почему нельзя фотографировать иконы со вспышкой
Почему в церкви запрещено фотографировать
На дверях многих православных храмов имеется знак, изображающий перечеркнутый фотоаппарат. Понятно, что это означает запрет на съемку внутри помещения. Но для чего необходимо такое правило? Почему в церкви нельзя фотографировать?
Уважение к другим
Большинство священников, отвечая на вопрос о цели запрета на фотосъемку, сходятся во мнении, что если подобное разрешить, то с рвением современных людей к фотографированию других и себя (так называемые селфи) в церквях начнется настоящий хаос. По мнению Константина Пархоменко, который сам служит в храме и занимается фотографией, даже один человек с камерой и вспышкой не слишком уместен во время богослужения. Щелчки, свет и передвижения фотографа могут помешать молиться другим прихожанам.
Священник Игорь Палкин, клирик храма мученицы Татианы при МГУ и тоже фотограф отметил, что молитва одного человека дороже самой прекрасной фотовыставки. Поэтому ради уважительного отношения к остальным верующим священнослужитель посоветовал просто приобрести открытки или книги с изображением храма в иконной лавке.
Вред для икон
Подобные правила обусловлены также вредом, который может нанести вспышка фотоаппарата старинным иконам и фрескам. Яркий свет способен причинить урон красочному слою росписей. Кстати, именно поэтому знаки с перечеркнутым фотоаппаратом имеются и на дверях многих музеев.
Архитектор Михаил Нелюбин считает, что съемка со вспышкой почти всегда негативно воздействует объект этой съемки, и краска действительно может пострадать «из-за внутренних химических реакций пигмента со световым излучением».
Предотвращение преступлений
Кроме того, священнослужители называют запрет на фотосъемку не иначе как необходимой мерой безопасности. И, как выясняется, не зря. К примеру, по словам того же Игоря Палкина, многие настоятели знают немало историй, когда кражам древних икон и других религиозных предметов предшествовал именно приход человека с фотоаппаратом. Это не значит, что именно фотограф и оказался тем самым вором. Иногда для того, чтобы привлечь преступников достаточно выставить снимки в социальных сетях.
Несмотря на перечисленные выше обстоятельства, возможность сделать несколько кадров в помещении храма все-таки есть. Для этого священники рекомендуют обратиться за благословением к служителям данной церкви.
Если же батюшка не даст своего благословения, а в лавке не окажется открыток с заветным храмом, священник Игорь Палкин призывает: «Сложите все, что увидели, в своем сердце, а Господь за мирное сердце и смирение вполне вас утешит».
Почему нельзя фотографировать иконы со вспышкой
В православных храмах строжайший запрет на съемку. Интересно, почему? Это я что, если сделаю снимок, благодать с икон украду (бытует такое мнение у бабушек)? Или совершу святотатство? Не могу понять смысл этого запрета. Может, кто разъяснит?
Я каждый год хожу к католикам на рождественскую мессу в костёл Непорочного зачатия (Москва).
Не пугайтесь, я не экуменист и хожу не для того, чтобы молиться вместе с ними на мессе. Мне нравится оргАн и я люблю наблюдать за людьми. Так вот, мне очень нравится католическое Рождество. Просто как праздник (еще раз повторю, что я православный). Мне радостно смотреть на то, как люди возвышенно встречают рождение Христа, как они поздравляют друг друга, и фотографируются в костёле, снимают дорогое для них событие на фото и видеокамеры. Безо всякого на то благословения. И знаете, это не портит праздник, а делает его еще более радостным! У нас же, в православных храмах, тебя сразу за руки начнут хватать, если ты сделаешь пару снимков (даже без вспышки!)
Я никак не могу понять, с чем связан подобный жёсткий запрет?
А в остальном. Мне иногда приходилось снимать в храме.
Соглашусь: если человек бегает по всему храму, щёлкает вспышкой у людей перед глазами, снимает молящихся без их на то желания, то это крайне неприятно.
Другой подход: я перемещаюсь так, что на меня никто не обращает внимания, вспышку не использую, и действую не как турист, который снимает «памятник истории и архитектуры», а как православный фотограф.
Это плохо? Я украду благодать с икон? Кому-то помешаю? Или что-то нарушу? Вот чего я не пойму никак.
Да, и по поводу «зала приемов»: на католическом Рождестве в храме снимаю все. и со вспышкой. Если бы вы, Виктор, это видели, то, не сомневаюсь, подтвердили бы, что атмосфера радости от этого не страдает ничуть.
Повторю то, что Виктору написал:
Соглашусь: если человек бегает по всему храму, щёлкает вспышкой у людей перед глазами, снимает молящихся без их на то желания, то это крайне неприятно.
Другой подход: я перемещаюсь так, что на меня никто не обращает внимания, вспышку не использую, и действую не как турист, который снимает «памятник истории и архитектуры», а как православный фотограф.
Это плохо? Я украду благодать с икон? Кому-то помешаю? Или что-то нарушу? Вот чего я не пойму никак.
Кроме того, запрещается снимать даже и не во время службы. А это с чем связано?
Так что венчание венчанию рознь.
Когда мы своим приходом бываем с паломническими поездками в других храмах, спрашиваем на месте разрешение снимать, и обычно снимать разрешают.
Другой подход: я перемещаюсь так, что на меня никто не обращает внимания, вспышку не использую, и действую не как турист, который снимает «памятник истории и архитектуры», а как православный фотограф. |
— Дак не столько вспышка отвлекает людей, сколько направленная на них камера. Человек молится, вдруг замечает что стал объектом внимания православного фотографа. Или просто слышит звук камеры (она же не бесшумно работает). Всё, молитвенный настрой прерван. Мы все грешные, и большинство из нас интуитивно станут распремлять плечи, «вбирать» животы и поправлять платочки.
Да, и как определяется православный ли фотограф? :smileley:
У нас с мужем пожизненное благословение на любые съемки у нас в храме. 🙂 Более того, в ответственных ситуациях мужа (хотя православным фотографом его в принципе назвать нельзя, ибо он не крещен) батюшки специально просят заснять какие-то важные моменты, потому что уверены в его деликатности и высоком качестве готовых снимков.
А вот когда на одну из пасхальных служб приходил фотограф из русской газеты, это произвело очень большое смущение. С одной стороны, камера у мужика была из разряда самых крутых, снимала без вспышки и вообще бесшумно. Но. Во-первых, ему очень хотелось заснять в фас лицо священника, кадящего храм на Светлой Заутрене. А батюшки же в этот момент чуть не бегом по периметру храма летают.
А потом появились снимки, частично в газете, частично в фотоальбоме этого репортера, расположенном на очень посещаемом сайте. И нехорошо получилось, он, в частности, втихаря фотографировал принимающего исповедь священника, его выражение лица. Не стоило это на широкое обсуждение выносить, на мой взгляд.
(В нашей школе деток снимают для газеты, для школьного интернет сайта и даже на общее классное фото только с письменного разрешения родителей.)
(В нашей школе деток снимают для газеты, для школьного интернет сайта и даже на общее классное фото только с письменного разрешения родителей.)
В школе и в летнем лагере у нас тоже так (в среде канадцев). А приход у нас чисто русский, родители не только не возражают, наоборот, сами просят, чтобы их детей снимали, а за готовые фотографии даже платить предлагают. 🙂
У меня просто муж действительно классный фотограф (Аня знает, например :)), поэтому родители наоборот довольны, если их ребенок в кадр попал, мы потом всем копии альбомов делаем и раздаем.
Просто в Церкви все надо делать по благословению тогда и фотки, кстати, будут лучше получаться 🙂
Нет, отче, там было крупным планом лицо священника, только что принявшего, судя по всему, очень тяжелую исповедь. Все-таки обычно священники стараются внешне никакие эмоции не выражать, правда?
А тут у батюшки на лице была целая гамма очень разнообразных чувств, явно не предназначенных для публичной демонстрации. И если бы не фотограф, сумевший сделать снимок с большого расстояния, то никто бы их и не увидел. А так получилось, что на люди вытащили нечто глубоко интимное, не предназначенное для широкого обсуждения.
Подпись к синмку тоже была крайне неудачная, в итоге в комментариях к снимку пошло натуральное глумление. Мы с еще одной знакомой вмешались в ситуацию, просили фотографа убрать снимок из альбома, но он нас проигнорировал. А батюшке он никакие из своих работ не показывал ни до, ни после публикации.
У нас в школах очень много детей из мусульманских семей, у многих из которых существует абсолютное табу на изображение лица человека. Во всяком случае, нам объясняли именно так. Представители других этносов и религиозных верований, вроде бы, не возражают.
А, вспомнила. Среди наших соотечественников сейчас буйным цветом расцвела боязнь сглаза, поэтому многие из-за этого возражают против фотографирования их самих и их детей. В ЖЖ как-то об этом разговор был, удивительно много людей признались в том, что даже в свойих журналах не показывают ни себя самих, ни детей именно по этим соображениям.
Из-за чего опасно фотографировать картины со вспышкой?
В некоторых музеях за фото картины на память придется заплатить дополнительно. Но даже тогда вряд ли удастся сфотографировать произведение искусства со вспышкой. Сотрудники музея запрещают подобное действие.
Объясняют они такое поведение тем, что от яркой вспышки фотоаппарата краски могут утратить свой цвет и первоначальные свойства. Так ли это на самом деле? Или же это просто очередной коммерческий ход?
Некоторые объективные причины
Понятно, что никому не приносит удовольствие череда фотовспышек, мерцающих со всех сторон. Особенно неприятно это тем, что мешает насладиться видом старинных картин и других памятников культуры.
Более того, фотовспышки могут помешать не только посетителям, но и работникам музея. Из-за них изображение на камерах безопасности может оказаться засвеченным. Это отвлечет охранников музея и отрицательно скажется на их работе.
С другой стороны, отдельно для тех, кто хочет забрать с собой качественные фото картин на память, музей подготовил специальные каталоги. В них представлены все произведения искусства, которые можно было увидеть в залах. Сфотографированы они по всем правилам так, чтобы не терялись цвета и фактура мазков.
Соответственно, работники музея озабочены тем, чтобы эти каталоги имели успех среди посетителей. В этом есть свой коммерческий интерес. И это нормально.
Ввиду вышесказанного, запрет на фото со вспышкой может быть вполне оправдан. Но почему работники музея настаивают на том, что подобные действия вредят прежде всего картинам?
Вспышки безвредны?
Ни для кого не секрет, что ультрафиолетовое излучение, содержащееся в спектре солнечных лучей, способствует выгоранию цветных вещей. Могут ли вспышки фотоаппаратов оказать такой же эффект на картины?
Как известно, световой импульс, производимый современными фотоаппаратами, длится всего 1/2000 секунды. А для того, чтобы вещь выгорела, она должна пробыть на солнце не менее часа.
Следовательно, аналогичный вред картине может быть нанесен лишь в том случае, если ее будут фотографировать не реже, чем 7,2 млн. раз за час. Ведь только тогда свет от фотовспышек будет непрерывным в течение всего этого времени.
Вряд ли такую ситуацию можно рассматривать как вполне возможную. Даже несмотря на огромный поток посетителей, картины в музеях фотографируют гораздо реже.
Но чем же тогда так обеспокоены сотрудники музея?
Виды вспышек
Оказывается, вспышки, производимые фотоаппаратами, имеют разную природу. Например, светодиодная лампа, установленная во все смартфоны, для экспонатов совершенно безвредна.
Чего не скажешь о вспышках, производимых ксеноновой лампой. Такому свету свойственно старить поверхности. В лабораториях, чтобы испытать материалы на прочность, прибегают к помощи ксеноновых ламп.
Несмотря на то, что длительность фотовспышки составляет лишь доли секунды, интенсивность ее достаточно высока. Особенно такого рода излучение губительно для экспонатов, которым и так уже более 100 лет.
Порой мгновенный световой импульс может воздействовать даже сильнее, чем длительное облучение. Тому есть множество примеров из жизни.
И связано это не только с силой или природой облучения. Но также и с химическим составом объекта, находящегося под его воздействием.
В силу того, что большинство картин в галереях написаны старыми мастерами, выполнены они с применением органических пигментов. По сравнению с современными синтетическими, эти вещества не столь устойчивы к воздействиям внешней среды.
Даже кратковременное, но интенсивное облучение для них губительно. В связи с чем, картины требуют к себе гораздо более бережного отношения.
Наука и технологии 24 ноября, 2020 408 просмотров
Почему в церкви запрещено фотографировать
Приметы, связанные с фотографиями на фоне церкви и в самом храме
Фотографии занимают в современном обществе важную роль. Каждый человек делает десятки фотоснимков в день и выставляет их в социальных сетях для всеобщего обозрения. Но можно ли совместить фото с религией, вопрос, который интересует многих. Священнослужители рассказали, что как такового запрета на снимок на фоне церкви нет, а вот, что касается фотосъемок в нутрии храма нужно разобраться.
С давних времен, как только начали появляться профессиональные фотоаппараты в церквях стали запрещать делать снимки из-за таинства процесса богослужения. С тех пор мало что поменялось, ведь и сегодня можно получить запрет на фотосъемку в храме. С чем это связано разъяснили верующие православные служащие.
Одной из главных причин запрета на фотографии в храме является защита икон, много из которых имеют историческую ценность и достаточно долгий срок службы. Церкви обделаны красивым и уникальным орнаментом, росписью, фресками и тому подобной работой, которая может повредиться. Но свет камеры навредить им никак не могут, но священнослужители с этим не согласны.
Еще одной важной причиной запрета на съемки в храме, это святое таинство молитвы. По мнению батюшек в момент обращения к Господу нельзя вмешиваться в личное пространство человека. Так же фотограф может отвлекать от службы и всех процессий. В любом случае сейчас камеры сделаны для быстрых и бесшумных съемок, которые не могут кому-то помешать.
записки фотографа
Скажу больше-это самый сложный вид съемки, с которым мне пришлось сталкиваться. Я часто слышу такой вопрос:
« А можно ли вообще фотографировать в церкви? Ведь там свой уклад, свои строгие порядки. Не попрут ли нас оттуда? Не оскорбит ли это чувство верующих?»
Еще лет 10- 15 назад фотографировать в храме действительно было как то не очень принято. Разрешение на съемку получали только единицы — например, газетные фотокоры. На дверях храма часто висел предупреждающий знак- перечеркнутый фотоаппарат. Впрочем он и сейчас кое где еще встречается Но церковь становится все более и более открытой для общества. И духовенство стало охотней приглашать журналистов, фотокоров, прочих медийщиков, освещать те или иные события в жизни церкви, праздники, жизнь местной православной общины и т. п.
Поэтому снимать в церкви и нужно и желательно, вопрос наверное только в ваших добрых намерениях.
И еще многое будет зависеть от позиции настоятеля храма, в котором вы хотите фотографировать. Итак, вы уже хотите снимать в храме, вы решились, что нужно сделать в первую очередь?
Вам будет плюс, если вы журналист, публикующий свои материалы в местной прессе, или блогер и можете дать ссылку на свой блог. Вам будет еще один плюс, если вы человек верующий, а еще лучше воцерковлённый.
Хорошо, если пообещаете сделать снимки для церкви и выполните свое обещание. Изложите все это настоятелю, и попросите благословения на фотосъемку
Для первой съемки советую выбрать день какого ни будь православного праздника. В праздничный день в храме всегда больше народа, и вам легче будет потеряться в толпе, быть менее заметным, и иметь больше объектов и сюжетов для съемки.
К тому же на праздники в храмах сейчас часто присутствует пресса, и прихожане спокойней относятся к щелчкам фотоаппарата. Да и прихожане тоже часто приходят в храм с компактными камерами. Вас не раз могут спросить зачем и для чего вы снимаете. Будьте готовы к этому.
Приблизительно ответ может быть такой «Снимаю по благословению настоятеля такого- то, снимки будут размещены на сайте таком- то» Очень часто будут задавать совсем смешной вопрос –«По какому каналу покажут?» Сами придумайте что на это ответить.
Если не знаете откуда начать, то советую выбрать место для съемки у алтаря, а справа или слева вы решите на месте. Если в храме есть низкорасположенные окна, то станьте на стороне окон. Так что бы свет был у вас за спиной. Точка съемки у алтаря позволит вам оставаясь на одном месте, снимать в разных направлениях.
Очень не советую пристально рассматривать лица людей, разве что издалека. Помните, что люди пришли в храм отнюдь не для того что бы позировать. Фотографировать старайтесь незаметно, быстро, что бы не смущать никого, и не мешать общению человека с Богом.
Не старайтесь подходить очень близко, что бы снять крупнее, пользуйтесь длиннофокусным объективом. Если кто- то станет опускать лицо, отворачиваться, всем видом показывая свое нежелание попасть к вам в объектив, то тут же нужно прекратить его фотографировать. И конечно извиниться.
Настройтесь, что вам придется выстоять около четырех часов. Кстати это большая психологическая и физическая нагрузка.
Немного подвигаться можно будет во время причастия. Это самый динамичный момент службы- одно из таинств православной церкви.
Когда священник выходит из алтаря с чашей с причастием то прихожане выстраиваются к причастию, соблюдая очередность. Впереди пропускают детей. Выберете точку съемки, что бы не мешать людям и снимайте.
После причастия наступает время проповеди. В это время, когда все слушают наставления священника тоже можно поснимать лица прихожан. И вот уже служба оканчивается.
Все немного расслабились, и даже видя наведенный объектив порою пытаются позировать и улыбаться на камеру. Очень хороший момент, попробуйте им воспользоваться.
После службы не торопитесь уходить, ибо наступает время какого то недолгого общения прихожан между собой, вопросов священникам, кто- то хочет постоять у образов, кто- то ставит свечи. В это время можно не спеша походить по храму, подумать, понаблюдать и поснимать.
Надеюсь что эти советы помогут вам открыть для себя новые источники фотографического вдохновения. Теперь вы знаете как фотографировать в церкви.
Статьи на похожие темы
Что нельзя фотографировать человеку
С фотографиями связано много запретов и примет, которые несут запреты не просто так. В современном мире привыкли делать фотоснимки всего и везде, но порой лучше отказаться от этой идеи, чтобы не навредить.
Фото спящего человека
Эксперты советуют отказаться человеку от фотографий спящего человека, особенно если это дети, которые слишком уязвимы ко всему мистическому. Эти маленькие люди обладают непорочной душой, на которую могут посягнуть нечистые силы. Глаза человека таят в себе большую защитную силу, которая отгоняет бесов. Когда человек погружается в сон, то много нечистых могут находиться рядом с телом, но причинить вред не способны. Сделав снимок, фотограф убирает грань, которая открывает путь нехорошим сущностям к душе человек.
Фото в зеркале
Зеркало — как портал для других миров, многие религии и культуры относились к этому предмету с осторожностью. Оно может копить в себе много негатива, особенно если установлено в месте, где большой поток людей. Самым страшным действием является фото в отражении, это с помощью нескольких зеркал. Такие действия могут легко привести к серьезным последствиям. Стоит остерегаться не только самого процесса съемки, но и снимка.
Вред для икон
Подобные правила обусловлены также вредом, который может нанести вспышка фотоаппарата старинным иконам и фрескам. Яркий свет способен причинить урон красочному слою росписей. Кстати, именно поэтому знаки с перечеркнутым фотоаппаратом имеются и на дверях многих музеев.
Архитектор Михаил Нелюбин считает, что съемка со вспышкой почти всегда негативно воздействует объект этой съемки, и краска действительно может пострадать «из-за внутренних химических реакций пигмента со световым излучением».
Почему нельзя фотографироваться на фоне разрушенной церкви
Специалисты рассказали, что разрушенное здание хранит в себе негативную энергетику. Если это сооружение еще и бывших храм, то фотографироваться на его фоне не рекомендуется, так как можно потерять важную жизненную силу.
Фотография имеет сильную энергетику, с помощью ее можно совершать неограниченное количество вещей. Фотоснимок рядом с разрушенной церквушкой негативно скажется на существовании человека. Фотография привяжет эту натуру к данному месту и будет отбирать постепенно у нее важную жизненную энергетику.
Как сфотографировать икону?
Для грамотной атрибуции хорошо запастись качественными фотографиями иконы, особенно, если консультация с экспертом проводится заочно и он может судить о состоянии и особенностях иконы только по изображениям. Кажется, что это довольно простая мысль, очевидная и скучная в своей банальности. Тем не менее, периодически в наш адрес приходят мутные расплывчатые снимки, сделанные без всякого понимания, а что же фотограф снимал и зачем.
Для получения чёткой и понятной фотографии иконы необязательно использовать профессиональную фототехнику. Большинство современных простых фотоаппаратов и мобильных телефонов со встроенными камерами обладает достаточными для съёмки возможностями. Вопрос качества снимка зависит от умения фотографа.
Какие снимки нужны для атрибуции и оценки иконы?
Для того, чтобы эксперт мог составить адекватное заключение, желательно сделать и предоставить для исследования следующие снимки иконы без оклада:
• Икона в полный размер с чётко читаемым рисунком.
Икона «Великий Архиерей — Царь Царем» Дерево, левкас, темпера. Конец XIX века Фото иконы в домашних условиях на любительский цифровой фотоаппарат. Достаточный уровень качества для атрибуции и первичной оценки иконы.
• Фрагменты иконы крупным планом – лики, руки, какие-либо интересные части композиции.
• Если это житийная икона, хорошо отдельно представить клейма, хотя бы несколько.
• Если на иконе есть приписные святые, их тоже желательно представить на отдельной фотографии достаточно крупно.
• Если на иконе есть повреждения, потери, какие-либо дефекты – желательно каждое серьёзное или выраженное повреждение сопроводить фотографией и пояснением.
Фрагмент иконы. Видны повреждения, трещина, потери краски и левкаса, загрязнения.
• Снимок оборотной стороны иконы.
Оборотная сторона старинной иконы. Видны повреждения от жуков-точильщиков, следы плохого ремонта, загрязнения и сколы древесины.
• Если на обороте есть надписи, желательно их сфотографировать отдельно, так, чтобы их можно было прочитать. Дарственные надписи часто позволяют проследить историю иконы и даже определить её первых владельцев. Историческая значимость бывших владельцев и наличие истории иконы может существенно повлиять на цену.
• Торцевые стороны иконы. Снимки с такого ракурса позволяют судить о степени выгнутости иконы. В некоторых случаях текстура древесины позволяет определить конкретную породу дерева, использованного для основы.
Следует отдельно сказать несколько слов и об иконах в окладах. Если вы уверены в своей аккуратности и возможности самостоятельного снятия оклада, вы можете попробовать это сделать. Однако неправильное снятие оклада может повредить древесную основу иконы, красочный слой и сам оклад. Для начала попробуйте сделать фотографии иконы в окладе, а уже получив первые экспертные мнения о ценности иконы, принять решение о необходимости снятия оклада. Для продажи снятие оклада может не потребоваться. (