в качестве исторического источника для учебно исследовательского проекта нельзя использовать
Доклад «Работа с историческими источниками на уроках истории»
Бондаренко Кирилл Витальевич
Работа с историческими источниками на уроках истории
Под историческими источниками понимается весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе (определение Иванова Г. М. данное в работе «Исторический источник и историческое познание»). Работа с источниками – основа исторической науки. Это обуславливает необходимость активного использования различных исторических источников в процессе преподавания истории. Кроме того, работа с различными документами и визуальными материалами позволяет «оживить» урок, заинтересовать учащихся. Комплексный анализ исторических источников также способствует развитию у учащихся навыков самостоятельной и групповой работы, метапредметных умений, что еще более повышает значимость изучения исторических источников в условиях реализации ФГОС ОО. Следует также отметить, что работа с историческим источником является обязательным элементом ОГЭ и ЕГЭ.
Исторический источник как средство школьного обучения начинает активно применяться с середины XIX века. Ряд ученых XIX – начала XX вв. (М.Н. Коваленский, А.Ф. Гартвиг, С.Ф. Фарфоровский, Н.А. Рожков, М.М. Стасюлевич) даже стали разрабатывать методологию лабораторных занятий по истории – самостоятельного изучения материала учащимися на основе исторических документов. В настоящее время большинство исследователей (например Л.Н. Алексашкина, Н.Н. Лазукова) рассматривают исторический источник как важное, но не единственное средство обучения. Исторические источники при таком подходе целесообразно привлекать только как вспомогательное средство на различных этапах урока.
При анализе исторических источников традиционно выделяется несколько этапов. На первом этапе необходимо определить, что это за источник, кто его автор, когда и где был создан источник. На втором этапе важно понять, какие исторические факты получили отражение в источнике. На третьем этапе следует определить какую цель ставил автор, создавая изображение. На четвертом этапе оценивается достоверность и полезность источника. Следует отметить, что на практике такая схема часто видоизменяется или упрощается, что связано с конкретными целями использования источника на уроке (как уже отмечалось, работа с источником является не самоцелью, а лишь вспомогательным средством).
Согласно классификации О.С. Шмидта выделяются следующие типы исторических источников: изобразительные, вещественные, словесные (особое место среди которых занимают письменные источники), конвенционные (условные обозначения графическими знаками), аудиальные (звуковые), поведенческие (обычаи, обряды и т.д.). В современных условиях использование ИКТ в образовании позволяет охватить практически весь спектр исторических источников.
Рассмотрим некоторые примеры работы с различными типами исторических источников на уроках истории.
Работа с изобразительными и вещественными источниками на уроках истории
Современные информационные технологии позволяют активно использовать визуальные источники на уроках. Преимущество таких источников состоит в том, что для учащихся (особенно 5-6 класса) восприятие их не составляет труда и не занимает много времени (в отличие от письменных). «Визуальный поворот» в исторической науке также предполагает обязательное использование изобразительных и вещественных источников в процессе обучения. Применение изобразительных и вещественных источников возможно на любых стадиях урока.
Пример 1. Использование изобразительного источника в начале изучения нового материала.
В начале изучения темы «Новая экономическая политика» в 9 классе учащимся предлагается рассмотреть карикатуру (см. ниже) и доказать, что она создана не в 1917 – 1921, а в более поздний период. Это, с одной стороны, позволяет учащимся вспомнить особенности политики «военного коммунизма», а с другой стороны подвести к изучению нового материала, то есть к выявлению особенностей НЭПа. Кроме того, в дальнейшем возможен анализ самого содержания карикатуры («что высмеивает карикатура и какова цель её создания?», «что такое кооператив?», «почему кооперативное предпринимательство представлено на карикатуре более эффективным, чем индивидуальное?»)
Пример 2. Использование изобразительного источника в процессе изучения нового материала. При изучении темы «Искусство Древнего Египта» в 5 классе учащимся предлагается самостоятельно выявить как можно больше особенностей древнеегипетской живописи, пользуясь только изображениями. В целях актуализации знаний целесообразно также обратиться к анализу содержания источников («кто изображен на рисунках?», «какие наши знания о Древнем Египте подтверждают данные изображения?», «что нового мы можем узнать из этих источников?»)
Пример 3: Использование визуальных источников при закреплении материала. В качестве закрепления темы «Религия древних греков» в 5 классе возможно дать задание, предполагающее и внутреннюю, и внешнюю критику изобразительных источников. Первоначально учащимся предлагается назвать имена персонажей, изображенных на рисунках и объяснить, как они узнали этих персонажей. Вторая группа вопросов, на которые необходимо ответить пятиклассникам: «Какое из этих изображений является источником, дающем информацию об искусстве Древней Греции? Почему? Чем отличается древнегреческая живопись от европейской живописи Нового времени?».
Пример 4. Использование визуальных источников при повторении материала. Учащиеся получают карточки с изображениями (в данном примере использованы карикатуры XX века) и ряд заданий:
— назвать событие, которое высмеивает карикатура
— назвать дату этого события
— подробно рассказать об этом событии
— назвать исторических личностей, изображённых на карикатуре
— определить каково отношение автора (или авторов) карикатуры к изображенным событиям?
Пример 5. Повторение исторических дат возможно разнообразить использованием памятных монет или их изображений. Учащимся демонстрируется монета (или её изображение) и задаётся вопрос: «Когда данная монета была выпущена?». По аналогии можно использовать почтовые марки или значки
Пример 6. При изучении тем, посвященным социально-экономическим условиям и быту определенной эпохи, целесообразно использовать различные вещественные источники или их изображения (одежда, орудия труда, посуда, бытовая техника). В ходе изучения новейшей отечественной истории возможно организовать конкурс мини-исследований «История одной вещи», позволяющий учащимся более подробно познакомиться с бытовыми условиями советского периода и понять значимость вещественных источников в исторической науке.
Фрагмент из ученической работы «История одной вещи»:
Работа с письменными источниками на уроках истории
Письменные источники на уроках истории используются очень часто. Большое количество письменных источников и заданий к ним представлено в учебниках. Работа с письменными документами должна способствовать формированию определённых навыков. Учащиеся должны научиться определять тип документа, время его написания, автора или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе,
работать с документами по отдельным вопросам, самостоятельно формулировать конкретные вопросы к документу, пересказывать содержание документа, анализировать документ по плану, использовать документ для доказательства собственного мнения, проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких документах. Работу с письменными источниками также целесообразно организовывать на разных этапах урока
Пример 1. Использование письменных источников в качестве инструмента мотивации в начале изучения нового материала. В начале изучения темы « Внешняя политика СССР в начальный период «Холодной войны»» учащимся предлагается изучить 3 документа и подготовить вопросы к ним: фрагмент речи У. Черчилля в Фултоне, фрагмент речи Дж. Маршалла 5 июня 1947г. в Гарвардском Университете (план Маршалла) и фрагмент «Доктрины Трумэна». Это позволяет подвести учащихся к формулированию темы, целей и задач урока, анализу причин «холодной войны». Аналогично можно организовать работу с документами при изучении других тем.
Пример 2. Использование письменных источников при изучении нового материала. В ходе изучения темы «Новая экономическая политика», при обсуждении причин перехода советского руководства к НЭПу учащимся предлагается познакомиться с фрагментом из доклада В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Политпросветов и ответить на вопросы:
— кто, по вашему мнению, является автором источника? Что помогает определить авторство данного источника?
— Как сам В.И. Ленин оценивал переход к НЭПу? С чем связана такая оценка НЭПа?
— Что В.И. Ленин считает одной из главнейших причин экономического кризиса?
— Какие причины отказа от политики «военного коммунизма» можно выделить дополнительно?».
Применение источника, таким образом, мотивирует учащихся на активную работу, позволяет подвести учащихся к анализу причин и особенностей изменения экономической политики советского руководства в начале 1920-х годов.
«На экономическом фронте, с попыткой перехода к коммунизму, мы к весне 1921 г. потерпели поражение более серьезное, чем какое бы то ни было поражение, нанесенное нам Колчаком, Деникиным или Пилсудским, поражение, гораздо более серьезное, гораздо более существенное и опасное. Оно выразилось в том, что наша хозяйственная политика в своих верхах оказалась оторванной от низов и не создала того подъема производительных сил, который в программе нашей партии признан основной и неотложной задачей.
Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход к задачам строительства в городе, мешала подъему производительных сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и политического кризиса, на который мы наткнулись весной 1921 года. Вот почему потребовалось то, что, с точки зрения нашей линии, нашей политики, нельзя назвать не чем иным, как сильнейшим поражением и отступлением»
(Из доклада на II Всероссийском съезде Политпросветов, 17 октября 1921 г.)
Пример 3. Организация дискуссии в ходе анализа письменного источника. При изучении темы « Первые попытки реформ и XX съезд КПСС» учащимся предлагается разделиться на сторонников и противников идеи, изложенной в тексте доклада «О культе личности и его последствиях» (допустимо организовать домашнюю подготовку к дискуссии). Такая работа способствует развитию коммуникативных и аналитических навыков, а также позволяет актуализировать полученные ранее знания
Пример 4. Использование письменных источников на этапе повторения и закрепления. В 7 классе при повторении и закреплении материала по теме «Внешняя политика России» в XVII веке возможно использовать отрывок из решения Земского собора о воссоединении России и Украины. Учащимся дается ряд заданий к тексту:
— Заполнить пропуски (имя гетмана, обозначенного цифрой 1, имя царя обозначенного цифрой 2, название государства, обозначенного цифрой 3)
— Назвать государственный орган, который принял данное решение
— Назвать год создания документа и год, когда он вступил в силу
— Назвать причины описанного в документе события
— Назвать последствия описанного в документе события
« А о гетмане о (1) и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь (2) всеа Русии изволил того гетмана (1) и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся (3) на православную християнскую веру и на святые божий церкви востали и хотят их искоренить. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.
И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными. И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здержал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил.
И по тому по всему приговорили: гетмана (1) и все Войско Запорожское з городами и з землями принять. »
Аналогичным образом можно организовать работу с письменным источником для закрепления любой другой темы.
Работа с конвенционными источниками на уроках истории.
Работа с таким типом источников применяется нечасто. Тем не менее, в школьной программе есть темы, где применение конвенционных источников желательно.
Пример. При изучении курса «История Древнего мира» в 5 классе возможно организовать работу, заключающуюся в самостоятельном (при содействии учителя) выявлении особенностей, сходств и различий письменности различных народов.
Работа с поведенческими источниками
Работа с таким специфическим типом источников также используется довольно редко, а методология работы с ними слабо разработана. Тем не менее, изучение обрядов, традиций, ритуалов возможно организовать в рамках внеурочной деятельности в виде исследовательских проектов или докладов (например «История рукопожатия», «Придворный этикет в Российской империи», «Происхождение новогодних традиций»).
Работа с аудиальными источниками
Аттестационная работа на тему «Использование исторических источников в обучении истории»
Тема: Использование исторических источников в обучении истории
Стребкова Анастасия Петровна
Глава I. Место исторических источников в обучении истории. 5-12
1.1. Понятие «исторического источника» и его виды. 5
1.2. Исторический документ и его виды. 5-6
1.3. Значение исторических документов в обучении
1.4. Цели и принципы обучения работе с базой документально-методических комплексов…………………………………………
Глава П. Методика работы с историческим документом. 13-29
2.1. Последовательно- текстуальное изучение источников. 13-15
2.2. Логические задания. 15-17
2.3. Метод поэтапного изучения источников. 17-19
2.4. Систематизация основных умений работы с историческим документом…………………………………………………………19-29
Глава III. Возможности управления качеством обучения на
примере овладения методами работы с письменными
историческими источниками. (10-11 классы)…………………..30-37
Урок 1. Февральская революция 1917 г…………………………38-41
Урок 2. Русское дворянство в конце XIX начале XX веков.
Историко-психологический портрет. 42-45
Урок 3. Русско-японская война. 46-50
Список литературы. 52
Для своей аттестационной работы я выбрала тему: «Использование исторических источников в обучении истории». Я считаю, что эта тема достаточно актуальна в методике преподавания истории во все времена. Любой творчески мыслящий учитель выходит на проблему создания условий для развития творческих способностей учеников. Ситуация, когда на уроке есть цель, но нет жестких рамок, в которой надо искать пути ее достижения, когда приветствуются любые варианты решения задачи, когда мнение детей очень ценно, на мой взгляд,- идеальная ситуация. И в этом случае учитель выступает скорее не как руководитель, наставник, а как соавтор, коллега, соучастник творчества. Я считаю, что очень удачно и ярко творческие способности детей реализуются как раз во время самостоятельной работы с историческим документом.
Для написания своей работы я использовала как методические труды разных авторов, так и статьи из журналов, которые помогли мне в написании той или иной главы или параграфа моей работы.
Работу «Источники Российской истории» (9; с.23-41) я использовала для написания первого параграфа, где дано определение источника вообще и его виды.
Методический труд Ежовой С.А., Лебедевой И.М., Дружковой А.В. и др. «Методика преподавания истории в школе»(7; с.156-162) позволил мне дать определение исторического документа и его видов.
Работы Вагина А.А. «Методика преподавания истории в средней школе»(3; с.276-286) и, в особенности, труды Лернера И.Я.(12) и Дайри Н.Г. (6) дали возможность показать значение и применение исторических документов на уроках истории.
Методический труд Степанищева А.Т. «История Отечества: преподавание в школе» (18) лег в основу написания второй главы моей работы. А для более конкретного раскрытия отдельных приемов работы с историческими документами я использовала также журнальные статьи: Замараева О., Румянцева В.Я., Саликова В. В работе представлении и практическая часть – методические разработки уроков.
Таким образом, цель моей работы: опираясь на изученную литературу и опыт учителей, собственный опыт дать целостное представление по теме моего исследования.
Для этого мне нужно решить следующие задачи:
1. выяснить, что собой представляет исторический источник вообще, и какой его вид наиболее распространен в преподавании уроков истории;
2. определить, что такое исторический документ, его виды и значение в обучении истории;
3. изучить методику работы с историческим документом;
4. установить, какие существуют основные приемы работы с документом, и дать их характеристику.
Таким образом, решение обозначенных задач определяет структуру работы, которая состоит из трех глав, разделенных на параграфы, введения и заключения, а также практической части. Я считаю, что именно такой подход к решению проблемы ведет к получению качественно нового уровня знаний.
Глава 1. Место исторических источников в обучении истории.
1.1 Понятие «исторического источника» и его видов.
«Источник возникает в процессе реальной человеческой деятельности, в процессе отображения сознанием человека реальной (исторической) действительности. На этой основе формируется восприятие, суждения, идеи, которые воплощаются в тех или иных носителях информации, после чего они выступают как свидетельства прошлого, т.е. как исторические источники».(9; с.23). «Историческим источником является носитель информации, созданной в процессе человеческой деятельности и окружающий историю конкретного этапа развития либо человеческого общества в целом, либо конкретного этапа развития российского общества». По своей природе исторический источник представляет собой диалектическое единство субъективного и объективного. Каждый источник субъективен в силу того, что он является продуктом человеческого сознания, т.е. творением субъекта. «Объективность исторического источника обуславливается тем, что:
1. сам источник является своеобразной частью исторической действительности;
2. творцы источника способны объективно отображать действительность.
«Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на семь групп:
7. фонодокументы.» (9; с. 35)
Однако среди всего многообразия исторических источников особое значение имеют исторические документы. О них я расскажу дальше в своей работе.
1.2. Исторический документ и его виды.
К историческим источникам относится все созданное человеком, результаты его взаимодействия с окружающей средой, предметы материальной культуры, обычаи, обряды. К ним же относятся и памятники письменности. В широком смысле слова памятники письменности в методике называют документами.
«Классификация документов, применяемых в обучении, значительно проще той, что принята в исторической науке. Она основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на три основных группы:
1. актового характера;
2. повествовательно- описательного характера;
3. документы художественной литературы».(7; с.158)
документ (устранить трудные термины, изменить последовательность текста), чтобы облегчить усвоение его логики.
Документы художественной литературы: произведения устного народного творчества (мифы, эпос, басни) и литературные произведения (проза, поэзия, сатира). В художественных произведениях отражена историческая действительность, они передают колорит эпохи.» (3; с.276)
Ученые полагают, что документ для урока должен:
-соответствовать целям и задачам обучения истории;
-отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
— быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было предложить учащимся познавательные вопросы и задания;
— быть доступным ученикам по содержанию и объему; интересным; содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах; оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;
— обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.
1.3. Значение исторических документов в обучении истории.
Еще до революции передовые учителя и методисты настаивали на широком использовании исторических документов в школьном преподавании истории. «В 60 е годы XIX века Стасюлевич М.М.противопоставлял догматическому способу обучения истории по учебнику, содержащему «готовый» материал и «готовые» выводы, реальный метод самостоятельного изучения прошлого учащимися на основании исторических документов».
«В начале XX века идеи Стасюлевича М. М. развил Рожков Н., пропагандируя «лабораторный» метод изучения истории по источникам». Борьба сторонников «реального», «лабораторного» методов против догматического обучения, против системы зубрежки реакционных по содержанию и направлению учебников была прогрессивной в условиях дореволюционной школы. Однако, одностороннее увлечение этим методом страдало переоценкой «исследовательских» возможностей учащихся средней школы и не обеспечивало усвоение ими системы исторических знаний. Эти недостатки, в свое время отмеченные многими передовыми учителями, особенно ярко обнаружились в годы массового применения «лабораторного» и
« исследовательского» метода в качестве основных методов обучения в советской школе в 1920 х и в начале 1930 х годов, когда вместо учебников с их систематическим изложением исторических событий в школе использовались «рабочие книги», содержавшие документальный материал с контрольными вопросами к ним и краткими «заключительными очерками» по темам для самостоятельного изучения.» (17, 23).
Отвергнув после 1934 года «лабораторный» и «исследовательский» методы в качестве основных и ведущих, советская методика рассматривает работу по историческим документам в качестве одного из важных методов изучения истории в школе.
В конце 50 х начале 60 х годов XX века с изданием новых школьных учебников роль материала в обучении выросла, а работа с ним стала составной частью урока.
памятников. Автором разработана типология вопросов при анализе документов, позволяющая знакомить учащихся с некоторыми логическими методами исследования исторических и современных явлений.
В работе Лернера И.Я. поставлен вопрос о необходимости различать виды документов и соответственно определять приемы их изучения.(12; с. 101).
В монографии Дайри Н.Г. документ рассматривается в качестве одного из эффективных средств обучения истории: «. Результаты в области образования, развития и восприятия теснейшим образом связаны с характером и диапазоном источников, из которых черпают знания учащиеся, и их познавательной деятельности; чем они многообразнее и разностороннее (при прочих равных условиях), тем значительнее достигаемые результаты». (6; с.196) Разнообразие источников исторических знаний позволяет знакомить учащихся, как с основами, так и методами науки. Принципы отбора документов раскрыты на примере изучения конкретных тем курса. К числу их Дайри Н.Г. относит правильные отражения документом сущности происходящих событий, освящение документом всех сторон общественной жизни данного периода. Документ должен содержать основу для развития учащихся и применения исследовательского метода, быть кратким и доступным по языку.
Документы помогают усвоению важнейших фактов, понятий, закономерностей общественного развития, формируют убеждения школьников. Использование документального материала активизирует мышление школьников, учит анализу и синтезу при рассмотрении событий прошлого и современности.
Самостоятельный анализ документов вооружает учащихся элементарными навыками исследовательской работы, учит приемам критического осмысления исторических источников.
1.4.Цели и принципы обучения работе с базой документально-методических комплексов (8, с.35-37)
Цели обучения работе с базой исторических документов соответствуют «Концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях РФ» и основным направлениям школьного образования и предполагают:
Развитие исторического мышления учащихся через исследовательскую деятельность на уроке и во внеурочное время.
Формирование умений оценивать разнообразную информацию и делать самостоятельный осмысленный выбор.
Воспитание высоконравственных граждан, осознающих свою ответственность за судьбу Отечества.
Главным в обучении работе с историческими документами является организация учебного процесса таким образом, чтобы основой познавательной деятельности учащихся были: исследовательский метод познания, сравнительно-исторический метод анализа исторического документа и создание условий для творческого развития учащихся.
Основными принципами работы с ДМК являются системность, универсальность, комфортность.
Под системой в данном случае следует понимать постоянное использование работы с историческими источниками как ведущего приема обучения на уроке и во внеурочное время;
Под универсальностью в данном случае понимаются неограниченные возможности использования источников на любом этапе процесса познания (в виде иллюстрации, подтверждение факта, материала для исследования, в плане стимулирования познавательной активности, в плане активизации мыслительной деятельности, а также на любом этапе урока и т.д.);
Под комфортностью в данном случае следует понимать четкую постановку учебной задачи на каждом этапе урока. В этом случае ученики будут чувствовать себя комфортно, ясно представляя задачу, стоящую перед ними;
в интеграции (наличие межпредметных связей).
Вообще, работа с ДМК или с отдельными ИД на уроках истории должна постоянно присутствовать, это заинтересовывает ребят предметом, позволяет взглянуть на событие своими глазами и дает простор для творческой деятельности учителя и ученика.
Одновременно эта работа очень трудоемка.
Трудоемкость для учителя состоит:
— в формировании дидактической базы;
— в постоянном обновлении дидактической базы;
— в большом объеме подготовительной работы к уроку.
Трудоемкость для ученика заключается:
— в проработке определенного объема разноплановых исторических источников, входящих в ДМК;
— в овладении навыками исследовательской работы;
— в необычности работы с учебником (изменяется функция ученика).
Результативность предполагает следующее:
— овладение учащимися умениями и навыками работы с историческими документами;
— сформированность навыков исследовательской работы;
— создание собственной документальной базы для формирования ДМК;
— выход на местную документальную базу;
— формирование у учащихся активной жизненной позиции;
— умение извлекать рациональное из потока информации, иметь свое мнение и уметь аргументировано отстаивать его.
Классификация ДМК идет сообразно учебной программе, в соответствии с разделами, темами, конкретными уроками, а также по историческим проблемам.
Структура ДМК может варьироваться от возможностей учителя по накоплению источников, от возможностей класса и т.д., но обязательно должна состоять из двух частей: содержательной и дидактической.
Содержательная часть ДМК предполагает наличие (по возможности) адаптированных текстов исторических источников разного плана, вида, характера (желательно включение местной документальной базы).
а) документы актового характера (грамоты, законы, приказы, деловая переписка, речи, статистика. );
б) документы повествовательно-описательного характера (летописи, письма, челобитные, мемуары и т.д.);
в) памятники художественного слова (эпос, песни, поэзия, сатира и т.д.);
г) историческая беллетристика;
д) памятники художественного творчества (картины, гравюры, литографии, карикатуры, плакаты и т.д.).
а) хронологические (расположение документов в хронологическом порядке и т.д.);
б) картографические (восстановить на контурной карте маршрут экспедиции или отметить район восстаний, оживить карту и т.д.);
в) воссоздание исторических событий (заполнить схему, воссоздать ход событий и т.д.);
г) аналитические (определить причины восстания, последствия реформ, оценить деятельности какой-либо личности, сопоставить разные точки зрения и т.д.).