Как можно стать проводником поезда
Проводник поезда (пассажирских вагонов)
Проводник поезда (пассажирских вагонов) — администратор вагона, он обеспечивает комфортное путешествие пассажирам. Профессия подходит общительным, коммуникабельным и физически крепким людям. Зарплата в России колеблется в диапазоне от 15000 до 45000 рублей. Высшее образование не обязательно, достаточно получить средне-техническое образование или окончить курсы. У проводника есть возможность карьерного роста. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Постоянная смена пейзажей за окном, калейдоскоп новых лиц, общение с самыми разными людьми — такова внешняя сторона работы проводника, которую называют романтикой большой дороги.
А внутренний смысл работы проводника — обеспечить максимальный комфорт пассажирам вагона. Образно говоря, проводник — это «маленький хозяин большого вагона», населенного людьми, постоянно меняющимися по пути следования поезда. Кроме того, проводник работает с техническим оборудованием вагона: водоснабжением, отоплением, электроснабжением, вентиляцией, а также поддерживает санитарную чистоту в вагоне.
Профессия проводника чрезвычайно востребована и проблем с трудоустройством молодых специалистов не возникает. Учебные заведения по договорам с вагонными участками сразу направляют выпускников в маршруты в паре с опытным проводником.
Все рейсы условно делятся на местные (время в пути до одних суток) и дальнего следования (время в пути более суток).
Особенности профессии
Работа проводника осуществляется не только в пути, а начинается за несколько часов до отправления поезда:
В пути следования проводник:
Все многочисленные обязанности на всевозможные случаи подробно описаны в Должностной инструкции проводника пассажирских вагонов.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Место работы
ОАО «РЖД», международные железные дороги, метрополитен, предприятия транспорта.
Важные качества
Обучение на проводника поезда (пассажирских вагонов)
Оплата труда
Зарплата проводника поезда (пассажирских вагонов) на декабрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Заработная плата проводника зависит от количества накатанных часов за месяц. Кроме оклада начисляются премиальные надбавки, районные коэффициенты и другие бонусы. Зарплата проводников также зависит от сезона, типа поезда: в осенне-зимний период зарплата составляет от 15 тысяч рублей, летом — до 25 тысяч рублей в связи с увеличением пассажиропотока. В фирменных поездах зарплата выше, чем в обычных.
Каждые 5 лет непрерывной работы выдают премию за преданность компании в размере 3-4 окладов. При выходе на пенсию со стажем работы 20 лет и более за проводником сохраняется право на одноразовый проезд по всей сети железных дорог и дачный билет на пригородные поезда в 150 км от места жительства.
Кроме того, проводникам ежегодно выделяются бесплатные или частично оплаченные путевки в санатории и летние лагеря для детей. Проводники бесплатно обслуживаются в клиниках для работников железнодорожного транспорта. В случае серьезных заболеваний предприятие несет расходы по лечению.
Ступеньки карьеры и перспективы
Карьерный рост возможен по следующим ступеням: начальная позиция — проводник местных поездов, следующая ступень — проводник поездов дальнего следования; высшая позиция — проводник фирменных составов. В фирменных поездах более комфортные условия работы и выше оплата труда, красивая форма и интересный контингент пассажиров (знаменитости из разных сфер). Чтобы стать проводником фирменного поезда необходимо отработать на обычных поездах не меньше 1 года, зарекомендовать себя как хорошего работника, затем пройти курсы повышения квалификации.
Отработав 2-3 года проводником на поездах дальнего следования, получив средне-техническое или высшее образование в профильных учебных заведениях по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» и окончив курсы ЛНП, проводник может стать начальником поезда. Дальнейшие ступеньки карьеры: начальник смены, начальник поезда.
Профессия проводник РЖД: где пройти курсы и сколько нужно учиться?
Профессия проводника с точки зрения обычного пассажира выглядит достаточно примитивной, однако этот работник обладает достаточно широким спектром знаний и умений. Обучение на проводника пассажирского вагона проводится для того, чтобы подготовить специалиста к работе с техническим оборудованием, а также дать необходимые навыки для дальнейшего трудоустройства.
Кто такой проводник пассажирского вагона: что нужно знать о профессии?
Проводник поезда – это работник в системе железных дорог, который обслуживает пассажиров в процессе следования вагонов по маршруту. Эти специалисты обеспечивают комфортность поездки для пассажиров, поэтому именно эти специалисты являются лицом РЖД.
Профессия предполагает не только общение с людьми, но и работу с водоснабжением, отоплением, вентиляцией, электроснабжением, поддержание санитарной чистоты в вагоне.
Задачи и обязанности
Работа проводника осуществляется не только по маршруту следования транспортного средства, она начинается за несколько часов до отправления поезда и включает в себя следующие действия:
Основные обязанности работника в пути следования включают:
Работа и зарплата
Профессия проводника чрезвычайно востребована, поэтому проблем с трудоустройством у молодых специалистов возникать не должно. Учебные заведения обычно сразу направляют выпускников на маршруты в паре с опытным специалистом.
Заработная плата работника зависит от количества накатанных часов за месяц. Кроме оклада начисляются премиальные надбавки, коэффициенты и прочие бонусы. Зарплата также будет зависеть от сезона – в осенне-зимний период она составит 15 000 рублей, летом до 25 000 рублей в связи с увеличением пассажиропотока. Зарплата обычно выше в фирменных поездах.
Данная профессия допускает карьерный рост. Отработав несколько лет в поездах дальнего следования, а также получив среднее техническое или высшее образование, специалист может стать начальником смены, а затем начальником поезда.
Плюсы и минусы профессии
У профессии проводника существуют свои достоинства и недостатки. К плюсам данной специальности можно отнести:
Минусами работы является:
Как выучиться на проводника?
Проводником пассажирского поезда может стать любой совершеннолетний гражданин, окончивший курсы. Кроме того, поскольку к таким работникам предъявляются высокие требования по состоянию здоровья, перед началом работы необходимо будет пройти специальную медкомиссию.
Какие навыки нужны?
Профессия проводника широко распространена как среди мужчин, так и среди женщин. Для того чтобы обслуживать пассажиров поезда, необходимо быть совершеннолетним, иметь крепкое здоровье и сертификат об окончании курсов.
Хорошему специалисту в этой области присуща дисциплинированность, организованность, рассудительность и стрессоустойчивость. Такой специалист должен уметь работать с разными категориями людей, быть способным быстро находить выход из нестандартных ситуаций.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Для работы проводником не требуется высшее образование. Достаточно поступить в техникум, училище или колледж на специальность «Транспортный сервис». Также можно окончить краткосрочные курсы. Практическая часть обычно осваивается непосредственно на производстве.
Какие экзамены нужно сдавать?
Прием в техникум или колледж на основе общего основного образования после 9 или 11 класса происходит в соответствии с результатами вступительных испытаний, которые проводятся образовательным учреждением с целью определения возможностей абитуриентов осваивать основные профессиональные программы. Образовательное учреждение может в виде вступительных испытаний принимать результаты ЕГЭ по русскому языку, истории или обществознанию.
Сколько учиться на проводника после 9 и 11 класса?
Срок обучения после 9 класса в колледже или техникуме составляет 3-4 года, после 11 класса – 2-3 года в зависимости от особенностей направления.
Людям с высшим образованием для начала работы будет достаточно пройти краткосрочные курсы (1-3 месяца). Кроме того, для выпускников ВУЗов предлагается широкий спектр вакансий с обучением по данной специализации. В таких местах работы требуется в будущем пройти курсы повышения квалификации, обучение на которых может осуществляться дистанционно в течение 1-2 месяцев.
Возможно ли дистанционное обучение?
Поскольку программа предполагает освоение знаний по оказанию первой медицинской помощи, правилам технической эксплуатации и безопасности трудовой деятельности, устройству и эксплуатации механического оборудования, практика для успешной работы в этой сфере необходима. Дистанционное обучение для специалистов предполагается с целью повышения квалификации или для освоения теоретической части.
Где учиться на проводника поезда?
На данный момент предлагается немало курсов, на которых можно освоить данную специальность.
В Москве
В Санкт-Петербурге
Таким образом, получить вакансию проводника пассажирского вагона возможно лишь при присутствии соответствующего диплома. У претендующего на эту должность человека должны быть профильные знания и навыки, определенные личные качества.
Работа проводником в поезде. Реальная история проводницы из Владивостока
В последние годы многие россияне предпочитают поездам самолеты. Цены почти не отличаются, зато можно сэкономить время. Учитывая комфорт (или его отсутствие) в некоторых поездах, многие железные дороги. Все чаще воспринимаются как пережиток прошлого. Однако для многих поезда остаются чем-то красивым, романтическим и особенным. Даже несмотря на свои недостатки, они привлекают россиян. Домовик пообщался с девушкой, которая каждое лето работает проводником в поезде. Она рассказала о том, как обстоят дела на железных дорогах России. И сколько можно зарабатывать будучи проводницей. А также о проблемах, с которыми придется столкнуться.
Как устроиться проводником на подработку
Меня зовут Диана, мне 20 лет. Я учусь в университете, и уже 2 года подрабатываю летом проводником. Когда я только поступила, то уже слышала от старшекурсников рассказы про различные студенческие отряды. Ну и вот, по завершению первого курса. Я задумалась, чем же буду заниматься летом. Потом вспомнила про отряды, и решила изучить эту тему поподробнее.
Всего в нашем вузе было несколько отрядов: проводники, вожатые в летних лагерях, строители и спасатели. Сначала я думала пойти на педагога, то есть вожатого в детский лагерь, но когда узнала. Что проводники получают от 60-ти тысяч рублей за лето — быстро сделала свой выбор. К тому же проводникам (как мне рассказали) легче найти потом работу.
До лета мне нужно было пройти обязательные курсы от университета. Они длились 2 месяца, и проходили в формате лекций. Нам объясняли, что такое колесные пары у поезда. Устройство кипятильника и ещё многие сомнительные вещи. Ведь мне казалось на тот момент, что все это не очень-то в моей работе пригодится.
Далее мы сдавали экзамен, с которым проблем не возникло. А после получения хороших результатов, от меня потребовали пройти полный медосмотр.
Что входит в обязанности проводника пассажирского поезда
После сдачи второй сессии и завершения практики я трудоустроилась проводницей. Обычно студентам давали недолгие пути. К примеру, от Владивостока до Хабаровска, максимум до Благовещенска. А потом обратно. Но мне выпал путь с Владивостока чуть ли не до Москвы и это было по-настоящему классно.
Первое время я проходила стажировку. Я заполняла дневник, записывая туда время уборки вагона. Обхода тамбуров, смены белья и так далее. В общем всё как на практике в ВУЗе. Когда я приехала обратно во Владивосток, мне засчитали стажировку, и я пополнила резерв проводников.
Что это вообще за работа? Я, как проводник пассажирского поезда, выполняю роль официанта. Ещё продавца, уборщика и так далее. Я сверяю билеты с паспортом, усаживаю на нужные места пассажиров. Кормлю их печеньем, выдаю белье, и высаживаю на необходимой станции. В общем, несу полную ответственность за пассажиров. А также я должна продавать товары РЖД на протяжении всего пути.
Минусы работы проводником в поезде
Сначала каждый новый день мне казался необычным. Всегда были новые люди, и всегда новые проблемы.
То документы забудут невнимательные пассажиры, то не успевают на поезд. Может кто-то снова покурил в тамбуре, ну или просто много выпил — всё это становится бытовухой через неделю, если так можно сказать.
Но постоянные конфликты только закаляют проводника, и со временем решаются в одну минуту. Главная обязанность проводницы — это быть предельно вежливой с пассажирами. Но это правило к поведению самих пассажиров не относится.
Был такой случай, когда подвыпивший мужчина требовал. Чтобы температура в вагоне была +20 градусов Цельсия. Он приходил в наше купе и скандалил, а мои слова о том. Что температуру автоматически настраивает климат-контроль, а не я — он даже не слушал.
Уложилось с ним всё просто: он устал спорить, пошел к себе в купе и уснул. Пожалуй, это лучшее, что делает алкоголь с скандалистами — ведь всегда наступает момент. Когда они засыпают, и перестают трепать тебе нервы.
Но я до сих пор плохо понимаю, почему люди. Которые едут куда-то на поезде, хотят напиться — всё-таки поезд далеко не самое удобное место для застолья. Но пусть это останется на их совести.
График работы проводников поезда
Обычно работаю я по графику 8/8 дней. А когда выпал путь до Москвы, то я вышла на 16/16 дней. Отправили меня в столь далекий путь, потому что летом не хватает проводников. Ну а самих рейсов сильно больше, чем обычно. Такие внеплановые смены оплачиваются с надбавкой, также, как и в праздники.
Ещё немного расскажу о самой работе. Перед рейсом я приезжаю за 3 часа до отправления поезда. Отмечаюсь и отправляюсь в тамбур для уборки и пересчёта всего, что не прибито. Случаи воровства у нас не редкость, и иногда из-за этого мы влетаем в копеечку. Хоть и крали не мы, а наши пассажиры.
Не редкость, что пассажиры совершают ошибки при покупке билетов. Ведь по регламенту я имею право пропустить человека в вагон. Если у него ошибка в фамилии и имени одна, но не более. А если ошибок больше, то я снова обращаюсь к начальнику поезда. И он проверяет действительность билета у оператора, и при хорошем стечении обстоятельств я направляю пассажира на кассу для корректировки билета.
Всё это обойдется в 250 рублей штрафа, а в худшем случае — билет будет недействительным.
По этому поводу я могу дать простой совет: приезжать на вокзал пораньше, и проверять свой билет на кассе.
Нюансы при работе проводником пассажирского поезда
На моём коротком веку повстречалось немало “зайцев”, что покупали билет. Распечатывали его на принтере, затем сдавали обратно оригинальный. А с недействительным билетом пытались пройти на поезд.
В работе я использую устройство контроля электронных билетов. Там есть информация по всем проданным в кассе вокзала билетам, учитывая и те. Что зайцы сдали.
Ловить таких мошенников мне легко. Однако из-за них появляются меры предосторожности, которые не нравятся другим пассажирам.
Делаем мы это для того, чтобы выявить безбилетников. А также людей, которые зашли провожающими, но потихоньку остались в вагоне.
После повторной проверки я начинаю продавать товары. Раздаю белье, открываю туалеты после санитарной зоны. Но в основном предлагаю пассажирам купить дополнительное питание и чай. А ещё гигиенические принадлежности и сувениры.
Инструкция проводника пассажирского поезда
Немного про наше личное купе для проводников. У нас два купе, в одном из которых мы спим. А в другом работаем, и следим за датчиками температуры.
Работаем мы с напарницей посменно, пока одна из нас отдыхает в спальном купе — другая работает и наоборот. Датчики в основном нашем рабочем купе показывают температуру вагона, состояние электроприборов и прочее.
Периодически нам приходится мыть полы в вагоне, чистить туалет и убирать мусор. Также, перед поездкой необходимо закинуть матрасы на верхние полки, ну а после новой посадки тащить тяжёлые мешки с бельем в рабочее купе. Из-за этого у меня постоянно болит спина, но в остальном всё хорошо.
Ещё в моих обязанностях уход за больными. А также за людьми с ограниченными возможностями и маленькими детьми. Я заправляю им постель и часто навещаю в вагоне.
Еще я слежу за гигиеническими принадлежностями в туалете, и если их нет. То пассажиры будут просить меня их принести, а это отнимет лишнее время.
Также, за 30 минут до остановки, я уведомляю пассажиров о прибытии в пункт назначения. А то они могут проспать свою остановку.
Первая доврачебная помощь также на мне, был случай. Когда у парня начался эпилептический припадок, и мы пытались удержать его язык с помощью ложки. Так как он постоянно западал, и была вероятность, что человек задохнется.
Однажды мы пропустили мужчину с канистрой, но через одну станцию мы заставили оставить ее на перроне. Так как она сильно воняла на весь вагон, и мешала дышать другим пассажирам.
Истории проводника пассажирского поезда
Моя смена заканчивается конечной станцией, где я принимаю спальное белье. Затем сдаю бланк учёта пассажиров и билеты в штабной вагон. Собираю оставшееся белье по поезду и проверяю, нет ли потерянных вещей пассажиров. Если такие есть, то составляю опись и сдаю находки дежурному.
Работа проводником вынуждает меня постоянно общаться и не всегда это бывает приятно. Мы не пускаем людей в нетрезвом виде в вагон, но чаще случается. Что пассажиры умудряются напиться в пути следования поезда. И начинают дебоширить, распуская свои руки.
По правилам мы должны высадить таких скандальных пассажиров на ближайшей остановке.
Помню, как в 5 часов утра я подскочила от крика мужчины, он возмущался: «А ваш начальник знает, что вы произвол здесь устроили?!». Я выбежала к нему, и расспросила что произошло.
Оказалось, всё просто, ведь в фирменных поездах оба туалета располагаются по концам вагона. Он же вместо туалета попросту зашел в кладовку. Спросонья перепутал помещения. И подумал, что мы везем вещи в туалете. Мужчина позже успокоился, и не стал звать начальника поезда. Думаю, тут вполне понятно, что человек был очень пьяный.
Есть и забавные ситуации. В одной поездке мужчина задал вопрос, проезжает ли поезд мимо какого-то небольшого села. Я ответила, что да, но там нет остановки. А он, через секунду после моего ответа, задал мне вопрос: «А я смогу тихонько на ходу выскочить, об этом же никто не узнает?». Пришлось ему отказать. Этого еще мне хватало.
Сколько получает проводник пассажирского поезда
Некоторые думают, что мы посещаем многие города на своем пути. Но нет, мы видим только жд вокзалы и ближайшие к ним здания.
Отпускают нас с позволения начальника поезда и только в аптеку или столовую. За отклонение от маршрута предусмотрен штраф, за опоздание в вагон перед отправкой — тоже.
Я думаю, что ещё пару летних каникул отработаю также проводником. Просто потому, что тут хорошая зарплата для учащихся. Доход составляет от 20 000 до 35 000 рублей в месяц, и зависит от количества отработанных смен
И еще здесь начисляются премии за преданность компании и выработку лет. Также повышенные тарифы в праздники всегда мне в радость. К тому же нам оформляют добровольное медицинское страхование за счет компании, в которое входят стоматологические услуги. Ещё, РЖД оплачивает весь путь с работы до дома, если расстояние не более 150 км.
Да, работа у меня нелёгкая, мои коллеги-напарники идут на железную дорогу ради стабильности и хорошего соцпакета. Стать проводником не так и тяжело, это 3 месяца курсов и перспективы дальнейшего трудоустройства. Но если хочется карьерного роста, то придется получать высшее образование по этой специальности.
Ну и насчёт пассажиров с кем мне удалось ездить, в основной массе это адекватные и понимающие люди. Но те единицы, что ведут себя по-хамски, особенно западают мне в память и портят всё впечатление об этой работе.
Как разводят на деньги вахтовиков в поезде
Был особенно запоминающийся случай, когда меня поставили на рейс с вахтовиками. Я очень много наслушалась от них. Все было в негативе, и я тоже начала их бояться.
Однако всё началось очень хорошо, так как нам объяснили. Что вахтовиков не стоит опасаться, они и правда очень дружелюбные люди. А опасаться стоит тех, кто их спаивает.
Так вот, в один момент к нам пришли проводницы из соседнего вагона, и попросили перенаправлять вахтовиков в их вагон. В общем всех тех, кто хотел выпить. Нам нужно было посылать в соседний вагон — оказывается так они на вахтовиках зарабатывали.
Мы же не желали иметь вагон, к вечеру набитый пьяными людьми. Поэтому, когда вахтовики начали задаваться вопросом выпивки, мы отвечали. Что ничего не знаем где раздобыть спиртного.
А когда те женщины (проводницы из соседнего вагона) узнали об этом, то объявили нам войну. Они пошли жаловаться начальнику поезда, на то что мы спим на рабочем месте, и воруем то что плохо лежит. Кстати о воровстве — они угрожали, что в один момент украдут наши вещи и исчезнут в ночи. К сожалению, случилось так, что они все-таки украли одно шерстяное одеяло. И нам пришлось платить за него из своего кармана.
Если кто-то не понимает, то я объясню поподробнее. Вахтовики — это люди, которые очень долгое время работали далеко от дома. Чаще всего они работают и живут в очень суровых условиях, там им даже некуда тратить свой заработок. Однако после получения зарплаты у них на руках остаются довольно большие деньги, иногда это сотни тысяч рублей.
В поездах им постоянно попадаются люди, которые пытаются этим воспользоваться. Представьте, что вы 5-6 месяцев жили в плохо отапливаемом помещении и видели только коллег, а тут вам предлагают и выпить. И вкусно поесть, да и женщин обещают.
В итоге их пытаются напоить и «кинуть» на деньги. К сожалению, иногда проводники участвуют в таких ситуациях, но на моём опыте такое произошло лишь один раз.
Было ещё много случаев, но этот максимально описывает безумие этой работы. Я успела полежать с температурой 38 градусов, а из лекарств была только вода с титана. Еще успела влезть в свою первую драку с пьяным мужчиной. Подружиться со многими людьми, и даже пообщаться на иностранных языках.
И это далеко не всё. Мои два сезона выдались незабываемыми, в следующем году я пойду на третий. И это уже точно решено.
Я считаю, что работа проводника отлично подходит студентам, которым хочется заработать денег за лето. Не думайте, что у вас получится путешествовать и веселиться, однако это точно не самая худшая работа.
А вот о долгосрочной карьере старшего проводника я и не задумываюсь — дальше хочется заниматься чем-то другим. Думаю, что когда-нибудь я буду вспоминать это время, проведённое в поездах. С теплотой и улыбкой, но пусть это будет лишь моим временным занятием.
Узнайте как стать кинокритиком без образования, и сколько можно зарабатывать на этом, перейдя по ссылке здесь
Профессия: проводник
Когда едешь в поезде, кажется, что работать проводником не так уж сложно: собрал билеты, напоил чаем, проследил за порядком — и все.
На самом деле далеко не все. Проводники отвечают за исправность оборудования и комфорт пассажиров. Если в поездке что-то идет не так, спрашивают с нас. При этом получаем мы не так много — до 40 тысяч в лучшем случае, а в среднем 25 тысяч рублей.
Расскажу, каково работать проводником пассажирского поезда.
Что за работа
Проводник пассажирского поезда — это официант, уборщик, истопник, электрик, психолог, продавец и много кто еще в одном лице. Он проверяет личность пассажиров, усаживает их на нужные места в вагоне, выдает белье, кормит, заносит данные о пассажирах в бланк строгой отчетности и высаживает на нужной станции. Проводник отвечает за жизнь и здоровье пассажиров, поэтому он должен знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации.
Еще мы улаживаем конфликты и содержим вагон в чистоте. Каждую поездку нам нужно продавать товары, а зимой — очищать снег под вагонами и убирать лед.
Практически в каждой поездке возникают какие-то проблемы: то у пассажиров нет нужных документов и их нельзя посадить в вагон, то кто-то не успевает на поезд. Бывает, кто-то слишком много выпьет. Ну и конечно, кто-то из пассажиров обязательно будет курить в тамбуре или между вагонами, а это запрещено. Все эти проблемы решаем мы, проводники, и начальник поезда.
Разряды железнодорожных профессий
Все должности делятся на разряды. Чем выше разряд, тем больше ответственности и выше зарплата. Например, первый разряд — у уборщиков вагонов, а начальники службы железной дороги — это 15—17-й разряд. Проводники — это работники 2—5-го разряда:
У начальника поезда разряды с 8 по 11, логика разрядов такая же. Начальник поезда отвечает за безопасность пассажиров, руководит проводниками и техническим персоналом, разбирает конфликтные ситуации и жалобы. Еще он ответственен за то, чтобы поезд вовремя уезжал и приезжал.
Железнодорожные компании, зарплата и график
В России есть несколько ж/д компаний: РЖД, «Гранд-экспресс», «Транскласссервис» и др. РЖД принадлежат другие компании, например «Федеральная пассажирская компания». Все они регулярно нанимают проводников.
ст. 153 ТК РФ — оплата труда в выходные и праздничные дни
Как стать проводником
Курсы. Стать проводником в РЖД несложно. Достаточно иметь среднее образование и пройти курсы — их проводят с сентября по декабрь. На курсах учат, как решать конфликты, дают знания по технике безопасности, охране труда, устройству и эксплуатации оборудования в пассажирских вагонах. Курсы у ФПК и «Гранд-экспресса» бесплатные.
Можно получить образование в железнодорожном техникуме. Специальность «эксплуатация железных дорог» есть, например, в Сибирском государственном университете путей сообщения или в Липецком государственном техническом университете.
Чтобы стать начальником поезда, не обойтись без высшего образования. Специальность необязательно должна быть железнодорожной, хотя с ней проще.
После курсов будущие проводники проходят инструктажи, тестирование и стажировку.
На инструктаже знакомят с местом работы, правилами трудового распорядка, основными вопросами по охране труда. Непосредственно на рабочем месте проводят еще один инструктаж — рассказывают, где переходить пути, как вести себя в конкретном вагоне и т. п. Раз в три месяца — повторные инструктажи.
На этапе тестирования нужно выполнить тесты на логику, знание дисциплин и пройти психологический тест.
Во время стажировки новички едут в пробный рейс с опытным проводником. Взять могут в любой рейс, ограничений по дальности нет. Бывает, что приходится стажироваться в рейсе Москва — Владивосток. Во время стажировки новички заполняют дневники. Там пишут, что и когда делали: проверяли билеты, убирались, продавали товары и т. д. Опытный проводник в конце рейса оценивает новичка. Мы обычно ставим хорошие оценки, потому что новички всегда стараются показать себя с лучшей стороны.
Каждые несколько лет проводники проходят дополнительное обучение и сдают экзамены по всем железнодорожным дисциплинам. Перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году у проводников в поездах, организованных для перевозки иностранных болельщиков, был дополнительный курс базового английского.
Как устроена работа в поездке
Перед посадкой пассажиров на конечной станции я убираюсь в вагоне: мою полы и все поверхности, чищу туалеты. Я работаю в фирменном поезде, поэтому обязана застилать постели на верхних полках. За несколько минут до посадки нам на специальные устройства поступает список пассажиров в нашем вагоне.
Посадка. На начальной станции посадка происходит за полчаса до отправления поезда. Я сверяю данные пассажира в документе, удостоверяющем личность, и в билете. Часто с документами возникают проблемы: бывает, например, пассажиры покупают льготный билет, не имея такого права. В этом случае я зову начальника поезда, и с каждой проблемой мы разбираемся индивидуально.
Часто пассажиры ошибаются в данных — такое случается хотя бы раз за поездку. По внутреннему регламенту пассажир может допустить одну ошибку в фамилии или номере документа. Можно пройти в вагон, даже если в билете указан неверный пол.
п. 3.3 Инструкции проводника пассажирского вагона. Это старая инструкция, у нас постоянно появляются новые. Показывать их запрещено
После проверки билетов я иду продавать товары. В нефирменных поездах проводники раздают белье, а после санитарной зоны открывают туалеты. Еще мы предлагаем купить дополнительное питание, чай, тапочки, гигиенические принадлежности, сувениры.
После продажи товаров я вношу данные о пассажирах в бланки строгой отчетности. Ошибаться в бланках нельзя. Если я найду неточность, исправить ее может только начальник поезда. Если поезд пересекает границу страны, проводник должен внести данные пассажиров, выезжающих за рубеж, в миграционные карты.
Купе проводника
У проводников обычно два купе: первое, где мы спим, второе, где работаем и следим за датчиками. Пока один проводник работает, другой отдыхает в спальном купе.
Датчики в рабочем купе показывают, какая в вагоне температура, все ли хорошо с электроприборами, есть ли в бойлере горячая вода. Еще в этом купе есть раковина, иногда микроволновка и кофемашина. Там же хранится посуда, товары, аптечка и инвентарь.
Периодически нужно убираться в вагоне: мыть полы и туалеты, убирать мусор. Во время длинных остановок зимой иногда приходится очищать от снега и льда подвагонное оборудование: колеса, рычаги, ступеньки. Еще перед поездкой нужно закидывать матрасы на верхние полки, а после каждой посадки таскать тяжелые мешки с бельем. Из-за этого у меня часто болит спина.
Я никого не обыскиваю, но если замечу людей с запрещенными предметами, то обязана вызвать начальника поезда и транспортную службу безопасности. Если у пассажира найдут эти предметы, его могут высадить. Однажды мне пришлось заставить пассажиров оставить на перроне канистру бензина: она воняла на весь вагон.
Сложности
С пассажирами приходится много общаться. Не всегда это общение приятное, но в любом случае надо улыбаться. Например, проводникам нельзя пускать в вагон пьяных. Больше того, если пассажир выпивает в поездке или дебоширит, по правилам его должны высадить на ближайшей станции. В такие моменты я должна быть одновременно непреклонной и вежливой, а это не так просто, когда пассажир начинает хамить или распускать руки.
Пассажиры порой приходят с весьма странными вопросами. В фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона. Люди часто не верят, что около купе проводников не туалет, а кладовка, и думают, что там есть еще один туалет, а проводники, негодяи такие, его прячут.
Однажды около пяти утра я подскочила от грохота и услышала крик: «А начальник поезда в курсе, что вы здесь устроили?!» Выбегаю, а там мужчина стоит около открытой кладовки, с выпученными глазами смотрит на полки с инвентарем и орет: «Куда вы дели туалет? Зачем вы поставили здесь полки?» Пришлось пояснить ему, что в фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона, а полки поставила не я, а те, кто спроектировал и построил вагон. Мужчина поначалу не поверил, но в конце концов успокоился. Начальника поезда звать не стали.
Иногда пассажиры удивляют. В одной поездке мужчина спросил, проезжает ли поезд мимо Дзержинска. Я ответила, что проезжает, но там не останавливается. Пассажир не растерялся и спросил, нельзя ли «тихонечко» выйти из поезда на ходу, мол, никто и не узнает. Пришлось его разочаровать.
Многие думают, что проводники много путешествуют и могут между делом осмотреть город. На самом деле нас пускают в город исключительно с разрешения начальника поезда и только до аптеки, продуктового или столовой. Если я выхожу в город, то даже не пытаюсь идти куда-то еще: за такое нарушение могут оштрафовать.
Бонусы в работе проводника
Работать проводником тяжело, но есть и преимущества.
Стабильность. На железной дороге белая зарплата, начисляются премии за преданность компании. Премию выплачивают каждые пять лет в размере нескольких окладов. Еще дополнительно платят за работу в праздники, всегда оплачивают больничные листы. Все по Трудовому кодексу.
Полный соцпакет. Проводникам оформляют добровольное медицинское страхование — ДМС, которое включает стоматологические услуги. Еще дают возможность бесплатно лечиться в санаториях и посещать бассейн. Железнодорожные компании по заявлению делают дополнительные отчисления в пенсионный фонд в счет накопительной пенсии, полностью оплачивают проезд по железной дороге от дома до места работы, если расстояние не больше 150 км. Дети проводников ездят в летние лагеря с большой скидкой.
Раз в год проводники вместе с ребенком могут бесплатно съездить куда угодно по России на поезде туда и обратно — за вычетом НДФЛ. Это значит, что 13% от стоимости билета вычтут из зарплаты. В остальное время все как обычно, никаких льгот.
Кратко о проводниках
Алиса Селезнёва, это ужас вообще. Есть этот миф и он ходит и ходит. Надеюсь, автор читает комментарии.
Вот кстати читал и думал отвлечённо о том, что каждый миллениал сейчас знает из интернета про ложку между зубами)
После месячного путешествия по северной Африке впервые мне стало страшно в поезде Москва-Пермь. Дагестанец решил попить пива в нашем купе сидя на моём месте. Трижды просила проводника его выпроводить к себе. Помогли угрозы полицией, но думала что после угрозы он меня прибъет.
За такие гроши столько муторной работы, да еще и в поезде, ужас
Спасибо адекватным проводникам, как мы без них.
Стабильность и ДМС. Божечки, как это можно считать за преимущество в 2019? Иностранные рабочие на стройках которые не знают русского и живут там же где и работают точно также «стабильны». Сегодня ты работаешь, а завтра нет.
Я работал проводником в студенчестве и не мог понять что там делают люди 30+ и ради чего они «проводничат»? 25-35 тыс зарплата продавца в магазине прямо в доме моем. 2/2, общение с людьми, некоторые из них неадекваты и бухие. Таскай коробки с товаром, следи за порядком и будь материально ответственным за всё. Зимой можно и крылечко подмести.