Как называется сопереживание другому человеку

Эмпатия простыми словами: что это такое и для чего это вообще нужно

Как называется сопереживание другому человеку. Смотреть фото Как называется сопереживание другому человеку. Смотреть картинку Как называется сопереживание другому человеку. Картинка про Как называется сопереживание другому человеку. Фото Как называется сопереживание другому человеку

За последние несколько лет интерес к понятию «эмпатия» существенно возрос: если раньше данный термин употреблялся только в научных кругах философами и психологами, сейчас его можно встретить как в художественной и публицистической литературе, так и в повседневном общении. Такой рост его популярности обусловлен тем, что эмпатия играет огромную роль в межличностном общении и представляет особую важность абсолютно для всех людей без исключения.

Однако, несмотря на внедрение данного научного термина в массы, многие люди до сих пор до конца не осознают, что он обозначает на самом деле: подавляющее большинство считает, что эмпатия является синонимом сочувствия, однако это не совсем так.

Дабы развеять это распространенное заблуждение, мы подготовили эту статью, из которой вы узнаете, как возник и развивался термин «эмпатия», какие уровни эмпатии существуют, какие возможности в себе таят высокоразвитые эмпатические способности, как их оценить и улучшить.

Эволюция научных подходов к изучению эмпатии

Феномен эмпатии изучался в течение длительного времени: изначально он рассматривался в рамках философии и имел совсем другое название, затем исследовался в рамках научной психологии, и только спустя долгие годы возник интегративный подход, согласно которому понятие «эмпатия» трактуется по сей день.

Эмпатия как феномен познания

Изначально феномен, который сейчас называется эмпатией, возник в рамках философии. Немецкий философ Теодор Липпс задавался вопросом о том, как можно познать предметы и явления окружающей действительности, в особенности сознание других людей, если мы обладаем только своим собственным сознанием. Он пришел к выводу, что когда мы видим состояние или действие кого-то другого, у нас в сознании возникает своеобразная имитация действительности, которая вызывает ощущения, в результате которых мы начинаем испытывать эмоции или чувства, которые мы и приписываем объекту, за которым наблюдаем.

Простыми словами, Теодор Липпс понял, что мы познаем других только через собственные чувства и никак иначе: при этом чувства становятся как инструментом познания, так и его источником. Этот феномен Теодор Липпс назвал словом Einfühlung, что в переводе на русский означает «вчувствование».

Немецкий философ Вильгельм Дильтей разделил взгляды Липпса и пришел к выводу, что поскольку психология является наукой о психике человека и, в частности, его переживаниях, то методом психологии должно быть ни что иное как «сопереживание», т.е. эмпатия – это, в психологии, постановка себя на место другого человека с целью понимания и «разделения» его мыслей и чувств. Эта идея послужила основной для рассмотрения «вчувствования» в рамках психологии [Т. Карягина, 2013].

Эмпатия как феномен общения

Немецкий психиатр Карл Ясперс выделил «вчувствование» в один из основных методов феноменологической психиатрии, вслед за ним американский психоаналитик Хайнц Кохут также развил идею Дильтея в своих работах.

Вскоре интерес к «вчувствованию» в научных кругах свелся практически на нет, однако начали стремительно развиваться теории симпатии, согласно которым существуют чувства, соединяющие людей в процессе взаимодействия: сочувствие, забота, жалость, дружелюбие, альтруизм и т.д.

Термин «симпатия» послужил неким прообразом эмпатии, и англо-американский психолог Эдвард Титченер перевел слово Einfühlung как «эмпатия» по аналогии с ним: поскольку sympathy – это «с чувствами», то еmpathy – это «в чувства».

Вскоре американский психолог Карл Роджерс обозначил ценность эмпатических способностей в психотерапевтической работе и в личностном развитии человека как такового.

В результате развития идей об эмпатии как о феномене познания, с одной стороны, и как общения, с другой, она стала двуединым понятием [Т. Карягина, 2013].

Интегративный подход к эмпатии

В результате рассмотрения эмпатии как феномена познания и отношения ее понимание наукой вышло на качественно новый уровень: эмпатия начала восприниматься как способность к постижению эмоционального состояния других людей и ответному эмоциональному отклику.

Если говорить более конкретно, эмпатия – это, простыми словами, способность человека:

Как мы видим, суть эмпатии заключается в понимании другого человека с помощью концентрации на его эмоциях и чувствах: чтобы понять человека, необходимо анализировать не то, что он думает, говорит или делает, а то, что он чувствует. Только концентрируясь на внутренних переживаниях, а не на внешних проявлениях, мы можем в действительности понять друг друга и оказать друг другу помощь и поддержку.

Объясним схему, по которой «разворачивается» эмпатия:

При этом эмпатия может иметь две направленности и использоваться как для помощи другим людям, так и во благо самому себе:

Важно отметить, что неотъемлемыми чертами эмпатии являются альтруистические формы реагирования и общая положительная установка в общении с людьми. Поэтому случаи, в которых человек использует способность понимать эмоции других для достижения собственных корыстных целей, не являются эмпатией.

Эмпатия может осуществляться двумя основными способами:

При изучении феномена эмпатии важно обратить внимание на две ее основные формы:

Таким образом, как мы говорили в введении нашей статьи, эмпатия не является синонимом слова «сочувствие», которое является лишь одной из ее форм.

Теперь, когда мы поняли суть эмпатии, давайте рассмотрим механизмы, которые лежат в основе ее возникновения и развития.

Механизмы возникновения и развития эмпатии

Наука объясняет феномен эмпатии наличием зеркальных нейронных сетей, благодаря которым при наблюдении за действиями и состояниями других людей в нашем собственном головном мозге возбуждаются отделы, ответственные за выполнение этих действий или ощущение этих состояний.

Эмпатия основывается на понимании человеком эмоций и чувств, поэтому ее основное развитие происходит в дошкольный период: маленькие дети начинают активно сопереживать другим людям с 3 лет, а в возрасте 4-6 лет у ребенка базовая эмпатия проявляется уже по отношению не только к близким, но и ко всем людям в принципе.

Уже в 5 лет ребенок может не только почувствовать, но и воспроизвести эмоциональные переживания других и связать их с определенными действиями. В том же возрасте дети начинают различать эмоции по экспрессивным признакам (мимике, пантомиме и т.д.), при этом особую роль в распознавании и понимании играют именно вербальные функции. Наиболее четко ребенок распознает и понимает именно отрицательные эмоции.

В период дошкольного возраста у детей также формируется понимание более сложных эмоций, связанных с развитием чувств другого порядка, к которым относятся эстетические, интеллектуальные, праксические и высшие (морально-нравственные) чувства. Тогда же ребенок начинает понимать, что иногда эмоции могут быть амбивалентными, т.е. человек может одновременно испытывать два противоречивых чувства, а также то, что эмоции не всегда обусловлены только внешними факторами, но иногда на них влияют внутренние, субъективные факторы.

В дошкольном возрасте эмпатия проявляется в достаточно ярком, можно сказать, даже остром, виде. Причем практически всегда она воплощаются в поступках ребенка: если он радуется за другого, то может броситься его обнимать, если кому-то завидует, то обязательно пожалуется и т.д.

Важно отметить, что эмоциональное научение ребенка проходит с серьезными трудностями, более того, сам его результат является куда менее стойким, чем обучение моторным и сенсорным навыкам. А вот нестабильные проявления эмоциональной отзывчивости являются признаком наличия патологии разной степени тяжести.

Особую роль в формировании эмпатии играют социальные факторы. Социальность эмоций заключается в том, что они приобретаются в процессе взаимодействия с другими людьми, а затем на их основе формируется восприятие ребенком социальных норм и ценностей, а также «эмоциональных эталонов», которое в течение оставшейся жизни практически всецело определяет то, как он относится к себе, общается с другими людьми и ведет себя в социуме. Так, например, отсутствие понимания социальных эмоций может привести к агрессивному поведению или повышению уровня тревожности, которые сохранятся и в более зрелом возрасте.

Исследователи выделяют две основных причины, которые приводят к эмоциональным нарушениям и снижают уровень эмпатии – это неблагоприятные взаимоотношения с другими людьми и собственный мир переживаний ребенка.

Также существует ряд серьезных патологий, основными признаками которых являются полное отсутствие эмпатии и/или ее нарушение: аутизм, психопатия и нарциссическое расстройство личности. Нарушение эмпатии встречается в клинической картине не только вышеперечисленных заболеваний, однако в них оно наиболее ярко выражено и является одним из основных симптомов.

Тем не менее даже у тех людей, которые с рождения обладают способностью к эмпатии, ее уровень существенно варьируется.

Уровни развития эмпатии

Нейропсихолог Крис Фрит выделил три уровня эмпатии:

Теперь рассмотрим, как уровень эмпатических способностей влияет на жизнь человека и зачем вообще они нам нужны.

Роль эмпатии в жизни человека

Согласно основной гипотезе, зеркальные нейроны сформировались у живых организмов в ходе эволюции для того, чтобы ускорить процесс адаптации новорожденного, чтобы тот мог оценить проявления окружающей среды, улавливая отношение к ним более «опытных» сородичей.

Наибольшую ценность и важность имеет эмпатия в общении: она является одной из основных составляющих эмоционального интеллекта и составляет некое ядро коммуникации, от которого зависит способность человека к построению, поддержанию и развитию межличностных отношений, поэтому развитая эмпатия необходима каждому человеку, живущему в социуме.

Однако для некоторых людей уровень развития эмпатии играет особую роль, что, прежде всего, обусловлено спецификой профессиональной деятельности. Она является неотъемлемым условием психотерапевтической деятельности, поскольку только эмпатическое понимание способствует установлению доверительного контакта терапевта с клиентом и гарантирует эффективность лечения. Также развитые эмпатические способности остро необходимы учителям, преподавателям и медицинским работникам, сотрудникам полиции, МЧС и т.д.

Но если в одних случаях развитая эмпатия является необходимым условием для осуществления профессиональной деятельности, в других она представляет собой лишь один из факторов успешности ее осуществления, – это касается всех других профессий, которые в той или иной степени предполагают взаимодействие с людьми: работники в сфере продаж и обслуживания, управленцы и т.д.

Дадим более четкое описание людям с разной степенью развитости эмпатических способностей.

Низкий уровень эмпатии

Люди с недостаточно развитыми эмпатическими способностями испытывают трудности в установлении, поддержании и развитии отношений с окружающими. Они не понимают ни собственных чувств, ни эмоций других людей, и не могут соотнести их с поступками и мыслями. В большинстве случаев такие люди не способны найти взаимопонимание с окружающими людьми в принципе, однако это может выражаться в двух крайностях: либо человек ведет себя «закрыто» и отстраненно, либо агрессивно. Такие люди индивидуалисты, они хорошо работают самостоятельно, у них преобладает рациональность в мышлении и т.д.

Средний уровень эмпатии

Человек, обладающий средним (или нормальным) уровнем развития эмпатических способностей, хорошо контролирует, проявляет и понимает собственные эмоции, а также старается вести себя так, чтобы другим не было плохо от его слов и действий. Однако обычно такой человек судит людей по их словам и поступкам, не ориентируясь на их чувства и эмоции. Построение взаимоотношений для него не является серьезной проблемой, тем не менее «глубина» в этих отношениях, как правило, не присутствует.

Высокий уровень эмпатии

Человек, обладающий высоким уровнем эмпатических способностей, может уловить даже мелкие сигналы, говорящие об эмоциональном состоянии других людей. Он способен понять практически любого человека и найти к нему индивидуальный подход. Такие люди не осуждают других, отличаются здоровым альтруизмом и доброжелательностью. Как правило, они становятся хорошими психологами, врачами, учителями или выбирают другую профессию, связанную с помощью людям.

Определить уровень своих эмпатических способностей можно с помощью следующих методик:

Важно отметить, что в большинстве методик характеристика высоких уровней не подразумевает способность к игнорированию «эмоционального заражения», как об этом говорит нейропсихолог Крис Фрит. Поэтому после того как вы пройдете тест на эмпатию, обязательно обратите внимание на трактовку полученных результатов.

Однако низкий уровень развития эмпатических способностей всегда говорит о необходимости повысить его, чтобы научиться правильно взаимодействовать с другими людьми, а средний указывает на то, что вы обладаете достаточной эмпатией, но вы можете повысить ее, если на то есть желание или необходимость.

Развитие эмпатии

Чтобы развить свои эмпатические способности, необходимо развивать коммуникативные навыки и получать опыт взаимодействия с абсолютно разными людьми. Существует множество эффективных методов повысить потенциал к эмпатии, но сегодня мы приведем только несколько из них.

Научитесь понимать собственные эмоции и чувства и обращаться с ними

Используйте для этого карты эмоций: выпишите список всех существующих эмоций на листок бумаги и напишите рядом с каждой те ситуации, когда вы их испытывали. Или заведите «дневник чувств» и в течение дня записывайте то, какие эмоции и чувства вы испытали, какие события вас к этому привели. Так вы научитесь распознавать эмоции и причины их возникновения.

Расширяйте круг своего общения

Чтобы повысить эмпатию, необходимо лучше разбираться в людях. Сделать это можно только в том случае, если вы общаетесь с абсолютно разными людьми: по полу, возрасту, национальности, социальному и материальному положению, взглядам, интересам, темпераменту, характеру и т.д. Большинство людей общается преимущественно с теми, кто похож на них, но в этом случае выражать эмпатию намного проще. Постарайтесь узнать и понять тех, кто от вас кардинально отличается.

Уделяйте больше времени живому общению

Стремительное развитие информационных технологий все больше приводит к тому, что общение переносится в онлайн. Однако общение в таком формате служит искажению понимания других людей и регрессу эмпатических способностей, т.к. мы не видим истинных эмоций окружающих, а наблюдаем лишь то, что они пытаются нам показать теми или иными «эмодзи» или и вовсе приписываем каждой фразе тот эмоциональный посыл, который нам кажется правильным. Только живое общение способно научить человека распознавать чужие эмоции верно.

Практикуйте активное эмпатическое слушание

Концертируйте свое внимание на том, что хочет до вас донести человек, а не на том, что вы сами думаете по этому поводу, т.е. откажитесь от суждений. Не отвлекайтесь на посторонние раздражители: отложите свой телефон, не смотрите по сторонам, поддерживайте зрительный контакт, не перебивайте говорящего и т.д. И обязательно задавайте уточняющие вопросы, чтобы лучше понять, что человек хочет вам сказать на самом деле. Это позволит вам научиться устанавливать доверительный контакт с людьми и лучше понимать их.

Используйте технику отражения или отзеркаливания эмоций

После того, как вы выслушаете собеседника, постарайтесь пересказать, что он пытался до вас донести, акцентируя внимание на его эмоциях. Покажите человеку, что вы понимаете, что он чувствовал: сделайте это как вербальными, так и невербальными способами. Это позволит вам правильно поддержать человека и выразить ему сочувствие.

Все вышеперечисленные рекомендации помогут вам повысить уровень своих эмпатических способностей при непосредственном контакте с эмоциональными состояниями. Однако существует и ряд способов, позволяющих научиться эмпатии косвенным образом:

Подводя итоги, можно сказать, что эмпатия в общении с другими людьми играет одну из главных ролей. Низкий уровень эмпатии «отделяет» человека от других людей, мешает ему выстраивать гармоничные отношения с окружающими и сказывается на общем уровне его личностного развития. Развитая эмпатия средней степени дает человеку способность коммуницировать с другими людьми, однако не позволяет в полной мере установить взаимопонимание и обеспечить необходимую помощь и поддержку окружающим.

И только высокоразвитая эмпатия является достаточной для того, чтобы оставаться «человеком» в любой ситуации и быть поистине осознанным в своих словах и поступках по отношению к другим людям, поэтому каждому из нас стоит стремиться к этому уровню.

Тем не менее важно отметить, что высокоразвитая эмпатия имеет свою обратную сторону: если человек не умеет контролировать собственные эмоциональные состояния, но при этом тонко чувствует эмоции других людей, это может привести к личному дистрессу или дерегуляции эмоций – возникновению сильной негативной реакции на переживания другого человека, которая проявляется в виде злости, тревоги, агрессивности, раздражения, печали и т.д.

Личный дистресс способен оказать на человека крайне негативное влияние и привести к трудностям в социализации, различным психологическим травмам и психосоматическим заболеваниям. Дело в том, что «эмоциональное заражение» чужими негативными эмоциями, с которыми человек не может справиться, приводит к тому, что он теряет способность к главной цели эмпатии – правильному отклику на чувства другого человека, т.к. перестает думать о чувствах других людей, и единственной его целью становится не оказание поддержки, а помощь самому себе.

В большинстве случаев личный дистресс приводит к тому, что человек просто избегает источника негативных эмоций и чувств, но если этого сделать невозможно, последствия могут быть куда более плачевными, чем простая неспособность оказать другому поддержку [Т. Карягина, 2013].

Поэтому крайне важно не только развивать понимание других людей, но и управлять своими психическими состояниями. И в этом вам непременно поможет наша онлайн-программа «Психическая саморегуляция», которая позволит овладеть лучшими научными техниками управления эмоциями и расслабления.

Желаем вам успехов и искренне верим в то, что вы сможете развить свою способность к эмпатии до наивысшего уровня! Также предлагаем пройти небольшой тест, чтобы закрепить знания:

Источник

8 упражнений для развития эмпатии

Как называется сопереживание другому человеку. Смотреть фото Как называется сопереживание другому человеку. Смотреть картинку Как называется сопереживание другому человеку. Картинка про Как называется сопереживание другому человеку. Фото Как называется сопереживание другому человеку

Работодатели все чаще среди необходимых характеристик сотрудников указывают soft skills («мягкие навыки»): это те качества, которые помогают «вписаться» в коллектив и решать рабочие вопросы без конфликтов. Одна из важных составляющих soft skills — умение понимать чувства других — эмпатия.

Как называется сопереживание другому человеку. Смотреть фото Как называется сопереживание другому человеку. Смотреть картинку Как называется сопереживание другому человеку. Картинка про Как называется сопереживание другому человеку. Фото Как называется сопереживание другому человеку

Анастасия Батхина,
психолог, основатель компании InMind

Что такое эмпатия — простыми словами

Эмпатия — это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание. Она осуществляется в том числе при помощи зеркальных нейронов, которые находятся в коре головного мозга и позволяют отражать чувства и эмоции других живых существ.

Умение сочувствовать помогает нам ощутить сопричастность тому, что происходит с человеком, а сам человек поймет: его эмоции важны для вас, вы его принимаете.

Этот навык необходим при построении межличностных отношений: найти общий язык, договориться и выработать стратегию, которая удовлетворит обе стороны, можно лишь тогда, когда мы сумеем поставить себя на место другого.

Эмпатия — мост между мирами, в котором каждый из нас живет: он помогает чувствовать единение с окружающими.

Чтобы построить мост, необходимо следовать ряду правил.

Правила эмпатии

1. Искреннее желание понять любого человека и посочувствовать ему

Эмпатия — это сложная внутренняя работа, требующая большого ресурса. Но часто нам проще судить о других, используя стереотипы и ярлыки, отмахиваться от их чувств, мотивируя это нежеланием вникать в чужие проблемы.

Совет: нам должно быть искренне не все равно, что происходит с человеком, — только так можно создать глубокие конструктивные отношения.

2. Cопереживать, а не оценивать

Если другой человек попадает в неприятную ситуацию, обычно возникает желание сказать: «Ты совершил глупость и сам виноват во всем». Но таким образом мы даем оценку происходящему, навешиваем ярлык и пытаемся обесценить чувства другого: мол, ничего страшного, что ты переживаешь, это все ерунда. Так включаются защитные механизм психики: мы не хотим сталкиваться с сильными негативными эмоциями других людей. Однако важно понимать, что такое отношение не позволит выразить сочувствие, оказать помощь, установить контакт.

Совет: отказываться от автоматических реакций и занимать безоценочную позицию.

Как называется сопереживание другому человеку. Смотреть фото Как называется сопереживание другому человеку. Смотреть картинку Как называется сопереживание другому человеку. Картинка про Как называется сопереживание другому человеку. Фото Как называется сопереживание другому человеку

3. Принимать тот факт, что каждый человек живет в своей психологической реальности

Помните: у каждого из нас — свои взгляды, представления, убеждения, правила.

Совет: следует уважительно относиться к этим различиям. Даже если мы не разделяем мировоззрение человека, надо признать, что он имеет право на свою точку зрения.

Упражнения для развития эмпатии

Люди обладают различной способностью испытывать сопереживание: у одних это заложено с рождения, а другим – сложно представить себя на чужом месте. Но ситуацию можно изменить, ведь эмпатия — навык, который развивается: для этого необходимы желание и регулярные тренировки.

1. Люди вокруг нас

Когда стоите на остановке, гуляете или едете в транспорте, посмотрите на людей вокруг: постарайтесь представить, что они чувствуют, о чем размышляют в данный момент, был ли у них сегодня хороший день или сложный. А общаясь, задавайте себе вопрос: «Что сейчас чувствует человек, с которым я говорю?»

Результат: таким образом сначала вы только строите гипотезы, но с развитием навыка будете более точны в своих оценках.

2. Активное слушание

Основа эмпатии — умение выслушать человека. Поставьте себе задачу: услышать и понять, что он хочет донести. Когда общаетесь с другими, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела: отложите телефон, поддерживайте зрительный контакт, не перебивайте, дайте высказаться.

Результат: это позволит лучше налаживать контакты с другими людьми, потому что каждый из нас особенно ценит тех собеседников, которые обладают искусством не только рассказчика, но и слушателя.

Как называется сопереживание другому человеку. Смотреть фото Как называется сопереживание другому человеку. Смотреть картинку Как называется сопереживание другому человеку. Картинка про Как называется сопереживание другому человеку. Фото Как называется сопереживание другому человеку

3. Отражение

Отзеркаливайте эмоции другого человека: выслушайте его и перескажите то, что он вам рассказал, с акцентом на его чувства. Например: «Я понимаю, что сейчас у тебя напряженная ситуация на работе, вижу, как ты встревожен».

Результат: сумеете установить контакт, выразить сочувствие. Такой подход избавит от необходимости подбирать какие-то особенные слова (что часто вызывает затруднение).

4. Общайтесь с «другими»

Не секрет, что многие любят собирать вокруг себя команду единомышленников — людей со схожим мировоззрением, потому что в таком обществе мы чувствуем себя наиболее комфортно. Но это замыливает взгляд, делает наше мышление туннельным, а нас — неспособными понять и посочувствовать тому, чьи взгляды отличаются от наших. Поставьте перед собой задачу общаться с теми, с кем бы вы по разным причинам не стали поддерживать отношения в обычной жизни.

Результат: умение понимать «других» (людей с иным мировоззрением) и их мотивы.

5. Читай и смотри

Чтение художественной литературы и просмотр психологических фильмов — отличный тренажер для развития эмпатии. Постарайтесь отслеживать и анализировать, что чувствует герой, в какие моменты он вызывает сопереживание и почему.

Результат: часто при соприкосновении с произведениями искусства возникает эмпатия на автоматическом уровне (этот элемент заложен в самом произведении), что помогает тренировать навык.

Как называется сопереживание другому человеку. Смотреть фото Как называется сопереживание другому человеку. Смотреть картинку Как называется сопереживание другому человеку. Картинка про Как называется сопереживание другому человеку. Фото Как называется сопереживание другому человеку

6. Играй

Существует большое количество настольных игр (в том числе для взрослых), создающих возможность поставить себя на место других людей и выстроить с ними отношения. Одна из них — «Имаджинариум».

Результат: такие игры тренируют умение лучше понимать собеседника и предсказывать ход мыслей разных людей.

7. Карты эмоций

Найдите в интернете и скопируйте перечень эмоций, состоящий более чем из 30 пунктов, напротив каждой напишите те ситуации из своей жизни, в которых вы ее испытывали.

Результат: карта эмоций будет подсказывать различия между эмоциями и то, в какие моменты вы их ощущаете. Сопоставляя эту карту с реакциями других людей, сможете более точно понимать и отражать их чувства. Ведь чтобы научиться сочувствовать кому-то, надо разобраться в своих ощущениях.

8. Я на месте другого

Детские психологи проводят такой эксперимент: в противоположном углу комнаты усаживают куклу, а ребенка просят представить и рассказать, что она видит. Вы можете использовать тот же прием: в ситуации, когда хотите проявить эмпатию, попробуйте стать на место другого человека, спросите у себя: «Если бы со мной произошло то же самое и я испытывал бы такие эмоции, какую поддержку я бы хотел получить? Что бы мне хотелось услышать? Как бы я себя чувствовал в такой ситуации?»

Результат: способность увидеть мир с позиции другого.

Упражнения помогут развить один из самых полезных навыков, необходимых в повседневной жизни: он позволяет считывать эмоциональное состояние другого человека, осознавать, что им движет, чтобы успешно вести переговоры, выстраивать отношения в коллективе, создавать гармоничные отношения в семье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *