Тренер преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту что это
Как стать педагогом по адаптивной физической культуре? Ориентируемся в профстандартах
На данный момент в сфере адаптивной физической культуры (АФК) действуют два утверждённых профстандарта и один в стадии рассмотрения. Эксперт АНО ДПО «УрИПКиП» Крайнов Андрей Николаевич подробно рассказывает о каждом, чтобы помочь выбрать правильную программу.
Адаптивная физическая культура направлена на укрепление здоровья, физическое развитие, реабилитацию и адаптацию людей с особенностями здоровья. Каждый человек инстинктивно стремится к движению, двигательная активность жизненно важна для людей с ОВЗ и инвалидностью. Для достижения положительных результатов занятия должны вестись под руководством профессионального тренера или инструктора.
Рассмотрим, чем отличается функционал таких специалистов, как:
Действующие профстандарты:
Тренер по АФК и адаптивному спорту, согласно профстандарту, проводит тренировки и руководит соревнованиями людей с ОВЗ и инвалидов. Его работа направлена на коррекцию отклонений в состоянии здоровья, компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов и лиц с ОВЗ путём их физической реабилитации, развития и поддержания спортивного потенциала.
Инструктор-методист по АФК и адаптивному спорту, в соответствии с профстандартом, ведёт организационно-методическую работу в целях обеспечения реабилитационных мероприятий посредством АФК и адаптивного спорта лиц с ОВЗ.
Планируемые профстандарты:
Какую профессию выбрать?
В представленном многообразии утверждённых, вновь разрабатываемых, обсуждаемых и принимаемых профессиональных стандартов, как показывает практика, трудно ориентироваться профильным специалистам. Эта ситуация ещё сложнее для людей, стоящих пред выбором новой профессии и образовательной организации. У потенциальных кандидатов в «спортивные педагоги по АФК» возникают правомерные вопросы:
Ответы на эти вопросы содержатся в таблице ниже. Эта информация поможет выбрать программу подготовки с учётом существующих стандартов, подходящую для конкретного человека, учитывающую его профессиональные интересы и способности.
Основные (потенциальные) организации заказчики (работодатели)
Значимость роли инструктора по адаптивной физической культуре в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья
Что такое адаптивная физическая культура (АФК)?
Адаптивная физическая культура включает в себя как минимум четыре крупных области знания
Адаптивная физическая культура представляет собой значительно более широкое явление по сравнению с лечебной физической культурой и физическим воспитанием детей с отклонениями в развитии.
АФК объединяет в себе, помимо названных направлений:
Основные понятия АФК и чем занимается педагог по АФК
Адаптивная ФК – это вид (область) физической культуры человека с отклонениями, включая инвалидов. Инструктор по адаптивной физической культуре обучение ведет социально и индивидуально значимую работу, так как позволяют достичь результатов по созданию всесторонней готовности человека с отклонением в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни.
АФК как вид физической культуры
Преподаватель по АФК благодаря своей работе развивает максимально возможное развитие физического состояния человека, имеющего отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность. Адаптирует его в жизни в обществе, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных физических возможностей (оставшихся в процессе жизни) поддержке его духовных сил. Преподаватель по АФК является одним из главных участников гармонизации для максимально возможной полноценной жизни.
Функции АФК и главные цели специалиста по адаптивной физической культуре
Одним из главных вопросов в теории адаптивной физической культуры является определение ее функций, что поможет шире раскрыть деятельность специалиста и ее роль в жизни общества.
Text»Формирование функций обусловлено не только воздействием физических упражнений на организм и личность человека, но и влиянием объективно существующих других социальных явлений и процессов окружающей жизни, другими социальными институтами, которые образуют устойчивые функциональные связи» (МатвеевЛ.П.,1997).
Приоритетные задачи инструктора по адаптивному физическому воспитанию (образованию)
Компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к АФК.
Задачи, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека: приоритет тех или иных задач во многом обуславливается компонентом (видом) адаптивной ФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.
Принцип или основа, начало, первоначало (лат.principium,греч.αρχή) — это основополагающее утверждение, на основе которого создают научные теории законы, юридические документы, выбирают нормы поведения в обществе.
Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии
Приглашаем вас пройти обучение на курсах инструктора по адаптивной физической культуре. Обучение проходит дистанционно в закрытой части учебного портала. Звоните. Записывайтесь и получайте значимую профессию уже сейчас!
Профессия – специалист по адаптивной физической культуре
Интервью с профессором кафедры адаптивной физической культуры МПГУ Михаилом Дмитриевичем Рипой
Есть профессии, о которых мы много наслышаны: юрист, дизайнер или программист. А есть не менее интересные и важные, но не такие «раскрученные». Дабы расширить представление наших читателей о существующих профессиях, «Абитуриент» предлагает интервью с профессором кафедры адаптивной физической культуры МПГУ Михаилом Дмитриевичем Рипой. Наша беседа – о специалистах по адаптивной физической культуре.
– Михаил Дмитриевич, что такое физкультура, мы знаем. А что такое адаптивная физическая культура?
– Адаптивная физическая культура, или, сокращенно, АФК – это физкультура для людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), также для тех, у кого есть серьезные отклонения в состоянии здоровья, например, больное сердце, плохое зрение, слабый слух – и, наконец, для людей, которые просто недостаточно физически развиты. Например, человек с детства много сидит за компьютером, грудная клетка у него сдавлена, поэтому имеет недостаточный объем, мышцы слабые, осанка нарушена. Он вроде бы здоров, но на уроке физкультуры не может пробежать дистанцию наравне с другими. Вот его надо сначала подвести, так сказать, к «базовому» уровню.
Что касается инвалидов, то тут надо иметь в виду, что речь идет о совершенно разных видах патологии. Сюда относятся ампутанты (не имеющие рук или ног), слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, люди с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич), с нарушением интеллектуального развития и т. д.
При этом внутри одного диагноза тоже возможны большие различия. Скажем, у ампутантов конечность может отсутствовать полностью или частично; при одних формах ДЦП люди не ходят, но свободно владеют руками, могут играть в мяч – значит, могут участвовать в подвижных играх и в соревнованиях, а при других формах – они лишены этой возможности; умственно отсталые, скажем, физически здоровы, но они очень плохо запоминают, поэтому на усвоение навыков бега, например, у них может уйти больше времени, чем у незрячих. В работе с детьми, страдающими таким недугом, очень важно знать, например, что театрализованные уроки более эффективны, а при проведении соревнований для таких детей нужно, чтобы все они получали награды.
Специалист по АФК в своей работе опирается на заключения врачей, психологов, логопедов, дефектологов и других специалистов, использует апробированные методики – и в то же время применяет индивидуальный подход к каждому занимающемуся. Но при этом абсолютно для всех важно основательно развивать мелкую моторику рук, потому что это поможет людям освоить работу на компьютере, освоить навыки письма, шитья, бытовые навыки.
– Таким образом, специалист по АФК – это учитель физкультуры для людей с дефектами здоровья?
– Вы знаете, в популярной литературе и в произведениях в жанре фэнтези довольно часто встречается понятие «параллельный мир». Это либо тонкий мир, существующий одновременно с нами, но не видимый нами, либо мир, в котором живем те же мы, но судьбы наши складываются по-другому. У меня такое ощущение, что люди, о которых мы сейчас говорим, живут словно бы в таком параллельном мире, и зрячий человек не может до конца прочувствовать, как живется слепому. Он может закрыть глаза и постараться представить себе, как это; но каково это – постоянно жить в темноте, он понять не в состоянии. Но вот он вернулся из Афгана, он ослеп – и он сразу всё понял и всё ощутил.
И вот мне кажется, что специалист по АФК – это человек, которому не обязательно нужно пройти Афган, чтобы понять, как живется «на том берегу реки», это человек, который строит мосты и соединяет оба берега в единый город. Ведь зачастую больные и инвалиды оказываются изолированными от обычной жизни общества, порою это вообще существование в четырех стенах. Задачей же специалиста по АФК является, как в йоге, улучшение душевного состояния человека и воспитание у него потребности в саморазвитии и параллельно с этим повышение уровня его физических способностей.
Одновременно с этим специалист по АФК обязан быть очень хорошо образованным, особенно в своей области.
Впрочем, те, чья работа связана с непосредственным общением с людьми, – учителя, тренеры, режиссеры – должны быть хорошими психологами. А уж профессия, о которой мы здесь говорим, учитывая особенности контингента, вдвойне предполагает в человеке не только наличие прирожденных качеств психолога, но и владение научными психологическими методами, с помощью которых он может грамотно воздействовать на личность занимающегося. Например, в группу, где занимаются тотально слепые или слабовидящие, обычный преподаватель войдет, поздоровается и, может быть, представится. А специалист по АФК подойдет к каждому, представится первым, спросит, как того зовут, и поздоровается за руку. Через этот тактильный контакт ученик лучше почувствует, воспримет своего наставника. В дальнейшем это упростит их взаимодействие.
Специалист по АФК должен быть хорошим тренером, а значит – педагогом, то есть он должен правильно обучать своего подопечного. Таким образом, здесь требуется отличное знание не только методики физкультурной и спортивной подготовки, но и дидактических принципов применения этих методик. Неправильно подобранная нагрузка может навредить здоровью и привести к весьма нежелательным последствиям. Например, инвалиды по слуху обучаться плаванию могут, но прыгать в воду с тумбы вниз головой им разрешать нельзя, потому что вода оказывает сильное давление на барабанные перепонки и это может навредить обучаемому.
Специалист по АФК не врач, но понятно, что его деятельность напрямую связана с медициной. Если уж в большом спорте достижение наивысшего результата во многом обусловлено наработками в области спортивной медицины, то специалист по АФК тем более должен отлично разбираться в особенностях того или иного недуга, От него зависит, какой характер нагрузки следует выбрать в конкретном случае и как правильно ее дозировать. Например, «сердечник», выполняя упражнение «насос» (наклоны в стороны с попеременным подтягиванием рук вдоль туловища), сделает его 6–8 раз, а при заболеваниях органов дыхания рекомендуется большее число наклонов, причем с удлиненным выдохом и произнесением на выдохе гласных и согласных звуков.
Вся работа специалиста должна быть направлена на коррекцию, исправление, улучшение морального и физического состояния больного, на повышение его психологической и физической работоспособности, а значит, должна способствовать лучшей адаптации, приспособленности к жизни в реальном, а не в «параллельном» мире.
– Скажите, должен ли тренер жалеть своего подопечного, уступать ему, идти у него на поводу?
– Жалеть в каком смысле? В смысле, подперев кулаком подбородок, вздыхать жалостливо, конечно, нет. А учитывать особенности, стараться понять причину той или иной реакции, разумеется, да. Тренеру нужно иметь большое терпение, быть очень тактичным, он должен обладать большой силой внушения, иногда даже создавать ситуацию искусственного успеха, чтобы подбодрить занимающегося – и, может быть, самое главное: он должен уважать своего ученика. Я вот лично жалею алкоголиков, наркоманов, потому что они страдают самым страшным недугом – потерей личности. А у моих учеников в смысле силы духа самому можно многому поучиться.
Кстати, показательный пример социализации инвалида – Юрий Вересков. О его жизни говорили и писали много. Я был с ним лично знаком. Он передвигался тогда с костылем. Ногу Юрий потерял еще в детстве, но не впал в уныние, а наоборот, начал интенсивно заниматься физическими упражнениями, причем сначала научился ездить на двухколесном велосипеде, крутя педаль одной ногой. Впоследствии стал тренером и активным спортсменом-параолимпийцем.
Тогда еще и понятия АФК не существовало, но были люди, которые обладали знаниями и желанием помочь. Это было начало. А сегодня успехи наших параолимпийцев в мире доказывают, что своевременный их приход в адаптивную физкультуру и адаптивный спорт позволили им не только значительно укрепить здоровье, развить физические качества, но также раскрыть их спортивные таланты, добиться высоких результатов, а главное – убедительно доказать себе и остальным, что человек всегда способен на большее.
Известны многие другие примеры, когда инвалиды с детства, страдающие ДЦП и прочими недугами, становятся учеными, преподавателями, специалистами в разных областях.
Таким образом, возможности адаптивной физкультуры весьма широки, но при условии, что процесс адаптации находится под руководством и контролем квалифицированных и профессионально подготовленных специалистов.
– А где и как можно получить такую профессию?
– В институтах физической культуры на соответствующих факультетах, в некоторых педагогических вузах, в медицинских университетах. Выпускникам средней школы учиться и при очной, и при заочной формах обучения 4 года, а после окончания медицинского или спортивно-педагогического колледжа – 3 года.
Спектр дисциплин подготовки очень широкий. Это вызвано необходимостью, как говорилось выше, разбираться в самых разнообразных вопросах: от методов лечебного массажа до медицинской экспертизы трудоспособности; от тонкостей психологического консультирования до техники безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.
Есть общепрофессиональные дисциплины: теория и методика физической культуры, теория и организация адаптивной физической культуры, психология развития, базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, анатомия, физиология, биомеханика, общая патология. И это далеко не всё. Есть также основные дисциплины для этой специальности: частная патология, психология болезни и инвалидности, возрастная психопатология, физическая реабилитация, массаж, специальная педагогика, адаптивное физическое воспитание, частные методики АФК и многое другое. И, конечно, есть циклы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин.
– На что нужно обратить внимание абитуриенту при выборе данной специальности?
– Профессию эту могут выбирать те девушки и ребята, кто связан с физической культурой и спортом. Я не имею в виду обязательное наличие у них высоких спортивных званий. Я считаю, что дорога в эту профессию открыта тем, кто любит физкультуру и верит в нее как в живительный источник здоровья, воспитания личности и самоутверждения в нашем непростом мире.
Нужно хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку, хорошо знать биологию и обществознание и иметь хорошую физическую форму, поскольку вузы могут проводить тестирование физической подготовленности будущих студентов – например, бег на 1000 и 100 м, прыжок с места, подъем туловища из положения лежа, наклон вперед из положения седа, подтягивание на высокой перекладине для юношей и на низкой для девушек.
– Чтобы быть объективными, давайте поговорим и о сложностях данной профессии.
– Направление наше в России сравнительно молодое, так что на пути этой профессии объективно возникают и трудности, которые необходимо преодолевать. В частности, пока еще далеко не все руководители образовательных учреждений осознают значимость и необходимость АФК. Поясню: иногда выпускники вуза, обращаясь по вопросам трудоустройства в школу, сталкиваются с тем, что ставки для учителей физкультуры есть, больных учащихся немало, но нет четко прописанных положений о том, кто же такой специалист по АФК в школе.
– Михаил Дмитриевич, насколько эти сложности непреодолимы и чего в этой профессии больше: плюсов или минусов?
– Поскольку назрела объективная необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров по адаптивной и лечебной физической культуре, вопросы регулирования правового положения, трудоустройства, финансирования, я убежден, будут решены. А сегодня уже можно с большой долей уверенности утверждать, что избранный курс подготовки специалистов приносит свои плоды. Иначе, наверное, не может быть, потому что студенты, например, нашего вуза по специальности АФК достаточно успешно проходят серьезную организационно-педагогическую практику на базе ведущих центров реабилитации и коррекционных учреждений разного типа. Там им удается совместить полученные теоретические знания с освоением практических умений и навыков будущей профессии. Наиболее отличившиеся в ходе проведения практики студенты нередко получают возможность трудоустроиться в этих же учреждениях.
– А где вообще работают специалисты по АФК?
– Как устроиться на работу? Можно обратиться в органы здравоохранения или образования, куда поступают запросы на специалистов данного профиля, можно получить информацию через Интернет или в тех учебных заведениях, которые заканчивали. В общем, обычным путем.
Такие специалисты нужны во всех образовательных учреждениях, где есть учащиеся, отнесенные к спецмедгруппе. Они нужны в специальных образовательных учреждениях – речь, прежде всего, идет о школах-интернатах для детей с дефектами развития, о детских домах-интернатах, о психоневрологических диспансерах, о классах коррекции и о коррекционных детских садах. Существуют и детско-юношеские спортивные школы для людей с отклонениями здоровья, федерации, клубы. А кроме того, специалист по АФК найдет себе работу в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, домах отдыха.
Вообще он может работать преподавателем, тренером, методистом. Может вести научно-исследовательскую работу, быть консультантом. А еще может работать и в органах управления физической культурой и спортом – федерального, республиканского или регионального уровней.
Среди наших выпускников есть сотрудники известных фитнес-центров, физкультурно-спортивных клубов, клиник и госпиталей, преподаватели лицеев и гимназий, инструкторы ЛФК, спортивные менеджеры. Многие из них занимаются частной практикой, владея в совершенстве техникой разных видов массажа.
И вообще, возможность применить себя у специалиста по АФК большая. Почему? Потому что в современных условиях многие ослабленные и больные люди хотят наравне со здоровыми сверстниками играть в футбол и баскетбол, заниматься тяжелой атлетикой и гольфом, плавать, ходить в длительные туристические походы. Обо всем об этом еще недавно не приходилось многим и слышать. Но сегодня люди с ограниченными возможностями занимаются освоением компьютерной техники, приобретают интересные профессии и ремесла, желают быть гражданами, полезными для общества.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. N 528н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. N 528н
«Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту»
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту».
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 сентября 2014 г.
Регистрационный N 33933
ГАРАНТ:
См. справку о профессиональных стандартах
ГАРАНТ:
должностную инструкцию тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре (коррекция отклонений в развитии и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) посредством осуществления тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе)
должностную инструкцию тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре (осуществление тренировочного процесса и руководство состязательной деятельностью лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп на тренировочном этапе/этапе спортивной специализации)
должностную инструкцию тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре (осуществление тренировочного процесса на этапе начальной подготовки)
должностную инструкцию тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре (проведение тренировочных мероприятий и руководство состязательной деятельностью лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп на этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего спортивного мастерства)
Профессиональный стандарт
Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту
С изменениями и дополнениями от:
Информация об изменениях:
Приказом Минтруда России от 12 декабря 2016 г. N 727н в раздел I внесены изменения
Коррекция отклонений в физическом и умственном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Максимально возможная коррекция отклонений в развитии и здоровье, как можно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп с помощью средств и методов физической культуры
Преподаватели в системе специального образования
Специалисты по методике обучения и воспитательной работы
Отнесение к видам экономической деятельности:
Образование основное общее
Образование среднее общее
Образование профессиональное среднее
Образование дополнительное детей и взрослых
Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки
Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам
Деятельность в области спорта прочая
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
уровень (подуровень) квалификации
Коррекция отклонений в развитии и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) посредством осуществления тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе
Формирование групп занятий в зависимости от функциональных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
Проведение практических занятий и тренировок с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп по утвержденным программам с учетом специфики спортивно-оздоровительного этапа
Развитие у обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп интереса к занятиям спортом, формирование представлений о теоретических основах физической культуры
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе
Осуществление тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
Осуществление отбора и перевода лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп в группы и секции этапа начальной подготовки (по виду спорта)
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп основам техники двигательных действий (по виду спорта)
Формирование у обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп представлений о теоретических основах вида спорта, спортивной этике
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
Осуществление тренировочного процесса и руководство состязательной деятельностью лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)
Осуществление отбора лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп в группы и секции тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду спорта
Формирование разносторонней общей и специальной физической, технико-тактической подготовленности, соответствующей специфике вида адаптивного спорта
Формирование навыков соревновательной деятельности
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)
Проведение тренировочных мероприятий и руководство состязательной деятельностью лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп на этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего спортивного мастерства
Осуществление отбора лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп в группы и секции этапа совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства (по виду спорта)
Совершенствование специальных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
Развитие навыков соревновательной деятельности спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп на этапе совершенствования спортивного мастерства, этапе высшего спортивного мастерства (по виду спорта)
Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства, этапе высшего спортивного мастерства (по виду спорта)
Руководство работой тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре
Планирование работы тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре
Контроль и анализ результатов работы тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре
Внедрение новейших методик осуществления тренировочного и соревновательного процесса в адаптивной физической культуре и адаптивном спорте
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Коррекция отклонений в развитии и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) посредством осуществления тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе
Происхождение обобщенной трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Возможные наименования должностей
Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование в области адаптивной физической культуры
Требования к опыту практической работы
Особые условия допуска к работе
Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством порядке
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
Преподаватели в системе специального образования
Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре
Педагог по адаптивной физической культуре
Педагог по адаптивной физической культуре
Учитель адаптивной физической культуры
Педагог по физической культуре и спорту
Педагог по физической культуре и спорту с углубленной подготовкой
3.1.1. Трудовая функция
Формирование групп занятий в зависимости от функциональных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Изучение данных физической подготовленности лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
Исследование содержания индивидуальных программ адаптации и исходных данных физической подготовленности занимающихся
Укомплектование групп для занятий адаптивной физической культурой на основе дефекта и психофизического состояния лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, а также степени функциональных возможностей, к которой относится занимающийся
Консультирование поступающих в группы для занятий адаптивной физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, их родителей (законных представителей) относительно выбора программ адаптивной физической культуры, содержания учебных программ, режима занятий и иных вопросов, связанных с тренировочным процессом
Выполнять диагностику уровня физической подготовленности поступающих на программы адаптивной физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
Выявлять функциональные возможности, дефект и оценивать психологическое состояние поступающих на программы адаптивной физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
Выполнять распределение поступающих по группам с учетом их функциональных возможностей и сохранять состав занимающихся в течение всего срока обучения
Устанавливать педагогически целесообразные отношения с поступающими, обучающимися, родителями (законными представителями)
Теория и методика адаптивной физической культуры
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
Гигиенические основы физического воспитания
Формы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями)
Основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций
Современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма
Показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре
Основы работы с персональным компьютером: с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами
Этические нормы в области спорта
Порядок составления плана проведения групповых занятий
Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
3.1.2. Трудовая функция
Проведение практических занятий и тренировок с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп по утвержденным программам с учетом специфики спортивно-оздоровительного этапа