Как называется гонения в школе
От обзывательств и бойкота – до фотожаб: какой бывает травля в школе
Школьный буллинг: признаки и как доказать, что над ребенком издеваются
Наталья Цымбаленко начальник Управления информационной политики и коммуникаций Департамента труда и соцзащиты г. Москвы
Узнав о травле своего ребенка, Наталья Цымбаленко отказалась переводить сына-пятиклассника в другую школу. Она собрала доказательства школьного буллинга и благодаря этому смогла остановить травлю. Какой бывает травля в школе и как родителям заметить признаки буллинга? Подробная инструкция для всех, кто столкнулся с буллингом в школе — в книге «Буллинг. Как остановить травлю ребенка».
Разновидности травли
В научных исследованиях по теме школьного насилия различают буллинг двух видов — прямой или косвенный. В младших классах чаще используются прямые виды травли, что выражается в побоях, порче вещей, отбирании денег, оскорблениях. Родителям в первую очередь надо фиксировать именно прямой буллинг. Его проще доказать.
В средней и старшей школе применяются более сложные методы косвенного воздействия: бойкот, распространение сплетен, манипуляция дружбой, клевета, перекладывание вины за общие проступки, уничижительные прозвища и др. Косвенную травлю очень сложно вовремя выявить и еще сложнее собрать доказательства.
Однако в чистом виде прямой или косвенный буллинг встречается редко. Безнаказанность побуждает булли переходить к более изощренным видам издевательств и рано или поздно приводит к физической агрессии.
На что следует обратить внимание взрослым при обсуждении буллинга в детском коллективе?
Когда драка говорит о травле в школе
Прежде всего, конечно, на физическую агрессию. Как бы активно ни продвигалась идея того, что драки, особенно между мальчиками, — это естественная часть взросления, это не так. Драка в школе — это в любом случае повод для вмешательства взрослых. Но это еще и наиболее частый симптом того, что в коллективе проморгали травлю.
В комментариях к моему посту о буллинге, которому подвергался мой сын Петя, были мнения, что ему надо было не дрейфить и набить морду обидчикам. Да и истории из соцсетей часто подталкивают к мысли о таком решении проблемы. «Отдайте мальчика на бокс — и травля прекратится». Вот только это не выход.
Если ребенок решится применить силу, это может обернуться против него самого, так как в глазах взрослых именно он будет агрессором.
Мария Баркар: «Наташа, ты знаешь моего сына. Как такового буллинга со стороны одноклассников не было, но учителя всегда в драках считали виноватым именно его. Потому что когда бьют его — никто не видит, а когда он дает сдачи, защищая себя, видят все, и все считают, что он хулиган и драчун. И так много лет. Одна учительница всю пасту в ручке извела, калякая мне приглашения в школу. А я верила сыну, что он защищался.
Все это закончилось однажды так: очередное „Ваш сын избил мальчика“. Я приезжаю вечером с работы, а у сына на полруки сплошной синяк, на предплечье след от зубов, почти кожу кто-то ему прокусил. Он молчал, я увидела, когда мыться пошел. Гематома жуткая. Я стала его спрашивать. Оказалось, что его одноклассник, сидящий сзади, на перемене схватил его за руку и укусил со всей силы. Сын дал тому в нос другой рукой. И это увидел весь класс».
Секции бокса, рукопашного боя или фехтования (любого контактного спорта в принципе) нужны, но в первую очередь для того, чтобы придать вашему ребенку уверенности в себе, в своих силах и способности противостоять агрессии. И да, это здорово помогает избежать статуса жертвы как такового, но отнюдь не является панацеей.
Во-первых, даже не всякий спортсмен мирового уровня сможет отбиться от агрессивной толпы. Во-вторых, существуют и другие, более изощренные виды издевательств. Например, словесный буллинг, выражающийся в использовании обидных прозвищ. В нашем случае это было искаженное имя Пети. Если ребенок будет отвечать ударом на каждое оскорбление, то именно его будут считать агрессором, а к детской травле добавится еще и давление со стороны педагогов школы.
Буллинг на словах: обзывательства, запугивание, бойкот
Такая же проблема появляется, если со стороны булли используется в основном запугивание. К угрозам часто прибегают для того, чтобы подорвать уверенность жертвы. Противостоять подобному психологическому давлению может не каждый взрослый (если сомневаетесь в этом, то почитайте о методиках ведения полицейских допросов или про действия коллекторов). Драться в ответ на угрозы тоже непродуктивно. Более того — это может превратиться в еще один вариант издевательства, когда с помощью угроз или насмешек ребенка провоцируют на драку, а затем выставляют зачинщиком перед взрослыми.
Напомним, мы говорим не о простом конфликте, в рамках которого драка может завершиться всеобщим братанием и совместный походом за мороженым. Мы говорим о буллинге — намеренном и жестоком, агрессивном отношении к ребенку в коллективе.
Самая сложная для выявления разновидность травли — это бойкот. Жертва намеренно игнорируется частью или всем коллективом. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, унизительными надписями в общественных местах. При этом напрямую к жертве подчеркнуто никто не обращается.
Драться в таких случаях тоже бессмысленно. Это, напротив, дает булли решающий аргумент — «мы поэтому и не хотим с ним общаться». Родителям следует насторожиться, если у ребенка нет друзей в школе, одноклассники не приходят к нему в гости и не приглашают на дни рождения, а сам он не хочет ходить с классом в походы и на экскурсии. Если же параллельно вы замечаете, что у ребенка появились проблемы в учебе, он часто плачет, стал нервным и раздражительным и избегает разговоров о делах в школе, то это как минимум повод наведаться в школу и пообщаться с педагогами.
Но в чистом виде бойкот как форма буллинга встречается редко. Если вспомнить великий фильм «Чучело», то там как раз четко показано, как от бойкота дети переходят ко все более страшным способам унижения. Дисбаланс власти, беспомощность жертвы и пассивность взрослых провоцируют на применение все более жестоких форм издевательств, которые тем не менее все же легче отследить и доказать.
Другие формы школьной травли
Распространенной формой буллинга является вымогательство в сочетании с угрозами физической расправы или распространения какой-то личной информации. От жертвы требуют деньги, принуждают воровать, выполнять школьные обязанности за других и т.д. Есть и более сложные тактики, когда от жертвы требуется выполнить ряд действий, обычно очень унизительного характера, в обмен на дружбу или защиту от других агрессоров. Подобные методы чаще встречаются среди старшеклассников, но с развитием соцсетей такие разновидности травли можно увидеть уже в начальной школе.
Повреждение или кражу одежды, учебников и других личных вещей можно также отнести к разновидностям буллинга, но только при наличии других форм агрессии либо если такое поведение по отношению к конкретному ребенку или группе детей повторяется постоянно. В таком случае необходимо фиксировать все пропажи, по возможности сохранять чеки. Это очень поможет при сборе доказательной базы.
Разумеется, разновидностей и форм буллинга значительно больше. Здесь перечислены самые часто встречающиеся. Описать, перечислить и классифицировать все возможные формы травли невозможно потому, что каждая ситуация по-своему уникальна. Приведенные выше примеры — это подсказки для взрослых, своего рода тревожные лампочки, которые сигналят о проблемах у ребенка в коллективе.
Кибербуллинг — виртуальная агрессия
Кибербуллинг в силу специфики интернет-среды отличается от обычной травли. Анонимность дает агрессору ощущение свободы и безнаказанности, а повсеместное распространение гаджетов и соцсетей — возможность достать жертву везде и всегда.
Реальный буллинг имеет свои временные ограничения. Ребенок приходит из школы домой и оказывается в безопасности. Кибербуллинг таких ограничений не знает. Он продолжается все время: гаджеты стали неотъемлемой частью жизни современных подростков, от такой травли невозможно спрятаться.
Травля в интернете может приобретать разные формы: создаются унизительные фотожабы, мемы и видео с изображением жертвы, взламываются аккаунты и публикуются фрагменты личной переписки и фотографии, жертве массово приходят сообщения с угрозами, оскорблениями. По последним данным, около 70% московских школьников участвовали в травле одноклассников в социальных сетях. Кибербуллингу подвергались и учителя: например, в Москве 17% педагогов подтвердили, что сталкивались с травлей в Сети.
Кибербуллинг проще доказать
Анонимность интернета провоцирует агрессоров на более изощренные издевательства, чем в реальной жизни. Из 70% московских школьников на буллинг в реальности способна разве что десятая часть. Но интернет развязывает руки и языки. Однако преимущество киберпространства в том, что оно не только предоставляет булли возможность почувствовать свободу благодаря анонимности, но и позволяет максимально подробно зафиксировать все проявления агрессии против вашего ребенка.
Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого. Если ваш ребенок стал жертвой кибербуллинга, необходимо по максимуму сохранить все свидетельства. Сделать копии полученных сообщений, скриншоты страниц, где размещались фотожабы или другие оскорбительные для ребенка материалы, зафиксировать взлом аккаунта, если он был. В Facebook есть Центр предотвращения травли, куда также можно обратиться по поводу буллинга. Там указаны общие рекомендации, которые помогут справиться с травлей в соцсети.
Если реальный буллинг очень сложно доказать, то в случае кибербуллинга каждое слово фиксируется и может быть использовано против обидчиков в качестве доказательства травли.
Буллинг
Для буллинга характерны следующие признаки:
В травле всегда участвуют три стороны: агрессор (буллер), жертва и наблюдатели (сюда входят и активные приспешники лидера, и пассивные сторонние наблюдатели, которые видят происходящее, но предпочитают не вмешиваться и не идти против большинства). Бывает, что некоторые члены коллектива встают на сторону жертвы и пытаются её защитить. Чаще всего они либо сами становятся объектами травли, либо переходят в разряд пассивных наблюдателей.
Буллинг может присутствовать в любом коллективе, независимо от возраста и социального положения участников (в офисе, в армии, в школе и даже в детском саду). Но наиболее часто он встречается в среде подростков.
Буллинг в школе
Раньше о проблемах школьной травли говорилось не много и в основном в тех случаях, когда дело доходило до физического насилия. Традиционно считалось, что это обычное дело в коллективе подростков, и «дети сами разберутся». Сегодня психологи и педагоги бьют тревогу, привлекая внимание к этому вопросу. Всё больше детей становятся жертвами издевательств и притеснений, которые иногда приводят к самоубийствам. Школьный буллинг может быть прямым и косвенным. В первом случае обидчики избивают, обзывают, оскорбляют ребёнка, вымогают у него деньги, портят его имущество (изрисовывают тетради, рвут или пачкают одежду, рюкзак и т.п.). Во втором случае в ход идут слухи и сплетни, игнорирование, изолирование жертвы (бойкот), запрет другим детям общаться с жертвой («если ты с ней/с ним дружишь, к нам не подходи»). От обычных разовых конфликтов, драк, выяснения отношений буллинг отличается тем, что издевательства повторяются регулярно, и силы изначально не равны. Не стоит путать травлю и, например, соперничество, когда два равных ученика постоянно задирают друг друга и выясняют, кто из них «круче».
Как распознать, что ребёнок подвергается буллингу?
Родителям нужно стараться устанавливать с ребёнком доверительные отношения, наблюдать за его поведением, обращая внимания на любые его изменения. Если ребёнок доверяет родителям и уверен в их поддержке, вероятно, что он сам поделится своими проблемами.
Поводами для тревоги могут стать следующие признаки:
Причины буллинга
Причиной для буллинга может стать абсолютно всё, что угодно. Агрессор может «прицепиться» ко всему: успехам/неуспехам жертвы в учёбе, работе, внешнему виду (неопрятность в одежде, очки, особенности фигуры), социальному положению его семьи и проч.
В школе жертвой буллинга может стать любой ребёнок. Однако можно выделить определённые черты характера детей, подвергаемых травле. Чаще всего это застенчивые, неуверенные в себе дети, которые тяжело находят общий язык со сверстниками, замкнутые, с низкой самооценкой, чересчур восприимчивые, их легко довести до слёз. Также «в группе риска» оказываются ребята, имеющие какие-либо поведенческие нарушения, проблемы с лишним весом, заболевания, которые отражаются на их внешности.
Кроме того, травлю может сознательно или невольно спровоцировать учитель, заводя любимчиков в классе. Или наоборот, намеренно критикуя ученика при остальных ребятах, обращая внимание на его внешний вид, успеваемость, давая обидное прозвище (к сожалению, бывают и такие учителя).
У агрессора всегда образуется группа поддержки, которая выполняет все его «указания». Молчаливое наблюдение и невмешательство свидетелей травли также способствует её развитию.
Помимо личностных качеств участников школьного буллинга есть и другие причины, порождающие его. Как правило, это:
Немаловажную роль играет обстановка в школе и поведение учителей. Если в школе царит «душная» атмосфера, учителя авторитарны и не дают детям свободы для творчества, дети в школе не вовлечены в какие-либо мероприятия, кружки, секции, педагоги не придают должного значения стычкам учеников, не интересуются жизнью класса – всё это подготавливает плодородную почву для появления и развития буллинга. Педагог должен узнавать и пресекать любые проявления травли на корню, привлекая к этому школьного психолога, родителей, руководство школы.
Во взрослом коллективе травля чаще носит название «моббинг». На работе жертва подвергается нападкам со стороны большей части коллег, либо на неё оказывается давление сверху, от начальства (боссинг).
Причинами травли в рабочем коллективе могут быть:
Интернет-буллинг
Проблема буллинга широко распространена, а учитывая стремительное развитие технологий и появление в нашей жизни Интернета, она обретает новые формы, шагая в ногу со временем. Постепенно общение со школьных дворов и детских площадок перемещается на страницы социальных сетей и интернет-мессенджеров. Вслед за этим появился новый вид травли – кибербуллинг. Агрессоры используют для своих целей интернет-ресурсы, которые позволяют преследовать человека путём распространения о нём негативной информации (например, выкладывая компрометирующие и порочащие его сведения, фотографии, сплетни; часто буллеры создают даже целые сообщества, посвящённые третированию жертвы). Также зачинщик травли может использовать против жертвы её личные данные (распространённая «забава» буллеров – выкладывание в сеть фотографии, телефона и адреса жертвы с предложением каких-либо услуг). Интернет позволяет проделывать такие вещи анонимно и с привлечением огромной аудитории. Кроме того, информация, размещённая в Сети, практически никогда оттуда не исчезает. По этой причине кибербуллинг представляется более опасным, чем просто травля в классе или в офисе.
Профилактика буллинга
Травля чревата тяжёлыми последствиями для всех её участников, все они нуждаются в помощи. Жертвы испытывают тревогу, постоянные страдания, у них нередко появляются суицидальные мысли. Агрессор чаще всего сам страдает от комплексов, пытаясь утвердиться за чужой счёт. Наблюдатели угнетены чувством вины и подавлены.
Желательно обсудить с детьми после просмотра фильма его сюжет, чувства и переживания героев, а также дать возможность ребенку высказать свое мнение на счет увиденного.
Противостояние буллиннгу
Если родители подозревают, что ребёнок подвергается буллингу, необходимо срочно принимать меры. Для начала нужно установить прочный контакт с ребёнком, поговорить с ним по душам, дать понять – что бы ни случилось, у него всегда есть поддержка. Затем попытаться разобраться в ситуации и понять, что на самом деле происходит. Очень важно не отмахиваться от сложностей ребёнка («ерунда, ничего серьёзного, сами разберутся»). Но и чересчур не опекать, не бросаться в школу, к обидчикам по любому поводу. Во-первых, если стычки происходят не регулярно, то это, скорее всего, не буллинг, а обычные конфликты, которые не могут не происходить в детском коллективе, дети действительно должны сами учиться решать такого рода проблемы. Если же родитель будет из-за любой стычки вмешиваться, это не пойдёт ребёнку на пользу (во-первых, он впоследствии не сможет решать свои проблемы самостоятельно, а, во-вторых, это может сослужить плохую службу, вызвав антипатию у сверстников и их насмешки).
Для того, чтобы побороть буллинг, необходимо:
Кроме того, родители должны заручиться поддержкой классного руководителя, который в свою очередь побеседует с детьми в присутствии школьного психолога. Если родители обидчиков и учителя не идут на контакт и не желают разбираться в сложившейся ситуации, нужно писать заявление в вышестоящие инстанции, если же имеют место побои и издевательства, обращаться в правоохранительные органы.
Не лишним будет посетить психолога вместе с ребёнком.
Если жертвой буллинга становится взрослый человек, ему необходимо:
Если вы столкнулись с буллингом и вам необходима помощь психолога, вы хотите записаться на прием, позвоните по тел.: (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.
Как называется гонения в школе
Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.
Что такое буллинг в школе
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Кто такой буллер
Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.
Кто участвует в школьном буллинге
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.
Один из путей решения проблемы буллинга — домашнее обучение. В онлайн-школе у учителей нет любимчиков, вы сами формируете круг общения ребёнка. Можно заниматься без стресса и давления. Воспользуйтесь бесплатным пробным периодом и познакомьтесь с нашей домашней школой.
Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.
Как распознать буллинг и чем он опасен
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:
Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.
Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.
Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.
Как бороться с буллингом
Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.
Что делать родителям
Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.
Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.
В «Домашней школе Фоксфорда» справиться со сложной ситуацией может помочь профессиональный психолог. Любой ученик и родитель может получить бесплатную консультацию в течение учебного года.
После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.
Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.
Что делать учителю
Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.
Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.
Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.
Что делать ребёнку
Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:
Что делать, если твой ребёнок — буллер
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Выводы
Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.
Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.
Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.
Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.