почему нельзя играть с хлебом
Почему нельзя играть с едой
Кто рос во времена Советского Союза помнит, как в школьной столовой всегда висел плакат с надписью «Хлеб — всему голова!» или что-то подобное обязательно было. И нам, детям, часто говорили, что с едой играть нельзя. И аргументировали это утверждение примерами из Великой Отечественной войны. Блокадный Ленинград. Вот что вспоминается при этих разговорах про бесценный кусок хлеба.
И когда ещё многие люди, свидетели ужасных условий жизни тех лет, были живы и помнили всё это, стыдно было перед ними хлеб на пол бросать или кашу по тарелке размазывать. И осталось с детства это ощущение, что неправильно, плохо это — играть с едой.
А сейчас люди ради выгоды, а иногда и от скуки творят такие вещи! Ради удачного видео давят колесами машин продукты. Ради шутки ломтик хлеба приклеивают к тарелке клеевым пистолетом. Да, Боже мой! Хорошо, что ветераны, которые ещё живы, (долгих им лет!) наверняка такое не увидят, я надеюсь…
Еда — это не только энергия, еда — это труд огромного количества людей. И всё это в нашем подсознании есть. Издревле, чтобы добыть пищу требовалось приложить немало труда. Будь-то охота или рыбалка, собирательство. Потом, когда человек научился культивировать растения и выращивать себе еду — злаки, коренья, фрукты и овощи, тоже без труда никак. Напрямую зависела сытая и спокойная жизнь от количества вложенного труда.
А домашний скот? Сколько сил и времени нужно, чтобы содержать ту же корову, поросят, кур? И им тоже нужно было запасать еду на зиму. И животных не убивали ради забавы. Всё это делалось, чтобы жить, питаться самим и кормить детей. Наше подсознание помнит, какая цена хлебу. Наши предки трудились ради того, чтобы мы могли жить.
Ведь кто-то и сейчас голодает. А тот, кто портит продукты ради забавы, будто насмехается над теми, у кого и крошки хлеба нет. Очевидно же, что такое до добра не доведёт…
Почему нельзя бросать хлеб?
Наверное, все жители России слышали выражение «Хлеб всему голова». А пошло оно с древних времен, после того, как люди научились печь хлеб. С тех пор хлеб не теряет своей актуальности. К тому же появились различные суеверия, связанные с этим продуктом питания. Одно из них гласит, что хлеб нельзя бросать на пол. Но почему?
Откуда появилось это суеверие?
В средневековые времена хлеб спасал людей от голода. Именно поэтому к нему сложилось такое уважительное отношение. К тому же, чтобы приготовить одну буханку хлеба, нужно вложить много усилий:
В те времена люди понимали, насколько это трудно, и ценили чужой труд. Это тоже связано с появлением этого суеверия. Нарушение этого запрета было одним из самых страшных грехов для наших предков. К тому же они были уверены, что помимо бедности, человек, бросивший хлеб, может заболеть бесплодием или все его дети будут рано умирать.
Сейчас это суеверие немного утратило свою актуальность. К тому же сейчас огромное количество различной еды, в том числе хлебобулочных изделий. И человек просто не задумывается об этом, а стоило бы. Сейчас человечество производит много еды, чуть меньше половины даже не раскупается и гниет в магазинах. Из-за этого множество ресурсов переводится впустую. А ведь любой ресурс ограничен и может кончиться в любой момент. На данный момент это острая проблема начала 21 века.
Почему нельзя бросать хлеб?
Люди считают, что хлеб символизирует достаток и процветание. Кусок хлеба, брошенный на пол или выброшенный, может лишить всю семью достатка. Даже, если вы выбросили кусок хлеба, который весь покрылся плесенью.
Следует вспомнить о людях, которые вложили в этот хлеб свое время и здоровье. К тому же в некоторых странах сейчас голод, а вы едой разбрасываетесь. К тому же в военное время люди ценили любую крошку этого продукта, и сделали все, чтобы мы могли сейчас спокойно выйти на улицу и купить буханку хлеба. Поэтому нужно ценить труд людей и не забывать о подвигах предков.
Что же тогда делать?
Лучше всего покупать хлеба ровно столько, сколько сможет съесть вся ваша семья, чтобы ничего не оставалось. Но, если вдруг случилось так, что хлеб остался и испортился, то лучше засушить его и сделать сухарики. Эти сухарики можно есть самим или скормить птичкам на улице, бездомным животным или своим питомцам. Так вы сможете сделать доброе дело, сохранив жизнь другому животному. К тому сохраните свою удачу и благополучие.
Родительское собрание в нетрадиционной форме «Его Величество хлеб»
Марина Паршикова
Родительское собрание в нетрадиционной форме «Его Величество хлеб»
Цель: приглашение родителей и детей к размышлению на тему «Воспитание у детей бережного отношения к хлебу».
Задачи: способствовать формированию осознания необходимости бережного отношения к хлебу; предоставить возможность поделиться семейным опытом по использованию чёрствого хлеба; формировать привычку правильно питаться.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: родители, воспитатели и дети.
1. Вступительная часть.
2. Разминка «Кладезь мудрости».
3. Анализ результатов микроисследования.
4. Беседа «Цена хлеба».
5. Совместное валеологическое развлечение «Хлеб»
6. Заключительная часть.
Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой!
Вот он – тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл!
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки,
Нет, кажется, человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал бы слова, его вкуса, не дорожил бы им. У нас хлеб, как и в далёкие времена, всему голова.
Вот он лежит перед нами во всех видах – от сухаря до пышного каравая, румяный пышущий солнечной и земной энергией.
Хлеб в старину называли «жито», от слова «жить». Действительно, есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб».
Хлеб в России с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
Хлеб по праву называли святым.И таких понятий в нашей родной речи очень мало: мать, Родина, хлеб… Русский человек всегда верил в его святость, что, к сожалению, нельзя сказать о наших современниках. Несмотря на высокую цену хлеба, к нему продолжают относиться с неуважением, выбрасывать.
По старинному русскому обычаю хлеб, нечаянно выпавший из рук, надо не только поднять и бережно обтереть, но и поцеловать, попросить у него прощения. Немалым грехом считалось уронить крошку хлеба и не поднять её, ещё большим грехом растоптать ногами.
В одном из очерков, посвящённых селу,есть такие слова: «Велик сеятель. Никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!»
Разминка «Кладезь мудрости»
(Родители называют пословицы, поговорки)
«Ржаной хлеб всему голова»
«Ржаной хлеб всему голова»
«Рожь кормит сплошь,а пшеница с выбором.»
«Не в пору обед,как хлеба дома нет»
«Хлеб сердце человека украшает»
«Посеешь густо- в амбаре не будет пусто»
«-Хлеб да вода – мужицкая еда я еда».
Я призываю вас задуматься, а как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень, оттого, что он нам сейчас достаётся легко?
Актуальность данной темы.
Данная тема нашего собрания выбрана не случайно. Исходя из наблюдений за детьми в повседневной жизни, можно сделать вывод, что нынешнее поколение детей, не имеют правильно сформированных представлений о значимости хлеба.
Во время еды дети позволяют себе использовать хлеб как предмет игры, демонстрируя не уважительное, не бережное отношение к хлебу.
Давайте с вами разберём ситуацию №1:
Во время обеда ребёнок роняет хлеб, взрослый обращается с просьбой к ребёнку поднять хлеб. Ребёнок бездействует.
— Выскажете своё мнение о данной ситуации.
— Ваши действия в этой ситуации.
Во время обеда, ребёнок использует хлеб как предмет игры. (катает шарики, делает пистолетик.)
-Какие действия нужно предпринять взрослому?
— Какие доводы вы приведёте, объясняя ребёнку, почему нельзя играть с хлебом?
Никогда не спешите с наказаниями. Критика должна быть созидательной, а не разрушительной. Объясните ребёнку, почему необходимо выполнять требования взрослыхL(не использовать хлеб как предмет игры). Важно помнить, что дети реагируют не только на то, что вы потребовали, но и на то, как вы это сделали.
При этом большое внимание следует уделить воспитанию определённого поведения детей. Дошкольникам свойственно подражать взрослым, поэтому контролируйте при детях своё отношение к хлебу.
Беседа «Цена хлеба»
Перед воспитателями и родителямистоит важная нравственная задача : научить детей беречь хлеб. При этом большое внимание следует уделить воспитанию определённого поведения детей. Дошкольникам свойственно подражать взрослым, поэтому контролируйте при детях своё отношение к хлебу.
Ежедневно в каждой семье выбрасывается хлеб. Прошу вас,берите столько хлеба в магазине, сколько можно съесть.
Валеологическое развлечение «Хлеб»
Цели: Воспитание у детей бережного отношения к хлебу и уважение к людям, которые его растят и выпекают; формирование у детей и родителей чувства радости от совместной деятельности.
Оборудование: декорации, костюмы, музыкальное сопровождение, корзина с продуктами, изображение мельницы.
Пекарь. Здравствуйте, я Пекарь! Добро пожаловать ко мне в гости! Вы уже познакомились с моими друзьями- мышатами? Это Круть, а Это Верть!
Верть. Любим мы озорничать!
Пекарь. А должны мне помогать!
Круть. Всё –всё, уже пол подметаем, пыль столбом поднимаем! Апчхи!
Верть. Наведём здесь такую чистоту,Ни соринки не найдёте! Вообще ничего не найдёте! Ха-ха!
Пекарь. Ну и помощники у меня! Ребята, а как вы думаете, Что самое главное в моей пекарне (ответы детей)
Самое главное – это Хлеб! А кто ко мне в пекарню попадает,тот стихи про хлебушек обязательно читает.
В каждом зёрнышке пшеницы
Сила солнышка хранится
И расти под небом светлым,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
У народа есть слова:
«Хлеб всему голова».
Славится он первым на земле.
Славится он первым на столе.
Радо солнцу небушко,
Рада скатерть хлебушку:
он на ней как солнышко.
Перед воспитателями и родителямистоит важная нравственная и педагогическая задачи: научить детей беречь хлеб; познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; вызвать интерес к окружающему миру, расширять кругозор, обогащать словарный запас по данной теме.
Если человек, какой бы богатый он ни был, какое бы положение в обществе ни занимал, не уважает хлеб и считает, что может без него обойтись, он не вызывает никакого уважения.
Наше собрание подошло к концу. Я надеюсь, что оно помогло вам задуматься о том, чем для нас является хлеб. Хочется верить, что вы будете учить своих детей ценить и беречь хлеб, относиться к нему с уважением, быть благодарными тем, кто растит хлеб.
Будьте счастливы и полны оптимизма! Вы заслуживаете самой хорошей и достойной жизни, и она обязательно у вас будет. Хлеб и мир вашему дому!
Родителиберут карточки и крепят к доске:
— кому было интересно, но нового не узнал – жёлтый;
— кому было скучно – синий.
«Аукцион полезных советов». Родительское собрание в нетрадиционной форме «Аукцион».Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель.
Родительское собрание в нетрадиционной форме конкурса «Минута славы» Звучат фанфары. Под музыкальную заставку выходят дети и два ведущих. Ведущий №1 : Нас солнца луч смешит и дразнит Сегодня весело у нас Апрель.
Родительское собрание в нетрадиционной форме «Педагогическую культуру-каждой семье» Родительское собрание нетрадиционной формы на тему «Педагогическую культуру каждой семье». Форма взаимодействия: тематическая дискуссия.
Родительское собрание в форме конференции «Телевизор в жизни ребенка» Родительское собрание в форме конференции на тему: «Телевидение в жизни семьи и ребенка». Цель: Формирование у родителей потребности в.
Родительское собрание по художественно-эстетической деятельности в нетрадиционной форме Цель: • Повышение активности родителей в жизни группы. • Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования – рисование манной крупой.
Родительское собрание в нетрадиционной форме Родительское собрание в нетрадиционной форме в средней группе. Автор : Ивашкина Е. Н. Цель: повышение активности родителей в жизни группы.
Родительское собрание в нетрадиционной форме «Мы все родом из сказки» Форма проведения: конкурс Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у детей младшего дошкольного возраста и их родителей. Участники:.
Родительское собрание во 2 группе раннего возраста в нетрадиционной форме Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи, как условие полноценного развития личности». Мы работаем с детьми раннего возраста. Из опыта работы.
Беседа о бережном отношении к хлебу «Ломтик хлеба» (подготовительная группа)
Елена Авдиенко
Беседа о бережном отношении к хлебу «Ломтик хлеба» (подготовительная группа)
НОД «Беседа о бережном отношении к хлебу: Ломтик хлеба» подготовительная группа
Цель: воспитание бережного отношения к Родине, хлебу, продукту труда людей.
— Познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку;
— Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
— Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
— Активизировать, обогащать лексический словарь по теме «Хлеб»
— Способствовать формированию мыслительных операций;
— Упражнять в развитии координации речи с движениями.
— Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие»,
ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие»,
ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».
Предварительная работа с детьми:
— Рассматривание и сравнение колосьев пшеницы и ржи;
— Рассматривание картин: И Шишкин «Рожь»
— Отгадывание загадок о хлебе;
— Объяснение и заучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе;
— Чтение сказок и рассказов: украинская сказка «Колосок», белорусская сказка «Лёгкий хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», А. Мусатова «Как хлеб на стол пришёл», С. Шуртакова «Зерно упало в землю», Я Аким «Хлеб»;
— Сюжетно-ролевые игры: «Булочная», «Пекарня»;
Ход занятия.
Золото, а не деньги,
А завтра – на столе. (Хлеб)
Сегодня мы поговорим о самом главном богатстве, люди еще называют его «чудом земли»
— Это было давно. Во времена каменного века.
Когда на Землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего стало есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колос. Чтобы зёрна было удобно есть, их смачивали водой, потом человек научился растирать зёрна в муку.
И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жары и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил людей печь хлеб.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции, приблизительно 15 000 лет назад. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Их название созвучно с нашим словом «хлеб».
Хлебу нет цены.
Хлеб – очень полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом.
Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол приходит?
«Рос сперва на воле, в поле
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился,
В магазине занял место. Что же это?»
Дети: Хлеб!
А откуда появляется хлеб у нас на столе?
Показ презентации «Как хлеб на стол пришел».
-Хлеб, хлебушек, хлебушко. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть, вы мне и расскажите.
(Дети вместе с воспитателем встают в круг и передают по кругу мяч, называя определения).
Дидактическая игра «Какой хлеб?».
(Ответы детей: хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, вкусный)
Ребята, кто объяснит, что такое ломтик? (ответы детей)
— Ребята, как вы думаете, что означает цена ломтика? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас, ребята, послушайте отрывок из
рассказа А. Раскина «Как папа бросил хлеб»
В одной семье рос мальчик, и он отказывался от хлеба, потому-то тот ему казался невкусным. Он даже мечтал, что никогда не станет есть хлеб, когда вырастет. И однажды он совершил страшный поступок. Ему предложили ужинать, но он отказался от хлеба и бросил его на пол.И тогда няня ему сказала следующие слова: «Ты думаешь, ты хлеб бросил? Я тебе сейчас скажу, что ты бросил. Я маленькая была, за кусок хлеба целый день гусей пасла. У нас в одну зиму совсем хлеба не было. У меня брат – тебе ровесник с голоду помер. Если бы тогда кусок хлеба, он бы жив остался. Учат тебя и писать, и читать. А как хлеб родится не учат. Люди на тебя работают, хлеб растят, а ты его наземь. Эх ты! Не хочу я на тебя смотреть!»
-Ребята, как вы оцениваете поступок мальчика? (ответы детей)
(Мальчик поступил плохо)
-Ребята, как вы относитесь к хлебу? (ответы детей)
А теперь давайте назовем основные правила обращения с хлебом.
(дети напоминают друг другу заповеди бережного отношения к хлебу)
-Не берите больше хлеба, чем можете съесть.
-Не крошите его за столом, не сорите хлебом.
-Никогда не выбрасывайте хлеб!
— Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.
— Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
— Хлеб нельзя бросать на пол.
Зерно в землю упадет (движения рук вправо-влево перед собой)
И росточком прорастет (поднимаемся, руки сложены перед грудью)
Солнце будет его жарить, (руки вверх, разводим в стороны)
Дождь сто раз его польет (волнообразные движения рук сверху вниз).
А потом под снегом мерзнуть (обхватить себя руками, преступать с ноги
И под ветром устоять. (наклоны влево – вправо, отрывая ноги о пола)
Очень трудно хлеб дается (погрозить пальцем обеих рук по очереди)
Должен ты об этом знать (дотронуться рукой до головы).
Хлеб – это наше богатство!
Хлеб – всей жизни голова!
Беседа «С чего начинается Родина?» Подготовительная к школе группа Беседа «С чего начинается Родина?»Выставка рисунков «Мой город».Цель: Продолжать знакомить детей с родным городом, расширяя знания о памятных.
Интегрированное занятие-беседа на тему «Альбом пьес для детей Г. В. Свиридова» (подготовительная группа) Интегрированное занятие — беседа на тему: «Альбом пьес для детей Г. В. Свиридова». Вид деятельности: слушание музыки. (подг. гр) Муз. рук:.
Конспект этической беседы в старшей группе «Об уважительном отношении к старшим» Цель. Продолжать формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Задачи. Дать детям понятие об уважительном.
Консультация для родителей «Об отношении к своему ребенку» Как добиться хорошего отношения между родителями и детьми? Об этом много пишут в специальной литературе, говорят и советуют специалисты.
Мастер-класс по конструированию из бумаги «Ломтик арбуза» Мастер – класс по конструированию из бумаги «Ломтик арбуза» Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием.
Математический КВН (подготовительная группа) Программное содержание. 1. Активизировать умственную деятельность детей с помощью занимательной математики. 2. Развивать логическое мышление,.
Народные обычаи и приметы о хлебе, о которых должен знать каждый
«Хлеб — всему голова», — говорили наши предки. Исстари люди почитали хлеб и считали его главным угощением в доме. Там где есть хлеб, есть добро. Этот продукт считался божьим даром, поэтому к нему проявляли особое уважение.
В течение многих столетий про хлеб сложилось много примет и обычаев, которые диктовали правильное отношение к этому продукту и подсказывали, как с помощью него привлечь в дом благополучие и удачу.
Приметы о хлебе
Обычаи, связанные с хлебом
Члену семьи, собирающемуся в дорогу, обязательно давали с собой хлеб. Не только для утоления голода в пути, но и в качестве оберега. Считается, что буханка хлеба из дома хранит тепло и энергетику всей семьи и способна защитить от неприятностей в дороге.
Перед трапезой нужно было сначала съесть кусок хлеба и соли. Этим же нужно и закончить трапезу.
Если кто-то просит хлеба, то обязательно нужно дать, даже если остался последний кусок. Считается, что такой поступок привлекает в дом счастье и изобилие. Вот только передавать буханку через порог нельзя, это может привлечь нужду и голод.
Уважительное отношение к хлебу считалось одним из главных законов в любой семье. Соблюдая Народные приметы»>приметы и обычаи, наши предки проявляли уважение к высшим силам, так как хлеб считался даром всевышнего.