Трансцендентное знание что это
Трансцендентальное
Не следует путать с термином Трансцендентность.
Трансцендента́льное (от лат. transcendens — выходящий за пределы) — связывающее части содержания, находящиеся по разные стороны некоторого предела. Это понятие имеет долгую историю и не сразу приобрело то значение, которое является наиболее распространённым и которое приведено в определении.
Русское слово является практической транскрипцией лат. transcendens (возможно, через посредничество нем. transzendental ). Это латинское прилагательное образовано в средневековой латыни от причастия transcendens (родительный падеж transcendentis) — «перешагивающий», «выходящий за пределы», в философии «трансцендентный», образованный от глагола transcendo — «переступаю», «перешагиваю».
Содержание
Трансцендентальное и трансцендентное
В строгом философском смысле «трансцендентность» означает пребывание за пределами возможного опыта (запредельность), тогда как «трансцендентальность» имеет отношение к познанию и к условиям нашего опыта. Бертран Рассел сравнивал трансцендентальное с призмой, посредством которой мы смотрим на мир. Отсюда все трансцендентальное в отличие от трансцендентного имманентно нашему сознанию и находится у нас «в голове», однако оно не подлежит наблюдению. Так, согласно Канту, к области трансцендентального относятся, например, такие понятия как пространство и время, которые характеризуют не столько мир, сколько нашу способность воспринимать мир (Кант, «Критика чистого разума», раздел «Трансцендентальная эстетика»).
Средневековая философия
В философии И. Канта трансцендентальными называются априорные формы познания, которые обуславливают и определяют возможность всякого опыта и организовывают наше познание. Трансцендентальными формами чувственности являются пространство и время, трансцендентальными формами рассудка — категории (субстанция, причинность и др.), трансцендентальными формами разума — регулятивные идеи чистого разума (идеи Бога, души, мира как целого). Трансцендентальное (априорное) противостоит, с одной стороны, эмпирическому (опытному, апостериорному), которое оно оформляет, а с другой стороны, — трансцендентному — выходящему за пределы опыта, вещам в себе. Соответственно, субъекту познания присуще трансцендентальное единство апперцепции. К области трансцендентальной диалектики Кант относит неразрешимые [прояснить] вечные [прояснить] философские вопросы о начале мира, Боге и нашей свободе.
Трансцендентальное познание, по Канту, — это познание априорных условий возможного опыта. Именно оно является задачей трансцендентальной философии:
После Канта
В XIX веке понятие «трансцендентальное» подхватили американские романтики-трансценденталисты, которые понимали под этим словом нечто изначальное, неиспорченное, девственное и близкое к природе.
Связанные термины
Организации и сочинения
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Трансцендентальное» в других словарях:
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ — (от лат. transcendent, transcendentalis перешагивающий, выходящий за пределы) возникший в средневековой философии фундаментальный филос. и теологический термин, претерпевший за свою историю существенные изменения в значении. Первоначально Т.… … Философская энциклопедия
трансцендентальное — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (от лат. transcendens, transcendentalis перешагивающий, выходящий за пределы) возникший в средневековой философии фундаментальный философский термин, уходящий своими корнями в античность и претерпевший за свою историю… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ — ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (лат. transcendens перешагивающий, выходящий за пределы) термины схоластической философии, фиксирующие специфику трактовки теизмом бытия Бога Как непостижимого при помощи человеческих способностей и имманентно … История Философии: Энциклопедия
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ — см. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ … Новейший философский словарь
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ (нем transzendentale Einheit der Apperzeption) понятие философии Канта, введенное им в “Критике чистого разума” Апперцепцией вообще Кант называет самосознание, разделяя эмпирическую и первоначальную… … Философская энциклопедия
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОЗНАЧАЕМОЕ — фундаментальный термин постмодернистской текстологии, фиксирующий в своем содержании якобы стоящий за текстом внетекстуальный референт как онтологический гарант определенности текстовой семантики. Понятие ‘Т.О.’ введено Дерридой в контексте мета… … История Философии: Энциклопедия
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ (relati transcendens, relatio transcendentalis) в средневековой философии особый вид “перешагивающих” отношений, которые отличаются как от реальных и рациональных, так и категориальных (предикаментальных)… … Философская энциклопедия
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЧИСЛО — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЧИСЛО, см. ЧИСЛО ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ … Научно-технический энциклопедический словарь
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ — (трансцендентальный синтез способности воображения, трансцендентальная способность воображения, продуктивная способность воображения, творческое воображение, чистое воображение, чистая способность воображения a priori и т.п.) одно из наименее… … История Философии: Энциклопедия
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ — в философии Канта единство самосознания, производящее чистое наглядное представление ‘я мыслю’, данное до всякого мышления и в то же время не принадлежащее чувственности; представление, которое должно иметь возможность сопровождать все остальные… … История Философии: Энциклопедия
Что такое трансцендентность, или почему мы не можем познать самих себя
Варламова Дарья
«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в неправильном значении. В этом выпуске — что находится за порогом восприятия, что общего у Бога с числом и почему трансцендентность и трансцендентальность — не одно и то же.
Слово «трансцендентный» обычно ассоциируется с трансцендентальной медитацией и разнообразной эзотерикой. Но чтобы употреблять его правильно, нужно как минимум отличать его от термина «трансцендентальный», а как максимум — вспомнить его роль в работах Канта и других философов.
Это понятие произошло от латинского transcendens — «переступающий», «превосходящий», «выходящий за пределы». В целом он обозначает то, что принципиально недоступно для эмпирического познания или не основано на опыте. Предпосылки термина возникли еще в философии неоплатонизма — основатель направления Плотин создал учение о Едином — всеблагом первоначале, которое невозможно познать ни усилием мысли, ни с помощью чувственного опыта. «Единое не есть сущее, но родитель его» — объясняет философ.
Полнее всего термин «трансцендентный» был раскрыт в философии Иммануила Канта, где он использовался для характеристики вещей-в-себе, существующих независимо от сознания и действующих на наши органы чувств, оставаясь при этом принципиально непознаваемыми, как на практике, так и в теории. Противоположность трансцендентности — имманентность: она означает либо неотъемлемость, внутреннюю связь какого-либо качества объекта с самим объектом, либо познаваемость объекта на личном опыте. Например, если предположить, что Вселенная создана по высшему замыслу, сам замысел для нас трансцендентен — мы можем только строить гипотезы о нем. Но если этот замысел существует в действительности, его последствия для нас имманентны, проявляясь в физических законах и обстоятельствах, в которые мы попадаем. Поэтому в некоторых теологических концепциях Бог трансцендентен и находится вне созданного им бытия.
Некоторые вещи-в-себе все же доступны априорному познанию: например, пространство и время, идеи Бога, добра и красоты, логические категории. То есть трансцендентальные объекты — это, образно говоря, «предустановленные по умолчанию» в нашем разуме
Представление о трансцендентности существует и в математике: трансцендентное число — это число, которое не может быть вычисленным при помощи алгебры или выраженным алгебраически (то есть, не может быть корнем многочлена с целыми коэффициентами, не тождественного нулю). В их число входят, например, числа π и e.
Понятие, близкое к «трансцендентному», но иное по значению — «трансцендентальное». Изначально оно обозначало просто область отвлеченных умственных категорий, а впоследствии его развил Кант, попав в собственную ловушку: построить философскую систему только на эмпирических данных оказалось невозможно, а никаких других источников опыта, кроме эмпирики он не признавал. Чтобы выкрутиться, философу пришлось допустить, что некоторые вещи-в-себе все же доступны априорному познанию: например, пространство и время, идеи Бога, добра и красоты, логические категории. То есть трансцендентальные объекты — это, образно говоря, «предустановленные по умолчанию» в нашем разуме — при этом информация о них существует сама по себе и не следует из нашего опыта.
Существует и еще одно родственное понятие — трансценденция. В широком смысле слова оно означает переход границы между двумя разнородными областями, в особенности переход из сферы посюстороннего в сферу потустороннего, трансцендентного. Для простоты возьмем пример из фантастики: параллельный мир для обычного человека — трансцендентное явление. Но когда герой попадает в этот параллельный мир или каким-то образом оказывается способен его воспринимать, это трансценденция. Или более сложный пример из экзистенциальной философии: Жан-Поль Сартр считал, что человек трансцендентен, поскольку он выходит за рамки любого возможного собственного опыта: мы можем изучать себя и окружающий мир с разных сторон, но никогда даже не приблизимся к полному познанию себя. Но одновременно человек обладает способностью к трансценденции: он трансцендирует любую вещь, придавая ей какое-либо значение. Трансценденция — важный элемент и в религии: она помогает человеку освободиться от своей материальной природы и прикоснуться к запредельному.
Из философии понятие трансцендентальности перекочевало и в психологию: швейцарский психолог Карл Юнг ввел понятие «трансцендентальная функция» — это функция, объединяющая сознательное и бессознательное. В частности, трансцендентальную функцию может выполнять психоаналитик — он помогает пациенту проанализировать образы бессознательного (например, сновидения) и связать их воедино с сознательными процессами в его психике.
Неправильно «Я записалась на занятия по трансцендентной медитации». Правильно — «трансцендентальной».
Правильно «Когда я захожу в храм, я испытываю чувство слияния с трансцендентным».
Правильно «Искусство трансцендирует знакомые нам предметы из материального мира, наполняя их высшим смыслом».
Трансцендентность. Познание.
Трансценде́нтность (от лат. Transcendo — переступать) это философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте.
В традиции Гаудия-вайшнавов процесс духовного возвышения принято называть садханой. Корень этого слова переводится с санскрита, как достижение успеха. В зависимости от цели существует несколько видов йоги. Например, карма-йога преследует цели материальных наслаждений, гьяна –йога через познание раствориться в Брахмане, аштанга-йога ведет к мистическим совершенствам, а бхакти-йога преследует цель служения Господу, что является изначальным положением души.
Остановимся на последнем виде йоги. Бхакти (служение, счастье) присутствует во многих духовных направлениях, в разных методах и при поклонении различным формам Господа. Основой бхакти является аскетичная любовь к Богу (бхава). Бхава вечно совершенна и пребывает в сердце каждого живого существа в дремлющем состоянии. Чем ценна садхана бхакти? Она помогает пробуждать любовь к Богу в себе. Каким образом? Постоянное слушание и воспевание имен Господа. Этот процесс очищает сердце и душа постепенно предается Господу, воспринимая энергию наслаждения (хладини –шахти) и энергию знания (чит-шахти).
Чтобы достигнуть трансцендентного уровня сознания, необходимо приобрести брахманские качества, т.е. квалификация должна соответствовать внутренним свойствам человека. При их отсутствии, он будет лишен через какое-то время милости трансцендентного озарения и интерес к духовной практике угаснет.
Мантры начинаются с вводного звука, например: ом, а заканчиваются словом, символизирующим поклон – намах, свахи, в ней содержатся биджи (семена): клим, аим и др., а также имена Господа. Биджи обладают способностью пробуждать определенные энергии как внутри того, кто их повторяет, так и вовне, так как равноценны определенной форме Бога или проявлению Его энергии.
У каждой буквы санскритского алфавита есть свой духовный двойник, дремлющий в виде вибрации внутри живого существа, связанного путами материальной энергии, т.е каждый звук санскрита обладает определенными энергетическими свойствами.
Омкара (ОМ) представляет собой сочетание звуков: а-у-м. Имеется несколько объяснений данной биджи. Например, в Бхагавад-Гите говорится трижды: «Я цель познания, очистительная сила и слог ОМ», «Я- слог ОМ в ведических мантрах» «Если тот, кто неустанно занимается этой практикой йоги и произносит священный слог ОМ, высшее сочетание букв, будет, покидая тело, помнить Меня, Верховную Личность Бога, он непременно попадет на планеты духовного царства.» (Кришна). Сочетание трех звуков означает: а- Кришна, у- Радхарани, м – джива (индивидуальная душа). Объяснение дано Шрилой Рупой Госвами ( из книги Шачинанданы Свами «Гаятры-мантры»).
Ирина Лучик (Радость)
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Что такое Трансцендентность
Значение трансцендентности
Трансцендентность (от лат. transcendens – превосходящий, выходящий за пределы) — это всё то, что выходит за пределы познания мира через органы чувств; предмет метафизического и религиозного учения.
Антонимы слова трансцендентный — эмпирический, познаваемый, опытный. Синонимы слова трансцендентный — непознаваемый, запредельный.
Различия между трансцендентальный и трансцендентный
Трансцендентальное — по мнению философа Иммануила Канта, это касается предшествующих форм изучения (до опыта), не относится к предмету или содержанию познания. Например: время, пространство, причинность.
Трансцендентным, по мнению Канта, было всё то, что выходило за грань познания опытом.
Например, в системе Канта трансцендентными называются «вещи в себе» (или «вещь сама по себе»). Так Иммануил Кант обозначал вещи непознаваемыми — они существуют сами по себе, независимо от того, чем они являются для нас.
Трансцендентальным Кант называет всё то, что относится к априорным условиям опыта, вдобавок те знания, которые могут выйти из этого опыта.
В своих трудах Кант называет трансцендентальным всякое познание, которое появляется больше из изучения видов познания предметов, чем самих предметов. И это познание возможно лишь до опыта.
Трансцендентально — всё то, что является частью опыта и делает возможным его эмпирическое познание. Трансцендентно — всё то, что выходит за рамки опыта.
Трансцендентальное — это как противоположность трансцендентному.
Трансцендентные и имманентные причины и действия
В схоластике (средневековая христианская философия, которая стремилась обосновать религиозные догматы) различали имманентные и трансцендентные причины и действия. Имманентные случаются в самих объектах, трансцендентные существуют за гранью их реального бытия.
Трансцендентность и имманентность Бога
На первый взгляд трансцендентность и имманентность противоречат друг другу. Однако, если вдуматься в оба понятия и идею Бога, можно понять смысл этого выражения.
Трансцендентное — это то, что находится за пределами восприятия, независимо от Вселенной. И если сравнивать, это совершенно от нас отличается. В противовес этому существует понятие «имманентный Бог» — это тот, который существует внутри нас, внутри Вселенной и т. д. Что означает, что Он является частью нашего существования.
Что такое трансценденция?
Трансценденция — это философский термин, который означает «переступать через сущее»; это основная структура субъективности. Трансценденция превосходит всё, что означает, что она не имеет сущности.
Трансцендентное состояние
В медитации существует такое понятие как «Трансцендентное состояние». Это когда сознание выходит за рамки нормальных трёх состояний сознания, которые известны нам в обычной жизни (бодрствование, сон со снами, крепкий сон).
Эти считаются уровнями возбуждённого состояния, и когда человек их трансцендирует, его разум переходит стесняющие его границы. Таким образом он проникает на более углублённые, безмятежные и мощные ступени познания.
Трансцендентность в математике
Это понятие также существует в математике.
Трансцендентное уравнение
Уравнения, которые не попадают в категорию алгебраических уравнений называются трансцендентными уравнениями. Это уравнение, где есть трансцендентные функции. Например: tan x – e× = 0.
Трансцендентная функция
Это элементарная функция (аналитическая), которая не является алгебраической функцией. Например, функция sin(x).
Трансцендентное число
Это (возможно, комплексное) число, которое не является корнем любого целочисленного полинома. Это означает, что это число не является алгебраическим (ни в какой степени).
Любое трансцендентное число также является иррациональным (т. к. рациональное число — это алгебраическое число в первой степени, а этого быть не может).
Примеры трансцендентных чисел включают π (Пи) и e (число Эйлера).
Узнайте также, что такое Экспонента и Число Пи.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (от лат. transcendens, transcendentia, transcendentalis – перешагивающий, выходящий за пределы) – фундаментальный философский термин, претерпевший за свою историю существенные изменения своего значения. Его истоки уходят в античную философию (см. Трансцендентное [ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ]), латинские выражения появляются уже у Августина, однако как таковая история понятия трансцендентального началась в Средние века, когда по крайней мере с 1-й четверти 13 в. стало употребляться выражение «nomina transcendentia», ставшее распространенным, однако, лишь в рамках скотизма. Роланд из Кремоны для обозначения вещи и нечто использует термин «transcendentes». Альберт Великий употребляет уже термин «transcendentia». Раймонд Луллий использует термин «трансцендентальный пункт» (punctus transcendens). Он возникает в том случае, если познавательная способность человека в определении предмета перешагивает другую способность или выходит за рамки самой себя. Классическую для Средневековья интерпретацию трансцендентального (transcendentia) как надкатегориального дал Фома Аквинский. Это понимание сохраняется и у Дунса Скота, значительно обогатившего трансцендентальное разделительными атрибутами сущего (см. также ст. Трансценденталии [ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ], Трансцендентальное отношение).
Большое влияние на дальнейшее развитие трансцендентального оказал Ф.Суарес, сузивший сферу трансцендентального до единого, истинного и благого. Ф.Бэкон называет привходящие свойства сущего трансценденциями (transcendentes); к ним он относит большое и малое, подобное и различное, возможное и невозможное, бытие и небытие и др. Изучением трансценденций, основывающимся на законах природы, должна заниматься первая философия. Дж. Бруно выделяет два вида форм: трансцендентные, стоящие выше рода и называемые началами, и формы известного рода, отличные от другого рода. Трансцендентные формы являются свойствами единой универсальной субстанции до разделения на телесность и бестелесность. Р.Декарт употребляет термин «трансцендентальное» лишь однажды, однако в 20 в. под влиянием трансцендентальной феноменологии и истолкования в ней трансцендентальной субъективности он стал рассматриваться как первый трансцендентальный философ. Но и в картезианстве трансцендентальные определения в средневековом смысле слова тоже играли некоторую роль у И.Клауберга, воспринявшего формулировки традиции о трансценденталиях [ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ]и пытавшегося придать им смысл в рамках учения Декарта. Трансцендентальное Клауберг понимал в онтологическом смысле, как то, что свойственно вещам всем вместе и каждой в отдельности. Дж. Беркли понимает под трансцендентальными положения, выходящие за рамки отдельных наук и оказывающие влияние на все частные науки.
Понятие трансцендентального продолжает свое развитие и в творчестве таких протестантских мыслителей, как К.Мартини, И.Г.Альстед, И.Шарф и др.; трансцендентальное по-прежнему означает у них надкатегориальное. К.Шайблер начинает применять уже термин transcendentalis, однако трансцендентальное и трансцендентное в этот период остаются синонимами. Некоторая разница между ними состоит в том, что первый термин употребляется в немецком аристотелизме чаще в значении надприродного, второй же – как обозначение для общих понятий. Г.Гутке выделял трансцендентные суждения, которые как со стороны субъекта, так и со стороны предиката представлены трансцендентными терминами, а также свободны от ограничивающих определений предикабилий и предикаментов. Лейбниц употребляет понятие трансцендентного в своем собственном, еще не устоявшемся значении в математике; он пишет о трансцендентном числе, трансцендентных алгебре и геометрии, трансцендентном анализе и т.д. Трансцендентными являются для него величины и функции, которые не могут быть изображены обычными арифметическими операциями. А.Калов понимает под трансцендентальными надприродные сущности. И.Юнгиус определяет «transcendentalis» и «transcendens» как отношение, которое не абстрагировано от какого-либо предикамента, а распространяется на множество предметов. У Ф.А.Аэпинуса объединяются трансцендентность (transscensus) сущего и его общие атрибуты.
Наиболее существенную трансформацию после Фомы и Дунса понятие трансцендентального претерпело в трансцендентальной космологии Хр.Вольфа. Общая, или трансцендентальная, космология рассматривает мир в целом и раскрывает, чтó общего есть у действительного мира со всяким возможным, и развивает эти общие понятия. Как онтология создает общие понятия и основоположения для философских дисциплин, так и трансцендентальная космология совершает это для физики. Это новое значение трансцендентального более не является надкатегориалъностыо характеристик сущего, а связано с априорными понятиями и основоположениями для эмпирических наук; трансцендентальное теперь состоит не в объединенности и всеобщности сущего, а во всеобщности априори в отношении к единичному опыту. Новое заглавие Вольфа стремительно распространялось; оно встречается у Г.Б.Билфингера, И.П.Ройша, X.Ф.Баумайстера, И.Г.Винклера, Д.С.Аничкова и др. И.Г.Дарьес говорит не только о трансцендентальной космологии, но по аналогии и об общей, или трансцендентальной, монадологии. Предмет трансцендентальной космологии Дарьеса отличен от вольфианцев: он состоит не в изучении всеобщих априорных законов мира вообще, а в изучении распространенных между «механическим» и «пневматическим миром» отношений. Если у Вольфа еще, хотя бы в виде аналогии, сохранялась связь между трансцендентальной космологией и учением о трансценденталиях, то у его последователей исчезла всякая связь между трансцендентальной космологией и онтологией. Но в метафизике у Вольфа сохраняется и средневековое значение трансцендентального как онтологического: трансцендентальная истина есть свойство самой вещи, упорядочение признаков, присущих какой-либо вещи, трансцендентальное благо есть полнота (совершенство) в многообразном, а их трансцендентальное единство – это единство в отношении свойств, определяющих сущность вещи. Почти никто из вольфианцев не использовал средневековое значение понятия трансцендентального; исключение составляют X.Ф.Баумайстер и А.Г.Баумгартен. Последний трансцендентальное единое объясняет как существенно единое, трансцендентальную истину проясняет как необходимую метафизическую истину, а трансцендентальное совершенное – как существенное совершенное. Тем самым еще до Канта в трансцендентальной космологии и онтологии Вольфа, Баумайстера и Баумгартена наметился разрыв со средневековой традицией истолкования трансцендентального, движение к чему началось еще у Дунса Скота и Ф.Суареса.
У И.Г.Ламберта и И.Н.Тетенса понятие трансцендентального (transcendent) появилось уже на немецком языке. Ламберт выступил против трактовки Баумгартеном трансцендентального как существенного. Говоря в своих сочинениях по метафизике о трансценденталиях [ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ], Баумгартен и Баумайстер опирались на их средневековую интерпретацию, одной из самых характерных черт которой являлось онтологическое истолкование трансценденталий. И если Баумайстер еще пытается разъяснить становящийся непонятным онтологический смысл трансценденталий, то у Ламберта онтологическая интерпретация трансценденталий уже вызывает полное непонимание. Сам он истолковывает понятие трансцендентального, исходя из его этимологии. Употребляя термин «трансцендентный» (трансцендентное и трансцендентальное для Ламберта тождественны, поскольку, выступая против латинского термина Баумгартена transcendentalis, он сам употребляет немецкий термин transcendent) в собственном смысле, мы имеем, согласно Ламберту, дело с понятием, которое переносит нас от своего предмета к другому предмету иного вида. Тетенс называет основной наукой общую трансцендентальную (transcendente) философию. В ней он выделяет трансцендентальные понятия, которым свойственна всеобщность. Первой операцией на пути к ним является отделение имматериального и материального от общего им трансцендентального; трансцендентальными являются понятия действительности, субстанции, причины, действия, изменения. Понятие трансцендентального было существенно переосмыслено в философии И.Канта, в которой оно связывается с априорностью, критикой разума и его возможностей и противопоставляется трансцендентному [ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ]. Однако в высказываниях Канта о трансцендентальных реализме, предмете, объекте и субъекте заметны следы средневекового, онтологического понимания трансцендентального. В критической философии трансцендентальное стало у Канта центральным понятием; оно используется для обозначения большинства разделов, рубрик, для характеристики познавательных способностей, представлений и т.д. Кант называет трансцендентальным «всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994, с. 44). Самое его известное определение гласит: «трансцендентальным (т.е. касающимся возможности или применения априорного познания) следует называть не всякое априорное знание, а только то, благодаря которому мы узнаем, что те или иные представления (созерцания или понятия) применяются и могут существовать исключительно a priori, а также как это возможно» (там же, с. 73). Кант утверждает, что «термины трансцендентальный и трансцендентный не тождественны» (там же, с. 217), чем порывает с многовековой историей отождествления трансцендентального и трансцендентного и превращает грамматическое отличие в понятийное: «слово трансцендентальное. означает не то, что выходит за пределы всякого опыта, а то, что опыту (а priori) хотя и предшествует, но предназначается лишь для того, чтобы сделать возможным опытное познание. Когда эти понятия выходят за пределы опыта, тогда их применение называется трансцендентным и отличается от имманентного применения, т.е. ограничивающегося опытом» (Он же. Соч. в 6 т., т. 4(1). М., 1965, с. 199).
У Фихте понятие трансцендентального встречается уже в его ранних сочинениях в связи с «трансцендентальной свободой» как способностью быть первой независимой причиной; позднее Фихте употребляет понятие трансцендентального для обозначения своей собственной позиции. В вопросе различения трансцендентального и трансцендентного Фихте идет вслед за Кантом. Особенностью фихтевского понимания трансцендентального является его истолкование «трансцендентального пункта», который понимается им как описание интеллектуального созерцания в том виде, в каком оно может быть мыслимо. Ф.Шеллинг также первоначально употребляет понятие трансцендентального в связи с понятием свободы: трансцендентальной свободы как «эмпирически-бесконечной» свободы, а затем абсолютной трансцендентальной свободы. В зрелый период творчества трансцендентальное употребляется Шеллингом в рамках его трансцендентального идеализма [ИДЕАЛИЗМ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ], трансцендентальной философии. Трансцендентальное рассмотрение состоит «в постоянной самообъективации субъективного» (Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма.– Соч. в 2 т., т. 1. М., 1987, с. 237). В поздних работах Шеллинг использует понятие трансцендентального уже в историческом смысле. Сходным образом оно употребляется и Гегелем, у которого трансцендентальное существенной роли не играет. Объясняя кантовское понятие трансцендентального, Гегель сближает трансцендентальное и трансцендентное; трансцендентализм понимается им как философия, показывающая источники того, что становится трансцендентным. Размыванию значения трансцендентального способствовали Новалис и Ф.Шлегель. Новалис говорил о трансцендентальном искусстве, трансцендентальной поэзии, считая, что все истинные поэты, даже если и неосознанно, творили трансцендентально. Шлегель полагал, что учение досократиков является трансцендентальной физикой, и утверждал, что трансцендентальное – это то, что может и находится в «вышине».
Дальнейшее развитие понятия трансцендентального шло в двух направлениях: во-первых, в истолковании кантовского понятия трансцендентального (трансцендентальное как априорное – Г.Гельмгольц, Г.Спенсер, Б.Баух и др.; трансцендентальное как выяснение условий возможности чего-либо – П.Наторп, И.Б.Лотц и др.; трансцендентальное как противоположность трансцендентному, или эмпирическому, – Г.Коген, В.Виндельбанд и др.) или понятия трансцендентального субъекта (В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, М.Адлер, А.Зон-Ретель и др.), во-вторых, в игнорировании кантовских различений или апелляции к средневековому значению трансцендентального как синонима трансцендентного или внутренне тесно связанного с ним (американские трансценден-талисты, частично – X.Файхингер, Г.Риккерт, X.Книттермейер, Б.И.Лонерган и др.).
Самую существенную после Канта трансформацию понятие трансцендентального претерпело у Э.Гуссерля. Несмотря на преемственность, трансцендентальная феноменология как универсальнейшее сущностное изучение сознания вообще вела гуссерля к изменению и расширению кантовского смысла трансцендентального. Он пишет: «Я сам употребляю слово «трансцендентальный» в самом широком смысле для. такого оригинального мотива, который благодаря Декарту является смыслопридающим во всех нововременных философиях и во всех них приходит. к самому себе. Это мотив обращающегося назад вопрошания о последних источниках всех познавательных образований, самоосмысления познающим самого себя и своей познающей жизни. это мотив чисто обоснованной из этого источника, окончательно обоснованной универсальной философии. Этот источник имеет название Я-сам со всей моей действительной и возможной познавательной жизнью, в конце концов со всей моей жизнью вообще. Вся трансцендентальная проблематика кружится вокруг отношения этого моего Я-ego – к тому, что, само собой разумеется, для этого полагается: к душе, а затем снова вокруг отношения этого Я и жизни моего сознания – к миру» (Husserl Ε. Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. – Husserliana, Bd. 6. Den Haag, 1954, S. 100–101). Гуссерль рассматривает понятие трансцендентального наряду с его коррелятом – понятием трансцендентного [ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ]. Я, несущее в себе мир как значимый смысл, называется Гуссерлем трансцендентальным. Трансцендентально-философскими проблемами являются проблемы, произрастающие из соотношения трансцендентального и трансцендентного. В целом термин «трансцендентальный» встречается у Гуссерля в отношениии феноменологии, логики, идеализма, сознания, субъективности, анализа, редукции, метода, опыта и др; Гуссерль употребляет также выражения трансцендентальная философия [ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ]и трансцендентализм. М.Хайдеггер понимает трансцендентальное онтологически, как исследование сущности априорного синтеза в его возможности и тесно связывает трансцендентальное и трансцендентное [ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ]:«Трансцендентальным является то, что касается трансценден-ции. С трансцендентальной точки зрения мышление рассматривается в своем выхождении к предмету. Трансцендентальное рассмотрение обращается не к самим предметам, не к самому мышлению как только лишь представлению отношения «субъект–предикат», а к выхождению и к отношению к предмету – как такое выхождение» (Heidegger M. Die Frage nach dem Ding. Zu Kants Lehre von den transzendentalen Grandsätzen. Tüb., 1962, S. 50).
С.Л.Франк истолковывает трансцендентальное как направленность мысли на саму рациональность; осознание основы рациональности делает видимым то, из чего рациональность проистекает и что само является трансрациональным, непостижимым. Поэтому трансцендентальное мышление является трансцендированием. В трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги трансцендентальное понимается как переход к трансцендентному.
В рамках аналитической философии трансцендентальное привлекло внимание в связи с возникшей под влиянием П.Стросона и И.Беннета полемики по вопросу о трансцендентальном аргументе, в которой приняли участие Б.Страуд, Ю.Миттельштрас, Я.Хинтикка, Е.Шапер, Р.Уолкер, Р.Ашенберг, К.Гартман и др. Аргумент называется трансцендентальным, если он показывает, что оспариваемое совершается или уже совершилось, что прагматически нельзя не признавать определенные предпосылки; иногда его определяют также как аргумент пресуппозиции. Подобное значение трансцендентального является доминирующим для современной англоязычной литературы. Однако в последнее время в рамках аналитической философии трансцендентальное критикуется (Р.Рорти и др.) и ввиду «паразитизма» трансцендентального ставится задача «детрансцендентализации».
П.Рикёр определил структурализм как «кантианство без трансцендентального субъекта», с чем согласился К.Леви-Строс. На идею трансцендентальной субъективности направлена и критика М.Фуко; трансцендентальное связывается им с формой субъекта и с возвращением к истокам. Усилия Фуко направлены на искоренение «трансцендентального нарциссизма» и избавление истории от «дурной бесконечности обретения и потери истоков» (Фуко М. Археология знания. К., 1996, с. 199). Критику Фуко продолжает Ж.Деррида; трансцендентальное объясняется им следующим образом: «Изначальное Различие абсолютного Начала, которое может и должно неограниченно и с априорной уверенностью удерживать и возвещать свою чистую конкретную форму, давая, подобно посю – и потусторонности, смысл любой эмпирической гениальности и любой фактичной продуктивности, – может быть, это и имелось в виду всегда под понятием «трансцендентального», через всю загадочную историю его смещений» (Деррида Ж. Введение. – В кн.: Гуссерль Э. Начала геометрии. М., 1996, с. 209). Деррида критикует «трансцендентально означаемое» как порождение западной логоцентрической традиции, стремящейся во всем найти порядок и смысл. Определенной «ревизии» и изменению подвергается понятие трансцендентального и у К.-О.Апеля и Ю.Хабермаса (см. Трансцендентальная философия [ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ]). Наряду с различной критикой трансцендентального в конце 20 в. предпринимаются также попытки реабилитации трансцендентальной постановки вопроса.
См. также ст. Трансценденталии [ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ], Трансцендентное, Трансцендентальный метод, Трансцендентальная философия, Трансцендентальное отношение, Трансцендентальный идеализм.
Сочинения:
1. Рорти Р. Философия, или Зеркало природы. Новосибирск, 1997;
2. Фуко М. Археология знания. К., 1996;
3. Он же. Слова и вещи. СПб., 1994;
4. Деррида Ж. Введение. – В кн.: Гуссерль Э. Начала геометрии. М., 1996;
5. Махариши Махеш Йоги. Трансцендентальная медитация. – В кн.: Трансцендентальная медитация, вып. 1. М., 1991;
6. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994;
7. Он же. Пролегомены. – Соч., в 6 т., т. 4 (1). M., 1965;
8. Булгаков С.Н. Трансцендентальная проблема религии. – Вопросы философии и психологии, 1914, кн. 4 (124), кн. 5 (125);
9. Он же. Философия хозяйства. – Соч. в 2 т., т. 1. М., 1993;
10. Франк С.Л. Непостижимое. – Соч. М., 1990;