Если долго рассматривать карту рейсов пассажирских самолетов, можно заметить, что через некоторые участки на глобусе лайнеры практически никогда не летают. Таких мест на земном шаре не так уж много. Одним из них является Тибет – горный район в Центральной Азии, который на сегодняшний день считается территорией Китайской Народной Республики.
Причин у почти полного отсутствия самолетов над Тибетом, как и полагается, сразу несколько.
Причина первая: непростой политический статус
У Тибета весьма рыхлое положение в составе Китая. ¦Фото: topwar.ru.
У Тибета, как это водится, древняя, интересная и закономерным образом непростая история. Дело в том, что у данного региона со времен холодной войны СССР и США достаточно «рыхлый» статус. До 1912 года Тибет был частью китайской Империи Цин.
Когда же она рухнула, в Тибете образовалось новое теократическое феодальное государство, элита которого апеллировала к тому факту, что на Тибетском нагорье уже существовала некогда Тибетская империя, которая просуществовала с VII по XII век.
Китай все это время считал Тибет своей территорией, однако ему было не до окраин, так как с 1927 по 1950 год в стране шла гражданская война между националистическим буржуазным Гоминьданом и коммунистами. Одержав победу в войне, последние решили заняться в том числе и «тибетским вопросом», так как Тибет, по сути, находился под протекторатом вчерашних колонизаторов Поднебесной: Англии, Франции и США.
У Тибета богатая и непростая история. |Фото: joker.ykt.ru.
В результате военных действий в октябре 1951 года Тибет был возвращен в состав Китая. В ответ на это западные демократии осудили действия КНР, ввели санкции и т.п. Тибетское правительство бежало в Индию, где находится по сей день. Официально все страны мира, даже США, признают сегодня Тибет частью Китая.
Однако, дискуссия по поводу аннексии время от времени разжигается с новой силой, что накладывает свой отпечаток в том числе на развитие тамошней инфраструктуры и хозяйства. Хотя как сельскохозяйственный регион Тибет под властью Китая процветает, о чем свидетельствуют данные регионального ВВП показывающие стабильный рост.
Причина вторая: природные условия
Природа здесь отличная. |Фото: Pinterest.
За замечательные виды Тибету приходится расплачиваться не самыми простыми и гостеприимными природным условиями. Горный регион не благоприятствует полетам самолетов в первую очередь по причине того, что здесь есть очень много зон постоянной турбулентности. Немаловажно и то, что из-за суровых условий и горного рельефа в Тибете крайне сложно найти места для экстренной посадки.
Причина третья: вопрос инфраструктуры
Здесь весьма слабая инфраструктура. |Фото: fototelegraf.ru.
Тибет имеет богатейшую историю, красивейшую природу, а еще это замечательный сельскохозяйственный регион. Вот только на этом, по сути, и все. Поэтому развитой инфраструктуры аэропортов здесь так и не появилось.
Что еще более важно: в Тибете крайне мало вышек радиолокации, что серьезнейшим образом затрудняет полеты самолетов в этом и без того непростом регионе. Отсутствие развитой инфраструктуры связано со всеми описанными выше причинами.
Причина четвертая: маршруты
На картах это выглядит вот так. |Фото: travelask.ru.
Пожалуй, самая главная причина – это деньги. А точнее невозможность их заработать на полетах в Тибет.
Во-первых, здесь нет подходящих аэропортов для организации перевалочного пункта пассажирских лайнеров.
Во-вторых, отправляется в Тибет немного людей, особенно из-за границы.
В итоге получается, что строить рейсовые маршруты лайнеров через данный регион невыгодно. В тот же Индокитай европейцы летят через Аравию и Индию. Если попытаться построить маршрут через нагорья, то получится крюк: нерациональная трата горючего, а самое главное – времени.
Если обратить внимание на карту маршрутов гражданской авиации, можно отметить любопытную закономерность: самолеты никогда не летают в небе над Тибетом. Почему авиалайнеры старательно избегают этого региона?
На самом деле самолеты облетают не только Тибет (сегодня автономный округ в Китае), но и все Гималаи в целом. Всё дело в географических особенностях этого региона. Местная горная цепь является самой высокой в мире, а средняя высота вершин достигает 5,5 – 6 км.
Пассажирские авиалайнеры летают в воздушном коридоре от 9 до 12 км. Однако воздушная зона над Гималаями обладает пониженным содержанием кислорода в воздухе, что обуславливает резкие перепады атмосферного давления и сильные воздушные потоки.
Самолёт, оказавшийся в такой зоне, начал бы испытывать постоянную турбулентность. Явление не очень страшное, и военные самолеты здесь летают, но обычным пассажирам столь острые ощущения едва ли придутся по вкусу.
Кроме того, в случае внештатной ситуации на судне, например, угрозе разгерметизации, пилоты снижают высоту полета до 3 км. Именно на такой высоте можно дышать без кислородной маски. В случае с Гималаями такой манёвр окажется невыполнимым.
Какие еще регионы облетает гражданская авиация?
На многих местах планеты установлены бесполётные зоны. Среди них магнитные полюса, Антарктида, закрытые военные объекты, страны с нестабильной политической обстановкой и, неожиданно, парки развлечений Диснейленд.
Магнитные полюса выводят из строя навигационные приборы воздушного судна, что создает аварийную ситуацию. Антарктида закрыта из-за неблагоприятного климата и отсутствия возможности экстренной посадки. Пролетать над воюющими странами просто небезопасно, а посмотреть на военную базу с воздуха вам не позволят сами военные.
Наиболее интересна ситуация с Диснейлендом. Компания «Уолт Дисней» пролоббировала в американском правительстве закон о создании бесполётных зон над своими парками развлечений. Теперь там нельзя пролетать ни самолётам, ни даже дронам.
Горы мешают? Почему над Тибетом почти не летают самолеты
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Причина первая: непростой политический статус
У Тибета, как это водится, древняя, интересная и закономерным образом непростая история. Дело в том, что у данного региона со времен холодной войны СССР и США достаточно «рыхлый» статус. До 1912 года Тибет был частью китайской Империи Цин. Когда же она рухнула, в Тибете образовалось новое теократическое феодальное государство, элита которого апеллировала к тому факту, что на Тибетском нагорье уже существовала некогда Тибетская империя, которая просуществовала с VII по XII век.
Китай все это время считал Тибет своей территорией, однако ему было не до окраин, так как с 1927 по 1950 год в стране шла гражданская война между националистическим буржуазным Гоминьданом и коммунистами. Одержав победу в войне, последние решили заняться в том числе и «тибетским вопросом», так как Тибет, по сути, находился под протекторатом вчерашних колонизаторов Поднебесной: Англии, Франции и США.
В результате военных действий в октябре 1951 года Тибет был возвращен в состав Китая. В ответ на это западные демократии осудили действия КНР, ввели санкции и т.п. Тибетское правительство бежало в Индию, где находится по сей день. Официально все страны мира, даже США, признают сегодня Тибет частью Китая. Однако, дискуссия по поводу аннексии время от времени разжигается с новой силой, что накладывает свой отпечаток в том числе на развитие тамошней инфраструктуры и хозяйства. Хотя как сельскохозяйственный регион Тибет под властью Китая процветает, о чем свидетельствуют данные регионального ВВП показывающие стабильный рост.
Причина вторая: природные условия
За замечательные виды Тибету приходится расплачиваться не самыми простыми и гостеприимными природным условиями. Горный регион не благоприятствует полетам самолетов в первую очередь по причине того, что здесь есть очень много зон постоянной турбулентности. Немаловажно и то, что из-за суровых условий и горного рельефа в Тибете крайне сложно найти места для экстренной посадки.
Причина третья: вопрос инфраструктуры
Тибет имеет богатейшую историю, красивейшую природу, а еще это замечательный сельскохозяйственный регион. Вот только на этом, по сути, и все. Поэтому развитой инфраструктуры аэропортов здесь так и не появилось. Что еще более важно: в Тибете крайне мало вышек радиолокации, что серьезнейшим образом затрудняет полеты самолетов в этом и без того непростом регионе. Отсутствие развитой инфраструктуры связано со всеми описанными выше причинами.
Причина четвертая: маршруты
Пожалуй, самая главная причина – это деньги. А точнее невозможность их заработать на полетах в Тибет. Во-первых, здесь нет подходящих аэропортов для организации перевалочного пункта пассажирских лайнеров. Во-вторых, отправляется в Тибет немного людей, особенно из-за границы. В итоге получается, что строить рейсовые маршруты лайнеров через данный регион невыгодно. В тот же Индокитай европейцы летят через Аравию и Индию. Если попытаться построить маршрут через нагорья, то получится крюк: нерациональная трата горючего, а самое главное – времени.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, для чего самолету Ту-134 нужна кабина со стеклянным носом.
3 причины, по которым над Тибетом никогда не летают самолеты: пустошь, ветер и перепады давления
На карте полетов гражданской авиации хорошо видно, что самолеты сейчас летают над всей планетой. Тотально пустым по большому счету остается только небо Тибета: самолеты не заходят в воздушное пространство из-за сильного ветра, перепадов давления и других факторов.
Официально Тибет, вернее Тибетский автономный округ, входит в состав Китая. Он занимает более миллиона квадратных километров и над всей этой территорией нет и следа самолетов.
Авиалайнеры держат воздушный коридор с 9 до 12 километров. Но над Гималаями воздух очень сильно разрежен, это приводит к резким и непредсказуемым перепадам атмосферного давления. Соотвественно, появляются и неожиданные воздушные потоки — начинается мощная турбулентность. Для пассажирского авиалайнера явление очень неприятное.
При перепадах давления, обычных в этом регионе, пилоты должны штатно сбросить высоту до 3 километров. Это максимум, где человек (пассажиры) могут дышать без кислородных масок. Но пики Гималайских гор достигают четырехкилометровой высоты, капитану авиалайнера пришлось бы уворачиваться от каждого второго заснеженного пика.
К тому же, Тибет для пилота — пустошь, где невозможно экстренно приземлиться. В регионе нет даже радарных станций, а на границе Непала и Тибета неосторожный авиалайнер ждет Эверест.
При этом в Тибете все же есть целых два аэродрома. На высоте 3 570 метров стоит Международный аэропорт Гонгар-Лхаса, но сюда самолеты прилетают крайне редко. Второй аэропорт и вовсе военный — посадка пассажирских лайнеров на Нгари Гунса запрещена.
Вот и причины, по которым над Тибетом не увидеть самолетов. Пилоты огибают регион с одной стороны над Индией.
Современная авиация отличается от воздушных суден тех времена, как ракета от дирижабля. Но мертвая зона для полетов над Тибетом осталась. И на это есть несколько причин.
Первая — высота плато над уровнем моря. Тибетские хребты как раз достигают отметки, на которую поднимаются коммерческие самолеты. Полет между горными пиками для таких авиарейсов чреват большими неприятностями. Особенно в паре с еще одним опасным для полетов явлением — повышенной турбулентностью из-за небольшой разности между высотами гор и эшелонами авиатрасс. Сильная турбулентность чревата разгерметизацией самолета.
У пилотов в данной ситуации есть всего двадцать минут, чтобы снизиться до высоты 3 000 метров, по истечении данного времени кислород на борту заканчивается. А в Тибетском нагорье такое место найти сложно, а в условиях чрезвычайной ситуации практически невозможно. Также ветры в данном районе очень сильные, особенно на север-тибетском плато. Значит вероятность аварий самолетов еще увеличивается. Гибельно действуют и низкие температуры, обусловленные как температурой, так и местным климатом.
Вам может быть интересно — Выявлен главный фактор долголетия
Северная часть Тибета находится в зоне вечной мерзлоты, здесь среднегодовая температура ниже нуля градусов по Цельсию. А во время длительного перелета на большой высоте в сильный мороз при сильном ветре доходящего до 200 м/ сек. может замерзнуть авиационное топливо и аварии не избежать.
Тибет явялется малонаселенной областью. Инфраструктура в этой суровой местности не развита, а значит шансов посадить самолет в случае нештатной ситуации почти нет. Также из-за гор радарные службы в данной местности практически не работают, а значит найти удачное место для посадки тоже минимальны.
Но все же прогресс заглянул и в эти опасные для воздушного транспорта места. Строительство первого в Тибете аэропорта совершалось после ряда проб и ошибок, связанных с организацией рискованных воздушных трасс. В мае 1956 года был построен маленький аэропорт Дамшунг на юго-западе Тибета на высоте 4200 метров над уровнем моря. Первыми самолетами, которые летали к этому аэропорту были советские ИЛ-12. Эти полеты можно было сравнить с подвигом и поэтому аэропорт просуществовал недолго.
Вам может быть интересно — Мужчина гулял у реки и обнаружил древнего верблюда размером с жирафа
Регулярное авиасообщение было налажено в 1965 году. Воздушный порт Лхаса Гонггар стал главным аэропортом в Тибете и своеобразным авиахабом, связывая несколько тибетских внутренних аэропортов. Он находится на высоте 3570 метров над уровнем моря. Длина взлетно-посадочной полосы составляет 4000 метров — это необходимо из-за разряженности воздуха. Лхаса Гонггар входит в число наиболее высокогорных аэропортов мира. На расстоянии тридцати километров его уже окружают горы высотой от 5000 до 6000 метров и выше.
В 2010 году в Тибете открылся еще один высокогорный аэропорт — Нгари Гунса. Он находится на высоте 4274 метра над уровнем моря и используется больше военными службами.
Также в в сентябре 2013 года открылся аэропорт Даоченг-Ядин в провинции Сычуань. Место, где он расположился, достаточно плоское и ровное, поэтому особо масштабных работ по выравниваю площадки для строительства взлетно-посадочной полосы не потребовалось. Географически этот аэропорт находится на окраине Тибетского нагорья. Благодаря новому аэропорту добраться из Чэнду в Даоченг можно за один час вместо двух дней пути. Терминал аэропорта находится на высоте 4411 метров над уровнем моря. Эта высота – примерно половина от нормальной высоты полета самолетов.
И как бы ни были хвалебными рассказы властей Китая о достижениях авиасообщения в Тибете, небо над нагорьем по-прежнему остается пустым. И как бы не менялась современная авиация, опасности Тибетского плато: большая высота гор над уровнем моря, сильная турбулентность, ураганные ветры и отсутствие мест для аварийной посадки, являются решающими факторами в выборе воздушной трассы. И проще потратить больше времени и топлива, чем подвергнуть пассажиров опасности.