почему нельзя играть в карты дома
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
«Почему православным нельзя играть в карты?» – спросила меня однажды девочка-подросток, дочь моих прихожан. С этой семьёй я знаком давно и девочку знаю с раннего детства. Она, сколь позволяет возраст, сознательно верующая и при этом обладает любознательностью и пытливым умом. О том, что христианам нельзя играть в карты, девчонка узнала, как я понял, от родителей и, как это часто бывает с хорошими послушными детьми, не стала задавать лишних вопросов, просто приняла, что называется, к исполнению – и всё. Но вопросы остались. Ну а к кому же идти с неразрешёнными недоумениями верующему ребёнку, как не к священнику?
Я в свою очередь хотел было ответить дежурно: о предназначении карт, о смысле мастей и прочее. Но почему-то мне подумалось, что именно в этом случае нужен не развёрнутый ответ с разбором темы, что называется, по косточкам, а нечто более простое и в своей простоте убедительное. И я задумался. В самом деле, отрицательное отношение Церкви к картам и всему, что с ними связано, от гадания и азартных игр до пасьянса и игры в дурака, можно сказать, общеизвестно. Настолько, что для большинства утверждение, что христианам нельзя играть в карты, даже не требует объяснения. Тем же, кто требует, мы всегда готовы рассказать подробно, что именно в картах не так. Но, как по мне, в том и наша беда, что в своей дотошности мы бываем настолько банальны, что нас просто не воспринимают всерьёз.
Итак, не подлежит сомнению, что игра в карты – грех. Нет, грех совсем не потому, что карты используются для гадания. Давайте будем честны: какого-то реального и сознательного обращения к врагу рода человеческого в современном процессе гадания, что бы там для него ни использовалось, совсем немного. Есть, конечно, несчастные, которые либо сознательно служат нечисти, либо сдуру призывают себе в помощь бесов. Но эти бедолаги почти незаметны в море тех, для кого гадание не что иное, как способ заработка. Своего рода бизнес на чужом суеверии и глупости. В этом процессе могут использоваться карты, однако далеко не они одни. Так что про связь карт с бесами мы здесь говорить не будем.
Более очевидный ответ на вопрос, почему православным нельзя играть в карты, куда проще. Карты являются атрибутом азартных игр. О том, что любая азартная игра греховна, можно даже не писать, слишком уж это очевидно. Исходя из этого, христианам нельзя играть в азартные игры в целом, в том числе и в карты.
Предвижу вопрос: ведь отнюдь не все карточные игры являются азартными, что же плохого, например, в игре в дурака? Конечно, в дурака на деньги не играют. Но, с другой стороны, сами по себе карты созданы для азартной игры, то есть для греха. И никто не даст гарантии, что сегодняшний любитель перекинуться в дурачка завтра не засядет за секу или преферанс. В наше время игромания и без карт уже стала повсеместной бедой, что же говорить о тех, кто привык держать в руках карты? Ведь последние, повторюсь, именно для азартных игр и придуманы.
Так что не сомневайтесь: игра в карты – безусловный грех. Предостерегая от неё, Церковь одновременно заботится и о чистоте души, и о сохранности кошелька, и о здоровье психики.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Почему нельзя православным играть в карты
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Наверняка найдется не мало людей, которые любят играть в карты просто так, ради развлечения, когда нечем заняться. Причем многие христиане делают это даже не задумываясь о том, а можно ли играть в карты православным? На первый взгляд это безобидная игра, которая не несет никаких за собой негативных последствий. Но на самом деле это далеко не так. И в православной религии существуют определенные запреты на карточные игры, даже если вы играете не ради наживы. Более того – это считается большим грехом,который следует учитывать в перечень грехов перед исповедью.
Карты и вера
В первую очередь, почему нельзя играть в карты православным, считается что карточная игра – это азарт, который в свою очередь порождает неизбежную зависимость приобретаемую облик греховности. Православным людям ни в коем случае нельзя притягиваться к картам и играть в различные игры в них. Так как бес преследует только одну цель – искусить всех тех, кто находится ближе к Богу.
Сыграв в одну игру и при этом проиграв, человеку захочется еще и еще играть пока он не выиграет. Даже будучи уже зависимым каждый может сказать, что может остановится в любое время. Но на самом деле это не так.
Кроме азарта, запрет на времяпрепровождение в карточные игры имеет и иное трактование, которое несет в себе более глубокий смысл, чем азарт. Все дело в изображении самих мастей, которые подразумевают образ Креста Христового вместе с другими почитаемыми предметами у христиан. Это такие предметы как копье, губка и гвозди. Ведь именно они стали орудием казни, которая принесла невероятные страдания Иисусу Христу.
Значение мастей в православии
Как упоминалось выше, все четыре масти карт несут в себе определенный тайный смысл:
Например, игрок берет карту с изображением Креста Христова, которому поклоняется пол мира и швыряет при этом, восклицая «трефа». Мало кто задумывается от том, что в переводе с еврейского языка оно означает нечисть, скверный. В Библии же это слово трактуется как мясо, растерзанное в поле, которое нельзя есть. Нужно отметить, что каждая из мастей упоминается в святых писаниях и Библии.
Нераскаянный разбойник, который был распят вместе с Христом подобно картежнику, хулит страдания Божьего Сына, без искреннего покаяния навсегда отправился в преисподню. Разбойник же подал всем пример и покаялся на кресте, благодаря чему и наследовал вечную жизнь с Богом. Карты — это бесовые откровения, поэтому ни в коем случае их нельзя держать в доме и играть или гадать на них.
Другие игры в православии
Существуют еще несколько распространённых игр, разрешение на игру в которые интересует многих верян. К примеру определенная часть христиан не знает можно ли играть в лотерею православным.
Бывают такие случаи, что выигрыши в лотерею очень часто идут не игроку для собственной наживы, а на благотворительность. Несмотря на это многие священнослужители убеждены в том, что лотерея также является азартной игрой. А посему играть в нее также грех.
Как сказал один священник: «Не стоит играть в азартные игры даже если очень сильно нужны деньги – как Богу угодно так оно в жизни и случится».
Можно ли православным играть в компьютерные игры
Несмотря на то, что сегодня существует достаточно большое количество различных компьютерных игр, с разными целями и заданиями они считаются азартными и не приносят никакой пользы человеку. Поэтому играть в такие игры согласно православной религии также грех. Более того, такие игры несут в себе достаточно серьезную угрозу не только психологических заболеваний, но порой и смерти.
Мужской монастырь «Крестовая Пустынь», поселок Солох-Аул
Официальный сайт монастыря
Почему игра в карты есть грех и есть дело сатанинское.
Почему нельзя играть в карты, раскладывать пасьянс, пользоваться карточной символикой и тем более гадать хоть на пиковую даму, хоть на червовую? Символы, изображения, иероглифы — отнюдь не всегда безобидные картинки. Это те же слова, представленные в форме графических образов. Некоторые слова вообще нельзя произносить без вреда для души. Есть понятия, которые не должны присутствовать даже в мыслях. По тем же причинам нельзя рисовать нечестивые сюжеты ради самих сюжетов любым способом: натуралистическим, символическим или знаковым (табуированным), в том числе карточным.
Толковый словарь В.И. Даля дает следующее определение картам: «склеенные, небольшие бумажные листочки с изображением очков по четырем мастям и фигур». Карты имеют древнюю историю, происхождение их до сих пор точно не установлено. Изобретение игральных карт приписывается китайцам. В словаре Чинг-цзе-Тунга говорится, что карты изобретены в 1120г. (по христианскому летоисчислению), а в 1132г. были в Китае уже в повсеместном употреблении. По другой версии карты были изобретены в Египте и предназначались для гадания. Карточные масти использовались в Византии для украшения тканей. В Западной Европе карты появились в ХІV веке. В современном виде с королями, валетами и.д. они существуют с XV века.
По версии писателя С.С. Наровчатова, при Иване Грозном появился в Москве некто Черчелли. Черчелли или, как его прозвали в народе — Чертелло, в Италии назывался французом, во Франции — германцем, в Германии — поляком, а в Польше — сделался русским. Привёз он в Москву сундучок, завёрнутый в шаль, чёрную с красными разводами, что как бы соответствовало мастям — чёрным и красным, но москвичи говорили, что это цвета адского пламени. Началась в Третьем Риме картёжная эпидемия, «резались на деньги». Карты стали пользоваться спросом, и Черчелли задумал развить в Москве особый вид картёжного бизнеса, который к тому времени уже процветал на Западе, — печатание карт. Соблазнительное предложение его было встречено москвитянами довольно прохладно. Первопечатник Иван Фёдоров участвовать в таком деле наотрез отказался.
Вначале к занятиям с картами власти относились терпимо, но затем за них стали преследовать, поскольку усмотрели тут вмешательство нечистой силы. Из законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649г., которое предписывает с игроками в карты поступать «как писано о татях» (ворах), т.е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696г. введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты «и у кого карты вынут, бить кнутом». В 1717г. воспрещается игра в карты под угрозой денежного штрафа. В 1733г. для рецидивистов определены тюрьма, или батоги. В XVIII веке отношение к этой игре в России сильно смягчилось и вообще, при исследовании о запрещенных играх, повелено было «поступать с осторожностью, дабы не причинить напрасных поклепов, обид и беспокойств». Страсть к игре возрастала, и уже никого не интересовало, почему на картонных прямоугольниках изображены именно эти фигурки и что такое, вернее, кто такой туз?
Словарь Ушакова отвечает: «туз» — слово польского происхождения от немецкого Daus и обозначает игральную карту в одно очко. Немецко-русский словарь указывает и другое значение слова: Daus — дьявол. Вполне возможно, что Daus — вариант искажения греческого «диаболос» — рассеиватель клеветы. Структура карточной колоды всем известна: король, дама, валет (от французского «слуга»), ещё ниже по достоинству десятки, девятки, и так до шестёрок или до двоек в полной колоде — типичная иерархическая лестница от высших до низших. Иногда в колоду добавляется еще одна карта — Джокер. Легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики… А в руках — скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные «тарелки». В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. Карта «Джокер» выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. На вершине пирамиды, в любом раскладе, находится отнюдь не монарх, а тот самый Daus, от которого только крестным знамением и молитвой можно загородиться. Таким образом, иерархия в карточной колоде подчиняется князю мира сего, он же, князь господствующий в воздухе, символизирован не одним очком, а номером первым.
«Козырные» карты, само их название, имеют своё особое назначение. «Кошерными» т.е. «чистыми» называют талмудисты ритуальные жертвоприношения, поэтому подлинный смысл картёжных игр заключается в унижении наших святынь, ведь покрывая крест «козырной шестёркой» игроки верят, что «шестёрка» эта выше и сильнее Животворящего Креста!
Итак, игральные карты — отнюдь не разновидность простой игры, скомпрометированной элементом азарта. Это модель господства князя мира сего над его вольными и невольными подданными. Такой смысл карточной символики, а с символами не шутят. Есть строжайший запрет Церкви: ни при каких обстоятельствах не касаться так называемых «глубин сатанинских» (Откр.2,24), поэтому, когда в компании кто-то предложит сыграть в карты, вспомните: кто выше карточного короля.
Бывает часто с игроком:
Сел богачом —
встал бедняком.
Кто карты взял,
прельстясь наживой,
Тому не знать игры
счастливой.
Игра азартная грешна:
Она не Богом нам дана,-
Ее придумал сатана!
Себастиан БРАНТ. 1494 г.
Крест карточный «трилистник», копие, губка и гвоздь
из книги «История развития формы креста»
www.wco.ru/biblio раздел «Справочники»
Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!
Так называемые «игральные карты», имеющиеся, к несчастью, во многих домах, есть орудие бесо-общения, посредством которого человек непременно входит в контакт с демонами — врагами Бога. Все четыре картежные «масти» подразумевают не что иное, как крест Христов вместе с другими равнопочитаемыми у христиан священными предметами: копьем, губкой и гвоздями, то есть все то, что было орудиями страданий и смерти Божественного Искупителя.
И по невежеству многие люди, перекидываясь «в дурака», позволяют себе хулить Господа, беря, к примеру, карту с изображением креста «трилистника», то есть креста Христова, коему поклоняется полмира, и, швыряя ее небрежно со словами (прости, Господи!) «трефа», что в переводе с идиш означает «скверный» или «нечисть»! Да мало того, эти смельчаки, заигравшиеся в самоубийство, по существу, верят в то, что крест этот «бьется» какой-нибудь паршивой «козырной шестеркой», вовсе не ведая, что «козырь» и «кошер» пишется, например по-латыни, одинаково.
Давно пора было бы прояснить подлинные правила всех картежных игр, при которых «в дураках» остаются все играющие: они состоят в том, что ритуальные жертвоприношения, по-еврейски называемые талмудистами «кошерными» (то есть «чистыми»), якобы имеют силу над Животворящим Крестом!
Если знать о том, что игральные карты невозможно использовать в других целях, кроме сквернения христианских святынь на радость бесам, то станет предельно понятна роль карт и в «гаданиях» — этих гадких исканиях бесовских откровений. Надо ли в связи с этим доказывать, что всякий прикасавшийся к колоде карт и не принесший искреннего покаяния на исповеди в грехах богохульства и кощунства имеет гарантированную прописку в аду?
Святитель Игнатий Брянчанинов в повелительном наклонении назидает: «ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его».
Распятый со Христом нераскаянный разбойник, подобно нынешним картежникам, хулил крестные страдания Сына Божия и, по завзятости, по нераскаянности, навсегда отправился в преисполню; а разбойник благоразумный, подавая всем пример, покаялся на кресте и тем наследовал вечную жизнь с Богом. Поэтому будем помнить твердо, что для нас, христиан, не может быть никакого другого предмета упований и надежд, никакой другой опоры в жизни, никакого другого объединяющего и вдохновляющего нас знамени, кроме единственно спасительного знамения непобедимого Креста Господня!
Игра в карты относится к разряду азартных игр. Человек войдя в азарт забывает Бога. На него начинают воздействовать нечистые духи (в зтот момент они имеют на это право). Играющий наносит вред своей душе. Если играют на деньги (или «интерес»), у играющего появляется алчность (стяжание). А это уже грех. И тратится впустую драгоценное время, которое можно было-бы использовать с пользой для себя и своих близких.
Почему нельзя играть в карты?
Из множества игр, в которые играют люди, карты всегда занимали особое место. Во-первых, потому, что на них гадают. Интерес к будущему неиссякаем, и у многих при виде колоды карт появляется желание «раскинуть» их, чтобы попытать судьбу. Пасьянсы, косынки и прочие подобные игры даже стали элементами игр компьютерных. Это свидетельствует о высокой востребованности такого рода развлечений.
Такие разные карты.
Помимо познавательных, у карт есть еще игральная функция. Никому не зазорно при дружеской встрече «перекинуться в картишки». Карточные игры, начиная с самых простейших, широко известны многим, включая детей и активно используются в целях развлечения. Но не только эти цели преследуют некоторые игроки, умело разогревая у других интерес к игре.
Православие гласит: нельзя!
Сами карты, как таковые — всего лишь набор определенных картинок. Нанести какой-либо вред они просто не в состоянии. Эмоциональную окраску привносят люди, использующие их в своих целях. Невинное развлечение может привести к нешуточным проблемам. И виной этому эмоция, называемая азартом.
Собственно, сам азарт, как эмоцию, нельзя назвать негативной эмоцией. Это эмоция, присущая состязаниям, во многом моделирующая человечество. Здоровая конкуренция это тоже следствие азарта, но если эта эмоция начинает проявляться в желании моментальной наживы, то негативные последствия не заставят себя долго ждать. И карты здесь не причина и не следствие, а просто один из инструментов. Поэтому крайне не рекомендуется играть в карточные игры с посторонними, особенно, когда они сами активно предлагают эту игру, тем более — играть на материальные или какие-либо еще ценности. Но это с тем же успехом можно отнести к абсолютно любым играм.
Играть… с разумом.
Если отбросить всю окружающую их шелуху, игра в карты это своего рода состязание на сообразительность, выдержку и смекалку. Но определенные правила, диктуемые карточными играми, пересмотру не подлежат. И азарт в этой игре может быть наказуем так же, как и в любой другой. Необходимо только помнить, что правила этих игр определяются не вами, и поэтому твердо знать, с кем и когда можно заниматься этим, на первый взгляд, невинным развлечением.
1 комментарий
Лично я не считаю, что нельзя играть в карты, не вижу в этой игре большого вреда. Невольно вспоминаю, как в прошлом мы в семье коротали вечера именно за картами. Нам было весело, это было время общения, болтовни. Естественно, игра шла на интерес или на какие-нибудь мелочи, о деньгах и речи нет. Это тоже азарт и в этом чувстве ничего дурного нет, если оно не касается близких людей.
Почему детям в школе нельзя играть на перемене в карты?
Сначала учитель сказал, чтобы дети заменили смартфоны на переменах играми и общениями. Но когда дети принесли карты, учитель сказал, что в школе карты запрещены. Почему? Объясняет юрист Валерия Нефедьева.
Вопрос. Почему в школе детям запрещают играть в карты? Был призыв от учителя заменить игры на телефоне (как излишне азартные и вызывающие уйму ненормативной лексики) на настольные (как способствующие живому общению). Сын-пятиклассник с друзьями принесли карты. И почему-то классический «дурак» приобрел черты нелегальности. Чтобы поиграть на перемене в то, во что им хочется, они были вынуждены сидеть в туалете, пока в туалет для мальчиков не ворвалась дама из администрации и не изъяла карты.
На вежливый вопрос «Почему нельзя?» классный руководитель предпочел промолчать, другой учитель ответил, что это нельзя в школе, потому что это азартная игра, но вот дома — пожалуйста, очень даже развивает. Некоторым родителям идея с картами показалась «не очень».
Насколько я поняла, азартная игра в глазах законодательства — это игра на деньги. «Дурак» классифицируется как традиционная семейная игра. Кроме эмоций («Ужас, нельзя играть»), в сети разумных ответов нет. В уставе школы соответствующий пункт отсутствует.
Ответ. Начнем с того, что школа— это общественное место, то есть такое, где собираются граждане. Оно свободно для доступа неопределенного круга лиц, в которых есть или могут появиться люди (подъезды, парки, учебные заведения, больницы, подземные переходы, детские площадки и др.).
Что же такое «игра в карты»? Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», азартная игра — это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры. Учитывая изложенное, игры в карты считаются «азартными».
Если мы обратимся к правовым нормам, то увидим, что игра в карты или иные азартные игры на улицах или в других, не предназначенных для этого общественных местах запрещены.
Например, статья 3.10. Закона города Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» от 21.11.2007 N 45 разъясняет, что игра в карты или иные азартные игры на деньги, вещи и иные ценности на территориях общего пользования (в том числе на площадях, улицах, проездах, набережных, береговых полосах водных объектов общего пользования, скверах, бульварах), предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей.
Причем в нормах закона нет конкретного указания, что игра должна быть обязательно «на деньги», речь идет исключительно о выигрыше, а он может быть разным.
Более того, обращаю ваше внимание, что под запрет попадают только игры в «общественных местах». Школа является общественным местом, что априори включает в себя запрет на игру в карты, даже если он не обозначен в уставе образовательного заведения.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).