землю нельзя считать материальной точкой при расчете
Землю нельзя считать материальной точкой при расчете
Учебники
Журнал «Квант»
Общие
Условие
A1. Можно ли принять за материальную точку: 1) Землю при расчете: а) расстояния от нее до Солнца; б) пути, пройденного Землей по орбите вокруг Солнца за месяц; в) длины ее экватора; 2) ракету при расчете: а) ее давления на грунт; б) максимальной высоты ее подъема; 3) поезд длиной 1 км при расчете пути, пройденным: а) за 10 с; б) за 1 час.
Решение
Рассмотрим случай 1 а более подробно:
Информация | Решение |
---|---|
Тело можно принять за материальную точку, если: | |
тело движется поступательно | условие не выполняется, т.к. о движении Земли ничего не говорится; |
размеры тела много меньше расстояния, которое оно проходит | условие не выполняется, т.к. мы не знаем расстояние, пройденное Землей; |
размеры тела много меньше расстояния до тела отсчета. | условие выполняется, т.к. размеры Земли (радиус 6400 км) во много раз меньше расстояния до Солнца (150 млн. км). |
Вывод: т.к. выполняется одно из условий (третье), то Землю в данном примере можно принять за материальную точку. |
1 б. Так как размеры Земли много меньше расстояния, которое оно проходит по орбите за месяц, то Землю можно считать материальной точкой.
1 в. Так как при расчете длины экватора Земли нельзя пренебречь ее размерами, то Землю нельзя считать материальной точкой.
2 б. Так как размеры ракеты много меньше расстояния, которое оно проходит для достижения максимальной высоты подъема, то ракету можно считать материальной точкой.
Решение. Материальная точка. А1. Материальная точка Можно ли считать землю за материальную точку
A1. Можно ли принять за материальную точку: 1) Землю при расчете: а) расстояния от нее до Солнца; б) пути, пройденного Землей по орбите вокруг Солнца за месяц; в) длины ее экватора; 2) ракету при расчете: а) ее давления на грунт; б) максимальной высоты ее подъема; 3) поезд длиной 1 км при расчете пути, пройденным: а) за 10 с; б) за 1 час.
Решение
Рассмотрим случай 1 а более подробно:
1 б. Так как размеры Земли много меньше расстояния, которое оно проходит по орбите за месяц, то Землю можно считать материальной точкой.
1 в. Так как при расчете длины экватора Земли нельзя пренебречь ее размерами, то Землю нельзя считать материальной точкой.
2 б. Так как размеры ракеты много меньше расстояния, которое оно проходит для достижения максимальной высоты подъема, то ракету можно считать материальной точкой.
Для описания движения тела нужно знать, как движутся различные его точки. Однако в случае поступательного движения все точки тела движутся одинаково. Поэтому для описания поступательного движения тела достаточно описать движение одной его точки.
Также во многих задачах механики нет необходимости указывать положения отдельных частей тела. Если размеры тела малы по сравнению с расстояниями до других тел, то данное тело можно описывать как точку.
Материальной точкой называется тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь.
Слово «материальная» подчеркивает здесь отличие этой точки от геометрической. Геометрическая точка не обладает никакими физическими свойствами. Материальная точка может обладать массой, электрическим зарядом и другими физическими характеристиками.
Одно и то же тело в одних условиях можно считать материальной точкой, а в других – нет. Так, например, рассматривая движение корабля из одного морского порта в другой, корабль можно считать материальной точкой. Однако, при исследовании движения шарика, который катится по палубе корабля, корабль считать материальной точкой нельзя. Движение зайца, убегающего по лесу от волка, можно описывать, приняв зайца за материальную точку. Но нельзя считать зайца материальной точкой, описывая его попытки спрятаться в нору. При изучении движения планет вокруг Солнца их можно описывать материальными точками, а при суточном вращении планет вокруг своей оси такая модель неприменима.
Важно понимать, что в природе материальных точек не существует. Материальная точка – это абстракция, модель для описания движения.
Примеры решения задач по теме «Материальная точка»
Задание | Указать, в каких из приведенных ниже случаях изучаемое тело можно принять за материальную точку: а) рассчитывают давление трактора на грунт; б) вычисляют высоту, на которую поднялась ракета; в) рассчитывают работу при поднятии в горизонтальном положении плиты перекрытия известной массы на заданную высоту; г) определяют объем стального шарика при помощи измерительного цилиндра (мензурки). |
Ответ | а) при расчете давления трактора на грунт трактор нельзя принять за материальную точку, так как в данном случае важно знать площадь поверхности гусениц; |
б) при расчете высоты подъема ракеты, ракету можно считать материальной точкой, так как ракета движется поступательно и расстояние, пройденное ракетой. намного больше ее размеров;
в) в данном случае плиту перекрытия можно считать материальной точкой. так как она совершает поступательное движение и для решения задачи достаточно знать перемещение ее центра масс;
г) при определении объема шарика. шарик считать материальной точкой нельзя, потому что в данной задаче существенны размеры шарика.
Задание | Можно ли принять Землю за материальную точку при расчете: а) расстояния от Земли до Солнца; б) пути, пройденного Землей по орбите вокруг Солнца; в) длины экватора Земли; г) скорости движения точки экватора при суточном вращении Земли вокруг оси; д) скорости движения Земли по орбите вокруг Солнца? |
Ответ | а) в данных условиях Землю можно принять за материальную точку, так как ее размеры намного меньше расстояния от нее до Солнца; |
д) в данном случае Землю можно принять за материальную точку, так как размеры орбиты намного превосходят размеры Земли.
Как возникает необходимость во введении новых понятий? Какие понятия наиболее точно и емко описывают окружающий мир? Как наиболее естественно и целесообразно вводить новые понятия?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы, посмотрим на процесс построения понятий и их развитие с точки зрения организации процесса учебной деятельности учащихся и учителя на уроках физики.
Образование понятия – узловой момент познания, так как понятие – совокупность суждений об общих и существенных качествах объектов. В понятии сохраняется и передается добытое знание.
Процесс формирования физических понятий сложный, многоступенчатый и диалектически противоречивый. В этой деятельности можно выделить следующие наиболее важные и общие приемы: а) анализ; б) синтез; в) сравнение; г) обобщение; д) абстрагирование; е) идеализация.
На первом этапе, в образах, созданных на уровне формирования представлений в ходе аналитико-синтетической деятельности, мысленно выделяются одно или несколько свойств объекта, важных с точки зрения исследователя для решения поставленной задачи. После этого в ходе сравнения мысленно отбирают все объекты, имеющие эти свойства, и определяют их по этим свойствам, то есть обобщают. В сознании человека в процессе абстрагирования создаются образы объектов чувственного мира, и эти образы заменяют в познавательном процессе реально существующие объекты, которые сознание как бы опредмечивает. В образах объектов некоторые свойства можно сохранять, отбрасывать, вводить, то есть конструировать новые абстракции. С помощью системы абстрактных объектов создается собственно научный язык, позволяющий формулировать научные положения и осуществлять научные рассуждения.
В том случае, если мы наделяем мыслимый предмет какими-то свойствами, которых он в действительности не имеет, например, если мы наделим физическое тело способностью восстанавливать при деформации свой первоначальный объём или форму, то построим понятие «абсолютно упругое тело», то мы строим идеальный объект. Если лишаем тело каких-то свойств, которым он в действительности обладает, например, если мы лишим физическое тело способности восстанавливать при деформации свой первоначальный объём или форму, то получим понятие «абсолютно неупругое тело», то мы также строим идеальный объект. Сам же прием называется идеализацией.
Результатом этой деятельности являются некоторые допущения, предположения, догадки об изучаемом объекте или явлении – рождается гипотеза, включающая в себя новые, более широкие понятия, содержащие в себе понятия, отображающие более узкий уровень знания. Как предположительное, вероятное знание, ещё не доказанное логически, и не настолько подтверждённое опытом, чтобы считаться достоверной теорией, гипотеза не истинна и не ложна – она неопределённа.
Способы проверки гипотез можно разделить на эмпирические и теоретические. Первые включают непосредственное наблюдение явлений, предсказываемых гипотезой (если оно возможно), и подтверждение в опыте следствий, вытекающих из неё. Теоретическая проверка охватывает исследование гипотезы: на непротиворечивость; на эмпирическую проверяемость; на приложимость ко всему классу изучаемых явлений; на выводимость её из более общих положений; на утверждение её посредством перестройки той теории, в рамках которой она выдвинута. На данном этапе происходит уточнение и углубление понятий в удобной для практики и физико–математических рассуждений форме.
В процессе построения теории, понятия включаются как составная часть данной теории в более широкую структуру. В каждой структуре можно выделить систему понятий, язык (для формирования понятий и высказываний) и логику (для получения одних высказываний из других). И только с этого момента, сформированное в рамках некоторой теории физическое понятие становится не только предметом исследования, но и средством познания объективной действительности. При этом свою познавательную функцию оно выполняет в зависимости от того, какие свойства изучаемых физических объектов в нём зафиксированы. Оно моделирует именно это, а не какое-то другое свойство исследуемого объекта.
Существуют различные способы введения идеальных объектов :
Через абстракцию отождествления;
Через операцию предельного перехода;
Идеализация применяется не только к непосредственно исследуемым объектам, но и к познавательным ситуациям (так, ряд идеализирующих допущений предшествует построению моделей), условиям задачи, процессам, методологическим предписаниям и т.п.
Например, под «точкой» понимается идеальный объект, не имеющий размеров. Для решения каких-то проблем познания, например, указания центра окружности, такое определение «точки» вполне пригодно. А можно ли из множества точек построить какой-нибудь объект, например «линию»? «физическое тело»? По-видимому, нет. Из 2, 3, 4 и т.д. точек, не имеющих размеров, мы получим объект, также не имеющий размеров, то есть точку.
Для выполнения задачи по построению такого идеального объекта как «линия», это понятие будет работать только в том случае, если оно будет усовершенствовано. Пусть точке как безразмерному объекту будет принадлежать некоторая окрестность вокруг этой точки, и тогда, располагая их в определенном порядке, мы можем сконструировать любые идеальные объекты (шар, круг, параболу и т.д.). Именно этот подход лежит в основе метода интегрирования.
Для моделирования реальных объектов и явлений реального мира, «точка» должна обладать другим свойством – массой. Новый идеальный объект познания зафиксирован в понятии «материальная точка». При определенных условиях, мы целый объект можем рассматривать как «материальную точку», что удобно для многих задач механики. Если «материальная точка» будет обладать некоторой окрестностью, то из множества таких «точек» можно сконструировать новый объект – «абсолютно твердое тело». Данное понятие является центральным в физике твердого тела.
Невесомая и нерастяжимая нить с материальной точкой на конце образует модель математического маятника, которая позволяет исследовать законы гармонических колебаний.
Невесомая и нерастяжимая нить, лежащая на гладкой поверхности, на концах которой находятся материальные точки, образует модель связанных тел.
Невесомая и нерастяжимая нить, перекинутая через невесомый и гладкий блок, в котором отсутствует трение, на концах которой находятся материальные точки, образует модель движения тел на блоке.
Можно продолжать и дальше, но и на этих примерах видно, что для решения различных целей познания, мы должны создавать новые понятия, абстракции, идеализации и модели, хоть и генетически связанные между собой, но все же несущие в себе основные черты именно того явления моделью которого они являются и более никакого.
Каковы границы упрощения (обеднения) природного явления посредством идеализации? Эти границы очерчены самой реальностью – в тот момент, когда модель перестает давать достоверный результат, она становится своей противоположностью – бесплодной фантазией. Приведем сценарий одного из занятий посвященного одной из самых известных идеализаций – «материальной точке».
Можно ли Землю считать материальной точкой?
1. Распространены следующие определения: «Материальной точкой называется тело, размеры которого пренебрежимо малы сравнительно с его расстояние до других тел». Или даже: «Материальная точка – это тело, вся масса которого сосредоточена в одной точке».
Развивая последнюю мысль, логично добавить: материальных точек в природе нет и быть не может, так как тело имеет конечные размеры. Получается, что физика тщательно и кропотливо исследует то, что не существует. Разумеется, в физике идеализированные модели встречаются на каждом шагу. Именно поэтому надо твердо представлять, по какому направлению идет идеализация в конкретных понятиях, каковы границы применимости веденных моделей.
Попробуйте исправить приведенные выше определения материальной точки, обобщив особенности вращения Земли вокруг Солнца.
Ответ: Движение Земли вокруг Солнца не является поступательным, так как Земля вращается вокруг своей оси. Однако совершенно очевидно, что на это вращение Солнце никак не влияет: поле тяжести Солнца сферически симметрично и достаточно однородно в пределах пространства, занятого Землей, и сила притяжения Солнцем не создает вращающего момента относительно центра Земли. Движение центра масс Земли не зависит от её вращения.
Конечно, Земля неоднородна по плотности, и к тому же не является шаром. Поле тяготения Солнца незначительно меняется в пределах части пространства, Занятого Землёй. По этим причинам, во-первых, отличен от нуля вращательный момент солнечного притяжения, и, во-вторых, возникают солнечные приливы – перемещающиеся с вращением Земли деформации её верхних слоев. Оба фактора оказывают влияние на суточное вращение Земли, однако это влияние столь незначительно, что астрономические наблюдения за периодом суточного вращения Земли до самого последнего времени являлись основой службы точного (эталонного) времени.
Следовательно, если нам нужно рассчитывать траекторию какой-то точки Земли в пространстве, мы можем временно забыть о вращении Земли, полагать всю массу сосредоточенной в её центр, рассчитать движение точки с такой массой, а затем наложить на рассчитанное движение суточное вращение Земли.
Итак, в данном случае ускорения всех точек Земли под действием только притяжения Солнца и других планет (кроме самой Земли) одинаковы и совпадают с величиной ускорения, вычисленной в предположении, что вся масса Земли сосредоточена в её центре. Скорость вращения Земли, её форма, распределение массы по объему на величину этого ускорения не влияют. Этот результат – следствие малого размера Земли сравнительно с её расстоянием до Солнца.
Высказанные соображения станут ещё очевиднее, если применить их к Венере. Венера покрыта плотным слоем облаков, так что детали её поверхности неразличимы. И никакие наблюдения за движением Венеры вокруг Солнца, не могли ответить на вопрос: каково собственное вращение этой планеты?
2. Можно ли принять Землю за материальную точку при расчете: а) расстояния от Земли до Солнца или Луны; б) пути, пройденного Землёй по орбите вокруг Солнца за месяц; в) длины экватора Земли; г) скорости движения точки экватора при суточном вращении Земли вокруг оси; д) скорости движения Земли по орбите вокруг Солнца; е) движения искусственного спутника вокруг Земли; ж) при посадке космического корабля на её поверхность?
Ответ: а) Да, так как расстояние от Земли до Луны и до Солнца во много раз больше размеров Земли; б) Да, так как путь пройденный Землёй по орбите за месяц во много раз больше размеров Земли; в) Нет, так как диаметр это один из характерных размеров Земли, что противоречит самому определению материальной точки; г) Нет, так как длина окружности экватора так же один из характерных размеров Земли, что противоречит самому определению материальной точки; д) Да так в этом случае путь проходимый Землей, во много раз больше размеров Земли; е) Нет, так как радиус орбиты спутника должен быть больше радиуса Земли, то есть при расчете орбиты спутника мы не имеем право не учитывать истинные размеры Земли; ж) Нет, так как в этом случае мы должны учитывать не только размеры Земли, но и то, что находится в точке предполагаемого приземления – вода или суша, а также характер рельефа.
Анализируя это соотношение, легко прийти к любопытным выводам: при неограниченном уменьшении расстояния между телами сила их взаимного притяжения должна возрастать также неограниченно, становясь бесконечно большой при нулевом расстоянии.
Почему же в таком случае мы без особого труда поднимаем тело с поверхности другого (например, камень с земли), встаем со стула и т.д.?
Однако главное состоит, пожалуй, в том, что законы физики имеют определенные границы применимости. В настоящее время доказано, что закон всемирного тяготения перестает быть справедливым как при очень малых, так и при очень больших расстояниях. Он верен лишь при 1 см
Можно ли принять землю за материальную точку при расчете расстояния
Можно ли принять землю за материальную точку при расчете а)расстояния от земли до солнца.
В 9:50 поступил вопрос в раздел Физика, который вызвал затруднения у обучающегося.
Вопрос вызвавший трудности
Можно ли принять землю за материальную точку при расчете а)расстояния от земли до солнца б)пути,пройденногоземлей по орбите вокруг солнца за месяц в)длины экватора г)скорость движения точки экватора при суточном вращении земли вокруг оси д)скорости движения земли по орбите вокруг солнца
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «Физика». Ваш вопрос звучал следующим образом:
Можно ли принять землю за материальную точку при расчете а)расстояния от земли до солнца б)пути,пройденногоземлей по орбите вокруг солнца за месяц в)длины экватора г)скорость движения точки экватора при суточном вращении земли вокруг оси д)скорости движения земли по орбите вокруг солнца
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
Сначала нужно понять, что же такое материальная точка. вики говорит нам, что это — простейшая физическая модель в механике — обладающее массой тело, размерами, формой,вращением и внутренней структурой которого можно пренебречь в условиях исследуемой задачи.
а) в этом случае мы действительно можем пренебречь массой, размерами и тд и тп Земли, так как нас интересует по сути расстояние от одной точки до другой
б) Земля имеет собственное вращение вокруг своей оси помимо вращения по орбите. Если имеется в виду путь точки на поверхности Земли за месяц, то в этом случае мы не сможем принять Землю за материальную точку
в)нет, так как для расчетов нам нужно знать параметры земной поверхности, которыми нельзя пренебречь
г) так как мы рассматриваем конкретную точку на поверхности Земли, мы понимаем, что скорость вращения в разных частях планеты разная, поэтому пренебречь нельзя.
д) да, если расчет скорости производится с помощью аппаратуры, нет, если расчеты производятся на бумаге с помощью формул, которые требуют указания характеристик например, массы тела
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
Мишина Аделина Леонидовна — автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 64 995 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Ответы на вопросы — в этот раздел попадают вопросы, которые задают нам посетители нашего сайта. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей.
Полезные статьи — раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ.
Красивые высказывания — цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам. Вы можете свободно поделиться любой цитатой с нашего сайта в социальных сетях без предварительного уведомления администрации.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.
Решение. Материальная точка. А1. Материальная точка Можно ли считать землю за материальную точку
A1. Можно ли принять за материальную точку: 1) Землю при расчете: а) расстояния от нее до Солнца; б) пути, пройденного Землей по орбите вокруг Солнца за месяц; в) длины ее экватора; 2) ракету при расчете: а) ее давления на грунт; б) максимальной высоты ее подъема; 3) поезд длиной 1 км при расчете пути, пройденным: а) за 10 с; б) за 1 час.
Решение
Рассмотрим случай 1 а более подробно:
1 б. Так как размеры Земли много меньше расстояния, которое оно проходит по орбите за месяц, то Землю можно считать материальной точкой.
1 в. Так как при расчете длины экватора Земли нельзя пренебречь ее размерами, то Землю нельзя считать материальной точкой.
2 б. Так как размеры ракеты много меньше расстояния, которое оно проходит для достижения максимальной высоты подъема, то ракету можно считать материальной точкой.
Для описания движения тела нужно знать, как движутся различные его точки. Однако в случае поступательного движения все точки тела движутся одинаково. Поэтому для описания поступательного движения тела достаточно описать движение одной его точки.
Также во многих задачах механики нет необходимости указывать положения отдельных частей тела. Если размеры тела малы по сравнению с расстояниями до других тел, то данное тело можно описывать как точку.
Материальной точкой называется тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь.
Слово «материальная» подчеркивает здесь отличие этой точки от геометрической. Геометрическая точка не обладает никакими физическими свойствами. Материальная точка может обладать массой, электрическим зарядом и другими физическими характеристиками.
Одно и то же тело в одних условиях можно считать материальной точкой, а в других – нет. Так, например, рассматривая движение корабля из одного морского порта в другой, корабль можно считать материальной точкой. Однако, при исследовании движения шарика, который катится по палубе корабля, корабль считать материальной точкой нельзя. Движение зайца, убегающего по лесу от волка, можно описывать, приняв зайца за материальную точку. Но нельзя считать зайца материальной точкой, описывая его попытки спрятаться в нору. При изучении движения планет вокруг Солнца их можно описывать материальными точками, а при суточном вращении планет вокруг своей оси такая модель неприменима.
Важно понимать, что в природе материальных точек не существует. Материальная точка – это абстракция, модель для описания движения.
Примеры решения задач по теме «Материальная точка»
Задание | Указать, в каких из приведенных ниже случаях изучаемое тело можно принять за материальную точку: а) рассчитывают давление трактора на грунт; б) вычисляют высоту, на которую поднялась ракета; в) рассчитывают работу при поднятии в горизонтальном положении плиты перекрытия известной массы на заданную высоту; г) определяют объем стального шарика при помощи измерительного цилиндра (мензурки). |
Ответ | а) при расчете давления трактора на грунт трактор нельзя принять за материальную точку, так как в данном случае важно знать площадь поверхности гусениц; |
б) при расчете высоты подъема ракеты, ракету можно считать материальной точкой, так как ракета движется поступательно и расстояние, пройденное ракетой. намного больше ее размеров;
в) в данном случае плиту перекрытия можно считать материальной точкой. так как она совершает поступательное движение и для решения задачи достаточно знать перемещение ее центра масс;
г) при определении объема шарика. шарик считать материальной точкой нельзя, потому что в данной задаче существенны размеры шарика.
Задание | Можно ли принять Землю за материальную точку при расчете: а) расстояния от Земли до Солнца; б) пути, пройденного Землей по орбите вокруг Солнца; в) длины экватора Земли; г) скорости движения точки экватора при суточном вращении Земли вокруг оси; д) скорости движения Земли по орбите вокруг Солнца? |
Ответ | а) в данных условиях Землю можно принять за материальную точку, так как ее размеры намного меньше расстояния от нее до Солнца; |
д) в данном случае Землю можно принять за материальную точку, так как размеры орбиты намного превосходят размеры Земли.
Как возникает необходимость во введении новых понятий? Какие понятия наиболее точно и емко описывают окружающий мир? Как наиболее естественно и целесообразно вводить новые понятия?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы, посмотрим на процесс построения понятий и их развитие с точки зрения организации процесса учебной деятельности учащихся и учителя на уроках физики.
Образование понятия – узловой момент познания, так как понятие – совокупность суждений об общих и существенных качествах объектов. В понятии сохраняется и передается добытое знание.
Процесс формирования физических понятий сложный, многоступенчатый и диалектически противоречивый. В этой деятельности можно выделить следующие наиболее важные и общие приемы: а) анализ; б) синтез; в) сравнение; г) обобщение; д) абстрагирование; е) идеализация.
На первом этапе, в образах, созданных на уровне формирования представлений в ходе аналитико-синтетической деятельности, мысленно выделяются одно или несколько свойств объекта, важных с точки зрения исследователя для решения поставленной задачи. После этого в ходе сравнения мысленно отбирают все объекты, имеющие эти свойства, и определяют их по этим свойствам, то есть обобщают. В сознании человека в процессе абстрагирования создаются образы объектов чувственного мира, и эти образы заменяют в познавательном процессе реально существующие объекты, которые сознание как бы опредмечивает. В образах объектов некоторые свойства можно сохранять, отбрасывать, вводить, то есть конструировать новые абстракции. С помощью системы абстрактных объектов создается собственно научный язык, позволяющий формулировать научные положения и осуществлять научные рассуждения.
В том случае, если мы наделяем мыслимый предмет какими-то свойствами, которых он в действительности не имеет, например, если мы наделим физическое тело способностью восстанавливать при деформации свой первоначальный объём или форму, то построим понятие «абсолютно упругое тело», то мы строим идеальный объект. Если лишаем тело каких-то свойств, которым он в действительности обладает, например, если мы лишим физическое тело способности восстанавливать при деформации свой первоначальный объём или форму, то получим понятие «абсолютно неупругое тело», то мы также строим идеальный объект. Сам же прием называется идеализацией.
Результатом этой деятельности являются некоторые допущения, предположения, догадки об изучаемом объекте или явлении – рождается гипотеза, включающая в себя новые, более широкие понятия, содержащие в себе понятия, отображающие более узкий уровень знания. Как предположительное, вероятное знание, ещё не доказанное логически, и не настолько подтверждённое опытом, чтобы считаться достоверной теорией, гипотеза не истинна и не ложна – она неопределённа.
Способы проверки гипотез можно разделить на эмпирические и теоретические. Первые включают непосредственное наблюдение явлений, предсказываемых гипотезой (если оно возможно), и подтверждение в опыте следствий, вытекающих из неё. Теоретическая проверка охватывает исследование гипотезы: на непротиворечивость; на эмпирическую проверяемость; на приложимость ко всему классу изучаемых явлений; на выводимость её из более общих положений; на утверждение её посредством перестройки той теории, в рамках которой она выдвинута. На данном этапе происходит уточнение и углубление понятий в удобной для практики и физико–математических рассуждений форме.
В процессе построения теории, понятия включаются как составная часть данной теории в более широкую структуру. В каждой структуре можно выделить систему понятий, язык (для формирования понятий и высказываний) и логику (для получения одних высказываний из других). И только с этого момента, сформированное в рамках некоторой теории физическое понятие становится не только предметом исследования, но и средством познания объективной действительности. При этом свою познавательную функцию оно выполняет в зависимости от того, какие свойства изучаемых физических объектов в нём зафиксированы. Оно моделирует именно это, а не какое-то другое свойство исследуемого объекта.
Существуют различные способы введения идеальных объектов :
Через абстракцию отождествления;
Через операцию предельного перехода;
Идеализация применяется не только к непосредственно исследуемым объектам, но и к познавательным ситуациям (так, ряд идеализирующих допущений предшествует построению моделей), условиям задачи, процессам, методологическим предписаниям и т.п.
Например, под «точкой» понимается идеальный объект, не имеющий размеров. Для решения каких-то проблем познания, например, указания центра окружности, такое определение «точки» вполне пригодно. А можно ли из множества точек построить какой-нибудь объект, например «линию»? «физическое тело»? По-видимому, нет. Из 2, 3, 4 и т.д. точек, не имеющих размеров, мы получим объект, также не имеющий размеров, то есть точку.
Для выполнения задачи по построению такого идеального объекта как «линия», это понятие будет работать только в том случае, если оно будет усовершенствовано. Пусть точке как безразмерному объекту будет принадлежать некоторая окрестность вокруг этой точки, и тогда, располагая их в определенном порядке, мы можем сконструировать любые идеальные объекты (шар, круг, параболу и т.д.). Именно этот подход лежит в основе метода интегрирования.
Для моделирования реальных объектов и явлений реального мира, «точка» должна обладать другим свойством – массой. Новый идеальный объект познания зафиксирован в понятии «материальная точка». При определенных условиях, мы целый объект можем рассматривать как «материальную точку», что удобно для многих задач механики. Если «материальная точка» будет обладать некоторой окрестностью, то из множества таких «точек» можно сконструировать новый объект – «абсолютно твердое тело». Данное понятие является центральным в физике твердого тела.
Невесомая и нерастяжимая нить с материальной точкой на конце образует модель математического маятника, которая позволяет исследовать законы гармонических колебаний.
Невесомая и нерастяжимая нить, лежащая на гладкой поверхности, на концах которой находятся материальные точки, образует модель связанных тел.
Невесомая и нерастяжимая нить, перекинутая через невесомый и гладкий блок, в котором отсутствует трение, на концах которой находятся материальные точки, образует модель движения тел на блоке.
Можно продолжать и дальше, но и на этих примерах видно, что для решения различных целей познания, мы должны создавать новые понятия, абстракции, идеализации и модели, хоть и генетически связанные между собой, но все же несущие в себе основные черты именно того явления моделью которого они являются и более никакого.
Каковы границы упрощения (обеднения) природного явления посредством идеализации? Эти границы очерчены самой реальностью – в тот момент, когда модель перестает давать достоверный результат, она становится своей противоположностью – бесплодной фантазией. Приведем сценарий одного из занятий посвященного одной из самых известных идеализаций – «материальной точке».
Можно ли Землю считать материальной точкой?
1. Распространены следующие определения: «Материальной точкой называется тело, размеры которого пренебрежимо малы сравнительно с его расстояние до других тел». Или даже: «Материальная точка – это тело, вся масса которого сосредоточена в одной точке».
Развивая последнюю мысль, логично добавить: материальных точек в природе нет и быть не может, так как тело имеет конечные размеры. Получается, что физика тщательно и кропотливо исследует то, что не существует. Разумеется, в физике идеализированные модели встречаются на каждом шагу. Именно поэтому надо твердо представлять, по какому направлению идет идеализация в конкретных понятиях, каковы границы применимости веденных моделей.
Попробуйте исправить приведенные выше определения материальной точки, обобщив особенности вращения Земли вокруг Солнца.
Ответ: Движение Земли вокруг Солнца не является поступательным, так как Земля вращается вокруг своей оси. Однако совершенно очевидно, что на это вращение Солнце никак не влияет: поле тяжести Солнца сферически симметрично и достаточно однородно в пределах пространства, занятого Землей, и сила притяжения Солнцем не создает вращающего момента относительно центра Земли. Движение центра масс Земли не зависит от её вращения.
Конечно, Земля неоднородна по плотности, и к тому же не является шаром. Поле тяготения Солнца незначительно меняется в пределах части пространства, Занятого Землёй. По этим причинам, во-первых, отличен от нуля вращательный момент солнечного притяжения, и, во-вторых, возникают солнечные приливы – перемещающиеся с вращением Земли деформации её верхних слоев. Оба фактора оказывают влияние на суточное вращение Земли, однако это влияние столь незначительно, что астрономические наблюдения за периодом суточного вращения Земли до самого последнего времени являлись основой службы точного (эталонного) времени.
Следовательно, если нам нужно рассчитывать траекторию какой-то точки Земли в пространстве, мы можем временно забыть о вращении Земли, полагать всю массу сосредоточенной в её центр, рассчитать движение точки с такой массой, а затем наложить на рассчитанное движение суточное вращение Земли.
Итак, в данном случае ускорения всех точек Земли под действием только притяжения Солнца и других планет (кроме самой Земли) одинаковы и совпадают с величиной ускорения, вычисленной в предположении, что вся масса Земли сосредоточена в её центре. Скорость вращения Земли, её форма, распределение массы по объему на величину этого ускорения не влияют. Этот результат – следствие малого размера Земли сравнительно с её расстоянием до Солнца.
Высказанные соображения станут ещё очевиднее, если применить их к Венере. Венера покрыта плотным слоем облаков, так что детали её поверхности неразличимы. И никакие наблюдения за движением Венеры вокруг Солнца, не могли ответить на вопрос: каково собственное вращение этой планеты?
2. Можно ли принять Землю за материальную точку при расчете: а) расстояния от Земли до Солнца или Луны; б) пути, пройденного Землёй по орбите вокруг Солнца за месяц; в) длины экватора Земли; г) скорости движения точки экватора при суточном вращении Земли вокруг оси; д) скорости движения Земли по орбите вокруг Солнца; е) движения искусственного спутника вокруг Земли; ж) при посадке космического корабля на её поверхность?
Ответ: а) Да, так как расстояние от Земли до Луны и до Солнца во много раз больше размеров Земли; б) Да, так как путь пройденный Землёй по орбите за месяц во много раз больше размеров Земли; в) Нет, так как диаметр это один из характерных размеров Земли, что противоречит самому определению материальной точки; г) Нет, так как длина окружности экватора так же один из характерных размеров Земли, что противоречит самому определению материальной точки; д) Да так в этом случае путь проходимый Землей, во много раз больше размеров Земли; е) Нет, так как радиус орбиты спутника должен быть больше радиуса Земли, то есть при расчете орбиты спутника мы не имеем право не учитывать истинные размеры Земли; ж) Нет, так как в этом случае мы должны учитывать не только размеры Земли, но и то, что находится в точке предполагаемого приземления – вода или суша, а также характер рельефа.
Анализируя это соотношение, легко прийти к любопытным выводам: при неограниченном уменьшении расстояния между телами сила их взаимного притяжения должна возрастать также неограниченно, становясь бесконечно большой при нулевом расстоянии.
Почему же в таком случае мы без особого труда поднимаем тело с поверхности другого (например, камень с земли), встаем со стула и т.д.?
Однако главное состоит, пожалуй, в том, что законы физики имеют определенные границы применимости. В настоящее время доказано, что закон всемирного тяготения перестает быть справедливым как при очень малых, так и при очень больших расстояниях. Он верен лишь при 1 см