране и за рубежом.
Все больше людей в мире путешествуют и снимают удивительные пейзажи, достопримечательности, виды городов и памятники архитектуры. Все чаще люди прибегают к нестандартным видам съемки, используя дроны и показывая еще более интересное, удивительное и экстремальное. Еще одно направление использования беспилотников — расширение круга знакомств. На сегодняшний день существует множество кружков по интересам: сборке летательных аппаратов, моделировании, аэросъемке и многие другие. Всех их объединяет желание летать, устремляясь выше и выше в небо. И во всех случаях перед пользователями дронов встает главный вопрос: можно ли использовать летательный аппарат в той или иной стране, а также какие ограничения существуют в регионах.
Беспилотные летательные аппараты сегодня стали гораздо более доступными и с обширными возможностями для съемки и безопасных полетов. Модели оснащаются фото- и видеооборудованием, системами слежения, автопилота и безопасного возврата домой. Управление ими стало намного проще, чем раньше у первых моделей. В большинстве стран законы включают ряд основных требований к полетам и дополнительные требования. При этом далеко не всегда владельцы беспилотников знают о действующих законодательствах или понимают их правильно. Но как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности. Зачастую люди сталкиваются с серьезными проблемами с контролирующими органами, когда по незнанию идут на незаконное использование воздушного пространства или намеренно рискуют, запуская дрон в небо без соответствующих разрешений и регистрации. Во избежание этого представляем серию материалов, где подробно разберем закон о БПЛА и использования воздушного пространства, расскажем, в каких странах запрещено летать на дронах, а также ответим на все интересующие вас вопросы.
Пирамида законов
В общем виде законодательство представлено в виде пирамиды трех ведомств, где на первом месте идут правила, установленные Воздушным кодексом РФ, затем идут Федеральные правила (Постановления Правительства) использования воздушного пространства и на третьем месте идут приказы Минтранса. На четвертом месте идут региональные правила, которые могут дополняться или упрощаться по территориальным признакам. Для примера, в Москве строго запрещены любые полеты с дроном, но возможны полеты в городах Иваново или Псков. В целом же многие правила сводятся к единым принципам, не летать над военными частями, правительственными территориями и зданиями, вблизи аэропортов и вокзалов, не снимать людей и частные территории без разрешения на то собственников. Иными словами, не летать нигде и не снимать никого, тогда вы гарантируете себе уход от неприятностей. Шутим, в действительности же все гораздо лучше и проще.
Ежегодно владельцы беспилотных летательных аппаратов сталкиваются с обновлениями в законе, так как рождаются новые тенденции, возникают большие угрозы. Равно как и любое законодательство, национальные правила и требования в отношении дронов, обновляется в той или иной степени. И хотя имеется тенденция к упрощению использования дронов и воздушного пространства, все же людям приходится сталкиваться с различного рода проблемами. Последнюю актуальную информацию мы представим сегодня в обзоре.
Подробно закон разобрали в материале Разрешите взлёт: в России внесены поправки в закон о БПЛА. О других нюансах использования воздушного пространства и полезные советы в материале 7 привычек владельца дрона.
Основные принципы использования БПЛА
Давайте сперва разберем коротко. Существует основной закон о БПЛА, или Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ (с последней редакцией от 01.04.2020). Законом установлены правила и рекомендации касательно эксплуатации беспилотных летательных аппаратов. Согласно правилам, обязательной регистрации подлежат все летательные аппараты массой более 0,25 кг. Кроме того, требуется специальное разрешение на полет.
Для тех, кто не желает далее читать материал (все же советуем прочитать до конца) и разбираться в нюансах, смотрите ниже правила полета с дроном, которые не следует нарушать. Действуют в большинстве стран.
Использовать беспилотные летательные аппараты разрешается свободно без регистрации и разрешения на полеты весом менее 250 г. Весом до 30 кг модели придется регистрировать, но с вас не будут спрашивать полетный план и разрешение на использование воздушного пространства. Важно при этом не нарушать основные требования:
Полеты должны проходить:
Регистрация
Для регистрации дрона владельцу необходимо составить заявление и указать в нем основные технические характеристики летательного аппарата:
Если беспилотник приобретен за пределами России, также понадобится документ, подтверждающий покупку. Поэтому советуем не выбрасывать чек при покупке или зафиксировать любым доступным способов факт покупки. Для постановки на учет дрона также потребуются данные владельца, в том числе ФИО, серия и номер паспорта, данные о регистрации и фактическом проживании, контактная информация для связи.
Заявление подается через органы местного самоуправления, по почте, онлайн через портал Госуслуг или портал учета беспилотных воздушных судов. Регистрация БВС является платной процедурой, взимается пошлинный сбор в зависимости от региона. Если беспилотный летательный аппарат приобретается в официальном магазине, зарегистрировать устройство можно через торговую организацию, которая осуществила продажу.
Регистрация может быть прекращена в ряде случаев:
Сроки рассмотрения заявления на регистрацию дрона составляют от 7 до 10 рабочих дней. После получения разрешающих документов необходимо составить и предоставить план полета в диспетчерскую. Непосредственно перед полетом владельцу необходимо оповестить диспетчера о планируемом старте. При этом во время полета пользователь обязуется исполнять все требования уполномоченного специалиста.
Полеты в черте города
В первую очередь стоит рассмотреть полеты в крупных городах, в том числе в Москве, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах. Во всех случаях полеты разрешены при наличии у владельцев разрешения от соответствующего орган местного самоуправления. В Москве разрешение должно быть получено от Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы. В остальных случаях заявление подается через центры ЕС ОрВД. Туда же направляется план полета. Документ должен быть направлен за трое суток до начала полетов. Среди прочего, указываются данные о владельце летательного аппарата, а также технические характеристики устройства.
Сегодня мы разобрали основные принципы использования дронов в России. Стоит отметить, что подобные правила действуют во всем мире с незначительными отличиями друг от друга. Мы не заканчиваем серию материалов о правилах и законах пилотирования летательных аппаратов, и далее разберем основные правила полетов за рубежом, дадим полезные советы, как перевозить беспилотник и комплектующие к нему, а также расскажем, в каких странах запрещено любое использование беспилотных летательных аппаратов.
Еще больше новостей и полезной информации вы найдете на наших страницах в социальных сетях:
В России квадрокоптерам разрешили летать без документов. Как это работает
В России наконец-то внесли поправки в законодательство в области регулирование полетов легких беспилотников: ряд полетов теперь не требует согласования и проходят в свободном режиме.
Долой бумажную волокиту и штрафы! Доставайте из кофров свои «фантомы» и полетели.
Что придумало правительство?
Ещё в середине октября прошлого года Минтранс согласовал проект постановления, позволяющий без разрешения авиавластей поднимать в воздух — на высоту до 150 м — малогабаритные беспилотники.
С 3 февраля 2020 года Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 № 74 «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации» вступило в силу.
Пункт 52 Правил с этого времени разрешает беспилотным летательным аппаратам максимальной взлетной массой до 30 килограммов полеты без получения специального разрешения у авиационных регуляторов.
Полет должен проходить в пределах прямой видимости от оператора в светлое время суток на высоте не более 150 метров от поверхности земли или воды.
Использование шлемов дополненной реальности (FPV-очков) официально не регламентируется, поэтому их можно использовать, не нарушая вышеописанные условия.
ВНИМАНИЕ: несмотря на отсутствие необходимости согласования полета с местными властями, даже в удалении от запрещенных зон необходимо подавать план полета в местную службу обеспечения полетов.
Подробно: как и где летать без разрешения
По условиям поправки, полеты без получения разрешения от диспетчерского пункта и муниципальных властей необходимо проводить согласно текущему авиационному законодательству, вдали от запрещенных зон.
В числе стандартных запрещенных зон для любого авиатранспорта числятся жилые районы, заповедники и охраняемые природные зоны, зоны рекреации, территории военных и промышленных объектов.
Дополнительно к этому, квадрокоптерам, как и ранее, запрещено без разрешения муниципальных властей летать над действующими аэродромами, местами проведения публичных мероприятий, частной собственностью. Так же необходимо соблюдать удаление в 5 километров от неконтролируемых аэродромов.
В таких случаях владельцам дронов придется получать временное разрешение на использование воздушного пространства. При нарушении — заплатить штраф.
Кроме того, нельзя забывать об ответственности за вторжение в частную жизнь, которая влечет за собой уголовную ответственность.
Неочевидные изменения в полетах
Главное изменение в реальной жизни дроноводов: вне больших мероприятий можно летать совершенно спокойно, законно и без боязни полиции/штрафов.
Если закопаться глубже, станет понятно – теперь владельцам дронов летать без документов: поскольку не требуется разрешение, проверка полета и соответствующих документов не имеет законных оснований.
Это означит, что незарегистрированные летательные аппараты хотя и не получили законного основания для эксплуатации, но могут эксплуатироваться. Сбивать их при соблюдении правил полетов оснований у полиции нет, а появление на краю зоны отслеживания радаров не станет поводом для выезда наряда.
В особенности это окажется важным для разработчиков и создателей собственных аппаратов/модификаций. Опять таки, формально, регистрацию как и раньше требуется получать на каждый корпус и при каждой замене значимых узлов.
Но по крайней мере теперь комплектацию никто не будет проверять. Главное правильно выбрать место и не подниматься слишком высоко.
Все же, именно получение разрешения от муниципальных регуляторов составляло наибольшую проблему. Многие представители власти просто не считали нужным отвечать ввиду личного негативного отношения или других причин.
Алгоритм полета с учетом поправок
В общем случае любой полет сводится к выполнению следующего алгоритма.
1. Выбираем регион и приблизительную зону полетов.
2. Открываем карту полетных зон. Проверяем, можно ли летать в выбранной зоне и при необходимости выбираем иную.
3. Проверяем полетные планы других квадрокоптеров, самолетов.
4. Если зона является запрещенной, подаем заявку на разрешение полета в местные органы самоуправления в свободной форме с указанием точного времени и места полета, а так же регистрационных данных летательного аппарата.
5. Если место и время свободно, подаем в региональный диспетчерский пункт план полета в свободной форме.
6. Летаем, не забывая о правилах полетов.
Текущие изменения разрешают летать на удалении от запрещенных зон без выполнения пункта 4.
Напомним, что подать план полета в свободной форме не составляет труда: его можно направить в диспетчерскую службу письмом за сутки до полета (фактически при данных поправках к законодательству — за пару часов).
Разрешений от диспетчеров не требуется. Летайте с удовольствием!