Трансакционный спрос на деньги тем выше чем

Спрос на деньги

Спрос на деньги (Demand for money) (MD) – это спрос на ликвидные активы (обычно агрегат М2), которые люди желают иметь в определенный момент времени, при данном уровне дохода. В национальной экономике спрос на деньги растет вместе с увеличением дохода, вместе со снижением процентной ставки, с уменьшением скорости оборота денег.

Мотивы спроса на деньги определяется двумя основными типами: спросом на деньги для сделок (трансакционный спрос) и спросом на деньги со стороны активов.

Трансакционный спрос на деньги

Трансакционный спрос тем выше, чем больше объем национального продукта в стране, так как при этом больше совершается сделок. Спрос на деньги зависит и от уровня цен: чем они выше, тем больше требуется денег. Трансакционный спрос на деньги зависит от скорости оборота денег, хотя по данному вопросу экономисты не пришли к единому мнению. Разделив номинальный национальный продукт на скорость оборота денег, мы получим трансакционный спрос на деньги. Тот же результат получим и умножением номинального продукта на долю номинальных денежных остатков в национальном продукте.

Спрос на деньги со стороны активов

Спрос на деньги со стороны активов определяется тем, что свои финансовые активы (накопления в нематериальной форме) рыночные агенты стремятся распределить так, чтобы уменьшить риск (повысить надежность) и увеличить доходность, сохраняя определенный уровень ликвидности. Для этого активы распределяют примерно на три части, вкладывая деньги в покупку акций, государственных облигаций и сохраняя деньги в наличной форме. Спрос на деньги со стороны активов тем выше, чем ниже ставка процента, так как при высокой ставке процента предпочтение будет отдано менее ликвидным (более доходным) активам, чем наличным деньгам.

Предпочтение ликвидности есть отказ от возможного дохода. Это альтернативная стоимость хранения денег, или вмененные издержки их хранения. Они тем выше, чем больше доход, от которого отказывается владелец денег, сохраняя их в виде наличности. Следовательно, вмененные издержки хранения денег равны упущенной выгоде владельца денег и она тем больше, чем выше ставка процента.

Объединяя эти два подхода, можно выделить три фактора спроса на деньги:

Формула спроса на деньги

Считая скорость обращения денег неизменной, функцию спроса на реальные деньги (спроса на реальные денежные остатки) можно представить следующим образом:

(M/P) D =L(i,Q)

Спрос на деньги как на ликвидные активы (L) зависит от номинальной ставки процента (i) и реального объема выпуска (Q). Заменив обозначение дохода «Q», на «V», под которым мы понимаем ВВП, ЧНП, НД, мы получим следующее уравнение:

M D =L(i,V).

Зависимость спроса на деньги как на ликвидные активы от номинальной ставки процента и реального объема выпуска.

График спроса на деньги

Спрос на номинальные деньги зависит от номинальной ставки процента и номинального объема выпуска. Функция спроса на деньги представляет собой кривую, зависящую от «i» и «V».

Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть картинку Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Картинка про Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем

Зависимость номинальной ставки процента от реальной ставки и темпов инфляции

Зависимость между темпом инфляции и номинальной ставкой процента получила название эффекта Фишера2. Устанавливая ставку процента, банки будут стремиться учитывать не текущую, а ожидаемую инфляцию. С учетом этого формула Фишера несколько модифицируется: i = r + π*, где π* — ожидаемая инфляция. При высоких темпах инфляции для определения реальной ставки процента используют более точную формулу:

r=i-π/1+π

Общий спрос на деньги зависит и от ожидаемой инфляции, и от предполагаемого реального дохода от акций и облигаций. При высоких темпах инфляции спрос на национальную валюту падает, что не компенсируется высокой номинальной доходностью ценных бумаг. Это особенно характерно для несформировавшихся рынков.

Источник

Трансакционный спрос на деньги. Спекулятивный спрос на деньги. Общий спрос на деньги.

Трансакционный спрос тем выше, чем больше объем национального продукта в стране, так как при этом больше совершается сделок. Спрос на деньги зависит и от уровня цен: чем они выше, тем больше требуется денег. Трансакционный спрос на деньги зависит от скорости оборота денег, хотя по данному вопросу экономисты не пришли к единому мнению. Разделив номинальный национальный продукт на скорость оборота денег, мы получим трансакционный спрос на деньги. Тот же результат получим и умножением номинального продукта на долю номинальных денежных остатков в национальном продукте.

Спрос на деньги со стороны активов определяется тем, что свои финансовые активы (накопления в нематериальной форме) рыночные агенты стремятся распределить так, чтобы уменьшить риск (повысить надежность) и увеличить доходность, сохраняя определенный уровень ликвидности. Для этого активы распределяют примерно на три части, вкладывая деньги в покупку акций, государственных облигаций и сохраняя деньги в наличной форме. Спрос на деньги со стороны активов тем выше, чем ниже ставка процента, так как при высокой ставке процента предпочтение будет отдано менее ликвидным (более доходным) активам, чем наличным деньгам. Предпочтение ликвидности есть отказ от возможного дохода. Это альтернативная стоимость хранения денег, или вмененные издержки их хранения. Они тем выше, чем больше доход, от которого отказывается владелец денег, сохраняя их в виде наличности. Следовательно, вмененные издержки хранения денег равны упущенной выгоде владельца денег и она тем больше, чем выше ставка процента. Как мы увидим дальше, государство, изменяя ставку процента (ставку рефинансирования), изменит и альтернативную стоимость хранения денег, а следовательно, изменится и спрос на деньги.

2) Спекулятивный спрос на деньги, основанный на убежденности спекулянтов в том, что процентные ставки будут расти, что повлечет за собой падение цен на облигации ; следовательно, окажется разумным придерживать деньги, дожидаясь этого падения, и лишь потом инвестировать. Спекулятивный спрос на деньги занимает важное место в теории Дж. М. Кейнса о предпочтении ликвидности. Теория предполагает, что, если спекулятивный спрос достаточно велик, возникает недостаток средств для инвестиций, что ведет к спаду. Эта теория подвергалась суровой критике на том основании, что спекулянты (инвесторы) в этом случае не проявляют рациональных ожиданий, поскольку их ожидания базируются на прошлом движении процентных ставок или курсов облигаций, а не на настоящем состоянии предположения или спроса.

Спекулятивный мотив зависит от ставки процента: чем выше процент, тем больше вложения в ценные бумаги и ниже спекулятивный спрос на ликвидность. Этот вид спроса на деньги связан с их функцией сохранения богатства, а не с функцией средства платежа. Следовательно, данный мотив хранения денег исходит из желания избежать потерь капитала, вызываемых хранением активов в виде облигаций в периоды ожидаемого роста нормы ссудного процента.

3) Общий спрос на деньги.

Общий спрос на деньги есть сумма спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов. Этот спрос зависит от стоимости валового национального продукта и процентной ставки.

Спрос на деньги для сделок D1.Спрос на деньги для сделок не зависит от процентных ставок,он определяется другими факторами (суммой цен товаров и числом оборотов денежной единицы). Поэтому линия спросапараллельна оси Y.Спрос на деньги для сбережений (со стороны активов) D2. Спрос на деньги для сбережений (со стороны активов) зависит от процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем дороже обходится хранение денег в запасе, тем меньше спрос на деньги со стороны активов. Чем ниже процентная ставка, тем охотнее люди будут держать деньги в запасах как ликвидность.Общий спрос на деньги. Равновесная ставка процента.Dm – это общий спрос на деньги. Линию Dm получаем путем перемешщения вправо линии D2 на величину спроса на D для сделок, то есть 100. Пересечение спроса и предложения денег дает картину денежного рынка и определяет равновесную ставку процента.

Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть картинку Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Картинка про Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть картинку Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Картинка про Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть картинку Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Картинка про Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем

Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть картинку Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Картинка про Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем

Источник

Спрос на деньги

Спрос на деньги (Demand for money) (MD) – это спрос на ликвидные активы (обычно агрегат М2), которые люди желают иметь в определенный момент времени, при данном уровне дохода. В национальной экономике спрос на деньги растет вместе с увеличением дохода, вместе со снижением процентной ставки, с уменьшением скорости оборота денег.

Мотивы спроса на деньги определяется двумя основными типами: спросом на деньги для сделок (трансакционный спрос) и спросом на деньги со стороны активов.

Трансакционный спрос на деньги

Трансакционный спрос тем выше, чем больше объем национального продукта в стране, так как при этом больше совершается сделок. Спрос на деньги зависит и от уровня цен: чем они выше, тем больше требуется денег. Трансакционный спрос на деньги зависит от скорости оборота денег, хотя по данному вопросу экономисты не пришли к единому мнению. Разделив номинальный национальный продукт на скорость оборота денег, мы получим трансакционный спрос на деньги. Тот же результат получим и умножением номинального продукта на долю номинальных денежных остатков в национальном продукте.

Спрос на деньги со стороны активов

Спрос на деньги со стороны активов определяется тем, что свои финансовые активы (накопления в нематериальной форме) рыночные агенты стремятся распределить так, чтобы уменьшить риск (повысить надежность) и увеличить доходность, сохраняя определенный уровень ликвидности. Для этого активы распределяют примерно на три части, вкладывая деньги в покупку акций, государственных облигаций и сохраняя деньги в наличной форме. Спрос на деньги со стороны активов тем выше, чем ниже ставка процента, так как при высокой ставке процента предпочтение будет отдано менее ликвидным (более доходным) активам, чем наличным деньгам.

Предпочтение ликвидности есть отказ от возможного дохода. Это альтернативная стоимость хранения денег, или вмененные издержки их хранения. Они тем выше, чем больше доход, от которого отказывается владелец денег, сохраняя их в виде наличности. Следовательно, вмененные издержки хранения денег равны упущенной выгоде владельца денег и она тем больше, чем выше ставка процента.

Объединяя эти два подхода, можно выделить три фактора спроса на деньги:

Формула спроса на деньги

Считая скорость обращения денег неизменной, функцию спроса на реальные деньги (спроса на реальные денежные остатки) можно представить следующим образом:

(M/P) D =L(i,Q)

Спрос на деньги как на ликвидные активы (L) зависит от номинальной ставки процента (i) и реального объема выпуска (Q). Заменив обозначение дохода «Q», на «V», под которым мы понимаем ВВП, ЧНП, НД, мы получим следующее уравнение:

M D =L(i,V).

Зависимость спроса на деньги как на ликвидные активы от номинальной ставки процента и реального объема выпуска.

График спроса на деньги

Спрос на номинальные деньги зависит от номинальной ставки процента и номинального объема выпуска. Функция спроса на деньги представляет собой кривую, зависящую от «i» и «V».

Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть картинку Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Картинка про Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем

Зависимость номинальной ставки процента от реальной ставки и темпов инфляции

Зависимость между темпом инфляции и номинальной ставкой процента получила название эффекта Фишера2. Устанавливая ставку процента, банки будут стремиться учитывать не текущую, а ожидаемую инфляцию. С учетом этого формула Фишера несколько модифицируется: i = r + π*, где π* — ожидаемая инфляция. При высоких темпах инфляции для определения реальной ставки процента используют более точную формулу:

r=i-π/1+π

Общий спрос на деньги зависит и от ожидаемой инфляции, и от предполагаемого реального дохода от акций и облигаций. При высоких темпах инфляции спрос на национальную валюту падает, что не компенсируется высокой номинальной доходностью ценных бумаг. Это особенно характерно для несформировавшихся рынков.

Источник

Раздел 3. Роль государства в экономике

Цель данного раздела – понять, почему и как правительство может регулировать экономику.

Тема 1. Кредитно-денежная и финансовая системы

Цель : разобраться в структуре кредитно-денежной и финансовой систем страны.

Оглавление

1.1. Кредитная система. Банковские операции

Кредитная система представляет собой совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных кредитно-финансовых учреждений, создающих и предоставляющих денежные средства.

В разных странах кредитная система имеет разную структуру, однако имеет и общие черты. Так, в любой стране она состоит из Центрального банка (ЦБ), коммерческих банков, специализированных банковских учреждений (инвестиционных, внешнеторговых, ипотечных и др.), а также различных кредитно-финансовых учреждений небанковского типа: страховых, финансовых компаний, пенсионных фондов, сберегательных касс. Функции Центральных банков таковы: они осуществляют руководство всей кредитной системой страны, хранят ее золотовалютные резервы, ведут финансовые операции правительства, хранят временно свободные средства и обязательные резервы коммерческих и других банков, предоставляют им в случае необходимости кредиты, обладают монопольным правом эмиссии банкнот.

Основные функции коммерческих банков – привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов, посредничество в платежах и др.

Государство не только определяет порядок создания коммерческих банков, но и использует систему регулирующих нормативов, контролирует их деятельность. Коммерческие банки могут начать операции только после получения соответствующей лицензии.

Остальные многочисленные специальные финансово-кредитные институты выполняют различные вспомогательные функции. Их деятельность, дополняя операции коммерческих банков, обычно распространяется на такие сферы кредитования, которые являются невыгодными или рискованными для частных банков.

Особое место в кредитной системе занимают фондовые биржи, главной целью которых является обеспечение эффективного рынка для продажи и покупки ценных бумаг, создание капитала для промышленности.

Кроме национальных кредитно-финансовых институтов существуют межгосударственные: Международный валютный фонд (МВФ), международный банк реконструкции и развития (МБРР), Банк международных расчетов и др.

Банковские операции делятся на пассивные (с помощью которых образуются банковские ресурсы) и активные (посредством которых банки размещают эти ресурсы).

Банковские ресурсы включают: собственные капиталы, складывающиеся из акционерного первоначального капитала, резервов и накопленной прибыли, и вклады (депозиты), принимаемые банками у клиентов.

Активные операции банков включают срочные и бессрочные ссуды, которые они выдают своим клиентам. Срочные – погашаются по истечении определенного срока, бессрочные – в любое время.

Банковская прибыль (маржа – margin ) складывается из разницы между полученными процентами по ссудам и выплачиваемыми процентами по вкладам. Кроме того, в банковскую прибыль входят доходы на собственный капитал банка, помещенный в ссуды и инвестиции.

Чистая прибыль равна разнице между валовой прибылью и расходами по ведению банковских операций.

Интерес представляет анализ структуры баланса Центрального банка (табл. 1).

Структура баланса Центрального банка

Золотые резервы (ЗР)
Валютные резервы (ВР)
Ценные бумаги (ЦБ)
Займы финансовым институтам (ЗФИ)
Займы правительству (ЗП)
Прочие активы (ПА)Банкноты (наличные деньги – НД)
Депозиты финансовых институтов (ДФИ)
Депозиты правительства (ДП)
Прочие пассивы (ПП)Итого активы (ИА)Итого пассивы (ИП)Чистое сальдо (ЧС)Суммарные пассивы и чистое сальдо (ИП+ЧС)

1.2. Деньги и денежные агрегаты. Спрос на деньги

Деньги – главная движущая сила рыночной экономики. По состоянию финансового рынка можно судить о «здоровье» экономики, анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм достижения равновесия в экономике. Воздействуя на финансовый рынок, можно управлять экономической активностью общества.

По поводу сущности, природы, причин возникновения денег и их роли в экономике ведутся непрекращающиеся споры со времен древнегреческих философов. Для практических целей достаточно такого определения: деньги – это определенная материальная субстанция, принимаемая людьми в качестве оплаты за товары и услуги и для погашения долгов. Они являются декретированными деньгами (fiat money, legal tender), т. е. назначенными правительством в качестве законного средства платежа. Они основаны на доверии. В периоды инфляции доверие к ним падает, начинает развиваться натуральный обмен.

Основные функции денег: мера стоимости, средство обращения и средство платежа (средство обмена), средство сбережения или накопления богатства.

Количество наличных денег в стране контролируется государством (монетарная или денежная политика). На практике эту функцию осуществляет Центральный банк.

Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты – по критерию убывания степени ликвидности:

М1 = наличные деньги + чековые вклады («деньги для сделок»).

М2 = М1 + нечековые сберегательные вклады и небольшие срочные вклады (обычно до 4-х лет).

L = М3 + краткосрочные государственные облигации, коммерческие ценные бумаги высокой степени надежности и ликвидности, межбанковские обязательства.

При анализе текущей экономической активности общества, при определении спроса и предложения денег обычно используется М1.

Спрос на деньги (спрос на ликвидность) – это потребность в определенном запасе денег. Он определяется двумя основными функциями денег – быть средством обращения и средством сохранения богатства.

На этой основе спрос на деньги обычно делят на две части: спрос на деньги для сделок – трансакционный спрос (L d t) и спрос на деньги со стороны активов – спекулятивный спрос (L d a).

Трансакционный (transactio) спрос здесь деньги выполняют функцию средства обмена: обслуживают куплю-продажу товаров, выплату заработной платы, оплату материалов, электроэнергии и т. д. L d t изменяется пропорционально номинальному ВНП.

Поскольку на трансакционный спрос ставка процента не влияет (это – некоторое упрощение), то на представленном графике (рис. 1) L d t вертикальная линия:

Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть картинку Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Картинка про Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем

Рис. 1. Трансакционный спрос на деньги

Спрос на деньги со стороны активов, или спекулятивный спрос, объясняется следующим. Преимуществом денег является их ликвидность. Однако в таком случае они не приносят дохода. Поэтому люди склонны держать свои активы не только в наличных деньгах, но и в акциях, облигациях. При этом приходится решать, сколько финансовых активов и в какой форме держать. Решение зависит от ставки процента: чем она выше, тем привлекательнее ценные бумаги, тогда количество активов в форме наличных денег будет небольшим. И наоборот.

Исходя из этого, кривая L d a имеет следующий вид:

Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть картинку Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Картинка про Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем

Рис. 2. Спрос на деньги со стороны активов

Общий спрос на деньги:

Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть картинку Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Картинка про Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем

Рис. 3. Общий спрос на деньги

Итак, спрос на деньги означает общее количество денег, которое люди хотят иметь для сделок и в качестве активов при каждой возможной величине процентной ставки.

1.3. Предложение денег. Равновесие на денежном рынке

Предложение денег в экономике осуществляет государство через Центральный банк, поэтому предложение денег это количество денег, предлагаемое ЦБ страны на денежном рынке.

Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть картинку Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Картинка про Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем

Большинство экономистов считает необходимым управлять денежным предложением, т. е. обеспечивать количество денег в обращении, необходимое для деловой активности, чтобы способствовать полной занятости, стабилизации цен и нормальному темпу экономического роста.

Казалось бы, коммерческий банк только берет деньги у одних (тех, кому они временно не нужны) и передает другим. Но в действительности банки и сами могут производить деньги.

Современная банковская система – это система с частичным резервным покрытием : только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов для выдачи наличных денег, а остальные используют для выдачи ссуд. Этот процесс можно рассмотреть на следующем примере.

Предположим, банковские резервы R=10 %.

Банк № 1, получив вклады, отдает кредиты на 90 ден. ед. Теперь вкладчики по-прежнему имеют на счетах 100 ден. ед. Но и заемщики имеют 90 ден. ед. Общее количество денег равно 190 ден. ед. Кредиты используют на покупку товаров, продавец которых размещает полученную выручку, к примеру, в банке № 2. Этот процесс продолжается.

Однако данный процесс является обратимым – деньги уничтожаются, когда ссуды выплачиваются. Но тот факт, что стремящиеся к прибыли банки имеют тенденцию менять денежное предложение, обусловливает необходимость контроля Центрального банка за денежным предложением.

Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть картинку Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Картинка про Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем.

В приведенном примере m = 1\10*100 = 10. Первоначальный вклад в 100 ден. ед. поддерживает сумму в 1100 ден. ед.

Равновесие на денежном рынке предполагает равенство количества предлагаемых денежных средств количеству денег, которое желают иметь у себя население и предприятия (см. рис. 5).

Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть картинку Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Картинка про Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем

Рис. 5. Равновесие на денежном рынке

1.4. Структура финансовой системы

Финансы выражают систему отношений, которая связана с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств. Финансовая система включает в себя следующие звенья: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные доходы предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды.

Выделяют финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства.

Финансы хозяйствующих субъектов – это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. Основным показателем состояния этих финансовых отношений является счет прибылей и убытков отдельных хозяйствующих субъектов.

Доходную часть финансов населения образуют первичные доходы семей, расходную – все расходы и сбережения.

Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а их ведущим звеном является государственный (федеральный) бюджет доходов и расходов государства. С его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение ВНП.

Денежные фонды образуются и используются под воздействием сложных распределительных отношений, требующих финансового контроля. Контроль за выполнением доходной части бюджета обеспечивается финансовыми, налоговыми, таможенными и другими органами. Руководство осуществляют Министерство финансов РФ, Государственная налоговая служба России, таможенные органы.

Развитие акционерных форм собственности привело к созданию института независимого внешнего финансового контроля – аудита.

Бюджетная система представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных органов власти.

Структура бюджета зависит от государственного устройства страны. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухярусное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ, Россия) имеется еще промежуточное звено – бюджеты штатов, земель, республик (см. рис. 6).

Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Смотреть картинку Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Картинка про Трансакционный спрос на деньги тем выше чем. Фото Трансакционный спрос на деньги тем выше чем

Рис. 6. Структура бюджетной системы России

Структурно любой бюджет включает две части: доходы субъекта (государства, территории) и его расходы.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для выполнения своих функций. Это – годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, республики (штата) или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, превышающими темпы роста ВНП.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп – носителей различных социально-экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы; по поводу бюджетных расходов на социальные цели. Это также компромисс между государственными и местными интересами, промышленными и сельскохозяйственными районами в распределении налогов и бюджетных дотаций. Каждый такой компромисс сопровождается политической борьбой.

Расходы бюджета показывают направления и цели бюджетных ассигнований. Доходы складываются из налогов, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных и целевых фондов.

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств ( профицита), который переводится в доходы бюджета следующего года или используется на покрытие непредвиденных расходов.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается внутренними и внешними государственными займами. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у пенсионного) и в порядке получения кредитов у банков.

Бюджетный дефицит может быть покрыт путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях – во время войн, длительных кризисов. Однако следует иметь в виду, что результатом этого является неконтролируемая инфляция.

В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной власти. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство – таким образом ставится заслон инфляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.

1.5. Причины бюджетного дефицита. Государственный долг

В экономической теории выделяют следующие виды бюджетного дефицита:

Особо следует обратить внимание на четвертый вид бюджетного дефицита. Он включает в себя два аспекта. Первый – в качестве своей причины имеет расстройство хозяйства, его низкую доходность и стагнацию. Возможности ликвидации дефицита заключены в тех или иных преобразованиях в самом хозяйстве, в обеспечении его подъема.

Основы второго заложены в плохой работе финансовой системы, неумении найти доходы, изъять их без нанесения ущерба экономике, удержать расходы на уровне доходов. Неблагоприятную роль играют здесь попытки необоснованного увеличения заработной платы, пенсий и других выплат населению. Эти меры обусловлены социальными требованиями, но если это станет стимулом возрастания инфляции, то тогда уже «финансовый» по своему происхождению дефицит станет основным и будет оказывать разрушающее влияние на экономику.

В качестве непосредственных причин бюджетного дефицита выделяются:

Сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время профицитов составляет государственный долг.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Эта связь проявляется в следующем. С одной стороны, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. С другой – определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита, невозможно без анализа величины государственного долга.

Накапливающиеся задолженности правительства должны выплачиваться с процентами. Сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Если из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы, то правительства, постоянно нуждаясь в средствах, прибегают ко все новым займам. Покрывая старые долги, они делают все большие новые.

Различают внешний и внутренний государственный долг, а также краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) долги. Наиболее тяжелыми считаются краткосрочные долги – по ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств.

Внутренний долг государства – это долг своему населению, фирмам и учреждениям, которые являются держателями ценных бумаг государства. Он приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Предметом особого внимания является внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем – она вынуждена расплачиваться за него национальным богатством, золотым запасом, внешними активами государственного банка.

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, т. к. это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей:

1.6. Налоговая система

Под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему.

Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от доходов (например, за тонну нефти или м 3 газа).

Пропорциональные ставки – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога (доходу или имуществу) без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки – ставка повышается по мере возрастания дохода.

Регрессивные ставки – ставка снижается по мере роста дохода.

Разделяют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – непосредственно платятся субъектом налогообложения, т. е. взимаются с конкретных юридических и физических лиц: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций; поимущественные налоги, налоги на социальное страхование, на фонд заработной платы и т. д.

Косвенные налоги – налоги на определенные товары и услуги. Их взимают через надбавку к цене: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на наследство, на сделки с недвижимостью, ценными бумагами и др.

В большинстве развитых стран два ведущих вида налогов – подоходный, в основе которого лежит прогрессивное обложение граждан и юридических лиц по совокупности всех доходов из всех источников как внутри страны, так и за рубежом, и налог на добавленную стоимость (НДС).

Налоговые системы развитых стран широко применяют налоги как средство поддержания и стимулирования предпринимательства. С этой целью используются определенные льготы. Важнейшие из них: инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *