встретить священника на улице примета
Примета. Если первым на пути встретишь священника
Если первым на пути встретишь священника или девушку (женщину) с пустыми ведрами — сегодня дела пойдут неудачно
Дорога всегда манила и пугала человека. Это сейчас ездить стало легче, комфортней и быстрее, а раньше в путь уходили или уезжали на недели, месяцы, даже годы. Поэтому тема пути, особенно его начала, всегда очень волновала людей. Ведь, как говорили китайцы, «дорога в тысячу миль начинается под твоей стопой». Как выйдешь, как пойдешь, так оно и будет дальше. Кому из нас не случалось замечать, что порой не заладилось что-то с утра и все идет комом, все не так. Или, наоборот, с утра все пошло как по маслу, даже немного не по себе, что все так отлично, боишься сглазить.
Проблема входа в пространство пути очень интересная тема для исследования, ведь никто не возразит, что здесь важен и хороший настрой, и ощущение нужности и правильности того, что собираешься сделать. Поэтому так внимательно относишься к любым мелочам и деталям во время сборов или в начале пути. Например, встреча со священником, девушкой, женщиной с пустыми ведрами способна серьезно отвлечь от нужного настроя. Считается, что это принесет неудачу, что путешествие в лучшем случае будет бессмысленным. Во времена возникновения этого суеверия верующих людей было большинство. Поэтому священник, которого прихожанин церкви встретит первым, выйдя из дома, в его глазах становился знаковой фигурой.
Только представьте себе: у человека важное дело, он спешит, сосредоточен — и вдруг встреча со священником. Это знак. Не всегда человеческие дела очень уж богоугодны, часто суетливы, корыстны, а тут появление священника — явное на- поминание о заповедях Священного писания. И человек смущен, растерян. От сосредоточенности и делового настроя не осталось и следа. В результате задуманное и запланированное дело не удается. С девушкой совсем другое дело. Во-первых, вообще встреча с женщиной перед выполнением какого-то серьезного дела не сулит удачи.
Но есть правило, гласящее, что незнание законов не освобождает от ответственности. Энергии инь и ян действуют и ощущаются нами вне зависимости от нашего к ним отношения. Скорее всего, при виде пустых ведер возникает легкое ощущение пустоты, тщетности, отсутствия невозможности достичь цели. И пусть это будет очень недолгое и, скорее всего, неосознаваемое состояние, но оно вполне способно сбить настрой на достижение задуманного результата. Кстати, о ведрах. Существовало поверье, что пустые ведра затягивают как в омут, и суеверный человек в старые времена считал опасным для себя заглядывать в них. Более того, даже стоять на том месте, где недавно находилось пустое ведро, было опасным, таило в себе угрозу.
Но что, же делать, если поутру у вас такая встреча произошла? Во-первых, вы понимаете: предупрежден, значит — вооружен. Еще раз подумайте, куда, с какой целью вы направляетесь. Может быть, и правда что-то из намеченного на сегодня не очень и стоило бы совершать? Если же вы абсолютно уверены в необходимости выполнения всего задуманног
7 «церковных» суеверий
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Дома упала икона, по дороге на работу встретил монаха, а сосед пригрозил помянуть меня «заупокой». Что делать? Разбираемся с самыми распространенными «церковными» суевериями.
Говорят, что если подобрать потерянный кем-то крестик, то тем самым ты возьмешь на себя крест этого человека — все его беды, проблемы, печали
На самом деле, конечно же, это нелепое суеверие. Крест каждого человека — его беды, печали и проблемы — это последствия его же грехов и страстей. Амвросий Оптинский говорил: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца». Поэтому было бы наивно полагать, будто от этого груза можно избавиться, потеряв нательный крестик. Тем не менее существует вполне реальный способ оказаться «наследником» такого наказания за чужие грехи. Правда, для этого совсем не нужно находить потерянный кем-то крестик. Преподобный Марк Подвижник пишет об этом так: «. Лишающий чего-либо ближнего своего, хотя и не желает, принимает на себя искушения лишаемого. Так же клевещущий — искушения оклеветанного им, лихоимствующий — лихоимствуемого, утомляющий — утомляемого им, оговаривающий — оговариваемого, презирающий — презираемого, лгущий принимает на себя искушение того, кого он оболгал, и, чтобы не перечислять всего порознь, скажу кратко: всякий, обижающий ближнего, соразмерно с обидою принимает на себя искушение обижаемого им».
Говорят, что, если заказать поминальную службу по живому человеку, он умрет
На самом деле, тот, кто верит в подобные вещи, попросту не понимает, что такое Церковь, полагает, будто через ее Таинства можно манипулировать людьми. Это типичный пример магического мышления: «я сделаю некое ритуальное действие и получу власть над человеком». Но Церковь — дом Божий. И если кто-то, придя в этот дом, словно вор, пытается творить в нем подобные магические беззакония, то навредить этим он может только себе самому и никому больше. Занимаясь магией, человек обращается к бесам, вступает с ними в контакт, делает себя сопричастным злым духам. А занимаясь магией в Церкви, по сути — лжет Богу, пытается Его обмануть, отказывается от Него. И тем самым лишает себя единственной возможности избавиться от воздействия демонов, которые получают над ним полную власть. Поэтому в смертельной опасности оказываются вовсе не люди, которых такие колдуны «помянули за упокой», а сами эти несчастные манипуляторы.
Говорят, что, когда церковная свеча коптит и гаснет в руках — это дурной знак
На самом деле это всего лишь знак того, что свеча была сделана с нарушением технологии и является бракованной. Видеть в подобных приметах некие «знаки» — настоящее язычество, прокравшееся в Церковь и своими нелепыми «страшилками» отнимающее у людей радость Богообщения.
Иоанн Златоуст писал об этом так: «Душа их преисполнена множества примет. Например, такой-то, — говорят, — первый встретился со мной, когда я выходил из дому: непременно случится тысяча неприятностей для меня. Сегодня ненавистный слуга, подавая мне обувь, поднес наперед левую: быть большим бедам и напастям. Сам я, выходя из дому, ступил за порог левой ногой: и это предвещает несчастья. Это — домашние неудачи. Когда же я вышел из дому, у меня правый глаз мигнул: быть слезам. и тысячи других у них достойных смеха суеверий. Закричит ли осел, или петух, чихнет ли кто, и вообще, что бы ни случилось, все их тревожит, так что они, — как я сказал, — точно скованы тысячами уз, точно находятся во мраке, во всем подозревают (худое) и гораздо больше порабощены, чем тысячи невольников. Но не будем мы такими, напротив, осмеявши все такие суеверия, — как живущие в свете, как небесные граждане, не имеющие ничего общего с землей, — будем считать для себя страшным один только грех и оскорбление Бога».
Говорят, что если встретить на улице священника или монаха, с тобой обязательно случится несчастье
На самом деле несчастьем для человека с полным основанием можно считать суетную веру в подобные глупости и отсутствие у него истиной веры в Бога. Ведь только неверующий человек может пугаться случайной встречи со служителем Божьим. А лучшим доказательством нелепости подобных примет может послужить обычная жизнь христиан, регулярно посещающих богослужения.
Каждый раз, посещая храм, мы непременно встречаемся со священнослужителями. И если бы упомянутая примета «действовала», то несчастья буквально выкосили бы все приходы нашей Церкви, и в ней не осталось бы ни одного человека, кроме священников и монахов.
Однако ничего подобного не происходит, верующие люди с радостью подходят к священникам под благословение, приносят своих детей на литургию, чтобы те причастили их. И ничего плохого ни с кем от этого не происходит. С человеком же, который не верит в Бога и при этом шарахается на улице от монахов и батюшек, действительно могут случиться всяческие неприятности. Но вовсе не потому, что они встретили священника, а потому, что жизнь их проходит вопреки Божьему замыслу о них.
Говорят, что если человеку в храме стало плохо, значит, он – большой грешник, и поэтому Бог его отвергает
На самом деле в данном случае грешником себя следует считать тому, кто так бездумно взялся судить другого человека, вместо того чтобы помочь ему в тяжелую минуту.
Человеку может стать плохо в храме по самым разным причинам — от повышенного давления, от обострения хронической болезни, а иногда — просто от духоты.
Церковь никогда не связывала такое временное недомогание человека в храме с его греховностью.
Говорят, что когда дóма падает икона, значит, в семье скоро кто-то умрет
На самом деле икона падает, когда она плохо закреплена на стене или поставлена на полочке. Полагать же, будто упавшая икона является знаком скорой смерти кого-либо из членов семьи — грубое суеверие, извращающее сам смысл иконопочитания. Честь, воздаваемая нами художественному образу святых, переходит и на их духовный первообраз — на самих святых, на Божию Матерь, на Господа Иисуса Христа. Мы любим их и украшаем жилища их иконами, чтобы всегда иметь перед глазами изображения наших любимых и иметь возможность молиться перед ними. Но когда люди начинают рассматривать упавшую икону как некий таинственный знак скорой смерти, это означает, что отношение к иконе у них какое угодно, только не христианское.
Потому что при таком взгляде икона по сути ставится в один ряд с идолом, магическим предметом, черной кошкой, перебежавшей улицу, женщиной с пустыми ведрами и еще множеством суеверных примет, которыми далекие от христианства люди привыкли пугать самих себя и друг друга. Христианин же, увидев, что у него в доме упала икона, просто подберет ее, бережно поставит на место, закрепив так, чтобы больше она не падала. И обратится к изображенному на иконе святому с краткой молитвой, в которой попросит у него прощения за то, что неаккуратно поставил или повесил его образ.
Говорят, что иконка или четки в автомобиле — оберег от аварии
Самый лучший «оберег» от аварии — безукоризненное соблюдение правил дорожного движения в сочетании с уважительным отношением к другим водителям. Что же касается иконы, то специально для водителей Церковью была составлена молитва, по которой можно понять, о чем просит Бога верующий человек перед такой автомобильной иконой:
«Боже, Всеблагий и Всемилостивый, всех хранящий Своею милостью и человеколюбием, смиренно молю Тебя, заступничеством Богородицы и всех святых, сохрани от внезапной смерти и всякой напасти меня, грешного, и вверенных мне людей и помоги невредимых доставлять каждого по его потребе. Боже Милостивый!
«Значение приметы Священник»
Примета Священник
Если перейдет дорогу священник — то случится что-то недоброе, при этом никакой обороны от священника нет.
Если священник поставит свою палку в правый угол — то это предзнаменует несчастье.
Встреча с попом или вообще со всяким человеком в рясе — всегда не к добру: идешь ли на промысел или в гости — успеха не жди. Если же хочешь, чтобы был успех, то не следует проходить мимо, а нужно подойти к этому человеку: если это поп — под благословение, а если дьякон — то просто поздороваться за руку. Если же пройдешь мимо — то лучше вернуться: успеха не будет.
Когда попа встретят — то, чтобы не оправдалась дурная примета, завязывают узелки.
Если у попа развяжется пояс — то женщина в селении скоро родит.
Если палка попа, пришедшего причащать больного, упадет — то больной умрет.
Помянуть священника или дьякона — к несчастью.
Священник на борту корабля — приносит беду.
Оцените статью!
Православная Жизнь
Если встречаешь священника на улице, нужно ли просить у него благословение? И что делать, если этот человек вам незнаком, да и непонятно, священник ли он?
Всем затрудняющимся в данном вопросе разъяснения дает протоиерей Иоанн Гориа, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», Одесса.
Взять благословение никогда не бывает лишним. Если встречаешь священника, которого знаешь, то есть смысл подойти к нему и сказать: «Батюшка, благословите!» К тому же этой встречей можно воспользоваться, чтобы решить духовный вопрос, который вчера-позавчера не решил. Можно батюшку спросить, коль такая возможность случилась – но не задерживая его на целый час, а за несколько минут. А если мы встречного не знаем, но по его образу догадываемся, что он священник, то можно, проходя мимо, просто преклонить главу из уважения к его сану.
«Бывает, что прихожанин видит священника в мирской одежде и перебегает на другую сторону улицы»
До революции священники ходили по улицам в подрясниках и с крестами, и все знали, что это идет священнослужитель. Можно было взять у него благословение, познакомиться со священником с другого прихода и т. д. Сегодня, если нужно идти по личным делам, священники, как правило, надевают штатское. Не будешь же по магазинам и по базарам ходить в рясе, вызывая интерес у людей, что батюшка покупает!
Это на самом деле счастье – увидеть священника на дороге! Своего рода милость Божья. В советское время священника обычно на улице можно было увидеть, только когда он ехал покойника отпевать. Сложился стереотип, что если батюшка куда-то идет, то это очень страшно и неприятно. В представлении многих людей на священнике есть некое клеймо, и его избегают. От этого стереотипа нужно избавляться.
«Нужно определить, кто из священников старший»
Часто миряне не знают, как им поступать, когда присутствует много священников. Если их трое-четверо, то есть смысл взять благословение у всех. А если священников десять-пятнадцать, то нужно определить, кто старший, и взять благословение у него, а остальным просто поклониться и поздороваться с ними. Взять благословение только у своего знакомого молодого священника, а у остальных не брать – будет неправильно.
Например, если среди священнослужителей с крестами один с панагией – это епископ, и благословение следует брать у него. Если не можете выделить старшего, нужно сказать: «Добрый день, батюшки, благословите!». А старший священник ответит: «Бог благословит!».
Так что если видите знакомого священника, смело говорите «Батюшка, благословите!», а перед незнакомым можно просто преклонить голову. Вот и все правило.
Бытовые подробности, или Плохая ли примета — встретить попа?
Валерий Панюшкин
Журналист Валерий Панюшкин задает вопросы, а о.Сергий Круглов вместе с читателями будут искать ответ. Сегодня речь пойдет о том, каково быть священником в быту.
Забавный эпизод, рассказанный Вами, батюшка, (про то, как некая женщина, встретив Вас на лестнице, перепугалась, что в доме, стало быть, кто-то умер, раз пришел поп), заставил меня вспомнить еще пару забавных эпизодов с участием священников и спросить Вас, каково это — быть священником в быту.
Было такое время (до того еще как Москва и Подмосковье стали непроезжими из-за пробок), когда семья моя жила постоянно на даче. Каждый день я ездил с дачи на работу в город и каждый вечер возвращался.
И вот однажды возвращался поздно. Шоссе было пустое. Почти уж доехав до дома, я увидал вдруг на обочине сельского нашего батюшку отца Александра. Он копался что-то под капотом старенькой своей «Оки». Очевидно было, что машина безнадежно сломалась, не доехав всего пару километров до церкви и домика приходского священника.
На секунду у меня в голове мелькнула мысль, что странно как-то — пожилой и грузный священник не «голосовал», не просил о помощи проезжавших по дороге водителей, а копался в моторе сам, на холоде и в темноте без фонаря. Ну, подумал я, наверное нету никого на шоссе об эту пору. Остановился, поздоровался, предложил помощь, и помощь была с благодарностью принята. Я подцепил батюшкину «Оку» тросом к своей машине и доволок до церкви. А там, прощаясь, отец Александр вдруг сказал мне:
— Молодец, остановился, не побоялся.
— Ну, — улыбнулся батюшка. — Попа встретить на дороге — это ж ведь плохая примета считается.
В другой раз я вез оптинского иконописца батюшку Илариона в Оптину. Напросился посмотреть, как они работают.
Путь долгий. Я вел машину и, что греха таить, превышал скорость. Разумеется, был остановлен гаишниками и, разумеется, должен был быть оштрафован. Инспектор повел было меня в свою машину составлять протокол, но тут отец Иларион вышел из моей машины размять ноги.
— Так вы батюшку везете, Валерий Валерьевич? — прошептал инспектор уважительно. — Что ж сразу не сказали? Я ж не заметил. Поезжайте. Поосторожнее.
Отдал мне права и не оштрафовал. А я подумал, что поп в машине — это, оказывается, что-то вроде мигалки. Без попа в машине, стало быть, правила нарушать нельзя, а с попом в машине правила нарушать можно.
Третий забавный случай произошел в загородном доме моих приятелей на праздновании дня рождения их сына. Дом, надо понимать, богатый. Дело было летом. Гостей пришло много — весь «элитный» детский садик, в который ходит мальчик. Дети играли с какими-то клоунами-аниматорами, а мамаши, привезшие своих чад на детский праздник, разбрелись с бокалами шампанского по лужайке.
И тут вошел священник. Никакого богослужения не предполагалось. Просто приятельствует с отцом ребенка, просто зашел поздравить мальчика.
При появлении священника все гости, все эти дамы в коктейльных платьях побросали свои бокалы и бросились к попу за благословением. Я, батюшка, не монах, я ничего не имею против голоногих женщин на каблуках-стилетах. Но когда дюжина их, словно вокруг поп-звезды, толпится вокруг священника, громко обсуждая, как именно следует складывать для благословения руки — это, по-моему, перебор. Во всяком случае, священник выглядел смущенным.
И пока он смущается, я повторяю вопрос: каково это быть священником в быту? Как к Вам относятся? И как бы Вы хотели, чтобы к Вам относились?
Я — священник из Спасского собора.
Помню, много лет назад, шел я после ночной Рождественской службы по Минусинску домой. Ночь, люди гуляют по улицам, но уже не по-новогоднему, устали, видимо, и пьяных не видно… Тихо, снежок идет… Навстречу мне — стайка девчонок лет 15 — 17 примерно. «Как вас зовут?!» — кричат. Гадают, сиречь: какое имя первое услышат, так и парня («суженого» —как-то старомодно звучит) звать будут…
А я тогда был еще новоначален и строг, ко всем гадающим относился одинаково, как к врагам Божиим, подлежащим истреблению. И ответствую: «Я — священник из Спасского собора. » Эх, и перепугались они, несчастные. Как ветром сдуло…
А из храма только что вышло семейство: мама, папа, девочка младшего школьного вида. Все трое — как иллюстрация к книгам Шмелева: папа с окладистой бородой, мама в теплом платке и темном чем-то до земли, дочка примерно так же одета, в русском народном стиле, только что не в кокошнике. С первого взгляда видно — крепко воцерковленное семейство. И семейство это, разинув рты, остановилось и завороженно смотрит на меня тааакими глазами!… На превращение просто человека — в попа. Сам себя этими глазами на минуту увидел — в таком замедленном движении, как в кино бывает…
… Как часто в быту мы руководствуемся своими иллюзиями, мнениями, предубеждениями, то и дело попадая из-за этого в нелепые ситуации. Помню одну в Минусинске даму, видную представительницу городской общественности. Умный она человек, но светский, церковных обычаев не знает — их ведь со стороны не поймешь, хоть тыщу книг про них прочти. Да и необязательно их знать, никто ж не заставляет, но коли есть нужда, так спроси — нет же!… Знакомы мы с ней были еще до моего рукоположения, и после него отношения остались добрые. Приходилось нам встречаться на разных общественных мероприятиях, где я был в рясе. И замечаю — как-то она меня сторонится…
Что за антиклерикализм, думаю, вроде и в Церкви бывает, и «не отрицает»?… А она потом сама объяснила, с изрядным смущением: «Вы простите, отец Сергий, когда вы при исполнении, я не знаю, как вас приветствовать… Вроде бы знаю, что священникам при встрече положено руки целовать, как-то по-особому приседать, а я не умею…». Смеялся я зело, грешным делом… Кое-как убедил, что при встрече со священником бить челом не обязательно, достаточно просто поздороваться, священному сану это никакого урона не причинит.
Или вот — как поп, пойдя по базару в поисках кой-какого товару, может из сего похода и проповедь сотворить — и жернов осельский, себе же на шею.
Одна прихожанка вдруг резко перестала со мной разговаривать и при встрече благословения испрашивать. Ну, всякое бывает, я особо и не задумываюсь — коли надо, всё откроется… Точно — через несколько месяцев подходит, прощения просит. «Я, говорит, вас осудила, и в искушение впала… Случайно видела вас на рынке — вы в пост куриные печенки покупали и желудки… И сразу в голове: ага, вот они попы какие, нас поучают — а сами!…». — «Так это же, говорю, нормально. Это в духовной брани классический прием врага — внушать человеку мороки и иллюзии. Одно из средств борьбы с ним — прииди и виждь. Надо было вам тут же подойти на рынке и спросить, мол, на кой тебе, отче, в пост печенка куриная? А я бы тут же и ответил: а коту варить. Ибо кот грехопадением не согрешил, потому и постить котика — надобности нет…».
…Каково быть священником в быту? Да таково же, каково и всем прочим. На улице, в троллейбусе, в очереди люди реагируют на рясу и крест — так они будут примерно так же реагировать, если космонавт пройдет по тротуару в скафандре или балерина побежит за хлебом в пачке и пуантах. Или вот вы, журналист, попробуйте встать в очередь, имея в руках микрофон, а рядом — оператора с камерой. Наверняка и внимание обратят, и вопросы будут задавать, да еще какие!…
Смех смехом, но, конечно, от священника люди ожидают чего-то особого, связанного с верой и Христом, и не только в храме, но и в житейской жизни, и ряса — не просто роба, но облачение, об этом нашему брату попу помнить надо. Есть и смешные, и досадные стереотипы у обывателя насчет священника — но многие люди все-таки всё понимают правильно и реагируют по-человечески. И таких людей в обществе — больше, внешний вид священника уже не является на улицах городов и весей такой экзотикой, какой он был, например, в советские атеистические времена.
А я — как бы я хотел, чтоб относились ко мне люди?… На мой взгляд, лучше всего и правильнее всего этот вопрос определяется старой максимой, которую озвучил в Евангелии Господь: «Как хотите, чтоб люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними». Так что в первую очередь это я бы хотел научиться относиться к людям как следует — а остальное как-нибудь приложится…