Трекерная музыка что это
Трекерная музыка
Тре́керная (модульная) музыка — музыка, созданная на компьютере при помощи программы-«трекера» (англ. track — дорожка), представляющей собой специализированный музыкальный редактор. В современных популярных ОС трекерные файлы (MOD, XM, S3M, IT и пр.) проигрываются большинством медиаплееров, например, Winamp, foobar2000, AIMP, VLC, XMPlay, Amarok, Audacious, Modplug и другими.
Содержание
Принцип действия
Трекерная музыка занимает промежуточную нишу между цифровой звукозаписью (WAV, MP3) и нотной записью (MIDI). А именно, в модуле (так, по традиции, называется трекерный файл) хранятся как звукозаписи инструментов в импульсно-кодовой модуляции, так и партитура мелодии, включающая ноты и названия эффектов.
Компьютер Commodore Amiga имел чрезвычайно мощный звуковой сопроцессор, выдававший качественную музыку без обращения к дискам и с минимальной нагрузкой на процессор. Многие особенности трекерных форматов уходят корнями к Amiga. В частности: есть ограниченное число звуковых дорожек (в Amiga — четыре), и на каждой из них одновременно может играть одна нота. Высота звука определяется скоростью проигрывания сэмпла (каждый из четырёх каналов позволял устанавливать свою частоту дискретизации, не зависящую от остальных). Список эффектов также основан на наборе, аппаратно реализованном в Amiga.
Методы создания
Так как программы-трекеры создаются в основном любителями, трекерную музыку обычно пишут также музыканты-любители. Методы создания трекерной музыки довольно специфичны, и больше напоминают программирование, чем набор партитуры произведения, что делает их не очень удобными для профессиональных музыкантов, однако более доступными для людей без музыкального образования. Это не означает, что трекерная музыка изначально плоха или проста с музыкальной точки зрения, она скорее представляет собой альтернативный подход к музыке. Среди музыкантов, использующих трекер в качестве основного инструмента, немало очень талантливых людей, ими создаётся множество хороших композиций.
Трекеры как инструмент создания музыки очень активно используются в рамках «демосцены» — компьютерной молодежной субкультуры, сформировавшейся в 1990-е годы ещё до широкого распространения Интернета. Существует и отдельная «трекерная сцена», или «MOD-сцена» (в честь «базового» формата MOD), в рамках которой независимые авторы из разных стран обмениваются своими композициями. Такие авторы также называются «трекеры», могут использоваться термины «трекерщик» или «MOD-музыкант».
Принципы распространения
Принципы распространения этой музыки похожи на принципы Open Source — произведения бесплатны, имеют «открытый исходный код», авторы не несут ответственности за их качество, и т. п. До появления легкодоступных сборников семплов была широко распространена практика заимствования семплов из чужих файлов. Во второй половине 90-х появились сайты, где можно было размещать свою музыку и получать на неё рецензии от других музыкантов (en:Mod Archive, en:Trax in Space и множество других). Таким образом произведения, написанные энтузиастами-непрофессионалами, получали распространение во многих странах мира. Сообщество трекерных музыкантов стало одним из первых крупных мировых «тематических» интернет-сообществ. У него были свои знаменитые композиторы и группы, множество локальных ответвлений в разных странах, где активисты поддерживали тематические сайты, проводили конкурсы и вечеринки.
К настоящему времени, по мере совершенствования техники, ПО и увеличения пропускной способности бытовых интернет-соединений, область применения трекерной музыки несколько уменьшилась. Однако и сейчас существует большое количество музыкантов, специализирующихся на ней, среди них проводятся конкурсы. Также трекерная музыка за счёт её технических особенностей нередко применяется на маломощных игровых системах и на PC в играх небольшого объёма.
Трекерную музыку можно часто услышать в кейгенах и других crack’ах.
Трекерная музыка глазами разработчика
Кажется, тема трекеров раскрыта в статьях неоднократно. Явлению без малого 27 лет, но по сей день хакерское число-буквенное представление музыки окутано аурой таинственности, ведь превращение «шума» на экране в красивейшую композицию — ничто иное, как магия. Что же в основе? И почему трекеры популярны по сей день? Попытаюсь ответить на эти вопросы с точки зрения разработчика подобных программ.
Первым в мире трекером принято считать программу Ultimate SoundTracker, написанную немецким разработчиком и композитором Карстеном Обарски в 1987 году для компьютера Commodore Amiga. Программа была создана в первую очередь для написания музыки к играм. Своим внешним видом она напугала немало музыкантов с классическим образованием. Ее называли сложной и лишенной логики. Выглядел первый трекер примерно так:
Не смотря на критику, у программы впоследствии появилась армия поклонников, самые продвинутые из которых взломали оригинальный код и на его основе неофициально стали выпускать улучшенные клоны. К примеру, так выгдядел достаточно популярный клон под названием NoiseTracker:
Но откуда такой странный интерфейс? Где нотный стан и знакомые для музыкантов символы? Давайте разберемся.
Commodore Amiga обладал революционными аппаратными характеристиками для домашнего компьютера того времени. В частности, на нем был установлен звуковой чип Paula — настоящий цифровой сэмплер. В оперативной памяти компьютера лежало несколько фрагментов записанных звуков (сэмплов) в формате PCM 8-бит. Чип Paula мог играть одновременно четыре таких сэмпла, динамически меняя их громкость и скорость — это давало четыре независимых канала (или дорожки), на каждом из которых могла играть определенная последовательность из сэмплов. Но четыре канала — не так уж много, при написании сложной музыки нужно очень аккуратно их использовать. Например, взяв аккорд из трех нот у нас останется ровно один канал, на котором нужно умудриться расположить барабаны и бас. Поэтому интерфейс первых трекеров — это ничто иное, как пульт управления звуковым чипом, представление компьютерной музыкальной композиции на самом низком уровне. Мы видим четыре аппаратных канала (колонки), и некую последовательность действий внутри. Все параметры чипа полностью подконтрольны пользователю. Это, кстати, объясняет смысл популярного направления чиптюн — музыки, написанной для аудиочипа (хотя сегодня чаще всего используются эмуляторы известных чипов, или вообще некая стилизация).
MOS8364 Paula — звуковое сердце компьютера Amiga
А коль скоро трекерная музыка — это программа в буквенно-цифровом виде, то и редактировать ее можно, как в текстовом редакторе, при помощи обычной компьютерной клавиатуры. Отсюда вытекает один важный плюс трекеров — ноты и ритмические рисунки можно вбивать очень быстро, по аналогии со скоростным печатанием текста.
Еще один плюс исходит из желания программистов все упрощать. А именно: часто повторяющиеся куски кода нелепо каждый раз переписывать с нуля — достаточно выделить их в отдельные подпрограммы и далее в нужных местах указывать адреса этих подпрограмм. Так же и в музыкальном коде. Например, припев повторяется два раза. Просто дублировать его вручную — неудобно и неэкономично. Поэтому мы выделяем припев в отдельную подпрограмму, которая в среде музыкальных редакторов называется паттерн (кусок партитуры), и далее по ходу композиции в нужных местах выставляем номер этого паттерна. Кроме того, если в дальнейшем вы захотите изменить пару нот в припеве, то сделать это нужно будет лишь в одном паттерне, а не во всей композиции целиком. В классических трекерах имеется список паттернов. Он говорит, в каком порядке играть паттерны и внешне выглядит, например, так: 01, 02, 03, 03, 01, 01. После нажатия PLAY трекер начинает этот список читать и играет паттерны ровно в том порядке, в котором они указаны. В Ultimate SoundTracker размер паттерна был жестко задан — 4 канала, 64 строки.
Схема работы трекера. В процессер эволюции нагрузка непосредственно на звуковой чип уменьшалась, т.к. мощности компьютеров стало хватать на программный синтез и обработку звука.
Ну и завершающая фишка классических трекеров — формат файлов для хранения музыки. Самый распространенный из них — формат MOD, который пришел с Ultimate SoundTracker и укоренился в трекерном пространстве на года, даже после того, как PC сместил Амигу со сцены. Прелесть такого файла в том, что в нем хранится вся необходимая информация для проигрывания и редактирования: сэмплы, паттерны и некоторые дополнительные параметры. Скачав MOD, вы услышите музыку именно в том виде, в котором задумывал ее автор, с мельчайшими нюансами. А если понравится — без труда сможете позаимствовать сэмплы или сделать ремикс, изменив содержимое паттернов. Сегодня огромный архив MOD-музыки вы можете найти на сайте Mod Archive.
Подборка MOD-композиций от Jogeir Liljedahl
Что же было дальше? Количество клонов SoundTracker росло. Они обрастали новыми функциями, совершенствовался интерфейс, увеличивалось количество каналов, нагрузка смещалась с железа на софт. Трекерная музыка стала частью компьютерной субкультуры Demoscene. Amiga уходила в прошлое, и трекеры переползали на другие платформы, самой массовой из которых стала конечно же PC. Тут появились новые трекерные форматы 2-го поколения: S3M (Scream Tracker), XM (FastTracker), IT (Impulse Tracker). И пока домашние компьютеры не отличались большой производительностью, а файлы по сети передавались с черепашьей скоростью — MOD-музыка стала своеобразной заменой современного MP3, так как файлы с неплохим звуком могли весить считанные килобайты.
Impulse Tracker (DOS) — самый мощный трекер 2-го поколения
Трекерная музыка. Приобщаемся к великому
Представляю вашему вниманию подборку из 15 моих любимых V2M-композиций от товарищей Farbrausch. Для прослушивания достаточно запустить Exe-шник. Обращаем внимание на его размер и на качество звучания!
(Это не вирус, клянусь кармой, сам лично компилил)
Сразу оговорюсь, не работает в Висте и Windows 7, почему — не знаю =(, т.к. не использую и полный профан в системном программировании, если кто подскажет, почему — буду благодарен. В *nix под Wine должно работать.
Прежде чем начать повествование рекомендую освежить в памяти эти хабратопики
Как то так случилось, что я увлекся всякими трекерными мелодиями.
У меня в универе был лектор (по ТФКП), который любил на лекциях пофилософствовать о связи музыки и математики, и довольно интересно, надо сказать. И, по-моему, трекерная музыка — это именно та музыка, которая ближе всего находится к математике.
Опять отвлекусь и дам ссылку на другие «самые-самые» трекерные композиции: http://websound.ru/tracked-music.htm (и вообще всячески рекомендую этот сайт о музыке websound.ru). Только убедительно заклинаю слушать их не через Winamp (а он может), а через XMPlay — по моему опыту — самое адекватное воспроизведение модулей.
Ребята из Farbrausch (в лице kb) пошли дальше и создали свой музыкальный движок v2. Музыка, созданная в нем и звучит в потрясающих демках этого демомейкерского коллектива. Собственно, я подозреваю, самой v2m-музыки в природе существует не так много (если неправ — поправьте, буду приятно удивлен и благодарен), но то что есть можно скачать, например, тут (около 200 изумительно звучащих мелодий размером всего 1 Мб) для проигрывания рекомендую in_v2m.dll плагин для винампа отсюда (т.к. сдается, что новая версия 1.5 плагина, доступная на авторском сайте у меня проигрывала некоторые v2m-ки некорректно). Отличие этого формата от классических трекерных мелодий в том, что в нем совершенно не используются семплы, а все инструменты и эффекты, включая синтез голоса, программно генерируются движком.
Ну и вот мне захотелось немножко «приобщиться к великому» и попробовать скомпилять экзешник с музычкой, во-первых чтоб узнать, как же эти гении-демосценеры добиваются таких крошечных размеров демок, а во-вторых просто чтоб поделиться с вами своими любимыми v2m-композициями.
Я взял за основу файлик tinyplayer.cpp приведенный как пример использования API (отсюда). Он представлял собой исходник проигрывания одной музычки, которая вкомпилировалась в него прямо в коде типа такого:
Скопировал нужные v2m-ки в папку, создал там скриптик gen_tunes.py содержанием:
lst = []
for b in data:
lst.append(hex(ord(b)))
t+=1
if t % 16 == 0:
lst[-1] += ‘\n\t’
for fn in glob.glob( ‘*.v2m’ ):
f = open(fn, ‘rb’ )
data = f.read()
writeTune(i, data)
listOut.write( «%s, %s\n» % (i, fn))
И как я уже говорил, tinyplayer.cpp был дополнен следующим образом:
// it is advised to look into the compiler settings to see why the
// final exe takes only 52k (or 12.5k after being packed with an
// executable packer)
// we need: windows.
#define WIN32_LEAN_AND_MEAN
#include
// a few fakes coming up because this gets compiled without any stdlib and so
// we don’t even have printf() :
static HANDLE stdout;
static void print( const char *text)
<
unsigned long bw;
int len=0;
while (text[len]) len++; // yeah, strlen() also is a luxury. 🙂
WriteFile(stdout,text,len,&bw,0);
>
// VC needs this symbol as soon as something uses floating point numbers
// (and libv2 does):
extern «C» int _fltused;
int _fltused;
const unsigned char * songData[] = <
tune_0,tune_1,tune_2,tune_3,tune_4,tune_5,tune_6,tune_7,
tune_8,tune_9,tune_10,tune_11,tune_12,tune_13,tune_14
>;
static void playSong( int current) <
print( «\r \r» );
writeSongLine(current);
ssStop();
ssClose();
ssInit(songData[current],GetForegroundWindow());
ssPlay();
>
int SONG_NUM_MAX = 14;
int main( int argc, char *argv[])
<
// we need this for print() to work
stdout=GetStdHandle(STD_OUTPUT_HANDLE);
// print a bunch of senseless info..
print( «Farbrausch Tiny Music Player v0.2\n» );
print( «Code and Synthesizer (C) 2000-2004 kb/Farbrausch\n» );
print( «Compiled by: Xonix\n\n» );
print( «Now playing (ESC to quit, UP/DOWN to select):\n» );
playSong(current);
if (ssGetTime() > (songDurations[current] + 1) * 1000) < // song ended
if (current else
current = 0;
playSong(current);
>
Sleep ( 10 );
>
// stop and deinit the player
ssStop();
ssClose();
Для компиляции использовал как ни странно QtCreator + Mingw, ибо Visual Studio, простите, не осилил (люблю когда все явно, т.е. я вижу что запускается при компиляции и т.д.).
Тут обращаю внимание товарищей, потянувшихся к кнопочке «-«, что это пожалуй первый, осознанно скомпиленный мною C++ код =)
Так же пробовал beroexepacker — ужал лучше, но остановился на первом варианте, т.к. антивирусы знают upx и умеют его распаковывать в поисках вирусов, а после этого товарища — не умеют.
И наконец пробовал «ужиматор» kkrunchy — именно им пользуются сами ребята из Farbrausch, и действительно он ужал ровнехонько до 64000 байт, но при этом exe-шник ну ооооочень долго стартовал.
Из недостатков: екзешник использует глобальные хуки для перелистывания/выхода. Как сделать иначе — не знаю, а автор kb по этому поводу оставил комментарий
// yep, I know this will stop even if we don’t have focus. I simply don’t care.
я тоже не стал заморачиваться.
Трекерная музыка
Я полагаю, что немногие пользователи интернета из тех, кому меньше 25 лет, знают что такое трекерная музыка. Я же еще застал то время, когда многие компьютеры были без звуковой карты, но, тем не менее, на них можно было слушать музыку через PC-Speaker. И так как размер жестких дисков был порядка 40-100 Мб, а на компьютерах типа «Поиск» вообще не было HDD, а было только два 5,25” дисковода, то возможностей послушать музыку из компьютера было не много. В то время были популярны музыкальные модули – файлы с расширением mod, которые представляли собой законченные музыкальные композиции. Объем таких файлов был порядка 100-200 кб и воспроизводились они программой Visual Player, которая имела возможность выводить музыку через PC-Speaker. Файлы *.mod – это была первая трекерная музыка, с которой я столкнулся. Хотя расцвет создания mod модулей и пришелся на первую половину 90х годов, тем не менее, современные медиаплееры (например – WinAMP) продолжают поддерживать этот формат. Вот пример mod модуля тех лет: хит AC-DC, используется 20 семплов, размер 237 кб, продолжительность звучания 2:21 (1993 год).
скачать
Затем, в 1997-98 гг., когда вычислительная мощность компьютеров возросла, стали популярны трекеры (программы для создания трекерной музыки), которые уже могли использовать 16 битные семплы, и в которых было больше 4 дорожек. Яркими представителями этого семейства являются DOS программы Impulse Tracker (модули имеют расширение *.it) и Fast Tracker (расширение *.xm). Модули, сделанные в этих программах, стали приятно звучать. С развитием интернета энтузиасты в деле написания трекерной музыки начинают выкладывать свои творения в сеть, и даже организовывать фестивали трекерной (demo) музыки. Это явление очень соответствует девизу DIY – Do It Yourself (сделай сам). Можно сказать, что трекерная музыка – это народная музыка, которая есть продукт переосмысления людьми популярной и не очень «профессиональной» музыки.
Вот видео, на котором можно видеть Impulse Tracker, который проигрывает модуль:
А вот несколько модулей:
Стоит также сказать, что трекерная музыка тесно связана с таким понятием как демосцена. Программисты, дизайнеры, музыканты (это может быть и один человек) делают занимательные вещи (demo): аудио-визуальные произведения футуристического характера. Суть в том, что это программа (обычный exe файл, если речь о Windows), а не видеофайл, и качество клипа сильно зависит от возможностей процессора и видеокарты. Стоит отметить, что зачастую идет борьба за то, что бы размер этого exe файла был минимальным. Например есть номинация 64к, т.е. все видео, звук – умещаются в программе размером в 64 кб. И при программировании звукового сопровождения как раз и используется идеология трекерной музыки.
Еще один пример симпатичного на слух модуля:
morninfizik
С триумфом Windows, появлением VST синтезаторов и, доступных на домашнем PC, уже почти профессиональных программ для работы со звуком, трекеры не умерли. Трекеры новой волны представляют собой целые комплексы для написания музыки: музыкант имеет возможность для каждого трека собирать свою студию, которая состоит из синтезаторов и обработчиков звука, которые соединены проводами.
Причем имеется и поддержка VST синтезаторов. Примерами таких программ могут служить Buzz digital composer (http://buzzmachines.com ) и Psycle (http://psycle.pastnotecut.org). Обе эти программы совершенно бесплатны.
Трекерная музыка
Содержание
Принцип действия [ | ]
Трекерная музыка занимает промежуточную нишу между цифровой звукозаписью (WAV, MP3) и нотной записью (MIDI). А именно, в модуле (так по традиции называется трекерный файл) хранятся как звукозаписи инструментов в импульсно-овой модуляции, так и партитура мелодии, включающая ноты и названия эффектов.
Компьютер Commodore Amiga имел чрезвычайно мощный звуковой сопроцессор, выдававший качественную музыку без обращения к дискам и с минимальной нагрузкой на процессор. Многие особенности трекерных форматов уходят корнями к Amiga. В частности: есть ограниченное число звуковых дорожек (в Amiga — четыре), и на каждой из них одновременно может играть только одна нота (подобное ограничение существует и в простых реализациях MIDI). Высота звука определяется скоростью проигрывания семпла (каждый из четырёх каналов позволял устанавливать свою частоту дискретизации, не зависящую от остальных). Список эффектов также основан на наборе, аппаратно реализованном в Amiga.
Методы создания [ | ]
Так как программы-трекеры создаются в основном любителями, трекерную музыку обычно пишут также музыканты-любители. Методы создания трекерной музыки довольно специфичны, и больше напоминают программирование, чем набор партитуры произведения, что делает их не очень удобными для профессиональных музыкантов, однако более доступными для людей без музыкального образования. Это не означает, что трекерная музыка изначально плоха или проста с музыкальной точки зрения. Она скорее представляет собой альтернативный подход к музыке. Среди музыкантов, использующих трекер в качестве основного инструмента, немало очень талантливых людей, ими создаётся множество хороших композиций.
Трекеры как инструмент создания музыки очень активно используются в рамках «демосцены» — компьютерной молодёжной субкультуры, сформировавшейся в 1990-е годы ещё до широкого распространения Интернета. Существует и отдельная «трекерная сцена», или «MOD-сцена» (в честь «базового» формата MOD), в рамках которой независимые авторы из разных стран обмениваются своими композициями. Такие авторы также называются «трекеры», могут использоваться термины «трекерщик» или «MOD-музыкант».
Принципы распространения [ | ]
Принципы распространения этой музыки похожи на принципы open source — произведения бесплатны, имеют «открытый исходный », и т. п. До появления легоступных сборников семплов была широко распространена практика заимствования семплов из чужих файлов. Во второй половине 1990-х годов появились сайты, где можно было размещать свою музыку и получать на неё рецензии от других музыкантов (en:Mod Archive, en:Trax in Space и множество других). Таким образом произведения, написанные энтузиастами-непрофессионалами, получали распространение во многих странах мира. Сообщество трекерных музыкантов стало одним из первых крупных мировых «тематических» интернет-сообществ. У него были свои знаменитые композиторы и группы, множество локальных ответвлений в разных странах, где активисты поддерживали тематические сайты, проводили конкурсы и вечеринки.
К настоящему времени, по мере совершенствования техники, ПО и увеличения пропускной способности бытовых интернет-соединений, область применения трекерной музыки несколько уменьшилась. Однако и сейчас существует большое количество музыкантов, специализирующихся на ней, среди них проводятся конкурсы. Также трекерная музыка за счёт её технических особенностей нередко применяется на маломощных игровых системах и на PC в играх небольшого объёма.
Трекерную музыку можно часто услышать в кейгенах и других crack-ах.
Трекерная музыка в Рунете [ | ]
В архивах MOD-файлов можно найти множество композиций, созданных русскоязычными трекерщиками. Российская секция есть, в частности, в архиве s3m.com. [4] Основной российский трекерный сайт — t.r.a.c.k.e.r.s, открытый в 1997 году. [5] Существуют российские демопати DiHalt и Chaos Constructions. Также существуют достаточно многочисленные сообщества, посвященные трекерам и трекерной музыке, в широко распространённых русскоязычных социальных сетях.
См. также [ | ]
Примечания [ | ]
Ссылки [ | ]
1,3 Гб чистой xm, mod, s3m, it (архивы по 100—600 Мб) и ещё