почему нельзя фотографировать самолеты перед вылетом
Суеверия или безопасность: почему нельзя фотографировать самолёты перед вылетом
По приезде в аэропорт некоторые пассажиры стремятся сделать много фотографий — в сториз Инстаграм, отправить знакомым, выложить публикацию в фейсбук, оставить на память, в конце концов. Перелёт — это всегда волнительно, поэтому пассажиры отвлекаются как могут. Однако не все знают, что фотографировать самолёты и людей в них перед вылетом строго запрещено. Почему существуют такие правила, можно узнать у бортпроводников, и здесь нет никаких суеверий.
Почему нельзя фотографировать самолеты перед вылетом? Это суеверия или техника безопасности?
Время перед посадкой и взлётом — самый напряжённый период для пилота и бортпроводников. В этот период происходит проверка готовности всех систем самолёта, а также ведётся рабочая беседа с наземными службами. Даже небольшая помеха, исходящая от включённого мобильного телефона, может стать причиной искажения сигнала и возникновения нештатной ситуации, способной привести к катастрофе.
Практически во всех аэропортах мира запрещёно фотографировать самолёты перед взлётом, в том числе из зала ожидания. Многие туристы используют во время съёмки вспышку, которая даже на большом расстоянии может ослепить пилота. Поэтому суеверия не играют здесь никакой роли.
Несколько интересных фактов о фотографировании самолётов перед вылетом
Несмотря на то, что большинство стран строго подходят к вопросу разрешения проведения фотосъёмки в аэропорту, Германия в этом плане считается самой дружелюбной. На территории здания в зале ожидания создана специальная площадка, обеспечивающая красивый вид на взлётную полосу. Зайдя сюда, каждый турист может сделать столько снимков, сколько захочет. Но даже здесь есть определённые ограничения, связанные с фотосъемкой в ночное время. При нарушении правил безопасности аэропорта может последовать штраф в размере до 3 тысяч евро.
Иногда цена игнорирования правил приводит к действительно серьёзным последствиям. Невнимательный турист из США, улетавший из аэропорта в Арабских Эмиратах, сделал несколько фотографий, после чего был снят с рейса и 10 дней провёл в тюрьме, пока его родные не смогли погасить выписанный ему штраф. Сейчас въезд на территорию Эмиратов ему запрещён пожизненно.
Есть аэропорты, в которых съёмка запрещена абсолютно везде. Служба безопасности тщательно следит за исполнением этого предписания и пресекает любые попытки сделать фотографии. Одни из самых строгих правил действуют в том числе в зданиях «Аэрофлота». Здесь съёмка разрешена только в некоторых местах.
Перед тем, как вы решите сделать снимок в аэропорте или в салоне самолёта, требуется тщательно ознакомиться с правилами поведения на территории здания. При благоприятном исходе никто просто не заметит, что вы проводили съёмку или попросят удалить сделанные снимки. В худшем случае пассажир, нарушивший закон, может быть снят с рейса и водворён в камеру предварительного задержания. После последует оплата штрафа, а в некоторых случаях и заведение уголовного дела.
Почему нельзя фотографировать самолеты перед вылетом? Это суеверия или техника безопасности?
По приезде в аэропорт некоторые пассажиры стремятся сделать много фотографий — в сториз Инстаграм, отправить знакомым, выложить публикацию в фейсбук, оставить на память, в конце концов. Перелёт — это всегда волнительно, поэтому пассажиры отвлекаются как могут. Однако не все знают, что фотографировать самолёты и людей в них перед вылетом строго запрещено. Почему существуют такие правила, можно узнать у бортпроводников, и здесь нет никаких суеверий.
Время перед посадкой и взлётом — самый напряжённый период для пилота и бортпроводников. В этот период происходит проверка готовности всех систем самолёта, а также ведётся рабочая беседа с наземными службами. Даже небольшая помеха, исходящая от включённого мобильного телефона, может стать причиной искажения сигнала и возникновения нештатной ситуации, способной привести к катастрофе.
Практически во всех аэропортах мира запрещёно фотографировать самолёты перед взлётом, в том числе из зала ожидания. Многие туристы используют во время съёмки вспышку, которая даже на большом расстоянии может ослепить пилота. Поэтому суеверия не играют здесь никакой роли.
Несколько интересных фактов о фотографировании самолётов перед вылетом
Несмотря на то, что большинство стран строго подходят к вопросу разрешения проведения фотосъёмки в аэропорту, Германия в этом плане считается самой дружелюбной. На территории здания в зале ожидания создана специальная площадка, обеспечивающая красивый вид на взлётную полосу. Зайдя сюда, каждый турист может сделать столько снимков, сколько захочет. Но даже здесь есть определённые ограничения, связанные с фотосъемкой в ночное время. При нарушении правил безопасности аэропорта может последовать штраф в размере до 3 тысяч евро.
Иногда цена игнорирования правил приводит к действительно серьёзным последствиям. Невнимательный турист из США, улетавший из аэропорта в Арабских Эмиратах, сделал несколько фотографий, после чего был снят с рейса и 10 дней провёл в тюрьме, пока его родные не смогли погасить выписанный ему штраф. Сейчас въезд на территорию Эмиратов ему запрещён пожизненно.
Есть аэропорты, в которых съёмка запрещена абсолютно везде. Служба безопасности тщательно следит за исполнением этого предписания и пресекает любые попытки сделать фотографии. Одни из самых строгих правил действуют в том числе в зданиях «Аэрофлота». Здесь съёмка разрешена только в некоторых местах.
Перед тем, как вы решите сделать снимок в аэропорте или в салоне самолёта, требуется тщательно ознакомиться с правилами поведения на территории здания. При благоприятном исходе никто просто не заметит, что вы проводили съёмку или попросят удалить сделанные снимки. В худшем случае пассажир, нарушивший закон, может быть снят с рейса и водворён в камеру предварительного задержания. После последует оплата штрафа, а в некоторых случаях и заведение уголовного дела.
Можно ли авиапассажирам фотографироваться на фоне лайнера?
Syda_Productions / Depositphotos.com |
Запрет использовать фото- и видеоаппаратуру в контролируемой зоне аэропорта без разрешения администрации аэропорта сам по себе является законным, однако не имеет, собственно, никакого отношения к пассажирам, которые и попасть в эту контролируемую зону не могут. На это указал Верховный Суд Российской Федерации в деле об оспаривании такого запрета (Решение ВС РФ от 19 октября 2018 г. № АКПИ18-871).
Идею административного иска подарили истцу транспортная прокуратура и районный суд. В свое время будущий истец хотел сделать селфи с мобильного на фоне авиалайнера (перед посадкой в самолет), но «аэросекьюрити» строго запретили ему любую съемку. Пассажир, оставшийся без фото, нажаловался прокурору, а тот ответил, что служба безопасности аэропорта законов не нарушала и мер прокурорского реагирования не заслужила (решение Центрального районного суда г. Воронежа Воронежской области от 8 августа 2016 г. по делу № 2а-4227/2016).
Неунывающий фотограф обжаловал ответ прокурора в районный суд, но и там получил отказ: дескать, сотрудники аэропорта действовали согласно Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (далее – ФАП № 142), которые запрещают использование без разрешения администрации аэропорта кинокамер, фото- и видеоаппаратуры в контролируемой зоне аэропорта, а к ней относится рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или части их, доступ в которые контролируется, в том числе в контролируемую входит и так называемая «стерильная» зона – между любым пунктом предполетного досмотра пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется.
Кроме того, отметил суд, пассажир обязан соблюдать требования по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности, а значит, и запрет на селфи без разрешения. Ибо иное толкование нормативных актов противоречит смыслу авиационной безопасности!
Хитрый пассажир пытался было сослаться на Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» – дескать, на селфи должен был быть запечатлен лайнер с бортовым номером, а он – как пассажир, как потребитель, – вправе знать тип воздушного судна и иную информацию. Однако суд не усмотрел нарушений условий договора воздушной перевозки.
Тогда пассажир, оставшийся и без фотографий, и без сатисфакции, решил оспорить сам запрет из подп. «б» п. 16 ФАП № 142 по следующим мотивам:
А по сути требований пояснил, что селфи пассажира с гражданскими самолетами на гражданском аэродроме – вещь безобидная, на безопасность полетов никак не влияет, а если уж такой запрет и надобен, то установить его должен федеральный закон, а вовсе не подзаконный акт.
Рассмотрев дело, ВС РФ пришел к следующему:
Итог: запрет на несанкционированную фотосъемку в контролируемой зоне законен. Но только авиапассажиры под него никогда и не подпадали.
Росавиация запретила фотографировать в аэропорту и в самолете
Пассажиры не вправе использовать фото-и видеоаппаратуру в аэропорту и на борту воздушных судов.
Такие ограничения, установлены действующими Федеральными авиационными правилами в целях обеспечения авиационной и транспортной безопасности. В частности, в контролируемой зоне аэропорта без разрешения его администрации не допускается использование кинокамер, фото-и видеоаппаратуры. При этом в контролируемую зону аэропорта входят рабочая площадь, прилегающая территория и расположенные вблизи здания, доступ в которые контролируется.
Авиакомпании обязаны по радиотрансляционной сети информировать пассажиров о соблюдении правил по авиационной безопасности, в том числе о запрете использования на борту воздушного судна в полете электронных игр, портативных видеокамер, видеомагнитофонов, переносных телефонов и другой электронной аппаратуры. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок, не противоречащие общим правилам воздушной перевозки и не ухудшающие уровень обслуживания пассажиров. Иных ограничений в отношении использования фото-и видеосъемки в аэропортах и на бортах воздушных судов законодательством о транспортной и авиационной безопасности не предусмотрено.
В то же время эксперты критически оценивают разъяснения ведомства. Так, еще три года назад Верховный суд России пришел к выводу, что якобы регулирующие порядок фото-видеосъемки в аэропортах Федеральные авиационные правила на пассажиров не распространяются. Пассажир не относится к числу упоминаемых в Правилах физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта. По сути, они не устанавливают абсолютного запрета на использование кинокамер, фото-и видеоаппаратуры в контролируемой зоне аэропорта. А значит, они и по своему содержанию не предполагают необоснованного отказа администрации аэропорта в разрешении на использование данных вещей при отсутствии угрозы для обеспечения авиационной безопасности.
Равно как ни один нормативный правовой акт не содержит запрета на использование электронных приборов, в том числе смартфонов, планшетов, фото-и видеокамер и других гаджетов, во время полета. Большинство авиакомпаний требуют лишь отключить их на время взлета и посадки либо перевести в так называемый режим полета. Например, в правилах ПАО «Аэрофлот» какие-либо ограничения отсутствуют, пассажирам лишь напоминают о мерах безопасности при перевозки литиевых аккумуляторов. Авиакомпания «Россия» разрешает на всех этапах полета использовать фотоаппараты, видеокамеры и другие электронные приборы, не имеющие функции обмена данными GSM. Это решение соответствует современным практикам, принятым в глобальной авиатранспортной отрасли. Европейское агентство безопасности авиации (EASA) разрешило европейским авиакомпаниям использовать персональные электронные устройства на борту воздушных судов на всех этапах полета.