Как называется основная мысль отдельного абзаца
Основные мысли в абзацах
В каждом абзаце любого текста содержится ТОЛЬКО одна основная мысль (ОМ). Иначе автор не разделил бы текст на абзацы именно таким образом. Все остальные мысли подкрепляют основную мысль, раскрывают ее или подводят к ней. Основную мысль абзаца нужно уметь выделить и сформулировать, что читатели, научившиеся это делать, существенно улучшают качество усвоения текстов. Читателю иногда может показаться, что в каких-то абзацах содержится несколько ОМ, если читатель плохо знаком с тематикой, о которой пишет автор. Иногда все мысли абзаца могут показаться читателю второстепенными или даже вовсе не существенными, если содержание абзаца окажется для читателя слишком простым или абсолютно знакомым.
Основные мысли абзацев чаще всего даются в явном виде – через одно предложение. Но иногда основные мысли выражаются неявным образом, т.е. через несколько предложений абзаца или через факты. При явном выражении ОМ абзаца автор тем или иным способом выделяет ее среди других, акцентирует на ней внимание (даже неоднократно). Иногда основная мысль выделяется в тексте графически: жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием и т.п. Основная мысль абзаца может быть заключена в рамочки. Нередко для подведения читателя к основной мысли автор использует слова выводы: итак, в результате, следовательно и т.п.
Неявное представление основной мысли абзаца дается автором с помощью чисел, формул, коротких умозаключений, фраз. Выражение основной мысли неявным образом используется для активизации мышления читателя. Иногда это просто неспособность автора ясно излагать свои мысли. В любом случае неявно выраженная основная мысль абзаца должна быть сформулирована самим читателем на основе материала, содержащегося в абзаце.
Некоторым читателям, совершенствующим свои навыки, кажется элементарным нахождение ОМ абзацев. Но практика показывает, что большинству зачастую трудно максимально объективно выделить основные мысли автора без должной тренировки. Но даже если читателю быстро дается навык выявления ОМ абзацев, то навык формулирования ОМ своими словами, тем более в процессе чтения (т.е. продолжая чтение следующих предложений текста), требует кропотливого труда от всех, кто желает существенно улучшить качество усвоения.
УПРАЖНЕНИЕ 34.Приготовьте пять абзацев, объемом 0,2 – 0,5 тыс. знаков. Если в абзаце имеются факты, то они должны быть осмысливаемыми. Упражнение выполняется в медленном темпе (затрачивая 1 – 2,5 мин. на все 5 абзацев и записывая мысли) либо в быстром темпе (затрачивая 0,5 – 1 мин. на все 5 текстов и формулируя мысли устно) следующим образом:
1. Зафиксируйте время начала работы.
2. Выявите основную мысль первого абзаца, но не читая пословно, а путем «скольжения по мысли автора», т.е. воспринимая не отдельные слова, а смысловые словесные блоки, одновременно осмысливая их и как бы обсуждая с самим собой суть информации.
3. Сформулируйте ОМ своими словами кратко, но полно.
4. После первого абзаца сразу переходите ко второму, третьему и т.д.
5. Проработав все 5 абзацев, просуммируйте время работ.
6. Проанализируйте качество своей работы, ее результаты и сделайте выводы (что получилось, что не получилось, почему и т.п.).
ПРИМЕЧАНИЕ 1. Во время чтения многие воспринимают информацию пассивно, как бы принимая то, что предлагает им автор, считая, что все понятно. Необходимо приучить себя анализировать читаемое, и если соглашаться с автором, то выдвигая свои доводы в защиту того, о чем шла речь, а если противоречить ему, то выдвигая доводы против его мысли.
ПРИМЕЧАНИЕ 2. Для повышения эффективности чтения надо формулировать ОМ как можно быстрее.
ПРИМЕЧАНИЕ 3. Если вы не уверены в правильности выявления ОМ, то вам следует больше тренироваться – и уверенность придет. Но не следует проверять, правильно ли вы определили главную мысль абзаца. Лучше не теряйте время на проверку, а выполните упражнение еще раз.
Выполните упражнение на следующем тексте.
Два горных хребта Памира за три десятилетия приблизились друг к другу на полметра. Это определили с помощью лазера ученые. Периодически измеряя световым лучем расстояние между хребтами, они заметили ранее неизвестное явление. Оказалось, два гиганта то сближаются, то расходятся. По мнению ученых, дрейф горных цепей связан с тектоническими процессами в глубинах земли и не носит катастрофического характера. Это еще одно из явлений природы, которого до сих пор не знали. Большинство исследователей склонны считать, что в этой части Памира сходятся две гигантские «плавающие» плиты, на поверхности которых расположены многие государства Азии. Эксперименты подтверждают это гипотезу, но немало вопросов остается пока невыясненными.
Теперь сравните свою формулировку ОМ с версиями, предложенными различными читателями:
1. За 30 лет два хребта Памира сблизились на полметра.
2. Перемещение горных хребтов определяется с помощью лазерного устройства.
3. Дрейф горных цепей и прочего на поверхности земли связан с перемещением подземных пластов.
4. Дрейф не опасен для людей.
5. Открыто новое явление – колебание горных хребтов.
У вас еще одна версия? Или вы согласны с какой-нибудь из пяти?
Думается. что последняя, пятая версия – наиболее верная, не правда ли?
Отличие формулировок показывает, что разные читатели акцентируют внимание на различных фактах текста и соответственно приходят к разным выводам, которые могут не совпадать с авторскими. Именно поэтому неквалифицированные читатели показывают невысокий процент усвоения содержания – 35-60%, хотя им кажется, что они запомнили в прочитанном почти все, но на самом деле многие основные мысли автора остались ими не восприняты.
ПРАКТИКА. Выявите в следующих пяти текстах основные мысли.
Некоторые читатели в своих конспектах делят страницу пополам чертой сверху вних. С левой стороны они делают выписки из прочитанной книги, а с правой = свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста. Этот оригинальный и полезный прием выписок из научной литературы заслуживает внимания.
В Соединенных Штатах на многих государственных и частных предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости он просто утонет в потоке бумаг.
При любом занятии, в том числе и при решении задач теста, у человека создается внутренняя модель, модель в собственном представлении, с помощью которой он проигрывает в уме задание, выдвигает гипотезы и пробует новые подходы. При этом на пути правильного решения возникают промежуточные ответы, невидимые наблюдателю со стороны, но вполне осознанные самим исполнителем.
Чтение литературы целесообразно организовать по типу изучения сначала новейшей, затем – новой и, наконец, изданий прошлых лет, как бы развертывая свиток знания от сегодняшнего дня к вчерашнему.
Введение в книгу чаще всего сообщает сведения, непосредственно к теме книги не относящиеся, но необходимые для ее понимания, предпосылки дальнейшего. Для нас особенно существенно то, что нередко в конце введения намечается, а иногда и обосновывается общий план изложения книги и метод изложения. Поэтому само собою ясно, как важно это для предварительного ознакомления с книгой.
Сверьте свои варианты со следующими вариантами формулировок основных мыслей.
1-й вариант. Существует оригинальный и полезный прием выписок из литературы, с одной стороны страницы делать выписки из книги, с другой – свои замечания.
2-й вариант. Прием конспектирования, при котором линией делят страницу пополам для записи мыслей автора и собственных мыслей, заслуживает внимания.
1-й вариант. В США на многих предприятиях не принимают на работу человека, имеющего скорость чтения ниже 400 слов в минуту.
2-й вариант. При низкой скорости чтения руководящий работник не способен справиться со своими обязанностями.
1-й вариант. При любом занятии у человека создается внутренняя модель, с помощью которой он выдвигает гипотезы и пробует новые подходы.
2-й вариант. На пути правильного решения задач у человека возникают промежуточные, вполне осознанные ответы.
1-й вариант. Чтение литературы целесообразно начинать с новейшей, постепенно переходя к изданиям прошлых лет.
2-й вариант. При чтении литературы полезно пользоваться знаниями от сегодняшнего дня к вчерашнему.
1-й вариант. Во введении в книгу для нас особенно важно то, что нередко в его конце намечается или обосновывается общий план изложения книги и метод изложения.
2-й вариант. Введение в книгу часто сообщает отвлеченные от темы книги сведения, однако оно необходимо для понимания книги, предпосылки дальнейшего.
Что такое микротема?
Микротема — это часть общей темы, заключенная в одном абзаце. Простым языком – это несколько предложений, связанных идеей. Переходя от одной такой части к другой, можно найти замысел написанного. Результат — цельный текст с единой темой. Из статьи вы узнаете о видах связи микротем, их структуре и схемах.
Что такое микротема, и чем она отличается от темы текста?
В зависимости от сложности произведения их может быть две и больше. Каждая кратко описывает содержание одной части произведения, а не всего текста. Этим они отличаются от темы, но всегда связаны с ней.
Микротема — краткое выражение мысли одной части текста (абзаца).
Структура и схема микротемы
В классическом виде микротема состоит из:
Вторая и третья части могут отсутствовать, если в первой исчерпывающе сформулирована тема абзаца.
При структурно-смысловом членении важно научиться выделять микротемы. Это нужно для анализа произведения, краткого пересказа, чтобы изложение имело строгую последовательность, заложенную автором.
Если какую-то из микротем не использовать, обязательно нарушается целостность и связность повествования, теряется идея рассказа.
Для поиска нити рассказа нужно:
Выделение в тексте ключевых мыслей без уточняющей и дополняющей информации, называют также планом.
Какие виды связи Микротемы существуют?
Для логической последовательности необходима связь между составными частями. Есть два типа:
Отличие в том, что при цепной связи в каждом предложении есть уже известная ранее информация, на которую можно опираться при раскрытии и дополнении основной мысли. Но добавкой есть и что-то новое. А при параллельной мысль, предмет или другие данные описывают в начальном предложении, развитие происходит позднее. Они не соединяются друг с другом, но при этом каждое вытекает из первого.
При выделении микротем стоит придерживаться таких связей, чтобы раскрыть мысль и не упустить деталей.
Какой способ связи в повествовании книги кажется вам более понятным для понимания темы: параллельный или последовательный?
ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
Выделение основной мысли абзаца
В каждом абзаце любого текста среди всех существенных мыслей есть одна самая важная мысль. То же самое можно сказать и о частях устной речи, выделяемых интонацией. Эта самая важная мысль абзаца объединяет по смыслу все остальные мысли абзаца. Все остальные мысли абзаца могут подчиняться ей или следовать из нее. Эту важную мысль будем называть основной мыслью и обозначать ОМ. Все остальные существенные мысли абзаца следует считать второстепенными. Мы их будем обозначать ВМ.
Читателю или слушателю, плохо разбирающемуся в каком-нибудь запоминаемом тексте, может показаться, что в некоторых абзацах содержится не одна основная мысль, а две или даже три. Если же содержание текста оказывается слишком простым или полностью знакомым, то все мысли абзаца могут показаться второстепенными или даже вовсе не существенными. Запоминающему текст читателю или слушателю не следует опираться на субъективное мнение. Необходимо найти позицию автора. Ведь он почему-то объединил несколько конкретных мыслей в один абзац и подчинил их одной основной мысли. Если Вы правильно поймете именно позицию автора, то лучше запомните текст. О позиции автора можно судить, например, по названию текста.
Основная мысль абзаца может быть выражена либо явным образом, либо неявным. При явном выражении ОМ абзаца автор выделяет ее среди других, акцентирует на ней внимание (иногда неоднократно): выделяет в тексте графически (жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием и т. п.), заключает в рамочки, использует словесные формы (итак, в результате, следовательно и т. п.). В текстах в основном встречаются явно выраженные основные мысли.
Неявно выраженная основная мысль абзаца не записывается автором с помощью слов. Неявно выраженную основную мысль абзаца, как говорят, следует искать «между строк». Неявно выраженная основная мысль автора преподносится через числовые выражения, формулы, короткие умозаключения или через намеки. Выражение основной мысли неявным образом нередко используется автором как прием активизации мышления читателя или слушателя, если он хочет заставить читателя или слушателя напряженно думать.
Выявленные в тексте или в устной речи основные мысли нужно уметь мысленно формулировать. Лучше всего научиться формулировать основные мысли абзацев своими словами, а не словами автора. Вероятность воспроизведения такого текста будет выше.
Проверьте точность выполнения упражнения: найдите другие мысли абзаца и, путем рассуждений, попытайтесь доказать самому себе, что остальные мысли абзаца являются второстепенными, т. е. они подчиняются основной мысли, либо подкрепляют ее значимость, либо раскрывают ее суть, подтверждают примерами, либо Доказывают достоверность основной мысли.
Рассмотрим пример выявления основной мысли абзаца:
32-летний индиец Раджа и Маха-Деван, человек с феноменальной памятью, стал объектом исследования американских ученых. Еще в детстве Раджан поражал окружающих своими способностями. Сейчас он проживает в штате Канзас, и для изучения его мозга выделено 157 тысяч долларов. Раджан почти не запоминает лица окружающих и обычно долго ищет ключи от своей квартиры, намного дольше по сравнению со средним индийцем или американцем. Зато всегда помнит то, что состоит из цифр. Десять лет назад он отправил письмо составителям Книги рекордов Гиннесса. Они предложили ему продемонстрировать свои способности на числе «к». Раджан перечислил на память 31 811 цифр этого бесконечно иррационального числа, и его имя появилось на страницах Книги рекордов.
Вот все мысли абзаца:
Среди этих 14 мыслей некоторые являются несущественными, т. е. без некоторых мыслей в тексте можно было бы обойтись, и при этом текст не потерял бы смысла. Так, без ущерба можно было бы убрать следующие предложения:
В итоге «забраковано» 5 мыслей из 14. Попробуем в числе оставшихся 9 мыслей выявить основную мысль. Для этого можно продумать, какие мысли подчиняются каким, и построить логику взаимного подчинения:
Возможно, основной мыслью абзаца является мысль №3, как Вы думаете?
Хорошо было бы, если бы Вы время от времени выявляли основные мысли абзацев таким же тщательным образом. Но на это требуется много времени. Поэтому рассмотрим еще один вариант упрощенного выявления основной мысли абзаца:
Интересные сведения удалось разыскать итальянскому историку
Нино Перелли в архивах библиотеки 0 Парме. Оказывается, в 1561 году был проведен необычный конкурс. Студент философии Джулио Джуди демонстрировал публике свою необычайную память. Вначале он в течение шести часов читал вслух книгу, а затем повторил содержащиеся в ней 36 тысяч слов в произвольном порядке. Мало того, он мог повторить сказанное слово в слово, затем — пропуская каждое третье слово, потом — снова в произвольном наборе. За необычные способности современники прозвали Джулио человеком — Великая Память.
В этом тексте первой существенной мыслью является:
1. Существует официальный документ о том, что человек способен запоминать огромные тексты.
Пока не известно, является данная мысль основной в абзаце, ведь нам не с чем ее сравнить. Поэтому выявляется вторая мысль:
2. Человек способен запоминать тексты объемом около 40 ООО слов (это около 100 страниц).
Теперь видно, что первая мысль лишь ДОКАЗЫВАЕТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ второй мысли, т. е. из двух мыслей вторая является более важной.
В тексте есть еще одна существенная мысль:
3. Человек может запоминать большие тексты так, что способен вспоминать их дословно и даже вспоминая слова в любом порядке.
Понятно, что третья мысль подчиняется второй, так как третья мысль всего лишь РАСКРЫВАЕТ СУТЬ второй мысли, уточняет, насколько хорошо могут запоминаться большие тексты. В итоге, по схеме можно утверждать, что основной мыслью абзаца является вторая мысль.
Вот Вы и изучили весь первый путь развития навыков осмысления СОДЕРЖАНИЯ текстов (следует напомнить, что второй путь — отработка навыков восприятия ФОРМЫ изложения текстов). Вы научились осмысливать СОДЕРЖАНИЕ текста в процессе запоминания. Теперь Вам предстоит в течение целой недели отработанные умения превратить в устойчивые навыки.
Для того чтобы в ходе недельной практики Вы не совершали ошибок, попробуйте оценить, все ли Вы делаете правильно. Для этого мы вместе тщательно проработаем текст о жу-ках-оленях, который Вы читали в качестве тестового задания. Заодно Вы сможете оценить, как бы Вы запомнили этот текст, если бы умели профессионально осмысливать его содержание.
Вернитесь к началу учебника, найдите тест 1 и просмотрите текст еще раз. Текст состоит из пяти абзацев. В начале из всего текста выделим все понятия, т. е. выпишем ответы на вопрос «О чем говорится в тексте?». Затем выделим из текста все существенные мысли, т. е. выпишем ответы на вопрос «Что говорится в тексте?». В заключение среди всех существенных мыслей каждого абзаца выделим основную мысль (ОМ).
В первом абзаце «На юге нашей страны живет большой и рогатый жук-олень. У них прямо-таки оленьи рога!» говорится:
о юге нашей страны; о большом и рогатом жуке-олене; еще раз о жуке (написано «у них»); об оленьих рогах (точнее, о рогах, похожих на оленьи рога).
Теперь Вы самостоятельно напишите все понятия из 2-го абзаца: «У этого жука склонность к дубовому соку. Там, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок, собираются жуки на «водопой». Прилетают десятками».
Сверьте со списком понятий:
Совпали понятия? Возможно, в некоторых случаях Вы использовали синонимы, но по значению должны были написать именно эти слова и словосочетания.
Возможен вариант деления сложного выражения «место на дубе, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок» на маленькие фрагменты: «место на дубе», «кора древесных суков», «сок».
Теперь выделите понятия из третьего абзаца:
Из четвертого абзаца:
«В финале такого сражения обычно лишь самый сильный жук остается у сладкого источника. Но не долго наслаждается он питьем в одиночестве, так как скоро претенденты возвращаются, и победитель снова вступает в борьбу».
И из пятого абзаца:
Дубовый сок для рогачей не только бодрящий напиток, но и пропитание. Так что склонность к соку у жуков вполне понятная. Хотя все еще остаются сомнения в объяснении необходимости дубового сока как пищи. Некоторые энтомологи уверяют, что взрослые жуки-олени в подобной пище не нуждаются, а дубовый сок является только «хмельным питием».
А теперь сверьте выписанные Вами понятия.
Понятия третьего абзаца:
9) качество челюстей (мощные)
Понятия четвертого абзаца:
2) самый сильный жук
3) сладкий источник
4) длительность (не долго)
6) питье в одиночестве
7) длительность (скоро)
Понятия пятого абзаца:
1) дубовый сок для рогачей
2) бодрящий напиток
4) склонность к соку у жуков
5) известность информации (понятная)
6) настоящее время (все еще)
7) сомнения в объяснении необходимости сока как пищи
8) некоторые энтомологи
9) взрослые жуки-олени
Теперь выпишите из всех абзацев все существенные мысли, отвечающие на вопрос «Что говорится в тексте?», и сверьте со следующими:
На юге нашей страны живет большой и рогатый жук-олень.
У жуков-оленей есть рога, похожие на оленьи рога!
У жука-оленя имеется склонность к дубовому соку.
На месте, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок, собираются жуки.
Жуки собираются на «водопой».
На «водопой» прилетают десятками.
Жуки напиваются бодрого напитка.
Жуки (напившиеся) дерутся с жуками.
Жуки (напившиеся) «бодаются», как олени.
Жуки (напившиеся) поддевают других рогами.
Жуки (напившиеся) кусаются челюстями.
Челюсти жуков являются очень мощными.
В финале сражения обычно остается самый сильный жук.
Самый сильный жук остается у сладкого источника.
Но не долго наслаждается он питьем в одиночестве.
Скоро возвращаются претенденты.
Победитель снова вступает в борьбу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Отличие темы от основной мысли текста
Тема и основная мысль: связь и различие
Существуют разные определения понятия «текст».
В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.
В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.
Текст — это группа предложений, которые связаны между собой грамматически и синтаксически, а также объединены общим смыслом и темой.
Основные признаки:
Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:
Тема текста — это то, что раскрывается в его содержании.
Тексты могут описывать:
Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.
Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.
Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.
Основная мысль — это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея. Она определяет содержание и напрямую связана с темой. Может быть выражена в одном или нескольких предложениях.
Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.
Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.
Разница между основной мыслью и темой:
Как определить тему текста и главную мысль
Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:
Подсказки, по которым можно определить тему:
Подсказки, по которым можно определить основную мысль:
Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:
Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:
Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.
Пояснения на примерах
Приведем несколько примеров, для того чтобы лучше понять, как определить тему и основную мысль текста.
Взволнованные дети, в нарядной одежде и с красивыми букетами в руках, заходят в класс. Они видят на партах новенькие, как будто только что отпечатанные книги. Первоклассники с любопытством рассматривают их. В книгах много красочных картинок и интересных заданий.
— Это ваша первая учебная книга, — говорит детям учительница. — Она называется букварь. Как вы думаете, почему у нее такое название?
Первоклассники поднимают руки.
— Мы будем по ней учиться буквам, — робко отвечает Машенька.
— С ее помощью мы научимся читать и писать, — весело говорит Сережа.
— Мы узнаем с ее помощью много нового, — добавляет Танечка.
Учительница улыбается. Она говорит детям:
— Да, вы правы. С этой книгой вы откроете для себя дорогу в мир знаний. С ее помощью вы потом научитесь хорошо читать и другие книги.
Тема этого текста — «Букварь», поскольку на протяжении всего рассказа речь идет именно об этой книге.
Основная мысль может быть сформулирована следующим образом:
«Букварь — это первая учебная книга для детей. С ее помощью дети обучаются чтению».
Волк является опасным хищником. Это очень сильное и выносливое животное. Волки охотятся на оленей, лосей и косуль. Но могут они есть и более мелкую добычу: зайцев, сусликов и даже мышей. Многие боятся и не любят волков. Но не все знают, что эти животные выполняют очень важную роль. Они являются своеобразными санитарами лесами, поскольку чаще всего охотятся на слабых и больных зверей. К тому же благодаря волкам контролируется популяция грызунов и травоядных животных.
Тема текста — «Волк» или «Волки».
Основная мысль: «Волк — не просто опасный хищник, но и полезный санитар леса».