почему мусульманам нельзя пить водку

Можно ли мусульманам пить алкогольные напитки?

Самым первым вопросом, что приходит на ум при слове ислам, можно ли пить мусульманам. Религия предусматривает огромное количество ограничений для своих адептов, поэтому интересно узнать отношение к алкоголю. Каждая вера по-своему относиться к распитию алкоголя, но из всех существующих религий, ислам единственная, что накладывает полное табу на алкоголь и на другие формы психотропных напитков, дурманящих веществ.

Остальные вероисповедания или не упоминают в своих трактатах алкоголь вовсе, или имеют лояльное отношение к тому, что люди пьют спиртные напитки.Христианство не имеет никаких запретов на спиртные напитки, иудаизм в своем отношении к алкоголю, близок к христианству и провозглашает умеренное употребление. Вино в этих религиях используется во множестве обрядов, но оно должно обязательно соответствовать установленным канонам. Индуизм, как религия, запрещает употреблять спиртные напитки только по пятницам. Во всех заведениях сухой закон, запрещается как продавать, так и приносить с собой алкоголь, но в остальные дни недели горячительные напитки разрешены.

Почему нельзя мусульманам пить?

почему мусульманам нельзя пить водку. Смотреть фото почему мусульманам нельзя пить водку. Смотреть картинку почему мусульманам нельзя пить водку. Картинка про почему мусульманам нельзя пить водку. Фото почему мусульманам нельзя пить водку

Мусульмане не сразу пришли к тому, что полностью искоренили алкоголь из своей жизни. Изначально для мусульман спиртное было привычным напитком, ведь в городах центрального Аравийского полуострова вода была не пригодной для питья. Люди спасались от жажды финиковой настойкой, которая под воздействием солнца бродила и достигала крепости в 60 градусов. Такие неблагоприятные условия жизни быстро приводили к алкоголизму, и нация деградировала, дети рождались с пороками.

Чтобы спасти свой народ от вымирания, пророк Мухаммед решил полностью запретить алкоголь. Осуществлял свою задумку пророк в три этапа:

Отрицательное отношение к спиртному массово распространилось по всей стране. Под запретом находились не только сами алкогольные напитки, но и их продажа, ввоз в страну и покупка. Строгому проклятию и отлучению от веры принадлежали люди, что делают, продают, пьют, приносят, наливают вино. Малейший контакт с алкоголем был приговором.

Согласно исламу, употребление спиртного — это большой порок, происки шайтана, что разрушает человека физически и духовно. Если ты пьешь — значит подаешь плохой пример детям и современной молодежи. Смысл запрета Всевышнего — не дать истратить свои сбережения на спиртное, которое сначала приносит удовольствие и эйфорию, но в потом разрушает. До провозглашения Ислама арабские мужчины и женщины, которые пили вино в больших количествах, продавали даже коз, свой главный источник дохода и пищи, оставив грудных детей на вымирание от голода.

Большинство людей, исповедующих ислам, считают, что это положение Корана, гласящие о запрете на алкоголь, стало переломным, ведь от него появилось новое понятие греха «хамар»- лишающий разума. Что странно в самом Коране нет такого строгого табу на алкоголь, запрет носит скорее рекомендательный характер.

Пьют ли мусульмане алкоголь в наши дни?

почему мусульманам нельзя пить водку. Смотреть фото почему мусульманам нельзя пить водку. Смотреть картинку почему мусульманам нельзя пить водку. Картинка про почему мусульманам нельзя пить водку. Фото почему мусульманам нельзя пить водку

Споры о том, можно ли употреблять алкоголь мусульманам, выдуться много сотен лет, ведь все мы люди и понимаем, что большинство мужчин пыталось найти какие-то лазейки в Коране, чтобы оправдать свое желание насладится хмельным вкусом напитка. В 2008 году богослов Юсуф аль Карадави выпустил указ о том, что незначительные дозы вина, разрешены для правоверных, ведь не приводят к опьянению

Сегодня в Иране, Турции, Ливии и Сирии, что издавна исповедуют ислам не ограничивают себя в спиртных напитках. Конечно, публичное пьянство не приветствуется, но тем не менее, свободная продажа вина имеет место. В большинстве случаев, мусульмане разводят виноградный спирт водой. Жидкость обретает белый оттенок, что напоминает молоко, а у шариата нет претензий к напитку.

Хотелось бы напомнить отрывок из исламской притчи, ее читают детям у которых начинает формироваться понятие о моральных устоях мусульманской общины: «Не глазейте на вино, как оно краснеет и искрится в чаше, впоследствии, как змей укусит внезапно, как аспид ужалит. Глаза начнут разглядывать чужих женщин, а сердце твое затеет развратное, и ты будешь, как спящий на вершине мачты, в любой момент сорвёшься в пропасть».

Что значить нейтральное отношение к алкоголю?

почему мусульманам нельзя пить водку. Смотреть фото почему мусульманам нельзя пить водку. Смотреть картинку почему мусульманам нельзя пить водку. Картинка про почему мусульманам нельзя пить водку. Фото почему мусульманам нельзя пить водку

На сегодняшний день, отношение каждого мусульманина к спиртному и курению из негативного перешло в нейтральное. Понятие «нейтральное отношение» можно трактовать, так что мусульманка или мусульманин не приветствует дружбу с алкоголем, но и не против него. Человек, как бы держится в стороне от спиртного, сам не употребляет, но другим не запрещает. Такое отношение к хамару раздражает ярых богословов потому, что подобная позиция говорит о несформированные мнения мусульман и равнодушие к проблеме алкоголизма.

Монахи исламисты переживают, что если новое поколение начнет так игнорировать установленный запрет спиртного, то совсем скоро общество вернётся к алкоголизму, с которым много тысячелетий тому назад боролся Мухамед.

Подводя итоги, можно сказать, что исламское табу на алкоголь не такое уж и абсолютное. Конечно, есть мусульмане, у которых резко отрицательный настрой по отношению к алкоголю и табакокурению, но их очень мало, и это как правило богословы или монахи.

Источник

Почему мусульманам нельзя пить водку

почему мусульманам нельзя пить водку. Смотреть фото почему мусульманам нельзя пить водку. Смотреть картинку почему мусульманам нельзя пить водку. Картинка про почему мусульманам нельзя пить водку. Фото почему мусульманам нельзя пить водку

Как известно, в исламских странах царит «сухой закон». Действительно ли мусульманам строго запрещается употреблять спиртные напитки, или все-таки есть послабления? И откуда вообще взялось это табу?

Как внедрялся «сухой закон» в исламе

До принятия ислама жители Аравийского полуострова активно употребляли алкогольные напитки. Поскольку воды там было мало и она часто являлась непригодной для питья из-за различных примесей и солей, жажду люди утоляли в

основном вином и финиковой настойкой. Хотя эти напитки имели слабую крепость, в жарком климате они начинали бродить, что добавляло им градусов. Все это привело к массовой алкогольной зависимости. Многие погибали от алкогольного отравления, дети стали рождаться с дефектами развития.

Хотя поначалу ислам не подразумевал отказа от спиртного, пророк Мухаммед, увидев разрушительные последствия пьянства, решил ввести «сухой закон». Введение его проводилось в несколько этапов. Сначала людям стали разъяснять на проповедях народу пагубное воздействие алкоголя. Затем приняли запрет на проведение намаза в состоянии алкогольного опьянения. И наконец, был введен полный и категорический запрет на употребление любых одурманивающих веществ. Именно тогда в исламе впервые было оглашено понятие греха – хамар («лишающий разума»).

Были сформулированы пять основных причин, по которым запрещалось пить алкоголь:

1. Нельзя совершать намаз в пьяном виде. Ведь верующие должны обращаться к Аллаху по пять раз в день.

2. Боязнь привыкания. Мухаммед говорил, что не будет пользы от того, что запрещено. Ведь, выпив даже один глоток спиртного, человек может захотеть еще.

3. Затуманивая разум, алкоголь не дает разглядеть различие между праведностью и грехом.

4. Пить спиртное – это плохой пример для детей. Ведь старшее поколение должно служить образцом подражания для младшего.

5. Алкоголь снижает самоконтроль, заставляет забыть о Коране и заповедях Аллаха, а для верующих это недопустимо.

Вино запретили не только пить, но и продавать. У купцов, которые ввозили в город спиртное, отбирали бурдюки, разрезали их и выливали содержимое на землю.

Что такое «хамар»?

Между тем слово «хамар» обозначало одновременно «покрывать пеленой», «дурманить» и напиток, полученный из виноградного или плодово-ягодных соков путем брожения. Получалось, что если напиток был изготовлен другим образом, то употреблять его было можно. Так, в число запретных напитков поначалу не попали пиво и чистый спирт, полученный в 860 году одним персидским врачом.

В Персии, кстати, преобладал зороастризм, проповедующий свободный человеческий выбор и являвшийся неотъемлемой частью культуры этой страны. В бессмертной поэзии Омара Хайяма и Хафиза немало восторженных строк о вине. И сегодня, хотя в стране доминирующей религией давно стал ислам, там сохранились зороастрийские общины, члены которых по-прежнему употребляют вино. Его можно купить в небольших магазинчиках в юго-западных областях Ирана, а также и на территории мусульманской Албании.

Даже многие известные мусульманские деятели не чурались спиртного. Это происходило и в Средние века, и в наши дни.

Можно или нельзя?

Продолжаются и богословские споры на эту тему. В 2008 году исламский богослов Юсуф аль-Карадави выпустил фетву, где разрешалось употребление спиртного в ограниченном количестве. Аль-Карадави мотивировал тем, что содержание спирта в напитках менее 0,5% вполне допустимо для правоверных, так как не ведет к опьянению, поэтому не может противоречить догмам ислама. Правда, многие «коллеги» его так и не поддержали и тут же вступили в бурную дискуссию.

Как бы то ни было, сейчас существует свободная продажа вина и ракии в таких странах, как Турция, Сирия, Ливан и даже Иран и Саудовская Аравия. Правда, по-настоящему пьяных вы здесь практически не встретите: вот это уже никак не приветствуется… Любители выпить делают это подальше от посторонних глаз и потребляют вина в довольно умеренных количествах.

Источник

Почему мусульманам нельзя пить алкоголь

почему мусульманам нельзя пить водку. Смотреть фото почему мусульманам нельзя пить водку. Смотреть картинку почему мусульманам нельзя пить водку. Картинка про почему мусульманам нельзя пить водку. Фото почему мусульманам нельзя пить водку

Пристрастия и привычки зачастую определяют менталитет целых наций и народов. В их формировании определяющим фактором зачастую является вероисповедание. Если христианам разрешается употреблять спиртные напитки большой крепости, то мусульмане лишены такого «удовольствия».

Причины запрета

Жители Аравийского полуострова активно употребляли «веселящие» напитки до принятия Ислама. Это объяснялось почти полным отсутствием природных источников. Из-за плохого качества воды, которой было очень мало, люди использовали вино и финиковую настойку для утоления жажды. Слабая крепость таких напитков не приводила к сильному опьянению.

Но регулярность употребления превращалась в злоупотребление. Нередки были случаи смерти от алкогольного отравления. Рождение детей с признаками врожденных уродств также считалось почти нормой, и было результатом алкоголизма родителей. Целые народы стояли на грани вымирания.

«Сухой закон» от пророка Мухаммеда

Именно этот пророк обратил внимание на страшную тенденцию. Он и решил ввести запрет на пьянство. Понимая силу многовековой привычки, мудрый Мухаммед не стал действовать необдуманно, и решил внедрять новые порядки постепенно. На исповедях стали подниматься вопросы пьянства и его вреда. Упор делался на то, что пьющий верующий оскорбляет Аллаха.

Позже был введен запрет на проведение Намаза в одурманенном состоянии. Позникло понятие «хамар» («грех, лишающий разума»). Между тем слово «хамар» обозначало одновременно «покрывать пеленой», «дурманить» и напиток, полученный из виноградного или плодово-ягодных соков путем брожения. Получалось, что если напиток был изготовлен другим образом, то употреблять его было можно. Так, в число запретных напитков поначалу не попали пиво и чистый спирт, полученный в 860 году одним персидским врачом.

Пять причин, по которым мусульманам запрещено пить алкоголь

Тогда же в сознании правоверных мусульман были сформированы причины, которые не позволяли употреблять алкоголь.

В суре «Аль-Маида» говорится: «О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир (азартные игры), (жертвоприношения) на каменных жертвенниках (и гадание) по летящим стрелам — скверные деяния, (внушаемые) шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Прекратите ли вы (эти непристойности)?»

К числу запретных напитков были отнесены все, в которых имелся малейший градус алкоголя. Лишь в зороастрийских общинах было принято употреблять пиво и спирт, которые не считались алкоголем, из-за того, что при их изготовлении не использовался процесс брожения ягод. Сегодня таких сообществ осталось очень мало.

Строгость запрета

Вопреки бытующему мнению, запрет на алкоголь очень строг. Не смотря на то, что в поэтических произведениях Омара Хайяма воспевается вкус вина и результаты его воздействия на человеческий организм, догмы Корана запрещают принятие алкоголя.

Конечно, в некоторых странах Ислама алкоголь продается. Но его употребление не возведено в ранг национальной традиции, как у россиян.

Источник

Алкоголь в Исламе

«У тебя [о Мухаммад] спрашивают о хамре [обо всем том, что опьяняет рассудок] и майсире [азартных играх]. Скажи: «В них большой грех и выгоды[1] для людей, [однако] греха больше, чем выгоды» (см. Св. Коран, 2:219).

Ответы на вопросы об употреблении спиртного в Исламе

Меня интересует, о какой пользе спиртного и азартных игр идет речь в 219-м аяте суры «аль-Бакара»?

1. «…И польза для людей». В чем польза? Спиртное, на первый взгляд, расслабляет, снимает стресс (хотя наносит непоправимый урон здоровью), способствует увеселению; от его специфического вкуса и запаха кто-то может получить наслаждение. Скупого алкогольное опьянение превращает в щедрого, а труса — в храбреца. Азартные игры пробуждают задор, увлеченность, страсть, также это и возможность выиграть крупную сумму денег.Греха же и вреда в них значительно больше как для одного человека, так и для общества в целом. Научных да и житейских (особенно в России) доказательств тому предостаточно.

2. Этот аят (2:219) является промежуточным (вторым из четырех) в порядке ниспослания относительно запрета употребления спиртного.

Вот цепочка этих аятов:

«Из фиников и винограда вы получаете опьяняющий напиток (вино)» (см. Св. Коран, 16:67);

«Скажи: «В них (в спиртном и азартных играх) большой грех и выгоды для людей, [однако] греха больше, чем выгоды» (см. Св. Коран, 2:219);

«Не приближайтесь к молитве-намазу, когда вы пьяны» (см. Св. Коран, 4:43);

«О верующие! Воистину, [и нет сомнений в этом] спиртное, азартные игры… мерзость из дел Сатаны. Сторонитесь же этого! Возможно, вы преуспеете. Поистине, Сатана хочет посеять между вами вражду и ненависть через спиртное и азартные игры и отвратить вас от упоминания Господа и от молитвы. Не прекратить ли вам [заниматься этими скверными и гнусными делами]?! [Прекратите же заниматься этим!]» (см. Св. Коран, 5:90, 91).

3. Достоверный хадис ко всему прочему ясно указывает на то, что опьяняющее запретно и в большом количестве, и в малом[2]. Все понимают, что «спиртное — корень скверного, нечистого и мерзкого»[3], но сколь мало людей осознают это.

Употребление алкоголя относится к тому, на что наложен абсолютный запрет. Применение спирта возможно лишь в медицинских целях.

«Говоря об алкоголе, чаще всего имеют в виду этиловый алкоголь, хотя алкоголей (спиртов) существует много. Этиловый алкоголь — бесцветная прозрачная жидкость с характерным запахом и жгучим вкусом. Часто его называют просто этанолом, этиловым, или винным, спиртом.

Вредоносное действие алкоголя определяют его различные физико-химические свойства, это, например, гидрофильность (способность вбирать в себя воду). Жадно отнимая воду у всех живых тканей, с которыми приходит в соприкосновение, алкоголь обезвоживает их. В результате в клетках тканей нарушаются процессы обмена веществ.

Особенно чувствительны к алкоголю нервные клетки человека. Так, когда концентрация алкоголя в крови доходит до 0,5–0,6%, наступают грубые нарушения деятельности клеток дыхательного и сосудодвигательного центров головного мозга.

Показательно, что для усвоения алкоголя не требуется действия пищеварительных соков. Всасывание алкоголя в основном происходит в желудке и тонком кишечнике. Однако в связи с тем, что поверхность тонкого кишечника значительно больше поверхности желудка, всасывание в кишечнике происходит быстрее, чем в желудке.

Попадая в желудочно-кишечный тракт, алкоголь сразу же начинает всасываться через слизистые оболочки. Его молекулы в неизменном виде проникают затем в кровеносные сосуды, насыщая собой кровь. С кровью они разносятся по всему организму, задерживаясь на определенное время в клетках всех органов и тканей.

Установлено, что 90–95% поступившего в кровь алкоголя окисляется, а 5–10% выделяется из организма в неизмененном виде почками, легкими и кожей…

Проникая непосредственно в клетки и нарушая в них нормальное течение обменных процессов, алкоголь в большей или меньшей степени токсически воздействует на все органы и ткани организма. Под его влиянием изменяется деятельность головного мозга, сердца, сосудов, легких, печени, почек, желудочно-кишечного тракта, органов внутренней секреции, мышц. Алкоголь изменяет частоту, силу, а иногда и ритм сердечных сокращений, тонус и наполнение кровеносных сосудов, частоту дыхания, значительно искажает процесс обмена веществ. При этом расстраиваются все виды обмена. В наибольшей мере страдает углеводный обмен.

Окисляясь в тканях печени и других органов, алкоголь насыщает биологические жидкости организма так называемыми кислыми продуктами. Подавляются окислительно-восстановительные процессы в тканях. На восстановление нормального функционального состояния тканей после полного выведения алкоголя из организма требуется порой значительное время.

Чувствительность каждой из тканей к токсическому действию алкоголя различна. В наибольшей мере свое пагубное влияние алкоголь оказывает на центральную нервную систему, в связи с чем его относят к «нервным ядам».

До сих пор среди любителей спиртного можно услышать ложное мнение о безвредности и даже о мнимой пользе алкоголя. Так, нередко говорят о якобы лечебных, питательных свойствах алкоголя, его способности снимать усталость и повышать работоспособность. Так ли это?

В настоящее время медицинская наука считает «лечебное» применение алкоголя не только неэффективным, но и вредным для здоровья. Это мнение было сформулировано уже в 1915 году на Пироговском съезде русских врачей, в резолюции которого сказано:

«. нет ни одного органа в человеческом теле, который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя; алкоголь не обладает ни одним таким действием, которое не могло бы быть достигнуто другим лечебным средством, действующим полезнее, безопаснее и надежнее; нет такого болезненного состояния, при котором необходимо назначать алкоголь на сколько-нибудь продолжительное время».

За истекшие со времен Пироговского съезда годы отношение врачей к алкоголю не изменилось. В настоящее время этиловый алкоголь применяют в медицинской практике только в составе отдельных средств для наружного применения (растирания, ушные капли), для дезинфекции и стерилизации и при приготовлении лекарств из растительного и биологического сырья. Во всех случаях этиловый спирт входит в состав лекарств в незначительных количествах, не оказывающих вредного влияния на организм.

Версия о пищевой ценности спиртных напитков также несостоятельна. Для энергетического обеспечения организма необходимы вполне определенные вещества: белки, углеводы, жиры и витамины. Именно эти вещества, а никоим образом не алкоголь, обеспечивают восстановление энергетических запасов, рост и развитие тканей и органов человеческого тела. В некоторых спиртных напитках (например, наливках, ликерах, винах, пиве) содержится сахар, белки и витамины. Но это совсем не значит, что их можно употреблять в качестве продуктов питания, так как содержание в них питательных веществ в сравнении с токсическим действием алкоголя относительно невелико.

Ложно и представление о том, что алкоголь является средством снятия усталости, повышения работоспособности. В настоящее время убедительно доказано, что чувство бодрости и прилива сил, появляющееся после употребления спиртного напитка, обманчиво. Исследования показывают, что при употреблении алкоголя у усталого человека отмечается снижение качества его деятельности»[4].

Я студент-медик и хотел бы вам (только с благими намерениями) сказать, что нейроны (нейроциты) взрослого человека относятся к стационарной клеточной популяции, то есть они не могут делиться. Хотелось бы привести цитату из учебника «Общая гистология» В. Л. Быкова: «Их общее количество [нейронов] в нервной системе человека превышает 100 млрд, а по некоторым оценкам достигает одного триллиона. К рождению нейроны утрачивают способность к делению, поэтому в течение постнатальной жизни их количество не увеличивается, а напротив, в силу естественной убыли клеток, постепенно снижается… Гибель нейронов значительно ускоряется в старости, приводя к потере 20–40% клеток в некоторых участках головного мозга».

«Гибель нейронов при дегенеративных заболеваниях нервной системы (болезнях Альцгеймера, Гентингтона, Крейцфельда-Якоба, паркинсонизме и др.) происходит вследствие ненормально высокой активности апоптоза[5], что приводит к резкому снижению их содержания в определенных участках ЦНС. Развитие неврологических нарушений, которые выявляются у 90 % больных СПИДом, связано с потерей 40–50 % нейронов в коре головного мозга, которые также погибают в результате апоптоза». Ильдар.

В своем письме вы приводите следующую цитату из учебника В. Л. Быкова «Общая гистология»: «Их [нейронов] общее количество в нервной системе человека превышает 100 млрд, а по некоторым оценкам достигает одного триллиона. К рождению нейроны утрачивают способность к делению, поэтому в течение постнатальной жизни их количество снижается… Гибель нейронов значительно ускоряется в старости, приводя к потере 20–40% клеток в некоторых участках головного мозга».

А теперь давайте более широко посмотрим, каковы последние научные данные по этому вопросу.

«В начале ХХ века самый выдающийся мировой специалист по нейроанатомии, лауреат Нобелевской премии Сантьяго Рамон-и-Кахаль, заложил основы знаний о структуре нейронов и обратил внимание на одну из самых досаждающих ученым проблем в сфере анатомии человеческого мозга. Считалось, что в отличие от мозга простых животных мозг человека не способен регенерировать после повреждения. Подобная беспомощность типична далеко не для всех человеческих органов. Наша кожа при порезе может излечиться сама, утраченная кровь восполняется, сломанные кости срастаются.

В 1998 году Фредерик Гейдж и Питер Эриксон из Швеции обнаружили в гиппокампе нейрональные стволовые клетки. На эти клетки долгое время не обращали внимания, отчасти из-за того, что их существование противоречило представлению о том, что мозг похож на сложный автоматический механизм, а машины не могут отращивать новые части.

В 1965 году Джозеф Альтман и Гопал Д. Дас из Массачусетского технологического института обнаружили нейрональные стволовые клетки у крыс, но к их работе отнеслись с большим сомнением. Затем в 1980-х годах орнитолог Фернандо Ноттебом был поражен тем фактом, что каждый сезон певчие птицы поют новые песни. Он обследовал их мозг и обнаружил, что каждый год в течение того сезона, когда птицы поют больше всего, у них образуются новые клетки мозга в той его части, которая отвечает за разучивание песен.

После этого был произведен ряд исследовательских работ над животными. Затем Эрикссон и Гейдж открыли гениальный способ помечать клетки мозга с помощью специального маркера, называемого БДУ (бромдезоксиуридин), который проникает в нейроны только в момент их создания и светится под микроскопом. Эрикссон и Гейдж получили у смертельно больных пациентов разрешение сделать им инъекцию молекул-маркеров. После того как эти люди умерли, Эрикссон и Гейдж исследовали их мозг и обнаружили в их гиппокампе новые, недавно сформировавшиеся нейроны. Благодаря этим пациентам стало известно, что живые нейроны формируются в нашем мозге до самого конца жизни.

К настоящему времени найдены активные нейрональные стволовые клетки в обонятельной луковице мозга, а также дремлющие и неактивные клетки в перегородке (обрабатывающие эмоции), в полосатом теле (отвечающем за движение) и спинном мозге.

Работая над тем, чтобы активировать эти стволовые клетки, коллеги Гейджа проводили опыты над стареющими мышами, содержа одних в стимулирующей среде, заполненной «мышиными игрушками» (мячи, тубы, «беличьи» колеса), а других стареющих мышей в стандартных клетках. После вскрытия стареющих мышей выяснилось, что объем гиппокампа мышей из первой группы в сравнении с мышами второй группы увеличился на 15%, а количество новых нейронов составило 40 тысяч, что также соответствует росту на 15%.

В дальнейшем ученые выяснили, что новая среда (стимулирующая) может приводить в действие нейрогенезис. Таким образом, изучая что-то новое, а не просто повторно используя имеющиеся у нас навыки, а также занимаясь физическими упражнениями, мы способствуем росту новых нейронов и продлению жизни уже имеющихся в нашем мозге.

При этом ученые отмечают, что частичное сохранение процессов нейрогенезиса в пожилом возрасте вовсе не опровергает того факта, что в этот период жизни работа нашего мозга, как и других органов, постепенно ухудшается. Но даже на стадии этого ухудшения мозг претерпевает масштабную пластическую реорганизацию, которая, возможно, нацелена на приспособление к его потерям»[6].

Научные данные, приведенные Норманном Дойджем в книге «Пластичность мозга», подтверждает Пол Э. Бэндхейм: «Мозг начинает формироваться на ранних сроках развития плода и растет с удивительной быстротой в первые два года жизни: около 250 000 новых клеток добавляются каждую минуту, 15 млн — в час, 360 млн — в день. А затем скорость роста новых клеток немного снижается, но мозг продолжает расти — в основном за счет создания новых синапсов, что стимулируется поступлением новой информации и обучением.

Мозг продолжает увеличиваться в размерах примерно до 20-летнего возраста[7].

Между тем по ходу нашей жизни некоторые клетки, достигшие конца своего генетически запрограммированного периода жизни (или неиспользуемые в полной мере[8]), уничтожаются вместе с их синапсами. Этот процесс происходит на протяжении всей жизни, но потери в определенной степени компенсируются рождением новых клеток и созданием новых синапсов. Вы можете частично контролировать процесс воспроизводства новых клеток мозга и синапсов и заметно стимулировать его путем изменения образа жизни»[9].

Относительно обсуждаемой темы известный нейробиолог, нейропсихиатр, руководитель знаменитой во всем мире Клиники Амена, автор 20 книг Дж. Амен пишет: «Мозг обладает собственным механизмом ремонта повреждений, получаемых в результате естественного износа в процессе жизни. Исследования двух последних десятилетий продемонстрировали, что мозг взрослого человека способен создавать новые клетки. Теперь ученые интенсивно изучают вытекающие из этого факта последствия.

Нейрогенез означает рождение новых нейронов, но цикл рождения начинается смертью. Нейрогенез за счет замены нейронов, которые были убиты или повреждены, поддерживает и развивает функциональные возможности мозга. Сам факт гибели нейрона запускает производство определенных факторов роста, стимулирующих формирование новых нейронов. Однако нейрогенез «не знает», когда следует остановиться. Если предоставить его самому себе, он будет создавать новые нейроны, пока мозг не взорвется. Мозгу необходима саморегуляция, чтобы поддерживать именно то количество нейронов, которое ему требуется.

Когда количество новых нейронов достигает определенного уровня, запускается процесс клеточной гибели, которая вновь снижает их количество. И этот механизм тоже «не знает», когда следует прекратить уничтожение клеток, и тогда опять запускается процесс формирования нейронов. Все это позволяет процессу росту клеток мозга оставаться в определенных рамках, а нейрональным цепям функционировать нормально (при нормальных прочих условиях).

Старение начинается тогда, когда клеток умирает больше, чем рождается. Рак начинается тогда, когда происходит перепроизводство клеток»[10].

Процесс, описанный Дж. Аменом, отчасти необходим и для повышения функциональных возможностей мозга. В подростковом возрасте происходит масштабный процесс «сокращения» нейронов, когда утрачиваются синаптические связи и отмирают нейроны, не подвергавшиеся интенсивному использованию. Продолжая снабжать неиспользуемые нейроны кровью, кислородом и энергией, организм просто расходует резервы впустую, а избавление от таких нейронов повышает сфокусированность и эффективность мозга. Таким образом, подобный процесс реорганизации мозга является ярким доказательством одного из законов пластичности мозга: «не использовать — значит потерять»[11].

Зимой мы с друзьями выезжали на охоту. В тот день мороз усилился и достиг 40 градусов. Чтобы не замерзнуть и согреться, мы с другом (оба читаем намаз) выпили по стакану водки. Является ли это грехом? Раимбек.

Если вы и могли использовать водку для чего-то полезного, так это, например, для растирания обмерзших частей тела.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В аяте данное слово стоит во множественном числе.

[2]См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 645.

[3]См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 647.

[5] Апоптоз — процесс генетически запрограммированной гибели клеток, который приводит к «аккуратной» разборке и удалению клеток.

[6] Подробнее см.: Дойдж Н. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга. М.: Эксмо, 2011. С. 393–411.

Норманн Дойдж — доктор медицины, психиатр, психоаналитик и научный сотрудник Центра психоаналитического обучения и исследований Колумбийского университета в Нью-Йорке и факультета психиатрии Университета Торонто. Четырежды становился лауреатом престижной «National Magazine Gold Award».

[7] Здесь уместно привести выводы Д. Дж. Амена, который в своей книге «Великолепный мозг в любом возрасте» пишет: «Как известно, более всего делает человека человеком лобная (или префронтальная) кора. Эта часть головного мозга отвечает за предвидение, суждение, контроль над побуждениями, способность учиться на собственных ошибках. Так вот, она полностью формируется только приблизительно к 25-летнему возрасту. По мере взросления мозга нервные клетки обрастают белым жирным веществом — миелином. Миелинизация начинается с затылочной части мозга и продвигается вперед. Лобная кора полностью обрастает миелином, когда мы становимся уже значительно старше, т. е. в возрасте приблизительно 25 лет. Благодаря исследованию 6300 томограмм наших пациентов, проведенному в Amen Clinics, мы убедились, что, действительно, активность лобной коры приходит в стабильное состояние только в середине третьего десятка жизни». См.: Дэниэл Дж. Амен. Великолепный мозг в любом возрасте.

[8] Подробнее об этом процессе см. в книге «Пластичность мозга».

[9] Пол Э. Бэндхем. Революционный тренинг мозга. М.: Эксмо, 2011. С. 88–90.

Пол Э. Бэндхейм — доктор медицины, невролог, член Американской ассоциации неврологии, Американской академии неврологии и научного наблюдательного совета Института изучения старения. Исполнительный директор и главный врач основанной им компании BrainSavers, которая исследует работу мозга.

[10] Дэниэл Дж. Амен. Великолепный мозг в любом возрасте. М.: Эксмо, 2011. С. 39–40.

[11] Пол Э. Бэндхем. Революционный тренинг мозга. М.: Эксмо, 2011. С. 404–405.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *