Как назвать научное общество учащихся
Организация и содержание работы научного общества учащихся (НОУ)
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении.
Необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в школе. Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности.
В исследованиях интеллектуального развития личности, содержащихся в работах Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ананьева и др. выделяются различные аспекты данного психического явления, но неизменно отличается ведущая роль развития мышления в становлении структуры интеллекта и познавательных механизмов, что во многом определяет направленность организации всего воспитательно-образовательного процесса.
Задачи развития привычки к умственному труду связаны с научно-исследовательской работой учащихся. Теоретики обучения и воспитания указывают на необходимость стимулирования ученика к умственным усилиям. Для умственного развития вредно, если знания усваиваются только как сумма фактов, а не как сведения, переработанные собственные мысли учащегося. Такая постановка вопроса предполагает рассмотрение проблемы развития личности в тесной связи с задачами формирования эмоциональной сферы, интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств, культуры умственного труда.
— расширять кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;
— выявлять наиболее способных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
— активно включать учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;
— совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышать уровень знаний и эрудиции учащихся в интересующих их областях науки;
— организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Содержание и формы работы НОУ
Научная деятельность включает в себя организационные, трудовые и творческие процессы по управлению этой деятельностью, организацию выполнения ученических научно-исследовательских работ, апробацию и реализацию результатов выполнения ученических научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве учащегося и руководителя. Учащиеся на занятиях получают соответствующие задания для разработки научно-исследовательского проекта, могут создаваться экспериментальные группы, в том числе и междисциплинарные (например: биология-химия-экология и т.д.)
Учащиеся, взаимодействуя с учителями, выполняют творческие задания и вносят свой вклад в разработку темы, что является одним из перспективных средств развития познавательной активности школьников.
Проведение научно-исследовательской работы предполагает наличие основных этапов, характерных для научного поиска: постановка проблемы, ознакомление с научно-популярной литературой по данной тематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
Планирование работы научного общества учащихся
Эффективность деятельности научного общества учащихся зависит от того, насколько последовательно осуществляется руководство деятельностью учащихся и насколько целесообразно планирование научного общества учащихся.
Познавательно-коммуникативная работа. Для того, чтобы ребёнок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть ребёнок должен захотеть понимать информацию и сообщать её другим. Поскольку человек существо социальное, он должен ещё в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя. Для того, чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества, на это направлена познавательно-просветительская работа среди членов НОУ. Для проведения занятий данного раздела могут привлекаться школьный библиотекарь, психолог, учитель литературы и все те, кто не равнодушен к детям, занимающимся в НОУ. Школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умение делать выписки, аннотации, собирать научную информацию. Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика.
Творческая деятельность. Творческая деятельность каждой секции предполагает подготовку и проведение конкурсов знатоков науки или конкурсов интеллектуалов, научных парадов, викторин, вечеров и т.д. Такая деятельность НОУ и работа в секциях позволяет сделать участие каждого ученика значимым, стимулирует мотивацию участия большого количества ребят в исследовательской и экспериментальной работе.
План каждой секции (предметного кружка) рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю). Его темы могут перемещаться, расширяться. Количество часов на конкретную тему варьируется руководителем секции (предметного кружка) в зависимости от конкретных условий: тема исследования, уровень подготовки ребёнка, наличие материала, его доступность. Необходимо сочетание индивидуальных и групповых занятий с преобладанием в отдельных темах первых.
По итогам работы за год Совет НОУ готовит отчет по всем позициям плана и выступает с ним на итоговом собрании. На этом же собрании педагоги высказывают своё мнение о работе секций (предметных кружков) и руководстве ими, выступают с предложениями по организации научно-исследовательской деятельности.
Структура организации НОУ
С целью чёткой организации работы сформирована структура, позволяющая осуществлять процесс научно-исследовательской деятельности .
Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций (предметном кружке), в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. После того, как ребята определились с тематикой своих научных работ и секцией (предметным кружком), в которой они будут работать, составляется расписание занятий по каждой секции НОУ и определяется место и время их проведения.
Организация внутришкольного контроля за деятельностью НОУ
Координацию и контроль за деятельностью НОУ осуществляет методическая служба и администрация школы.
В приложениях представлены справки по проверке журналов и тематического планирования предметных кружков НОУ (приложение 12, приложение 13)
Организация научного общества учащихся
Школьное научное общество «Ноосфера»
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней школы № 9
Научное общество «Ноосфера» состоит из четырех секций:
Естественно-научное направление,
Историко-краеведческое направление,
Филологическое направление,
Физико-математическое
Руководители секций по предметам :
Положение о научном обществе учащихся «Ноосфера»
Научное общество учащихся является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний. Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
Положение о научном обществе рассматривается на заседании совета научного общества и принимается общим собранием членов НОУ.
Общее собрание НОУ проходит 2 раза в год.
Заседания совета НОУ – 1 в четверть.
Занятия в секциях проводятся ежемесячно по намеченному плану. Научно-исследовательская конференция проводится 1 раз в год в феврале или в марте.
Руководитель НОУ (ученик старших классов);
Руководители секций по предметам (педагоги школы).
Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
Выявление наиболее одаренных учащихся в различных областях науки и развитие их творческих способностей.
Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
Организация исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Основные направления работы НОУ:
Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
Оказание помощи в проведении исследовательской работы.
Организация индивидуальных консультаций в ходе исследований.
Рецензирование научных работ, подготовка к участию в научно-практических, исследовательских конференциях, олимпиадах, интеллектуальных играх.
Программа работы школьного научного общества учащихся
«Ноосфера»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно- исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ «Ноосфера”. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Планирование заседаний совета НОУ «Ноосфера”
Работы научных секций. Содержание тематики секций
Обсуждение тематики научных работ учащихся
Руководители секций, совет НОУ
Памятки по работе секций
Подготовка к участию членов НОУ в школьных и городских олимпиадах по предметам
Анализ результатов подготовки и участия членов НОУ в олимпиадах
Учителя- предметники, руководители методических объединений
Подготовка и проведение Интеллектуального марафона в 5-11 классах
Подготовка материалов и заданий для интеллектуального марафона
Руководители секций и методических объединений
Анализ готовности секций к проведению конференции
Совет НОУ, руководители секций
Принципы научного общества учащихся «Ноосфера»
В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.
Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
Выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);
Получить необходимую консультацию у своего руководителя;
Иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
Получить рецензию на научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
Выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в школе;
Представить свою работу, получившую высокую оценку, на конференции в городе;
Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.
Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.
Ученик, участвующий в НОУ, обязан:
Регулярно и активно участвовать в заседаниях НОУ в своей секции.
Периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции.
Обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы.
Активно участвовать во внутри школьных и внешкольных научных конференциях.
Строго соблюдать сроки выполнения научной работы.
Выполнять требования к оформлению научной работы.
Запись в НОУ определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций педагогов-предметников.
Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. Определившись с тематикой научной работы и секцией, составляется расписание занятий и консультаций по каждой секции НОУ, определяется место и время их проведения.
Совет НОУ рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции, определяет педагогов, проводящих занятия и консультации.
В каждой секции для учащихся проводятся занятия, связанные с темой научной работы, и познавательные занятия.
Образовательно – воспитательные задачи решаются на трех уровнях:
Организация работы НОУ строится по следующим принципам:
▪ межпредметного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Значимость НОУ в развитии творческой индивидуальности личности заключается в том, что оно предполагает включение школьников повышенного уровня обучаемости в научное творчество, потенциальных познавательных возможностях и способностях.
Организация научного общества учащихся в школе
БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
Организация научного общества в школе. Методические рекомендации педагогам: Башкирский институт развития образования. – Уфа, 2008.
– директор Центра выявления и развития одаренности детей при БИРО, кандидат педагогических наук;
– старший научный сотрудник Центра выявления и развития одаренности детей при БИРО, кандидат педагогических наук;
— методист Центра выявления и развития одаренности детей при БИРО.
Научное общество учащихся является особой формой развития одаренных учащихся. Сотрудники Центра использовали метод исследовательского обучения как основу для разработки данных методических рекомендаций. На основе данных рекомендаций может быть организована учебно-исследовательская деятельность учащихся каждой школы. Рекомендации могут быть полезны руководителям научных обществ, педагогам и учащимся.
Материалы апробированы на базе экспериментальных школ Центра: МОУ СОШ с. Таймасово Куюргазинского района, МОУ СОШ с. Кармаскалы Крмаскалинского района, гимназии г. Агидель, лицея №12 г. Учалы, гимназии-интернат с. Красноусольский Гафурийского района, Республиканского лицея-интерната с. Месягутово Дуванского района, гимназии №84 г. Уфы и др.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
1. Методические рекомендации к подготовке исследовательских работ в школе
Положение о научном обществе учащихся
Любое НОУ имеет свое положение, цели и структуру, устав.
Положение может выглядеть, например, так:
Одобрено Советом НОУ
Председатель НОУ
Общие положения
1. Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
2. Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет заместитель директора школы по научно-методической работе.
Положение о научном обществе должно быть рассмотрено на заседании совета научного общества и принято общим собранием членов НОУ. Собрание – это высший орган НОУ. Собрание проводится в начале учебного года (примерно в октябре) и только после того, как в школе изучены научные интересы учащихся и их отношение к научной деятельности. На общем собрании утверждается совет НОУ, в который входит не менее 5-10 человек, определяется состав каждой секции, утверждается название школьного НОУ, план его работы на год, принимаются эмблема и девиз.
Общее собрание НОУ проходит два раза в год. Заседания совета НОУ-1 раз в месяц. Занятия в секциях проходят один раз в две недели. Научно-исследовательская конференция школы проходит 1 раз в год в феврале или в марте.
Цели задачи научного общества учащихся
1. Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
2. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
3. Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
4. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышения уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
5. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации
Педагогический коллектив должен оказать реальную помощь в решении следующих задач:
· овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
· почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;
· научиться методам и приемам научного исследования;
· научиться работать с литературой;
· стать пропагандистами в значимой для себя области знаний.
Основные направления работы
Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
Редактирование и издание ученических научных сборников.
1.1. Виды исследовательских работ
— в кратких вводных замечаниях – научно – практическая ценность темы;
— сущность темы, обоснованные научные предложения;
— выводы и предложения.
— основные положения доклада;
— основные выводы и предложения;
— краткие данные о методах исследования;
— анализ собственных научных результатов и их обобщение;
— выводы и предложения;
— ссылки на цитируемую литературу.
— краткое изложение плана и программы законченных этапов работы;
— значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;
— детальная характеристика применявшихся методов, существование
новых научных результатов;
— заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы;
— выводы и предложения.
— выводы по каждому разделу ( главе);
1.2. Этапы работы над научным исследованием
1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.
2. Выбранную тему обсудить на заседании своей секции или индивидуальной консультации с руководителем.
3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор определил самостоятельно.
4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
5. На основе изученного материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
6. Оформить работу и на основе ее содержания подготовить небольшое ( 7- 10 минут)выступление на итоговой конференции
1.3. Рекомендации к подготовке исследовательской работы
Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
Тема – отражает характерные черты.
Объект – это совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследования информации.
Предмет же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения. Которые подлежат непосредственному изучению в работе. Устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ.
1.4. Работа с литературными источниками
Руководитель секции должен помнить, что самостоятельная работа учащихся – это работа с литературными научными источниками (см. таблицу 10). С этой целью необходимо, чтобы в работе секции участвовал библиотекарь школы, который готовит обзор имеющейся в библиотеке литературы по различным темам научных изысканий учащихся.
Этапы работы с литературными источниками
Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника.
Внимательное чтение по главам и разделам
Выделение наиболее важного текста.
Перечитывание наиболее важной части текста.
Составление плана прочитанного материала
Выписки из прочитанного
В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль.
Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками
Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание) источники.
Отмечается общее и отличительное в решении проблемы.
Критическая оценка прочитанного и запись замечаний
Обращается внимание на объективность суждений.
Занятия в секции проводятся один раз в две недели. Продолжительность занятий 1, 5 – 2 часа в зависимости от темы занятия. Итоги работы секции и результативность деятельности подводятся на итоговой научно-исследовательской конференции. На конференцию каждая секция представляет работы, которые прошли предварительную защиту на итоговом занятии.
1.5. Примерный план подготовки научно – исследовательской работы
Введение. Во введении автор обосновывает выбранную тему, коротко поясняет, в чем заключается его научный интерес.
I глава. Цель работы. В этой главе автор раскрывает задачи, которые должны быть решены в этой работе. Определяет пути их выполнения, дает характеристику предмета исследования.
II глава. Методы (методика) проведения экспериментальной или исследовательской части работы. Подробное описание самой методики. Приводится список вопросов, которые были использованы для выполнения методик, приводится описание групп, участвовавших в исследовании.
III глава. Научная (теоретическая) часть работы. Автор дает краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описывает процессы или явления, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы.
IY глава. Анализ исследовательских результатов. В этой главе автор анализирует полученные в ходе эксперимента данные.
Y глава. Выводы. В этой главе автор делает собственные выводы по результатам данных, полученных в ходе эксперимента. Сопоставляя их с теоретическим материалом третьей главы.
Завершает работу список использованной литературы. Литературные источники можно расположить следующим образом:
1. Труды ученых, теоретиков в той области знаний, к которой относится работа.
2. Содержание использованных работ (автор, название труда, издательство, город, год издания, страницы).
3. Энциклопедии. Тематические словари. Справочники.
4. Литература на иностранном языке (автор, год издания, страницы).
5. Сборники нормативных документов (если это необходимо).
6. Газетно-журнальные статьи (название статьи, название журнала, № журнала, год издания, страницы)
Исследовательские умения, необходимые школьнику для написания научно – исследовательской работы:
1. Умение работать с рекомендованной литературой.
2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге. Для того, чтобы убедиться, что то или иное положение в источнике верно, необходимо научиться самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы:
Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?
Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?
Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
3.Умение четко и ясно излагать свои мысли.
Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как « Я считаю, что…», «Я думаю, что…», «Мне известно…», «Анализ фактов показывает…», «Я не согласен с тем…» и т. д.
4. Представленная научно – исследовательская работа должна выглядеть следующим образом:
— титульный лист с названием секции, темы работы.
1. Регламент выступления на секции – до 10 минут.
2. Регламент выступления на конференции – до 7 минут.
3. Выступление должно проходить четко.
4. Работа может сопровождаться наглядным материалом ( таблицы, схемы).
1.6. Требования к содержанию научно – исследовательской работы
Титульный лист содержит: наименование учебного заведения, где выполнена работа; фамилию, имя и отчество автора; тему научной работы, фамилию, имя и отчество научного руководителя; город и год.
Текст работы должен быть пронумерован.
Оглавление включает: наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.
Введение (вступление) содержит: оценку современного состояния,
актуальность решаемой проблемы, цели и задачи, предполагаемое решение проблемы (гипотеза), предполагаемый (ожидаемый) результат.
Основная часть состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой проблеме – основные направления решения (не более 10 страниц). Если работа построена на исследовании, материалы исследования или эксперимента должны быть представлены в основной части.
Выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.
Список литературы должен содержать перечень источников, использованных при написании работы.
-четкость и доступность изложения материала;
— соответствие темы работы ее содержанию;
— актуальность и практическая значимость работы;
-эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения ;
— наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;
— умение использовать специальную терминологию и литературу;
— оформление научной работы;
— культура выступления на конференции
1.8. Тезис – это доказываемое положение или утверждение
Тезисы позволяют обобщить материал, дать его суть в кратких формулировках. Они дают возможность раскрыть содержание публикации; глубоко разобраться в вопросе.
Тезисы существенно отличаются от плана. Они передают содержание произведения, основные выводы автора и их обоснование. С помощью тезисов сжато и кратко передается то, что более подробно изложено в книге или статье. Приступая к написанию тезисов, необходимо внимательно прочитать произведение целиком, если оно небольшое, главу или раздел, если произведение достаточно большое по объему. Затем следует продумать основные идеи работы или ее частей, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание следует сосредоточить на выводах автора. Для тезисов обычны некоторая отрывочность изложения, краткость и категоричность.
Различают два способа написания тезисов: извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений статьи или раздела книги собственными словами. В первом случае нужно найти в тексте основные положения, выдвигаемые автором, выписать их и расположить в определенной последовательности в соответствии с развитием авторской мысли. Во втором случае в тексте находят основные авторские мысли, излагают их своими словами и также записывают в определенной последовательности. Иногда необходимо вместе с тезисами записать и часть фактического материала — например, для доказательства выдвинутого положения.
Работа над тезисами помогает глубже понять основные идеи произведения, выделить главное, кратко и точно сформулировать свои мысли.
Как составлять тезисы
После предварительного ознакомления текст читают вторично. При этом разбивают текст на ряд отрывков. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте публикации. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и будут тезисы.
Какие бывают тезисы?
Бывает три типа приветствуемых большинством научного мира тезисов:
· К постановке проблемы
· Новая методика работы
Каждый тип предъявляет довольно жесткие требования к структуре работы.
Что предполагают эти варианты?
При написании текстов «К постановке проблемы» необходимо представить следующие блоки информации:
Краткое вступление (актуальность темы)
Обзор существующих точек зрения на проблему, или описание ситуации в предметной области
— Некоторые собственные мысли на эту тему
— Предполагаемые исследования (опционально)
Что предполагают тезисы по типу «Результаты исследования»?
Краткое вступление, постановка проблемы (собственно, все то же, что в тезисах «к постановке проблемы», только коротко)
— Гипотеза (в случае экспериментального исследования)
Что предполагают тезисы типа «Новая методика работы»?
— Краткое вступление, описывающее, например, область применения методики.
— Описание существующих методик
— Описание новой методики.
— Описание результатов применения.
— Методики оценки эффективности.
Некоторые общие позиции
- Утверждение должно быть кратким и ёмким. Утверждение должно быть обосновано либо логикой, либо эмпирикой. Читатель должен понять ваш текст.
Правила оформления тезисов (пример)
Тезисы объемом 1 страница должны быть выполнены в редакторе Microsoft Word, формат бумаги А4 с полями 2 см со всех сторон листа, шрифт Times New Roman, межстрочное расстояние 1.5 интервала.
Фамилии, инициалы авторов (имя докладчика подчеркнуто) пишутся через одну пустую строку после названия. Размер шрифта 14 pt. Указывается в каком классе какого учебного учреждения обучаются авторы и кто руководитель (фамилия, имя, отчество) работы.
Название и полный почтовый адрес учреждения – курсивом
Основной текст после адреса учреждения, химические формулы должны быть расположены внутри текста. Размер шрифта 12 pt
Список литературы — в конце.
От каждого автора принимается не более двух тезисов.
Кроме печатного варианта необходимо обязательно предоставить и электронную версию тезисов.
Ниже мы приводим пример тезисов, написанных Хафизовой Юлей, ученицой 8 класса Республиканского лицея-интерната Дуванского района.
Экологическая оценка состояния насаждений сосны обыкновенной около села Месягутово Дуванского района
Хафизова Юля, ученица 8 класса Республиканского лицея-интерната Дуванского района,
Руководитель: учитель биологии Рахимова Амина Фаизовна
Итогом работы явилось определение экологического состояния изучаемых посадок сосны обыкновенной: визуальная оценка деревьев по внешним признакам по шкале позволила определить состояние насаждений как ослабленное, угрожающее, но подлежащее восстановлению при применении комплекса мероприятий по оздоровлению насаждений. Определение состояния деревьев лесопосадки методом лихеноиндикации позволило отнести изученные насаждения к ослабленным в прогрессирующей стадии. Оценивание рекреационной нагрузки позволило выявить III стадию дигрессии посадок сосны обыкновенной, требующей быстрого и значительного регулирования этой нагрузки.
На основании полученных результатов исследования нами разработаны рекомендации, позволяющие (на наш взгляд) остановить дигрессию биоценоза и восстановить природный комплекс.
2. Научно-практическая конференция – этап демонстрации результатов исследования
В начале учебного года (сентябрь – ноябрь) в школах проходит ежегодная научно-практическая конференция, в которой, кроме учащихся-исследователей, принимают участие ученики других школ, педагоги, представители администрации, родители, гости.
Школьная конференция является одним из ключевых этапов организации исследовательской деятельности – здесь публично демонстрируются результаты исследования. Важной является вся деятельность учащихся-исследователей до, во время и после конференции.
До конференции учащийся-исследователь:
· Оформляет результаты исследования в виде бумажного и компьютерного продукта.
· Технические решения по возможности выполняет в виде схем, моделей и/или реальных образцов;
· Готовит 7-10 минутный доклад по теме проведенного исследования (тезис);
· Для публичного выступления подбирает готовый и/или создает новый наглядный материал;
· Проходит предварительное обсуждение своего доклада перед другими учениками-исследователями.
Во время конференции учащийся-исследователь:
· Публично докладывает о результатах своего исследования перед участниками конференции: комиссией, учениками, педагогами, родителями, гостями;
· После доклада отвечает на заданные ему вопросы;
· Завершив выступление, становится слушателем других докладов.
После конференции учащийся-исследователь:
· При необходимости дорабатывает материалы проведенного исследования;
· Делает очередной выбор объекта (темы) своей дальнейшей исследовательской деятельности;
· Имеет возможность принять участие в конкурсах, конференциях, проводимых на разных уровнях: городском, областном, федеральном, международном, где может представить результаты своего исследования.
Работа школьной конференции ведется по секциям, в состав которых входят:
· Руководитель секции (он же, как правило, председатель комиссии);
· 3-5 членов комиссии (педагоги, родители, учащиеся);
· учащиеся и педагоги школы, а также учащиеся и педагоги других образовательных учреждений, интересующиеся тематикой секции;
2.1. Цель публичного выступления
Публичное выступление учащихся-исследователей носит характер научно-практической дискуссии и происходит в обстановке дружественности и поддержки, но с повышенными требованиями к обоснованности, достоверности, самостоятельности, теоретической и практической значимости проведенного исследования.
2.2. О содержании публичного выступления
Основное содержание публичного выступления докладчика должно отражать суть, краткий ход, личный вклад в проведенное исследование, главные итоги: теоретическую и практическую новизну и значимость результатов. Свое выступление докладчик строит на основе чтения (лучше пересказа) заранее подготовленного текста, призванного показать высокий уровень теоретической подготовки, эрудицию и способность доступно дать основные научно-практические результаты проведенного исследования. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений участников конференции по теме проведенного исследования.
Учащийся-исследователь должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были понятны широкому кругу людей. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих на конференции.
2.3. Примерный план публичного выступления
Ниже приведены пункты примерного плана публичного выступления докладчика и варианты их наполнения.
Уважаемый председатель (ведущий) конференции! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»
2. Представление (фамилия, имя, класс, образовательное учреждение, город)
Я учащийся (-щаяся)_____класса, гимназии
(школы, лицея,….) №1(___) города
«Цель моего выступления – дать новую информацию по теме проведенного мной исследования в области____________»
4. Название темы исследования
5. Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования)
«Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:
6. Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения
Основные задачи исследования и способы их решения:
7. Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования
«В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические (или) практические результаты:
1. Получены новые знания следующего характера:_________,
2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи:___________________,
3. Созданы новые творения в виде:_____________________,
4. Определены новые проблемы (задачи):________________.»
8. Выводы по результатам проведенного исследования
«На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:
9. Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования
«Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:
10. Благодарность за внимание к выступлению
«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»
Дискуссия по теме доклада:
11. Ответы на вопросы
«Спасибо (благодарю) за вопрос,
б) у меня, к сожалению, нет ответа, т. к. рассмотрение данного вопроса мной не проводилось.
— «Спасибо, Ваш вопрос понятен (интересен)…»
— Простите, я не понял (-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста!»
— «Правильно ли я понимаю что задан вопрос:_____________?»
— Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов (-ва) ответить».
12. Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования
«Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования. Всего доброго».
2.4. О форме публичного выступления
Успех учащегося-исследователя на конференции во многом зависит от формы публичного выступления. Докладчик должен осознавать, что восприятие и понимание участниками конференции предлагаемой новой информации во многом определяется формой контакта с аудиторией и формой подачи результатов исследования. Наличие у докладчика куража (в лучшем понимании этого слова), как правило, создает положительную эмоциональную атмосферу у всех участников конференции.
2.5.Факторы, влияющие на успех публичного выступления
До, во время и после выступления на конференции учащемуся-исследователю необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой публичного выступления – это внешний вид и речь докладчика, используемый им демонстрационный материал, а также форма ответов на вопросы в ходе дискуссии. Ниже приведены рекомендации к каждому из обозначенных факторов.
Внешний вид докладчика.
· Одежда – чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами, стеснять дыхание и движения.
· Мимика – отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.
· Фигура – подтянутая: спина – прямая, плечи – развернуты.
· Движения – свободные, уверенные, плавные; неагрессивные.
· Громкость – доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.
· Произношение слов – внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.
· Темп – медленный – в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации.
· Интонация – дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.
· Направленность речи – должна быть ориентирована в сторону основной аудитории, а не к председателю (ведущему) и членам комиссии, если они находятся сбоку или сзади докладчика.
· Приборы, модели, конструкции и другие наглядные предметы.
Наглядные предметы и действия над ними являются эффективным средством успешного взаимодействия с присутствующими. Демонстрация реальных предметов привлекает внимание, способствует оперативному пониманию и усвоению новой информации. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место для размещения наглядных предметов.
При демонстрации работы предметов или при проведении опытов докладчику необходимо соблюдать технику безопасности жизни людей, а также целостность, чистоту помещения.
Видеоматериалы являются современными средствами изобразительной наглядности и эффективны для восприятия информации присутствующими. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить и проверить) технические и организационные средства демонстрации видеоматериалов.
· Плакаты, схемы, чертежи, таблицы, графики, рисунки и другие материалы, оформленные на бумажном носителе.
«Бумажный» материал должен быть удобен для восприятия присутствующими, кроме того, удобен докладчику при переноске, демонстрации, креплении и снятии. Содержание плакатов, схем и т. д. рекомендуется рисовать/писать в увеличенном масштабе. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место не только для удобной демонстрации плакатов, но и подготовить средства их оперативного крепления и последующего снятия. Во время ссылки на тот или иной плакат докладчику рекомендуется пользоваться обычной и/или лазерной указкой.
Возможен вариант, когда докладчик заранее готовит необходимое количество малоформатных копий плакатов, схем и т. д. и до выступления раздает их присутствующим.
· Записи на доске, флипчарте.
Записи на доске (флипчарте) обогащают устное выступление, но при этом докладчику необходимо учитывать временные затраты на запись, а также следить за четкостью и аккуратностью ее исполнения.
Дискуссия по теме доклада.
После основного выступления начинается дискуссия по теме доклада, в котором имеют право участвовать все присутствующие на конференции. Докладчику в устной форме могут задавать любые вопросы, связанные с темой проведенного исследования. Вопросы могут быть разными и по содержанию и по форме: уточняющие, проверяющие, развивающие и др. Докладчик должен быть готов, прежде всего, психологически к такому разнообразию вопросов.
Во время ответа докладчик должен проявлять тактичность к лицам, задающим ему вопросы. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно выслушать и при необходимости уточнить и записать вопрос. Рекомендуется на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а затем на них отвечать. Докладчику надо учитывать, что краткий, четкий и хорошо аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить малосущественные дополнительные вопросы.
Если при ответе возможны ссылки на текст исследовательской работы, то их рекомендуется делать. Это придает ответам наибольшую убедительность и одновременно позволяет подчеркнуть достоверность результатов проведенного исследования.
Благодарность докладчика в адрес присутствующих и лиц, задающих вопросы, создаст общее положительное впечатление о публичном выступлении учащегося-исследователя.
Публичное выступление учащихся-исследователей на конференции один из ключевых этапов процесса исследования, требующий повышенного внимания. Понимание докладчиком цели публичного выступления на конференции во многом определяет содержание и форму доклада.
Практика показала, что соблюдение докладчиком приведенных рекомендаций по содержанию и форме публичного выступления приводит к успешному для него результату.
Навыки публичного выступления и умение участвовать в дискуссии, приобретенные учащимися на заседаниях НОУ и школьной конференции, становятся основой последующих публичных встреч на районном, республиканском уровнях.
2.7. Критерии оценки работ, представленных на школьную, районную (городскую), республиканскую научно – практическую конференцию
Познавательная ценность темы:
— актуальность и практическая значимость работы;
— ценность собранного материала.
— особенности выбора исследуемой темы;
— оригинальные способы решения исследуемой проблемы;
— определение области эффективного применения результатов исследования.
Исследовательское мастерство участника:
— эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;
— наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;
— умение использовать специальную терминологию и литературу по
Структура и логика работы:
— оформление научной работы;
— четкость и доступность изложения материала;
— соответствие темы работы ее содержанию.
Культура выступления участника:
— язык и стиль изложения материала;
—умение вести дискуссию, отвечать на вопросы.
Центр выявления и развития одаренности детей Башкирского института развития образования является научно-методическим центром, осуществляет:
— организацию курсов повышения квалификации работников ДОУ, педагогов, психологов, руководителей РОО и ГОО;
— разработку учебных, индивидуальных программ, методик диагностики и развития одаренных детей;
— пополнение базы данных Республиканского банка данных: «Одаренные дети», «Адреса передового опыта по работе с одаренными детьми»;
— проведение выездных курсов и семинаров по вашим заявкам;
— консультирование и диагностику детей, педагогов и родителей по вопросам выявления и развития одаренности ребенка;
— проведение Республиканского конкурса и научно-практической конференции МАН школьников;
— содействие формированию творческих групп, школ, районных Центров выявления и развития одаренных детей, созданию экспериментальных площадок на базе школ районов и городов Республики Башкортостан по данной проблеме.
— Центр имеет свой сайт, где выставляется информация по выявлению и развитию одаренности детей в условиях Республики Башкортостан.