чем писали в древнем риме в школе
Как учились в римской школе?
В эпоху Римской республики обучение детей было заботой их родителей, а государство не вмешивалось в этот процесс.
В Риме появились учителя, открывавшие частные школы. Обычно ими были греки-рабы или вольноотпущенники. Называли ее «людус» от латинского слова «людо» – «играть». Помещение такой школы было невелико, мест хватало для нескольких столов и скамей. В хорошую погоду уроки часто проходили на улице: ученики рассаживались на лугу, на склоне оврага или около тихого перекрестка. Прежде всего учились читать. Сначала дети называли буквы, потом складывали их в слоги, затем в слова и наконец переходили к предложениям. Писать учились на восковых табличках заостренной палочкой – стилем, другим концом заглаживали ошибки. Сначала учитель водил рукой ребенка, затем давал ему подготовленные образцы, по которым ученик копировал буквы и слова. Считали на пальцах, нараспев хором повторяя за учителем: один да один – два, два да один – три. Освоив азы, переходили к упражнениям на счетах (абаке) и только после этого начинали выполнять арифметические упражнения на дощечках.
Лет в 12–13 из начальной школы переходили в школу грамматика. Грамматик преподавал в обширном помещении, стены которого украшали сцены из поэм Гомера, бюсты ученых и писателей. Нередко от шумной улицы помещение отделяла лишь тонкая занавеска. К знаменитым учителям на уроки приходили посторонние слушатели, родители учеников. Главным у грамматика было чтение и толкование текстов. Если в ранние времена больше внимания уделяли латыни, даже с поэмами Гомера знакомились по латинскому переводу Ливия Андроника, то к концу республики греческий язык начинали изучать раньше латыни. Для преподавания каждого языка был свой учитель. На уроках говорил в основном преподаватель, ученики должны были вести записи и приносить домой исписанные таблички. Кроме чтения и комментирования текстов великих авторов, выполняли письменные упражнения: перелагали стихи в прозу, составляли небольшие рассказы на мифологические темы, писали рассуждения.
В 16 лет юноша переходил к ритору. Здесь готовились к будущей политической карьере: писали сочинения, в которых развивали указанные учителем идеи, составляли речи от имени исторических деятелей, героев мифов и даже богов. Написанные речи произносили перед педагогом и соучениками. Оценивая их, наставник обращал внимание не только на содержание и стиль речи, но и на позу оратора, звучание его голоса, произношение, темп речи, выразительность жестов. Часто устраивали состязания ораторов, победителей в них награждали овациями.
На чем писали и рисовали древние греки и римляне?
Искусство Древней Греции: как рассказать о нем ребенку
Улла Штойернагель журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене
Ульрих Янссен журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене
Для родителей, которые не привыкли отмахиваться от своих любознательных дошкольников и младших школьников, детские вопросы — самые трудные. В помощь мамам и папам, которые водят своих отпрысков по музеям, показывают античные статуи и рассказывают об искусстве Древней Греции и Рима, авторы книги «Детский университет» собрали ответы на распространенные вопросы детей.
Почему мы не знаем имен античных художников?
Просто у них еще не вошло в привычку подписывать свои произведения. На античных статуях только иногда есть имя автора. Возможно, это потому, что в те времена нередко несколько мастеров в одной мастерской работали сообща. Так что часто статуи и не были индивидуальными произведениями.
Одного из скульпторов, имя которого до нас дошло, звали Фидий. Он создал двенадцатиметровую статую Зевса, которая в древности считалась одним из семи чудес света. А еще Фидий считается строителем самого большого храма на афинском Акрополе, Парфенона. Если бы такой храм решили построить сегодня, в обществе, где нет самой дешевой рабочей силы — рабов, он бы, по приблизительным оценкам, стоил полмиллиарда евро.
Но и в те времена строительство храма, длившееся пятнадцать лет, из‑за дорогих материалов стоило очень, очень недешево. А это значит, что архитектор должен был пользоваться безусловным доверием заказчика.
Но современники поговаривали, что даже сам Фидий не смог воспротивиться искушению — его обвинили в хищении драгоценных строительных материалов. Ему удалось оправдаться, но все же афиняне приговорили Фидия к смерти за оскорбление божества: якобы он поместил на щите статуи богини Афины свой профиль. Ему пришлось выпить чашу с цикутой. Так печально завершил жизнь один из величайших скульпторов древности.
На чем рисовали и писали в Древней Греции
Если в те времена искусство так процветало и было столько талантливых художников, то почему же с тех времен до нас почти не дошло картин? Неужели в Античности еще не умели рисовать или писать маслом?
Конечно, умели. Только вот бумаги, которую сейчас безжалостно марают в огромных количествах, на которой миллионы людей что‑то калякают и рисуют замечательные картины, еще не было, а изготовление пергамента или папируса было делом очень трудоемким. Поэтому для рисования использовали другие материалы, прежде всего — как это странно ни звучит — керамические вазы.
Иногда наброски просто делали на дне вазы или выцарапывали что‑то на слегка влажном куске глины. А еще использовали деревянные дощечки, покрытые тонким слоем воска. Именно восковые таблички были основным материалом для письма в гимнасиях.
Античные книги выглядели совсем не так, как современные. Они были не прямоугольные, а в виде свитка, вроде рулона бумажных полотенец. Делались они из папируса, египетского травянистого растения. Его стебель разрезали вдоль, раскладывали узкие полоски рядом вдоль и поперек и спрессовывали их в тонкие листы. А эти листы потом склеивали друг с другом растительным соком, и получались свитки до десяти метров длиной. Читали (то есть скатывали) их не сверху вниз, а слева направо.
Примерно с начала II века до н. э. все больше используется пергамент, который тогда вовсе не выглядел как всем известная бумага для выпечки, а делался из тончайшей кожи и не был таким прозрачным, через него не получилось бы ничего перерисовать. Главным преимуществом этого материала было то, что на нем можно писать с двух сторон, сшивать страницы и потом их перелистывать.
Сколько работы нужно проделать, прежде чем написать что‑нибудь! Поэтому уже в Античности перерабатывали и использовали свитки повторно. Старый текст просто соскребали и поверх писали новый. Новые мысли появлялись быстрее, чем материал, на котором их можно было записать.
Как отливали из бронзы греческие статуи
Для читателей и библиотек позднейших эпох такой способ повторного использования писчего материала скорее печален. Так же, как для музеев плохо то, что бронзовые статуи часто переплавляли. И самое печальное, что материал этот шел не на новые, еще более красивые и величественные статуи, а на военные орудия.
Бронза — плавкий металл, поэтому статуи из него не вытесывали, а отливали. Как наливают в формочку желе, остужают, переворачивают и на тарелке оказывается фигурка — знает каждый ребенок. Но где найти огромную форму в виде голого атлета?
Конечно, нигде. Поэтому греки придумали другой способ. Сначала изготавливали основу из металлического каркаса и глины, потом наносили тонкий слой воска и из него вылепляли уже точную копию бронзовой статуи. Потом фигуру снова покрывали глиной. Затем эту трехслойную модель нагревали, и воск таял. Образовавшуюся пустоту между сердцевиной и глиняной оболочкой заполняли горячей, расплавленной бронзой.
Все это имело один существенный недостаток. Можно было бы подумать, что такой способ изготовления очень удобен для тиражирования скульптур. Но у греков это, к сожалению, практически никогда не получалось. Так как бронзовый слой получался таким же тонким, как восковой, глиняные оболочки каждый раз приходилось разбивать. Часто фигуры отливали не в единой форме, а по частям, а потом соединяли. Только римлянам удалось овладеть техникой отливки настолько, что стало можно создавать несколько статуй с помощью одной формы.
Рельеф — неоконченная статуя?
Итак, в Античности образы рисовали на керамике, отливали из бронзы или ваяли из камня. Среди скульптур были не только статуи, которые можно рассматривать со всех сторон, но и такие, которые как будто проступают из камня. Называются они рельефами.
Выглядят рельефы как статуи, в процессе работы над которыми скульптор вдруг потерял желание их заканчивать или заказчик внезапно решил заплатить только половину оговоренной суммы. То есть скульптор обрабатывал только переднюю сторону камня, а заднюю оставлял гладкой.
Но объясняется возникновение рельефов все же иначе: ими как изысканными украшениями облицовывали здания. Фриз с рельефом выглядит примерно как ожерелье под самой крышей. В античной Греции строили не только много, но и роскошно — нужно было как‑то умасливать богов.
Особенно важны для поддержания их хорошего настроения были храмы. Они, собственно, и нужны были только для того, чтобы почитать и ублажать богов. В храмах ставили отдельные скульптуры, а на стенах и фронтоне под скатом крыши размещали рельефы с изображением известных сюжетов. Тут и там можно было увидеть битвы и подвиги героев и богов.
Истории эти в античности были прекрасно известны, так что никому не приходилось долго ломать голову, к примеру, кто это изображен во славу богини Афины. Как сегодня мы многое знаем о частной жизни звезд, так тогда люди наизусть знали подробности жизни героев греческих мифов.
Чем древнеримские статуи отличались от греческих
Это сейчас произведение искусства всегда связано с именем автора и все превозносят выдающиеся качества оригинала, а Античность полна копий и подражаний подражаниям.
Уже греки друг друга копировали, потому что много путешествовали и из путешествий привозили новые идеи. Римляне, во втором веке до н. э. захватившие все Средиземноморье, включая Грецию, тоже очень заинтересовались греческими статуями. Римские мастера стали их копировать, учились у греческих скульпторов, а те кое‑что перенимали у них.
В римском искусстве лицо играло бо́льшую роль, чем у греков. Римляне придавали статуям гораздо больше личного, портретного сходства, поэтому иногда к телу греческой статуи приставляли римскую голову. Так на смену греческому идеализму, то есть изображению идеальных существ, пришел римский реализм.
Может показаться, что всегда можно легко отличить греческую скульптуру от римской. Но это вовсе не так: даже археологам это подчас дается тяжело.
Иногда о происхождении больше говорит не сама фигура, а, например, то, как она закреплена. Римские скульпторы делали своим произведениям больше опор, больше видимых поддержек, потому что их основным материалом был тяжелый мрамор. Когда они ваяли из камня копии более легких бронзовых статуй, им приходилось закреплять их на месте с помощью дополнительных приспособлений. Археологам это очень помогает определить время создания статуи.
Греческая и римская Античность до сих пор оказывает большое влияние на все европейское искусство. В эпоху Возрождения снова начали копировать скопированные римлянами греческие статуи и ваять свои, подражая Античности. Именно тогда появилась одна из скульптур, считающихся шедевром мирового искусства, — «Давид» работы Микеланджело. И изображен он, разумеется, так, как бы его изобразили в Древней Греции, — обнаженным.
РИМСКАЯ ШКОЛА
Римская система образования.
Состояла из трех ступеней: первой ступени соответствовала начальная школа, второй – грамматическая и третьей – риторская.
Начальные школы появились в Риме еще в V в. до н.э., причем посещали их не только мальчики, но и девочки: именно в такую школу ходила плебейская девушка Вергиния, к которой воспылал страстью глава комиссии децемвиров Аппий Клавдий (Liv., III, 44, 6). Открыть школу мог любой, официального разрешения не требовалось: далеко не всегда magister ludi (начальник школы) был человеком достаточно образованным и компетентным. Судя по распространенности грамотности среди населения (со II в. до н.э. пароль в армии передавался не устно, а на табличке – Polyb. VI, 34, 7-12) такими школами была усеяна вся Италия.
В начальной школе учили чтению, счету, письму. Учение начиналось с семи лет, мальчики и девочки учились вместе, и в школе проводили весь день. Детей из семей побогаче в школу провожал раб-педагог. Выучившись читать и писать, дети записывали под диктовку учителя тексты, например, законы Двенадцати таблиц. Чаще всего писали на табличках, покрытых воском, стилем (stilus) – заостренной металлической палочкой с тупым концом (для стирания). Грамоту и счет дети постигали несколько лет (до пяти) – не от того, что были тупее современных школьников: одолеть программу начальной школы при античной системе слитного письма, отсутствии знаков препинания и цифровой системе римлян было не так-то просто. Учебный год был короче, ибо каникулы и многочисленные праздники «съедали» его значительную часть. Школьные учителя нередко прибегали к побоям, вразумляя своих учеников: в ход шел и прут (ferula), и розги; таскали за уши, веря, что это помогает запоминанию.
В школе следующей ступени – грамматической – обучение продолжали дети более-менее состоятельных родителей; бедняки шли работать. Грамматик – учитель хорошо образованный, с глубокими познаниями и широким кругом интересов; многие из них были учеными греками – вольноотпущенниками. Программа включала в себя чтение поэтов и прозаиков, толкование текстов, умение грамотно выстраивать фразы на родном языке. Обучали не только словесности: для толкования и комментирования требовались познания в области астрономии, музыки, ботаники, географии, философии и т.д. Из римской литературы читали «Одиссею» в переводе Ливия Андроника, Квинта Энния, сатиры Луцилия, комедии Теренция, позже – из поэтов – Вергилия, меньше – Горация, из историков – Саллюстия, из ораторов – Цицерона. Параллельно с латинской занимались греческой литературой; читали Гомера, басни Эзопа, комедии Менандра. Учитель-грамматик также бывал щедр на удары, закрепляя знания с помощью ферулы, как Орбилий, учитель Горация. Некоторые из грамматиков использовали более гуманные и эффективные способы обучения: так, Веррий Флакк, чтобы развить способности учеников, устраивал состязания между ними; наградой победителю бывала какая-нибудь древняя книга, прекрасная или редкая. Заинтересовавшись этой методой, император Август избрал его наставником для своих внуков, и он со всей школой перебрался на Палатин, правда, с условием не принимать новых учеников (Suet. Gramm., 17).
Окончив школу грамматика, соответствующую средней школе, подросток в возрасте примерно 14 лет, иногда – старше – поступал в высшую школу – школу ритора. С риторикой римлян познакомили греки, они же были первыми преподавателями риторских школ. Обучение включало в себя теорию ораторского искусства и практику: всевозможные упражнения, составление речей на заданную тему. Преподавали навыки актерского мастерства, владения мимикой, жестами, столь необходимые оратору. Продолжали читать историков, юристов и ораторов, особенно последних. Об успехах ученика судили по его публичному выступлению – декламации (declamatio): в назначенный день, в присутствии всего класса, родителей, которые часто приводили с собой друзей, ученики выступали со свазориями или контроверсиями. Suasoria – монолог, в котором мифологический герой или исторический персонаж обсуждает какую-то проблему, отстаивает некую позицию, взвешивает «за» и «против», приводя аргументацию. Одну из таких тем приводит Ювенал: бедную голову учеников учитель «забивал Ганнибалом ужасным»: «устремиться ли после сраженья в Каннах на Рим, или после дождей и гроз осторожно войско свое отвести, отсыревшее от непогоды» (Iuv. Sat. VII, 160-165). Controversia – спор в вымышленном судебном деле между защитником и обвинителем – весьма эффективный способ подготовить ученика к будущей карьере судебного оратора.
Конспект риторических декламаций – свазорий и контроверсий, которые он слышал или о которых знает, подготовил Л. Анней Сенека Старший, отец знаменитого философа, по просьбе своих сыновей. Там приведены, например, такие темы для свазорий: Агамемнон обдумывает, следует ли принести в жертву Ифигению, повинуясь предсказаниям Калханта (Suas. 3); или: триста спартанцев, после того, как другие отряды греков бежали из-под Фермопил, обдумывают, не бежать ли им тоже (Suas. 2). Темы для контроверсий погружали ученика в мир приключений, невероятных ситуаций, запутанных положений, например: попавший в плен к пиратам просит отца о выкупе; тот не выкупает; дочь вождя пиратов вынуждает его поклясться, что он женится на ней, если будет свободен; он клянется; та, оставив отца, последовала за юношей; юноша возвращается к своему отцу, тот требует, чтобы он развелся с дочерью пирата и женился на богатой сироте; юноша отказывается, отец лишает его наследства (Cont. I, 6).
Выпускник риторской школы получал общее гуманитарное образование; чтобы придать ему блеск или шлифовку, отправлялись за границу – в Афины с их философскими школами, или на Родос, где преподавали известные риторы.
Исторические источники:
Гораций. Послания. II, 1;
Светоний. О грамматиках; Ювенал. Сатира 7;
Квинтилин. Риторические наставления;
Seneca. Controversiae. Suasoriae. 2 vols. Loeb Classical Library. Cambr. Mass.; L., 1974.
Школа Древнего Рима: как учились дети до нашей эры?
Сегодня только ленивый не ругает современное образование, оглядываясь на то, что «раньше преподавали лучше». Между тем, такие проблемы существовали всегда: в истории человечества не было такого этапа, на котором все были бы довольны обучением собственных детей. Поэтому стоит заглянуть в прошлое и выяснить, как учились дети, жившие до нашей эры: устраивало ли их древнее образование?
Кто мог посещать учебные заведения?
Первые образовательные учреждения, именуемые scholae, были открытии в Древнем Риме в III веке до н.э. Бедным гражданам обучение было недоступно из-за того, что все школы были платными. Впрочем, чернорабочим, ремесленникам и рабам в голову не приходило требовать бесплатного образования для своих детей – всем необходимым навыкам те учились дома, работая подмастерьями с юных лет. Зажиточные представители римского общества отдавали детей в частные школы, в которых их отпрыски могли научиться грамоте и завести полезные знакомства.
Сначала девочки и мальчики обучались в одних классах, но позже введена была система раздельного обучения. Из-за главенствующего в ту эпоху патриархата, на отдельных уроках мальчикам преподавали искусство ведения боя и основы римского права, а девочкам – основы медицины, управления прислугой, ухода за детьми. Нельзя сказать, что к слабому полу относились предвзято: наоборот, уже после окончания первого класса девочкам нанимали дополнительных учителей для домашних занятий. Помимо базовых предметов, персональный гувернер преподавал ей пение, танцы, риторику и музыку: развитие получалось более чем всесторонним. Чем образованнее была невеста, тем больше шансов у нее было стать женой видного политического деятеля.
На чем основывалась система обучения?
Римское образование само было разделено на две школы: страха и азарта к обучению. В одних основной мотивацией была возможность испытать физическую боль из-за непослушания и невыученных уроков, в других – стремление вести оживленные споры и сообща искать истину. В заведениях первого типа детей избивали за малейшую провинность, поскольку педагоги были уверены, что ребенок будет учиться старательнее, если будет до смерти бояться учителей. Более демократичные школы прививали интерес к прослушиванию занятий интеллектуальными беседами с учениками и практически дружбой учителей с учениками.
Кем были учителя римских школ?
Поскольку обучение было платным и стоило немалых денег, образовательный процесс доверяли лучшим из лучших. Основателями первых школ были либо римские светила науки, либо освобожденные греческие рабы, привозившие в город систему образования, увиденную на родине. Правительство Рима быстро убедилось, что рабы и вольноотпущенники – не лучшие учителя, потому что мало знают, не успели повидать мир и работают спустя рукава. Для преподавания ключевых предметов приглашались опытные военные, политики, богатые торговцы. Им было, что рассказать и они могли поделиться реальным опытом, полученном в бою или во время путешествий – такое образование ценилось выше скучных лекций, которые читали грамотные рабы.
Как выглядела школа в Древнем Риме?
Древнеримские scholae отличались от современных образовательных учреждений, имеющих отдельное здание и государственную поддержку. Они располагались в зданиях магазинов или даже терм (римских бань). Владельцы школ арендовали помещения в частных постройках, отгородив классы от посторонних глаз тканой занавеской. Мебельное убранство было минимальным: учитель сидел за деревянной кафедрой, а ученики располагались на низких табуретах, разложив на коленях все необходимое для занятий.
Бумага стоила слишком дорого, чтобы ее разрешали марать ученикам начальных классов. Те дети, которые не умели еще писать, заучивали уроки вслух, остальные – писали палочками на восковых дощечках. Мальчики старшего возраста, обучившись письму без ошибок, получали разрешение писать на пергаменте, изготовленной из тростника и папируса по методике древних египтян.
Какие предметы преподавали в школах?
Как проходило обучение?
Когда ученики современных школ жалуются на чересчур плотный график занятий, им нужно рассказывать о том, как учились дети Древнего Рима. У них не было выходных дней: занятия проходили семь дней в неделю! Школьные каникулы приходились только на религиозные праздники, которые назывались «феериями». Если в городе стояла летняя жара, занятия также прекращались до того, как она спадала и можно было снова заниматься без ущерба для здоровья.
Учебный год начинался в марте, занятия ежедневно начинались на рассвете и заканчивались с наступлением темноты. В школе дети считали на счетах, пальцах руки или камушках, использовали чернила из каучука, сажи и внутренней жидкости осьминога.
Куда можно было пойти после школы?
Университетов в их современном представлении не существовало, но продолжить обучение после классической школы подростки вполне могли. Выпустившись из нее в 15-16 лет, юноши, при наличии достаточных средств у их родителей, попадали на высшую ступень образования – риторическую школу. Здесь они знакомились с ораторским искусством, правилами составления речей, экономикой, философией. Необходимость в таком образовании подстегивалась тем, что выпускники школ риторики практически гарантированно становились государственными деятелями, а то и сенаторами.
Обучение в Древнем Риме
Вы будете перенаправлены на Автор24
Система образования в Древнем Риме
Образование в Древнем Риме было крайне важным. Древние римляне уделяли большое внимание воспитанию и образованию детей. Система образования была заимствована римлянами из Древней Греции, но позже они приспособили ее под свои социальные потребности. Древнеримское образование отличалось от древнегреческого тем, что в нем больше внимания уделялось гуманитарным дисциплинам и формированию всесторонне развитой личности, в то время как для древнегреческого образования была характерна наклонность в сторону естественных наук и физического развития. Для образования древнего Рима главным было подготовить социально активных людей. Они должны были обладать волевыми качествами, быть дисциплинированы, религиозны, и должны при необходимости уметь жертвовать собой для блага государства. Такие дисциплины как музыка и пение, которые были весьма важными в древнегреческом образовании, были исключены из древнеримской системы образования, так как считалось что они мешают человеку совершать решительные действия.
Девочек обучали женскому мастерству: шитью, кулинарному искусству.
Образование в Древнем Риме было представлено тремя этапа образования:
Тривиальные школы Древнего Рима
В школах Древнего Рима царили достаточно суровые законы. Тривиальные школы представляли собой низшую образовательную ступень. В эту школу ходили дети от 7 до 12 лет, родители которых были недостаточно обеспечены, чтобы нанять учителей для домашнего воспитания. Более богатые семьи выбирали домашнее образование. Эти школы могли посещать дети обоих полов.
В школах учили грамоте и счету. Тривиальные школы были не государственными, а частными, родителям приходилось платить за обучение своих детей, но плата была достаточно низкой. В одной группе обычно насчитывалось от 15 до 20 человек. В школах не было единой программы, учредителем такой школы мог быть любой человек с образованием. Ученики слушали своего учителя, повторяли за ним информацию, делали пометки на глиняных табличках. Счёту детей обучали с помощью камешком.
Готовые работы на аналогичную тему
В школах очень тщательно следили за порядком и дисциплиной, существовали телесные наказания. Учебный год обычно начинался в марте. Выходных у учеников не было, занятия проводились 7 дней в неделю, но зато существовало много государственных и религиозных праздников в дни которых ученики не посещали школу. Когда наступала жаркая пора, занятия в школах прекращались, и наступали так называемые каникулярии.
Грамматические школы Древнего Рима
Грамматические школы были престижнее чем тривиальные, они тоже имели некого владельца, поэтому обучение было в этих школах платным. Дети обучались в основном индивидуально. Грамматические школы посещали дети от 12 до 16 лет. Основными дисциплинами в грамматических школах были:
В римском образовании считалось что каждый предмет должен быть общественно полезным, то есть готовить человека для активной военной, политической или социальной деятельности.
Римское образование имело строгий школьный канон. Этот канон определял содержание образовательного процесса, формы его осуществление и образовательные методы. В школе дети изучали так называемые «свободные искусства», эти дисциплины признавались знатными сословиями. Они в свою очередь противопоставлялись так называемым «механическим искусствам», которым обучали будущих ремесленников и рабочих людей.
В список «свободный искусств» входили девять дисциплин:
Позднее в рамки «свободных искусств» стало входить лишь 7 основных дисциплин. Их все разделили на две группы:
Тривиум, как следует из названия предполагал три дисциплины:
Квадриум предполагал четыре дисциплины:
Риторические школы Древнего Рима
В Древнем Риме существовали так называемые риторические или как их еще называли ораторские школы. Данные вид учебных заведений был позаимствован римлянами у греков. Эти учреждения посещали те молодые люди, которые ставили перед собой цель в будущем стать общественными или политическими деятелями. В качестве учителей в этих школах преподавали сами известные общественные и политические деятели.
Основными дисциплинами риторических школ были:
Особое место в процессе обучения уделялось формам ораторского искусства. Ученики постоянно совершенствовали свои навыки публичных выступлений.
Следует отдать должное римским педагогам, так как именно они в целях оптимизации учебного процесса сделали первый шаг к созданию первых учебных пособий и руководств для учителей. Эти учебные пособия первоначально представляли собой авторские трактаты, в которых освещены вопросы ораторского искусства, правовых основ, военного дела, философии, медицины и культуры вообще.