когда детям можно давать взрослую еду
Переводим ребенка на общий стол: рекомендации педиатра
Слишком ранний переход ребенка на общий стол может привести к дисбалансу в работе пищеварительной системы и появлению аллергических реакций. Но и затягивать с этим тоже не следует, так как у ребенка должны формироваться вкусовые предпочтения в раннем возрасте. Кроме того, более твердая пища с вашего стола будет способствовать правильному развитию челюстного аппарата и предотвратит появление неправильного прикуса.
Когда же можно начинать?
Признаки, по которым чётко можно определить готовность малыша к переходу на общий стол:
Как правильно это сделать?
Пищеварительная система даже годовалого ребенка ещё не готова ко встречи с продуктовым разнообразием из вашего холодильника. Пищеварительные органы у детей этого возраста ещё незрелые и пока не работают в полную силу, не вырабатывают всех необходимых пищеварительных ферментов. Кроме этого, у детей более тонкие стенки кишечника, из-за чего в кровь могут легко проникнуть разные токсины, подрывая иммунную систему. Также от употребления неподходящей еды у ребенка могут возникнуть как проблемы со стулом, так и аллергические реакции.
Принцип внедрения новых продуктов с общего стола точно такой же, как и по правилам первого прикорма. Дали что-то одно, посмотрели на реакцию, потом дали следующее. При появлении аллергии на какой-либо продукт следует исключить его из рациона на 6-12 месяцев.
Используйте простой прием: когда готовите для семьи, в нужный момент уберите в маленькую посуду объем пищи, который вы предложите ребенку. Нужный момент наступит перед добавлением в еду соусов, специй. До трех лет детям не дают жареную пищу, соусы (кетчуп, майонез). Для улучшения вкуса в пищу можно добавить нежирную сметану (15%), нежирный сыр (10-17%), зелень. До трех лет ребенка оберегают от супа на мясном бульоне – бульон нужно разбавлять, и для всей семьи это куда полезнее. Часто можно услышать такую фразу: «чем раньше ребенка приобщить к взрослой еде, тем быстрее его организм к ней привыкнет». Этой же фразой оправдывают ранний прикорм. Это неправда. В борьбе с неправильной пищей организм не укрепляется, а истощается. Ребенок, которого долго кормили полезной едой – паровой, не содержащей химических добавок, нежареной – гораздо лучше справится с неидеальной пищей, когда станет взрослее, чем ребенок, которого слишком рано закормили тяжелой пищей, и чей организм уже ею подорван.
При переходе ребенка на продукты питания со стола взрослых следует их тщательно измельчать примерно до полутора лет. А после (до 2 лет) достаточно перед кормлением овощи размять вилкой. На третьем году жизни измельчать следует лишь мясо.
Членам семьи необходимо изменить свои, неподходящие для ребенка, вкусовые привычки, отказаться от каких-то пищевых предпочтений. В крайнем случае родителям или старшим детям можно употреблять запрещенные малышу продукты (копченую колбасу, чипсы, кока-колу и др.), когда младший ребенок этого не видит.
Перечень продуктов, запрещенных детям до 3 лет: грибы; любые консервы, в том числе домашнего приготовления; маринады и соусы, включая майонез, кетчуп; приправы (хрен, горчица); копчености; жирные продукты (сало, мясо утки и гуся, сыр с высоким процентом жирности); колбасные изделия; мясо и рыба, термически не обработанные (вяленые, соленые), жареные блюда; шоколад и кондитерские изделия с ним; чипсы; высокоаллергенные фрукты (малина, тропические фрукты, клубника, цитрусовые); газированные напитки; продукты с высоким содержанием сахара, включая пирожные и торты; орехи.
При составлении меню после года очень важно правильно сочетать продукты.
Кулинарная обработка продуктов должна отвечать возрасту. Дети в 1,5 года уже активно жуют, потому и кулинарная обработка еды может быть почти такой же, как и для взрослых: овощи кусочками, котлеты, гуляш. Однако пюреобразная консистенция отдельных блюд, как и раньше, одобряется. Если ребенок все еще не любит кусочки – не беда, пусть горячие блюда (обед, завтрак) он получает в измельченном виде, зато в перерывах выдавайте кусочки фруктов, овощей, сухари.
Для того чтобы ребенок не отвлекался во время еды, уберите со стола все сладости и все то, что может привлечь внимание малыша. Перекусы, по возможности, должны быть исключены, но если все же вашему ребенку требуется перекус, то лучше дайте ему фрукты, ягоды или йогурт.
Перевод ребенка на общий стол имеет ряд преимуществ как для самого малыша, так и для всей семьи: во-первых, маме не придется готовить ребенку отдельно, что экономит ее время, во-вторых, вся семья неминуемо ест более полезную и здоровую пищу, и, наконец, ребенок учится есть то, что кушают взрослые, ощущая себя взрослее. И пусть терпение и последовательность станут главными вашими помощниками на этом пути!
С уважением, Екатерина Геннадьевна Рожненко,
врач-педиатр МЦ «Детский Доктор»
Меню ребенка от 1 года до 3 лет: запрещенные продукты
Питание ребенка в праздники: что можно, что нельзя
Калерия Ладодо педиатр, ученый, нутрициолог, доктор медицинских наук, основоположник детской диетологии
В праздничные дни, когда семья собирается вместе, велик соблазн накормить малыша, только знакомящегося с «взрослой» пищей, с общего стола. Что можно дать ребенку от 1 года до 3 лет из праздничного меню, а какие продукты и кушанья ему еще не по возрасту? Чего стоит избегать в питании детей и после 3 лет? Советы для мам.
Блюда для детей после 1 года
Блюда для годовалых детишек должны быть нежными по консистенции, но с мелкими кусочками, на которых кроха сможет отрабатывать свое умение жевать. Среди многочисленных кулинарных приемов выбирайте самые щадящие, чтобы не слишком нагружать пищеварение маленького: варите, тушите, запекайте или готовьте на пару.
К году малыши успевают познакомиться с основными сортами мяса и нежирной рыбы, но если раньше вы предлагали их ему только в виде пюре, то теперь еще и в котлетах (паровых, а не жареных), фрикадельках, запеченных блюдах. Как в любом полноценном обеде, дополнением к ним станет гарнир: в этом возрасте кроха уже сможет оценить и макароны, и крупы (гречку, рис), и, конечно же, всевозможные овощи — свежие (натертые на мелкой, а позже и крупной терке), отварные, тушеные, пропаренные.
На десерт предложите своему лакомке «витаминную» кашу с кусочками овощей, фруктов или сухофруктов, творожную запеканку или пудинг из манной крупы.
Меню для ребенка 1,5-2 лет
Ближе к двум годам кроха понемногу знакомится с блюдами, привычными всем взрослым. Теперь пюре и воздушные суфле можно сделать более редкими гостями на столе малыша, а мясо, овощи и фрукты резать покрупнее. При этом не стоит забывать, что организм ребенка пока готов принять отнюдь не все из того, что появляется на семейном столе. Двухлетнему крохе не подойдут:
Продукты под запретом
Когда ребенок сможет есть то, что приготовлено для всей семьи? — вопрос, который волнует каждую маму. Обычно переход на общий стол происходит после года, при условии, что пища адаптирована к способностям малыша.
Другой вопрос, как выбрать продукты, когда ребенок начинает есть блюда, предназначенные для всей семьи. В первую очередь, не нужно забывать о том, что, несмотря на «солидный» возраст малыша, он по‑прежнему нуждается в особом меню. Именно поэтому и после года ребенку не стоит давать продукты, в безопасности которых вы не уверены, или предлагать слишком «тяжелые» блюда, способные раздражать желудочно-кишечный тракт или вызывать аллергию.
Каких продуктов не должно быть в меню малыша до трех лет?
Какие продукты остаются под запретом и после трех лет?
Солить или не солить?
Организму малыша без соли никак не обойтись. При этом его потребности в ней совсем невелики, а вот избыток — совсем небезопасен.
Соль снабжает нас двумя элементами — натрием и хлором. Первый из них особенно важен, потому что поддерживает водный обмен в организме и входит в состав всех его жидких сред: крови, желудочного сока и других. Без участия натрия не обходится работа клеток мышц, сосудов, он помогает поддерживать в рамках нормы артериальное давление. Наш организм «умеет» регулировать уровень содержания натрия: если его не хватает, он «просит» съесть что‑нибудь солененькое, если его много — попить, чтобы вывести излишки наружу.
С проблемой избытка этого элемента современные малыши сталкиваются чаще, чем с его нехваткой, ведь если они и теряют его, то в основном с потом, во время расстройства пищеварения и рвоты. А вот исследования показали, что в нашем рационе слишком много соли. Став «традицией», эта особенность может вызвать у детей в будущем проблемы с обменом веществ, в работе почек, сердца и сосудов. К тому же детскому организму вообще трудно поддерживать правильный баланс минералов в организме, а особенно бороться с их избытком.
Наша задача — приучить малыша есть в меру соленую пищу. Для этого достаточно соблюдать простые правила.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Статья предоставлена издательством «Клевер»
Питание от года до трех: трудности перевода на взрослый стол
Надо ли менять рацион всей семьи в угоду ребенку? И что делать, если ребенок все еще питается грудным молоком в полной мере, не собираясь приобщаться ни к какому-такому «столу»
Раньше стандартной фразой, характеризующей рацион годовастиков, была такая: «ребенка переводят на общий стол». До сих пор ее произносят, а трактуют по-разному. Казалось бы, идиллическая картинка: ребенок чинно садится за стол рядом с папой, вернувшимся с работы, и… вопросов к содержимому его тарелки возникает не меньше, а больше. Неужели придется менять рацион всей семьи в угоду ребенку? И что делать, если ребенок все еще питается грудным молоком в полной мере, не собираясь приобщаться ни к какому-такому «столу».
Выделим две основные ситуации:
1. Ребенок ест мало, предпочитает баночное питание и грудное молоко/смесь.
2. У ребенка хороший аппетит, он готов вкушать взрослую еду, сколько позволят.
Что делать в первом случае:
ВОЗ рекомендует кормить детей грудным молоком или смесью не менее двух лет. Ребенок в этом возрасте лучше усваивает полезные вещества с молочным белком. Коровье молоко не может удовлетворить эту потребность, оно не адаптировано под человеческого детеныша и проходит обработку, утрачивая полезные свойства. Если вы отучили малыша от груди после года, желательно до двух лет давать ему специальную смесь «от 1 года». Иногда мамы удивляются: ребенок такой большой (1,5-2 года), зачем ему смесь, пусть пьет обычное молоко как взрослый! Смесь по составу гораздо полезнее, она будет витаминной добавкой. И усвоится куда лучше, чем витамины из аптеки. Либо необходимо сохранить эпизодическое грудное вскармливание до двух лет.
Не надо сомневаться в том, полезно ли грудное молоко в этом возрасте, не вредно ли ребенку «висеть» на груди – грудное молоко полезно, это доказано. Важно другое: мама не должна быть измотана постоянными кормежками. Если ей доставляет удовольствие кормить грудью после года – прекрасно. Если ребенок слишком часто, даже с истериками требует грудь – нужно разбираться с психологическими причинами. Возможно, мама постоянно сидит с ребенком, и она ему уже, извините, надоела. Психологи особо выделяют этот момент: парадокс, но постоянные требования груди означают «мама, уйди уже!» Маме нужно чаще уходить, оставляя ребенка на родственников или няню. Если эти варианты невозможны – найти способы увлечь ребенка чем-то другим. Занятия творчеством, долгие прогулки, знакомство через наш сайт с такими же мамочками, сидящими дома. Ребенку после года становится мало мамы, но он еще не может ее отпустить. Кризис «мало мамы, хочется весь мир» окончательно придет в 3 года, именно в этом возрасте психологи рекомендуют отдавать ребенка в детский сад.
Стоит ли переживать, если ребенок все еще не ест продукты в нужном объеме, перебиваясь с банки на грудь? Однозначно не стоит. У детей все течет и все меняется. В год продолжается активное прорезывание зубов – это раз. Вкусовые ощущения притуплены. Особенно если ребенок тяжело переносит прорезывание. В годик случается возрастной кризис могущества: ребенок проверяет нервную систему всех, кто рядом. Кидается едой, отталкивает ложку, хочет убежать… И это проходит тоже. Но если мама своим неправильным поведением внушит ребенку, что прием пищи – это крайне нервозный процесс, сопровождаемый гневными воплями, пусть она потом не жалуется, что превратила дитя в малоешку. Придумывайте «фишки» для привлечения внимания к еде: например, яркие ложки с резиновыми насадками, детские вилки, которыми можно накалывать макароны и кусочки, тарелки, с прячущимися под супом или кашей керамическими зверьками или картинками.
Что делать во втором случае:
Если у ребенка прекрасный аппетит, не торопитесь переводить его на общий стол полностью. Используйте простой прием: когда готовите для семьи, в нужный момент уберите в маленькую посуду объем пищи, который вы предложите ребенку. Нужный момент наступит перед добавлением в еду соусов, специй. До трех лет детям не дают жареную пищу, соусы (кетчуп, майонез). Для улучшения вкуса в пищу можно добавить нежирную сметану (15%), нежирный сыр (10-17%), зелень. До трех лет ребенка оберегают от супа на мясном бульоне – бульон нужно разбавлять, и для всей семьи это куда полезнее (зачем вам химический концентрат?). Часто можно услышать такую фразу: «чем раньше ребенка приобщить к взрослой еде, тем быстрее его организм к ней привыкнет». Этой же фразой оправдывают ранний прикорм. Это неправда, и это антинаучно. В борьбе с неправильной пищей организм не укрепляется, а истощается. Ребенок, которого долго кормили полезной едой – паровой, не содержащей химический добавок, не жареной – гораздо лучше справится с неидеальной пищей, когда станет взрослее. Чем тот ребенок, которого слишком рано закормили тяжелой пищей, и чей организм уже ею подорван.
Разнообразие… где же его на Урале взять-то?
Наши магазины предлагают ограниченное количество продуктов. Это так. У нас и с фруктами не очень, и с овощами. Всего мало. Как же разнообразить меню ребенка после года, если не из чего выбирать? Это вам – не из чего. Признайтесь – вам все уже надоело, и вы давно пытаетесь разнообразить свое меню, заменяя в нем полезную еду – продуктами с консервантами и прочей химией. Только потому, что все приелось. У ребенка пищевые приоритеты еще стабильны, многие дети могут питаться только макаронами и бананами, другие обожают суп. Вот и пусть едят. Не сбивайте им правильные предпочтения. Часто приходится слышать гениальные выводы: мол, жалко ребенка, пусть хоть попробует мороженку (колбасу, кетчуп)! Ребенок может быть обделен прогулками, вниманием, пониманием со стороны взрослых – такого ребенка жалко. Обделение «бедного» чада мороженками не влияет негативным образом на здоровье и развитие.
Врач-диетолог Ирина Шатохина, журнал «Мой ребенок»: Мотивация познакомить ребенка со всей гастрономической гаммой перехлестывает «благодаря» бабушкиным «пора» и подругиному «тебе что, жалко для ребенка?!»… На самом деле, вопрос о разнообразии рациона годовалого или даже двухлетнего ребенка неоднозначен и потому актуален. Причем, далеко не каждый педиатр, призывающий обогатить рацион ребенка, может пояснить целесообразность своего совета. Не очень понятно? Тогда поподробнее… Возьмем к примеру — яблоко. Углеводов, макро- и микроэлементов, витаминов — натрия, калия, фосфора, железа, магния, витаминов В1 и В2, РР, С, бета-каротина — в нем вполне достаточно. Состав других фруктов несколько отличается, но нет в составе, допустим, груши или абрикоса ничего такого, что в яблоке отсутствует в принципе. Та же ситуация и с мясом. По сравнению со свининой, говядиной или крольчатиной по некоторым показателям имеются серьезные различия. Однако в кролике нет ничего особо редкого и особо ценного, чего нет в курице. С крупами та же история. В овсянке нет ничего уникального, чего не обнаружилось бы в рисе, гречке, перловке. Суть приведенных выше рассуждений сводится к следующему. Все продукты питания можно условно разделить на 5 основных групп: мясное, молочное, овощи, фрукты, крупы. Если в рационе ребенка присутствуют продукты, представляющие все вышеупомянутые группы, — такое питание вполне можно назвать разнообразным. Хотите конкретный пример? Пожалуйста! Меню, состоящее из кефира (молочное), курочки (мясное), хлеба (крупы), яблока (фрукты) и картофеля (овощи) — более чем способно обеспечить человеческий организм всем необходимым для нормальной жизнедеятельности.
Поговорим о надуманных проблемах
• Самый частый вопрос, возникающий у мам: если малыш не хочет употреблять какой-то вид продуктов – это очень плохо? Это плохо, если ребенок при этом страдает: часто болеет, малоактивен, сильно отстает от сверстников в развитии. Отставание в развитии – это тоже факт скользкий. Например, ребенок может не интересоваться книжками, зато ему очень нравится наблюдать (и комментировать) явления природы – или он способен часами разбирать игрушки на запчасти. Это никак нельзя назвать отставанием, даже если ваш сверстник Вася уже Пушкина декламирует. Главное, чтобы ребенок был увлечен каким-то познаванием жизни. А состояние здоровья оценивают по симптомам, а не по привычкам кушать или не кушать в определенное время. Ученые не могут объяснить, как дети умудряются жить на солнечных батарейках и при этом быть здоровыми. И вы не пытайтесь.
• Необходимо в разумных пределах учитывать вкусовые привычки ребенка. Не стоит принуждать его пить ненавистный ему кефир, молоко или употреблять какой-то другой продукт, который является с точки зрения родителей «жизненно необходимым». Намного проще и безопаснее подумать, чем заменить его из того ассортимента продуктов, которые ребенку по душе. Бывает так, что ребенку не нравятся котлеты, но он охотно ест мясо в каком-то другом виде, даже не подозревая этого.
• Несмотря на то, что ребенок уже «совсем взрослый», ему по возможности не предлагают вчерашнюю еду. Пища, простоявшая сутки («суп на неделю») и больше – это балласт, а не питание. Взрослые могут употребить балласт, чтобы «не пропадало», но зачем он растущему организму, это вопрос. Особенно если мама мечтает о том, чтобы ребенок зимой никогда не простужался, а летом не подхватывал инфекции.
• Кулинарная обработка продуктов должна отвечать возрасту. Дети в 1,5 года уже активно жуют, потому и кулинарная обработка еды может быть почти такой же, как и для взрослых: овощи кусочками, котлеты, гуляш. Однако пюреобразная консистенция отдельных блюд, как и раньше, одобряется. Если ребенок все еще не любит кусочки – не беда, пусть горячие блюда (обед, завтрак) он получает в измельченном виде, зато в перерывах выдавайте кусочки фруктов, овощей, сухари.
• Необходимо побуждать детей к тщательному пережевыванию еды. Это способствует не только лучшему перевариванию и усвоению съеденного, но и правильному росту и формированию зубов. Придумайте подходящие стишки или маленькие сказочки, приучающие ребенка жевать. Пусть он не повторяет ваших ошибок – не жует две секунды на бегу. Вспомните древнюю мудрость: еду нужно пить, а питье – жевать. Приучайте ребенка к медленному жеванию, таким образом, вы сохраняете его здоровье на долгие годы.
Основы питания после года
Белки
После года ребенок все еще усваивает полезные вещества с молочным белком, поэтому молочные продукты нецелесообразно заменять чем-то другим, ведь при этом снижается усвояемость белка. Ребенок чувствителен не только к количеству белка, но и его качеству, которое определяется аминокислотным составом. Среди аминокислот выделяются 2 группы: незаменимые и заменимые. Незаменимые аминокислоты не синтезируются в организме и поэтому обязательно должны поступать с пищей. К ним относятся 8 аминокислот: триптофан, лизин, метионин, валин, треонин, фенилаланин, лейцин, изолейцин. Дефицит незаменимых аминокислот отрицательно сказывается на состоянии ребенка – начинают распадаться собственные белки, за счет которых покрывается недостаток аминокислот. Отсюда проблемы – задержка роста, веса и развития. Источниками незаменимых аминокислот являются белки животного происхождения. Это ответ на вопрос: плохо ли, если ребенок не ест молочное. Сохраняйте грудное вскармливание до двух лет – или выдавайте смесь, здоровее будете.
Растительные жиры
Являются основными источниками полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), витамина Е. ПНЖК входят в состав клеточных мембран, нервной ткани, зрительного аппарата. При их дефиците наступают нарушения обмена веществ, как липидного, так и белкового, электролитного, фосфорно-кальциевого. Недостаток может также проявляться в виде нейродермита, экземы, заболеваний поджелудочной и щитовидной желез. ПНЖК разделяются на 2 семейства: Омега-6 и Омега-3. Основные источники для Омега-6 – подсолнечное, кукурузное, соевое, хлопковое масла, а Омега-3 – льняное, соевое масло, а также рыбий жир.
Углеводы
Минеральные вещества
Он совсем уже большой – может кушать суп с лапшой
Какие новости в питании после года:
Молоко, кисломолочные продукты
Исследования детских диетологов и нутрициологов подтверждают высокую ценность даже эпизодических кормлений грудью после года. Это и защита иммунитета от вирусных заболеваний, и помощь оптимальному созреванию ЖКТ, и подспорье для нормального созревания всех отделов головного мозга.
Суточная норма кисломолочных продуктов: 200 г кефира, 100-200 г йогурта. Общее количество молока и кисломолочных продуктов: не менее 600 мл в день.
После года в кисломолочном рационе появляются: сыр 10-17%, детские йогурты Агуша или Тема, уктусская «Неженка», остальные уктусские йогурты разрешены после двух лет.
Норма сыра после года: 21 г в неделю. Это означает, что два раза в неделю можно выдать пластик сыра или добавить его в макароны. После двух пластик сыра выдают (добавляют в блюда) каждый день.
Не заменяйте полезную детскую кисломолочку «растишками» или «активиями» даже без добавок. Лучше найдите способ накормить ребенка нормальным творожком, добавив в него свежие фрукты или сухофрукты. Идея с форума для ребенка-нехочухи: покупают яркую баночку/бутылочку «растишки» или «актимеля», в ней замешивают детский творожок с фруктовым пюре.
После года ребенку предлагают кашу из мелких хлопьев (типа Нордик) или из цельных круп, если ребенку они нравятся. Можно оставить и детские растворимые каши, детские мюсли. Важное замечание: если вы варите каши из цельных круп, нет необходимости давать их каждый день. Каши богаты крахмалом, а некоторые злаки содержат фитиновую кислоту, нарушающую усвоение кальция из пищи (это ослабляет нормальное формирование скелета). Это не касается детских растворимых каш. После года в рационе ребенка появляются макароны, кроме макарон пшеничных можно давать гречневые, рисовые, яичные.
Овощи
После года пробуют такие овощи как свеклу, баклажан, помидоры, перец, белокочанную капусту (ее следует хорошо отжать, чтобы сок не раздражал желудок). Готовят салаты из сырых мелкоизмельченных или вареных овощей. Суточная норма овощей: 200 г, картофеля дают меньше. С помидоров и огурцов нужно снимать кожу, она содержит нитраты и сложна для переваривания.
Их дают сваренными вкрутую или добавляют в различные блюда. До полутора лет рекомендуется использовать только сваренный вкрутую желток. Все яйцо можно давать ребенку в конце второго года жизни не чаще трех раз в неделю. Лучше использовать перепелиные яйца (2 шт. в день). Омлет из одного яйца тоже вводят после 1,5 лет.
Растительное масло
Фрукты, ягоды, грибы
Хлеб
Норма: 90 г в день. В основном это белый хлеб (60 г), в обед можно съесть кусочек черного (30 г).
Сахар, сладости
Питье
Лучшим питьем после года остается обычная чистая вода. Если чай, то зеленый и не из пакетиков. После двух лет можно попробовать напиток из цикория, какао с молоком.
Питание после года: идеи в тарелке
* После года ребенку дают суп на овощном бульоне, борщ, суп-пюре с перетертой зеленью из овощей, шпината, с рисом или гречкой. Обязательно добавить ложку оливкового масла. Актуальны молочные супы не только с лапшой, но и с добавлением круп. Маленьким детям не дают супы с поджаркой, но в будущем, если вы пассеруете лук с морковью для супа, делайте это на оливковом масле, оно не выделяет канцерогенов в отличие от подсолнечного.
Идея : суп молочный с мелкой вермишелью, морковью и сладкой кукурузой.
* Картофельное пюре считается слишком тяжелым, в него целесообразно «спрятать» кабачок. Украшаем пюре «глазами» и ртом из сладкой кукурузы, носом-морковкой, мастерим «волосы» из укропа или петрушки. Попробуйте сделать шарики из овощного пюре, ребенок может накалывать их на детскую вилку.
Идея: используйте тарелки с ячейками, в каждую ячейку можно положить разные продукты: в одну – веточки зелени, в другую – овощи кусочками, в третью – свежий огурец, и т.д.
* Как сделать паровые котлеты: требуется 60 г мяса, 1/2 ломтика белого хлеба, кусочек масла величиной с лесной орех. Мясо пропустить 2 раза через мясорубку, второй раз прокручиваем мясо с хлебом, намоченным в воде или в молоке и отжатым. Добавить масло, немного соли и чуть теплую воду. Все смешать до получения гладкой однородной массы. Мокрыми руками сделать котлеты и положить их в смазанную маслом кастрюлю. Залить 3 чайными ложками горячего бульона или воды, закрыть крышкой и поставить в духовку на 30 минут, поливая образовавшимся соусом.
В приготовлении для ребенка паровой еды ваш лучший друг – пароварка.
* В кашу можно добавить измельченные сухофрукты. Перловку детям не дают до двух лет, это самая тяжелая каша. Не стоит увлекаться и манкой – как известно, она содержит вещество, препятствующее усвоению кальция в организме. Еще от манной каши может заболеть живот, она достаточно тяжелая, и вот секрет про нее: манка должна кипеть не более минуты, затем ее убирают с огня и настаивают не менее получаса. Если вы даете манную кашу сразу, она будет разбухать у ребенка в желудке. Лучше пусть разбухнет самостоятельно.
Идея : отдельно сварите тыкву и добавьте в любую кашу.
* Чтобы скормить ребенку нелюбимые овощи, можно использовать баночное питание под видом соуса. Например, тыкву, морковь или брокколи. Овощное пюре или макароны поливаем сверху любым монокомпонентным пюре.
* Лучшим угощением будут яблоки, бананы или груши с начинкой из творога: пара минут в микроволновке, и полезный десерт на столе. Сверху половинки фруктов, начиненные творогом, можно слегка посыпать сахарной пудрой и добавить корицы или ванили. Другой десерт: протираем яблоко с грушей (можно просто яблоко или грушу), крошим туда детское печенье и ставим в микроволновку на пару минут.
Зачем фруктам микроволновка: выделяется полезный пектин, очищающий организм от токсинов.
На фотографиях: Ксюша (мама hromka ), Гриша и Тема (мама Инь ), Анастасия (мама Свет. далеких планет ).