Как называется полиция в казахстане
В Казахстане ДВД переименовали в департаменты полиции
Переименования затронули департаменты внутренних дел всех областей и городов республиканского значения, а также управления и отделы районов.
Департаменты внутренних дел в Казахстане переименовали в департаменты полиции. Соответствующее Постановление Правительства РК от 16 октября 2018 года размещено на сайте adilet.zan.kz Министерства юстиции РК.
«Правительство Республики Казахстан постановляет переименовать государственные учреждения – территориальные органы, находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Республики Казахстан, согласно приложению к настоящему постановлению», – говорится в документе.
Департаменты внутренних дел всех областей, а также Астаны, Алматы и Шымкента теперь называются департаментами полиции, районные управления и отделы внутренних дел – управлениями и отделами полиции.
Кроме того, департамент внутренних дел на транспорте переименован в департамент полиции на транспорте.
Переименование произведено в рамках реформы казахстанской полиции.
Ранее сообщалось, что основные положения закона предусматривают модернизацию полицейской системы путём объединения территориальных департаментов внутренних дел и местной полицейской службы в департаменты полиции с их подчинением Министерству внутренних дел Казахстана. Кроме того, в законе указано, что акимы областного уровня смогут ставить перед органами полиции задачи по обеспечению правопорядка, а также назначать и отстранять начальников департаментов полиции по представлению МВД.
Нурсултан Назарбаев, выступая 5 октября с Посланием народу, отметил, что необходимо утвердить новый стандарт полицейского, провести переаттестацию сотрудников полиции, а также внедрить новые форматы работы с населением.
«Зачастую в полиции видят угрозу, а не защиту». Почему реформа МВД идет медленно?
В начале ноября министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев рассказал о реализации реформы МВД, объявленной после смерти казахстанского спортсмена Дениса Тена летом 2018 года. На всемирно известного спортсмена напали в Алматы средь бела дня грабители, которые похищали зеркала его машины. Что изменилось за три с половиной года и почему реформа полиции продолжается до сих пор?
НОВАЯ ФОРМА, СОКРАЩЕНИЕ ШТАТА И БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ
Реформу полиции власти начали с внешнего вида — переодели патрульных и участковых полицейских, а затем и офисных сотрудников. Главное условие формы — темно-синий цвет.
МВД рапортовало о сокращении численности полицейских. За два года штат сократили на 13 500 человек. На 2021 год запланировали сокращение трех тысяч сотрудников. В результате сейчас на 100 тысяч казахстанцев приходится 369 полицейских. По этому показателю Казахстан расположился между Бельгией (412) и Францией (340). Ранее был 471 полицейский на 100 тысяч населения.
Также МВД доложило о проведении реформы в части повышения образовательного уровня полицейских. Количество вузов сократили с 12 до 5. В этом году открыли факультет по обучению руководящего состава, а с сентября — факультет по обучению контактированию с населением, это шестимесячные курсы.
МВД отчиталось, что за два года в ведомстве усилили борьбу с коррупцией. На сегодня, если верить официальным данным, количество коррупционных преступлений среди полицейских снизилось на 40 процентов.
На прошлой неделе на заседании комитета по конституциональному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев заявил, что продолжается реформа местной полицейской службы, расширены полномочия участкового инспектора полиции. В рамках реализации принципа «полиция в шаговой доступности» ведется работа по обеспечению «эффекта постоянного присутствия в местах, где это необходимо».
По опыту развитых стран на наиболее криминогенных участках городов устанавливают модульные посты полиции для круглосуточной работы. Уже построили 71 такой пост, в течение пяти лет планируется построить еще 143.
В регионах в общественных местах и на автомагистралях тестируют и поэтапно подключают устройство «Тревожная кнопка «Полиция»», чтобы мгновенно связаться с сотрудником центра оперативного управления полиции. С помощью встроенной камеры обеспечивается видеосъемка, а динамики позволяют офицеру ЦОУ поддерживать аудиосвязь с тем, кто обратился за помощью. Устройства планируют запустить в конце года.
Также депутатам представили новые проекты по реформированию правоохранительной системы. Им показали изменения в работе дорожной полиции, обновленную систему видеонаблюдения, электронные браслеты и перечень государственных услуг в электронном формате.
«ГЛАВОЙ МВД ДОЛЖНО БЫТЬ ГРАЖДАНСКОЕ ЛИЦО»
После смерти спортсмена Дениса Тена в центре Алматы в Facebook’e появилось движение «За реформу МВД». Участники группы позиционируют себя как гражданских активистов, которые являются модераторами между обществом и МВД. Энтузиасты собирали запросы общества о том, что нужно изменить в работе полиции, и передавали их в МВД.
— Одно из наших предложений: главой МВД должно быть гражданское лицо, потому что полиция служит народу, кто-то из заместителей может быть из полиции. Мы говорили об открытости, подотчетности населению. У нас в стране невысокий уровень доверия к полицейским. Зачастую в полиции видят угрозу, а не защиту. Мы хотим конструктивных изменений, критикуя, предлагаем предложения, — говорит Гульшат Нурпеисова, гражданская активистка, предприниматель, участница движения «За реформу МВД».
По ее словам, примерно 40 предложений движения были приняты в МВД к рассмотрению, среди них «ориентир на сервисную полицию, передача несвойственных полиции функций». Но, отмечает Нурпеисова, есть «большие сложности, так как ведомство закрытое».
Все эти проекты, по словам Нурпеисовой, профинансировали две международные организации — одна по линии ОБСЕ (проект начали в Караганде, сейчас уже в других городах). Общая сумма гранта — 600 тысяч евро.
— Пилотный проект собирались запустить в Алатауском и Бостандыкском районах Алматы. Еще не запустили. Мы прошли обучение в ОБСЕ. Представители ОБСЕ приезжали и делились конкретными наработками, инструментами пилотного проекта в Караганде. Ну вот ждем запуска. Пока так, — говорит Нурпеисова.
Также, отмечает Нурпеисова, в рядах полиции недобор, так как люди не хотят идти на низкооплачиваемые позиции, поэтому туда часто попадают недостаточно образованные люди. Кроме этого, в полиции не успевают заняться подготовкой кадров.
Граждане и активисты, которые выходят в Казахстане на мирные собрания, нередко подвергаются задержаниям со стороны полицейских. Для реализации реформы МВД, а также для идеи сервисной модельной полиции сотрудники ОБСЕ собрали материалы о том, как в развитых странах полиция взаимодействует с населением в разных ситуациях, в том числе на мирных собраниях.
— Самое главное, должно быть понимание того, что мы не боимся выходить на митинги. В Конституции и международных конвенциях, которые Казахстан подписал, прописано, что наше право — собираться и мирно выражать свое мнение. И государство в лице полиции и местной власти обязано обеспечивать реализацию нашего права. И все эти инструкции предполагают именно взаимодействие с гражданами и организаторами мирного собрания в части обеспечения правопорядка. У нас обеспечение безопасности на мирных (согласованных) собраниях возлагают на участковых, которые вообще не подготовлены, не знают, как взаимодействовать с людьми на митингах, — поясняет Гульшат Нурпеисова.
Из плюсов в части улучшения работы полиции на мирных собраниях Нурпеисова выделяет появление на мирных собраниях женщин из СОБРа. Но с принятием других рекомендаций ОБСЕ по теме алгоритма действий на митингах Казахстан пока не торопится. Гульшат Нурпеисова заключает, что в целом реформирование полиции — сложная работа, которая «так медленно продвигается из-за того, что система неповоротливая».
«РАБОТА ПОЛИЦИИ ПРИНЦИПИАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ»
Политолог Димаш Альжанов, один из сооснователей движения «За реформу МВД», был соавтором концепции «Новая полиция Казахстана» — документа, который объединил требования граждан и лучшую мировую практику по работе полиции.
— С нашей стороны было предложено свыше 112 изменений, которые должны были кардинальным образом изменить работу полиции по примеру экономически и политически развитых стран ОЭСР. Это включало в себя вопросы открытой и прозрачной деятельности полиции, повышение эффективности и профессионализма полиции, полное обновление состава, антикоррупционные меры, механизмы защиты прав граждан. Ожидаемо власти показали свою неготовность менять роль и методы работы нашей полиции. Поэтому правительство отвергло ключевые предложения и выбрало около 20 безопасных для себя рекомендаций, которые были связаны с оптимизацией структуры, переименованием отделов полиции в департаменты и изменениями в образовании (открытие академий полиции). А эти меры явно недостаточны для того, чтобы поставить полицию на службу обществу и повысить ее эффективность, — рассказывает Димаш Альжанов.
По мнению политолога, создавая видимость реформы, власти сохранили полный политический контроль над полицией и продолжают ее использовать как репрессивный аппарат против общества и политических оппонентов.
— Работа полиции принципиальным образом не изменилась, ее деятельность также подчинена политическим интересам. Для того чтобы безопасность и права горожан стали приоритетом для полиции Алматы, она должна быть подчинена местной власти, которая, в свою очередь, избирается местным населением. Так выстраивается здоровая связь между полицией, государством и обществом. Именно так это работает в странах с низким уровнем преступности, где подотчетная обществу полиция работает в рамках своих полномочий, — акцентирует политолог.
Реформа полиции провалена, заключает Альжанов. Обещанных фронт-офисов по всей стране не открыли, доступность полиции для простых граждан также ограничена, отмечает он.
О «НЕПРОДУМАННОСТИ» И «ПОСПЕШНОСТИ»
Назгуль Ергалиева, национальный эксперт общественного фонда «Центр исследования правовой политики», занимающаяся проектом «Сервис-ориентированная модель демократической полицейской деятельности», реализуемым совместно с Центром политико-правовых реформ (Украина), при финансовой поддержке Европейского союза, согласна с общественниками в том, что реформа казахстанский полиции идет очень сложно.
— Однако это не означает, что общественные организации и гражданские активисты — а я представляю именно этот сектор — должны прекратить свои усилия в плане продвижения реформ. Условно можно сказать, что для изменения любой организации, а полиция — это огромная организация с очень сложной историей, нужно изменить все ее составные элементы: людей, процессы, технологии, а главное, культуру. Легче всего изменить технологии. Сложнее всего менять людей и культуру организации. Это занимает очень много времени. Если же мы хотим поменять это быстро и качественно, то для этого нужны колоссальные ресурсы — финансовые, экспертные, лидерские. У нас огромный диссонанс между ожиданиями от реформы и имеющимися для этого ресурсами. Я думаю, именно поэтому мы не видим быстрых и существенных изменений, — объясняет она.
Назгуль Ергалиева отмечает, что из 16 стратегических направлений гражданской инициативы «За реформу МВД» частичная работа со стороны МВД началась только в отношении половины из них. И важные вопросы по структурной реформе, открытости и подотчётности полиции остались за бортом. Это такие направления:
I. СТРУКТУРНАЯ РЕФОРМА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕРВИСНОЙ МОДЕЛИ ПОЛИЦИИ
II. НОВАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
III. ПОДОТЧЕТНОСТЬ, ПРОЗРАЧНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИЦИИ
Ергалиева считает, что Казахстану уже давно необходимо принять стандарты доказательной публичной политики, которые повсеместно действуют в развитых странах.
— Суть заключается в том, что разработка государственных программ по развитию и реформированию какой-либо сферы происходит на основе информации, полученной научно обоснованными методами от концептуализации проблемы до оценки результативности мер. У нас, к сожалению, реформы очень далеки от научных методов и доказательств. Мы быстро принимаем «дорожные карты» и «планы действий». Затем госорганы на «ура» отчитываются о стопроцентном выполнении, а многие системные проблемы остаются на местах или еще хуже усугубляются. К сожалению, эта реформа полиции, в плане ее поспешности и непродуманности с точки зрения доказательной политики, следует этому общему тренду, — заключает эксперт.
РАЗМЫТЫЕ ОБЕЩАНИЯ МВД
Старший советник по правовым вопросам в Центре исследования правовой политики (LPRC) автор публикаций по уголовному процессу, правам человека и конституционному праву Дмитрий Нурумов говорит, что многие параметры оценки деятельности полиции не менялись давно.
— Там нет понятия «внешняя оценка деятельности полиции». Здесь могут быть разные инструменты, сейчас в основном статистические показатели ведомства по количеству раскрытых преступлений. Но это могут быть прогрессивные инструменты, опросы о доверии, проводимые независимыми структурами. Это могут быть различные оценки скорости реагирования, — говорит Нурумов.
Рассуждая о том, почему в Казахстане медленно реформируется полиция, он подчеркивает, что это ведомство остается высоко милитаризированной структурой и как служба не отделено от политического руководства МВД.
Также он считает, что обещания МВД о том, что будут проводить внутреннюю реформу, были достаточно размытые.
— Каких-либо концептуальных обещаний, что всерьез что-то пересмотрят в деятельности полиции, реорганизуют, не было. Их обещания сформулированы в «дорожной карте» — сокращение количества штатных единиц, косметические мероприятия, закуп техники, обещания провести пилотные проекты, предложения президента сделать полицию в шаговой доступности. Часть из них планируется, часть носит ограниченно изолированный характер. Общественники предлагали внести 112 пунктов, но в итоге взяли только 18. Остальные пункты требуют более серьезных преобразований полиции и общей демократизации общества, — заключает Нурумов.
Как называют полицейских в разных странах? И почему именно так?
В разных странах у полицейских имеются разные неофициальные прозвища. Так, в России и некоторых других постсоветских республиках полицейских/милиционеров принято называть ментами. Что интересно, по одной из версий это слово имеет польско-австрийское происхождение. Как известно, в конце XVIII — начале XIX веков Польша была разделена на три части Россией, Австрией и Пруссией. Частью формы полицейских Австро-Венгрии были плащи-накидки, по венгерски плащи-накидки. Вот именно из-за плащей польский криминалитет и стал звать австрийских полицейских ментами. Польские воры в трёх разных империях были тесно связаны, часто перемещаясь из одной страны в другую. Так, слово мент и попало в Россию, где и прижилось.
Ещё одно жаргонное обозначение полицейских в нашей стране мусора, как считают некоторые пришло из иврита. В западных губерниях Российской империи было много евреев. От них слово мосер (предатель) и вошло в язык российского криминалитета, видимо первоначально для обозначения доносчиков, а уж потом могло распространиться и на все правоохранительные органы. Впрочем, по другой версии, словом мусор первоначально называли сотрудников Московского уголовного сыска (МУС), предшественника знаменитого МУРа.
В США полицейских принято именовать копами. Версий появления этого слова несколько. По одной из них, самой популярной, американские полицейские 1850-х годов носили восьмиконечные медные звёзды, вот от слова copper, т.е. медь по английски, и стали их называть копами.
В Великобритании полицейских зовут бобби. Создателем лондонской полиции был известный английский политик Роберт Пиль. Вот и стали в народе называть полицейских бобби, уменьшительная форма имени Роберт.
Во Франции полицейских называют ажаны, флики, пуль. Считается, что флик это переделанное нидерландское fliege. Со временем этому слову придумали расшифровку: flic — Federation Legale des Idiots Casques (буквально — «Легальная федерация идиотов в шлемах»). Пуль, т.е. курица, полицейских прозвали т.к. на месте полицейского управления Парижа раньше торговали птицей. Ну а ажан (agent) это просто слово «агент» во французском произношении.
В Германии полицейских называют буле, что в переводе означает бык или увалень.
В Испании — поли, сокращённо от полиция.
В Италии — сбирро от латинского birrum, что переводится как красный плащ. Дело в том, что первые итальянские полицейские носили красную форму.
В Нидерландах — smeris (предположительно от древнееврейского «наблюдать») и klabak («собака» на идише).
В Австралии — джеки. Якобы среднестатистического австралийского полицейского звали Джон Дарм. Позже имя заменили на Джек, а фамилию и вовсе перестали использовать.
Из истории милиции Казахстана
Завершением гражданской войны заканчивается начальный этап истории советской милиции Казахстана. Мужеством и отвагой в боях на фронтах, в борьбе с внутренней правоохранительных органов вписали славные страницы в свою боевую летопись. Именно в эти суровые и грозные годы были заложены прочные основы боевых и трудовых традиций казахстанской милиции, которые постоянно крепли и умножались, оказывая положительное влияние на воспитание молодых кадров. В сложных условиях становления и упрочения новой власти была решена проблема создания силовой структуры, способной решать многоплановые задачи по охране общественного порядка в государстве. Сложившаяся в этот короткий период система и принципы подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров милиции заложили прочный фундамент для дальнейшего развития и укрепления органов внутренних дел страны.
С началом проведения новой экономической политики открывается новая страница в деятельности казахстанской милиции. Именно в этот период началось качественное совершенствование структуры этого правоохранительного органа, коренизация его аппарата, связанная с решением задач экономического возрождения республики. Милиция довольно успешно решала задачи, связанные с восстановлением народного хозяйства. Прежде всего, следует отметить вклад правоохранительных органов республики в борьбу с голодом и его последствиями.
Милиция стояла на страже основного богатства края — скотоводства, боролась с барымтой и таласами, предотвращала потравы и хищнический убой скота, защищала имущество граждан и их жизнь, а также вела активную борьбу с хозяйственными и должностными преступлениями, со спекуляцией, хищениями и растратами, преступными действиями, направленными на срыв хлебозаготовок, принимала меры по соблюдению монополии внешней торговли и борьбе с контрабандой. Милиция принимала участие в проведении землеустройства, переделе пахотно-сенокосных угодий, во многих других хозяйственно-политических кампаниях, в том числе и в перевыборах Советов.
Особенно весом был ее вклад в создание мирных условий для трудовой деятельности жителей города, аула и села. Совместно с органами ЧК, подразделениями внутренних войск, милиция активно участвовала в подавлении контрреволюции, уничтожении политического бандитизма, борьбе с уголовной преступностью, которые как в гражданскую войну, так и в годы мирного строительства, представляли серьезнейшую опасность. Таким образом, правоохранительные органы, что было чрезвычайно важно для того времени, являлись дееспособным орудием государства в обеспечении правопорядка.
Казахстанская милиция на последующих этапах своего развития энергично боролась с уголовной преступностью, нарушениями законности и правопорядка, обеспечивала охрану мирного труда и прав трудящихся. Это требовало от ее сотрудников хорошей служебной подготовки, гражданского мужества. Обращение к истории советской милиции жизненно необходимо для сегодняшней работы казахстанской полиции, для решения задач обеспечения правопорядка в современных условиях. В связи с этим нужны постоянная забота государства и правоохранительных органах, должное материальное и моральное поощрение труда современных полицейских, основательная подготовка и переподготовка кадров через систему специальных учебных заведений, своевременное выявление и изгнание из полиции работников, нарушивших законы и уставы службы, предание суду коррумпированных полицейских чиновников. Работа полиции должна постоянно находиться под контролем общественности.
Опыт прошлых поколений и боевые традиции казахстанской милиции должны являться примером для молодых полицейских работников, которые стоят на страже правопорядка и общественной безопасности суверенного Казахстана.
Исаев Г.И. Становление и деятельность милиции Казахстана в 1917 — 1934 гг., Караганда, 2009
С 1 ноября дорожная полиция в Казахстане окончательно упразднена! (подробности)
Универсальные полицейские показали свою работу в Алматы
Как известно, с 1 ноября дорожная полиция в Казахстане окончательно упразднена. Корреспонденты Tengrinews.kz ознакомились с работой универсальных полицейских и узнали, что изменилось в их работе.
«Мы теперь запрещаем останавливать машины жезлом, — рассказывает командир полка дорожно-патрульной полиции Управления административной полиции ДВД Айтжан Альмуханбетов. — Ни в коем случае полицейский не должен применять жезл для остановки машины. После объединения (дорожной и патрульной полиции. — Прим. автора) такие требования поставили. Если обнаружится нарушение, универсальные полицейские могут останавливать только методом патрулирования. При этом полицейские должны включить маячки и дать команду остановиться. Стоять на дороге с жезлом категорически запрещено», — отметил Альмуханбетов.
В целом, в работе универсальных полицейских кардинально ничего не изменилось — работают в три смены по три человека. Заработная плата сотрудников также осталась прежней. Медеуское РУВД, 16.30, в это время заступает вечерняя группа, смена которой продлится с 17.00 до 01.00. «Один из полицейских в экипаже — бывший сотрудник дорожной полиции, он и выходит регулировать движение на перекрестках в час пик, — говорит командир дорожно-патрульной полиции Медеуского района Думан Базарбаев. — Хочется отметить, что стало намного удобнее с появлением универсальных полицейских. Если двое следят за общественным порядком, то один замечает нарушения на дорогах. Но мы постепенно обучаем их уметь все — в этом и заключается универсальность», — говорит он.
Пока универсальные полицейские носят старую форму. С 2014 года их планируют переодеть в современную, удобную одежду. Фуражки хотят заменить кепи. А дизайн нового образца нагрудного знака представляет собой восьмиугольное изделие из желтого металла с логотипом органов внутренних дел в центре, с указанием названия подразделения на двух языках. Надпись на автомашинах полицейских уже сменили — теперь на служебных ZAZ Chance красуется «Дорожно-патрульная полиция».
Напомним, в прошлом году подразделения начали объединять в Павлодаре и Таразе. В ходе выездной коллегии в Таразе в апреле текущего года было отмечено, что эксперимент показал положительные результаты и решено внедрить подобную практику по всей стране.
С 1 ноября на службу заступили универсальные полицейские и в других городах страны.