вдова приметы и суеверия
Приметы и поверья о вдовах и вдовцах
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня решила поделиться с Вами такими редкими знаниями как приметы и поверья о вдвоих людях.
Если супруги носили одинаковые имена (например, Александр и Александра), и если один из этих супругов умирает на новолуние, то вдовец или вдова схоронят и следующего мужа или жену.
Нельзя выходить замуж или жениться, если не прошел год с момента как человек овдовел.
Вдова, надевшая в новом венчании фату, снова овдовеет.
Вдова не должна давать донашивать исподнее белье покойного мужа своему новому мужу, иначе этот муж скоро умрет.
Если вдова или вдовец найдет себе новую партию с таким же именем, как у покойного, то в лучшем случае брак будет несчастливым, а в худшем – умрет новый супруг.
Если вдова или вдовец имеет двух однополых детей, то и новый брак обречен на провал.
Если женятся вдовец и вдова, то их свадьба или регистрация должны быть только в четное число.
Вдова не должна отдавать вещи и украшения новому супругу, иначе от будет к ней холоден.
Вдова ни в коем случае не должна перелазить через нового мужа в постели, в противном случае он будет импотентом.
Платье у вдовы к венчанию должно быть голубого цвета, только в этом случае брак принесет обоим счастье.
Если вдова увидит гуся, стоящего на одной ноге (поджавшего ногу), пусть скажет: тебе на одной стоять, а мне одной не бывать. После этого ее вскоре посватают.
Перед венчанием вдова или вдовец должны убрать со стен своей квартиры все фотографии усопшего супруга, чтобы новые супруги не встречались взглядом с мертвецом. Если же этого не сделать, брак будет неудачным. Ревность мертвой души этого не даст.
Вдовец не должен свататься (делать предложение) к будущей жене в то число, в которое умерла его жена, иначе новый брак будет непрочен.
Нельзя ехать на регистрацию и свататься на той машине, на которой ездили хоронить мужа или жену. Пусть на своей машине отвезут родные или друзья.
Пусть беды обходят Вас стороной и будет любовь!
Вдова приметы и суеверия
Вдовство́ — состояние человека после смерти супруга/супруги, оцениваемое в народной традиции как социально ущербное (ср. Холостой, Стародевство, Безбрачие, Сирота).
Вместе с тем вдовство наделяется признаком чистоты, который повышает ритуальный статус вдовствующих (ср. Девственность). Противопоставлено вдовство прежде всего браку, поэтому вдовые часто отстраняются от участия в свадьбе, а не вступившим еще в брак не рекомендуется присутствовать на вдовьих свадьбах.
Вдовство было не только социальной, но и возрастной категорией. Так, в «Рязанской кормчей» (1284), имевшей южнославянский протограф, говорится: «Аще же которая вдовица не имать 60 лет, не подобает ей в чин вдовиц въчисти» (Срезн.). Аналогичным образом старого холостяка (после 30 лет) считали вдовцом (твер., ярослав., курск.). Наряду с этим бездетная женщина, провдовствовавшая более 10 лет, подчас вновь обретала добрачный статус и звалась девкой, молодкой. Чаще, однако, память о вдовстве сохранялась и в последующем браке.
В категории вдовства заметно ослабление или нарушение оппозиции мужской — женский. Так, вдова нередко получает право сама брать себе в дом нового мужа, который в этом случае «выходит замуж» за вдову. В девичьих гаданиях (Босния) петух, появляющийся первым из курятника, предвещает выход замуж за холостого парня, тогда как курица — за вдовца. Характерно, что женская символика «левого» выступает применительно к вдовцу: правая коса у девки толще — выйдет замуж за парубка, левая — за вдовца (киев.). В приметах и девичьих гаданиях распространенным символом вдовства является нечет, непарность различных предметов (напр., счет обхваченных кольев в изгороди: «Вдовец, молодец, вдовец, молодец. «)
Предсказания вдовьей судьбы
Многие запреты и предписания у юж. и вост. славян мотивируются страхом перед ранним вдовством и соблюдаются с детства, но особенно на свадьбе и в семейной жизни. Они строятся вокруг ряда предметных символов (одежда, кольцо, волосы и т. п.) и таких семантических оппозиций, как единичность — парность, чет — нечет. Так, у русских замужней женщине запрещено носить одну косу, у болгар ей не разрешается мыть голову во вторник, у македонцев — в воскресенье (мужчинам по тем же причинам не разрешалось бриться — пловдив.).
В толкованиях снов вдовство связывается с порчей или отсутствием предметов одежды, обуви, головного уборе, а также утратой или недостачей частей тела, особенно парных. Увидеть во сне себя без юбки (бел.), с непокрытой головой (макед.), разутым, босым (укр.); потерять во сне обувь (макед.), туфлю (укр.), женский головной убор (укр.); увидеть отвалившуюся подметку, порванный сапог (укр.), себя одноглазым (макед.), лысым (болг.); выпадение волос (полес.), бритье усов (укр. сонник XVIII в.) — к смерти супруга.
Чтобы не овдоветь, во время еды избегали пересаживаться с места на место (рус., макед.); нельзя оставлять на полу крошки, носить перстень, из которого выпал камень (макед.), справлять свадьбу в понедельник (рус.), в високосный год (болг.). Во время венчания вдовство предвещают потухшая или неярко горящая свеча, упавший с головы венок (з.укр.), оброненный невестой платок (бел.), упавшее или вообще потерянное кольцо (рус., укр.). Один из новобрачных умрет, если они войдут в дом через разные двери (полес.), если свадебная процессия встретится с похоронной (в, и з.слав.). Невеста овдовеет, если после выезда свадебного поезда к венчанию на дворе останется нечетное число гостей (могилев ). В иных традициях многие из указанных примет и запретов связывались со смертью родителей или с собственной смертью.
Взаимоотношения с покойным супругом
В свадебной обрядности, дабы расторгнуть прежние узы накануне нового брака, македонцы Прилепа посылают на могилу покойной жены ее мать или другого родственника. Она поливает могилу, прося дочь успокоить свое сердце, напиться воды и «остыть». Сербы на свадьбе вдовца также обливают могилу его первой жены. У поляков обвенчавшийся вдовец заезжает (без невесты) к себе домой, где велит музыкантам играть, чтобы отпугнуть тоску по покойной жене и развеселить хату для принятия новой. Согласно кашубским поверьям, покойная жена является с поздравлением на свадьбу к своему мужу, когда он женится вторично. Избавиться от посещений покойного мужа, чаще других выступающего в роли ходячего покойника, можно было с помощью инсценировки новой свадьбы, как правило, инцестуальной. Мотив инцеста своим неправдоподобием, «чудесностью» должен был «нейтрализовать» мертвеца, вмешивающегося в жизнь живых. Так, в Зап. Украине вдова вместе с сыном плетет в полночь терновый венец и наряжает свадебное деревце; в Вологодской губ. кричит в печь: «Выхожу замуж, пеку пироги!» или ложится в постель меж двух деверей.
Новый брак
Срок запрета вступать в новый брак колеблется в разных местах от 40 дней (6 недель) до года. Для мужчины этот срок может быть короче или вообще не выдерживаться, особенно если на его иждивении находятся малые дети, для женщины он иногда растягивается на три года. Отношение к повторному замужеству изначально было резко отрицательным. В «Рязанской кормчей» принуждение вдовы к новому браку называлось великим грехом. В духовном стихе о вдовах Бог (Христос) предрекает им вечные муки за повторное замужество (Стихи духовные. М., 1991: 185—186). В паремиях оценка вдовы как потенциальной жены противоречива. Чаще считается, что тот «не видал беды, кто не сватал молодой вдовы», «у вдови хліб готов, та не кожному здоров» (укр.), но говорят также, что «вдову взять — спокойнее спать». Вдовец практически повсеместно считается незавидным женихом, обремененным многочисленным потомством, ср. пол. «Во вдовца кидай камнем, а в кавалера кольцом» или серб, дразнилку «Вдовец — разбитый горшок» (Босния), а также нравоучения вроде «плохо будешь мести пол — выйдешь за вдовца» (пол.).
Другим основанием, по которому девушки избегали вдовцов, было широко распространенное представление, что на «том свете» супруги по первому браку воссоединятся, а вторая жена останется одна (станет со столбом, вят.). В Харьковской губ. в случае смерти девочки вручают платок мальчику, что означает, что он обвенчан с умершей, является как бы вдовцом и составит с ней пару на «том свете». Вступающие в брак со вдовыми, кроме того, видели для себя опасность со стороны покойного супруга от первого брака. Словацкие девушки пели: «Не пойду за вдовца, т. к. боюсь, как бы покойница не встала из могилы». В Сербии и Черногории вдова должна была оградить чем-либо могилу умершего мужа и лишь после этого могла вновь выходить замуж. В Черниговской губ. отмечено поверье, что если женщина выйдет за вдовца, у которого грудной ребенок от первой жены, то она умрет раньше времени.
Кукушкина свадьба
Свадебный обряд в случае вдовства одного из новобрачных или обоих (т. н. кукушкина свадьба) сокращался или сводился к минимуму (для вдовы, но не для вдовца, болг.), для невесты-вдовы не устраивались смотрины, девичник, не требовалось приданого (рус.), не зажигали двух свечей перед иконами (вологод.), не пекли каравай (укр.), венчание с вдовой (но не с вдовцом) или обоих вдовых происходило дома, а не в церкви, и не в воскресенье, а в понедельник или среду (фракийские болгары), брак мог заключаться умыканием (Скопска Котлина). Чаще всего различия касались атрибутики вдовы: она венчалась без венка (как и «нечестные» невеста, в.слав, з.слав.); без фаты и вплетенных живых цветов, как разведенные и родившие до брака (люблин.), в белом платье (Бескиды) или, наоборот, не в белом, как обычная невеста, а в розовом (брест.), в черном (как и «нечестная» невеста, кашуб.), во вдовьей одежде (рус. Поморье), ее головной убор отмечен двумя крестами сзади на кокошнике (смолен.). Кроме того, принимались меры апотропейного характера. В Полесье, Малопольше и в Румынии, чтобы предохранить вступающего в брак с вдовым от преждевременной смерти, новобрачную (вдову или выходящую за вдовца) водворяют после венчання в дом супруга через окно, иногда спиной или впустив впереди нее кота, или же она входит в дом, пятясь через порог (Волынь). Негативная оценка такого рода браков выражалась, с одной стороны, в бесчинствах, которые устраивала молодежь на свадьбах вдовых: «кошачьи концерты» (о. Иж, Хорватия), забрасывание старыми лаптями жениха-вдовца, навешивание ему на шею связки из трех лаптей (казан., Саратов.), а с другой — в запретах молодым людям присутствовать на таком свадебном пиру (серадз.).
Обрядовые функции
Вдовство оценивалось двойственно: как социально ущербный статус (отсутствие пары) и как ритуально чистый. Отсутствие половой жизни позволяло сближать вдов, с одной стороны, с женщинами, уже утратившими способность к деторождению, а с другой — с девственницами. Как неполноценные члены общества, они не могли выполнять ряд ритуальных функций. Так, в Полесье им запрещалось быть повитухами; если мать жениха была вдовой, она не могла встречать молодых, делить каравай и сучить свечу — ее заменяла крестная мать; вдовы, девушки и разведенние женщины не могли участвовать в изготовлении каравая. С другой стороны, вдова, родившая ребенка (болг. копилуша, копилана), подвергалась такому же позору, что и незамужняя: ее бросали в воду (зап. Болгария), катали голой верхом на осле (Босния), изгоняли из села. У поляков считалось, что вдовы, особенно бездетные, чаще других занимаются колдовством, они владеют «колбуком», «выхованком» — духом, приносящим им деньги (Ольштын, Пшемишль). В иных традициях вдовы заговаривали болезни.
Как безгрешные, близкие к миру смерти, вдовые чаще других обмывали, обряжали и хоронили покойников, особенно преклонных лет (их називали умывальники. скутальники, наряжальники), за что получали вещи покойных (владимир.). Женатому же обмывать умершего считалось грехом (вят.). В свадебном обряде плачеями нередко бивали лишь вдовы-старушки и старые девы (арханг.). В обрядах вызывания дождя вдова крадет у гончара горшки и кидает их в колодец, сеет в него самосейный мак; обливается водой на пастбище (полес.); три вдовы обходят с иконами и хлебом-солью старый колодец (житомир.); вдовца обливают колодезной водой (чернигов.); роют землю около ключей в оврагах (нижегород., рязан.); девять вдов обходят с песнями село и собирают по домам коноплю, из которой делают обыденний рушник и вывешивают его на царских вратах (гомел.). Вместе с девочкой-сиротой вдова исполняла главную роль в обряде «пеперуда» (болгары Добруджи) (см. Додолы); вдова изготавливала из лещны крест, который затем бросал в реку парень (сербы Хомолья). Словаки Горегронья считают, что, если в первую неделю мая вдова вычистит кому-либо колодец, он не высохнет весь год. Во время мора скота вдовы вместе с невинными девушками и беременными опахивают село (центр. Россия); для предохранения от чумы девять вдов изготовляют обыденную рубашку, т. н. чумева риза (банатские болгары).
Не меньшей ритуальной значимостью наделены и принадлежащие вдовам предметы. Если в семье постоянно умирают дети, у трех вдов, трех разведенных жен и трех девочек берут понемногу серебра, чтобы выковатъ в полночь талисман для новорожденного (Босния и Герцеговина); у восьми (девяти) вдов берут по куску полотна и в полночь на мосту шьют из них детскую рубашку, используемую в качестве оберега (Сербия). Магические свойства вещи приумножаются, если она украдена у вдовых. Так, ребенка, который плохо растет, купают в воде с похищенными у вдовца штанами (гомел.), украденный у вдовы и брошенный в колодец горшок с борщом должен прекратить засуху (киев.).
Изредка встречаются упоминания особых праздников вдов. В украинской Звенигородщине на Симона Зилота, собравшись вместе, вдовы выбирают «Симона» — вдову, которую первой купают в деже с травами, затем в той же воде купаются и все остальные.
Приметы для вдов и про вдов – мистика или реальность?
Часто люди, трагически потерявшие свою «половинку», с большим трудом налаживают счастливую семейную жизнь. Народная молва пугает: похоронившая одного мужа, может повторить этот печальный опыт еще раз. Так какие же приметы вдовы должны учитывать, дабы в дальнейшем несчастье не произошло снова?
Как не стать «черной вдовой»
Вспыльчивость и сквернословие не украшают мужчин, а уж женщинам они – и подавно не к лицу. Привычка сыпать проклятиями по малейшему поводу чревата серьезными последствиями. Иногда в сердцах пожелав гибели обидчику противоположного пола, дама запускает страшный механизм смерти. И превращается в ту самую «черную вдову», которой не суждено построить крепкую семью.
Проклятье начинает работать не сразу. Порой проходит несколько лет, гадкие слова уже давно забыты – и вдруг с адресатом той спонтанной порчи происходит трагедия. С этого момента зло возвращается снова и снова, забирая всех, кого женщина полюбит и пожелает приблизить к себе. Если с очередным избранником творится какая-то «чертовщина», это серьезные приметы для вдовы, требующие переосмысления собственного отношения к жизни. В первую очередь необходимо примириться с врагами и отпустить былые обиды.
Вдовство дальнейшему счастью не преграда
Овдовевшие женщины на Руси изгоями не были. Наоборот, зачастую они оказывались очень привлекательными невестами, так как обладали собственным имуществом, которым могли распоряжаться без оглядки на старших родственников. Не существовало каких-то особенных ритуалов, подсказывающих, как вдове снова выйти замуж – приметы по большей части касались того, как сохранить очередного супруга в целости и здравии.
Про вещи и фотографии
Считалось, что после заключения нового брака следовало убрать со стен все фотографии бывшего мужа – дабы мертвец не испытывал ревности и не пытался разрушить семью своей любимой. Нельзя было новому партнеру донашивать вещи или украшения прежнего, иначе он мог вскоре повторить его судьбу. Но чаще всего приметы про вдов касались необходимости положенного траура. Молва уверяла: выйти замуж до истечения года с момента похорон первого супруга – овдоветь второй раз со стопроцентной вероятностью!
Без обид
Поскольку за женщину в древности нес ответственность ее мужчина, овдовевшие дамы вызывали понятную жалость и сочувствие, а жестокость в их адрес сурово осуждали практически все существующие религии. Почему нельзя обижать вдову или сироту? Да потому что эти люди находятся под особым покровительством богов, а тот, кто не желает подобный факт признавать, рискует повторить их судьбу.