Транспонирование в синтезаторе что это
Синтезатор. Что обязательно нужно знать
Базовые функции
Каждый синтезатор, вне зависимости от модели, имеет необходимый набор основных функций, о которых нужно знать любому исполнителю, в том числе (и даже особенно) тем, кто хочет научиться играть на синтезаторе. Рассмотрим назначение этих функций, в каких случаях и когда ими нужно пользоваться при игре.
Функция «Автоаккомпанемент». Если ей воспользоваться, то вы сможете исполнять на синтезаторе любые мелодии в сопровождении аккомпанемента. Для этого необходимо выбрать один из заложенных в память синтезатора понравившийся вам стиль и включить эту функцию.
«Демо» (Demo). При помощи этой функции синтезатор демонстрирует свои возможности, то есть показывает какие пьесы можно исполнить на данном музыкальном инструменте. Включив ее, вы можете прослушать любую из записанных мелодий (их может быть 50 и более).
«Арпеджиатор». Такая функция существует для того, чтобы вы могли сыграть на синтезаторе звуки любого аккорда не одновременно, а последовательно, то есть арпеджио. Это исполнение будет напоминать гитарный перебор.
Функция «Модуляция». Если колесо модуляции, которое находится слева на верхней панели, постепенно покрутить вверх или вниз, то при его помощи можно имитировать вибрацию музыкального звука. С помощью этого колеса вы сможете плавно изменять высоту звука и при желании получать разнообразные звуковые эффекты.
Функция «Наложение голосов» (Layer или Dual). Если воспользоваться этой функцией, то можно наложить звучание одного голоса на другой. В результате при нажатии одной клавиши будет звучать не один голос, а два или три одновременно.
«Метроном». Это очень полезная функция, которая поможет вам при игре на синтезаторе реально услышать слабые и сильные доли ритма. Метроном будет четко отсчитывать ритм в заданном вами темпе. Под него удобно разучивать и исполнять музыкальные произведения.
Функция «Реакция на касание» (Touch Response). При помощи нее можно отключить или наоборот включить реакцию клавиатуры на силу нажатия на нее. Вы знаете, что при игре на фортепиано от силы нажатия на клавишу зависит громкость звука. А вот при игре на синтезаторе, воспользовавшись этой функцией, вы можете сделать клавиатуру активной (как на фортепиано) или пассивной, при которой мелодия будет звучать все время с одинаковой громкостью.
«Разделение клавиатуры» (Split). Такая функция даст вам возможность играть в разных частях клавиатуры разными голосами. Например, слева от точки разделения можно выбрать голос контрабаса, а справа – флейты. Точка разделения клавиатуры называется Split point
Функция «Транспонирование» (Transpose). При помощи этой функции вы сможете повысить или понизить строй инструмента по полутонам. Это значительно облегчает и упрощает подбор аккомпанемента к песне. Ведь вам намного проще будет подобрать аккомпанемент к песне в самой простой для исполнения тональности, например в до-мажоре или ля-миноре, а затем, при помощи транспонирования перейти в нужную вам тональность.
Кнопка «Одно касание» (One Touch). Эта функция позволит сохранить в память ранее выбранные вами настройки и при
помощи нажатия всего лишь одной кнопки в дальнейшем их использовать при игре на синтезаторе.
Базовые функции современного синтезатора
Наша статья призвана помочь читателю разобраться в возможностях современного синтезатора, ведь некоторые его функции и преимущества по сравнению с акустическим или цифровым фортепиано, могут быть не очевидны с первого взгляда. Встречая описание той или иной модели, не всегда просто сразу понять, о каких именно возможностях идет речь, и в каких случаях эти возможности могут быть полезны, сложно сделать правильный выбор. Если вы только начинаете свой творческий путь и хотели бы больше узнать о современных моделях, эта статья для вас.
Синтезатор, цифровое пианино или рабочая станция?
Несмотря на то, что эти инструменты выглядят похоже, область их применения может сильно отличаться. Синтезатор больше всего предназначен для живого исполнения. Его основная задача – заменить собой полноценный живой ансамбль.
Чаще всего их можно встретить в различных ресторанах и кафе, благодаря им один музыкант может исполнять известные песни в полноценной аранжировке. Поэтому самое главное в синтезаторе – это автоматический аккомпанемент и то, насколько он может быть разнообразным. Хорошая модель имеет на борту множество ритмов и стилей, огромное количество звуков, имитирующих звучание настоящих музыкальных инструментов, набор эффектов для создания более интересного и богатого звучания.
Клавиатура синтезатора обычно ограничивается 61 клавишей, так как компактность размеров и небольшой вес крайне важна для транспортировки, к тому же этого достаточно для исполнения большинства эстрадных произведений. В зависимости от уровня инструмента, клавиатура может быть динамической или нет, но полновзвешенной клавиатуры вы не найдете.
Цифровое пианино это инструмент, основная задача которого – максимально достоверно имитировать звучание настоящего акустического фортепиано. И это касается не только звука, но и клавиатуры, которая максимально похожа на клавиатуру акустического инструмента. Цифровое пианино, как и акустическое, имеет полноразмерную взвешенную или полу-взвешенную клавиатуру 88 клавиш и максимально точную отработку характеристик нажатия на клавишу (динамика, имитация касания струны молоточком, отскок и т.д.) В зависимости от модели, у цифрового пианино, как и у синтезатора, может также быть функция автоматического аккомпанемента, барабанные ритмы и встроенные звуки других инструментов, но их набор и возможности будут ограничены по сравнению с моделями той же ценовой категории. Цифровое пианино рекомендуется для тех, кто решил обучаться в музыкальной школе.
Рабочая станция это инструмент для создания абсолютно любой музыки «с нуля». Это, как правило, намного более дорогое устройство. Его главная особенность – умение создавать новые звуки и стили, записывать и использовать сэмплы, встроенный мощный секвенсор, позволяющий записывать и редактировать множество звуковых дорожек и т.д.
Далее в этой статье речь пойдет о функциях, которые характерны, прежде всего, для синтезатора.
Смысл функции заключается в том, что инструмент реагирует не только на сам факт нажатия и отпускания клавиши, но и на силу и скорость этого нажатия, позволяя музыканту более тонко интонировать и делая звучание более динамичным. В зависимости от уровня синтезатора, точность реакции инструмента на динамику исполнения может отличаться. Динамической клавиатурой обладают не все современные модели, пожалуй, именно ее наличие позволяет максимально точно определить уровень инструмента. Хорошим дополнением считается способность отключения динамики, так как для имитации звучания некоторых инструментов режим без динамики подходит лучше.
Звуки, ритмы, стили автоаккомпанемента, заполнения и т.д.
Это базовые функции для любого синтезатора. От их количества зависит то, насколько разнообразно ваша модель может звучать. Чем больше звуков, ритмов, стилей и т.д. предлагает ваш инструмент, тем лучше.
Крайне полезная функция, позволяющая задавать темп композиции. Игра под метроном развивает чувство ритма исполнителя и крайне рекомендуется при занятиях. В зависимости от модели встроенный метроном может иметь больше или меньше возможностей (разные размеры, выделение определенных долей такта и т.д.)
Ее наличие характерно для моделей начального и любительского уровня, функция крайне полезна для начинающих музыкантов. В рамках этой функции синтезатор предлагает разучить некоторые известные песни, при этом клавиши, которые необходимо нажимать, для удобства подсвечиваются.
Одна из самых важных функций. Позволяет одному исполнителю звучать как полноценный ансамбль. При включенной функции он анализирует аккорды, взятые исполнителем, и самостоятельно достраивает партии остальных инструментов исходя из выбранного стиля. Чем выше уровень синтезатора, тем больше вариантов разнообразного звучания автоаккомпанемента.
Эта функция позволяет разделить клавиатуру на две (иногда на несколько) зон и назначить на разные участки клавиатуры разные звуки. Например, в левой руке у вас может быть контрабас, а в правой – скрипка.
Функция, при включении которой синтезатор воспроизводит определенные последовательности звуков (арпеджио аккордов и секвенции) в зависимости от взятого аккорда. Для некоторых стилей музыки наличие хорошего арпеджиатора является определяющим. Как правило, чем выше уровень модели, тем богаче возможности арпеджиатора.
Для получения интересного звучания можно смешивать звук разных инструментов, накладывая их друг на друга. Изменяя соотношение громкости каждого из голосов, вы можете получить разные оттенки звучания. В зависимости от уровня синтезатора, количество доступных для наложения голосов может изменяться от двух до четырех.
Эта функция позволяет понижать и повышать строй инструмента по полутонам. Это очень полезно для того, чтобы изменять тональность исполнения (например, если вы исполняете песни с разными вокалистами, имеющими разную голосовую тесситуру), но при этом не менять однажды выученную партию. Некоторые тональности довольно неудобны для клавишников за счет наличия множества знаков при ключе. С помощью транспонирования, вы можете привести тональность к удобным для исполнения аппликатурам, не меняя при этом звучание.
С помощью этого колеса можно быстро изменить высоту звучащего в данный момент звука. Это похоже на эффект игры с рычагом на электрогитаре. При разумном использовании эта функция помогает получить интересное звучание.
Некоторые модели позволяют музыканту использовать упрощенные аппликатуры аккордов для построения автоаккомпанемента, что очень удобно при живом исполнении, когда исполнителю приходится еще и петь.
Для демонстрации качества звучания и возможностей синтезатора потенциальному покупателю используются демонстрационные композиции. Оценивать уровень инструмента по принципу «понравилась демонстрационная композиция или нет» не всегда правильно. Гораздо лучше ознакомиться с техническими характеристиками и списком функций инструмента.
Возможность создания своих звуков и ритмов
Эта способность чаще относится к функциям рабочей станции, но может присутствовать в моделях профессионального уровня. Звуки могут создаваться методом сэмплирования (записи понравившегося вам звука для последующего использования в синтезаторе) или трансформацией имеющегося в памяти звука для получения абсолютно другого звучания. Профессиональные синтезаторы также могут предлагать музыканту создать свой собственный барабанный ритм.
Секвенсор (функция записи)
Функция записи есть во многих синтезаторах, но возможности записи зависят от уровня модели. Самые простые синтезаторы предлагают записать исполняемую композицию, сохранить ее в памяти самого синтезатора и прослушать впоследствии на нем же. Более продвинутые модели оснащены секвенсором, который позволяет записывать последовательно несколько партий музыкальных инструментов, создавая более музыкально насыщенное произведение. Результат записи можно сохранить не только в самом синтезаторе, но и на внешнем носителе.
Синтезатор, поддерживающий протокол MIDI, открывает для музыканта множество дополнительных возможностей. С помощью MIDI выхода вы можете превратить ваш синтезатор в MIDI-клавиатуру и пользоваться любыми звуковыми библиотеками, установленными на вашем компьютере.
Транспонирование клавиатуры (функция transpose) – Инструкция по эксплуатации Roland EP-760
Страница 16
Транспонирование клавиатуры (функция Transpose)
С помощью данной функции Вы можете играть в нужной тональности, не меняя привычной аппликатуры. Напри-
мер, если композиция содержит большое количество диезов или бемолей, ее можно транспонировать в тональность,
более легкую для чтения и исполнения.
Аккомпанируя вокалисту, Вы можете легко транспонировать высоту в соответствии с удобным для него диапазоном,
и продолжать игру, не меняя привычной аппликатуры.
Аккомпанируя вокалисту, Вы можете лег-
ко транспонировать высоту в соответст-
вии с удобным для него диапазоном, и
продолжать игру, не меняя привычной
аппликатуры.
Удерживая кнопку [Transpose], нажмите клавишу,
которая будет являться тоникой нужной
тональности.
Пока Вы удерживаете кнопку [Transpose], на экране
будет гореть текущее значение транспозиции.
Например, играя в «до мажоре», Вы хотите тран-
спонировать клавиатуру в «ми мажор». Для этого:
удерживая кнопку [Transpose], нажмите клавишу
«ми».
Если принять ноту «до» за точку отсчета, то, чтобы
попасть на «ми», необходимо передвинуться на 4
клавиши, включая черные. Поэтому на дисплее по-
является цифра 4.
Когда интервал транспозиции установлен в значе-
ние «0», индикатор кнопки [Transpose] не загорится,
даже если Вы нажмете на эту кнопку.
Чтобы отменить функцию транспонирования, на-
жмите кнопку [Transpose]. Ее индикатор погаснет.
Если Вы повторно нажмете кнопку [Transpose], ее
индикатор снова загорится, и клавиатура будет
транспонирована в указанную тональность.
Установки функции Transpose не сохраняются в память
инструмента. При включении ep-760 в сеть автоматичес-
ки устанавливается заводское значение этой функции
(«0»).
Как выбрать синтезатор (2019)
Как только люди научились записывать звуки, так появилась идея об устройстве, воспроизводящем звучание нот, записанных с различных музыкальных инструментов. Первые попытки создать что-то подобное синтезатору, предпринимались еще в те времена, когда звук записывали на восковые цилиндры. Однако практического применения такие устройства не получили – слишком сложной и ненадежной получалась механика, да и качество звука было далеко от удовлетворительного.
Первые серийные синтезаторы были электронными – они воспроизводили звуки, синтезируемые звуковыми генераторами, лишь отдаленно похожие на звучание реальных инструментов. Впрочем, эстраде, переживающей эпоху расцвета, «электронная» музыка пришлась по вкусу.
Сэмплерные синтезаторы, способные заменить реальный инструмент, появились только в 1970-х, стоили весьма недешево и использовались, в основном, студийно. Только в последние десятилетия цифровая музыка и развитие микроэлектроники сделали сэмплерные синтезаторы доступными каждому – теперь нажатием кнопки музыкант может перейти с гитары на орган, с флейты на барабаны, или синтезировать звуки, невоспроизводимые никакими реальными инструментами.
Сегодня синтезаторы производятся в большом ассортименте и используются для самых разных целей:
— как музыкальные игрушки;
— для обучения музыке и игре на фортепиано;
— для домашних концертов;
— для профессиональной концертной деятельности;
— для студийной работы по созданию и записи музыки.
Все эти области предъявляют к инструменту различные требования и, чтобы сделать правильный выбор, необходимо понять: для чего вам нужен синтезатор и какие характеристики важны в вашем конкретном случае.
Характеристики синтезаторов
Синтезаторы с малоразмерными клавишами рекомендуется использовать как игрушки для первоначального знакомства с музыкой и музыкальными инструментами. Но даже для самых первых уроков обучения игре на синтезаторе следует использовать инструменты с полноразмерными клавишами.
Количество клавиш синтезатора определяет ширину звукового диапазона – число октав, одновременно доступных музыканту. Классическая фортепианная клавиатура содержит 88 клавиш (7 полных октав + 3 клавиши субконтроктавы). Но при исполнении большинства произведений весь этот диапазон одновременно бывает востребован редко, поэтому полная 7-октавная клавиатура используется нечасто. Такая клавиатура применяется на моделях, использующихся как альтернатива пианино и непосредственно на цифровых фортепиано.
На синтезаторах наиболее распространены сокращенные клавиатуры с меньшим числом октав: 6, 5 или даже меньше.
При этом следует понимать, что меньшее число октав не обязательно означает, что какие-то октавы недоступны для музыканта – наличие на синтезаторе транспонирования позволяет «сдвинуть» звуковой диапазон относительно клавиатуры. Так, 5-октавный синтезатор с транспонированием в две октавы (24 полутона), может быть настроен как на игру с контроктавы до второй, так и с малой по четвертую. На таких сокращенных клавиатурах музыканту по-прежнему доступен весь звуковой диапазон, но – не весь одновременно.
Какого размера клавиатуру предпочесть – зависит от назначения инструмента. Для исполнения сложных классических произведений потребуется 76-клавишный синтезатор, а для большинства популярных мелодий хватит и 5 октав (61 клавиша).
Синтезаторы с числом октав, меньшим 5, уже заметно ограничивают возможности музыканта, однако тоже вполне могут использоваться в профессиональной деятельности – например, для имитации какого-нибудь реального инструмента с нешироким звуковым диапазоном (труба, барабан, гобой и т.п.). Но играть в две руки на такой клавиатуре уже будет очень затруднительно.
Полифония определяет, какое количество отдельных тонов может звучать одновременно. Хотя в музыке редко встречаются аккорды из более чем шести тонов, это не означает, что полифонии в 8 голосов достаточно. Взятый звук не затихает мгновенно и синтезатор с полифонией 8 голосов при взятии нового звука неминуемо будет «захлебываться».
Даже для «чистой» игры без звуковых эффектов рекомендуется полифония от 32 голосов.
Для использования звуковых эффектов, автоаккомпанемента или арпеджиатора необходимо 48-64 голосов.
Для полного же использования возможностей синтезатора – с использованием звуковых эффектов, многократного наложения звуковых дорожек и т.д. потребуется полифония в 72-128 голосов.
Механизм клавиш характеризуется сразу несколькими показателями, которые часто путают друг с другом. В то же время, тут нет ничего сложного – по типу механики клавиши могут быть синтезаторными, фортепианными или молоточковыми. По жесткости – невзвешенными, полувзвешенными и взвешенными. И по чувствительности к скорости нажатия – активными (динамическими) и пассивными (нединамическими).
Типы механики клавиш.
Синтезаторные клавиши представляют собой обычную электрическую кнопку, возвращающуюся в исходное положение под действием пружины. Такие клавиши просты в изготовлении и недороги, но имеют неинформативный отклик при нажатии. Громкость и продолжительность звучания каждого тона зависят от скорости и силы нажатия на клавишу. Информативность же клавиши как раз подразумевает различную её реакцию на нажатия с разной скоростью и разной силой. Неинформативные же синтезаторные клавиши не позволяют исполнителю соразмерять усилия пальцев при нажатиях и для профессионального использования подходят плохо.
Фортепьянные клавиши содержат сложный пружинный механизм, имитирующий сопротивление, возникающее при нажатии фортепианной клавиши. Существует различные варианты фортепианных механизмов – от простых, содержащих 2-3 пластиковые детали, до сложных – с несколькими рычагами и пружинами, конструктивно близкие к молоточковым. Соответственно, отклик при нажатии клавиши может быть различным по комфортности и информативности – как «недалеко ушедшим» от синтезаторных, так и близким к «настоящему» фортепиано.
Типы жесткости клавиш.
Невзвешенные клавиши легко нажимаются, сопротивление нажатию минимальное. Такие клавиши устанавливаются на игрушечные синтезаторы.
Полувзвешенные клавиши пожестче, и обеспечивают лучший контроль нажатия. На большинстве любительских моделей и на части профессиональных используются как раз полувзвешенные клавиши.
Взвешенные клавиши имеют жесткость, аналогичную жесткости клавиш акустического фортепиано. Такие клавиши используются на профессиональных моделях. Иногда взвешенные клавиши путают с молоточковыми, но такое соответствие не совсем верно. Существует немалое количество пружинных фортепианных механизмов, обеспечивающих «взвешенную» жесткость. Все молоточковые клавиши – взвешенные, но не все взвешенные – молоточковые.
Общее число тембров определяет разнообразие звуков и музыкальных инструментов «живущих» в синтезаторе. Каждый тембр (сэмпл) соответствует какому-либо инструменту. Соответственно, чем больше тембров, тем богаче у вас выбор. Какое число тембров выбрать – зависит от того, для чего будет предназначен инструмент.
Профессиональные цифровые пианино имеют зачастую не более десятка тембров (да и те относятся к различным вариациям фортепиано) – и этого им вполне достаточно. Для студийной работы – чем больше, тем лучше, профессиональные модели могут иметь тысячи встроенных тембров, плюс возможность записи новых. Детские модели также могут иметь десятки и даже сотни тембров, включая совсем экзотические, наподобие шума поездов или пения птиц.
Автоаккомпанемент позволяет «в фоне» запустить какую-нибудь мелодию параллельно вашей игре. Это позволяет даже обладающему только начальными навыками музыканту легко сыграть прилично звучащую импровизацию на любую тему (если она предусмотрена имеющимися в наличии стилями автоаккомпанемента). И, хотя серьезные исполнители относятся к этой функции с пренебрежением, начинающему музыканту автоаккомпанемент может облегчить музыкальное сопровождение какого-нибудь события.
Арпеджиатор – функция, в чем-то сходная с автоаккомпанементом, но не настолько «ленивая». Наличие арпеджиатора позволяет исполнить заранее заданную последовательность нот («перебор») буквально нажатием одной клавиши – причем тональность арпеджио может меняться в зависимости от того, какая клавиша нажата.
Наличие секвенсора позволяет вам самим записывать музыку для её последующего фонового проигрывания. Это опять похоже на автоаккомпанемент, но с тем различием, что музыку для аккомпанемента в этом случае вы создаете сами. Кроме того, многодорожечные секвенсоры позволяют накладывать друг на друга несколько звуковых дорожек, созданных звучанием различных инструментов. Это позволяет создавать музыкальные композиции, для реальной записи которых потребовался бы целый оркестр. Студийные рабочие станции в обязательном порядке имеют многодорожечный секвенсор.
Профессиональные модели с секвенсором имеют индивидуальный аудиовыход на каждую дорожку – для последующего их сведения на записывающем оборудовании.
Семплирование – также очень важная функция для студийного инструмента. Семплирование позволяет самостоятельно записывать новые тембры (сэмплы) для дальнейшего использования.
Обратите внимание на наличие у синтезатора аналоговых и цифровых разъемов. Линейный и микрофонный входы позволят пропустить внешний звуковой сигнал через синтезатор, с наложением выбранных звуковых эффектов, что может заметно обогатить возможности ди-джея или солиста. Выход для наушников позволит полноценно заниматься с синтезатором, не мешая громким звуком окружающим.
Для студийного инструмента практически необходимо наличие на нем цифровых выходов (USB или MIDI) – для связи с компьютером. Это не только значительно расширит возможности по обработке звука и созданию новых композиций, но и может снизить цену инструмента за счет переноса некоторых функций в компьютер. Так, многодорожечный секвенсор с индивидуальными выходами значительно поднимает цену синтезатора. В то же время, нужного эффекта можно добиться и на синтезаторе вообще без секвенсора, записав звучания различных инструментов на компьютер через цифровой интерфейс и объединив их с помощью программного секвенсора. Это займет больше времени и потребует определенных навыков, но конечный результат будет ничуть не хуже, чем в случае использования дорогого синтезатора.
Функции обучения будут весьма нелишними для начинающего музыканта. Задающий ритм метроном также пригодится при обучении.
Очень эффективным является обучающий режим, возможный на синтезаторах с подсветкой клавиш.
В режиме обучения клавиши подсвечиваются одновременно с выводом на ЖК-дисплей соответствующих нот. Это позволяет ученику быстро выучить, какие клавиши соответствуют каким нотам и приобрести соответствующие моторные навыки.
Варианты выбора синтезаторов
Отличным подарком для ребенка будет детский синтезатор. Но имейте в виду, что синтезатор с малоразмерными клавишами может быть только игрушкой и для обучения непригоден.
Начинающему исполнителю, зарабатывающему себе на жизнь музыкальным сопровождением застолий и различных торжеств, пригодится синтезатор с автоаккомпанементом – он сбережет вам силы и позволит не выглядеть слишком бледно.