почему мусульманам нельзя писать стоя
Почему мусульмане не справляют малую нужду стоя?
В общественных туалетах присутствуют писсуары для справления малой нужды стоя. Однако среди мусульман такая форма справления нужды очень редко практикуется. Причина, по которой мусульманские мужчины не совершают подобного, раскрывается в нижеприведённой фетве.
Вопрос: Можно ли мочиться стоя и можно ли мочиться в присутствии людей, если прикрыл свой аврат (часть тела, которую обязательно нужно скрывать перед посторонними)?
Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:
Подавляющее большинство мусульманских богословов сошлись вомнении, что мужчине порицается (макрух) мочиться стоя, если для этого нет какой-нибудь причины. Поскольку в хадисе, приводимом имамом Ахмадом в своём«Муснаде» (название сборника хадисов. – Переводчик), госпожа Айша (да будет Господь доволен ею) сказала: «Не верьте тому, кто скажет вам, что Посланник Аллаха ﷺ справлял малую нужду стоя!». Этот хадис также приводит имам ан-Насаи.
В другом изречении, передаваемом Джабиром (да будет Господь доволен им), говорится: «Посланник Господа ﷺ запретил мужчинам мочиться стоя». Хадис приводит имам аль-Байхаки.
Если мужчина справляет малую нужду стоя по какой-то причине, то это не порицается. Поскольку сподвижник Пророка ﷺ Хузайфа (да будет Господь доволен им) рассказал: «Посланник Божий ﷺ встал возле одной стены так же, как вы стоите, и стал справлять нужду; в это время я отошёл от него, но он указал мне жестом, чтобы я подошёл и прикрыл его собой». Хадис привёл имам аль-Бухари.
То, что Посланник Аллаха ﷺ справил нужду стоя, богословы объясняют тем, что арабы таким образом лечили боли в спине, – возможно, это и было причиной. Имам ан-Навави (да смилуется над ним Господь) сказал: «Возможно, Посланник Божий ﷺ справил нужду стоя, чтобы показать тем самым дозволенность этого».
Заключение:
Справление малой нужды стоя, по единогласному мнению мусульманских учёных, без какой-либо причины для этого, нежелательно (макрух). Если есть какая-то причина – мочиться стоя не порицается, главное – чтобы аврат справляющего нужду был прикрыт от посторонних глаз. А Аллах знает лучше.
Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия.
Специально для «Ислам.Ру» перевёл Мухаммад-Амин Магомедрасулов
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Об этике справления малой нужды
Вопрос: Можно ли мочиться стоя, и можно ли мочиться в присутствии людей, если прикрыть свой аврат (часть тела, которую обязательно нужно скрывать перед посторонними)?
Ответ: Подавляющее большинство мусульманских богословов сошлись во мнении, что мужчине порицается (макрух) мочиться стоя, если для этого нет какой-либо причины. Поскольку в хадисе, передаваемом Джабиром (да будет доволен им Аллах), говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил мужчинам мочиться стоя». Хадис приводит имам аль-Байхаки.
Если мужчина справляет малую нужду стоя по какой-то причине, то это не порицается. Поскольку сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Хузайфа (да будет доволен им Аллах) рассказал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) однажды справил нужду стоя. Хадис привёл имам аль-Бухари.
То, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) справил нужду стоя, богословы объясняют тем, что арабы таким образом лечили боли в спине, возможно, это и было причиной. Имам ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал: «Возможно, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) справил нужду стоя, чтобы показать тем самым, что это не запрещено».
Заключение:
Справлять малую нужду стоя, по единогласному мнению мусульманских учёных, без какой-либо причины для этого, нежелательно (макрух). Если есть какая-то причина, мочиться стоя не порицается, главное, чтобы аврат справляющего нужду был прикрыт от посторонних глаз. А Аллах знает лучше.
Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия.
Материал подготовил Мухаммад-Амин Магомедрасулов.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Исламский этикет справления нужды по сунне
Исламский этикет справления нужды — это шариатские правила поведения, которые необходимо соблюдать мусульманину в ситуациях, сопровождающих мочеиспускание и дефекацию.
Правила входа в уборную
1. Для справления нужды мусульманину необходимо уединиться, убедившись, что место недоступно для взоров посторонних. Хадис от Джабира гласит:
«Мы вышли в путь вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и Посланник не испражнялся, пока не удалялся, и никто не видел его» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
2. Запрещено справлять нужду на могилах, в банях, в мечети, в тени, у плодоносящих деревьев, в стоячую воду или ту, которая может быть кем-либо использована, в норы.
3. В туалет необходимо входить с левой ноги.
4. Перед входом читают дуа:
«Бисмилля́х, Алла́хумма инни́ ау́зу би́ка мин аль-ху́буси ва ль-хаба́ис» («Во имя Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков»).
5. В туалет запрещено вносить Коран и всё, что содержит коранические аяты или имена Всевышнего Аллаха, как-то кольца, кулоны и т. п. Также запрещено читать Коран в туалете.
6. Нежелательно во время справления нужды поворачиваться лицом или спиной к кыбле, хоть это и не запрещено. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Поистине, это запрещено только на открытом пространстве, однако если между тобой и кыблой есть что-то, что преграждает тебя, то в этом нет беды» (Абу Дауд, Ад-Даракутни, Аль-Хаким).
7. Сунной является покрытие головы во время посещение туалета и обувание (тапочек).
Правила справления нужды
1. Тому, кто хочет испражниться, желательно обнажаться лишь по мере нужды, не открывая сразу аурат, и затем садиться, опираясь на левую ногу.
2. Следует опасаться брызг мочи — поэтому нежелательно мочиться на что-либо твердое или против ветра.
3. Крайне нежелательно разговаривать, приветствовать кого-либо или отвечать на приветствие во время справления нужды.
4. Мочеиспускание и дефекация сидя считается наилучшим способом отправления нужды, однако мочеиспускание стоя без уважительной причины не запрещено категорически, хотя и нежелательно. Имам Ахмад в своем сборнике хадисов передал от Айши (да будет доволен ею Аллах):
«Кто скажет вам, что посланник Аллаха справлял малую нужду стоя, не верьте ему» (Ан-Насаи).
5. При очищении нежелательно дотрагиваться до половых органов правой рукой, смотреть на них (без необходимости) и свои испражнения.
6. После завершения акта мочеиспускания или дефекации необходимо совершить истинджа(подмывание) или истиджмар (подтирание). Истинджа выполняется чистой, пригодной для очищения водой, а истиджмар — твердыми дозволенными и чистыми предметами, например, камешками (тремя или одним, имеющим не менее трех граней), бумагой и пр. Последнее выполняется при условии, что нечистоты не распространились за пределы заднего прохода или кал не подсох. Если это произошло, то для очищения необходимо использовать воду. Для истиджмара не годятся гладкие предметы, такие как стекло, и предметы, к которым следует проявлять особое отношение, например, куски пищи, листы бумаги или материалы, содержащие информацию об Исламе, а также навоз, кости.
При совершении истиджмара или истинджа предметом необходимо протереть (или полить водой) загрязненное место до полного очищения, но не менее трех раз — желательно, нечетное число раз. Салман Аль-Фариси передал:
«[Пророк] запретил нам подмываться правой рукой, подтираться менее чем тремя камнями и подтираться экскрементами и костями» (Аль-Бухари, Муслим).
Халатное отношение к очищению считается в Исламе грехом. В достоверном хадисе, переданном от Абу Хурайры, говорится, что люди из-за этого подвергнутся мучениям в могиле.
Правила выхода из уборной
1. Выходить из отхожего места желательно с правой ноги.
2. После выхода из туалета читается дуа: «Гуфранака!» (Прости!).
3. После справления нужды желательно совершить малое омовение (вуду).
Исламский туалетный этикет
Этикет исправления естественных нужд подробно описан в Коране. Правила предписывают верующему удалиться в специальное место и следовать предписаниям Пророка Мухаммада.
Исламский этикет не терпит нарушения норм и предписывает мусульманам произносить молитвы при посещении туалета.
Как правильно себя вести
Для того, чтобы справить потребность, верующим необходимо пройти в уборную или (при ее отсутствии) в другое место, скрытое от посторонних глаз. В хадисах говорится:
«Мы вышли в путь вместе с Посланником Аллаха, и Посланник Аллаха не испражнялся, пока не удалялся и никто его не видел».
Также стоит покрыть голову и надеть обувь.
Если вы хотите следовать духовному пути (сунна), то входите в уборную с левой ноги, а выходите – с правой. Исламский туалетный этикет предписывает ступать с левой ноги во все места, которые считаются нечистыми, а с правой – уходить. Напротив, при посещении мечети или других святынь нужно входить с правой ноги.
Прежде чем посетить туалет, следует приготовить воду, камешки или туалетную бумагу. Запрещенно брать с собой то на чем написаны имена Всевышнего, Пророка или ангелов (сюда входит бумага, ювелирные украшения).
Мусульманский этикет устанавливает также ряд правил, которые стоит соблюдать:
Не забывайте прочитать молитву, прежде чем пойдете в уборную. Помните – туда стекаются бесы, а отогнать их можно только правильными словами. При входе произнесите: « С именем Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков» или «Во имя Аллаха. Прошу у Аллаха защиты от гнусного, скверного, злого, зловредного и проклятого шайтана ». Во время выхода скажите: « Прости, о Аллах! »
Что делать нежелательно или запрещено
Следуя правилам, которые устанавливает этикет исправления естественных нужд, не открывайте гаурат (части тела, которые необходимо скрывать от глаз посторонних) до тех пор, пока не присядете. Как только вы завершите процесс, его нужно сразу закрыть.
Вот что не одобряет исламский этикет при посещении уборной:
Исламский туалетный этикет запрещает справлять потребности, повернувшись лицом или спиной к кибле (направление в сторону священной Каабы). Исключение можно сделать только когда существует риск попадания скверны на одежду.
Также запрещено совершать акт мочеиспускания или дефекации:
В хадисах приводят также слова Пророка Мухаммада: «Бойтесь двух проклятий». Сказали (сподвижники): «Что это за два проклятия, о посланник Аллаха?». Сказал: «Тот, который освобождается (т.е. справляет нужду) на дорогах (которыми пользуются) люди в тени (которой они пользуются)».
Очищение после посещения отхожего места
Мусульманский этикет предписывает верующим очищать тело после посещения уборной. Это можно сделать двумя способами – подмыванием (истинджа) и при помощи чистых предметов, разрешенных для этих целей (истиджмар). Верующим можно использовать только один из этих методов, но будет сунной, если вы совместите их.
Во время истинджи или истиджмара пользуйтесь левой рукой, подмывайтесь минимум 3 раза и используйте такое же количество чистых платков, бумаги или камешков. Запрещено подтираться костями или нечистотами.
Несоблюдение правил очищения считается грехом. Сказано: « Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся ».
Сунной будет считаться соблюдение всех установленных правил. Выполняйте их, чтобы укрепиться в вашей вере.
Исламская гигиена-правила посещения туалета
Поведение в туалете
Выше уже говорилось,что в туалете нельзя упоминать Имена Аллаха.Более того,в туалете вообще не рекомендуется разговаривать-да и заниматься любыми посторонними делами,кроме тех,для которых он напрямую предназначен.(Разумеется,здесь речь не идет о случаях,когда в туалете требуется провести какие-то ремонтные или хозяйственные работы.)
Поскольку туалет является «нечистым» местом,в которое охраняющие нас ангелы с нами никогда не заходят,то время нахождения в нем должно быть минимальным.(Тут хочется привести образное выражение некоторых наших братьев,красноречиво именующих туалет «офисом шайтана».Конечно,не все так однозначно,но давно замечено,что стремление подолгу засиживаться в туалете является одним из косвенных признаков одержимости).Недопустимо для мусульманина в туалете читать газеты,вести телефонные переговоры,слушать музыку,«зависать в соцсетях» и тем более курить-как это бывает принято у некоторых «современных»людей.
Помимо этого,не рекомендуется в туалете чересчур обнажаться. (Это также связано с «техникой безопасности» от козней шайтанов.).
То есть при отправлении естественных надобностей нужно снимать одежду лишь настолько,насколько это необходимо для удобства и избежания ее загрязнения.
Еще раз остановлюсь на вопросе использования туалетной бумаги,Подчеркну,что в Шариате нет никакого запрета на ее использование.Более того,использование туалетной бумаги как раз и входит в раздел «истиджмар»(очищение твердым предметом).Но все же после бумаги рекомендуется сделать «истинджа»(подмывание) водой,так как в этом случае достигается наилучшая чистота тела.
После завершения необходимых «мероприятий»рекомендуется сказать «Гуфранакя»(«Прости меня»)и выйти из туалета с правой ноги.
Слова «Прости меня» в данном случае адресуются ко Всевышнему(без упоминания Его Имен)-поскольку мы своими действиями загрязняем мир,который Он создал.
Заключение
В конце этой статьи хочу еще раз извиниться за,так сказать, «столь интимные подробности»,затронутые здесь.Но,согласитесь.без этих подробностей трудно доходчиво изложить сей вопрос.Тем более,что именно эти подробности используют те,кто старается опорочить Исламскую религию путем искаженного толкования её установлений.
На самом деле мы,мусульмане,всегда должны помнить,что Всемогущий и Великий Единый Господь в суре «Завернувшийся»,являющейся одной из первых по времени ниспосылания сур Корана прямо приказал:
«Одежды свои очищай!»
(сура «Завернувшийся»,аят4)
А наш любимый Благородный Пророк Мухаммад(да благословит его Аллах) говорил: «Чистота-половина Веры».(«Сахих» имама Муслима)
Исходя из приказов Самого Всевышнего Аллаха,Свят Он и Велик,и завещания нашего Пророка,да благословит его Аллах,чистота является фундаментальной основой Исламской религии.Соблюдение чистоты как индивидуальной(тела,одежды),так и общественной(чистота места проживания и общественных мест)является одним из украшений Ислама.А грязь и мусор в некоторых странах проистекают исключительно от невежества,безграмотности,лени и маловерия их обитателей,очень мало знающих об установлениях прекрасной религии,к которой они себя причисляют.