Как называется машина с бочкой
Машина с надписью «вакуум»: что в ней перевозят
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Широкий шланг, здоровенная бочка и надпись «вакуум». Такие грузовики видел хотя бы раз каждый человек на улицах своего населенного пункта. Что перевозят эти машины? Оранжевый цвет, в который они покрашены, прямо указывает на то, что груз представляет некоторую опасность для окружающих. Неужели в бочках перевозят сжатый воздух? Нет, ничего подобного данные машины не делают, и цвет у них оранжевый только потому, что выполняют они задачи технического характера.
На самом деле данные машины применяются для откачки технических и канализационных вод, а также для откачки нефтешлама, речного ила и даже могут применяться при осушении болот. Принцип действия «бочки» достаточно прост. Сама бочка – это просто емкость, в которую и происходит откачка всякой гадости. На нее устанавливается вакуумный насос с ограничителями давления, которые нужны для экстренного отключения системы во время работы. От насоса идет рукав или шланг.
Машина нужна для того, чтобы все перечисленное ассенизаторское снаряжение можно было подвести непосредственно к месту работы. После этого шланг забрасывается в яму, колодец, канализацию или любое другое место, откуда необходимо произвести откачку жидкости. В цистерне создается высокое отрицательное значение, благодаря которому и осуществляется тяга. Работает фактически также, как переливание бензина через шлаг при помощи «подтягивания» топлива ртом.
Некоторые ассенизаторские машины имеют дополнительные агрегаты, например, для размалывания ила. Кроме того, нельзя на грузовик поставить первую попавшуюся бочку. Это должна быть специальная емкость с дополнительными ребрами жесткости. В противном случае отрицательное давление во время работы системы просто сомнет емкость.
Как хорошо, что рядом с горящей машиной оказался ассенизатор:
В продолжение темы читайте о том, можно ли совершать обгон тихоходного ТС через сплошную линию.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Машина для откачки канализации: как называется и как работает?
Не всем известно, что такое машина для откачки канализации, как называется, ее особенности и виды. Это информация достаточно узкого характера, не интересная для городских жителей. Однако, для владельцев частных домов с автономной канализацией подобная техника знакома очень хорошо.
Рассмотрим особенности и виды установок для откачки стоков.
Способы очистки канализационных емкостей
Итак, как называется машина которая выкачивает канализацию? Прежде всего, надо разобраться в методах очистки. Применяют три способа выкачки канализационных резервуаров:
Первые два способа позволяют откачивать жидкость из емкости самостоятельно. Это удобно в отношении выбора времени для чистки. Однако, возникает вопрос, куда девать извлеченную пульпу. Машина, которая выкачивает канализацию сама вывозит ее за пределы участка. Но, при самостоятельной чистке придется где-то складировать или вывозить стоки. А этот вопрос весьма сложный. Некоторые владельцы домов выкапывают глубокую яму, куда сбрасывают стоки. Углубление закапывают, предоставляя жидкости время перебродить и стать ценным удобрением. Этот способ неплох, но доступен далеко не всем жителям частного сектора. Поэтому, когда наступает время чистить любые виды канализаций, машины дают максимальный эффект. Если учесть, что чистка занимает совсем немного времени (до получаса, вместе с подготовительными операциями), то преимущество этого способа становится очевидным.
И все-таки, как называется автомобиль для откачки канализации? Некоторые специалисты называют ее илосос, хотя этот термин обозначает специальный насос для перекачки пульпы. Более правильное название — ассенизаторская машина. Примечательно, что подобная техника используется гораздо шире. Например, для очистки песколовок ливневых систем или на автомойках. Также подобные устройства производят чистку прудов, заросших илом. Часто с их помощью качают воду из подвалов, погребов.
Принцип работы машины для откачки
Машина, которая откачивает канализацию, представляет собой агрегат, который состоит из нескольких узлов:
Принцип работы ассенизаторской машины:
Если количество стоков велико, приходится повторять процедуру несколько раз, пока резервуар не опустеет.
Разновидности
Используется два вида ассенизаторских установок. Они выполняют одинаковые задачи, отличаясь лишь оборудованием для откачки стоков. Первый вид использует коллектор мотора, второй применяет вакуумный насос. Практика показала высокую эффективность вакуумной очистки, поэтому большинство видов спецтехники использует эту методику. Подобным устройством сегодня оснащена каждая машина по откачке канализации, название которой сохранилось со старых времен. Между собой техника различается по своим параметрам:
Чем больше автомобиль, тем вместительнее его цистерна. Он способен за один раз откачивать большие объемы стоков. Однако, с увеличением размера уменьшается проходимость агрегата. Длина всасывающего шланга не бесконечна, стандартный размер составляет 25 м.
Виды вакуумных насосов, сравнение с фекальным
Любая современная машина для выкачки канализации оснащена вакуумным насосом. Так называется группа механизмов, в которую входят:
Все эти устройства отличаются усилием всасывания и определенной ролью в составе агрегата. Конкуренцию им составляют фекальные насосы, которые используются владельцами частных домов. Они выполняют те же функции, только не устанавливаются на шасси автомобиля, а представляют собой отдельные узлы.
В качестве привода используются электродвигатели. Фекальный насос удобен тем, что всегда находится под рукой и позволяет очистить резервуар в любое время. Единственной проблемой остается создание промежуточной емкости и участок сброса пульпы.
Как уменьшить расходы
Выяснив, как называется машина которая откачивает канализацию, надо узнать, как реже пользоваться ее услугами. Оплата подобной техники довольно высока, поэтому знать способы экономии весьма полезно. Их немного:
Полностью избежать необходимости в ассенизаторской машине можно, если установить локальную очистную систему (ЛОС). Она выполняет утилизацию всего объема стоков и не нуждается в очистке.
Видеообзор:
Величина объема ассенизаторской машины
Принцип работы ассенизаторской спецтехники
Техника работает по такому принципу:
Устройство ассенизаторской машины
Спецтехника для откачки отходов комплектуется соответствующим технологическим оборудованием. Устройство ассенизаторской машины следующее:
Вместимость бочки
Существуют такие размеры ассенизаторской машины:
Последние, в отличие от стандартных ассенизаторских машин, могут иметь водяной плунжерный насос, а также бочку меньшей емкости для промывочной воды.
Модификации ассенизаторов
Спецтехника для откачки отходов разнообразная. Вакуумные цистерны с жидкими отходами могут размещаться на базе шасси ГАЗ, КАМАЗ, МАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, ГАЗЕЛЬ. Каждая марка отличается габаритами, характеристиками, грузоподъемностью.
Автомобили ГАЗ применяются везде, где существует необходимость утилизации жидкости с большим количеством органических и неорганических примесей. Спецтехника простая в управлении. Она оснащена емкостью с прочными стенками, где есть дополнительное химическое покрытие, защищающее от появления коррозии.
ГАЗ 3307 позволяет устанавливать на шасси емкость разного размера. Ассенизаторская машина оборудована специальным предохранительным механизмом. В случае заполнения резервуара мотор выключается автоматически. Наличие четырехходового технологического крана и встроенного вакуумного насоса на горловине упрощает задачу по утилизации нечистот.
ГАЗ 3309 имеет схожие характеристики с серией ГАЗ 3307. Автомобиль оснащен дополнительным электрооборудованием, в числе которого – автоматический поплавковый клапан и сигнально-предохранительное устройство, срабатывающее при заполнении резервуара.
ГАЗ 53 отличается от предыдущих моделей более вместительной цистерной, которая содержит дополнительный отсек для чистой воды.
КАМАЗ 65115 отличается от других автомобилей специального назначения наличием полноприводного шасси и специальных шлангов разного диаметра.
Техническое оснащение, а также объем ассенизаторской машины позволяют использовать ее в труднодоступных местах.
Согласно правилам дорожного движения, техника оборудована проблесковыми маячками.
Технические характеристики моделей
Ассенизаторы имеют разные рабочие характеристики. Размеры автомобиля зависят от его производительности. Наиболее эффективной техникой является та, что подходит для выполнения задач пользователя. В таблице представлены основные параметры стандартных машин:
Марка | Технические характеристики | |||
Вместимость цистерны | Производительность насоса (м 3 /час) | Размеры | Остановка откачки при заполнении резервуара | |
ГАЗ 3307 | 4 | 240 | 7000*2500*2500 | Автоматическая остановка двигателя |
ГАЗ 3309 | 3,75 | 240 | 7000*2200*2600 | Электромеханический клапан |
ГАЗ 53 | 5 | 260 | 7600*2500*30000 | Механическое отключение |
КАМАЗ 65115 | 10 | 310 | 8300*2550*3180 | Механическое отключение |
Видео по теме: Обзор ГАЗ 3307 — ассенизатор
Классификация грузовых автомобилей
Дата публикации — 03.05.2018
Грузовой автомобильный транспорт – популярный вид техники, используемый для перевозки грузов: неопасных и различной степени опасности, стандартных габаритов и массы, крупногабаритных и тяжеловесных, навальных, насыпных, в контейнерах и цистернах. Широкий перечень грузовых авто позволяет выбрать вариант, подходящий для транспортировки конкретного вида груза и объема партии. По типу кузова различают открытые и закрытые грузовые автомобили.
Классификация грузового транспорта с открытым кузовом
Такие автомобили пригодны для транспортировки грузов общего назначения, кроме наливных без тары. Выпускаются в широком ассортименте по грузоподъемности, проходимости и другим параметрам.
На базе шасси и прицепа или седельного тягача и полуприцепа создают лесовозы-сортиментовозы – технику, удобную для транспортировки длинномерной древесины – 2, 4, 6 м.
Классификация грузовых автомобилей с закрытым кузовом
Автофургоны изготавливают в виде одиночных автомобилей либо с одним или двумя прицепами. Грузовая техника общего назначения с закрытым типом кузова используется для перевозки почты, посылок, мебели, специализированные виды – для транспортировки охлажденной или замороженной пищевой продукции, медикаментов, свежесрезанных цветов, парфюмерии.
Виды кузовов-фургонов:
К этой категории можно отнести микроавтобусы – транспортные средства, которые могут быть пассажирскими, грузопассажирскими и просто грузовыми.
Специализированная грузовая автотехника
Для транспортировки и кратковременного хранения жидкостей (воды, молока, кваса, нефтепродуктов), сыпучих веществ и сжиженных газов используются автоцистерны, которые выпускают в следующих вариантах:
Виды прицепов и полуприцепов
Грузовая техника с прицепами и полуприцепами удобна тем, что при поломке тягача прицепное устройство можно присоединить к другой технике без перегрузки. Прицеп – это транспортное средство, не имеющее собственного двигателя. Предназначается для формирования автопоездов. Отличается от полуприцепа опиранием на собственные оси. Прицепы бывают следующих типов:
Полуприцеп – разновидность прицепа, опирается на тягач с помощью сцепного механизма. Полуприцепы имеют два или три осевых элемента. Одна ось является подъемной, ее задействуют только при перевозке тяжеловесных материалов и конструкций. Полуприцепы бывают:
В одном автопоезде могут присутствовать прицепы и полуприцепы.
Другие классификационные признаки
Помимо конструкции кузова, грузовые автомобили различаются и по другим признакам.
По количеству осей
Двух-, трех-, четырех-, пятиосные и более. Этот параметр оказывает влияние на грузоподъемность и учитывается при получении допуска на проезд по той или иной автодороге. Для транспортировки тяжелых грузов на дальние расстояния используют грузовые автомобили с тремя и более осями.
По осевым нагрузкам
При определении этого параметра учитывают наиболее загруженную ось:
По колесной формуле
Первая цифра обозначает общее количество колес, вторая – число ведущих колес. Сдвоенные колеса обозначаются как одно.
По типу топлива
На бензине, дизельном топливе, газе.
По грузоподъемности
Этот один из наиболее важных параметров, учитываемых при выборе автомобиля для транспортировки груза. Классы грузовиков по грузоподъемности:
Список классификационных признаков можно продолжить, исходя из конструкционных и эксплуатационных особенностей автомобиля, функционального назначения, характеристик перевозимых грузов.
Виды автоцистерн для перевозки жидких грузов
Автоцистерны
Виды, устройство и характеристики автоцистерн
Применение автоцистерн
Сегодня для автомобильных цистерн характерны следующие тенденции:
Полуприцепы-цистерны имеют ряд модификаций, соответственно для инертных и агрессивных веществ, в зависимости от физического состояния подобных наливных грузов, и т.д. Так же разнообразны и материалы, из которых изготавливаются ППЦ. Перевозка грузов осуществляется цистернами, специально предназначенными для отдельных видов груза.
Среди них можно выделить следующие виды автоцистерн:
Химические
Пищевые
Автомобильные цистерны для перевозки жидких, пищевых продуктов должны соответствовать европейским экологическим стандартам. Проходить специальную процедуру мойки, пропарки и обработку внутренних поверхностей ёмкости АЦ дезинфицирующими веществами перед каждой загрузкой. Для транспортировке жидких пищевых продуктов, ёмкости ППЦ изготавливают из качественной нержавеющей стали марок INOX или AISI 316L. Пищевые автоцистерны имеют дополнительно теплоизоляционный, изотермический слой минерального утеплителя для удержания исходной температуры перевозимой жидкости. Изотермическая пищевая цистерна состоит из стойкой к коррозии нержавеющей стали и различного количества секций, основания и отсека обслуживания, расположенного в задней или боковой части автоцистерны. Цистерна имеет заливные горловины, предназначенные для наполнения, дезинфекции и осмотра внутренней поверхности ёмкости ППЦ. Каждая горловина закрывается отдельными, термоизолированными крышками. Трубопроводы наполнения и слива имеют эффективную защиту от обмерзания в зимнее время года.
Бензовозы
Бензин в достаточно большой мере состоит из летучих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных фракций, поэтому цистерны бензовозы изготавливаются с учетом соблюдения высоких требований пожарной безопасности. Автоцистерны бензовозы обычно имеют несколько автономных отсеков, позволяющих одновременно перевозить несколько видов топлива, обычно количество отсеков колеблется от 3 до 5 штук, но встречаются и исключения. Цистерны бензовозы изготавливают из специальной стали, которая имеет марку 09Г2С, толщиной не менее 4 мм. Также цистерны, бензовозы для перевозки светлых нефтепродуктов различаются по объему загружаемого топлива, причем в очень широких пределах. Таким образом, бензовозы различаются по емкости автоцистерны, по форме (чемодан, овал или круглая) и по количеству отсеков. Правильно выбранная форма цистерны способна увеличить объем перевозимого нефтепродукта. Наличие разделённых отсеков у автоцистерны, дает возможность одновременно, доставлять бензин разных марок на автозаправочные станции АЗС.
Битумовозы
Различные виды конструкции автобитумовозов позволяют осуществлять сохранение температуры битума при его транспортировании, подогрев в цистерне до рабочей температуры, перекачивание, минуя цистерну, и забор из битумоплавильных котлов и битумохранилищ. Подогревание битума или мазута в цистерне обеспечивается за счет специальных систем жаровых труб, которые функционируют на дизельном топливе или керосине. Кроме того, специальная изотермическая конструкция резервуара битумовоза обеспечивает малую теплопотерю, что в совокупности с системами подогрева позволяет осуществлять транспортировку нефтепродуктов на дальние расстояния. Внутри цистерна имеет перегородки (волнорезы) для уменьшения гидравлических ударов при торможении машины. К волнорезам прикреплены две жаровые трубы, проходящие внутри цистерны на всю ее длину. При входе в цистерну жаровые трубы имеют расширение с огнеупорной обмазкой, которое образует топочное пространство. Топливо в баке находится под давлением и подается к двум стационарным и одной переносной горелкам. Насос не только заполняет цистерны битумом, но производит его циркуляцию и слив. При изготовлении битумовозов и всевозможных комплектующих этой спецтехники используются только специальные материалы, обеспечивающие безопасность перевозок такого специфического груза. Ведь перевозка легковоспламеняющегося груза, температура которого колеблется в пределах 230 градусов Цельсия, это процедура повышенной опасности, требующая тщательного подхода на всех этапах процесса перевозки.
Газовозы
Полуприцепы газовозы для перевозки сжиженного газа подразделяются на два типа:
Основные виды автоцистерн
Автоцистерны для обычных условий эксплуатации
Этот вид автомобильных цистерн имеет простой металлический корпус и используется для перевозок неприхотливых наливных грузов только при плюсовой температуре окружающей среды или жидких нефтепродуктов неподверженных замерзанию благодаря своим свойствам. В автоцистерне нет устройств подогрева и термоизоляции, поэтому в процессе транспортировки температура груза не сохраняется и не поддерживается.
Автоцистерна изотермическая
Автоцистерна изотермическая с паровой рубашкой
Автоцистерна изотермическая с автономным подогревом
Этот класс автомобильных цистерн оснащён специальным оборудованием, которое служит для поддержания необходимого температурного режима во время транспортировки жидкого наливного груза. На такой спецтехнике присутствует полный набор оборудования, который позволяет поддерживать постоянную температуру жидкости при транспортировке. Это теплогенератор и сеть теплопроводников, которые проходят внутри ёмкости. Такие автоцистерны имеют специальный автономный теплогенератор, который не связан с двигателем тягача. Работает эта система следующим образом. За счёт специального устройства теплоноситель нагревается до необходимой температуры и циркулирует по специальным внутренним каналам полуприцепа-цистерны. Система автономного подогрева имеет возможность поддерживать необходимую для груза температуру за счёт предварительных настроек реле-контроллера. Тем самым в условиях зимней транспортировки автоцистерна изотермическая с автономным подогревом имеет наибольшее количество преимуществ нацеленных на сохранность и стабильность свойств различных жидких грузов в процессе их сезонной транспортировки.
Автоцистерна для перевозки опасных грузов ADR
Цистерна для транспортировки опасных наливных грузов предназначена для перевозки продуктов химической промышленности, как лёгкой, так и агрессивной. При перевозке агрессивной химии для изготовления сосудов автоцистерны часто используется нержавеющая сталь марки АС-316 и дополнительно подвергают гуммированию внутренние сосуды ППЦ. Гуммированные цистерны используются для перевозки и временного хранения агрессивных кислот или щелочей. Внутренняя поверхность цистерны, кислотовоза покрыта мастикой на основе битумных смол и рядом дополнительных защитными средств, которые обеспечивают надёжную защиту внутренних сосудов ППЦ от его разъедания. Гуммировке также подлежат все трубопроводы, устройства запорной арматуры и элементы имеющие прямой контакт с жидкой агрессивной средой химического вещества налитого в автоцистерну.
Каждая автоцистерна оборудуется дыхательными клапанами для сброса излишек давления. Цистерны снабжены отстойником со спускным устройством, указателем уровня жидкости, устройствами верхнего и нижнего слива, специальными химически-стойкими шлангами и средствами пожаротушения. Цистерны имеют компресора или помпы с механическим приводом, а во внутренних отсеках ППЦ установлены поперечные волнорезы для гашения динамических волн и раскачки груженой автоцистерны в процессе перевозки опасных химических грузов. Для транспортировки химической продукции, в зависимости от сезонных требований к перевозке, цистерны могут иметь термоизоляцию для сохранности груза от внешних температурных факторов, встроенное насосное оборудование, различны системы подогрева груза для предотвращения загустевания и т.д.
Классификация автоцистерн по параметрам и назначению:
Оборудование автоцистерн позволяет выполнять следующие операции:
Технологическое оборудование цистерн выбирается в зависимости от операций, которые должны выполняться, особенностей шасси автомобиля, на котором монтируется оборудование, и отличается большим разнообразием.
Оборудование автоцистерн для перевозки нефтепродуктов:
Автомобили топливозаправщики в качестве обязательного оборудования имеют также фильтры тонкой очистки и счетчики расхода топлива, само-наматывающиеся барабаны для раздаточных рукавов с наконечниками и кранами. Автомобили-заправщики маслами могут иметь подогреватели.
Требования к конструкции автомобильных цистерн
Цистерны должны удовлетворять требованиям инструкции МВД о порядке перевози опасных грузов автомобильным транспортом. В этом случае автотранспортные средства (в т.ч. цистерны) должны выполнять следующие дополнительные требования:
Подробнее ознакомиться с требованиями предъявляемых к автомобильным цистернам можно в статье «Специальные автоцистерны для перевозки опасных грузов»
Классификация резервуаров автоцистерн
Обозначение автоцистерн
Можно указать основные из них:
Типы автоцистерн по форме:
Типы автоцистерн по характеру взаимодействия с шасси:
Особое значение имеет материал, из которого сделаны транспортировочные емкости ППЦ. Обычно для этих целей используется конструктивная, тонколистовая, легированная или нержавеющая сталь и прочные алюминиевые сплавы, причем каждый из вариантов имеет свои преимущества.
Цистерны в этом сегменте делятся на 4 категории:
Полуприцеп-цистерна из стали
Стальные, топливные полуприцепы-цистерны изготавливается в основном российскими производителями из конструкционной стали. Имеет достаточную прочность, но при этом имеет высокий собственный вес. Срок эксплуатации такой бочки, как правило, составляет 3-5 лет. Можно отметить, что эта сталь является наиболее податливым материалом в плане ремонта, будь то наваривание ребер жесткости, срочная сварка в пути или комплексный капитальный ремонт. Вместе с тем, полуприцеп, произведенный из данного материала, имеет большую массу, в среднем от 7 до 9 тонн. Также это весьма экономичный материал. Толщина стенки зачастую составляет всего 4-5 мм, новые цистерны из стали самые доступные на сегодняшний день.
Для стальных цистерн характерны:
Полуприцеп-цистерна из алюминия
В сравнении со сталью, у алюминия есть свои плюсы :
Полуприцеп-цистерна из нержавеющей стали
Как альтернативу стальной отечественной бочке из конструкционной стали европейские производители предлагают нашему рынку для перевозки светлых нефтепродуктов полуприцепы-цистерны из нержавеющей стали АС-304. Толщина нержавеющей стали 3 мм, что даёт возможность транспортировать бензин и дизель в стандартной комплектации 4 секции, 34 000 л при собственном весе 6500 кг. Полуприцепы цистерны из нержавеющей стали значительно легче, чем прицепы из конструкционной (чёрной) стали и значительно прочнее и надёжнее чем топливные цистерны из алюминия.
Стали коррозионностойкие AiSi 304, AiSi 321, AiSi 316Ti и др. это аустенитная сталь с низким содержанием углерода. Применяют ее при изготовлении оборудования для пищевых и химических предприятий, оборудование для производства, транспортировки и хранения молока и субпродуктов, вина, пива и иных напитков, а также кухонных и столовых принадлежностей. Эта сталь являет собой основной сорт в семействе нержавеющих сталей и содержит минимум Хрома (Cr) и Никеля (Ni). Такое содержание хрома обеспечивает образование на поверхности стали особого оксидного слоя, который придает стали устойчивость к воздействию различных химических веществ.
Полуприцеп-цистерна из стеклопластика
Используемый стеклопластик 10 мм на основе полиэфирных, винилэфирных смол устойчив ко многим агрессивным жидкостям. Стеклопластики являются конструкционными материалами способными выдерживать все виды нагрузок, включая ударные и вибрационные. Стеклопластики нерастворимы и не подвержены плавлению. Стеклопластики обладают высокой химической стойкостью, низким водопоглощением, экологической чистотой конечного продукта. Форма цистерны цилиндрическая, постоянного сечения с внутренними элементами жесткости (волнорезами), которые усиливают надежность всей конструкции цистерны и препятствуют возникновению гидроударов.
Преимущества полуприцепов-цистерн из стеклопластика:
Наполнение автоцистерны по правилам ДОПОГ
Ограничения, касающиеся уровня наполнения цистерн, определены в главе 4.3 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов ДОПОГ. Также ограничения в отношении уровня наполнения цистерн могут быть установлены производителем цистерны и указаны в технической документации на нее.
Положения ДОПОГ на территории Российской Федерации применяются к:
Для исключения опасных ситуаций, вызванных смещением наливных грузов, цистерны при перевозке, по возможности, должны быть или почти полностью заполненными, или пустыми. В любом случае, если вместимость цистерны (или секции) более 7500 литров, и она не оборудована перегородками или волнорезами, то в ходе ее загрузки должны соблюдаться установленные пунктом 4.3.2.2.4 ДОПОГ ограничения. Цистерна должна быть наполнена либо больше, чем на 80%, либо меньше, чем на 20% своего объема. Наиболее опасный уровень наполнения цистерны — в промежутке от 20 до 80%, поскольку в этом диапазоне образуются наиболее сильные волны.
Положение жидкости в автоцистерне при торможении и на поворотах
Управление автомобилем-цистерной, заполненной жидкостью, требует не только высокой квалификации, но и знания основных законов физики. Водители, которые впервые сели за руль автоцистерны, сталкиваются самыми неожиданными явлениями. То автомобиль «плохо» тормозит, то его куда-то затянуло на повороте, то прицеп начал раскачиваться. Цистерны, предназначенные для перевозки жидкостей, имеют внутренние перегородки для уменьшения динамических ударов жидкости в переднюю и боковую стенки, особенно при резком торможении или повороте. Правда наличие перегородок в цистерне снижает скорость слива жидкости из нее и затрудняет внутреннию промывку ёмкости, а также уменьшает полезную грузоподъемность. В некоторых странах в последнее время цистерны изготавливаются без внутренних перегородок. Такое решение требует высокой квалификации, умению и дисциплине водителей, управляющих такими транспортными средствами.
Рис. 1
При резком торможении волна жидкости в наполненной цистерне, двигаясь вперед или вбок, как бы подталкивает автомобиль (Рис. 1). Это может оказать чрезвычайно вредное воздействие на повороте или при торможении. Однако при плавном и непрерывном торможении волна жидкости достигает передней стенки цистерны и, отразившись от нее, начинает двигаться в обратном направлении, способствуя торможению. Таким образом, плавность выполнения маневров обеспечивает требуемую безопасность движения.
Рис. 2 Рис. 3
На закруглении дороги жидкость в цистерне смещается в сторону, противоположную повороту. Это вызывает возникновение дополнительного опрокидывающего момента из-за удара жидкости о стенку цистерны и смещения центра тяжести (Рис.2). Водитель перед поворотом должен значительно снизить скорость перед самым вращением рулевого колеса слегка увеличить подачу топлива. Жидкость несколько сместится к задней стенке, что позволит лучше «посадить» автомобиль на повороте. Кроме того, это в какой-то степени разгрузит передние управляемые колеса и облегчит вращение рулевого колеса.
Особую осторожность следует проявлять водителю при управлении автопоездом-цистерной. В этом случае все описанные явления с жидкостью возникают отдельно в автомобиле-цистерне и прицепе-цистерне, а их действие складывается. Учитывая, что в цистернах часто перевозят горючее, нетрудно представить возможные последствия в случае аварии.
Опытный водитель учитывает степень заполнения цистерн жидкостью. Если цистерны заполнены почти полностью, то управление автомобилем упрощается. Но если сосуды полузаполненны то процесс перевозки значительно усложниться (Рис.3). В полностью заполненной цистерне не возникнет гидравлических ударов при торможении или разгоне, а смещение жидкости на повороте не окажет существенного влияния на поведение грузового транспортного средства.