почему нельзя есть мертвечину
Почему нельзя есть мертвых животных?
Заголовок этой статьи может вызвать у читателей легкое недоумение, ведь мясо, которое мы едим постоянно, — это и есть пригодные в пищу части тел животных. Мертвых, естественно. Неужели мясо нельзя есть? Придется уточнить: в статье речь пойдет о животных, не забитых специально, а умерших от каких-то иных причин. Проще говоря – о падали.
В дикой природе многие птицы и звери лакомятся падалью, у некоторых из них она составляет основу рациона. Как они при этом живут? Вполне нормально. Среди падальщиков, или, по-научному, некрофагов – стервятники, грифы, гиены, африканские аисты-марабу, и другие животные. Но люди к падальщикам не относятся, и употребление такой еды для них вредно, а зачастую – опасно. Стоит разобраться отчего.
Почему нельзя есть мертвых животных: мнение медицины
Вот почему нельзя есть мертвых животных – это рискованно: можно серьезно заболеть. Такой труп лучше сжечь или зарыть, соблюдая меры предосторожности.
Копальхем
Некоторые северные народы – чукчи, эвенки, ненцы, эскимосы – славятся особым деликатесом под названием «копальхем», или «копальхен». То, как его готовят, вызывает у других людей настоящее недоумение: ведь это не просто мясо «с душком», это мясо, специально зарытое в землю, чтобы разлагалось.
Копальхем делают следующим образом: берут тушу, чаще всего оленью или тюленью, опускают в болото (или роют для этого яму на морском берегу), кладут сверху тяжелый груз, потом забрасывают ветками, камнями, и оставляют на несколько месяцев. Когда мясо дойдет до нужной кондиции, его выкапывают и разделывают. А затем едят, но остаются живы и здоровы.
Объяснить это очень просто: у северных народов, которые едят копальхем с детства, есть своего рода иммунитет к токсинам. У посторонних людей такого иммунитета нет, и потому желание попробовать «экзотики» часто заканчивается тяжелым отравлением или летальным исходом.
2 комментария
Все, в принципе, понимают, что мясо мертвых животных может быть очень опасно, но не все осознают, что не менее опасно может быть мясо забитых промышленным способом животных, если оно неправильно хранилось и испортилось. А торговые сети далеко не всегда соблюдают правила хранения мяса, особенно охлажденного, и можно отравиться, купив обычный кусок балыка в магазине…
Как следствие — обилие болезней человека. От поедания ЛЮБОГО мяса. Но мало кто задумывается, и мало кто знает откуда они, в том числе и врачи не знают. Даже рак часто от поедания мяса. Как-будто бизнесмены так детально следят за животными… Там может быть множество скрытых болезней…За все надо платить. Почему убийство живых существ может проходить бесследно?
Почему запрещено употреблять мертвечину и кровь?
По словам Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Пророк Мухаммад ﷺ в хадисе сказал:
إن الله حَرَّمَ الخمرَ وثمنَها، وحَرمَ الميتة وثمنَها، وحَرمَ الخِنزيرَ وثمنَه
«Поистине, Бог запретил вино и прибыль, полученную от его продажи, Он запретил мертвечину и прибыль, полученную от её продажи. И Он запретил свинью и прибыль, полученную от её продажи». (Абу Дауд, 3485)
Мертвечина (майтат) – это животное, павшее естественной или насильственной смертью, а не посредством заклания (не заколотое в соответствии с каноническими нормами Ислама).
Мертвечиной считается мясо животного, павшего от удушья, от удара тупым предметом, от падения с высокого места, по болезни, от того, что его забодало другое животное, загрызли хищники и т. п.
إِنَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ حَرَّمَ بَيْعَ الْخَمْرِ وَالْمَيْتَةِ وَالْخِنْزِيرِ وَالْأَصْنَامِ فَقِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَرَأَيْتَ شُحُومَ الْمَيْتَةِ فَإِنَّهَا يُطْلَى بِهَا السُّفُنُ وَيُدْهَنُ بِهَا الْجُلُودُ وَيَسْتَصْبِحُ بِهَا النَّاسُ فَقَالَ لَا هُوَ حَرَامٌ ثُمَّ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عِنْدَ ذَلِكَ قَاتَلَ اللَّهُ الْيَهُودَ إِنَّ اللَّهَ لَمَّا حَرَّمَ شُحُومَهَا جَمَلُوهُ ثُمَّ بَاعُوهُ فَأَكَلُوا ثَمَنَهُ
قَوْلُهُ حُرِّمَتْ عَلَيْهِمُ الشُّحُومُ أَيْ أَكْلُهَا وَإِلَّا فَلَوْ حُرِّمَ عَلَيْهِمْ بَيْعُهَا لَمْ يَكُنْ لَهُمْ حِيلَةٌ فِيمَا صَنَعُوهُ مِنْ إِذَابَتِهَا قَوْلُهُ فَجَمَلُوهَا بِفَتْحِ الْجِيمِ وَالْمِيمِ أَيْ أَذَابُوهَا يُقَالُ جَمَلَهُ إِذَا أَذَابَهُ وَالْجَمِيلُ الشَّحْمُ الْمُذَابُ
«Поистине, Аллах и посланник Его запретили продавать вино, падаль, свинину и идолов». Его спросили: «О посланник Аллаха, а что ты скажешь о жире мёртвых животных, которым покрывают борта и днища кораблей, смазывают кожи и который используется для освещения (заливают в лампы)?» Он сказал: «Нет, это запретно».
А потом Посланник Аллаха ﷺ добавил: «Да поразит Аллах иудеев! Поистине, когда Аллах запретил им использовать жир животных, они стали перетапливать его и продавать, проедая полученные за него деньги». (Бухари, 2236)
Аль Кади ‘Ияз сказал: «Этот хадис подразумевает, что нельзя есть и использовать мертвечину, также нельзя её продавать, и прибыль, полученная таким путём, запретна». (Шарх имама Ан-Навави).
Когда животное не заколото по нормам Ислама, кровь задерживается в трупе, и из-за этого плоть падали становится подходящим местом для развития микробов и в последующем причиной распространения различных эпидемий.
По этим причинам Пророк Мухаммад ﷺ велел закалывать животное по нормам Ислама, чтобы обезопасить людей от различных болезней.
От Рафи‘ Ибн Хадиджа (да будет доволен им Аллах) передаётся:
فَقلتُ : إِنَّا نَرْجُو أَوْ نَخَافُ الْعَدُوَّ غَدًا وَلَيْسَتْ مَعَنَا مُدًى أَفَنَذْبَحُ بِالْقَصَبِ ؟ قَالَ : مَا أَنْهَرَ الدَّمَ وَذُكِرَ اسْمُ اللَّهِ عَلَيْهِ فَكُلُوهُ ، لَيْسَ السِّنَّ وَالظُّفُرَ وَسَأُحَدِّثُكُمْ عَنْ ذَلِكَ ، أَمَّا السِّنُّ فَعَظْمٌ ، وَأَمَّا الظُّفُرُ فَمُدَى الْحَبَشَةِ
«Я спросил: «Поистине, мы опасаемся, что завтра здесь будет враг, а у нас нет ножей, так можно ли нам резать их тростником?» Пророк сказал: «Пользуйтесь всем, с помощью чего можно выпустить кровь, и ешьте всё то, над чем было произнесено имя Аллаха, но не закалывайте животных клыками и когтями, и я скажу вам почему: что касается зубов, то это – кости, что же касается когтей, то они используются в качестве ножей эфиопами«». (Бухари, 2488; Муслим, 1968)
Запрещено закалывать животных тупыми предметами
Закалывание животного должно быть проведено в рамках Ислама, следует перерезать горло под кадыком, пищевод и две вены, это приводит к быстрой и лёгкой смерти. Так из животного выходит большое количество крови. Если кровь не выйдет и останется в животном, это приведёт к многим болезням.
Что касается употребления крови, то Имам Аль-Куртуби сказал, что учёные единогласны в том, что кровь харам, ибо это наджас (нечистота), и её нельзя употреблять в пищу.
Современная наука установила, что кровь содержит большое количество микробов, бактерий, вредных веществ, возникших из-за нарушения метаболизма. Употребление крови приводит к повышению мочевины (токсина) в крови человека, это влияет на мозг и вызывает частые внезапные обмороки.
Пророк Мухаммад ﷺ исключил из числа мертвечины рыбу и саранчу, а из того, что относится к крови – печень и селезёнку; то есть он дозволил употреблять это.
Пророк Мухаммад в хадисе, переданном от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), сказал:
أُحِلَّتْ لَنَا مَيْتَتَانِ وَدَمَانِ فَأَمَّا المَيْتَتَانِ فَالْحُوتُ وَالْجَرَادُ وَأَمَّا الدَّمَانِ فَالْكَبِدُ وَالطِّحَالُ
«Нам дозволено употреблять в пищу два вида мертвечины и два вида «крови». Что касается двух видов мертвечины, то это рыба и саранча, а что касается двух видов «крови», то это печень и селезёнка». (Имам Ахмад; Ибн Маджах, 3218; Даракутни, 4792)
Посланник Аллаха ﷺ исключил из запретных видов мертвечины морскую рыбу и саранчу, а из того, что относится к крови – печень и селезёнку. В разрешении на употребление этих продуктов заключается удивительная мудрость, которая стала известна науке только в последнее время.
Эту мудрость прокомментировал доктор Ахмад Шавкий Аль Фанджари:
«Морская вода содержит много соли, которая сохраняет её чистоту, и в ней не размножаются вредные бактерии, по этой причине морская вода не портит мертвечину, если только не пройдёт довольно много времени.
Мёртвая саранча же считается дозволенной, потому что у неё нет крови, из-за этого она и не гниёт.
Дозволенность печени и селезёнки обосновывается тем, что кровь в них самая чистая во всём теле и лучше всего сохранена от микробов и продуктов метаболизма.
Многие подобные факты, о которых поведал Пророк Мухаммад более 1400 лет тому назад, учёные открыли с помощью современной науки.
Подготовил по материалам книги «Сунна Пророка ﷺ и медицина»
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Абдулла Магомедов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
«Гниение не мешает вкусу» Люди придумали способ есть мясо, не убивая животных. Их не страшат ни чума, ни паразиты
В Великобритании жених и невеста готовят свадьбу, на которой гостей тайно накормят мертвечиной. Еще один британец собирался накормить семью собранной за год падалью. Американец приучил семью к мясу сбитых на дороге диких животных. Такие новости встречаются все чаще. Ценителей экзотического мяса становится все больше, и среди них попадаются даже веганы. «Лента.ру» выяснила, откуда берутся такие вкусы.
После спагетти болоньезе гости английского таксидермиста Джонатана Макгоуэна заспорили о происхождении мяса. Одни считали, что это оленина. Другие настаивали, что больше похоже на фазана. Они даже не догадывались, какой сюрприз их ждет. «Когда я объявил, что в болоньезе были две совы — неясыть и сипуха, в комнате стало тихо», — с удовольствием вспоминает Макгоуэн. Гостям понадобилось время, чтобы справиться с шоком. «Было очень вкусно, — вдруг сказал кто-то из них. — И я рад, что совы не пропали зря».
Блюда из животных, погибших под колесами автомобилей, — давнее увлечение Макгоуэна. В 14 лет он принес домой и тайком от родных пожарил дохлую змею, которую нашел в лесу. Это был первый раз, когда он попробовал мертвечину. Получилось так себе, но с тех пор его разбирало любопытство. «Куда бы я ни глянул, всюду были мертвые животные, — вспоминает он. — Рыба, которую ловили в реках, фазаны, которых стреляли охотники, звери, которых сбивали на дорогах». Юноше хотелось знать, какие они на вкус.
После совершеннолетия Макгоуэн жил один. Поначалу денег не хватало даже на еду, поэтому былое хобби оказалось очень кстати. Каждую неделю молодой человек отправлялся в лес, чтобы искать погибших под колесами зверей. Собранного мяса хватало на несколько дней, а шкуры шли на чучела, которые он научился изготавливать.
Прошло более 30 лет, но Макгоуэн продолжает питаться мертвыми животными. Дело уже не в экономии — ему просто нравится. Лисицы, ежи, белки, барсуки, зайцы, кролики, олени, горностаи, ласки, хорьки, выдры, дикие кошки — список зверей и птиц, которых он успел отведать, занял бы несколько страниц. В желудке таксидермиста побывали представители почти всех видов, которые водятся в Великобритании.
Суп из хобота
Несмотря на солидный стаж, Макгоуэну далеко до Фрэнка Бакленда — английского натуралиста времен королевы Виктории, который прославился своими гастрономическими экспериментами. Его отец, видный оксфордский геолог и палеонтолог, с детства приучал сына к странной еде — от ежатины и конины до блюд из крокодилов и медведей. В юности Бакленд нередко закусывал мышами, которых ловил и сразу же поджаривал на палочке. «Жареная полевка — ни в коем случае не домовая мышь — роскошное bonne bouche [угощение] для голодного мальчика», — не без ностальгии вспоминал он.
Обеды в доме Бакленда были известны всему Лондону. Таких деликатесов, как у него, не было больше нигде. «Ели суп из хобота слона», — писал он в дневнике. «Звал Б., на ланч была гадюка», — говорится в другой записи. Эксцентричный натуралист пробовал все подряд: удав напомнил ему телятину, уховертки показались горькими, а идеальным источником мяса он признал кенгуру.
Разнообразить меню помогал знакомый, который работал в Суррейском зоосаде. После пожара в помещении для жирафов Бакленд стал обладателем внушительных запасов мяса этих животных. В другой раз ему удалось выпросить мертвого леопарда. «Его, впрочем, третьего дня похоронили, но я велел выкопать и прислать мне вырезку, — писал он. — Было не очень вкусно».
Многострадальному повару Бакленда приходилось печь пироги с начинкой из мяса носорога, тушить кротов и находить кулинарные применения для морских свиней. Без приключений не обходились даже более традиционные кушанья. Однажды Бакленд волок на кухню трехметрового осетра и упустил веревку. Огромная рыба скатилась с лестницы и выбила дверь. «Внезапное появление бронированного морского чудовища произвело фурор, — вспоминал он. — Повар закричал, горничная лишилась чувств, кот запрыгнул на шкаф, пес спрятался за котел и залаял, обезьяны обезумели от ужаса, а всегда невозмутимый попугай с тех пор не произнес ни слова».
Медведь тэрияки
Любителей экзотического мяса не так уж мало. Для них издают поваренные книги, снимают телешоу и даже устраивают фестивали. В американском городке Марлинтон в Западной Виргинии каждую осень проходит конкурс West Virginia Roadkill Cook-Off, на котором повара-любители соревнуются в приготовлении погибших зверей, которых нашли на обочине. Благо выбор есть: журналист Vice Том Шерман, побывавший там в 2014 году, утверждал, что по дороге в Марлинтон успел заметить двух сбитых оленят, пару мертвых лесных сурков и попавших под машины опоссума и енота.
На West Virginia Roadkill Cook-Off запрещены свинина, говядина и курятина, зато встречаются пельмени с олениной, тушеные каймановые черепахи, черные медведи в соусе тэрияки и лесные белки с подливкой. За камни и куски асфальта, попавшие в еду, грозит дисквалификация, все остальное жюри обещает переварить. «Проверено, что у всех судей луженые желудки и никаких вегетарианских наклонностей», — говорится в правилах.
Фото: Mariana Bazo / Reuters
Туристы едут на фестиваль, чтобы пощекотать нервы, и с удивлением обнаруживают, что раздавленные колесами еноты не лишены кулинарных достоинств. А ценители считают деликатесами даже тех животных, которые у всех остальных вызывают отвращение. К примеру, Макгоуэн обожает крыс. «Они потрясающе вкусны, и считать их грязными — это заблуждение, — утверждает он. — Напоминают свинину, но солоноваты».
80-летний британский энтомолог Артур Бойт, за свою жизнь продегустировавший мясо тысячи зверей и птиц, любит блюда из лисиц, кроликов, воробьев и голубей, но особенно ценит барсучьи головы. «В них можно найти пять разных сортов мяса, и у каждого — своя текстура», — объясняет он.
Многих шокирует его пристрастие к мертвым собакам. Бойт пробовал их три раза — это были две ищейки и лабрадор, которые погибли под колесами. «Лабрадор — это нечто особенное, — признается он. — Очень приятный вкус и аромат, немного похож на ягнятину. Людям неприятно слышать, что больше всего мне понравился лабрадор, хотя я бы никогда не стал убивать животное, а это главное».
Веганский лось
Нежелание причинять вред животным — общая черта многих людей, которые предпочитают питаться падалью. «Можно не чувствовать вину за убийство животного или за то, что его убили для тебя», — объясняет Бойт. А ведь порой убийство — это даже не самое страшное. Макгоуэн не может забыть бройлерную птицефабрику, возле которой он рос. «Было три слоя цыплят: мертвые и разлагающиеся в самом низу, сплющенный слой в середине и верхний слой, где они едва могли двинуться», — рассказывает он. Олени и еноты, которые попали под колеса, так не мучились.
«Я вегетарианец, но ем мертвых животных, найденных на обочине, — говорит британец Фергюс Дреннан. — Если их не убили для вас, и вы не видели и не слышали, как они гибли, то все в порядке».
Такое мнение разделяют даже радикальные защитники животных из PETA. «Если люди должны есть трупы животных, то лучше выбирать погибших под колесами, а не чистенькое мясо в пластиковой упаковке из супермаркета», — говорится на сайте организации.
Фото: San Antonio Express-News / Gloria Ferniz / AP
Восемь лет назад Джоанна Янг перебралась на Аляску, чтобы учиться в Аляскинском университете в Фэрбенксе. Тогда она придерживалась веганства и не употребляла продуктов животного происхождения. «Перематываем вперед: глухая ночь три недели назад, я с ног до головы вымазана в крови, пилю лосиную ногу, — вспоминает она. — Та Джоанна, которой я была десять лет назад, такого никак не ожидала». За час они с парой друзей разделали погибшего лося и вернулись домой с 45 килограммами мяса каждый. И ни этических проблем, как при забое скота, ни ущерба для окружающей среды.
Мертвые лесные животные могут служить гуманным источником не только мяса, но и меха или кожи. Американка Памела Пакуин десять лет работала в Европе консультантом по вопросам экологии, а после возвращения на родину основала фирму, которая шьет шапки, сумочки и гетры из меха погибших зверей. «У меня был Land Rover 1999 года, — рассказывает она о начале своего бизнеса. — Я переделала крепление для велосипеда в стойку для снятия шкур и поставила сзади. Дочка сидела на заднем сиденье, а я тем временем сдирала шкуры».
Кассероль из дельфина
Любителей мяса погибших животных часто спрашивают, не боятся ли они отравиться или подхватить инфекцию. «Мне было плохо только однажды, после того как я рискнула съесть пингвина, которого нашла в Патагонии», — признается художница Элисон Спир. Ее потянуло на мертвечину во время беременности. «Впервые что-то подобрала, когда проезжала мимо совершенно нормального фазана, — вспоминает она. — Притормаживаю рядом и думаю: я его съем».
До сих пор ей везло, но угроза для здоровья действительно существует. Особенно опасно мясо хищников, которые могут наследовать от съеденной добычи паразитов и болезнетворные микроорганизмы. В 2007 году биолог из Аризоны принес домой и разделал в гараже мертвую пуму (скорее всего, из научного интереса, но это ничего не меняет). Через три дня у него поднялась температура, он стал кашлять кровью. Это была легочная чума. Врачи оказались бессильны, и на шестые сутки после заражения ученый скончался.
Пугающие истории такого рода знакомы всем, кто часто имеет дело с падалью. «От одного оленя у меня до сих пор мурашки по коже, — рассказывает биохимик Роберт Чихевич из университета Оклахомы, работавший со сбитыми животными. — Это было ранней весной. Туша казалась практически целой. Сажусь рядом, чтобы взять пробу, и вижу, что она шевелится, хотя этого, понятно, не может быть. И тут до меня доходит, что тело оленя полностью покрывает густой слой клещей».
Есть опасность и другого рода. Некоторые виды животных, такие как ядовитые змеи или каймановые черепахи, могут укусить даже после гибели. Брайан Моррис, описывавший на сайте American Survival Guide способы приготовления погибших зверей, утверждает, что некоторые органы разделанной черепахи продолжают работать около часа. «Я держал ее отрезанное сердце в руке и больше 20 минут смотрел, как оно бьется, — пишет он. — А в отсеченной от тела черепашьей голове хватало силы, чтобы перекусить твердый карандаш, помещенный в ее клюв!»
Фото: Jim Alexander
Но охота пуще неволи. Артур Бойт пускал в ход даже полуразложившихся енотов, которые две недели гнили на обочине. Перед приготовлением с них приходилось снимать клещей и опарышей — а ему хоть бы хны. «Я ел мясо темно-зеленого цвета, которое дурно пахло, — утверждает он. — По-моему, если хорошо его приготовить, то гниение не мешает наслаждаться вкусом животного».
У него другие проблемы: супруга, которая не разделяет его увлечения падалью, и король Эдуард II, правивший Англией в начале XIV века. «Моя жена вегетарианка и не ест блюда, которые я готовлю, особенно те, что сделаны из животных c обочин», — сетует гурман. Ей не хочется смотреть на его стряпню, поэтому он старается готовить, когда ее нет дома. Но даже это не всегда помогает. «Проблема в том, что иногда я беру ее машину и потом забываю, что оставил там енота», — объясняет Бойт.
Средневековый монарх стал досаждать ему в 2015 году. Как оказалось, в Великобритании до сих пор действует указ Эдуарда II, объявляющий дельфинов, китов и осетров «королевскими рыбами», которые принадлежат английской короне. Это спутало Бойту все планы. Не зная о законе, он успел съесть тюленя, которого нашел на корнуоллском пляже, и уже раздумывал, что делать с мясом выбросившегося на берег дельфина. Оно плохо жарилось, поэтому пенсионер намеревался приготовить из него кассероль со свеклой, картошкой, морковью, чесноком и приправами.
Власти начали расследование, но наказания так и не последовало. На Рождество пенсионер все-таки попробовал дельфинятину, но был разочарован. Через год Бойт, осмелев, принес с пляжа несколько кусков кашалота. Его хватило на два рождественских ужина, и даже в декабре 2018 года в холодильнике оставалось несколько кусочков. Но на этот раз семья отмечала Рождество в гостях у брата жены, поэтому Бойт решил изменить праздничной традиции и обошелся без экзотического мяса. В конце концов, в чужой монастырь со своим китом не ходят.
Мясная пища в христианстве
Оглавление
«Пища должна укреплять тело,
а не вызывать болезнь»
Бесспорно то, что для младенца голос матери важнее даже самого звонкого голоса раскрасивой погремушки. Так и мы, в поисках ответа на наши вопросы, минуя неглубокие полуправды, будем припадать своим младенческим сердцем к самому родному и близкому нам родительскому Божиему голосу.
Триединый Господь поставил Церковь на земле и, освятив Её личным присутствием, сохраняет и направляет Её Своей безграничной любовью.
Православие – это горная тропа, восходящая над пропастью в Небесный Иерусалим. По тропе этой следовать можно только твёрдым шагом, на двух ногах – двумя заповедями: любовью к Богу и любовью к ближнему. Ступени же, от которых отталкиваются эти ноги есть Священное Предание и Священное Писание, где немало внимания уделено тому, что мы вкушаем.
Когда мы говорим о мясе, то это может означать следующее:
Понятно, что мы будем обсуждать отношение Православия к животному мясу. Такое мясо делится обычно на говядину, свинину, баранину, конину, курятину и др.
^ Грех ли убивать животных ради еды?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к Священному Писанию, выше которого Святая Церковь никогда не превозносится.
В книге Бытия ( Быт.1:29 ) написано, что Господь дает нам “всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя”, и говорит, что нам “сие будет в пищу”. Здесь для первых людей отчетливо сказано, что только растительная пища предназначена для человека.
Однако, после всемирного потопа, когда восемь человек вышли из ковчега на голую землю, несомненен тот факт, что такая бесплодная почва не могла накормить их ещё долгое время. Тогда Господь и разрешил им вкушение мяса. То есть Сам Вседержитель, Творец всей вселенной, благословляет вкушение мясной пищи по сложившимся обстоятельствам. Но и тут Он не говорит: “разрешаю вам на время”. Он просто благословил.
«Ошибается тот, кто считает,
что пост лишь в воздержании от пищи.
Истинный пост есть удаление от зла…»
^ Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?
Некоторые люди ошибочно считают, что полное воздержание от мясной пищи приведёт человечество к высшей нравственной точке своего развития и, как следствие этого, мир будет спасен. Однако, страницы Священного Писания говорят, что такой закон не работает. Господь уничтожил потопом всё вегетерианское население земли. Да-да, до Ноя всё человечество питалось только лишь растительной пищей и, несмотря на это, всё равно на земле воцарилось полное растление нравов, растление такой низости, что Господу пришлось пойти на такой решительный крайний шаг.
«Берегись измерять пост простым
воздержанием от пищи.
Те, кто воздерживается от пищи,
а ведет себя неподобающе,
уподобляются дьяволу,
который хотя ничего не ест,
однако ж не перестает грешить».
^ Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?
Есть одна важная оговорка, которую сделал Господь при благословении мясной пищи. Он разделил всех животных на чистых и нечистых (Ветхий Завет).
Также к нечистой пище относится идоложертвенное мясо, то есть туша, оставшаяся от животного, после принесения его в жертву идолу.
Вопрос читателя: «Помогите разрешить спор внутри нашей семьи! Наша тётя говорит, что у православного человека должно быть много запретов касательно еды и эти запреты не должны ограничиваться только постом. Она говорит, что православный человек должен готовить мясную пищу только по праздникам, а пищу других народов, узбекскую, японскую, корейскую, татарскую, нам нельзя. А моя мама ей отвечает, что, помолившись, можно вкушать любую пищу. Кто же прав?!»
В этом споре интересно то, что здесь при определённых условиях оказаться правыми могут обе женщины. Всё зависит оттого, куда направлен духовный взгляд каждой из них. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную», говорит апостол Иоанн. И если эти женщины смотрят именно так на ту еду, как на подкрепление сил для освоения пищи духовной, то это попросту разговор двух ангелов, призывающих друг друга вступить на радость своего пути.
Для первой, видимо, воздержание необходимо от опасения потерять дарованное ей некогда драгоценнейшее чувство Бога. Пытаясь его сберечь, она неумело, возможно, переживает за всех своих близких, которые, по ее взгляду, это чувство не берегут.
А для второй – вполне возможно, что на духовной высоте её сердца пища нужна лишь для того, чтобы хотя бы ещё один день созерцать светотканное лицо Господа нашего Иисуса Христа. Так некогда Сам Господь по голодной человеческой необходимости благословляет апостолу вкушение нечистой пищи во время его молитвенного делания ( Деян.10:9–15 ).
Первому типу людей для спокойствия их совести необходимо определиться, что’ по ветхозаветным законам разрешается употреблять христианину, а что нет. Это также полезно и для людей, нечаянно свернувших с богоспасаемого пути для поклонения своему животу или самой пище, о которых, как говорит апостол Павел, «написано: народ сел есть и пить, и встал играть» ( 1Кор 10:7 ), а точнее, поправляет Лопухин «плясать», то есть блудодействовать.
«Возобладай над чревом,
пока чрево не возобладало над тобой».
Свт. Василий Великий.
В продолжение вопроса от нашего читателя давайте коротко определимся в различиях пищевых ограничений православного человека и представителей других религий, близких и неблизких нам по отношению к Священному Писанию Ветхого Завета. Для этого необходимо коротко упомянуть о наших общих запрещающих понятиях в области питания.
^ Исламская пища – разрешается условно
«Халяль» – это понятие разрешенного и дозволенного в исламе. Противоположное по смыслу понятие – это «харам». Обычно, этими словами обозначают допустимую и недопустимую пищу.
К харамной у мусульман относиться:
*Мусульманам разрешается есть мясо, которое
было приготовлено только «людьми Писания».
К ним относятся христиане, иудеи и сами мусульмане.
^ Иудейская пища – разрешается
«Кашрут» – это свод иудейских законов о запретах в области потребляемой пищи. Пища по этим законам может быть кошерной и некошерной или пригодной и непригодной для потребления.
*«Духовная чувствительность человека,
употребляющего некошерные продукты,
понижается, его сердце «закрывается»
для восприятия духовных идей».
Иудейская мудрость.
Различие чистых и нечистых животных и запрещение в Ветхом Завете употреблять нечистых животных в пищу имело специальное и временное значение: научить евреев чистоте жизни и сердца, и было внешним средством отличия и отделения евреев от других народов. С пришествием Мессии такое отделение сделалось излишним: все народы, принявшие Евангелие, освящены и очищены кровию Христа; посему в царстве благодати нест Еллин ни Иудей, обрезание и необрезание, но всяческая и во всех Христос ( Кол. 3:11 ).
«Мясо можно есть только то, которое заколото,
а не убито электрическим током или задушено.
Определить это можно по цвету:
светлое мясо – с выпущенной кровью;
тёмное мясо – с невыпущенной (мертвечина);
^ Вьетнамская пища – не рекомендуется
*«Христианам лучше бы вообще создать
свои скотобойни и магазины,
где заведомо продавалось
бы ритуально чистое мясо...».
Священник Олег Стеняев
^ Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?
В книге Бытия мы читаем наставление Божие: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» ( Быт.9:4 ). Эти наставления Вседержитель делает для Ноя и его семьи после потопа. То есть, благославляет есть плоть, но запрещает есть душу. По слову Божиему, кровь соединена с душою того, кого окормляет: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» ( Лев 17:10 ). Слово “душа” в данном случае обозначает жизнь. Здесь Господь говорит о том, что всякая кровь должна быть использована либо для жертвоприношения Ему, либо пролита на землю. Отсюда древняя традиция у «людей Писания», то есть у иудеев, мусульман и христиан, выпускать кровь у животного перед потреблением его мяса в пищу.
А далее, в книге Левит мы находим результат отступления от этой заповеди: «обращу лице Мое на душу того и истреблю ее из народа ее» ( Лев.17:11 ), говорит Господь. Люди Ветхого Завета ревностно исполняли обрядовые правила. Собором апостолов, который состоялся около 50 года в Иерусалиме, было утверждено положение, по которому на христиан из язычников непосильные иудейские правила не накладывались. В то же время было указано о необходимости воздержания от удавленины и крови ( Деян.15:20 ). Подробнее в разделе “Кровь”.
*«Гематоген хоть и является
производным крови крупного рогатого скота,
однако, приём его в лечебных целях
возбраняться не может».
^ Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?
В указаниях на то, что «кровь сия душу очищает», говорится об окроплении Божиего жертвенника в качестве залога за содеянный грех (подробно в книге Левит).
Этот кровавый акт при поверхностном взгляде на историю Священного Писания кажется бессмысленным и жестоким. Однако, всё остаётся труднообъяснимым до тех пор, пока на свет ни появляется Господь Иисус Христос. Спаситель Сам стал «тельцом» для жертвенника и окропил Кровью Своею Жертвенник-Крест, чтобы раз и навсегда очистить души наши от пропасти богоотчуждённости. Это Божие указание есть прообраз Великой будущей Жертвы за наши грехи. «Христос со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:11,12 ), говорит апостол Павел в письме к иудеям.
Вот так Богочеловек примирил человека через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вкушение Крови и Плоти Божией, шагом минуя непреодолимую пропасть, становимся причастными Царству Небесному.
^ Почему установлены запреты на пищу?
В Апостольских правилах есть особые указания на отношение христиан к Ветхому и Новому Заветам. Там сказано: «Книги же яко подобает почитати Ветхого и Нового Завета суть». Поэтому Православная Церковь анафематствовала, то есть отлучила от Себя, всех тех, кто усомнился в святости и богодухновенности книг Ветхого и Нового Заветов.
Святитель Амвросий Медиоланский называл оба Завета «чашами премудрости» в наших руках, потому что, говорил он, из «обеих пьете Христа».
Договор Бога с людьми
Слово «завет» означает договор. Под «Ветхим Заветом» подразумевается договор с древними праведными патриархами, то есть отцами и представителями народов земли, – Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Их можно представить драгоценными семенами, упавшими сеятелю в руку в период всемирной засухи. Цель Господа – уберечь от болезней и смерти жизнь в этих семенах, то есть сохранить чистоту веры и рода, в котором должен появиться на свет Христос, Спаситель мира. Поэтому Он выдвигает строгие требования в вере, преданности и послушании. Взамен же даёт Своё благословение и обещает даровать спасение народу Божиему.
Забота Всевышняго о людях Своих заключалась в Его заповедях, некоторыми из которых были заповеди о внимательном отношении к пище. Однако, необходимо понимать, что теперь, когда Христос уже родился, жил между нами, был распят, воскрес и восседает одесную Бога Отца, это ветхозаветный договор, строгий по понятным уже причинам, приведен в исполнение. А ныне для нас тянется время Нового Завета, договора между всему людьми без выделений и разграничений, договора «покаяния-прощения», главным критерием которого является наша личная совесть.
^ Критерий воздержания от пищи – наша совесть?
Из чего исходил Господь, устанавливая такие разделения, сказать трудно. Быть может, здесь отражаются некие санитарные соображения, но скорее всего то, о чём знает только Бог, а мы можем только догадываться. Одно ясно, если заповедь – это тропа, то нарушение заповеди – это болото в стороне от неё, – можно завязнуть и никогда не выбраться. Так, невидимые границы этой спасительной тропы – Божиего «договора», ныне пришедшего в исполнение – инерционно, подобно раскрученному велосипедному колесу, тянутся и до нашего времени. Так, к примеру, апостол Лука рекомендует «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда», но тут же ставит на этом грубом пьедестале заповедь новой высоты, Нового Завета, заповедь суда собственной совести: «не делать другим того, чего себе не хотите» ( Деян.15:29 ).
А апостол Павел, подтверждая отмену Христом необходимости ветхозаветного закона, говорит, что закон этот не может «сделать в совести совершенным» исполняющего его, ибо доходит только «до плоти». Эти заповеди были установлены, говорит он «только до времени исправления». Только Христос, пишет апостол Павел, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» ( Евр. 9, 9–14 ).
О благословении на нарушение по необходимости этой заповеди говорит и апостол Пётр. Ему было видение, в котором к нему во время голода и молитвы спустился с отверстого неба «некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю». В этом полотне находились «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные». Господь призвал Петра поесть, однако Петр, испугавашись, ответил, что он «никогда не ел ничего скверного или нечистого». И Господь ответил ему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян. 10, 9–15 ).
Так, на «Апостольском» соборе было принято и ограничить эту заповедь постановлением воздерживаться от крови, удавленины и идоложертвенного мяса ( Деян. 9:12 ), то есть приносимого на поклонение идолам. Но всё же, на высоте своей боголюбивого сердца апостол Павел разрешает вкушение всего, «что продаётся на торгу, без всякого исследования, для спокойствия совести» христианского сердца. При этом он находится уже на такой высоте, что личность его растворяется в подвиге бесконечной любви. «Для слабых я был слаб, чтобы приобрести слабых, для всех я стал всем, чтобы спасти, кого можно» ( 1 Кор.9:22 ), говорит христоподобный апостол Павел.
Для той любви, которой любил апостол Павел, нет никакого ограничения, ничего чистого и нечистого, никакого закона, ибо он стал выше закона. Так и для нас закон этот нужет только с целью приобретения такой безграничной и жертвенной любви к Господу и ближнему своему. Нам, кто всё ещё страстные желания чрева своего путает с жизненнонеобходимой истиной.
Автор: Диакон Владимир Рождественский,
физиотерапевт НИДОИ им. Г.И. Турнера