почему нельзя играть с тенью
Почему русские запрещали детям играть с собственной тенью
С давних времен человеческая тень у многих народов считалась чем-то мистическим и загадочным. Столетиями люди верили, что она является вторым «я» человека, его сущностью, душой или двойником. Представления о тени как о самостоятельной субстанции сделали из нее мифический персонаж, имеющий связь с потусторонним миром. Поэтому у разных народов существовало множество поверий, примет и суеверий, связанных с этой таинственной «сущностью».
Как представляли тень в древние времена
Поэтому издавна человеческая тень вызывала интерес, граничащий со страхом, и представлялась как отдельное от личности существо, наделенное собственной волей и характером.
Версия о том, что тень является отражением души человека, существовала на протяжении тысячелетий. Подтверждение этому можно найти в различных мифологиях. Так, у древних греков души людей после смерти попадали в Аид, царство мертвых, и бродили там в виде теней. Тот же Эней направлялся в Аид к тени своего отца, а Орфей хотел вызволить оттуда тень Эвридики. Не зря по сей день во многих культурах существует обычай закрывать тканью отражающие поверхности в доме, где умер человек. Это делается для того, чтобы душа покойника не осталась в его жилище в виде тени.
Древние славяне всегда представляли тень как самостоятельную сущность, которая может подчинить себе человека, управлять его жизнью и даже привести к смерти. Так, самой сильной и опасной тенью считали Мора. Это загадочное существо обладало властью лишить человека сознания. Даже летаргический сон, как полагали в древности, является делом рук Мора.
Интересные приметы и суеверья
Поскольку тень представлялась как эквивалент души человека, русские, как и многие другие народы, считали, что ее нельзя трогать, играть с нею и даже смеяться над ней. Еще в Древнем Египте существовала интересная профессия – смотритель за тенью. Человек, занимающий такую должность, сопровождал фараона и тщательно следил, чтобы тот случайно не наступил на собственную тень. Точно так же на Руси маленьким детям запрещали играть с собственной тенью или прыгать на ней.
Славяне также верили, что болезни человеку приносит именно его тень и если ее уничтожить, то больной выздоровеет. С этой целью в солнечный день его ставили так, чтобы свет падал на него, а тень обводили, измеряли и обкалывали иголками или булавками.
Мистика тени
Человеческая тень всегда была наделена чем-то древним и таинственным. На Руси, да и в других странах люди верили, что тень – это двойник самого человека, его второе «Я”, отражение его души.
Интересен тот факт, что у поляков человеческая тень является в облике Мора; у славян – в облике вампира, а также душ умерших.
Согласно болгарской легенде, Бог создал дьявола из своей тени. Исходя из этого, существует поверье, что если ударить самого колдуна или ведьму, они не почувствуют боль. А если ударить осиновым поленом по их тени, то можно тем самым обезвредить их магический дар.
Более мистическим суеверием считается сербская примета, которая гласит, что человеческая тень может проникнуть в его голову и вызвать помутнение рассудка. Поэтому сербским детям строго-настрого запрещалось играть со своей тенью при помощи рук; а также ступать и прыгать на человеческой тени. Это суеверие прочно закрепилось и у ирландцев: наступишь на тень – принесешь неудачу человеку. Маленькие дети часто говорят, что чувствуют себя плохо и неуютно, видя, как какой-нибудь ребенок или взрослый наступает на его тень.
В славянской мифологии можно встретить немало поверий о тени человека. Так, русские верили, что тень незадолго до смерти, покидает человека. Если пронзить копьем или шпагой тень врага – он умрет. После смерти тень может блуждать по свету и не находить себе покоя.
Белорусы и по сей день верят: если измерить настенную человеческую тень, обвести ее мелом или обколоть булавками, то можно «вынуть” из человека всю хворь, болезнь и порчу. На русском севере хозяин при закладке нового жилища не должен стоять против солнца, считалось что тень, упавшая на фундамент дома, может забрать в качестве строительной жертвы саму душу человека, через некоторое время человек заболевал и умирал через 40 дней, а его душа становилась главным покровителем дома.
Мистические рассказы о тенях.
«Муж у меня приезжий и так получилось что мы сейчас живем с ним отдельно. В прошлом году он приехал ко мне на 10 дней я сняла квартиру за 5 дней вперед перевезла кое какие вещи для жизни и взяла с собой компьютер note book чтоб мне не было скучно. В первую ночь посмотрела телевизор поиграла игру потушила везде свет легла спать поздно.
Лежу и слышу на кухне стуки как будто кто то палкой бьет по столу и так каждый день. На столе еду оставляла для домового, ну ничего не прекращалось эти стуки каждую ночь днем главное тихо и спокойно. От страха я оставляла на кухне свет включенным ложилась спать.
В другой день вечером телевизор включенный,включенный свет играю игру а фон на компьютере темный был что мне видно как отсвечивают предметы которые стоят в комнате и вдруг вижу через компьютер тень ко мне приближается за спиной сначала маленькая потом больше и больше становится что интересно тень в форме человека голова плечи, я резко обернулась естественно не увидела.
Кое как прожили эти 15 дней уехав муж я сразу же сдала квартиру назад хозяевам. Поговорила с хозяйкой оказывается пол года назад в этой квартире умер их дед. Почему в верю в приведения и в духов потому что сама видела это не первая история произошедшая со мной. «
«Это было где-то в 6:00 утра. Я ещё лежал в кровати. Вроде как спал, а вроде и нет. Вдруг слышу у себя в голове какие-то голоса. Я открыл глаза и увидел что ко мне с другой комнаты приближается какая-то тень с поднятыми руками (как будто идёт меня душить). Я очень испугался и когда он подошёл к моей кровати, я попробовал его спугнуть и попытался ударить его ногой. Он увернулся от моей ноги и когда я пришёл в себя-он исчез. Когда я рассказал это маме-она очень испугалась за меня и следующей ночью побрызгала углы в моей комнате свячёной водой. Той ночью я спал спокойно. На следующий день произошла опять та же ситуация, только немного по-другому. Я по прежнему перед тем как проснуться слышал какие-то голоса. Я знал, если я открою глаза-снова увижу эту тень. Я открыл глаза и действительно, смотрю, на меня опять движется эта тень. Только не с комнаты, как в тот раз. Она была прямо передо мной. Я попытался закричать, позвать кого-нибудь из родителей, но у меня ничего не получалось. Я был как будто парализован. Эта тень как будто накрыла меня. Я почувствовал что моё тело стало тяжелее, будто эта тень вошла в меня. Я попытался проснуться. Но я двигался как то в замедленном ритме(рывками). И когда я наконец проснулся, у меня по телу была дрожь.»
Ну вот начинаю идти по четвертому этажу и как будто кто-то невидимый толкнул меня и я упала разбив себе коленку. Я встав отряхнулась постояла и подумала «точно выпила много если даже ноги не держат» и пошла дальше. На пятом этаже я чуть сного не упала, но помогла перила я удержалась на ней. А вот на 6 этаже я услышала как будто скрежет ногтями по металлической двери.Вот тогда я уже реально испугалась и побежала в свою квартиру. И только как я хотела открыть дверь я обернулась и увидела ужасное. Там была тень. У этой тени светились глаза красным цветом. я от ужаса не могла открыть замок. Его заела. а та тварь ехидно улыбнулась и исчезло. и дверь сразу открылась. Если у кого было подобное напишите мне в комментариях или знают кто или что это было. просто много времени прошло, а я все живу в страхе. С уважением Мария.»
Оккультные Новости
альтернативный канал новостей
Магические манипуляции с тенью
В магии всех народов тень – это мистический двойник человека, его таинственное иное. Тень может быть объектом магического воздействия – будь то для защиты и излечения человека или, напротив, для наведения порчи. При этом тень отнюдь не пассивна: она имеет свою собственную особую силу и сама может воздействовать на человека.
1. Поскольку тень — двойник человека, с ней нельзя производить некоторые действия.
Нельзя наступать на чью-либо тень, особенно на тень своей матери. Лучше не смотреть пристально на свою тень, иначе можно заболеть. В первую очередь это касается детей. Маленький ребенок не должен смотреть на свою тень или играть с ней, чтобы тень не пугала его ночью.
2. Манипуляции с тенью используются во вредоносной магии.
3. Магические действия с тенью используются и в лечебной магии.
Это делалось в тех случаях, когда знахарь определял, что причиной болезни является сама тень. Для того чтобы заболевший избавился от виновника недуга, знахарь ножом или топором символически отсекал тень от больного.
4. С помощью воздействия на тень могут быть обезврежены колдуны и демонические сущности.
Простой способ добиться того, чтобы колдун, ведьма или оборотень утратили магическую силу – это прибить их тень к земле гвоздем, иголкой или осиновым колом. Тень имеют некоторые вредоносные демонические сущности, например, русалки. По поверью, если русалка преследует человека, то он может избавиться от нее, ударив палкой по ее тени.
5. Тень человека можно использовать для гадания о смерти.
Феномен тени
Тень. Кто-то не видит в ней ничего сверхъестественного, а кто-то уверен, что она страшна и могущественна. Ведь неслучайно на протяжении тысячелетий у разных народов существовали различные приметы, суеверия, поверья и ритуалы, связанные с тенью. А вдруг люди были правы и тень действительно живет своей жизнью, недоступной нашему пониманию?
Мистика, страшные истории, все непознанное и необъяснимое с точки зрения науки неизменно привлекает внимание людей. Поэтому и тень, которую люди всегда наделяли феноменальными свойствами, попала в их поле зрения. Попробуем разобраться, действительно ли тень является сущностью, с которой стоит считаться, или же это вымыслы суеверных людей. Проанализируем известные интересные факты о тайнах тени и сделаем свои выводы…
С точки зрения официальной науки все предельно ясно. Тень – видимое глазу изображение предмета на какой-то поверхности, если за этим предметом находится источник света. Казалось бы, это факт, доступный пониманию даже ребенка. Но почему же тень во все века так пугала людей?
У многих народов тень – субстанция, живущая своей жизнью и имеющая темную силу. В каких-то культурах верили, что тень – это душа человека, которая отправляется в загробный мир после его кончины. Недаром в гробницах Древнего Египта можно видеть изображения души, улетающей из могилы.
Да и в наскальных рисунках первобытных людей часто можно видеть странные вытянутые силуэты. Ученые полагают, что это тени людей, поскольку самих людей по каким-то причинам было не принято изображать.
Люди верили, что тень не только живет своей жизнью, но и может воздействовать на жизнь человека. Если у человека ранее была, но потом вдруг пропала тень, значит, он скоро умрет. А если тени у кого-то никогда не было, значит, он либо вампир, либо приспешник дьявола. Ведь темные силы – враги света, поэтому теней не имеют.
За много веков у разных народов накопилось огромное множество примет, связанных с тенью. Так, например, считается, что нельзя вставать ногой на свою тень, а также «входить» в тень других людей. В Древнем Египте даже существовала должность смотрителя за тенью. Этот человек следовал за фараоном и внимательно следил, дабы господин ненароком не встал на свою тень.
У многих народов (например, сербов) раньше (не знаю, как сейчас) во время похорон процессия двигалась по направлению к солнцу, чтобы человек не мог встать на свою тень.
Не пытайся убежать от своей Тени: куда нас тянет перфекционизм и почему пора с ним покончить
Стремление к идеальной морали и красоте сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Свои надежды на появление совершенного человека культивировали Античность и эпоха Возрождения, и даже наш прагматичный век высоких технологий не оставляет надежды создать идеального человека. Решению этой задачи посвящены статьи глянцевых журналов и современных философов, исповедующих трансгуманизм и ожидающих пришествия постчеловека. Одержимость совершенством превратила наши лучшие прогрессивные идеи в товары и услуги, которых всегда недостаточно для достижения идеала. Не пора ли остановить эту гонку и принять несовершенство себя и других? Об этом рассуждает культуролог Янина Пруденко.
Как показывает история, концепт сверхчеловека не единожды дискредитировал себя, а стремление к совершенству всегда оборачивалось исключением из общества всех тех, кто не подходил под слишком неустойчивые критерии прекрасного. Желая быть безупречными, мы неистово прячем качества, которые родители, учителя, партнеры, общество маркировали для нас как отрицательные — жадность, лень, похоть, зависть, нетерпимость, агрессию — за масками и образами идеального человека, проживающего наиболее полную и счастливую жизнь в лентах фейсбука и инстаграма.
Карл Юнг описал один из архетипов — Тень, который представляет собой совокупность всех наших установок, черт характера, маркируемых как ущербные и вытесненные на этом основании в бессознательное. Причина появления Тени — не что иное, как стремление человечества к своей светлой, лучшей стороне. Подавляя в себе качества, которые общество определяет как не соответствующие идеалу, мы стараемся показывать только свои положительные стороны.
«Осознать свою Тень и научиться управляться с ней — участь всех людей», — писал Юнг в работе «Борьба с Тенью». Но зачем вытаскивать на свет божий свою Тень, если даже Юнг говорил о том, что худшие Тени человечества в ужасающих масштабах отразились в персоне Гитлера?
Ответ очень прост: чтобы обрести целостность. Именно ее, целостность, предлагает Юнг и его ученики в качестве идеала современного мира.
«Не светлый элемент сам по себе создает исцеление; а то место, где свет и тьма соприкасаются, и есть место возникновения чуда», — пишет в работе «Признание собственной Тени» ученик Юнга Р.А. Джонсон. По его мнению, стремясь к светлой стороне, общество отбрасывает свою темную сторону, «и этот шлак проявляется в виде войн, экономического хаоса, забастовок, расовой непримиримости».
Другой ученик Юнга Э. Нойманн в работе «Глубинная психология и новая этика» утверждал, что необходима «новая форма гуманизма, которая позволит человеку доброжелательно относиться к самому себе и воспринимать свою теневую сторону как необходимый элемент своей творческой энергии». Сторонники аналитической психологии считают, что на сокрытие своей Тени человек тратит огромный ресурс, который высвобождается в случае проявления своего теневого аспекта, обращения на него внимания.
Но как освободить свою Тень? Для начала было бы неплохо понять, что она собой представляет. Юнг считал, что наши теневые аспекты проявляются из бессознательного в момент проекции, когда мы переносим свое внутреннее состояние на внешний мир.
Самый простой способ определить, какую Тень тщательно прячет подсознание, — обратить внимание на ярлыки, которые человек навешивает на других: «сноб», «несознательный», «расист» и т. д.
Суть этого процесса не в том, чтобы принять свою «теневую» несознательность и обрести противоположное, «светлое» качество — сознательность, а в том, чтобы дать себе право быть и сознательным, и несознательным одновременно. «Быть сознательным» — невыполнимое требование: всегда найдется человек или группа людей, с точки зрения которых вы ведете себя несознательно. Вспомните любого человека, которым вы восхищаетесь, — могу поспорить, что в его/ее биографии, образе мышления, поступках найдутся «темные пятна», которые вы сочтете недостаточно «светлыми».
Джонсон в упоминаемом ранее труде утверждал, что «мы наносим ущерб другому человеку, перекладывая на него нашу „черноту“ или свет (потому что заставлять кого-то играть роль героя для нас — это такая же тяжесть)». Достаточно привести в пример многих духовных гуру ХХ—XXI веков, за которыми тянется шлейф сексуальных скандалов и обвинений в присвоении денег доверчивой паствы или даже в убийствах собственных жен.
Американка Дебби Форд, интерпретатор и популяризатор концепта Тени Юнга, превратила теорию швейцарского психиатра в суперуспешный проект: она издала ряд бестселлеров, разработала программу тренингов по интеграции своей Тени, участвовала в популярных американских шоу, в том числе и в «Шоу Опры Уинфри». Форд рассматривала не только «темные тени», но и «свет» (в работах Юнга и его учеников тоже присутствует это понятие, но трактуется оно несколько иначе: «свет» соответствует Эго, сознательной части психики), «светлую противоположность тени», или «светлую тень». По ее мнению, светлая тень — это всё то, что восхищает нас в людях, становится предметом нашей белой зависти; это наш скрытый потенциал, который мы не реализовываем, поскольку считаем себя недостаточно красивыми, сексуальными, умными, коммуникабельными, творческими, спортивными и т. д.
В массовой культуре проекцию наших светлых теней легко отыскать в образах супергероев, тайно живущих среди нас и владеющих определенными сверхчеловеческими способностями.
В футуристических сюжетах подобными совершенными качествами мы наделяем искусственных людей — репликантов и искусственный интеллект.
В фильме I Am Mother (2019) как нельзя лучше отражено разочарование человечества в самом себе. По сюжету воспитание совершенного человека будущего доверено искусственному интеллекту, который с упорством Святой инквизиции сжигает все «отбракованные экземпляры». В сиквеле «Бегущего по лезвию» (2017) репликанты представляют собой идеал античной калокагатии — существ прекрасных внутренне и внешне. Моральные качества и физические способности офицера KD6-3:7 и Саппера Мортона (см. также короткометражный приквел «2048: Некуда бежать») вызывают в нас куда больше восхищения и симпатии, чем люди, живущие в 2048 году, но не особо отличающиеся от наших современников. Люди будущего предстают либо в образах злых гениев и типичных чиновников (см. короткометражный приквел «2036: Возрождение Nexus»), либо в образе white trash — деклассированных людей, демонстрирующих свое пренебрежение репликантам на том основании, что те являются «мешком с костями», то есть ненастоящими людьми.
Итак, светлые тени в момент проекции могут вызывать не только белую зависть, но такие же эмоции, как и темные тени — раздражение, нетерпимость, ненависть и агрессию. Для демистификации этих табуированных эмоций, которые не принято ассоциировать с цивилизованным обществом, предлагаю обратиться к науке, изучающей поведение животных, в том числе людей, — этологии. Один из ее отцов-основателей Конрад Лоренц в своей работе «Агрессия: (так называемое зло)» проследил причины возникновения агрессии и инструменты, с помощью которых мы (животные и люди) ее усмиряем.
Лоренц полемизирует с Зигмундом Фрейдом, который в некоторых своих работах высказывал мысль о том, что агрессия — это проявление инстинкта смерти, Танатоса. Лоренц же связывает агрессию именно с Эросом, относящимся к жизнеутверждающим инстинктам: выживанию, продолжению рода, борьбе за ресурсы.
Также, анализируя большое количество проведенных экспериментов, Лоренц утверждает, что агрессия — явление преимущественно внутривидовое. Он приводит пример: выслеживая свою жертву, хищник испытывает вовсе не агрессию, а предвкушение насыщения, как и человек не испытывает агрессию к индейке, которую он собирается съесть на ужин.
Для того чтобы преодолеть агрессию, направить ее, как выражается Лоренц, «в безопасное русло» и избежать кровопролития, то есть сохранить свой вид, природа изобрела прекрасный механизм — ритуал. Советский и российский этолог Виктор Дольник в своей популярной книге «Непослушное дитя биосферы» приводит пример ритуала у самцов джейранов, которые меряются ростом, чтобы выяснить свой иерархический ранг, не калеча друг друга (что можно сравнить с демонстрацией странами своей военной мощи). Долгое время и в обществе людей ритуалы позволяли (и позволяют во многих странах и сообществах и сегодня) сохранять «плохой мир».
Однако, как отмечает Лоренц, человечество не просто представляет собой единый гомогенный вид, но искусственно создает внутривидовое разделение. «Темная сторона псевдовидообразования состоит в том, что оно подвергает нас опасности не считать людьми представителей других псевдовидов» — такой вывод делает из своих наблюдений Лоренц, который принадлежал к Национал-социалистической немецкой рабочей партии, воевал в рядах германской армии в годы Второй мировой войны, а после ее окончания скитался несколько лет по советским лагерям для военнопленных. Он подчеркивает, что в основе любого ритуала лежит всего лишь привычка и «животный страх ее нарушить».
И даже если мы не находим сил работать со своей пресловутой «зоной комфорта», «мы должны, со всей силой своего ответственного разума, подавлять нашу естественную склонность относиться к социальным нормам и ритуалам других культур как к неполноценным», иначе, считает Лоренц, новая мировая война неизбежна.
Рекомендация Лоренца выглядела бы убедительной, если бы он дал определение понятию «ответственный разум», а также объяснил работу механизма «подавления», который, по его мнению, помогает избегать внутривидовых человеческих конфликтов. Не имея ответов на эти запросы, позволю себе всё же не согласиться с этологом. Довольно легко в начале ХХI века представить (или подсмотреть) сценарий, главный герой которого, видя несостоятельность общества и руководствуясь самыми благими намерениями, возьмет на себя роль «ответственного разума», изобретающего эти самые механизмы «подавления». Ведь и Гитлер, как писал Юнг в «Борьбе с Тенью», «намеревался создать международный порядок определенного рода», и этого порядка жаждали тысячи людей, поддерживающие своего лидера.
Тени «становятся опасными для нас лишь в том случае, когда не находят выхода», — утверждает в своей книге «Темная сторона охотников за светом» Дебби Форд. Возможно, не подавление, о котором пишет Лоренц, а признание и востребование своих теневых аспектов — один из первых шагов к избавлению от чувства ущербности, обусловливающего наш перфекционизм, который имеет слишком высокую цену как для нас самих лично, так и для общества и окружающего мира?
Признавая свое право на ошибку, мы неизбежно становимся более терпимыми к ошибкам других. Принимая свое несовершенство, мы создаем пространство для несовершенства другого.
Сегодня представители человеческого вида, десятилетиями и веками считавшиеся маргиналами и не имеющие возможность попасть на верхушку вертикали власти, переворачивают ее или, скорее, опрокидывают. Но каким образом? Без насилия и доминирования, без перераспределения ресурсов и административных должностей, но неся благую весть о несовершенстве несовершенным людям, стремящимся к идеалу сверхчеловека.