в какое время нельзя делать намаз фаджр
В какое время нельзя делать намаз фаджр
В следующие три периоды никакой намаз читать нельзя:
1) Восход солнца (т.е. когда начинает восходит солнце),
2) Закат солнца (т.е. конда начинает заходит солнце),
‘Укба ибн ‘Амир (радиаллаху ‘анху) говорит: «Расулюллах ﷺ запретил нам читать намаз или хоронить своих мёртвых (т.е. читать намаз джаназа) в трёх случаях: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату, и во время захода солнца, пока оно не зайдет полностью» (Муслим).
Рассмотрим подробно день начиная с рассвета и до рассвета следующего дня.
1. С рассвета до восхода солнца, то есть появления диска солнца на горизонте.
В это время совершается утренний намаз, состоящий из 4 ракатов. То есть сначала 2 раката сунна, потом 2 раката фарда. После 2-х ракатов фарда вплоть до восхода солнца нельзя выполнять нафиль намаз (каза намазы можно). Пророк (мир ему и благословение) сказал: «После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы в) два рака’ата (перед обязательной) утренней молитвой».
После рассвета, кроме двух рака‘атов утреннего сунната, читать другой суннат или нафль намаз является макрухом. Несмотря на стремление и желание читать намаз (но каза намазы можно читать), Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета читал только два рака‘ата суннат намаза, кроме этого никакой другой суннат или нафль намаз он не читал.
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) передаёт от своей сестры Уммуль муэминин Хафсы (радиаллаху ‘анха), что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета не совершал никаких дополнительных (ни суннат, ни нафль) намазов, кроме двух лёгких рака‘атов сунната. (Бухари, Муслим)
В хадисе Абу Саид Худри радыяллаху анху, рассказывает что Посланник Аллахаﷺ сказал: «Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра (предвечерняя молитва), пока солнце полностью не зайдет». После восхода солнца ½ часа.
Если человек читал фаджр и в это время появилось солнце, то его намаз портится (в ханафитском мазхабе) и намаз нужно перчитывать как пропущенный (када).
2. Когда солнце находится в зените
В то время, когда солнце находится в зените как было ранее написана в хадисе от ‘Укба ибн ‘Амир радиаллаху ‘анху «. во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату. » (в тот промежуток времени няльзя читать ни нафиль намаз, ни қаза намаз т.д.).
3. Во время захода солнца.
4. После захода солнца
Не разрешается читать нафль намаз после захода солнца перед магриб намазом, потому что это становится причиной откладывания магриб намаза, когда его велено читать пораньше. Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Моя община всегда будет во благах (или сказал, будет в присущем им от рождения состоянии, (то есть в исламе)), до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз». (Абу Дауд, Ибн Маджа).
5. Во время хутбы
Во время хутбы тоже не разрешается читать намаз. Когда имам выходит на минбар для хутбы (любой), надо внимательно слушать хутбу.
В хадисе, который передал Сальман Фарси (радиаллаху ‘анху) сказано: «Потом совершит предписанный намаз, и пусть молчит, когда имам читает хутбу». (Бухари). В другом хадисе Урва ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт: «Не разрешается читать никакой намаз после того, как имам сел на минбар». («Мусаннаф ибн Аби Шейба»)
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда кто-нибудь из вас войдёт в мечеть, и в это время имам сидит на минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не закончит хутбу». (ат-Табрани в «Му‘джимуль кабир», «Маджма‘уз заваид»).
Начало и конец утреннего намаза (Фаджр)
Посланник Всевышнего (мир ему): «Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз» (ат-Тирмизи). Утренний намаз входит в пять обязательных молитв, которые правоверный мусульманин читает в течение дня. Некоторым верующим трудно совершать его по причине раннего наступления. Но каждый раб, не теряющий надежды на прощение и милость Господа миров, должен стараться выполнить Фаджр в отведенное для этого время.
Время утреннего намаза
Точное время утреннего намаза: с рассвета и до восхода. «Время утреннего намаза с момента зари до восхода солнца» (Муслим). В соответствии с хадисами, дошедшими до нас, к Фаджр намазу следует приступать, как только появится заря. Утренний намаз можно читать до восхода солнца. Пророк (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Время утренней молитвы продолжается, пока не взойдет солнце». О важности точного времени чтения Фаджр передал Абу Муса: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начинал совершать утренний намаз, когда появлялась заря, а люди не могли узнать друг друга (по причине темноты)» (Муслим). Из этого следует, что нежелательно откладывать чтение намаза до конца установленного времени. Расулюллах (мир ему и благословение) придавал огромное значение первому из пяти обязательных намазов: «Кто успеет совершить один ракаат утренней молитвы до восхода солнца, тот настиг ее». Здесь следует понимать, что если по каким – то причинам не успели своевременно выполнить религиозный обряд, то не стоит опускать руки, а скорее восполнить упущенное. Но все же крайне нежелательно совершать Фаджр перед восходом солнца.
Когда намаз считается сделанным вовремя
Каждый богобоязненный раб Аллаха обязан знать, во сколько начинается утренний намаз и до какого времени можно совершить Фаджр. Если мусульманин приступил к выполнению религиозного обряда с появлением зари и прочитал его, то сделал все верно. В случае окончания чтения до восхода солнца, он считается выполненным своевременно. «Время утреннего намаза с момента зари до восхода солнца» (Муслим). Бывает, к сожалению, что человек проспал или забыл о Фаджр, тогда после пробуждения нужно сразу восполнить его. Тому, кто по ошибке сделал намаз раньше положенного времени, нужно выполнить его заново.
Время, когда Фаджр намаз делать запрещено
Для выполнения каждого обязательного намаза отведено свое время. Если мусульманин читает намаз и взойдет солнце, то по ханафитскому мазхабу Фаджр будет считаться недействительным. В этом случае намаз придется перечитывать как пропущенный (када).
Не положено читать во время проповеди. «Когда кто-нибудь из вас войдет в мечеть, и в это время имам сидит на минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не закончит хутбу» (ат-Табарани).
Что такое ложный рассвет
Рассвет бывает ложный и истинный. Для выполняющего утренний намаз, а также для постящегося очень важно уметь их различать. Ложный рассвет имеет вертикальную форму в виде волчьего хвоста. Это зодиакальный свет. Образуется вследствие подсвечивания солнцем мелких частиц пыли и других космических объектов, находящихся на уровне эклиптики (видимого движения солнца). Он быстро исчезает, и небо снова темнеет. О наступлении истинного рассвета говорит возникновение светлой горизонтальной полосы. Досточтимый Посланник (да благословит его Аллах и приветствует): «Что касается ложной зари, то она подобна волчьему хвосту, и в это время не дозволена молитва и не запрещена еда. А что касается зари, которая простирается вдоль горизонта, то это время, дозволенное для молитвы и запретное для еды!» (аль-Хаким). Это говорит о непозволительности отправления религиозного обряда раньше, чем положено.
Что делать, если пропустил Фаджр (ас субх) намаз
«Кто забыл о молитве или проспал ее, то искуплением этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней» (Муслим). Когда мусульманин не смог проснуться на Фаджр, то должен прочитать ее при пробуждении. Но нужно учитывать времена когда можно и нельзя читать намазы. Намерение делается на намаз, который пропустили.
Время намаза Фаджр (ас субх) для мест, где трудно определить время по солнцу
Время полуденного намаза (Зухр)
Дневной намаз или зухр («полдень») намаз – это второй намаз из пяти обязательных молитв вмененных в обязанность каждому мусульманину в ночь вознесения Пророка.
Дуа для сухура (ният) и ифтара во время поста
Сухур и ифтар являются важными составляющими, предвещающими и завершающими пост, которыми в наше время часто пренебрегают. Хорошо будет, если вы выучите дуа, которые.
Когда можно, а когда нельзя читать намаз
Намаз предписан человеку в определенное время. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Время полуденной молитвы начинается с того момента, как солнце прошло.
Когда можно, а когда нельзя читать намаз
Рассмотрим подробно день начиная с рассвета и до рассвета следующего дня.
Намаз с рассвета до полудня
Во время восхода солнца делать намаз – макрух. Это период времени, в течение которого солнце поднимается от горизонта на высоту копья, то есть если солнце побелело и его сияние усилилось, то время макрух закончилось. Не выполняются ни обязательные ни дополнительные молитвы.
Намаз от полудня до заката
Когда солнце находится в зените – намаз делать – макрух (кроме пятничного намаза). Это короткий период времени длится до момента когда солнце, которое находится в зените не станет клониться к закату. В это время запрещены все намазы, включая Джаназа. Укба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал :“Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам совершать молитвы и хоронить наших покойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом); в полдень, пока солнце не начнет двигаться к закату; и во время заката солнца, пока оно не зайдет” (Муслим 831). Исключение составляют: Тaхиятуль-вуду, Тахият-уль-масджид (приветствие мечети), Джумма намаз. Пророк (мир ему и благословение) говорил, что: « Порицаемо совершать молитву в полдень (когда солнце на зените) кроме как в пятничный день, ибо в пятницу пламя Ада утихает » (Абу Давуд, аль-Байхаки).
По ханафитскому мазхабу в период между Зухр и Аср намазами существует «вакту мугмаль» (заброшенное время) и в это время фард намаза не совершается. После намаза-фард Аср не читают нафиль-намазы, допускается совершать только када намаз.
Во время захода солнца можно совершать только намаз Аср этого же дня, если он не был выполнен.
Намаз от заката до рассвета следующего дня
Более подробная информация о временах намазов указана на сайте.
Время ночного намаза (Иша)
«Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз» (ат-Тирмизи). Ночной намаз входит в пять обязательных намазов, которые правоверный мусульманин выполняет ежедневно. «Аллах.
Поднятие рук до и после поясного поклона: сунна или макрух?
Намаз является одним из важнейших элементов исламской веры, который имеет свои обязательные и желательные действия. Каждый мусульманин должен срамиться выполнить намаз также как.
Можно ли восполнить пропущенную молитву коллективно?
Всевышний возложил на своих рабов пять обязательных молитв вместо пятидесяти, как это было задумано изначально и требует выполнения этих молитв в установленное время.
В какое время нельзя делать намаз фаджр
‘Укба ибн ‘Амир (радиаллаху ‘анху) говорит: «Расулюллах ﷺ запретил нам читать намаз или хоронить своих мёртвых (т.е. читать намаз джаназа) в трёх случаях: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату, и во время захода солнца, пока оно не зайдет полностью» (Муслим)
В следующие периоды намаз ничать нельзя
1) Восход солнца, 2) заход солнца, 3) зенит.
Рассмотрим подробно день начиная с рассвета и до рассвета следующего дня.
1. С рассвета до восхода солнца, то есть появления диска солнца на горизонте.
В это время совершается утренний намаз, состоящий из 4 ракатов. То есть сначала 2 раката сунна, потом 2 раката фарда. После 2-х ракатов фарда вплоть до восхода солнца нельзя выполнять никакой намаз. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы в) два рака’ата (перед обязательной) утренней молитвой».
После рассвета, кроме двух рака‘атов утреннего сунната, читать другой суннат или нафль намаз является макрухом. Несмотря на стремление и желание читать намаз, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета читал только два рака‘ата суннат намаза, кроме этого никакой другой суннат или нафль намаз он не читал.
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) передаёт от своей сестры Уммуль муэминин Хафсы (радиаллаху ‘анха), что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета не совершал никаких дополнительных (ни суннат, ни нафль) намазов, кроме двух лёгких рака‘атов сунната. (Бухари, Муслим)
В хадисе Абу Саид Худри радыяллаху анху, рассказывает что Посланник Аллахаﷺ сказал: «Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра (предвечерняя молитва), пока солнце полностью не зайдет». После восхода солнца ½ часа. Если человек читал фаджр и в это время появилось солнце, то его намаз портится (в ханафитском мазхабе) и намаз нужно перчитывать как пропущенный (када).
2. Когда солнце находится в зените
В то время, когда солнце находится в зените как было ранее напизана в хадисе от ‘Укба ибн ‘Амир радиаллаху ‘анху «. во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату. «
3. Во время захода солнца.
За полчаса до захода солнца, когда солнце покраснело, ничего читать нельзя, кроме ‘аср (послеполуденного, икенде) намаза этого дня, в том числе каза ‘асра предыдущего дня. После прочтения ‘аср намаза вплоть до захода солнца. Абу Са‘ид Худри (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра, пока солнце полностью не зайдет». (Бухари, Муслим). Если кто начал читать намаз ‘аср и успел выполнить хоть один ракаат и солнце начал заходить то он должен дочитать намаз т.е. намаз не нарушается.
4. После захода солнца
Не разрешается читать нафль намаз после захода солнца перед магриб намазом, потому что это становится причиной откладывания магриб намаза, когда его велено читать пораньше. Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Моя община всегда будет во благах (или сказал, будет в присущем им от рождения состоянии, (то есть в исламе)), до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз». (Абу Дауд, Ибн Маджа).
5. Во время хутбы
Во время хутбы тоже не разрешается читать намаз. Когда имам выходит на минбар для хутбы (любой), надо внимательно слушать хутбу.
В хадисе, который передал Сальман Фарси (радиаллаху ‘анху) сказано: «Потом совершит предписанный намаз, и пусть молчит, когда имам читает хутбу». (Бухари). В другом хадисе Урва ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт: «Не разрешается читать никакой намаз после того, как имам сел на минбар». («Мусаннаф ибн Аби Шейба»)
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда кто-нибудь из вас войдёт в мечеть, и в это время имам сидит на минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не закончит хутбу». (ат-Табрани в «Му‘джимуль кабир», «Маджма‘уз заваид»).
Запретные времена для чтения намаза.
ЗАПРЕЩЁННЫЕ ВРЕМЕНА
В СЛЕДУЮЩИЕ ПЕРИОДЫ ЧИТАТЬ НАМАЗ НЕЛЬЗЯ
1)Восход солнца, 2) заход солнца, 3) зенит.
В «Сахихе» Муслима передали хадис:
‘Укба ибн ‘Амир (радиаллаху ‘анху) говорит: «Расулюллах (салляллаху
‘алейхи уа саллям) запретил нам читать намаз или хоронить своих
мёртвых (т.е. читать намаз джаназа) в трёх случаях: во время восхода
солнца, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, во время
зенита, пока солнце не начнет клониться к закату, и во время захода
солнца, пока оно не зайдет полностью». (Муслим т.1, стр.276, «Булугуль
В этих случаях нельзя читать намаз джаназа, потому что под словами
хадиса(«хоронить своих мёртвых») единодушно
понимается намаз джаназа, иначе во всех вышеуказанных периодах никто
не запрещает хоронить мёртвых. Совершать сажда тилават тоже не
разрешается, потому что оно входит в значение намаза1.
Конечно же, ‘аср намаз текущего дня разрешается читать во время
захода солнца, но нельзя читать фаджр намаз во время восхода солнца по
той причине, что время фаджр намаза заканчивается, как только солнце
начинает подниматься, а время ‘аср намаза, когда солнце начинает
садиться, не заканчивается, пока оно полностью не зайдет. Нет сомнения,
что во время захода солнца время ‘аср намаза становится неполноценным
и совершение какого-то ваджиба зависит от времени, потому что ваджиб,
совершенный в неполноценное время, также становится неполноценным.
И выполнение его тоже становится неполноценным. В случае фаджра
перед восходом солнца время фаджра является полноценным, поэтому
совершение фаджра в это время является полноценным, и сразу, после
того как солнце начинает подниматься, время фаджра истекает, по этой
причине совершенный ваджиб совершать неполноценным образом не
Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Если кто-нибудь из вас успеет совершить хоть одно сажда ‘аср намаза
до захода солнца, пусть доводит этот намаз до конца2». (Бухари т.1,
ПОСЛЕ ФАДЖР И ‘АСР НАМАЗА
После фаджра до восхода солнца и после ‘асра до захода солнца не
разрешается читать никакой суннат или нафль намаз.
Абу Са‘ид Худри (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах
(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Нет намаза после утреннего
намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра,
пока солнце полностью не зайдет». (Бухари т.1, стр.82, Муслим т.1,
‘Умар ибн Хаттаб, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас и Абу Хурайра (радиаллаху
‘анхум) также передали хадисы о запрещении совершения намаза в
данное время. (Бухари т.1, стр.82, Муслим т.1, стр.275).
В другом хадисе сказано:
Муавия (радиаллаху ‘анху) (обращаясь к людям) сказал: «Вы совершаете
сейчас намаз, а мы сопровождали Посланника Аллаха (салляллаху
‘алейхи уа саллям), но никогда не видели, чтобы он читал намаз в это
время, т.е. два рака‘ата после ‘аср намаза». (Бухари т.1, стр.83).
После фаджра до восхода солнца не разрешается читать суннаты
фаджра, как это очевидно из вышеприведённых хадисов. Кроме них,
посмотрите следующий хадис.
Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах
(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто не успел читать два рака‘ата
суннат утреннего намаза, тот пусть читает их после восхода солнца».
Все хадисы, в которых подтверждается чтение сунната после фаджр
намаза, являются слабыми. (см. Тирмизи т.1 стр.57, «Асар Ас-сунан» т.1,
стр. 34-37 вместе со сноской).
Человек, который пропустил утренний намаз, пусть восполнит его
вместе с суннатами после восхода солнца. Сначала надо читать суннат, а
затем фарз, как это сделал Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в
“лейлатут-та‘рис”3. (Муслим т.1, стр.238, Абу Дауд т1, стр.79, Насаи
ПОСЛЕ РАССВЕТА
После рассвета, кроме двух рака‘атов утреннего сунната, читать другой
суннат или нафль намаз является макрухом.
Несмотря на стремление и
желание читать намаз, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после
рассвета читал только два рака‘ата суннат намаза, кроме этого никакой
другой суннат или нафль намаз он не читал.
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) передаёт от своей сестры
Уммуль муэминин Хафсы (радиаллаху ‘анха), что Расулюллах (салляллаху
‘алейхи уа саллям) после рассвета не совершал никаких дополнительных
(ни суннат, ни нафль) намазов, кроме двух лёгких рака‘атов сунната.
(Бухари т.1, стр.157, Муслим т.1, стр.250, Тирмизи т.1, стр. 56)
ПОСЛЕ ЗАХОДА СОЛНЦА
Не разрешается читать нафль намаз после захода солнца перед магриб
намазом, потому что это становится причиной откладывания магриб
намаза, когда его велено читать пораньше.
Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах
(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Моя община всегда будет во
благах (или сказал, будет в присущем им от рождения состоянии, (то есть
в исламе)), до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз. (Абу
Дауд т.1, стр.75, Ибн Маджа, стр.50, передал ибн ‘Аббас (радиаллаху
‘анху), «Мишкат» т.1, стр.61).
В хадисе, переданном Таусом (рахматуллахи ‘алейхи), сказано:
У ‘Абдуллы ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума) спросили о двух рака‘атах
перед магрибом. Он сказал: «Я не видел во время Посланника Аллаха
(салляллаху ‘алейхи уа саллям) никого, кто бы читал эти два рака‘ата».
(Абу Дауд т1. стр.198).
Праведные халифы Абу Бакр (радиаллаху ‘анху), ‘Умар (радиаллаху
‘анху), ‘Усман (радиаллаху ‘анху) и т.д. перед магрибом не читали никакой
нафль намаз, а читали только магриб намаз. («Асар Имам Мухаммад», стр.
374, «Канзул ‘Уммаль» т.4, стр. 192, передал Мансур от своего отца).
ВО ВРЕМЯ ХУТБЫ
Во время хутбы тоже не разрешается читать намаз. Надо внимательно
В хадисе, который передал Сальман Фарси (радиаллаху ‘анху) сказано:
«Потом совершит предписанный намаз, и пусть молчит, когда имам
читает хутбу». (Бухари т.1, стр.121, 124).
Урва ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт:
«Не разрешается читать никакой намаз после того, как имам сел на
минбар». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.1, стр.111).
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывает, что
Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Когда кто-нибудь из вас войдёт в мечеть, и в это время имам сидит на
минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не
закончит хутбу». (от Табрани в «Му‘джимуль кабир», «Маджма‘уз
1 Но если как раз в данное время было подготовлено джаназа или прочитали аят саджда
в это время, то в этом случае совершить намаз джаназа и сажда тилават разрешается.
Если приготовили джаназа или прочитали аят сажда в запрещённое время, то их надо
будет совершать в текущее запрещённое время, (так как они стали обязательными в
запрещённое время, поэтому совершать их можно в запрещённое время).
2 Человек может сказать, что тот же самый приказ относится к намазу фаджр, тогда
почему нельзя совершать фаджр намаз во время восхода солнца? Ответ на этот вопрос
следующий. Возникло противоречие с хадисом, переданным ‘Укбой ибн ‘Амиром
(радиаллаху ‘анху): первый хадис запрещает намаз во время захода и восхода солнца,
а последний хадис разрешает. В связи с этим сделали принципиальный вывод. При
восходе солнца время фаджр намаза заканчивается, а при заходе время ‘аср намаза не
заканчивается, пока оно полностью не зайдет. Поэтому в случае времени ‘аср намаза
из-за предпочтения части хадиса можно допускать неполноценность времени, а в
случае фаджр намаза нет причины допускать неполноценное время, так как это будет
противоречить хадисам о времени фаджр намаза.
3 Под лейлятут-та‘рис подразумевают остановку на привале в последней части ночи.
Однажды ночью Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) находился в пути со
сподвижниками. В конце ночи перед рассветом они разбили лагерь в одном месте.
Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал Билялю (радиаллаху ‘анху) не
спать, чтобы после наступления рассвета дать азан и разбудить всех людей. После
этого Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и все сподвижники заснули, и
Биляль (радиаллаху ‘анху) прислонился спиной к своей верблюдице лицом в сторону
востока, так как оттуда появляется рассвет, но, как и другие, он тоже был уставшим и,
прислонившись, также уснул. Все уснули, никто не смог проснуться, пока солнце не
взошло. Самый первый проснулся Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям),
и он сразу разбудил всех и спросил у Биляля (радиаллаху ‘анху): «Почему, Биляль, что
с тобой случилось?» Биляль (радиаллаху ‘анху) ответил: «О Посланник Аллаха
(салляллаху ‘алейхи уа саллям)! Кто усыпил тебя, Тот усыпил и меня». Расулюллах
(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Пойдемте отсюда, это место обитания
шайтанов», после этого все люди отошли оттуда и, немного пройдя, дали азан для
фаджр намаза. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и все его сподвижники
прочитали два рака‘ата суннат, а затем читали фаджр с джама‘атом.