Как можно перенести слово стихотворение
Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)
Правила переносов
Орфография
§ 117. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.
§ 118. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.
Неправильно | Правильно |
люб-овь | лю-бовь |
дяд-енька | дя-денька, дядень-ка |
реб-ята | ре-бята, peбя-ma |
паст-ух | па-стух, пас-тух |
Примечание 1. При переносе cлов с односложной приставкой на согласную, стоящую пеpeд гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведенным правилом без-умный и бе-зумный; без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и 6e-заварийный.
Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.
Неправильно | Правильно |
раз-ыскать | ра-зыскать, разыс-кать |
роз-ыгрыш | ро-зыгрыш, розыг-рыш |
Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время пpиставка отчетливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом настоящего параграфа, например: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.
§ 119. Кроме правил, изложенных в §§ 117 и 118, необходимо руководствоваться еще следующими правилами:
1. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной.
Неправильно | Правильно |
под-ъезд | подъ-езд |
бол-ьшой | боль-шой |
бул-ьон | буль-он, бу-льон |
2. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.
Неправильно | Правильно |
во-йна | вой-на |
сто-йкий | стой-кий |
фе-йерверк | фей-ерверк, фейер-верк |
ма-йор | май-ор |
3. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
Неправильно | Правильно |
а-кация, акаци-я | ака-ция |
4. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласный*.
Неправильно | Правильно |
по-дбить | под-бить |
ра-змах | раз-мах |
5. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога*.
Неправильно | Правильно |
прис-лать | при-слать |
отс-транять | от-странять |
6. При переносе сложных cлов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.
Неправильно | Правильно |
пятиг-раммовый | пяти-граммовый и пятиграм-мовый |
7. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.
Неправильно | Правильно |
жу-жжать | жуж-жать |
ма-сса | мас-са |
ко-нный | кон-ный |
Это правило не относится к начальным двойным согласным корня, например: сожженный, поссорить (см. п. 5), а также к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: нововведение (см. п. 6).
8. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенного слова.
Неправильно | Правильно |
спе-цодежда | спец-одежда |
9. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами, например: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.
Из изложенных выше (§§ 118 и 119) правил переноса следует, что многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова.
Возможные варианты переносов:
шум-ный, шу-мный
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
дет-ский, детс-кий
класс-ный, клас-сный
лов-кий, ло-вкий
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
бит-ва, би-тва
сук-но, су-кно
пробу-ждение, пробуж-дение
Але-ксандр, Алек-cандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
ца-пля, цап-ля
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
сест-ра, се-стра, сес-тра
Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия (§ 119, п. 3), узнаю (§ 119, пп. 3, 5), фойе (§ 119, п. 2).
§ 120. Нельзя переносить сокращенные обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц, например:
§ 121. Нельзя переносить «наращения», т. е. отрывать при переносе от цифры соединенное с ней дефисом грамматическое окончание, например, нельзя переносить:
§ 122. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа и т. п., и пр.,
т. е., ж-д., о-во.
§ 123. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.
§ 124. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.
* Комментарии редакции портала
§ 119, п. 4. Это правило теперь носит рекомендательный характер. Если в группе согласных букв первая принадлежит приставке, при переносе предпочтительно учитывать членение слова на значимые части: приставку целиком оставить на строке и перенести оставшуюся часть. Однако такая группа согласных букв может быть разбита переносом любым образом. Предпочтительные переносы: под‑бить, под‑бросить. Допустимые переносы: по‑дбить, подб‑росить.
§ 119, п. 5. Это правило теперь носит рекомендательный характер. Предпочтительные переносы: при‑слать, от‑странить. Допустимые переносы: прис-лать, отс‑транить и отст‑ранить.
См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 (и последующие издания). Все правила переноса из указанного справочника можно прочесть в ответе на вопрос № 294651.
Из азов стихосложения
ИЗ АЗОВ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
«АНЖАМБЕМАН (АНЖАМБМАН; ENJAMBEMENT) — перенос части» фразы из одной строки в другую, вызванный несовпадением интонационно-синтаксической связи с метрическим рядом. При чтении отмечается паузой, без которой стихотворение теряет ритмическую выразительность. Переноситься могут как целые слова, так и части слова.
Перенос, перескок, анжамбеман (франц. enjambement, от enjamber — перешагнуть), в стихосложении несовпадение синтаксической паузы, остановки, с ритмической — концом стиха, полустишия, строфы.
Анжамбманы могут быть слоговыми, строчными, строфическими, слогово-строфическими, синтаксико-строчными, синтаксико-строфическими, словесно-строчными, словесно-строфическими и т. д.
Анжамбеман использовался в поэзии со времён античности. Так, пиндаровская лирика (и подражающая ей горациевская) в большой мере построена на строфических анжамбеманах, в отличие от лирики Нового времени, отличающейся строфической замкнутостью. Избегание анжамбеманов свойственно классицизму, культивирование — романтизму и некоторым поэтическим школам XX в.
Единичные анжамбеманы служат средством интонационного выделения отсечённых стихоразделом отрезков фразы. Многочисленные анжамбеманы создают прозаизированную интонацию, почти нивелирующую стихотворный ритм, что является значительным выразительным средством (например, в драматическом стихе).
Анжамбманы применяли Александр Пушкин, Марина Цветаева (она сделала этот прием одним из основных в своей поэтике), Владимир Маяковский, Михаил Кузмин, Вадим Шершеневич, Георгий Оболдуев, Булат Окуджава, Иосиф Бродский, который во многом наследовал и развил традиции Цветаевой.
Андрей Качалян широко использует слогово-строфические анжамбеманы:
Губами потусторонними
я сглатываю с лица
холодные капли сонного,
льняного миросозерца-
ни я, ни другие головы
в стенах не ложились спать,
стеная, теням просовыва-
я лишь не хочу прервать…
растроганных прядей, смешанных
как уксусный фимиам,
в своих волосах повешенна-
я — слабость… к чужим рукам.
*
В одном из своих лучших стихотворений Анатолий Кобенков писал:
Человек рождается, вырастает в мужа,
не тонет в воде, не сгорает во зле,
потом узнает, что нисколько не нужен
ни себе, ни дочери, ни земле;
потом человек научается плакать,
потом, не вспомнив, зачем пришёл
на эту землю, становится прахом —
и ему хорошо, и земле хорошо.
*
Особые функции исполняет внутрисловный перенос, при котором граница между стихами разрезает слово:
Шпили, колонны, резьба, лепнина
арок, мостов и дворцов; взгляни на-
верх: увидишь улыбку льва… (Иосиф Бродский)
*
От дружной ветки отлучённый,
Скажи, листок уединённый,
Куда летишь. «Не знаю сам;
Гроза разбила дуб родимый… ( «Листок» В.А. Жуковский)
*
Мне всё равно, каких среди
Лиц – ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной – непременно… («Тоска по родине! Давно…» М.И. Цветаева)
*
Но восходящий поток его поднимает вверх
выше и выше. В подбрюшных перьях
щиплет холодом. Глядя вниз,
он видит, что горизонт померк,
он видит как бы тринадцать первых
штатов, он видит: из
труб поднимается дым. Но как раз число
труб подсказывает одинокой
птице, как поднялась она.
Эк куда меня занесло!
Он чувствует смешанную с тревогой
гордость. Перевернувшись на
крыло, он падает вниз. Но упругий слой
воздуха его возвращает в небо,
в бесцветную ледяную гладь.
В жёлтом зрачке возникает злой
блеск. То есть, помесь гнева
с ужасом. Он опять
низвергается. Но как стенка – мяч,
как падение грешника – снова в веру,
его выталкивает назад.
Его, который еще горяч!
В чёрт-те что. Всё выше. В ионосферу.
В астрономически объективный ад… («Осенний крик ястреба» И.А. Бродский).»
Это определение – объяснение взяла из Стихиры в клубе «Гуси-Лебеди».
Татьяна Гордон
19 июля 2020 года
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Задания для 1 класса: перенос слов
В 1 классе дети учатся переносить слова с одной строчки на другую при письме. Если ребенок не освоит правила переноса слов, то он или делает ошибки, перенося слово в любом месте, или же старается уместить слово на строчке, нарушая красоту почерка. Некоторые дети продолжают написание слова за полями, что тоже недопустимо.
Правила переноса слов
Чтобы правильно переносить слова с одной строчки на другую, ребенок должен научиться делить слова на слоги. И для начала нужно научиться определять число слогов в слове. Для этого необходимо запомнить правило.
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Я в своей практике сталкивалась с первоклассниками, которые не могли делить на слоги по причине незнания гласных букв. Поэтому обязательно учить 10 гласных букв русского языка.
А О У Э Ы Я Ё Ю Е И
Памятка переноса слов
При переносе слов употребляется чёрточка (-).
Задания на перенос слов 1 класс
1. Спиши. Раздели слова на слоги.
Слово хорошо раздели для переноса всеми возможными способами.
Слово высокое раздели для переноса всеми возможными способами.
Слово маленький раздели для переноса всеми возможными способами.
Слово мальчикам раздели для переноса всеми возможными способами.
Слово снежинки раздели для переноса всеми возможными способами.
Слово девочка раздели для переноса всеми возможными способами.
Слово душистые раздели для переноса всеми возможными способами.
Слово таилась раздели для переноса всеми возможными способами.
2. Перепиши, разделяя слова на слоги и для переноса.
Школа, ящерица, дружба, читайте, чайка, ручейки, улица, курица, девочка, муравей, маяк, слушайте, юла, птичка, принесла, клетка, комната, растение, окно, заяц, узоры, яблоко, урожай, увидели.
3. Спиши и чёрточками покажи, как можно перенести данные слова с одной строки на другую. Выпиши отдельно слова, которые нельзя переносить.
Карандаш, девочка, эхо, осень, ёжик, лейка, часовой, ручеёк, радио, сокол, завод, облако, озеро, уроки, май, ясень, яма, осока, армия, линия, лётчик, парус, товарищ, поезд, огонёк, машинист, огородник, станция, фуфайка, берёзка, самолёт, лужайка, хозяйка, ученик, тройка, читайте, пойте, рисуйте, чайка, волейбол, прощайте, отличник, ястреб.
4. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.
5. Раздели слоги для переноса всеми возможными способами.
6. Раздели слова на слоги на группы по числу слогов.
Ночной, ель, большой, деревня, ясень, вершина, спина, страна, паруса, уголь, волна, площадка, крольчата, смельчак, день, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит, тень, чайник, конь, арка, солнышко, январь.
7. Выпишите сначала слова в один слог (односложные), потом — в два слога (двусложные), а затем — в три и четыре слога (трёхсложные и четырёхсложные).
Бобры вырыли нору. Это дом бобров. Нырнув под воду, бобры попадали в дом. На обед у бобров болотные травы, листики ивы. Передние зубы у бобров острые. Бобры ловко ободрали с дерева кору и пообедали.
8. Измени слова так, чтобы их можно было перенести.
9. В каждом слове найди лишний слог. Из получившихся слогов составь слово. Раздели слова на слоги для переноса всеми возможными способами.
10. Выпиши слова, в которых одинаковое количество слогов и вариантов переноса. Раздели эти слова для переноса.
Улитка, кукушка, учительница, кольцо, шпилька, мойка, мельница, строчка, мальчик, пальто, льдина, медвежонок, большая, строгий, учить, лисичка, зайчик, ёжик, индюк, змея, бусинка, ящерица, юбка, яблоко, комар, пианино, карусель, ананас.
11. Перепиши, раздели слова на слоги, поставь ударение. Выпиши слова, которые нельзя переносить.
Хороша берёзка весной. До самой земли свисают её тонкие гибкие ветки. Все они покрыты пушистыми серёжками. Чуть проклюнулись молодые клейкие листочки. Они блестят на солнце яркой зеленью. Вот пробежал по стволу яркий солнечный луч. На ветках заблестели капельки росы. Любит народ красавицу берёзку, слагает о ней песни и стихи.
Конспект урока по русскому языку на тему «Перенос слов»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока «Перенос слова» 2 класс
Цель: формирование умения правильно переносить слова.
на основе занимательной литературы развивать умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность;
развивать наблюдательность, внимание, память, активность и грамотную речь учащихся;
воспитывать положительную мотивацию в обучении;
воспитывать интерес и любовь к русскому языку, целеустремлённость, коммуникабельность;
создать условия для психологического комфорта и снятия усталости учащихся.
— Давайте все поздороваемся с гостями.
—Долгожданный дан звонок,
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
— Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
— Давайте хором прочитаем девиз нашего урока: «Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать, творить!»
Запись числа и классной работы.
Сообщение темы урока
Какое слово можно собрать из этих букв: с о п е н р е?
— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
— Мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова, а в конце урока сделаем выводы о правилах переноса.
Послушайте стихотворение Александра Шибаева о том, как переносил слова один мальчик.
— Вот как слова я перенёс:
И получил за это «два».
И получил за это «кол».
Теперь, наверно, будет «пять»?
— А как вы думаете, ребята?
Задумал ты перенести
Знак переноса помести
Где нужно и готово!
— Сколько в этих словах слогов?
— Почему нельзя делить их для переноса?
— Ответить на этот вопрос нам помогут эти стихи: (щелчок)
В слове Аня слога два,
Но разделить для переноса
Это слов, друг, нельзя.
Одну букву оторвёшь,
Ты нарушишь правило.
Скучно букве быть одной,
Как и тебе, если ты без друзей.
Вывод : (щелчок) Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке.
Объясняют ошибки в переносе слов.
— Нет, пять за этот ответ поставить нельзя.
— Потому что одну букву нельзя переносить.
Работа по учебнику
Дидактический материал с.28 упражнение 24. Записать слова, которые можно перенести.
Дети выполняют задания в тетрадях.
6. Работа с текстом
— Внимательно прочитаем текст. (При чтении учитель слово па-ук разделяет голосом на два слога.) (щелчок)
— Ну, друг, в чём тут суть? В чём соль, а?
— Ответьте, почему в этом тексте слово паук лишнее?
— Мы можем разделить слово паук для переноса?
— Как это можно сделать? (щелчок)
— А остальные слова из текста можем разделить для переноса?
Вывод: (щелчок) Слова из одного слога не переносятся.
— Потому что в этом слове два слога, а в остальных по одному.
— Они состоят из одного слога.
8. Открытие нового знания.
Мы изучаем перенос.
Запишите это предложение, обозначая орфограммы.
Посмотрите, как перенесли слово в этом предложении.
Мы изуч-аем перенос.
— Выходит это слово можно разделить двумя способами.
— Запишите оба варианта в тетради.
— Какое правило переноса надо соблюдать, чтобы не допускать такой ошибки?
Вывод: (щелчок) Слог разрывать нельзя. Чтобы правильно перенести слова нужно уметь правильно разделить его на слоги.
Дети находят ошибку.
Отвечают на поставленные вопросы.
9. Перенос слов с буквой Й.
-Отгадайте загадки: (щелчок)
В животе баня, в носу решето. На голове пуговица. Одна рука и та на спине. (щелчок)
Только бег его спасает, от врагов он убегает, прыгает как мячик быстроногий … (щелчок)
— Как можно перенести эти слова? (щелчок)
Вывод: (щелчок) Букву Й нельзя отрывать от гласной
— Запишите в тетрадь эти слова, разделяя их для переноса.
Проговаривают правило переноса
Записывают слова в тетрадь
— Прочитайте предложение: (щелчок)
Язык родной, дружи со мной.
— Из скольких слогов состоят эти слова?
— Какое слово отличается?
— Верно, это правило мы уже знаем.
— Списать, разделить слова для переноса.
— Слова язык, родной, дружи.
— Все слова состоят из двух слогов.
— Его нельзя переносить.
11. Составление слов.
(щелчок) Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
— (щелчок) Какие слова здесь написаны? на, пру, жи; ши, лан, ды.
— Сколько слогов в этих словах?
— Запишите эти слова, разделив для переноса. (щелчок) проверка
— Сколько способов переноса вы заметили для трёхсложных слов?
Читают хором стихотворение.
Составляют слова: (щелчок) ландыши, пружина.
— У трёхсложных слов два способа переноса.
12. Словарная работа. (щелчок)
— Посмотрите на картинки, найдите лишнее. (щелчок)
Запишите слова, обозначающие эти предметы, разделите для переноса: собака, корова, ворона, сорока,
Задание выполняют в тетрадях.
13. Гимнастика для глаз
Гимнастика на слайде: следить глазами за солнышком.
(смена слайдов по щелчку)
14.Работа с однокоренными словами.
— От слова ёж образуйте однокоренные слова. (щелчок)
— Чем интересны эти слова?
— Запишите слова, разделив для переноса.
— Как видите, слово состоит из трёх слогов, а перенести его можно только одним способом.
Вывод: (щелчок) не всегда у трёхсложных слов есть два способа переноса.
— Ёжики, ежата, ежиха, ежовый, ежонок. (щелчок)
— Они состоят из трёх слогов.
— Ёжи-ки, ежа-та, ежи-ха, ежо-вый, ежо-нок. (щелчок)
Смотря по времени Можно устно
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок. (щелчок)
— Какие тайны переноса слов мы открыли?
Дети вспоминают выводы, отвечают.
(щелчок) по каждому выводу
16. Домашнее задание. (щелчок)
Сочинить двустишие со словами переносом, носом.
Рассказать дома, о чём узнали на уроке.
Стихи записывают в тетрадь.
— Оцените свою работу.
Если вы считаете, что усвоили тему на «отлично», нарисуйте себе веселое солнышко. (щелчок)
Если вы считаете, что вам очень трудно переносить слова, то нарисуйте хмурое солнышко (щелчок)
Встают при появлении солнышка на слайде.
Читают хором: » Желаю солнечного настроения».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-495886
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.