чем по мнению авторов характеризуется воспроизводство населения

Чем по мнению авторов характеризуется воспроизводство населения

Используя обществоведческие знания, объясните, как уникальность личности связана с социальными изменениями (приведите три объяснения).

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социология изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества, как «семейную координату» социальной системы. Усилия социума направлены на поддержание собственного существования в постоянно изменяющихся условиях жизни, в том числе под воздействием человеческой деятельности. Существование социальной системы имеет две стороны: существование социальных взаимосвязей, социальной структуры вместе с носителями социальных статусов, людьми, и воспроизведение, воссоздание вновь социальных сетей и структур, а также самих людей как индивидов, численное замещение одних поколений другими, что позволяет заполнять места в иерархической организации в связи с выбытием или физической смертью носителей статусов и ролей. При этом ничего не говорится о воспроизводстве людей как личностей — личность как система социальных, психологических и физиологических качеств уникальна, следовательно, невоспроизводима. Поэтому в социологии и демографии говорят о воспроизводстве населения (поколений), а не о «воспроизводстве» людей. Если бы сущность личности сводилась к инструментальному олицетворению статуса и функционированию в качестве исполнителя социальных ролей, то ни о каких социальных изменениях не было бы упоминания, не было бы никакой истории — торжествовало бы повторение пройденного, копирование уже созданного.

Поскольку же смена поколений сопровождается социализацией личности, становлением, «деланием» человеческого Я прежде всего в семье, постольку наблюдаются изменения в поведении, образе жизни, в исполнении старых ролей и изменения, связанные с инновациями самих структур. Таким образом, воспроизводство населения характеризуется рождением индивидов, количественным замещением носителей статусов и ролей. Воспроизводство населения создаёт демографическую среду общества, тогда как социальные процессы, относящиеся к формированию и функционированию личностей, не просто поддерживают существующие структуры и институты, но и изменяют их. Эти изменения социума, в свою очередь, влияют на демографические процессы, вследствие чего режим воспроизводства населения может оказаться менее или более благоприятным. То же самое относится и к семейным процессам социализации и содержания детей.

Семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности — по поддержанию существования членов семьи и по рождению — социализации детей. Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично соединяет собственное существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом. Посредническое значение семьи обретает ещё одно измерение — через существование и преемственность семейных поколений достигается воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Таким образом, социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, самого общества.

Источник

Чем по мнению авторов характеризуется воспроизводство населения

Чем, по мнению авторов, характеризуется воспроизводство населения? Используя текст, приведите два объяснения связи демографических и социальных процессов. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «семья».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социология изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества, как «семейную координату» социальной системы. Усилия социума направлены на поддержание собственного существования в постоянно изменяющихся условиях жизни, в том числе под воздействием человеческой деятельности. Существование социальной системы имеет две стороны: существование социальных взаимосвязей, социальной структуры вместе с носителями социальных статусов, людьми, и воспроизведение, воссоздание вновь социальных сетей и структур, а также самих людей как индивидов, численное замещение одних поколений другими, что позволяет заполнять места в иерархической организации в связи с выбытием или физической смертью носителей статусов и ролей. При этом ничего не говорится о воспроизводстве людей как личностей — личность как система социальных, психологических и физиологических качеств уникальна, следовательно, невоспроизводима. Поэтому в социологии и демографии говорят о воспроизводстве населения (поколений), а не о «воспроизводстве» людей. Если бы сущность личности сводилась к инструментальному олицетворению статуса и функционированию в качестве исполнителя социальных ролей, то ни о каких социальных изменениях не было бы упоминания, не было бы никакой истории — торжествовало бы повторение пройденного, копирование уже созданного.

Поскольку же смена поколений сопровождается социализацией личности, становлением, «деланием» человеческого Я прежде всего в семье, постольку наблюдаются изменения в поведении, образе жизни, в исполнении старых ролей и изменения, связанные с инновациями самих структур. Таким образом, воспроизводство населения характеризуется рождением индивидов, количественным замещением носителей статусов и ролей. Воспроизводство населения создаёт демографическую среду общества, тогда как социальные процессы, относящиеся к формированию и функционированию личностей, не просто поддерживают существующие структуры и институты, но и изменяют их. Эти изменения социума, в свою очередь, влияют на демографические процессы, вследствие чего режим воспроизводства населения может оказаться менее или более благоприятным. То же самое относится и к семейным процессам социализации и содержания детей.

Семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности — по поддержанию существования членов семьи и по рождению — социализации детей. Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично соединяет собственное существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом. Посредническое значение семьи обретает ещё одно измерение — через существование и преемственность семейных поколений достигается воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Таким образом, социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, самого общества.

— воспроизводство населения характеризуется рождением индивидов, количественным замещением носителей статусов и ролей;

2) объяснения связи:

—воспроизводство населения создаёт демографическую среду общества, тогда как coциальные процессы не просто поддерживают существующие структуры и институты, но и изменяют их;

—изменения социума в свою очередь влияют на демографические процессы, вследствие чего режим воспроизводства населения может оказаться менее или более благоприятным.

3) Раскрыт смысл понятия:

— семья — малая группа, члены которой связаны кровным родством или супружескими отношениями, совместным бытом.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Источник

Чем по мнению авторов характеризуется воспроизводство населения

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «семья».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социология изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества, как «семейную координату» социальной системы. Усилия социума направлены на поддержание собственного существования в постоянно изменяющихся условиях жизни, в том числе под воздействием человеческой деятельности. Существование социальной системы имеет две стороны: существование социальных взаимосвязей, социальной структуры вместе с носителями социальных статусов, людьми, и воспроизведение, воссоздание вновь социальных сетей и структур, а также самих людей как индивидов, численное замещение одних поколений другими, что позволяет заполнять места в иерархической организации в связи с выбытием или физической смертью носителей статусов и ролей. При этом ничего не говорится о воспроизводстве людей как личностей — личность как система социальных, психологических и физиологических качеств уникальна, следовательно, невоспроизводима. Поэтому в социологии и демографии говорят о воспроизводстве населения (поколений), а не о «воспроизводстве» людей. Если бы сущность личности сводилась к инструментальному олицетворению статуса и функционированию в качестве исполнителя социальных ролей, то ни о каких социальных изменениях не было бы упоминания, не было бы никакой истории — торжествовало бы повторение пройденного, копирование уже созданного.

Поскольку же смена поколений сопровождается социализацией личности, становлением, «деланием» человеческого Я прежде всего в семье, постольку наблюдаются изменения в поведении, образе жизни, в исполнении старых ролей и изменения, связанные с инновациями самих структур. Таким образом, воспроизводство населения характеризуется рождением индивидов, количественным замещением носителей статусов и ролей. Воспроизводство населения создаёт демографическую среду общества, тогда как социальные процессы, относящиеся к формированию и функционированию личностей, не просто поддерживают существующие структуры и институты, но и изменяют их. Эти изменения социума, в свою очередь, влияют на демографические процессы, вследствие чего режим воспроизводства населения может оказаться менее или более благоприятным. То же самое относится и к семейным процессам социализации и содержания детей.

Семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности — по поддержанию существования членов семьи и по рождению — социализации детей. Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично соединяет собственное существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом. Посредническое значение семьи обретает ещё одно измерение — через существование и преемственность семейных поколений достигается воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Таким образом, социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, самого общества.

Источник

Чем по мнению авторов характеризуется воспроизводство населения

Назовите и проиллюстрируйте три признака социального института на примере семьи. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами признаки:

1) наличие статусно-ролевой системы. Например, в институте семьи определены основные роли и их иерархия (муж, жена, сын);

2) наличие правил, регулирующих семейные отношения. Например, Семейный кодекс РФ регулирует правоотношения между супругами, родителями и детьми и другими членами семьи;

3) наличие важных общественных функции. Например, семья, как социальный институт, выполняет такие значимые функции как репродуктивная, хозяйственно-экономическая, эмоционально-психологическая, первичной социализации и другие.

Могут быть приведены другие примеры, названы и проиллюстрированы другие признаки.

Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции семьи. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе могут быть названы функции и приведены соответствующие примеры:

1) экономическая (например, супруги Ивановы решили поместить часть сбережений в сберегательный банк для обеспечения стабильного дохода от банковского процента);

2) репродуктивная (например, в семье Сколовых родились близнецы);

3) рекреационная (например, супруги Кадовы с детьми любят проводить выходные на даче, проводя много времени на открытом воздухе).

Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции, приведены другие примеры

В государстве Z происходит широкое внедрение инновационных технологий в различные области жизни, активно развиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства, постоянно возрастает роль науки и образования в жизни общества.

В ходе социологических опросов было установлено, что в стране Z в период с 2015 по 2019 г. ежегодно на 15% росла доля учащихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников.

Социологические опросы показали, что в стране Z преобладают семьи демократического типа.

Государство Z включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

К какому типу относится общество Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Что характеризует семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что Z — унитарное государство?

1. К обществам постиндустриального / информационного типа.

2. Гуманизация образования.

3. Семью демократического типа характеризует:

— муж и жена обладают в семье равными статусами (являются равноправными партнёрами);

— все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних обязанностей по гендерному признаку);

— решения по семейным вопросам принимаются совместно.

4. Государство Z включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью.

Назовите три характерные черты семьи демократического (партнёрского, эгалитарного) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие характерные черты семьи демократического (партнёрского, згалитарного) типа, например:

1) справедливое распределение домашних обязанностей (отсутсвие жесткого деления супружеских ролей на мужские и женские). (Например, в семье К. нет функционально чёткого разделения и закрепления мужских и женских обязанностей: и муж и жена работают и занимаются домашними делами, воспитывают детей);

2) совместное обсуждение проблем и принятие решений всеми членами семьи. (Например, Супруги К. на семейном совете приняли совместное решение, связанное с семейным бюджетом);

3) Экономическая независимость и самостоятельность супругов. (Например, оба супруга К. работают и получают заработную плату, жена экономически независима от мужа).

В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг.

Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.

В период с 2013 г. по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видео-урокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза.

Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.

К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)

1. Ответ на первый вопрос: Z относится к обществу постиндустриального/информационного типа.

2. Ответ на второй вопрос: рыночная.

3. Ответ на третий вопрос: информатизация/компьютеризация образования.

4. Ответ на четвёртый вопрос (две характеристики), например:

— муж и жена обладают в семье равными статусами (являются равноправными партнёрами);

— все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних обязанностей по гендерному признаку);

— решения по семейным вопросам принимаются совместно.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков

«Наличие существенных психологических ________(А) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счёт, несмотря на огромное число

________(Б), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ________(В), представляющие мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, а женщин — пассивными, зависимыми и эмоциональными. Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им ________(Г) «домашней

хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный ________(Д) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение ________(Е) потеряло былую жёсткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) исследование2) различие3) труд
4) общение5) учение6) стереотип
7) роль8) статус9) группа

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Исходя из контекста, последовательность 216783 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Автор упоминает институт семьи. Используя текст, факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте выполнение семьёй любых трёх социальных функций.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Одной из важных черт социального института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений — общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие «социальных потребностей», или «социальных функций».

Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать.

Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер, сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идёт о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды)‚ потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).

Наконец, более современные исследователи составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:

1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.

2. Производство товаров и услуг‚ необходимых для выживания членов общества.

3. Распределение этих товаров и услуг.

4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.

5. Замена выбывающих членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.

6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.

Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности. И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.

Источник

Чем по мнению авторов характеризуется воспроизводство населения

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами деятельность семьи по обеспечению других социальных институтов статусно-ролевыми исполнителями и кратко поясните каждый свой пример.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социология изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества, как «семейную координату» социальной системы. Усилия социума направлены на поддержание собственного существования в постоянно изменяющихся условиях жизни, в том числе под воздействием человеческой деятельности. Существование социальной системы имеет две стороны: существование социальных взаимосвязей, социальной структуры вместе с носителями социальных статусов, людьми, и воспроизведение, воссоздание вновь социальных сетей и структур, а также самих людей как индивидов, численное замещение одних поколений другими, что позволяет заполнять места в иерархической организации в связи с выбытием или физической смертью носителей статусов и ролей. При этом ничего не говорится о воспроизводстве людей как личностей — личность как система социальных, психологических и физиологических качеств уникальна, следовательно, невоспроизводима. Поэтому в социологии и демографии говорят о воспроизводстве населения (поколений), а не о «воспроизводстве» людей. Если бы сущность личности сводилась к инструментальному олицетворению статуса и функционированию в качестве исполнителя социальных ролей, то ни о каких социальных изменениях не было бы упоминания, не было бы никакой истории — торжествовало бы повторение пройденного, копирование уже созданного.

Поскольку же смена поколений сопровождается социализацией личности, становлением, «деланием» человеческого Я прежде всего в семье, постольку наблюдаются изменения в поведении, образе жизни, в исполнении старых ролей и изменения, связанные с инновациями самих структур. Таким образом, воспроизводство населения характеризуется рождением индивидов, количественным замещением носителей статусов и ролей. Воспроизводство населения создаёт демографическую среду общества, тогда как социальные процессы, относящиеся к формированию и функционированию личностей, не просто поддерживают существующие структуры и институты, но и изменяют их. Эти изменения социума, в свою очередь, влияют на демографические процессы, вследствие чего режим воспроизводства населения может оказаться менее или более благоприятным. То же самое относится и к семейным процессам социализации и содержания детей.

Семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности — по поддержанию существования членов семьи и по рождению — социализации детей. Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично соединяет собственное существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом. Посредническое значение семьи обретает ещё одно измерение — через существование и преемственность семейных поколений достигается воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Таким образом, социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, самого общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *