почему нельзя говорить слово молодец

Почему нельзя говорить слово молодец

Мы привыкли хвалить детей, используя привычные «молодец» и «умница», но действительно ли это правильно и к чему может привести такой способ похвалы в будущем?

На курсе «Воспитание сердцем» прошел вебинар Виктории Шиманской, главного эксперта и автора курса, доктора психологии, MBA. Виктория говорила о том, как нужно хвалить детей и как помочь им пережить неудачи.

Предлагаем вам отрывок из вебинара.

Вектор похвалы

Эта тема отлично раскрыта в книге Альфи Кон «Воспитание сердцем».

В этой книге есть такая шкала, где на одном векторе находятся жесткие телесные наказания и словесные поощрения. На самом деле эта картинка вызывает шок, но она для того, чтобы мы поняли, почему говорить ребенку «молодец» — не самый лучший вариант похвалы.

почему нельзя говорить слово молодец. Смотреть фото почему нельзя говорить слово молодец. Смотреть картинку почему нельзя говорить слово молодец. Картинка про почему нельзя говорить слово молодец. Фото почему нельзя говорить слово молодец

Это, конечно, не значит, что ударить своего ребенка и сказать «молодец» — морально равнозначные поступки. Нет, но они концептуально связаны.

Возможно, вы думаете, а что такого в том, чтобы таким способом хвалить ребенка?

Так мы приучаем ребенка к пониманию, что хорошо, а что плохо через внешние манипуляции. Потом очень много взрослых людей говорят: «Знаете, меня начальник похвалил, и мне вот прям хорошо. Сама понимаю, что это глупость какая-то, а вот прям не могу без этой похвалы». То есть, вот это ожидание похвалы, одобрения остается на всю жизнь и часто мешает нам жить.

Как можно хвалить иначе

Очень важно давать не оценку поступкам, а показывать, что за ними стоит. То есть, помогать ребенку описывать свои переживания, обращаться к его эмоциям.

Давайте рассмотрим это на примерах.

почему нельзя говорить слово молодец. Смотреть фото почему нельзя говорить слово молодец. Смотреть картинку почему нельзя говорить слово молодец. Картинка про почему нельзя говорить слово молодец. Фото почему нельзя говорить слово молодец

«Молодец, что поделился с сестрой мармеладом»

Как можно иначе сказать?

Вы задаете вопрос: «Почему ты поделился?»

Ребенок: «Она же младшая, она сестренка, тоже мармелад хочет».

Вы: «Здорово. Мне приятно, что ты понимаешь, чувствуешь это. Я согласна с этим. И мне очень приятно, что ты щедрый».

То есть, мы обращаемся к эмоциям ребенка, помогаем ему понять мотивы его поступка, а не просто говорим нейтральное «молодец». И продолжаем:

Вы: «А когда ты поделился с сестрой, что ты почувствовал?»

Ребенок: «Мне было приятно. Она так обрадовалась, она так заулыбалась, когда этих мишек увидела».

Такой диалог помогает дать не только внешнюю оценку поступку («молодец»), но и внутреннюю (ребенок дает ее сам). Это открывает огромное пространство для внутреннего роста.

«Мне нравится твой рисунок, красиво»

Как это можно по-другому сказать?

Перечислите то, что видите: «Вот тут два дерева. Там дом. Ого, ты такое небо фиолетовое нарисовала! Какие ты цвета разнообразные подобрала. А в следующий раз ты что хочешь нарисовать?»

Так ребенок увидит, как много он сделал, даже без оценочных слов с вашей стороны.

почему нельзя говорить слово молодец. Смотреть фото почему нельзя говорить слово молодец. Смотреть картинку почему нельзя говорить слово молодец. Картинка про почему нельзя говорить слово молодец. Фото почему нельзя говорить слово молодец
Источник

«Какая у меня хорошая помощница»

Открыто поблагодарить. «Спасибо, мне очень приятно. Скажи честно, а тебе приятно помогать, тебе приятно, когда мы делаем это вместе? А чему бы ты еще хотела научиться?»

То есть, помогаем ребенку осознать свои эмоции и свои переживания. Тогда оценка поступков идет изнутри.

Это очень важно для будущей жизни. Когда ребенку скажут, а тебе слабо сигарету выкурить, он сможет этому противостоять, но только если он не ждет одобрения окружающих. Если он оценивает свои поступки (свой выбор) сам, а не ждет, что его оценят другие. То есть, ребенок не поддается на манипуляции.

Курс «Воспитание сердцем» за пять недель поможет пройти извилистый путь — от родительского выгорания и непонимания к принятию и безусловной любви.

Источник

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Почему детям не стоит говорить «Молодец!» — теория Альфи Кона

почему нельзя говорить слово молодец. Смотреть фото почему нельзя говорить слово молодец. Смотреть картинку почему нельзя говорить слово молодец. Картинка про почему нельзя говорить слово молодец. Фото почему нельзя говорить слово молодец

Альфи Кон — известный во всем мире специалист по социальной психологии. Он написал ряд книг про ошибки в воспитании детей, ссылаясь на результаты научных исследований. В частности, Альфи Кон разработал теорию, в которой привел пять доводов перестать детям говорить «Молодец!».

На детской площадке, в школе, в детском саду, на дне рождении мы слышим постоянно, как родители хвалят детей, говорят «Молодец». Достается и малышам, которые просто хлопают в ладоши, однако родители считают нужным прокомментировать это действие опять же «Молодцом». Некоторые мамы и папы так часто повторяют своим детям слово «Молодец», что его по праву можно отнести к словам-паразитам.

Детей, безусловно, надо одобрять и поддерживать, чтобы у них вырабатывалась высокая самооценка. Но похвала относится совсем к другой категории. И вот почему.

1. Манипуляция детьми.

Предположим, вы хвалите двухлетнего ребенка за то, что он аккуратно ест и не проливает суп, а пятилетнего — за то, что он убрал за собой краски после урока рисования. Кому от этого лучше? Мы говорим «Молодец!» больше для нашего удобства, чем руководствуемся эмоциональными потребностями детей.

Рита Ди’Райс, профессор педагогики в университете Северной Айовы, называет это «сладким контролем». Явная похвала, как и наказание — лишь способ приблизить детей к образу идеального ребенка. Эта тактика может быть эффективной лишь на небольшой отрезок времени. Лучше выстроить с ребенком диалог, поговорить с ним. Двухсторонний разговор поможет детям стать думающими людьми.

Кратковременный эффект похвалы заключается в том, что дети ждут нашего одобрения. Однако, говоря «Молодец», мы облегчаем себе жизнь, так как пользуемся зависимостью детей от похвалы.

2. Зависимость от похвалы.

Конечно же, не всякая похвала направлена на то, чтобы контролировать поведение ребенка. Иногда мы хвалим детей просто потому, что радуемся их поступкам. Но с похвалой нужно быть очень осторожным. Вместо того, чтобы укрепить в ребенке чувство собственного достоинства, она может сделать его еще более зависимым от нас, родителей. Чем больше мы говорим: «Мне нравится, как ты …», или «Хорошо сделал …», тем меньше они учатся думать самостоятельно, тем больше они полагаются только на наше мнение о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Мэри Бадд Роу, ученая из Университета Флориды, обнаружила, что студенты, которых преподаватели постоянно хвалили, были менее уверены в своих ответах и чаще использовали вопросительную интонацию в разговоре («Эм, семь?»). Они, как правило, быстро отказывались от своих идей, как только взрослые не соглашались с ними. Они также проявляли меньше упорства в решении сложных задач.

Проще говоря, «Молодец!» ни в чем не убеждает детей, а, напротив, делает их более уязвимыми. Чем больше мы ребенка хвалим, тем больше это становится ему нужным, поэтому с каждым разом нам придется хвалить его больше и больше. Печально то, что эти дети станут взрослыми, которые также будут нуждаться в том, чтобы кто-нибудь погладил их по головке, и сказал им, что они все сделали правильно. Вы хотите такое будущее для своих детей?

3. Навязывание определенной модели поведения.

Говоря ребенку постоянно «Молодец!», мы по сути диктуем ему, что он должен чувствовать. А ведь ребенок имеет право получать удовольствие от собственных достижений, самостоятельно выбирать, какие чувства испытывать.

4. Потеря интереса.

Из «Хорошо нарисовано!» могут получиться дети, которые будут рисовать лишь до тех пор, пока мы будем смотреть (как они рисуют) и хвалить. Как, предупреждает Лилиан Кац, одна из специалисток в области дошкольного образования, «дети будут что-то делать лишь до тех пор, пока мы будем обращать на это внимание.» В самом деле, есть много научных исследований, подтверждающих эту теорию: чем больше мы вознаграждаем людей за то, что они делают, тем быстрее они теряют интерес к занятию.

Джоан Грусеч из Университета Торонто провела любопытное исследование: маленькие дети, которых часто хвалили за то, что они делились своими игрушками, конфетами, то есть проявляли щедрость, были, как это ни удивительно, в повседневной жизни чуть менее щедрыми, чем другие дети. Каждый раз, когда они слышали «Молодец, что поменялся» или «Я так горжусь, что ты помогаешь людям», им становилось все менее интересно делиться или помогать. Щедрость стала рассматриваться не как самоценный поступок, а как способ снова добиться внимания взрослого. Она стала средством для достижения цели.

Мотивирует ли похвала детей? Конечно. Она мотивирует детей на то, чтобы получить похвалу.

5. Снижается количество достижений.

«Молодец!» может не только разрушать самостоятельность и интерес, но может также помешать ребенку хорошо выполнять работу. Ученые обнаружили, что дети, которых хвалили за выполнение творческого задания, как правило, с трудом выполняли следующее творческое задание. Дети же, которых не хвалили после выполнения первого задания, этих трудностей не испытывали.

Почему же так происходит? Отчасти потому, что создается давление на ребенка «продолжай быть молодцом», которое как раз и мешает выполнению творческой задачи. Следующей причиной становится снижение интереса к тому, что они делают.

Вообще, «Молодец!» — это пережиток, сводящий жизнь человека к ожидаемому и диктуемому поведению. Этот подход исключает мысли и чувства, которые могут лежать в основе поведения. Например, ребенок может поделиться бутербродом с другом по разным причинам: потому что он хочет, чтобы его похвалили, или потому, что он не хочет, чтобы другой ребенок голодал.

В чем действительно дети нуждаются, так это в безусловной поддержке и любви, которые являются противоположностью похвале. Ведь «Молодец!» — это условие.

Проблема заключается не в том, что дети рассчитывают получать похвалу за то, что они делают. Проблема заключается в том, что нас провоцируют на навешивание неких ярлыков, управление детьми с помощью наград, вместо того, чтобы просто с ними поговорить, объяснить и помочь развить необходимые навыки.

Так что же является альтернативой?

Если ребенок что-то делает, мешающее остальным, сядьте с ним рядом и обратитесь к нему с вопросом: «Как ты думаешь, сможем ли мы найти выход из этой сложной ситуации?». Диалог с ребенком может быть гораздо эффективнее угроз или требований. Этот способ также поможет ребенку научиться справляться с проблемами и покажет ему, как нам важны его мысли и чувства.

Что мы можем сказать ребенку, когда он сделает что-то действительно, достойное похвалы и одобрения? Рассмотрим три возможных варианта:

Некоторые считают, что хорошее поведение обязательно должно быть «подкреплено» некими действиями или словами с нашей стороны. Но ребенку не обязательно что-то говорить, чтобы он вел себя хорошо или удачно справлялся с заданием.

«Ты сам надел ботинок» или даже «Ты сделал это» покажут ребенку, что вы это заметили. Он будет гордиться тем, что он сделал. Иногда стоит более детально прокомментировать происходящее. Например, если ребенок рисует, скажите: «Какие огромные горы! Как ты сегодня много использовал фиолетовой краски!».

Вопросы даже предпочтительнее описания того, что вы видите. Почему бы не спросить у ребенка, что он думает о своем рисунке, вместо того, чтобы самим рассказывать о том, какая часть рисунка вас больше всего впечатлила? Спрашивая «Что было сложнее всего рисовать?», вы, скорее всего, поддержите его интерес к рисованию. Скажите «Молодец!» и вы получите прямо противоположный эффект.

Это не значит, что любые выражения восторга, благодарности и комплименты вредны. Нет! Но мы должны четко осознавать, какого эффекта мы хотим добиться, говоря те или иные слова. Будет ли ребенок постоянно оглядываться на нас в поисках поддержки или же наши действия сделают его более независимым и решительным — все в наших руках, руках родителей и педагогов. Помните об этом!

Источник

5 причин перестать говорить «Молодец!»

почему нельзя говорить слово молодец. Смотреть фото почему нельзя говорить слово молодец. Смотреть картинку почему нельзя говорить слово молодец. Картинка про почему нельзя говорить слово молодец. Фото почему нельзя говорить слово молодец

почему нельзя говорить слово молодец. Смотреть фото почему нельзя говорить слово молодец. Смотреть картинку почему нельзя говорить слово молодец. Картинка про почему нельзя говорить слово молодец. Фото почему нельзя говорить слово молодец

Пройдитесь вдоль детской площадки, зайдите в школу или появитесь на дне рождения ребенка, и вы можете быть абсолютно уверены в том, что неоднократно услышите «Молодец!». Даже совсем малышей, когда они хлопают в ладоши, хвалят («Молодцы! Хорошо хлопаете»). Многие из нас говорят детям «Молодец!» такое количество раз, что его можно уже считать словом-паразитом.

Много книг и статей написано о том, что нужно быть против насилия и отказаться от наказания, от порки, от изоляции («тайм-аут»). И вы также увидите, как трудно найти тех, кто сможет сказать хоть слово против того, что для приличия зовется «позитивным подкреплением».

Чтобы не было недоразумений, давайте сразу решим, что в статье ни в коем случае не ставится под сомнение важность поддержки и одобрения детей, необходимость их любить, обнимать их и помогать им обрести хорошую самооценку. Похвала, однако, это совершенно другая история. Вот почему.

Предположим, вы хвалите двухлетку за то, что он не проливает суп, или пятилетку за то, что он убирает свои художества. Кто выиграет от этого? Возможно, слово «Молодец!» больше направлено на наше удобство, чем связано с эмоциональными потребностями детей?

Рита Ди’Райс, профессор педагогики в университете Северной Айовы, называет это «подслащенным контролем». Очень похоже. Заметные награды, как, впрочем, и наказания, являются способом сделать так, чтобы дети соответствовали нашим ожиданиям. Эта тактика может быть эффективной для получения конкретного результата (по крайней мере, на время). Но она гораздо менее эффективна по сравнению, например, с проговариванием того, как другие люди страдают от того, что мы сделали или не сделали. Последний подход является не только более уважительным, но и с большей вероятностью поможет детям стать думающими людьми.

Причиной того, что похвала может работать в краткосрочной перспективе заключается в том, что дети жаждут нашего одобрения. Но перед нами встает ответственность: не использовать эту зависимость для собственного удобства. «Молодец!» как раз пример того, как эта фраза делает нашу жизнь легче, но при этом мы пользуемся зависимостью своих детей от похвалы. Дети также чувствуют, что это манипуляция, хотя не могут объяснить то, как это работает.

Создание «похвальных» наркоманов.

Мэри Бадд Роу, ученая из Университета Флориды, обнаружила, что студенты, которых хвалили, не скупясь, их преподаватели, были менее уверены в своих ответах и более склонны к тому, чтобы использовать вопросительную интонацию в своем голосе («Эм, семь?»). Они, как правило, быстро отступали от своих идей, как только взрослые не соглашались с ними. Они были менее склонны как к упорству в решении сложных задач, так и к тому, чтобы поделиться своими идеями с другими студентами.

Короче говоря, «Молодец!» ни в чем не убеждает детей, и в конечном счете делает их более уязвимыми. Может даже возникнуть порочный круг: чем больше мы будем хвалить, тем больше это будет детям нужно, поэтому мы будем хвалить их ещё больше. Грустно, но некоторые из этих детей вырастут во взрослых, которые также будут нуждаться в том, чтобы кто-нибудь погладил их по головке и сказал им, что они все сделали правильно. Конечно, мы не хотим такого будущего для своих дочерей и сыновей.

Кража детского удовольствия.

Есть еще одна проблема: ребенок заслуживает право получать удовольствие от собственных достижений, чувствовать гордость за то, что он научился делать. Кроме того, он заслуживает право самостоятельно выбирать, какие чувства испытывать. Ведь каждый раз, как мы произносим «Молодец!», мы говорим ребенку, что он должен считать и как себя чувствовать.

Конечно, бывают случаи, когда наши оценки к месту, и наше управление необходимо (особенно малышам и дошкольникам). Но постоянный поток оценочных суждений не является ни полезным, ни необходимым для детского развития. К сожалению, мы так до конца и не поняли, что «Молодец!» является точно такой же оценкой, как и «Ай-ай-ай, как плохо!». Наиболее характерным признаком позитивного суждения является не то, что оно позитивное, а то, что оно суждение. А люди, в том числе и дети, не любят, когда их судят.

Я нежно люблю моменты, когда у моей дочери что-то получается сделать в первый раз, или она сделала что-то лучше, чем когда-либо делала раньше. Но я стараюсь не поддаваться «безусловному рефлексу», и не говорю «Молодец!», потому что я не хочу уменьшить её радость. Я хочу, чтобы она радовалась вместе со мной, а не смотрела на меня, пытаясь увидеть вынесенный мною вердикт. Я хочу, чтобы она воскликнула: «Я сделала это!» (что она часто и делает), вместо того, чтобы неуверенно спрашивать меня «Ну как? Хорошо?».

Из «Хорошо нарисовано!» могут получиться дети, которые будут рисовать лишь до тех пор, пока мы будем смотреть (как они рисуют) и хвалить. Как, предупреждает Лилиан Кац, одна из специалисток в области дошкольного образования, «дети будут что-то делать лишь до тех пор, пока мы будем обращать на это внимание.» В самом деле, впечатляющий объем научных исследований показал, что чем больше мы будем вознаграждать людей за то, что они делают, тем больше они будут терять интерес к этому делу.

Вызывающее беспокойство исследование было проведено Джоан Грусеч в Университете Торонто: маленькие дети, которых часто хвалили за проявления щедрости, как правило, были в повседневной жизни чуть менее щедрыми, чем другие дети. Каждый раз, когда они слышали «Молодец, что поменялся» или «Я так горжусь, что ты помогаешь людям», им становилось все менее интересно делиться или помогать. Щедрость стала рассматриваться не как самоценный поступок, а как способ снова добиться внимания взрослого. Она стала средством для достижения цели.

Мотивирует ли похвала детей? Конечно. Она мотивирует детей на то, чтобы получить похвалу. Увы, часто за счет любви к тому действию, которое в итоге и вызвало похвалу.

Снижается количество достижений.

«Молодец!» может не только потихоньку разрушать независимость, удовольствие и интерес, оно может также мешать ребенку хорошо выполнять свою работу. Ученые обнаружили, что у детей, которых хвалили за выполнение творческого задания, как правило, происходит «затык» в выполнении следующего творческого задания. Дети же, которых не хвалили после выполнения первого задания, этих трудностей не испытывали.

Почему же так происходит? Отчасти потому, что создается давление на ребенка «продолжай быть молодцом», которое как раз и мешает выполнению творческой задачи. Следующей причиной становится снижение интереса к тому, что они делают. Кроме того, дети перестают идти на риск, обязательный элемент творчества: раз начав думать о том, как бы родители продолжили про них хорошо говорить, они будут и дальше это делать.

Тем не менее от этой привычки не так-то легко избавиться. Прекращение хвалить детей, может показаться непривычным, по крайней мере сначала; может возникнуть мысль, что вы становитесь сухой и чопорной, либо что вы постоянно удерживаете себя от чего-то. Но вскоре до нас доходит: мы начинаем хвалить больше, лишь потому что у нас есть в этом потребность, а не потому, что детям это нужно слышать.

В чем действительно дети нуждаются, так это в безусловной поддержке и в безусловной любви. Это не просто совсем другое, чем похвала, это противоположность похвале

Эта точка зрения, как вы успели заметить, очень отличается от критики, направленной в сторону людей, много и легко раздающих детям одобрения. Их рекомендации состоят в том, чтобы мы стали более скупы на похвалу и требовали от детей, чтобы они её «заслужили». Но реальная проблема не в том, что дети рассчитывают целыми днями получать похвалу за все, что они делают. Проблема в том, что нас провоцируют на то, чтобы мы навешивали ярлыки, управляли детьми с помощью наград, вместо того, чтобы дать им объяснения и помочь развить необходимые навыки и укрепить самооценку.

Так что же является альтернативой?

Все зависит от ситуации, но что бы мы ни решили сказать взамен, необходимо предложить что-то, связанное с настоящей привязанностью и любовью. Когда безусловная поддержка войдет в нашу жизнь, без «Молодец!» уже можно будет обойтись; а когда её еще нет, «Молодец!» помочь и не сможет.

Нам также нужно, чтобы дети участвовали в принятии решений. Если ребенок делает что-то, что мешает остальным, то нужно сесть рядом с ним и спросить: «Как ты думаешь, сможем ли мы найти выход из этой сложной ситуации?». Вероятно, это будет гораздо эффективнее угроз или взяток. Этот способ также поможет ребенку научиться справляться с проблемами и покажет ему, как нам важны его мысли и чувства. Конечно, этот процесс требует времени, таланта и мужества. Когда ребенок ведет себя согласно нашим ожиданиям, мы бросаем ему: «Молодец!». И оно не содержит ничего, что помогло бы объяснить причину того, что «делай, чтобы» гораздо более популярная стратегия, чем «поработай над».

И что же мы можем сказать ребенку, когда он сделает что-то действительно впечатляющее? Рассмотрим три возможных варианта:

Мы не скажем ничего. Некоторые считают, что хорошее поведение обязательно должно быть «подкреплено», потому что в глубине души они верят, что это могло быть просто удачным стечением обстоятельств. Если в детях изначально заложено зло, тогда да, чтобы стать хорошими, они нуждаются в искусственной причине (а именно, получая словесное вознаграждение). Но если этот цинизм не обоснован, (а многие исследования показывают, что это так), то похвала не так уж и необходима.

Скажите, что вы видите. Простое, безоценочное высказывание («Ты сам надел ботинок» или даже «Ты сделал это») покажут ребенку, что вы это заметили. Оно также позволит ему гордиться тем, что он сделал. В некоторых случаях имеет смысл более подробно описать увиденное. Если ваш ребенок рисует картину, вы можете дать ему обратную связь (безоценочную) о том, что вы видите: «Какие огромные горы!», «О как ты сегодня много использовал фиолетовой краски!»

Когда ребенок проявит заботу или щедрость, вы можете осторожно обратить его внимание на то, какое впечатление произвели его действия на человека : «Посмотри на лицо Абигейл! Кажется, она очень счастлива, что ты дал ей кусочек своего бутерброда!» Это разительно отличается от похвалы, где акцент ставится на ваших чувствах, связанных с этим поступком.

Говорите меньше, спрашивайте больше. Вопросы даже предпочтительнее описания того, что вы видите. Почему бы не спросить у ребенка, что он думает о своем рисунке, вместо того, чтобы самим рассказывать о том, какая часть рисунка вас больше всего впечатлила? Спрашивая «Какая часть рисунка далась труднее всего?» или «Как ты догадался, какого размера нарисовать фут?», вы, скорее всего, подпитаете его интерес к рисованию. Сказав «Молодец!», как мы выяснили, можно получить прямо противоположный эффект.

Не так важно помнить новую последовательность действий, как важно хранить в сознании образ того, какими мы хотим видеть своих детей в далеком будущем, и наблюдать за эффектом, который оказывают наши слова. Плохая новость заключается в том, что использование позитивного подкрепления не так уж и позитивно. Хорошая же новость состоит в том, что вам больше не нужно оценивать своих детей для того, чтобы поощрить их.

Перевод этого текста был опубликован на сайте проекта Мамсила. Мы публикуем его с разрешения редакции.

Источник

почему нельзя говорить слово молодец. Смотреть фото почему нельзя говорить слово молодец. Смотреть картинку почему нельзя говорить слово молодец. Картинка про почему нельзя говорить слово молодец. Фото почему нельзя говорить слово молодецmontessorilife

Жизнь и воспитание по Монтессори. Why Montessori?

Естественное воспитание через призму Монтессори метода

Пять причин перестать говорить «Молодец!»

Альфи Кон известный во всем мире специалист по социальной психологии. Он написал ряд книг про заблуждения, относительно воспитания детей, подкрепляя их ссылками на опыты и научные исследования.
Я хотела найти книгу «Punished by Rewards» (Наказание наградой), но её нет на русском. Зато я нашла статью об этом и перевела её для вас.

Альфи Кон
Пять причин перестать говорить «Молодец!»

Пройдитесь вдоль детской площадки, зайдите в школу или появитесь на дне рождения ребенка, и вы можете быть абсолютно уверены в том, что неоднократно услышите «Молодец!». Даже совсем малышей, когда они хлопают в ладоши, хвалят

Много книг и статей написано о том, что нужно быть против насилия и отказаться от наказания, от порки, от изоляции («тайм-аут»). Иногда даже будут те, кто попросит нас еще раз подумать, прежде чем использовать наклейки и вкусную еду в качестве подкупа. И вы также увидите, как трудно найти тех, кто сможет сказать хоть слово против того, что для приличия зовется позитивным подкреплением.

Чтобы не было недоразумений, давайте сразу решим, что в статье ни в коем случае не ставится под сомнение важность поддержки и одобрения детей, необходимость их любить, обнимать их и помогать им обрести хорошую самооценку. Похвала, однако, это совершенно другая история. Вот почему.

1. Манипуляция детьми.
Предположим, вы хвалите двухлетку за то, что он не проливает суп, или пятилетку за то, что он убирает свои художества. Кто выиграет от этого? Возможно, слово «Молодец!» больше направлено на наше удобство, чем связано с эмоциональными потребностями детей?

Рита Ди’Райс (Rheta DeVries), профессор педагогики в университете Северной Айовы, называет это «подслащенным контролем». Очень похоже. Заметные награды, как и, впрочем, наказания, являются способом сделать так, чтобы дети соответствовали нашим ожиданиям. Эта тактика может быть эффективно для получения конкретного результата (по крайней мере, на время), но она она сильно отличается от работы с детьми, (например, привлекая их к разговору о том, что облегчает обязанности в классе ( или в семье), или о том, как другие люди страдают от того, что мы сделали, или от того, что мы не сделали. Последний подход является не только более уважительным, но и с большей вероятностью поможет детям стать думающими людьми.

Причиной того, что похвала может работать в краткосрочной перспективе заключается в том, что дети жаждут нашего одобрения. Но перед нами встает ответственность: не использовать эту зависимость для собственного удобства. «Молодец!» как раз пример того, как эта фраза делает нашу жизнь легче, но при этом мы пользуемся зависимостью своих детей от похвалы. Дети также чувствуют, что это манипуляция, хотя не могут объяснить то, как это работает.

Мэри Бадд Роу (Mary Budd Rowe), ученая из Университета Флориды, обнаружила, что студенты, которых хвалили не скупясь их преподаватели, были менее уверены в своих ответах и более склонны к тому, чтобы использовать вопросительную интонацию в своем голосе («Эм, семь?»). Они, как правило, быстро отступали от своих идей, как только взрослые не соглашались с ними. Они были менее склонны как к упорству в решении сложных задач, так и в том, чтобы поделиться своими идеями с другими студентами.

Короче говоря, «Молодец!» ни в чем не убеждает детей, и в конечном счете, делает их более уязвимыми. Может даже возникнуть порочный круг: чем больше мы будем хвалить, тем больше это будет детям нужно, поэтому мы будем хвалить их ещё больше. Грустно, но некоторые из этих детей вырастут во взрослых, которые также будут нуждаться в том, чтобы кто-нибудь погладил их по головке, и сказал им, что они все сделали правильно. Конечно, мы не хотим такого будущего для своих дочерей и сыновей.

3. Кража детского удовольвствия.
Вместе с тем, что может возникнуть зависимость, есть еще одна проблема: ребенок заслуживает право получать удовольвствие от собственных достижений, чувствовать гордость за то, что он научился делать. Кроме того, он заслуживает право самостоятельно выбирать, какие чувства испытывать. Ведь каждый раз, как мы произносим «Молодец!», мы говорим ребенку, что он должен считать и как себя чувствовать.

Конечно, бывают случаи, когда наши оценки к месту, и наше управление необходимо (особенно малышам и дошкольникам). Но постоянный поток оценочных суждений не является ни полезным, ни необходимым для детского развития. К сожалению, мы так до конца и не поняли, что «Молодец!» является точно такой же оценкой, как и «Ай-ай-ай, как плохо!». Наиболее характерным признаком позитивного суждения является не то, что оно позитивное, а то, что оно суждение. А люди, в том числе и дети, не любят, когда их судят.

Я нежно люблю моменты, когда у моей дочери что-то получается сделать в первый раз, или она сделала что-то лучше, чем когда-либо делала раньше. Но я стараюсь не поддаваться «безусловному рефлексу», и не говорю «Молодец!», потому что я не хочу уменьшить её радость. Я хочу, чтобы она радовалась вместе со мной, а не смотрела на меня, пытаясь увидеть вынесенный мною вердикт. Я хочу, чтобы она воскликнула «Я сделала это!» (что она часто и делает), вместо того, чтобы неуверенно спрашивать меня «Ну как? Хорошо?».

4. Потеря интереса.
Из «Хорошо нарисовано!» могут получиться дети, которые будут рисовать лишь до тех пор, пока мы будем смотреть (как они рисуют) и хвалить. Как, предупреждает Лилиан Кац, одна из специалисток в области дошкольного образования, «дети будут что-то делать лишь до тех пор, пока мы будем обращать на это внимание.» В самом деле, впечатляющий объем научных исследований показал, что чем больше мы будем вознаграждать людей за то, что они делают, тем больше они будут терять интерес к тому, что они должны будут сделать, чтобы получить награду. И сейчас мы говорим не о чтении, рисовании, мышлении и творчестве, сейчас мы говорим о хорошем человеке, и сможет ли мороженое, наклейки или «Молодец!» способствовать его созданию.

Вызывающее беспокойство исследование было проведено Джоан Грусеч в Университете Торонто: меленикие дети, которых часто хвалили за проявления щедрости, как правило, были в повседневной жизни чуть менее щедрыми, чем другие дети. Каждый раз когда они слышали «Молодец, что поменялся» или «Я так горжусь, что ты помогаешь людям», им становилось все менее интересно делиться или помогать. Щедрость стала рассматриваться не как самоценный поступок, а как способ снова добиться внимания взрослого. Она стала средством для достижения цели.

Мотивирует ли похвала детей? Конечно. Она мотивирует детей на то, чтобы получить похвалу. Увы, часто за счет любви к тому действию, которое в итоге и вызвало похвалу.

5. Снижается количество достижений.
«Молодец!» может не только потихоньку разрушать независимость, удовольвствие и интерес, оно може также мешать ребеноку хорошо выполнять свою работу. Ученые обнаружили, что у детей, которых хвалили за выполнение творческого задания, как правило, происходит затык в выполнении следующего тверческого задания. Дети же, которых не хвалили после выполнения первого задания, этих трудностей не испытывали.

Почему же так происходит? Отчасти потому, что создается давление на ребенка «продолжай быть молодцом», которое как раз и мешает выполнению творческой задачи. Следующей причиной становится снижение интереса к тому, что они делают. А также дети перестают идти на риск, обязательный элемент творчества: раз начав думать о том, как бы родители продолжили про них хорошо говорить, они будут и дальше это делать.

Однажды вы начнете видеть похвалу такой, какая она есть, (и что из-за неё происходит), и если после этого, вы увидите хоть малейшее оценочное ожидание, проклевывающееся у родителей, это произведет на вас такое же впечатление, как и поскребывание ногтями об школьную доску. Вы начнете болеть за ребенка и, чтобы на своей шкуре дать учителям и родителям прочувствовать вкус собственной лести, повернетесь к ним и скажете (таким же сладким голосом), «Молодцы, что похвалили!».

Тем не менее от этой привычки не так то легко избавиться. Прекращение хвалить детей, может показаться непривычным, по крайней мере сначала; может возникнуть мысль, что вы становитесь сухой и чопорной, либо что вы постоянно удерживаете себя от чего-то. Но вскоре до нас доходит: мы начинаем хвалить больше, лишь потому что это у нас есть потребность, в чтобы это говорить, а не потому, что детям это нужно слышать. Всякий раз, когда вы понимаете, что это так, необходимо пересмотреть свои действия.

Эта точка зрения, как вы успели заметить, очень отличается от критики, направленной в сторону людей, много и легко раздающих детям одобрения. Их рекомендации состоят в том, чтобы мы стали более скупы на похвалу и требовали от детей, чтобы они её «заслужили». Но реальная проблема не в том, что дети расчитывают целыми днями получать похвалу за все, что они делают. Проблема в том, что нас провоцируют на то, чтобы мы навешивали ярлыки, управляли детьми с помощью наград, вместо того, чтобы дать им объяснения и помочь развить необходимые навыки и укрепить самооценку.

Так что же является альтернативой? Все зависит от ситуации, но чтобы мы не решили сказать взамен, необходимо предложить что-то связаное с настоящей привязанностью и любовью, именно для ребенка, чем для его дел. Когда безусловная поддержка войдет в нашу жизнь, без «Молодец!» уже можно будет обойтись; а когда её еще нет, «Молодец!» помочь и не сможет.

И что же мы можем сказать ребенку, когда он сделает что-то действительно впечатляющее? Рассмотрим три возможных варианта:

* Мы не скажем ничего.
Некоторые считают, что хорошее поведение обязательно должно быть «подкреплено», потому что в глубине души они верят, что это могло быть просто удачным стечением обстоятельств. Если в детях изначально заложено зло, тогда да, чтобы стать хорошими, они нуждаются в искусственной причине (а именно, получая словесное вознаграждение). Но если этот цинизм не обоснован, (а многие исследования показывают, что это так), то похвала не так уж и необходима.

* Скажите, что вы видите. Простое, безоценочное высказывание («Ты сам надел ботинок» или даже «Ты сделал это») покажут ребенку, что вы это заметили. Оно также позволит ему гордиться тем, что он сделал. Также в некоторых случаях имеет смысл более подробно описать увиденное. Если ваш ребенок рисует картину, вы можете дать ему обратную связь (безоценочную) о том, что вы видите: «Какие огромные горы!» «О как ты сегодня много использовал фиолетовой краски!»

Когда ребенок проявит заботу или щедрость, вы можете осторожно обратить его внимание на то, какое впечатление произвели его действия на человека : «Посмотри на лицо Абигейл! Кажется, она очень счастлива, что ты дал ей кусочек своего бутерброда!» Это разительно отличается от похвалы, где акцент ставится на ваших чувствах связанных с этим поступком.

*Говорите меньше, спрашивайте больше.
Вопросы даже предпочтительнее описания того, что вы видите. Почему бы не спросить у ребенка, что он думает о своем рисунке, вместо того, чтобы самим рассказывать о том, какая часть рисунка вас больше всего впечатлила? Спрашивая «Какая часть рисунка далась труднее всего?» или «Как ты догадался, какого размера нарисовать фут?», вы скорее всего подпитаете его интерес к рисованию. Сказав «Молодец!», как мы выяснили, можно получить прямо противоположный эффект.

Вот какую информацию (по теме) я нашла в книге «Воспитательный шок»:

Постоянная похвала «Ты умница, малыш» не только не стимулирует труд ребенка, но и даже отбивает охоту к нему.

Кэрол Двек (Carol S. Dweck) из Колумбийского университета уже 10 лет изучает влияние похвалы на детей.

Проводили тест в школе. Дети выполняли простенький невербальный тест на IQ. Закончив выполнение теста, ребенку сообщали результат, а затем хвалили его. Детей разделили на 2 группы: одну группу хвалили за «ум», а других за усилия.

Потом ребятам предоставили возможность выбрать следующий тест. Один вариант был более трудным тестом, чем первый, но детям говорили, что решая его, они многому научатся. Другой вариант был столь же легким как и первый.

90% получивших похвалу за упорство выбрали более трудный вариант, а большинство похваленных за ум выбрало легкий тест. Дети выбирают то дело где они не рискуют попасть в конфуз и оказаться «не умными».

Во втором туре детям не давали выбор и дали тест осознанно более сложный. Тест для детей на 2 года старше.
Все 100% детей потерпели неудачу, но дети которые были похвалены за усердие говорили, что «Это мой любимый тест» и неудачу связывали с тем, что не смогли сосредоточиться. Дети которых хвалили за ум потели и выглядели несчастными и они предполагали, что они на самом деле не такие умные.

Искусственно создав неудачу, исследователи снова предложили детям пройти такой же легкий тест, как и первый.
Дети, которых хвалили за «усердие» улучшили свой результат на 30%, а «умники» ухудшили результат на 20%
Упор на врожденные данные выводит это свойство из-под контроля ребенка и не дает ему никакого рецепта, как реагировать на неудачу. Такие дети перестают ценить значимость упорства. «Я умный, значит, я не должен прилагать особых усилий».
Исследования показали, что более высокий уровень самооценки не способствует карьерному росту или получению более высоких оценок.

Родители, хваля детей, они почти хвалят сами себя.
Но существует и эффективная похвала: они должна быть конкретной и искренней.
Чтобы научиться на своих ошибках ребенок должен иметь возможность обсуждать их в семье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *