зимние приметы для дошкольников в картинках
Русские приметы в картинках.
Валентина Валерьевна Саясова
Русские приметы в картинках.
Мне очень понравилась идея Ирины Коваленко «Пословицы и поговорки» в картинках. И вот недавно у меня то же возникла идея на подобии Ирининой. А именно. В настоящее время, мы с детьми старшей группы, много говорим о приметах зимы. Дети учатся замечать, делятся своими наблюдениями, хотят узнать всё новые и новые приметы. А я решила им немного помочь. Подобрала соответствующие картинки (помогла детская газета «Солнецный зайчик», старые открытки) обсудили с детьми, что они означают. Вот,что у нас получилось:
Рябины много-жди холодную и морозную зиму.
Январь без снега-лето без хлеба.
Кошка прячет морду-к ненастью или к морозу.
Снегирь под окном чирикает- к оттепели.
Если зимой выпало много снега-жди дождливое лето.
Ночное небо, покрытое звёздами, предвещает мороз.
Месяц в небе кверху рожками- к морозу.
Ворона по земле ходит-говорит о предстоящем тепле.
А вот новые картинки с приметами (ещё не сделала надписи):
Подкорми птиц зимой- послужат тебе весной.
Ласточки низко летают-к дождю.
Если солнце садится в облака- жди дождя.
Шишки хвойных деревьев раскрываются- к сухой погоде.
Красное небо на закате- к ветру или дождю.
Красная книга сделана из рисунков детей. Работая с детьми по теме «Животные и растения» мы нарисовали серию картинок. Организовали выставку рисунков, показали родителям. И, неожиданно,.
«Приметы зимы». Занятие в старшей группе
Елена Титова
«Приметы зимы». Занятие в старшей группе
-знакомить с зимними приметами (холода. Заморозки, снегопады, сильные ветры, зимними видами спорта;
— обогащать речь существительными, обозначающими предметы быта, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;
— вызвать положительный отклик на игровые действия.
Оборудование: демонстрационный материал («Зима», «зимние виды спорта», 2 снежинки с загадками, картинки-помощники к загадкам, мяч, ледяная шкатулка с сюрпризом, презентация «Время года – Зима», игрушки.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимней тропинке.
Дети по снежной тропинке идут в музыкальный зал, украшенный снежинками, елями, заснеженными пеньками, макетами сугробов, дикими животными (игрушки).
Ребята, а куда нас привела тропинка?
Воспитатель. А по какой тропинке мы сюда пришли? Как можно её назвать?
Воспитатель. Проходите, пожалуйста, садитесь на волшебные снежные комочки.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!
О каких трёх скакунах говорится в этой загадке? (о зимних месяцах)
Воспитатель. Какие это месяцы? Назовите, пожалуйста?
Дети. Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель. Как вы думаете, что за царица сидит в санях?
Воспитатель. Как вы думаете, почему зиму называют царицей?
Дети. Она холодная, у неё свои владения, все деревья покрывает серебром.
Воспитатель. Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме? Зима какая?
Дети. Снежная, холодная, морозная, студёная.
Воспитатель. Молодцы. Как можно зиму назвать ласково?
Воспитатель. Вы описали зиму. Послушайте, как описывают зиму поэты.
Принакрылась белым снегом
Белым снегом принакрылась,
Поднялась пыль и вьюга,
Не видать и свету. (И. Никитин)
Ребята, какое время года описал поэт И. С. Никитин в своём стихотворении?
Воспитатель. Какое явление природы описывается в этом стихотворении?
Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку. Какое время года здесь изображено? Почему вы решили, что на картине зима? (ответы детей). Посмотрите, пожалуйста, на картинки и скажите, какие изменения происходят с природой, животными, людьми, птицами? (ответы детей). Ребята, зимой некоторые птицы остаются зимовать, но под снегом им тяжело отыскать себе пищу. Как вы думаете, как им можно помочь?
Дети. Люди делают кормушки.
Воспитатель. А как называют птиц, которые зимой не улетают в тёплые края, а остаются зимовать?
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой сугроб! Интересно, что там под сугробом, давайте посмотрим.
Под сугробом дети находят коньки, санки, клюшки, шайбу.
А сейчас поиграем в игру «Кому что нужно?»
Клюшка нужна… (хоккеисту)
Коньки нужны… (конькобежцу)
Санки нужны … (саночнику)
Лыжи нужны (лыжнику)
Шайба нужна (хоккеисту)
В какое время года можно заниматься этими видами спорта?
Воспитатель. Значит, к каким видам спорта они относятся?
Воспитатель. Правильно, люди зимой тоже занимаются спортом.И для этого им необходимо спортивное снаряжение: коньки. Санки, клюшка, шайба.
Скажите, а что вы любите делать зимой?
Дети. Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки.
Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Дети встают в круг, проводится физкультминутка.
Морозы детям не беда,
Не страшны им холода,
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках.
А потом на лыжах встанем
И с горы кататься станем.
Снег пушистый всё летает,
А метель всё завывает.
Сколько снегу намело!
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребём
И в снежки играть пойдём.
Ребята, посмотрите, какие большие и красивые снежинки опустились мне на ладошку. Эти снежинки не простые, а с загадками.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба всё скользят пушинки-
На посёлки, на лужок
Всё снижается (снежок)
Вот веселье для ребят,
Всё сильнее (снегопад)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть (в снежки)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег)
Рядом снежная фигурка –
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой (снегири)
Словно в белый пуховик,
Так без чего не бывает зимы?
Воспитатель. Ребята, снеговик приготовил для нас физкультминутку для глаз. Выполним её.
Проводится физкультминутка для глаз, дети сидят на ковре в удобных позах.
А сейчас попробуйте сами задать с помощью картинок по опорной схеме загадку про снег.
Холодный, но не лёд,
Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Люди много наблюдали за явлениями природы. Так появились народные приметы, которые помогали «приспособиться» к природе. Давайте поиграем в игру «Вспомни примету».
Дети встают в круг, игра проводится с мячом.
Зима морозная – лето … (жаркое).
Много снега – много (хлеба).
Иней на деревьях – значит быть … (морозу).
Белее земля – зеленее (лето).
Снег прилипает к деревьям – к (теплу).
Ребята, о каком времени года мы с вами говорили?
Воспитатель. Что вам больше всего нравится делать в это время года?
Дети. Играть в снежки, лепить снеговика, кататься на лыжах, с горки.
Воспитатель. Посмотрите, какая красивая ледяная шкатулка. (Открывает шкатулку, там снежинки.) Я очень рада, что вы знаете так много интересного о зиме, и хочу подарить вам снежинки.
Проект по правилам дорожного движения в старшей группе «Зелёный огонёк» Проект по правилам дорожного движения «Зелёный огонёк» старшая группа Проблема : Недостаточно сформированное представление о значении соблюдений.
Зимние приметы для дошкольников в картинках
РАССКАЗЫВАЕМ ДЕТЯМ О ЗИМЕ
Развитие речи
В раннем возрасте дети очень любознательны: им все нужно познать, изучить, потрогать, а иногда и попробовать на вкус. Именно в это время в виде увлекательной игры нужно познакомить малыша с природой, ее явлениями – именно так воспитывается любовь к окружающей среде, восприимчивость к красоте и бережное отношение к природе.
Наверняка, вы уже читали малышу сказки, поговорки, загадки и стихи про зиму, показывали картинки с зимними пейзажами, смотрели мультфильмы, делились своими впечатлениями о этой поре года, а теперь пришла пора познать зиму на деле: на зимней прогулке – в беседе и игре!
На что обратить внимание малыша зимой
1. Какое явление зимней природы самое значительное? Снег! С него чаще всего и начинают знакомство с зимней природой! Знакомство в виде игры: снег можно покопать лопаткой – прямо как песок летом. А если снег липкий – можно слепить снежки и поиграть ими, покидать в цель. Объединившись усилиями с другими родителями (и детьми конечно), и устройте во дворе можно устроить бой снежками. Обязательно слепите снеговика всей семьей.
2. Обратите внимание малыша на снежинки: «Белые и пушистые снежинки кружат в воздухе, а если падают на руку – тут же тают! Снежинки похожи на маленькие звездочки».
3. Объясните, что большие снежные кучи называются «сугробы». Как весело можно играть в прятки, прячась за них! Находить ребенка сразу же необязательно: «Какие большие сугробы! Как же мне тебя найти?», а когда «Вдруг, внезапно» найдете – кроха обрадуется, и заодно запомнит, что сугробы бывают большие.
4. Вооружившись лопатками – можно даже сделать небольшую пещерку! «Мы делаем берлогу для медведя – на всю зиму косолапый мишка в лесу ложится спать».
Учим названия зимних месяцев
Казалось бы, очень просто выучить с ребенком названия всего трех зимних месяцев, однако, путаются в них даже многие дошколята. Поиграйте с малышом в веселые игры, чтобы полученные знания лучше усвоились.
Вначале несколько раз повторите с ребенком, какие существуют месяцы зимы. Затем называйте подряд месяцы разных времен года, а малышу дайте задание поднять руку, когда он услышит название именно зимнего месяца.
Игра «Кривляки». Сделайте вид, что вы вдруг потеряли память. Называйте месяцы зимы, только с небольшими неточностями: не декабрь, а дикубрь, не январь, а янбарь и т.д., а малыш пусть исправляет вас и говорит, как они должны звучать правильно. В зависимости от возраста ребенка можно «шифровать» названия месяцев сильнее, чтобы малышу было интереснее отгадывать.
Использование разнообразного материала и всевозможных форм позволит вам наиболее доступно и интересно донести до сознания ребенка, что такое зима, чем она отличается от других времен года и почему зимой происходят те или иные метаморфозы в природе.
Зимние приметы для детей
На протяжении тысяч лет наши предки наблюдали за природой и погодой. Из таких наблюдений появились приметы. Из поколения в поколение передавались и возникали новые наблюдения, ведь жизнь народа, особенно раньше, была неразрывно связана с природой, зависела от будущего урожая.
Существует несколько видов примет:
Народные зимние приметы для школьников
Приметы, связанные с поведением животных и птиц
Снегирь под окном зимой чирикает – к оттепели.
Прячущиеся в хворосте воробьи предвещают морозы или метель..
Курица на одной ноге стоит – к стуже.
Куры рано садятся на насест, значит будет мороз, причем чем выше она забирается, тем ниже будет температура.
Кошка на печку – стужа во двор.
Кошка морду лапой закрывает – к метели.
Кошка крепко и долго спит – к теплу.
Кошка скребет пол – к ветру и метели.
Зайцы держатся около жилья – к морозу.
Если утром кричат синицы – к усилению морозов.
Если собака валяется, то стоит ждать метели.
Если кошка в доме встает на задние лапы и начинает скрести стены, то следует ждать вьюгу.
Дружное чириканье снегирей, воробьев — к оттепели.
Вороны раскаркались всей стаей – к морозу, устроили в небе хороводы – к снегопаду, на земле сидят – к оттепели, расселись на нижних ветках деревьев – жди ветра.
Вороны и галки кружатся в воздухе – к снегу.
Ворона клюв под крыло прячет – к холоду.
Ворона сидит утром на верхушке дерева и каркает – к вьюге.
Волки воют близ жилья – к морозу.
Народные приметы зимы, предсказывающие погоду весной и летом, а также будущий урожай.
Народные зимние приметы о погоде
Зимние приметы декабря
Теплый декабрь — к затяжной зиме и поздней холодной весне.
Теплая погода в декабре предвещает затяжную зиму и запоздалую холодную весну.
Северный декабрьский ветер — к большим морозам.
Иней в декабре — к урожаю овса.
Если первый снег, выпавший в декабре плотный, мокрый и тяжелый, то ждите дождливую погоду летом, а если он сухой и легкий — лето будет сухим.
Если облака в декабре с севера на юг плывут, быть солнечной погоде, а если с юга на север, то быть ненастью.
Если зима не наступила в декабре и январе, то не ожидай прихода зимы до 10 февраля.
Если декабрь без дождей – жди долгой сухой осени и сухого лета.
Если в декабре снег привалит вплотную к заборам — плохое будет лето; коли же остается промежуток — урожайное.
Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля — это к урожаю.
Если декабрь выдался снежный и холодный, то и урожай будет хорошим.
Народные приметы января
Холодные январи подряд редко повторяются.
Рано в январе начинает стучать дятел — к ранней весне.
Низкая температура в январе означает сухую и жаркую погоду в июле.
Морозный январь — урожайный год.
Коли в январе март – бойся в марте января.
Если январь холодный — июль будет сухой и жаркий, не жди грибов до осени.
Если на Крещенскую неделю выпадают самые сильные морозы, то год будет урожайным.
Если в январе эхо далеко уходит – морозы крепчают.
Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
Если в январе много длинных частых сосулек, то будет обильный урожай.
Если в Татьянин день (25 января) светит солнце – к ранней весне и раннему прилёту птиц, если метет снег – к дождливому лету.
Народные приметы февраля
Яркие звезды в феврале – к морозу, тусклые – к оттепели.
Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее будет в марте.
Февральские туманы — к дождливому году.
Февраль холодный и сухой — август жаркий.
Февраль теплый — к холодной весне, а морозный — к благоприятному лету.
Теплый февраль обманчивый: будет холодная, с заморозками, весна.
По 15 дню февраля судят о том, как скоро ждать весну. Если в этот день метет снег, то весна придет еще не скоро.
Начало февраля погожее — весну жди раннюю, пригожую
Если февраль холодный — к благоприятному лету.
Если февраль выдастся дождливым, то такими же можно ожидать весну и лето. Погожий февраль предвещает засуху летом.
Если в первый день февраля небо ясное, то весна будет ранней.
Если в первый день февраля небо усеяно множеством звёзд, то холода ещё долго продержатся.
Дожди в феврале – к мокрому лету, сухой месяц – к засухе.
Гром в феврале – к сильным ветрам.
В феврале много инея – летом будет много росы и много меда.
В начале февраля тепло, тает снег — к посредственному урожаю.
В конце февраля много длинных сосулек – к долгой весне.
Бесснежный февраль грозит летней засухой.
Много надежд были связаны с будущим урожаем, поэтому так много зимних примет связаны с наступающей весной и будущим летом. По тому какая будет зима старались предсказать погоду весной и летом. Многие приметы переросли в пословицы про зиму.
По характеру зимы определяли весь будущий год. Без современных технологий наши предки практически безошибочно могли предугадать объем будущего урожая или начало оттепели.
Для людей, живших в древние времена, приметы были очень важны, ведь в то время не было метеорологического прогноза и современных приборов, позволяющих узнать погоду. Какой будет зима в старину понимали ещё до её наступления. Летом, по количеству желудей и рябины, определяли, сколько снега выпадет, по зиме же судили о том, каким будет лето и урожай.
Зима – прекрасное время чтобы открыть для детей огромный мир народных примет о погоде, это дает возможность поделиться с ними накопленной веками мудростью.
30 народных примет о зиме, с которыми стоит познакомить малышей
Люди во все времена наблюдали за изменениями погоды. Накопленный бесценный опыт они передавали из поколения в поколение в виде народных примет о зиме и других временах года. Перевоплощения студеной поры особенно интересны для изучения с ребенком. Зимний фольклор окунает в мир волшебства и сказки, учит детей русским народным традициям.
Значение фольклора в развитии ребенка
Фольклор – это особая разновидность народного творчества. Различные приметы, загадки, прибаутки, пословицы мудро поучают ребенка и приобщают к нравственным ценностям его народа. Они помогают легко установить эмоциональный контакт – ласковый говорок вызывает интерес и удовольствие. В ходе бесед и занятий дети узнают об искусстве, быте и жизни людей в древности.
Изучение примет благотворно сказывается на развитии:
Приметы – это неисчерпаемый источник познания не только русского языка, но и самой жизни. Народные приметы на урожай зимой помогали предкам высадить культуры в правильное время. От количества урожая напрямую зависело, будет ли семья голодать или проживет будущий год в довольстве и достатке. Многие приметы используются в деревнях и селах по сей день.
Примеры «зимних» примет
Существует масса различных примет. Они основываются на изменениях погоды, поведении насекомых, животных, растений, птиц. Пожалуй, на каждый день года найдется своя примета. Но наиболее пристальное внимание предки уделяли приметам, приуроченным к большим праздникам: Покровам, Юрьеву и Татьяниному дню, Рождеству, Крещению.
Популярные приметы о зиме
В разных округах существует свой фольклор – приметы и пословицы, которые актуальны только для этой местности. Мы же приведем русские народные приметы о зиме, которые знают все:
Отдельная и очень интересная тема — приметы на урожай зимой. Детям будет интересно сопоставлять факты и делать предположения на основе того, что они увидели своими глазами.
Приметы о зиме для детей
Ознакомление детей проводится поэтапно и постепенно. В раннем возрасте малышей знакомят с приметами, которые имеют краткосрочный прогноз. Дошкольникам и ученикам младших классов школы интересно наглядно увидеть результат своих наблюдений. Приметы могут рассматриваться в контексте признаков потепления или выпадения снега. Примеры:
О наступлении зимы и холодов говорят лезущие в дом жучки и паучки. Все насекомые собираются в кучки. В дом может залететь божья коровка. Если жуков очень много, зима обещает быть холодной.
Знакомство с приметами в игровой форме
При приближении сезона детям рассказывают про зиму. Они узнают о приметах в ходе бесед и тематических занятий. Для создания увлекательной атмосферы и закрепления материала используются игры:
Изучая приметы о зиме, дети с неподдельным интересом наблюдают магические перевоплощения зимней природы. Попутно они развивают речь, внимание и память. Знание о взаимозависимости природных явлений расширяет представление об окружающем мире. Лаконичные фразы помогают предсказать, какую погоду ждать в ближайшее время и на будущий год.