Как называется когда самолет трясет

Что такое зона турбулентности в самолете и насколько она опасна

Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет

Что такое турбулентность

Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет

Начнем с азов. Можно найти различные определения термина, описанные с помощью, например, из Википедии. Но я за легкость понимания, поэтому попробую объяснить простыми словами.

Состав воздуха атмосферы не постоянен. На высоте довольно часто происходит движение воздушных потоков, они не однородны. Порывы ветра могут достигать до 300 км/ч.

Когда смешиваются теплые и холодные атмосферные фронты, образуются завихрения воздуха. Если туда попадает лайнер, то его начинает трясти из-за неравномерного давления и движения воздушных потоков. Это называется зоной турбулентности.

Что собой представляет такое явление?

Под турбулентностью понимают одно из довольно сложных атмосферных свойств. Воздух постоянно меняется – здесь отмечаются изменения температурных режимов, давления, а также меняет свою скорость и направление ветер. Все это приводит к тому, что начинает меняться плотность воздушных масс. И, естественно, когда самолет входит в такую зону, его начинает потряхивать. Многие уверены, что турбулентность – состояние, когда самолет заходит в облако. На деле же это совершенно не так – зона турбулентности может встречаться и в чистом небе.

Как отмечают специалисты, такое состояние может нередко встречаться на высоте, которую считают небольшой – 500-600 м. Также стоит учитывать, что сильная тряска ощущается в кучевых облаках и грозовых. Из-за того, что здесь присутствует большая скорость ветра, самолет начинает несколько терять скорость и болтаться.

Такие скопления облаков обычно видны на авиационных локаторах, что дает возможность пилотам заранее составить безопасный маршрут. Но если все же самолет попадает в турбулентность, это не ошибка пилотов. Метеопрогнозы могут меняться, при длительном перелет ситуация и вовсе может изменяться ощутимо.

Во время перелета самолетом управляет автопилот, но если болтанка сильная пилоты переходят на ручное управление, чтобы вывести лайнер из опасной зоны.

Почему трясет самолет

Вот несколько причин, почему лайнер начинает трясти. Рассмотрим самые распространенные.

Грозовые облака

Одна из самых опасных причин тряски. Чаще всего пилоты стараются облетать грозовые фронты. Для этого у них есть маршрутные карты с прогнозами погоды. Но бывают случаи, когда во время длительных перелетов выявить все такие облака невозможно. Особенно когда они незначительных размеров. Если возможно, то их пытаются обойти.

Кучевые облака

Внутри них образуются восходящие и нисходящие воздушные потоки, которые приводят к тряске лайнера. Такая болтанка достаточно безопасна, если соблюдать правила поведения на борту.

Струйные потоки воздуха

Самолет может попасть в нестабильную зону даже посреди ясного неба. Происходит так из-за сильного движения струйных потоков воздуха. Либо, формирования разницы между атмосферным давлением, от двух полярных фронтов.

Гористая местность

Чем ближе проходит полет над горами, тем выше вероятность, что борт начнет трясти. Такое происходит из-за восходящих теплых потоков воздуха от земли. По этой же причине, летом при посадке, самолет трясет значительно чаще.

Искусственная болтанка

Лайнер может попасть в струю воздуха, идущую от взлетающего или пролетевшего ранее борта. Очень опасная причина тряски. Поэтому диспетчеры обязаны регулировать вылеты. А также, координировать любое перемещение лайнеров, чтобы не допустить такой ситуации.

Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет

Может ли самолет упасть из-за турбулентности

При проектировании летательных аппаратов всегда учитывается тот факт, что они могут попасть в зону турбулентности. Поэтому конструкция спокойно выдерживат ветер в 30 м/с и даже больше. Корпус останется цел, у него ничего не отвалится и он не упадет.

Согласно статистическим данным, за последние четверть века не произошло ни одной авиакатастрофы по причине попадания в зону турбулентности. Хотя, теоретически такая опасность есть. У любой конструкции есть предел мощности. А шквальный ветер при посадке или взлете способен ударить самолет об землю. Правда, существуют специальные нормативы, согласно которым пилот просто уйдет на запасной аэродром по метеоусловиям, чтобы не рисковать.

Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет

Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет

В чем опасность полетов?

Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет

В фильмах катастрофах показывают кадры, как борт сильно трясет, а порой он буквально разваливается на части. Летать после такого становится еще страшнее. Поэтому, давайте разбираться так ли это опасно, может ли упасть лайнер во время болтанки.

Условно турбулентность делят на три категории:

Если вы испытываете легкий дискомфорт, чувствуете, что вас немного трясет, значит, это зона слабой воздушной активности.

При средней, толчки становятся более ощутимыми, а трясти начинает сильнее. В данный момент вам не удастся спокойно поесть или попить. Ведь еда и напитки станут разлетаться. Именно такой тип турбулентности чаще снимают на видео пассажиры. В этой ситуации перемещаться по салону строго запрещено, так как можно получить травмы.

Сильная тряска, а также резкие толчки самолета – самая опасная разновидность. Во время такой болтанки может произойти резкая потеря управления или сбой работы электроники.

Чем опасна турбулентность для пассажиров?

Почему мы несколько раз акцентировали внимание на ремнях безопасности? Потому что травма — самая распространенная опасность для пассажиров при «болтанке». Если вы не успели занять свое место, пренебрегаете правилами безопасности, вы можете упасть, удариться головой и получить серьезную травму, либо сломать руку или ногу.

Также бывали ситуации, когда в такие моменты путешественникам на голову падали вещи из отсека ручной клади. Был зафиксирован случай, когда чемодан стал причиной перелома шеи пассажира. Именно поэтому авиакомпании устанавливают ограничения для ручной клади по весу, а бортпроводники внимательно проверяют все отсеки перед взлетом.

Опасна турбулентность и паникой, которая способна быстро распространиться по салону. В приступе неконтролируемого страха некоторые пассажиры могут повести себя неадекватно, а у кого-то «прихватить» сердце. Здесь как раз и помогут дыхательные упражнения.

Стоит ли бояться летать

Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет

Мой страх полетов прошел после детального изучения информации. Пришлось перерыть немало профессиональных форумов, изучить множество статей. Зато теперь я знаю про турбулентность в самолете, что это не так страшно. Однако необходимо правильно себя вести во время полета.

Итак, друзья, я постаралась максимально информативно рассказать о турбулентности. И чем опасны разные ее виды. Поделитесь в комментариях, боитесь ли вы летать и как справляетесь с турбулентностью на самолете?

Подписывайтесь на мой блог, делитесь полезной информацией с друзьями. Спокойных вам полетов!

Другие причины появления тряски

Нередко при обходе грозовых облаков самолет все равно трясется. Это все связано с боковыми завихрениями воздуха по границе таких облачных скоплений. И они не менее опасны, в первую очередь, из-за своей неожиданности.

Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет

Также проблема может возникнуть при посадке. Ведь самолеты взлетают и садятся постоянно, особенно если речь идет о крупных аэропортах мира. И на фоне этих завихрений самолет начинает потрясывать.

Основная сложность заключается в том, что установленные эшелоны менять самолеты не могут, а во время посадки уже и сделать что-то сложно. Но если начинается зона турбулентности, нередко самолет приходится уводить на второй круг. У пассажиров же может начаться еще один приступ паники, когда на фоне чистого неба и хорошей видимости самолет вдруг уходит на второй круг.

Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет

Насколько опасна «болтанка» самолета?

Как видите, обойти турбулентную зону стороной получается не всегда. Клиенты poehalisnami.by часто задают вопрос: опасна ли турбулентность? Все зависит от ее силы. Слабая тряска практически неощутима, средняя по силе доставляет дискомфорт пассажирам авиалайнера, а сильная может привести к получению травм у тех, кто не пристегнул ремни безопасности. Нанести увечья может и плохо закрепленная сумка, упавшая на голову. Но стюардессы обычно проверяют, плотно ли закрыты дверцы на полках для ручного багажа.

Самому лайнеру «болтанка» не страшна. Современные воздушные машины крепкие, их создают с учетом гораздо больших нагрузок. Теоретически риск повреждений существует при взлете или посадке борта во время шквальных порывов ветра. Но командиры экипажей проинструктированы насчет маневров в подобных условиях, и смогут провести машину через опасную зону невредимой.

Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет

Прежде чем лететь

Чтобы получить желаемое место на рейс, забронируйте его не позднее, чем за несколько недель, и укажите номер кресла при бронировании. Если у вашего рейса есть свободные места, зарегистрируйтесь онлайн и прибудьте в аэропорт заранее, чтобы вы могли быть в первой волне пассажиров, заходящих в самолет.

Если у вас медицинское состояние, которое требует специальных мест для сидения во избежание турбулентности, обратитесь к сотрудникам аэропорта перед выходом на посадку и спросите о том, чтобы зарезервировать одно такое.

Как и почему образовываются зоны турбулентности?

Зона турбулентности может возникнуть из-за нескольких причин. Например:

Опасна ли турбулентность для самолета, образовавшаяся в таких облаках? Конечно, опасна. Но ни один пилот не направит воздушный транспорт в такое страшное место. Обнаружить грозовые облака достаточно просто, ведь они четко отображаются на специальном приборе в экипажной кабине. Увидев впереди такую опасность, пилоты воздушного транспортного средства просто облетают ее.

По краям грозовых облаков также могут образоваться завихрения, которые невозможно увидеть на приборах. Для получения дополнительной информации перед вылетом самолета, все пилоты проходят инструктаж, на котором они получают информацию о погодных условиях. Получив дополнительные данные, экипаж может намного проще выбрать более безопасный маршрут для перелета.

Прочность самолетов

Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет

В действительности самолеты созданы таким образом, чтобы выдерживать невероятные объемы нагрузки. Конструкция самолета имеет огромный запас прочности, который не будет превышен даже при крайне сильной турбулентности. Например, чтобы согнуть крыло самолета хотя бы немного, потребуется столько турбулентности, сколько не испытывает ни один пилот за всю свою карьеру. Крылья спроектированы таким образом, чтобы они могли выдержать в полтора раза больше нагрузки, чем та, которую они испытывают при обычном полете. Это значит, что в ходе тестирования самолета крылья сгибаются вплоть до девяноста градусов, так как в процессе полета вполне естественно, что они будут сгибаться под действием определенных сил, и более жесткое крыло могло бы сломаться в полете. На самом деле, даже небоскребы создаются подобным образом – они могут немного покачиваться, иначе они бы очень легко могли «сломаться».

iPhone 13 может получить поддержку Wi-Fi 6E: что это означает

Клеточное старение может быть обращено вспять с помощью кислорода

Когда занимаешься любимым делом: Тодоренко о воспитании и своем детстве

Другие причины

Турбулентность самолета может возникнуть из-за течения воздуха, которое называется струйным. Под такими течениями принято считать воздушные массы, резко меняющие свою скорость как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Их протяженность достигает несколько тысяч километров, но опасности для воздушного транспортного средства они не несут.

Иногда «болтанка» возникает и при ясной погоде. Причиной ее возникновения становится эшелон полета. Дело в том, что эшелон ни в коем случае нельзя изменять, так как в воздушном пространстве трафик очень плотный, а между воздушным транспортом обязательно выдерживается интервал, чтобы избежать катастроф.

Часто авиалайнеры, заходя на посадку, сталкиваются с затруднениями, вызывают которые сильные порывы ветров. Но благодаря имеющимся нормативам, которые находятся у пилотов, можно срочно отменить посадку. При таких обстоятельствах экипаж воздушного судна оповестит, что выбран другой аэропорт, с более подходящими условиями. А вот у пассажиров может возникнуть паника, ведь за окном они видят ясное небо и даже очертания посадочной полосы, однако самолет резко меняет маршрут полета. Не стоит поддаваться страху, нужно довериться профессионализму пилотов, которые точно знают, как безопасно посадить современный авиалайнер.

Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет

Турбулентность: суть понятия

Для того чтобы объяснить суть рассматриваемого понятия, необходимо вспомнить уроки физики и химии из школьной программы. Воздух имеет неоднородную структуру, которую можно сравнить со структурой слоеного торта. Каждый из воздушных слоев имеет уникальные физические свойства и химический состав. В тех местах, где слои воздуха соприкасаются друг с другом, образуются небольшие вихри. Тряска в самолете возникает именно в тот момент, когда воздушное судно попадает в такие вихри. Здесь нужно отметить, что структура каждого слоя постоянно изменяется. Это объясняется изменением уровня атмосферного давления и температуры, а также изменением скорости воздушных масс.

Возникновение зон турбулентности может быть связано с грозовыми и кучевыми облаками. Большинство летчиков стараются обходить стороной подобные участки, однако недостаток горючего и другие форс-мажоры могут заставить пилота направить судно в облако. Здесь нужно отметить, что сам факт пролета сквозь облака не несет опасности для транспортного средства. Тряска внутри салона является результатом увеличения скорости встречного воздушного потока. Воздух в небе можно сравнить с дорожным покрытием. Воздушные вихри являются ямами и кочками на такой трассе.

В качестве еще одной аналогии можно привести морскую воду. При солнечной, ясной и безветренной погоде море абсолютно спокойно. Изменение погоды может стать причиной появления шторма и сильных волн. Несмотря на это, корабли продолжают идти по своему маршруту. Точно так же, как и морские судна, авиалайнеры продолжают свой маршрут, несмотря на изменение погоды.

Следует понимать, что созданием воздушного транспорта занимаются опытные специалисты. Конструкторы и инженеры учитывают множество различных факторов, с которыми столкнется воздушное судно во время длительной эксплуатации. Перед тем как выпустить новую модель транспортного средства на рынок, авиастроительные компании проводят тщательные испытания. Во время таких испытаний моделируются различные ситуации, с которыми столкнется судно во время настоящих полетов.

Многие люди уверены, что причиной тряски является отсутствие опыта пилотирования судна у летчиков. Современные лайнеры требуют минимального вмешательства человека, поскольку большую часть полета судно находится на «автопилоте». Задачей пилота является построение маршрута в обход грозовых и кучевых облаков. Для этого используются метеорологические сводки, которые получают от диспетчеров.

Как правило, пилот отключает автоматику только в случае возникновения форс-мажоров, которые могут создать опасную ситуацию. В этом случае вибрация может значительно увеличиться. Как показывает практика, тряска сильно ощущается на небольших гражданских суднах. В случае с крупными Аэробусами и Боингами, пассажиры могут даже не почувствовать попадания в зону завихрения воздуха. Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что попадание в зону турбулентности не представляет опасности для многотонного корабля. Завихрения воздуха не могут стать причиной воздушной аварии. Для того чтобы лучше понимать этот процесс, необходимо рассмотреть причины образования подобных зон.

Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет
Пилоты заранее выбирают более безопасный маршрут, который составляют, учитывая сводки синоптиков

Причины образования зон турбулентности

Существует множество различных причин возникновения зон с воздушными вихрями. Среди них следует выделить:

Диспетчерские службы всего мира тщательно отслеживают изменения погодных явлений. Грозовые облака представляют минимальную опасность для воздушного судна, так как ни один пилот не станет направлять лайнер в скопление таких облаков. В случае появления метеорологических факторов, мешающих продолжению рейса, пилоты запросят разрешение на посадку в ближайшей воздушной гавани. Здесь необходимо отметить, что на современных моделях самолетов устанавливается специальное оборудование, позволяющее отслеживать местоположение облаков, которые могут представлять опасность для лайнера. Появление таких облаков на маршруте воздушного судна заставляет пилотов корректировать курс.

Следует обратить внимание на тот факт, что некоторые воздушные вихри не отображаются на навигационных панелях. Такие вихри находятся по краям грозовых туч. Для того чтобы минимизировать риск попадания в подобные вихри, пилоты тщательно изучают будущий маршрут и метеорологические прогнозы. На основе этих данных составляется максимально безопасный маршрут в обход зон, представляющих опасность для экипажа и пассажиров.

В некоторых случаях турбулентность самолета возникает из-за струйного воздуха. Этот термин используется для обозначения потоков воздуха, которые могут резко изменить свое направленность и скорость. Длина таких воздушных масс может достигать отметки в несколько тысяч метров. Однако даже подобные явления представляют минимальную угрозу для тяжеловесного лайнера.

Сильная вибрация может возникнуть даже при отсутствии негативных факторов в виде плохой погоды. Причиной возникновения тряски является высота, на которой находится лайнер. Каждому пассажирскому судну выделяется конкретный воздушный коридор. Вылет за пределы этого коридора может стать причиной столкновения с другим самолетом. Именно поэтому каждый воздушный транспорт должен лететь на той высоте, что была задана диспетчером.

Как правило, тряска в самолете усиливается в тот момент, когда лайнер заходит на посадку. Это объясняется увеличением скорости ветра у земной поверхности. В некоторых случаях шквальный ветер может стать причиной отмены посадки. В такой ситуации лайнер садится в ближайшем аэропорту, где отсутствуют подобные явления. Пассажиры, столкнувшиеся с подобной ситуацией, часто не понимают причины изменения маршрута, поскольку за иллюминатором видно чистое небо и очертания воздушной гавани. Следует понимать, что к управлению пассажирским лайнером допускаются профессионалы в своем деле.

Главной задачей пилотов является сохранение жизни и здоровья пассажиров.

Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет
Причины турбулентности, ее наличие или отсутствие не зависят от опытности экипажа

Могут ли пилоты избежать турбулентности?

Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет

Давайте посмотрим на турбулентность. Есть много разных причин, по которым гладкий воздух становится турбулентным:

Пилоты знают обо всем этом и, получив хороший прогноз погоды, могут предвидеть турбулентность на своем маршруте. По большей части хорошие пилоты действительно избегают турбулентности, но время от времени нет другого выбора, кроме как войти в зону предполагаемой турбулентности и справиться с ней.

Если у пилотов нет другого выбора, они регулируют скорость до рекомендованной производителем скорости турбулентности. Это гарантирует, что если сильный порыв коснется самолета, крылья будут испытывать «мини-сваливание», не причиняя никакого механического повреждения самолету. Это может показаться пассажирам внезапным падением, но на самом деле это изменение высоты всего на 300-500 метров. Затем все возвращается к нормальному полету без необходимости что-либо делать.

Таким образом, пилоты избегают турбулентности, когда это возможно.

Виноват ли пилот?

Многие пассажиры думают, что турбулентность самолета возникает по неопытности пилотов, что, конечно, является неверным суждением. Современные воздушные авиалайнеры идут на так называемом «автопилоте», а ручной режим пилотирования включается лишь в экстренных ситуациях, к примеру, если «болтанка» ощущается очень сильно, а вывести воздушный транспорт из опасной зоны под силу только опытному пилоту. Ощущение «болтанки» сильнее чувствуют пассажиры, которые летят на небольшом самолете. На мощном авиалайнере пересечение зоны турбулентности пассажиры практически не прочувствуют.

Риски турбулентности

Как называется когда самолет трясет. Смотреть фото Как называется когда самолет трясет. Смотреть картинку Как называется когда самолет трясет. Картинка про Как называется когда самолет трясет. Фото Как называется когда самолет трясет

Самый большой риск, который существует при возникновении турбулентности – это то, что пассажир получит травму. Именно поэтому перед входом в турбулентность пилоты просят вас вернуться на свои места и пристегнуться. Но всегда ли все так безобидно? В начале мая более 30 пассажиров получили повреждения, когда рейс Etihad A330-200 проходил зону сильной турбулентности над Индонезией. Самолет приземлился без каких-либо проблем, однако сразу же возникает вопрос – могут ли подобные условия спровоцировать более серьезный инцидент или даже уничтожить самолет?

Источник

Всё, что вы хотели знать о турбулентности: рассказывает пилот

Алина Архипова

Очень многие пассажиры пугаются, когда самолёт в воздухе начинает трясти, то есть когда по тем или иным причинам появляется «болтанка» или турбулентность, если по-научному.

Турбулентность — это естественное явление в авиации, точно также, как качка в море, как тряска автомобиля на неровной или ухабистой дороге.

Если в море вы можете видеть волны, на дорогах — заплатки или ямы, то в небе часто этого ничего не видно, но на самом деле оно тоже совсем не однородно.

Что происходит в небе?

В воздухе постоянно происходит много различных процессов — движутся разные воздушные потоки и струйные течения, скорость которых иногда может достигать до 300 км/час, а то и больше. Образуются зоны разного атмосферного давления. Одни воздушные массы сменяются другими, возникают метеорологические фронты — от холодного, тёплого до смешанного.

Каждый день в атмосфере изменяется температура и давление. Обычно с ростом высоты и то, и другое должно уменьшаться, но бывает и наоборот. Сила и направление ветра тоже постоянно варьируются. Иногда можно видеть, как облака на разных высотах движутся в противоположные стороны.

Всё это в целом делает атмосферу либо стабильной, либо нестабильной, создавая условия для появления разных погодных явлений, в том числе и турбулентности.

Иногда пилоты заведомо могут знать о возможной турбулентности на своём маршруте из метеорологических карт и сводок погоды, которые они проверяют перед каждым полётом. А если в полёте появилась турбулентность там, где в картах она не была отмечена, то пилоты сообщают об этом диспетчеру, и он в свою очередь предупреждает потом другие борты, входящие в данный сектор.

Причины «болтанки»

1) Красивые пушистые облака, кучевые (cumulus) и особенно кучевые-дождевые (cumulunimbus CB) являются турбулентными за счёт восходящих и нисходящих потоков, образующихся в них. Во время гроз воздух переполнен грозовыми облаками CB.

Но не все облака турбулентны. В отличие от пушистых красивых облаков, внутри и рядом с которыми может «болтать», низкие слоистые сплошные облака обычно спокойные.

2) Но тряска не всегда рождается из-за одних только облаков. Есть ещё турбулентность ясного неба (clear air turbulence — CAT), когда в воздухе нет ни единого облачка, солнечно и красиво, а атмосфера нестабильная, и самолёт неожиданно начинает трясти.

3) Также турбулентность часто возникает в горной местности, и чем ближе к горам, тем сильнее.

4) Ещё есть термические потоки (восходящие потоки) в тёплое время года, образующиеся от нагрева поверхности земли. Поэтому тёплой весной и летом даже при хорошей ясной погоде самолёт на посадке может прилично «болтать» именно из-за них, особенно при пролёте разной поверхности (так как она по-разному прогревается). Например, когда лесистая местность сменяется полем или долиной, или при пролёте береговой линии с моря на сушу.

5) Есть искусственная турбулентность – это если самолёт попадёт случайно в спутную струю впереди летящего или взлетающего самолёта. Это достаточно опасно. Именно поэтому диспетчеры должны обеспечить, а лётчики соблюдать определённую дистанцию — интервал между бортами самолётов как при взлётах/посадках, так и на других этапах полёта.

Хотя случайности всё равно иногда бывают, например, по причине ветра, когда тот задерживает спутную струю пролетающего самолёта или сносит её прямо на идущий самолёт следом. В таких случаях самолёт может сильно мотнуть из стороны в сторону вплоть до самопроизвольного отключения автоматики, и среагировать надо очень быстро.

У меня было так несколько раз, ощущения не из приятных. Но чтобы пилоты были подготовлены к таким неожиданностям и знали, как действовать, подобные ситуации прорабатываются обязательно на тренажёрах.

6) А ещё, например, наш Boeing может трясти, когда мы летим с выпущенными спойлерами (интерцепторами), если срочно надо снизиться или быстро погасить скорость. Спойлеры — это пластины на верхней поверхности крыла, поднимающиеся вертикально вверх при выпуске.

То есть в полёте очень много естественных причин тряски самолёта.

Насколько опасна турбулентность?

В авиации турбулентность делят по интенсивности на три категории:

Но сразу скажу, что мы делаем всё, чтобы самолёт никогда не оказывался в зоне с сильной турбулентностью. Просто так сильная турбулентность сама по себе не бывает. В большинстве случаев она появляется в зоне действия гроз и большого скопления грозовых облаков. А это возможно предвидеть, изучив метеокарты и отследив по радару. Пилоты всегда обходят подобные зоны, если возможно. А если невозможно, то уходят на запасные аэродромы. Причём есть ограничения, на каком удалении безопасно обходить опасные сектора, как сбоку, так и по высоте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *