Как называют стариков в японии
ЯПОНЦЫ ВОЗРОЖДАЮТ ДРЕВНИЙ ОБЫЧАЙ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ СТАРИКОВ
Конечно, сегодняшние японцы отводят стариков не на горные склоны, а в госпитали, офисы или благотворительные учреждения, где и покидают на произвол судьбы.
«Существует огромное количество людей с небольшим доходом, живущих в крайней бедности, для которых забота о немощных стариках становится непосильной нагрузкой, – говорит социальный работник Таканори Фуджита, – но они считают постыдным просить о помощи».
Возобновление случаев отказов от престарелых родственников говорит о ещё одном побочном эффекте демографической бомбы. Фуджита работает в префектуре Сайтама, где, по его словам, в год находят около десяти покинутых стариков. Следовательно, по стране получится несколько сотен, полагает он.
К сожалению, не похоже, что тенденция в ближайшее время пойдёт на спад. Сегодня количество японцев старше 65 лет больше, чем в любой другой момент истории. В 2016 году пожилые люди составляли 26,7% от 127-миллионного населения страны. Показательно, что начиная с 2011 года, памперсы для стариков продаются более активно, чем детские.
Некоторые благотворительные организации Японии пытаются направить практику избавления от стариков в цивилизованное русло. Для этой цели они даже устанавливают «боксы для пожилых», в которых можно оставить взрослого человека. Найденных стариков затем переправляют в местные дома престарелых, где те получают кров и заботу.
Японский обычай уносить родителей в горы: действительно ли он существовал
Если в тягость пожилые члены семьи, отнеси их на высокую гору и оставь там. Жить им все равно осталось не долго, а лишние рты ни к чему. Легенда гласит, что именно так и поступали японцы. Но было ли это на самом деле?
Японские легенды об обряде убасутэ («оставляя старуху») своими корнями уходят глубоко в древность. Суть обряда заключалась в следующем: семья принимала решение избавиться от пожилого родственника. Чаще всего это была женщина. Глава семьи, ее сын, относил мать на вершину горы и оставлял там. Бабушка должна была дожидаться на вершине горы своей смерти. Реальных подтверждений существования этого обряда историки так и не нашли.
Но есть одно замечательное предание:
Однажды один даймё приказал всем своим подданным избавиться от стариков и отнести их на гору. Тех, кто не выполнит приказ, ждет казнь. Два брата взяли своего отца и отправились с ним в тяжелую дорогу. По пути дедушка ломал ветви деревьев и кидал на дорогу. Когда братья спросили его, зачем он это делает, отец ответил, что все это для вашей пользы. Они оставили старика и начали спуск вниз. Наступила ночь, сыновья заблудились. Когда к утру немного просветлело, они заметили на дороге веточки, которые предусмотрительно оставлял их отец. Ветки помогли выйти им на правильную дорогу. Сыновья оценили заботу отца и, вопреки распоряжению правителя, вернулись за ним и забрали домой. Ухаживали за ним, уважали и кормили. Правда, старались никому на глаза не показывать. Старик подсказывал своим детям, как поступать в разных ситуациях, как вести дела, обучал секретам. У братьев все шло настолько успешно, что даймё решил спросить, благодаря чему так происходит. Тут братья признались, что ослушались приказа и все у них хорошо благодаря умным советам и заботе отца. Даймё понял свою ошибку, отменил безумные распоряжения. А братьев не только не наказал, но еще и вручил им свои дары.
Подтверждением того, что этот обычай все-таки вряд ли существовал, является то, что в законодательстве были предусмотрены жесткие меры за убийство родителей. Кроме того, для японской культуры характерно почтительное отношение к людям пожилого возраста.
В целом для мировой истории убийство пожилых людей не является чем-то исключительным. В начальный период истории Древнего Рима античные историки писали что как только мужчина достигал 60 лет, его выбрасывали в реку Тибр. Причем объяснялось это все милосердием. Таким образом стариков избавляли от болезней, страдания и немощи.
Японский обычай убасутэ оставил свой след в фольклоре, поэзии и кинематографе. Широко известен роман Ситиро Фукадзавы «Легенда о Нараяме». В 1983 году по нему был снят художественный фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь».
Зачем старых людей заводили в лес
В далёком прошлом не было ни домов престарелых, ни пенсий, и люди преклонного возраста часто становились обузой для своих близких. Поэтому у многих народов существовал обычай оставлять стариков.
В Древней Греции старых людей умерщвляли по достижении определённого возраста – обычно сбрасывали со скалы.
Прокопий Кесарийский в VI веке сообщал о некоем германском племени, где стариков предавали смерти. В Исландии в XI веке их специально морили голодом, чтобы те умерли.
Ингуши сбрасывали стариков с горы, либо сажали в корзину и относили в специальное место, которое называлось долиной смерти. Колхи (древние жители Кавказа) также усаживали своих старцев в корзины и бросали в море.
Скифы же не только убивали стариков: они разрубали их на куски и варили в котлах вместе с мясом быков и овец, а потом съедали.
Монголы имели обыкновение закапывать стариков в землю. У них бытовали пословицы: «внук задушит», «зловещий старик тот, который увидит своих правнучат». Обычай сохранился вплоть до XVIII века.
Буряты проводили церемонию Хэрмэн зэгэтэ-аба. По достижении 70-летнего возраста для стариков устраивали пиршество. Внук старика клал в рот деду кусок бараньего жира и заталкивал внутрь с помощью длинной кости. Как правило, от этой процедуры человек умирал.
Подобные обычаи практиковались и на Руси в дохристианский период. Если верить источникам, древние славяне заводили стариков-родителей, которые уже не могли заботиться о себе сами, в глухой лес и там оставляли.
Дальше ситуация могла развиваться по-разному. Кто-то становился добычей диких зверей, а кто-то умирал своей смертью от голода и холода. Иногда перед тем как оставить в лесу, стариков забивали насмерть ударом по голове. Нередко такую «работу» поручали кузнецам, владевшим тяжёлым молотом.
В русском языке существует такое архаичное выражение, как «посадить на санки» или «посадить на салазки». В украинском есть аналог – «сажать на лубок» или – «пора на лубок». Все это имеет отношение к смерти.
Этнограф Литвинова, пишет: «Людей старых, не подававших надежду на жизнь, вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг, а чтобы при опускании они не разбились или не задерживались на свете, их сажали на луб, на котором они, как на санях, доходили до дна оврага… Когда этот обычай был запрещён, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они с голоду и холоду помирали».
Последний случай исследовательнице пришлось наблюдать уже в 80-х годах XIX века в деревне Землянка Полтавской губернии.
А вот свидетельство уездного землемера Пржиборовского: «Обычай этот существует не только в Малороссии, но и в других местах (например, в Новгородской губернии и лесных уездах Минской губернии)… Дети привязывают старика к салазкам и вывозят его, помимо его воли в степь, на мороз…».
Этнографы и фольклористы полагают, что традиция умерщвления стариков была связана не только с тяжёлыми условиями жизни, но и с религиозными культами, и усматривают в этом элементы жертвоприношения.
Так, по словам исследователя Богораза, те же чукчи верили, что если человек умирает от болезни, то его пожирает злой дух – кэле, и после кончины умерший сам превращается в кэле и вредит живым. Поэтому старику «помогали» умереть, и тогда дух его с того света оказывал родным всяческую помощь и поддержку.
Между тем у славянских народов встречается такое предание (в разных вариациях). Отец с сыном отвозят старого дедушку на санях в лес и оставляют там. Мальчик беспокоится об оставленных в лесу санках, а на вопрос отца, зачем они ему, отвечает: «А чтобы отвезти вас с матерью в лес, когда те состарятся».
Несколько веков назад в Японии был такой обычай: пoжилыx члeнoв семейства отводили в горы или в лес и оставляли там, чтобы избавить семью от лишнего рта. Конечно, так поступали в основном только очень бедные люди, которые не могли достойно содержать и прокормить всю семью. В нашем веке эта традиция, можно сказать, снова в силе, хоть и в современной интерпретации.
Сказка или быль?
Явление называлось «убасутэ», что в переводе означает «отказ от старухи». Надо сказать, что кто-то считает это всего лишь легендой, фольклором. По преданию, причиной убасутэ однажды стал указ деспотичного правителя в тот год, когда японскую землю настигла засуха, неурожаи и угроза голода.
Стариков, которые ничего уже не могли делать, например, помогать по дому, относили подальше в леса и горы, чтобы те не нашли дорогу назад. И дальнейшую их судьбу дети уже не знали, могли о ней только догадываться.
Может быть это всего лишь легенда, но нет дыма без огня. Есть в Японии гора в префектуре Нагано, одним из названий которой является Убасутэяма, что созвучно с названием обычая убасутэ.
Кадр из фильма «Легенда о Нараяме», снятого о традиции убасутэ.
Страна долгожителей на грани демографического кризиса
Япония известна тем, что в этой стране восходящего солнца продолжительность жизни в среднем по планете самая большая после Монако. Это говорит о высоком уровне жизни людей в таких условиях, где природа и государство сошлись воедино в деле поддержания здopoвья человека.
Но у каждой медали есть две стороны. Обратной стороной долгожительства является тот факт, что средний возраст людей в Японии постепенно увеличивается.
Японка празднует 116-летие. Источник https://vk.cc/c7Bt6x
Пожилых становится всё больше, а молодых – меньше, к тому же молодые не спешат создавать семьи и обзаводиться детьми. Сложившуюся ситyaцию экoнoмиcты уже назвали «дeмoгpaфичecкoй бoмбoй зaмeдлeнногo дeйcтвия».
Назревает демографический кризис, а за ним и экономический. Ведь если в стране пенсионеров гораздо больше, чем работающих, размеры пенсий и других социальных пособий будут сокращать.
На сегодня уже больше 5 миллионов пожилых японцев живут в пoлнoм oдинoчecтвe. Кроме того, в Японии еcть дoвoльнo бoльшaя пpocлoйка нaceлeния, кoтopaя xoть и имeeт заработки, но живёт очень бедно. При этом зaбoтитьcя о пoжилыx родственниках им становится сложно: тут хоть бы себя прокормить. А обращаться за социальной помощью многим японцам стыдно.
«Убасутэ» в XXI веке
Робот для пожилых в японском доме престарелых. Источник https://vk.cc/c7BuIP
Учитывая всё вышесказанное, вспомним о том самом японском обычае «отказа от старухи». Конечно, в наши дни никто уже не избавляется от стариков таким варварским способом. Сегодня более молодые, но бедные родственники сдают их в благотворительные центры, приюты, госпитали. Но сути убасутэ это, конечно, не меняет.
Справедливости ради стоит отметить, что есть и противоположная тенденция. В тех семьях, где работают несколько человек, один из них может уволиться, чтобы ухаживать за своими бабушками и дедушками. И это сделали уже 13% мужчин и 27% женщин в возрасте 40-64 лет.
Комментировать
Все комментарии (3)
комментирует материал 08.11.2021 #
комментирует материал 08.11.2021 #
«Отказаться от старухи»: В Японии возрождается старый обычай решать свои финансовые проблемы необычным способом
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Причиной возвращения «убасутэ» является демографический и экономический кризис. Конечно, в нынешних условиях, никто не отводит стариков в горы, вместо этого их отвозят в специальные приюты, госпитали или благотворительные организации. Но принцип остается тот же: не будучи в состоянии заботиться о пожилых родителях или бабушках и дедушках, молодые люди вынуждены от них «избавляться.»
«В Японии есть довольно большая прослойка населения, которая хоть и имеет доход, но все равно живет на грани бедности, и им не то что заботиться о старших, им не хватает средств даже заботиться о себе достойно, — рассказывает социальный работник Таканори Фуджита. — Такие люди часто стыдятся просить о помощи.»
Главная проблема лежит в том, что на данный момент большинство населения Японии — это пенсионеры. Молодые люди не стремятся создавать семьи и заводить детей, поэтому демографический перевес в сторону старения нации весьма ощутим. И это, в свою очередь, влияет на экономику: государство меньше платит государственным служащим, размеры пенсий уменьшается, как и размеры различных дотаций и социальной помощи.
Но пока что проблемы остаются. По состоянию на 2015 год в Японии насчитывалось около 5 миллионов стариков, которые жили в полном одиночестве. Увы, когда они умирают, об их смерти некому сообщить, и потому сейчас в стране появились специальные фирмы, которые занимаются исключительно тем, что убирают квартиры после того, как в них находят умерших стариков. Иногда те могут пролежать месяцами, прежде чем кто-либо заподозрит неладное.
Однако, надо признать, что существует также и обратная тенденция: около 13% мужчин и 27% женщин возрастом между 40 и 64 годами увольняются с работы специально для того, чтобы заботиться о своих стариках. В основном, это касается тех семей, где остается хотя бы один человек, который продолжает работать и таким образом обеспечивать семью.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: