Как называли островского в литературных кругах

Наш Колумб: почему Александра Николаевича Островского называют «Колумбом Замоскворечья»? (3 фото)

Почему Островского часто называют «Колумбом Замоскворечья»?

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Именно в Замоскворечье – московском районе, где проживало огромное количество представителей купечества и среднего класса, и родился будущий великий драматург. С детских лет он впитывал особый местный колорит. Мать мальчика рано скончалась, а отец – известный адвокат надеялся, что наследник продолжит его дело. Островский действительно поступил на юридический факультет. Но это стало больше отправной точкой в его становлении как литератора, поскольку в университете он познакомился с талантливыми преподавателями, привившими студенту интерес к увлеченным литературным спорам и диспутам.

Творческий путь и проба пера в драматургии

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Поняв, что юриспруденция – это не то, чем он хотел бы заниматься, юноша бросил учебу и по настоянию отца поступил на работу в суд мелким чиновником. Эта скромная должность на самом деле раскрыла перед Островским невероятные перспективы и позволила наблюдать за самыми разнообразными человеческими характерами и умами, изобретавшими сотни мошеннических схем, начиная с простейших и заканчивая виртуозными.

Именно стремление облечь накопленные впечатления в литературную форму и вершить над представителями купечества свой особый суд и дало будущему писателю толчок к занятиям драматургией. Первая же пьеса под названием «Свои люди – сочтемся» принесла автору всенародное признание. Но острая сатира и злободневная тема наряду с интересом ценителей и критиков привлекли внимание и цензоров. Пьесу запретили ставить, а ее автор надолго попал под полицейский присмотр.

«Колумб Замоскворечья» – кто ты?

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Одним из первых произведений Островского стали «Записки замоскворецкого жителя», опубликованные в 1847 году в газете «Московский городской листок». В нем автор ярко описывает особенности быта и жизненного уклада представителей купечества. Купцы предстают перед читателем как жители отдельно взятой страны, на территории которой царит гнетущая атмосфера косности.

Но автор подробно рассматривал не только отрицательные стороны представителей этого сословия. Он искренне восхищался, к примеру, их умением на протяжении долгих столетий сохранять чистоту религиозной мысли и устоев. Столь детально и подробно и при этом ярко, художественно и выпукло до Островского купечество не рассматривал ни один автор. Собственно, после этого Александра Николаевича и стали называть «Колумбом Замоскворечья», проводя аналогию с первооткрывателем: как Колумб открыл для мира Америку, так и Островский явил людям истинную суть купечества.

Хотя во многом малая родина и расстраивала великого драматурга, все же он очень сильно ее любил и писал о ней: «Я знаю тебя, Замоскворечье… Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам». Замоскворечье для него было символом Москвы, к которой Островский испытывал трепетные чувства, считая ярким памятником русской культуры и народной памяти.

Источник

А. Н. Островский

А. Н. Островский

31 марта (12 апреля) 1823 ( 18230412 )

Алекса́ндр Никола́евич Остро́вский (1823—1886) — выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Содержание

Происхождение

Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла, когда Александру было семь лет.

Детство и юность

Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе, ещё в детстве пристрастился к чтению.

Начало литературной деятельности: выбор в пользу драматургии

В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 ушёл из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845—1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.

На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х гг. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. В это время Островским был создан прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя», первые комедии (пьеса «Семейная картина» была прочитана автором 14 февраля 1847 в кружке профессора С. П. Шевырева и одобрительно принята им).

Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрот» («Свои люди — сочтёмся», 1849). В основу сюжета (ложное банкротство купца Большова, коварство и бездушие членов его семьи — дочери Липочки и приказчика, а затем зятя Подхалюзина, не выкупивших старика отца из долговой ямы, позднее прозрение Большова) были положены наблюдения Островского над разбором семейных тяжб, полученные во время службы в совестном суде. Окрепшее мастерство Островского, новое слово, прозвучавшее на русской сцене, сказались, в частности, в сочетании эффектно развивающейся интриги и ярких бытоописательных вставок (речи свахи, перебранки матери и дочери), тормозящих действие, но и дающих ощутить специфику быта и нравов купеческой среды. Особую роль тут сыграла неповторимая, одновременно и сословная, и индивидуально-психологическая окрашенность речи персонажей.

Островский — «бесспорно первый драматический писатель»

«Колумб Замоскворечья»

Уже в «Банкроте» обозначилась сквозная тема драматургического творчества Островского: патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющимся укладом. Создав за сорок лет литературного труда пятьдесят пьес (некоторые — в соавторстве), ставших репертуарной основой русского общедоступного, демократического театра, Островский на разных этапах своего творческого пути представлял по-разному главную тему своего творчества. Так, став в 1850 сотрудником известного своим почвенническим направлением журнала «Москвитянин» (редактор М. П. Погодин, сотрудники А. А. Григорьев, Т. И. Филиппов и др.), Островский, входивший в так называемую «молодую редакцию», попытался придать журналу новое направление — сосредоточиться на идеях национального своеобразия и самобытности, но не крестьянства (в отличие от «старых» славянофилов), а патриархального купечества.

В своих последующих пьесах «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется» (1852—1855) драматург попытался отразить поэзию народного быта: «Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», — писал он в «москвитянинский» период. В это же время драматург сошёлся с девицей Агафьей Ивановной (у которой от него было четверо детей), что привело к разрыву отношений с отцом. По рассказам очевидцев, это была добрая, сердечная женщина, которой Островский во многом был обязан знанием московского быта.

Для «москвитянинских» пьес характерен известный утопизм в разрешении конфликтов между поколениями (в комедии «Бедность не порок», 1854, счастливая случайность расстраивает навязываемый отцом-самодуром и ненавистный для дочери брак, устраивает брак богатой невесты — Любови Гордеевны — с бедным приказчиком Митей). Но эта черта «москвитянинской» драматургии Островского не отменяет высокого реалистического качества произведений этого круга. Сложным, диалектически соединяющим противоположные, казалось бы, качества оказывается образ Любима Торцова, спившегося брата купца-самодура Гордея Торцова в написанной значительно позднее пьесе «Горячее сердце» (1868). Одновременно Любим — провозвестник истины, носитель народной морали. Он заставляет прозреть Гордея, лишившегося трезвого взгляда на жизнь из-за собственного тщеславия, увлечения ложными ценностями.

В 1855 драматург, не удовлетворенный своим положением в «Москвитянине» (постоянные конфликты и мизерные гонорары), покинул журнал и сблизился с редакцией петербургского «Современника» (Н. А. Некрасов считал Островского «бесспорно первым драматическим писателем»). В 1859 вышло первое собрание сочинений драматурга, принесшее ему и славу, и человеческую радость.

«Гроза»

Впоследствии две тенденции освещения традиционного уклада — критическая, обличительная и поэтизирующая — в полной мере проявились и соединились в трагедии Островского «Гроза» (1859). Произведение, написанное в жанровых рамках социально-бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической значимостью конфликта. Столкновение двух женских характеров — Катерины Кабановой и её свекрови Марфы Игнатьевны (Кабанихи) — по своему масштабу далеко превосходит традиционный для театра Островского конфликт между поколениями. Характер главной героини (названной Н. А. Добролюбовым «лучом света в темном царстве») складывается из нескольких доминант: способности к любви, стремления к свободе, чуткой, ранимой совести. Показывая естественность, внутреннюю свободу Катерины, драматург одновременно подчеркивает, что она тем не менее — плоть от плоти патриархального уклада.

Живя традиционными ценностями, Катерина, изменив мужу, отдавшись своей любви к Борису, становится на путь разрыва с этими ценностями и остро сознает это. Драма Катерины, обличившей себя перед всеми и покончившей с собой, оказывается наделенной чертами трагедии целого исторического уклада, который постепенно разрушается, уходит в прошлое. Печатью эсхатологизма, ощущением конца отмечено и мироощущение Марфы Кабановой, главной антагонистки Катерины. При этом пьеса Островского глубоко проникнута переживанием «поэзии народной жизни» (А. Григорьев), песенно-фольклорной стихией, ощущением природной красоты (черты пейзажа присутствуют в ремарках, встают в репликах персонажей).

Поздний этап творчества

Новые герои

Последующий большой период творчества драматурга (1861—1886) обнаруживает близость поисков Островского к путям развития современного ему русского романа — от «Господ Головлевых» М. Е. Салтыкова-Щедрина до психологических романов Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Мощно звучит в комедиях «пореформенных» лет тема «бешеных денег», рвачества, беззастенчивого карьеризма представителей обедневшего дворянства в сочетании с богатством психологических характеристик персонажей, с все возрастающим искусством сюжетостроения драматурга. Так, «антигерой» пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) Егор Глумов в чём-то напоминает грибоедовского Молчалина. Но это — Молчалин новой эпохи: изобретательный ум и цинизм Глумова до поры до времени способствуют его начавшейся было головокружительной карьере. Эти же качества, намекает драматург, в финале комедии не дадут Глумову пропасть и после его разоблачения. Тема передела жизненных благ, появления нового социального и психологического типа — дельца («Бешеные деньги», 1869, Васильков), а то и дельца-хищника из дворян («Волки и овцы», 1875, Беркутов) существовала в творчестве Островского до конца его писательского пути. В 1869 Островский вступил в новый брак после смерти Агафьи Ивановны от туберкулеза. От второго брака у писателя родилось пятеро детей.

Жанрово и композиционно сложная, насыщенная литературными аллюзиями, скрытыми и прямыми цитатами из русской и зарубежной классической литературы (Гоголь, Сервантес, Шекспир, Мольер, Шиллер) комедия «Лес» (1870) подводит итог первому пореформенному десятилетию. В пьесе затрагиваются темы, разрабатывавшиеся русской психологической прозой, — постепенное разорение «дворянских гнезд», духовный упадок их владельцев, расслоение второго сословия и те нравственные коллизии, в которые оказываются вовлечены люди в новых исторических и социальных условиях. В этом социальном, бытовом и нравственном хаосе носителем гуманности и благородства оказывается человек искусства — деклассированный дворянин и провинциальный актёр Несчастливцев.

В жанре психологической драмы

Помимо «народной трагедии» («Гроза»), сатирической комедии («Лес»), Островский на позднем этапе своего творчества создает и образцовые произведения в жанре психологической драмы («Бесприданница», 1878, «Таланты и поклонники», 1881, «Без вины виноватые», 1884). Драматург в названных пьесах расширяет, психологически обогащает сценические характеры. Соотносимые с традиционными сценическими амплуа и с общеупотребительными драматургическими ходами, характеры и ситуации оказываются способными меняться непредвиденным образом, демонстрируя тем самым неоднозначность, противоречивость внутренней жизни человека, непредсказуемость каждой житейской ситуации. Паратов — это не только «фатальный мужчина», роковой возлюбленный Ларисы Огудаловой, но и человек простого, грубого житейского расчета; Карандышев — не только «маленький человек», терпящий циничных «хозяев жизни», но и личность с необъятным, болезненным самолюбием; Лариса — не только страдающая от любви героиня, идеально отличающаяся от окружающей её среды, но и находящаяся под влиянием ложных идеалов («Бесприданница»). Столь же психологически неоднозначно решен драматургом характер Негиной («Таланты и поклонники»): молодая актриса не просто избирает путь служения искусству, предпочитая его любви и личному счастью, но и соглашается на участь содержанки, то есть «практически подкрепляет» свой выбор. В судьбе известной артистки Кручининой («Без вины виноватые») переплелись и восхождение на театральный Олимп, и страшная личная драма. Таким образом, Островский идет по пути, соотносимому с путями современной ему русской реалистической прозы, — пути все более глубокого осознания сложности внутренней жизни личности, парадоксальности совершаемого ею выбора.

Театр Островского

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Борис Самойлов, Пров Садовский.

Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности, чего М. С. Щепкин, не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы» будучи очень недоволен автором пьесы.

Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским.

Народные мифы и национальная история в драматургии Островского

Особое место в наследии Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873). В начале 1873 года Малый театр был закрыт на ремонт. Три труппы императорских московских театров, драматическая, оперная и балетная должны были выступать на сцене Большого театра, и понадобились спектакли, в которых все три труппы могли быть задействованы. Дирекция обратилась с предложением написать соответствующую пьесу к Островскому. Музыку по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему П.И. Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории, который уже был автором двух выдающихся симфоний, трех опер. «Снегурочка» стала на его творческом пути мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к «Лебединому озеру», «Евгению Онегину». В «Снегурочке» поэтические и утопические воззрения Островского на возможность гармонических отношений между людьми облекаются в форму литературной «сказки для театра», в которой фигурируют образы, родственные образам славянской мифологии. В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», которую композитор называл своим лучшим произведением. Сам А. Н. Островский по достоинству оценил творение Римского-Корсакова: «Музыка к моей „Снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».[1]

Обращается драматург и к историческим жанрам — хроникам, трагедиям, комедиям, написанным на темы русской истории: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866), «Воевода» (1864, 2-я редакция 1885), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866) и др.. Национальная история дает Островскому материал для создания крупных, энергичных характеров, для широкого использования героического начала в драматургии.

Итоги жизненного пути. Щелыково

В конце жизни Островский наконец-то достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении Щелыково от наследственной болезни — стенокардии. Ныне в Щелыково (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей-заповедник великого драматурга. Раз в пять лет, начиная с 1973 года, зажигает огни сцены Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме», который курируется Министерством культуры Российской Федерации и Всероссийским театральным обществом. [2]

А. Н. Островский остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, применившим достижения русской психологической прозы XIX в. к театральной практике. Этот выдающийся драматург являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя. Многие его произведения были экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев. К числу экранизаций, наиболее популярных в России, относится искрометная комедия Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964, в главной роли — Г. Вицин). Вызывает восхищение кинофильм «Жестокий романс», блестяще снятый Эльдаром Рязановым по мотивам «Бесприданницы» (1984). В 2005 году режиссёр Евгений Гинзбург получил главный приз (Гран-при «Гранатовый браслет») одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино» (Гатчина) «за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» в фильме «Анна» (2005, сценарий Г. Данелия и Р. Ибрагимбекова; в главной роли — оперная певица Л. Казарновская).[3]

Пьесы

Экранизации произведений

Примечания

Ссылки

Александр Николаевич Островский
Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах
В.Г. Перов. Портрет А.Н. Островского (1877)
Дата рождения:Произведения этого автора находятся в общественном достоянии. Вы можете помочь проекту, добавив их в Викитеку и разместив ссылку на них на этой странице.

Анна • Без вины виноватые • Бесприданница (1912) • Бесприданница (1936) • Бешеные деньги• Вакансия • Василиса Мелентьева• Весенняя сказка • Волки и овцы • Горячее сердце • Гроза• Женитьба Бальзаминова • Жестокий романс • Красавец-мужчина • Лес • На всякого мудреца довольно простоты • После дождичка, в четверг • Последняя жертва • Правда — хорошо, а счастье лучше • Снегурочка (мультфильм) • Снегурочка • Таланты и поклонники •

Полезное

Смотреть что такое «А. Н. Островский» в других словарях:

Островский — Александр Николаевич (1823 1886) крупнейший русский драматург. Р. в Москве, в семье чиновника, ставшего позднее частнопрактикующим ходатаем по гражданским делам. В 1835 1840 учился в I Московской гимназии. В 1840 был принят на юридический… … Литературная энциклопедия

Островский Александр Николаевич — Островский, Александр Николаевич знаменитый драматический писатель. Родился 31 марта 1823 г. в Москве, где его отец служил в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Матери Островский лишился еще в детстве и никакого… … Биографический словарь

Островский уезд (Псковская губерния) — Островский уезд Герб уездного центра Герб губернии … Википедия

Островский Александр Николаевич — [31.3(12.4).1823, Москва, ≈ 2(14).6.1886, Щелыково, ныне Островского района Костромской области], русский драматург. Родился в семье чиновника юриста; мать ≈ родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность провёл в Замоскворечье ≈ особом… … Большая советская энциклопедия

Островский сельский совет — укр. Островська сільська рада крымскотат. Qıyat köy şurası Страна Украина Статус Сельский совет Входит в … Википедия

Островский Александр Николаевич — (1823—1886), драматург. В Петербург приезжал неоднократно с 1853, был тесно связан с общественной, литературной и культурной жизнью столицы. Большинство пьес Островского впервые опубликованы в Петербурге — в журналах «Современник»,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Островский район Псковской области — Островский район Герб Страна … Википедия

Островский, Эдуард — распространённые имя и фамилия польского происхождения. Островский, Эдуард Георгиевич (р. 1935) российский государственный деятель, специалист в области связи. Островский, Эдвард Феликс Винценты (1816 1859) польский учёный, ветеринар эпидемиолог … Википедия

Островский Аркадий Ильич — Островский Аркадий (Авраам) Ильич [12(25).2.1914, Сызрань, ≈ 18.9.1967, Сочи], советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Учился в Ленинградском центральном музыкальном техникуме. Работал пианистом (иллюстратором, солистом и … Большая советская энциклопедия

Островский Николай Алексеевич — [16(29).9.1904, село Вилия, ныне Острожского района Ровенской области, ≈ 22.12.1936, Москва], русский советский писатель. Член КПСС с 1924. Родился в семье рабочего. В июле 1919 вступил в комсомол и ушёл на фронт добровольцем. Сражался в частях… … Большая советская энциклопедия

Источник

Александр Николаевич Островский

Фото Все

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Видео Все

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Александр Островский. Великие имена России

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Александр Островский биография кратко

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Александр Островский / Острова / Телеканал Культура

Александр Островский — биография

Александр Островский – русский литературный деятель, драматург, театральный сценарист. Великий человек, чей вклад в развитие отечественной литературы, театральной драматургии и режиссуры переоценить невозможно.

Творчество выдающегося русского литератора Александра Островского оставило мощный след в развитии отечественного драматического театра. Его произведения составляют основу театрального репертуара России, а созданные им образы – властолюбцы, лицемеры, жадные купцы, чиновники, помещики, богомольцы и служанки стали отражением так хорошо знакомых всем типажей.

Детство и юность

Великий драматург родился 12 апреля (по старому стилю) 1823 года в историческом районе столицы – Замоскворечье. Его отец был выпускником Костромской семинарии и Московской духовной академии, куда поступил по семейной традиции – родитель Николая Федоровича был священником. По каким-то причинам духовной деятельностью не занялся, а стал государственным служащим в суде – вел имущественные и коммерческие дела. Впоследствии стал коллежским асессором и был включен в дворянское сословие. Параллельно отец семейства занимался частной адвокатурой.

Постепенно Николай Федорович значительно продвинулся по служебной лестнице, ему повысили жалование. Семья смогла перебраться из небольшой квартиры в добротный и просторный дом.

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругахАлександр Островский в детстве

Мать писателя – Любовь Ивановна, была дочерью церковных служителей. Она скончалась, когда Александру пошел девятый год. Отец остался с четырьмя детьми один, но недостатка в чем-либо семья не испытывала. На тот момент Николай Федорович уже занимал высокое положение в обществе. Вскоре он женился во второй раз, и у ребят появилась мачеха – дочь шведского аристократа баронесса Эмили фон Тессин. Женщина оказалась глубоко добропорядочной и заботливой по отношению к детям супруга. Островские находились на домашнем обучении, и Эмили активно участвовала в их образовании. Она немало поспособствовала освоению детьми иностранных языков и знанию устройства европейских государств. Впоследствии Александр смог гордится тем, что в совершенстве владеет несколькими языками, в том числе и древними.

Детские и частично юношеские годы Саши прошли на Малой Ордынке, в самом сердце Москвы. Его отец держал солидную библиотеку, благодаря которой мальчик с малых лет многое узнал о русской литературе. Он чувствовал, что его предназначение в писательстве, но родитель прочил сыну карьеру юриста. В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию, после окончания которой по настоянию отца стал студентом юридического факультета столичного университета. Учебное заведение юноша окончить не смог – провалил экзамены по римскому праву. Островскому пришлось написать заявление на отчисление из университета. В 1843 году по протекции отца молодой человек устроился на должность канцеляриста в Совестный губернский суд. В общей сложности в столичных судах Александр проработал около семи лет. Поначалу он получал довольно скромное жалование – четыре рубля в месяц, но став служащим Коммерческого суда начал зарабатывать 16 рублей. Суть его работы заключалась в разрешении имущественных и коммерческих споров между торгующими крестьянами, мелкими дворянами, купцами, простыми горожанами. Судить «по совести» приходилось родственников, оспаривающих наследство и людей, оказавшихся в долговой яме.

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругахАлександр Островский в молодости

Самые интересные, выдающиеся эпизоды он тайно записывал в свой блокнот. Через годы эти записи стали называть нетленными произведениями великого русского драматурга.

Творчество

Параллельно с государственной службой Островский все же находил время для творчества. Ранние работы автора были своеобразным подражанием стилю Белинского и Гоголя, которые были его кумирами. К 1846 году из-под его пера уже вышло несколько произведений, основанных на историях из его жизни и службы. Самая яркая работа тех лет – пьеса «Несостоятельный должник», более известная сейчас, как «Свои люди – сочтемся!». В основе сюжета – купец Самсон Большов, который из-за финансовых трудностей решил объявить о своем банкротстве и таким образом не отдавать деньги кредиторам. В итоге он сам стал жертвой обмана со стороны собственной дочери Липочки и ее мужа, которые обобрали его и отправили за решетку.

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругахПисьменный стол Александра Островского

Дебютными публикациями стали «Записки замоскворецкого жителя» и «Картина семейной жизни», напечатанные в «Московском Городском Листке».

Однажды Александр прочел одну из пьес своим гостям, среди которых был уважаемый профессор С. П. Шевырев. Академик был так впечатлен произведением, что назвал Островского «новым драматическим светилом в отечественной литературе».

Когда комедию «Свои люди – сочтемся!» опубликовали в журнале «Москвитянин», к Александру Николаевичу пришла широкая известность. Авторами произведения обозначили «А. О.» и «Д. Г.». вторые инициалы скрывали фамилию и имя начинающего актера Дмитрия Горева-Тарасенкова, который предложил Островскому попробовать совместное творчество. Сотрудничество ограничилось единственной сценой, но впоследствии злые языки обвинили писателя в присвоении чужого творческого труда. Тем не менее, пьесу восторженно оценили литераторы Николай Гоголь и Иван Гончаров, которые впервые познакомились с ней, находясь в гостях у автора. Нашлись и те, кто не на шутку обиделся, узнав себя в персонажах произведения. Оскорбленные московские купцы обратились с жалобой к высоким чинам, в результате чего комедию не допустили к постановке, а автора и вовсе уволили со службы. По личному указанию государя Николая I над Островским был установлен полицейский надзор, который сняли только с приходом ко власти Александра II. Пьесу разрешили ставить лишь в 1861 году.

Первой пьесой, которая пробилась на театральную сцену, стала «Не в свои сани не садись». Работу над ней автор закончил в 1852 году, а уже зимой 1853-го она появилась на подмостках Малого театра. Эту работу он отдал режиссерам совершенно бесплатно. Более того, Островский лично принимал участие в репетициях, помогая актерам вживаться в их роли. В произведении повествуется об отставном кавалеристе, который с при помощи брака по расчету хочет достичь финансового благополучия. Эта пьеса и вышедшая следом «Бедность не порок» совершили самую настоящую революцию в мире театра.

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Произведение «Бедность не порок» Александр Николаевич посвятил поэту Прову Садовскому, с которым познакомился во время репетиций в Малом театре. В основе пьесы – история купца Торцова, ищущего для дочери выгодную партию. По случайному стечению обстоятельств, вместо того, чтобы благословить брак с богачом, он выдает дочь за бедняка. Эта работа стала последней, опубликованной в журнале «Москвитянин» — в 1856 году из-за конфликта на финансовой почве Островский разорвал все отношения с издательством и перешел в «Современник».

Публике было интересно посмотреть на сцены из простой жизни, поэтому от организаторов требовался совершенно иной актерский подход. От декламации и откровенной театральности пришлось отказаться – вместо них показывалась естественность существования в определенных жизненных обстоятельствах.

Более десяти лет московские и петербургские театралы наслаждались новыми пьесами Островского, посещая Малый и Александринский театры. В 1856 году писатель вступил в коллектив популярного издания «Современник».

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

В это же время великий князь Константин Николаевич командировал талантливых писателей изучать и описывать различные уголки Российской Империи как в разрезе промышленности, так и в бытовом отношении. В литературно-этнографической экспедиции Александру Николаевичу достался обширный участок Волги. Он побывал в таких русских городах, как Торжок, Ржев, Тверь, Городня, Осташков и многих других. Путешествуя по глубинке, литератор описывал особенности быта и нравов местных жителей, их промысловую деятельность, убранство жилищ, диалекты.

Самое начало экспедиции выдалось для драматурга неудачным: лошади, которые везли Островского, вдруг понесли, и тарантас перевернулся. Писатель получил несколько сложных переломов и был вынужден несколько месяцев проходить лечение. За это время родилась новая пьеса – «Доходное место».

В ходе поездки автор постоянно вел записи, слушая истории местных купцов. Одна из них стала основой для пьесы «Не сошлись характерами» о супружестве разорившегося дворянина и дочери богатого купца. Вскоре свет увидело и произведение «Воспитанница» о богатой помещице Уланбековой, которая возомнила себя благодетельницей.

Первое двухтомное собрание произведений Островского было опубликовано в 1859 году при поддержке графа Кушелева-Безбородко. Эти сочинения получили высочайшую оценку Николая Добролюбова и закрепили за ним репутацию изобразителя подноготной общества.

Через год была издана знаменитая «Гроза», после чего Добролюбов написал рецензию в виде статьи «Луч света в темном царстве».

В 1863 году за произведение «Гроза» Александру Николаевичу вручили Уваровскую премию и избрали членом-корреспондентом в Петербургскую академию наук.

В 1866 году Островский стал основателем Артистического кружка, выходцы из которого впоследствии талантливо выступали на столичных сценах. В доме Александра Островского можно было встретить Ивана Тургенева, Дмитрия Григоровича, Федора Достоевского, Льва Толстого, Петра Чайковского, Ивана Гончарова, Михаила Салтыкова-Щедрина и многих других представителей творческих профессий.

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругахНа фото Островский, Горбунов и Майков

В конце 1870-х драматург начал изучать Смутное время и вел переписку с историком Н. И. Костомаровым. Результатом трудов стали «исторические хроники в стихах»: «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева», «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук» и другие.

В 1868 году в петербургском Александринском театре состоялась премьера постановки «На всякого мудреца довольно простоты». В центре сюжета – карьерист Егор Глумов, который добивался продвижения по службе при помощи связей. Тем временем он вел дневник, в котором высмеивал своих протекторов.

История Глумова на этом не закончилась, найдя свое продолжение в следующем произведении автора под названием «Бешеные деньги». Герою пьесы не удалось устроить карьеру в России, и он решил уехать за границу с богатой барыней преклонного возраста. Молодой человек рассчитывал унаследовать ее состояние. Эта работа была опубликована на страницах журнала «Отечественные записки» в 1870 году.

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Через год Александр Островский закончил пьесу «Лес» о состоятельной и деспотичной помещице, которая выбрала для своей племянницы выгодного жениха. В этот же период родились еще две работы – «Не все коту Масленица» и «Не было ни гроша, да вдруг алтын».

В 1873 году комиссия управления столичными театрами заказала писателю детскую сказку. Так на свет появилась «Снегурочка», музыку к которой создал Петр Чайковский. В то время в Малом театре шел ремонт, и его труппа на время объединилась с коллегами из Большого. По этой причине была необходима такая пьеса, где могли бы участвовать оперные певцы, драматические артисты и танцоры балета. Как вспоминал впоследствии Чайковский, работать с Островским было очень легко. Петру Ильичу так понравился текст автора, что музыку к произведению он написал за считанные дни.

Вскоре в «Отечественных записках» была опубликована пьеса «Волки и овцы», которую через несколько месяцев показали со сцен Малого и Александринского театров. Не успела отгреметь премьера, как актеры начали репетировать следующие постановки, созданные Островским – «Последняя жертва» и «Правда – хорошо, а счастье лучше».

В 1879 году свет увидела знаменитая «Бесприданница», через сто лет экранизированная советскими кинематографистами. В пьесе идет повествование о красавице Ларисе Огудаловой, от состояния семьи которой остался лишь дворянский титул. Девушка влюбилась в богатого помещика Паратова, который во время поездки за границу обвенчался с другой. Раздавленная Лариса решила выйти замуж за неприятного ей Карандышева, который клянется в любви и обещает ее матери улучшить материальное положение семьи. Все заканчивается трагично – в порыве ревности жених выстрелил в будущую супругу. Фабула для пьесы была взята из реальной криминальной хроники тех лет – в Костромской губернии произошел похожий случай.

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Удивительно, но премьеру «Бесприданницы» зритель встретил прохладно. В «Русских ведомостях» опубликовали нелестную рецензию, в которой говорилось, что Островский утомил даже самую наивную публику. Сам автор объяснил неудачу тем, что произведение несколько опередило время – основным акцентом он хотел сделать не действие, а характер главной героини.

В Обществе русских драматических писателей и оперных композиторов, основанном в 1874 году, Островский оставался руководителем до конца своих дней. Он возглавлял комиссию, пересматривающую законы по всем сферам театрального управления. Ему удалось добиться многих положительных реформ и улучшить положение актеров. Через год писатель был назначен на должность заведующего репертуарами столичных театров и занял пост директора театрального училища.

Зимой 1881 года драматург закончил работу над пьесой «Таланты и поклонники», сюжет которой развивается вокруг молодой актрисы, главная мечта которой – театральная слава и деньги. Комедия была опубликована в «Отечественных записках». Помимо написания пьес, автор занимался переводами произведений зарубежных классиков.

Через два года Островский в компании брата Михаила отправился путешествовать на Кавказ. Именно там он начал трудиться над произведением «Без вины виноватые», на которое, по его собственному признанию, было затрачено много времени и сил.

За всю творческую биографию драматург написал более 50 пьес и сделал массу переводов зарубежных классических произведений Шекспира, Сервантеса, Гольдони. Самые известные работы автора – «Женитьба Бальзаминова», «Бесприданница», «Гроза», «Снегурочка», «Без вины виноватые». Писатель жил литературой, театральной работой и любовью к Отечеству.

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Хотя постановки по пьесам Островского приносили хорошую кассу и по распоряжению императора Александра III ему платили 3 тысячи рублей ежегодной пенсии, финансовые проблемы тяготили его до конца жизни. Здоровье подкосилось, и воплощать задуманные планы становилось все сложнее. Работа практически без отдыха нанесла непоправимый вред организму творца.

Личная жизнь

Ловеласом драматург не слыл, но часто бывал неверен своим супругам.

Долгие годы Островский был влюблен в актрису Любовь Косицкую. Оба они были несвободны, но даже после смерти супруга Любовь не принимала ухаживаний писателя. Через некоторое время она завела роман с молодым человеком из купеческого сословия, который воспользовался доверчивостью женщины и спустил все ее состояние. Александру Николаевичу она написала в письме, что не желает отнимать его любви ни у кого.

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Впоследствии Островский сожительствовал с простой женщиной Агафьей. Отец не благословил брак с мещанкой и оставил сына без финансирования. У пары родилось четверо детей, которые все умерли в младенчестве. Агафья не имела образования, но обладала природным умом и умением тонко чувствовать самую суть. Для драматурга она была родственной душой и первым критиком его творений. Все годы, проведенные вместе, супруги испытывали нужду. Они прожили почти двадцать лет, после чего женщина скончалась.

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругахАлександр Островский и Мария Бахметьева

Через два года в личной жизни писателя появилась еще одна женщина – актриса Мария Бахметьева. Влюбленные обвенчались и родили шестерых детей – четырех мальчиков и двух девочек. С Марией Островский прожил до конца своих дней, и, судя по его личным записям – был безмерно счастлив.

Смерть

В Духов день, 14 июня 1886 года Александр Островский умер, находясь в своем имении близ Костромы. Принято считать, что причиной смерти стала стенокардия.

Современники великого автора отмечали, что бедственное материальное положение усугубило состояние его здоровья. Кроме того, он постоянно находился в круговороте событий, не давая себе ни минуты отдыха. По мнению близких людей, это и послужило причиной нарушения сердечной деятельности.

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Как называли островского в литературных кругах. Смотреть фото Как называли островского в литературных кругах. Смотреть картинку Как называли островского в литературных кругах. Картинка про Как называли островского в литературных кругах. Фото Как называли островского в литературных кругах

Захоронение русского драматурга находится рядом с могилой его отца на кладбище при Храме во имя Святителя Николая Чудотворца в Костромской губернии. Для организации похорон император Александр III выделил три тысячи рублей. Вдове и ее детям была пожалована годовая пенсия, которая в сумме составила более пяти тысяч. Впоследствии семейный некрополь стал местом захоронения вдовы писателя и его дочери.

Вскоре после кончины литератора по инициативе Московской думы была организована общественная читальня имени Островского.

Интересные факты

Количество переизданий произведений Островского не поддается подсчету. Мастер стал не просто знаковой, но и ключевой фигурой в развитии русской классической литературы и театральной драматургии. Плоды его великолепного творчества до сих пор живут – его пьесы ставят не только в России, но и на сценах ведущих мировых театров. Александр Николаевич внес бесценный вклад в литературный жанр, актерское мастерство и театральную режиссуру.

Книги Островского расходятся большими тиражами даже через сто лет после его ухода. Прижизненные фото гениального творца можно найти в сети Интернет.

Пьесы

Ссылки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *