Трансаэро авиакомпания что с ней
Пять лет спустя: как «рухнула» крупнейшая частная российская авиакомпания
История краха «Трансаэро»
Пять лет назад — в начале октября 2015 года — в прошлом крупнейшая частная российская авиакомпания «Трансаэро» прекратила свою операционную деятельность. «Реальное время» вспоминает основные события, предшествовавшие краху авиакомпании, и приводит главные факты, приведшие к агонии некогда процветавшего предприятия.
Ни одной катастрофы с жертвами
По решению Росавиации Минтранса России сертификат эксплуатанта ОАО «Авиакомпания «Трансаэро» был аннулирован с 26.10.2015 г. — спустя меньше чем месяц после первой отмены рейсов, 1—2 октября. С того же времени компания окончательно прекратила полеты. Что же предшествовало этому событию?
История крупнейшей в России частной авиакомпании началась еще в 1990 году. Она была основана Александром Плешаковым — сыном министра радиопромышленности СССР, генерал-полковника Петра Плешакова, и Татьяны Анодиной, председателя Межгосударственного авиационного комитета. Компания начинала деятельность с чартерных перевозок на самолетах «Аэрофлота». Официальным днем рождения компании стало 5 ноября 1991 года: в этот день «Трансаэро» совершила свой первый полет — чартерный рейс по маршруту Москва — Тель-Авив — Москва. Самолет был арендованный, но летал уже под собственным кодом компании UN.
Компания была основана Александром Плешаковым — сыном министра радиопромышленности СССР, генерал-полковника Петра Плешакова, и Татьяны Анодиной, председателя Межгосударственного авиационного комитета. Фото: wikipedia.org
Авиакомпания «Трансаэро» базировалась в московских аэропортах Домодедово и Внуково, формируя также дополнительный хаб в петербургском аэропорту Пулково. Авиакомпания выполняла пассажирские и грузовые рейсы по России, а также международные рейсы средней и большой протяженности в страны Европы, Азии, Северной и Латинской Америки.
Флот «Трансаэро» составлял свыше ста воздушных судов. Авиакомпания являлась второй в стране по годовому пассажирообороту после «Аэрофлота». Только за 2014 год «Трансаэро» на своих авиарейсах перевезла более 13 млн пассажиров. К слову, за всю 24-летнюю историю с самолетами «Трансаэро» не произошло ни одной катастрофы с человеческими жертвами.
Отголоски кризиса
К кризису 1998 года «Трансаэро» подошла с парком из 17 Boeing 737, возраст которых уже перевалил за 20 лет. Чтобы выжить, авиакомпании тогда пришлось продать девять самолетов, закрыть все дальние и почти все российские маршруты и реструктурировать кредиторскую задолженность, говорилось в отчете «Трансаэро». Отголоски того кризиса преследовали компанию еще довольно долго. В 2009 году стало известно, что как минимум с 2006 года у авиакомпании был отрицательный капитал (его величина достигала минус 927 млн руб.). Причина — в убытках от курсовой разницы во время дефолта 1998 г. Все попытки оптимизации и сокращения расходов, которые предприняла компания, в 2008 г. нивелировал новый кризис.
К кризису 1998 года «Трансаэро» подошла с парком из 17 Boeing 737, возраст которых уже перевалил за 20 лет. Чтобы выжить, авиакомпании тогда пришлось продать девять самолетов, закрыть все дальние и почти все российские маршруты и реструктурировать кредиторскую задолженность. Фото: Максим Платонов
А в 2014 году прозвенел новый, теперь уже действительно тревожный звонок: компания начала испытывать финансовые трудности на фоне сильного снижения пассажиропотока, к которому привел зарождающийся финансовый кризис. В конце декабря «Трансаэро» получила госгарантии по кредиту ВТБ на 9 млрд рублей. Компания также отказалась от стимулирующих выплат топ-менеджменту и совету директоров. Тогдашний заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович по поводу помощи перевозчику заявлял, что непростое финансовое положение компании и «отсутствие четкого понимания у правительства происходящего внутри компании» ставят под вопрос дальнейшие кредиты.
Несмотря на серьезные проблемы, в мае того года компания задумала провести рестайлинг и представила обновленный фирменный стиль. Затраты на перекрашивание самолетов составили бы до 10 миллионов долларов.
Казанский след
Вспоминая крах «Трансаэро», невозможно не отметить «казанский след». Так, 2000-е принесли авиакомпании громкий скандал. «Трансаэро» стала единственной авиакомпанией, кроме «Аэрофлота», освобожденной от пошлин на ввоз «Боингов». Однако необходимым условием Минэкономразвития было параллельное приобретение самолетов Ту-214, производившихся в Казани.
В 2005 году «Трансаэро» подписала договор с ОАО «Финанс-лизинг» о поставке десяти самолетов Ту-214, собранных на Казанском авиапроизводственном объединении. Фото: transaeropilot.com
Как писало «Реальное время», в 2005 году «Трансаэро» подписала договор с ОАО «Финанс-лизинг» о поставке десяти самолетов Ту-214, собранных на Казанском авиапроизводственном объединении. Согласно договору, перевозчик обязался взять в лизинг на 15 лет лайнеры, собранные до 2008 года. Стоимость самолетов составила 600 млн долларов. Параллельно «Трансаэро» сэкономила 132 млн долларов на беспошлинном ввозе иностранных самолетов.
«Они должны были закупить ТУ-214, чтобы их освободили от пошлин на ввоз «Боингов», — рассказывал Магомед Закаржаев, советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие». — Но «Боинги» завезли, а с российскими самолетами были большие проблемы, от них всячески отказывались, цена была высокая для них, качество не удовлетворяло. Бодались долго, и в конце концов, насколько я помню, они взяли 3 самолета, хотя должны были больше. Надо отдать должное, что нарекания во многом были справедливыми: новый самолет, нет технического обслуживания, нет запчастей, нет серий, поэтому брали их с опаской. В то же время они не хотели платить пошлины за «Боинги».
Сдача первого самолета была назначена на декабрь 2005 года, еще четырех — на 2006 год, еще пяти — на 2008 год. Первый самолет, однако, был получен авиакомпанией в 2007 году, второй — в 2008, третий — в 2009. В 2010 году, однако, президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» заявил, что на базе Ту-214 решено больше не строить коммерческие лайнеры из-за высокой стоимости.
Аннулирование сертификата эксплуатанта
Поистине тревожные звонки по поводу финансового состояния «Трансаэро» начали звучать в СМИ весной 2015 года. Помимо кризиса собственно в отрасли, катализаторами этих процессов стали пересмотр отчетности компании в сторону увеличения чистого убытка и неплатежи по долгам банкам. В августе «Трансаэро» обратилась в Минтранс с просьбой о содействии в продлении ковенантных каникул отказавшими в реструктуризации долгов банками. По решению кредитного комитета Сбербанка каникулы по кредитным соглашениям для «Трансаэро» были продлены до 1 октября.
1 сентября 2015 года стало известно о готовящейся сделке по приобретению «Аэрофлотом» 75% плюс одной акции «Трансаэро» за один рубль. Сделка подразумевала реструктуризацию «Трансаэро» и ее интеграцию в «Аэрофлот». Однако требуемый пакет акций «Трансаэро» к сроку собран не был. 1 октября стало известно, что «Аэрофлот» отказался от приобретения «Трансаэро».
Также было объявлено о решении в пользу банкротства «Трансаэро», принятом на совещании у тогдашнего премьера Дмитрия Медведева. Последовали сообщения о намерении подать заявление о банкротстве «Трансаэро» от «Альфа-банка», Сбербанка, ВТБ и «Газпромбанка». 20 октября о готовности выкупить 51% авиакомпании заявил Владислав Филев, совладелец S7, однако эта сделка также сорвалась, так как владельцам «Трансаэро» не удалось высвободить из-под залогов требуемый пакет акций.
О готовности выкупить 51% авиакомпании заявил Владислав Филев, совладелец S7, однако эта сделка также сорвалась, так как владельцам «Трансаэро» не удалось высвободить из-под залогов требуемый пакет акций. Фото: ksonline.ru
В октябре 2015 года, как писало «Реальное время», ситуация с авиакомпанией «Трансаэро» оказалась в центре внимания всей страны. По-настоящему тревожные звонки прозвучали в первых числах октября, когда произошла задержка трансаэровского авиарейса Даламан (Турция) — Казань. Туристы, возвращавшиеся с Эгейского моря, прождав час, чудом вылетели в Татарстан.
На этом фоне все с нетерпением ждали официального сообщения от «Трансаэро». И дождались — оно гласило: Авиакомпания «Трансаэро» с 5 октября прекратит полеты за границу. «Менеджментом компании принято решение продлить срок перевозок пассажиров «Трансаэро» с оформленными билетами до 00.00 часов 15 декабря 2015 года на внутренних и международных направлениях; пассажиры с билетами с датами вылета после 15 декабря смогут оформить возврат денежных средств в полном объеме; по предварительным данным, к этому дню будет обеспечена перевозка 95% пассажиров авиакомпании «Трансаэро», — заявляли тогда в «Аэрофлоте», который взял на себя обязанность вывозить пассажиров компании.
В тот же период Росавиация закончила проверку «Трансаэро», решив, что дальнейшая ее деятельность невозможна. Решение о банкротстве «Трансаэро», накопившей 250 млрд рублей долгов и находящейся под операционным управлением «Аэрофлота», принято на правительственном совещании с участием премьера Дмитрия Медведева 1 октября. 26 октября был аннулирован сертификат эксплуатанта «Трансаэро». Авиакомпания остановила полеты.
«Менеджментом компании принято решение продлить срок перевозок пассажиров «Трансаэро» с оформленными билетами до 00.00 часов 15 декабря 2015 года на внутренних и международных направлениях; пассажиры с билетами с датами вылета после 15 декабря смогут оформить возврат денежных средств в полном объеме; по предварительным данным, к этому дню будет обеспечена перевозка 95% пассажиров авиакомпании «Трансаэро», — заявляли в «Аэрофлоте», который взял на себя обязанность вывозить пассажиров компании. Фото: Максим Платонов
«По результатам проведения внеплановой инспекционной проверки авиакомпании «Трансаэро», выявленных недостатков и в связи с ухудшением основных производственных показателей и финансово-экономического состояния эксплуатанта, влияющих на безопасность полетов и права потребителей, комиссия предложила аннулировать действие сертификата эксплуатанта. Сертификат авиакомпании аннулирован с 26 октября текущего года. Аннулированный сертификат, в соответствии с правилами, не восстанавливается», — заявил на брифинге глава Росавиации Александр Нерадько.
13 сентября 2017 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал «Трансаэро» банкротом и ввел процедуру конкурсного производства.
Как «Трансаэро» «обрезали крылья»
В 2015 году «Трансаэро» оказалась не в состоянии обслуживать долги, превышавшие 250 млрд рублей. В сентябре 2017 года арбитражный суд признал «Трансаэро» банкротом и ввел в отношении нее процедуру конкурсного производства. В материалах суда говорится, что обязательства авиакомпании почти в 144 раза превышали стоимость ее реальных активов.
4 декабря 2019 до суда дошло первое уголовное дело, связанное с банкротством авиакомпании «Трансаэро». Ее бывшего временного управляющего Михаила Котова судили по обвинению в злоупотреблении полномочиями. Суд приговорил к пяти годам и шести месяцам заключения Котова за содействие в хищениях на 1 млрд рублей. По данным следствия, Котов «при исполнении обязанностей временного управляющего бездействовал, что содействовало сокрытию многочисленных фактов хищений в виде растраты денежных средств и незаконного отчуждения имущества, а также утрате основных производственных активов компании в размере не менее 1 млрд рублей». По версии СК, повлекло «невыплату более 6 000 работникам выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства и задолженности по компенсационным выплатам за разъездной характер работ».
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области продлил на 6 месяцев — до 13 марта 2021 года — процедуру конкурсного производства в отношении авиакомпании «Трансаэро». Фото: lawyerprofi.ru
Недавняя новость — Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области продлил на 6 месяцев — до 13 марта 2021 года — процедуру конкурсного производства в отношении авиакомпании «Трансаэро», следует из определения суда. Суд удовлетворил соответствующее ходатайство конкурсного управляющего Алексея Белокопыта.
Почему обанкротилась «Трансаэро»: история одного разорения
В 2015 году компания «Трансаэро» была вторым по величине российским авиаперевозчиком, реальным конкурентом «Аэрофлота». Но вскоре она «развалилась», в кратчайшие сроки, и никто ей не помог. Как так вышло, что успешная компания оказалась никому не нужна? И неужели у популярного перевозчика действительно не было ни единого шанса?
Как банкротилась «Трансаэро»
В мае 2015 года пресса начала активно обсуждать дела «Трасавиа» — поводы на то были. Если не рассматривать общий кризис в отрасли, касающийся всех авиакомпаний, то у «Трансаэро» вскрылись проблемы с отчетностью. Стало известно о просроченных кредитах перед банками и увеличении чистого убытка. Дела компании явно шли плохо.
Через несколько месяцев, в августе, перевозчик обратился в Минтранс, попросив о помощи. «Трансаэро» нужно было наладить диалог с банками (компания задолжала им 260 млрд рублей), продлить ковенантные каникулы. И диалог вроде как был налажен — «Сбербанк» согласился на уговоры и заявил, что готов подождать с выплатами по кредитам до 1 октября 2015 года. А в сентябре у «Трансаэро» и вовсе появилась надежда на положительный исход всех злоключений — «Аэрофлот» пожелал купить 75%+1 акцию конкурента за символическую плату в размере 1 рубля. «Чем это выгодно?», — спросите вы. А тем, что «Трансаэро» получили шанс на реструктуризацию и присоединение к «большому брату». Все лучше полного разорения и банкротства.
В следующие несколько недель все развивалось по довольно оптимистичному сценарию — «Аэрофлот» взял на себя ответственность за долги и пообещал лично разобраться со всеми банками. «Трансаэро» перешли под его операционное управление.
Но счастье было недолгим — к 1 октября оказалось, что «Трансаэро» не успели собрать необходимый пакет акций для «Аэрофлота», а ждать их никто не стал. В результате «Аэрофлот» заявил, что отказывается от приобретения компании. В это же время «проснулись» кредиторы в лице «ВТБ», «Сбера», «Газпромбанка» и «Альфа-банка», сообщившие о намерении подать иски о банкротстве авиаперевозчика.
Конец «Трансаэро»
В пучине всех этих проблем перед «Трансаэро» вновь замелькал луч надежды — 20 октября 2015 года совладелец авиаперевозчика S7 Владислав Филев заявил, что готов выкупить 51% акций. Но и тут все сорвалось по вполне логичной причине — «Трансаэро» не смогли освободить из-под залогов этот 51% акций. В это же время компанию «добила» Росавиация, сообщив, что по результатам проверки перевозчик не может продолжать свою деятельность.
В итоге, 26 октября 2015 года, у «Трансаэро» была аннулирована летная лицензия — компания перестала функционировать. Всему рынку стало очевидно, что перевозчик не сможет вернуть эти 260 млрд рублей, такую сумму ему могли только списать, или хотя бы реструктуризировать долг. Но делать этого никто не стал.
Иски о банкротстве поступили и того раньше — 19 октября в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области обратились «Сбербанк» и «Альфа-банк», а вскоре к ним присоединились и другие кредиторы, коих в деле насчитывается более десяти.
Почему «Трасавиа» докатились до банкротства?
За год до банкротства у компании было более ста самолетов, в том числе крупнейший в мире серийный лайнер — Airbus А380. Правда, большинство машин были взяты перевозчиком в лизинг у «Пегас» и «ВЭБ-Лизинг».
Самым успешным периодом для компании можно назвать 2010-2015 гг., тогда выручка увеличилась вдвое, настолько же вырос пассажиропоток (до 12,5 млн человек). Другие авиакомпании могли только позавидовать — у «Трансаэро» была лучшая статистика по количеству занятых кресел. Но, на самом деле, все оказалось не так идеально.
Начиная с 2012 года у перевозчика начали падать показатели ликвидности, к 2015 году они и вовсе достигли отметки в 0,04 (вместо прежних 0,73). Долги компании в 25 раз превысили стоимость активов (а к моменту банкротства — в 150 раз), даже по самым оптимистичным сценариям на возмещение всех обязательств у «Трансаэро» ушло бы 20 лет.
Но что же привело компанию в столь плачевное состояние? Эксперты полагают, что главной ошибкой руководства было расширение авиапарка за счет долларовых займов. Все мы помним о падении рубля 2014 года — в результате этого события долги компании выросли многократно, а само ее существование оказалось под вопросом. Еще одна стратегическая ошибка — ставка «Трансаэро» на крупные лайнеры, такие как Airbus А380 и Boeing 777. На деле эти «гиганты» не очень востребованы, потому как летают между узловыми аэропортами, в то время как пассажиры предпочитают небольшие самолеты, доставляющие их сразу в региональный пункт назначения.
«Трансаэро» и государство
Сказать, что государство полностью отвернулось от авиакомпании, будет не совсем правильно. В декабре 2014 года «Трансаэро» была получена госгарантия по кредиту «ВТБ», на который приходилось 13-14% от суммы долга, также удалось договориться об отсрочке со «Сбером» (о чем мы писали выше). Выигранное время перевозчик собирался потратить на «перезагрузку» и получение дополнительного финансирования на сумму около 120 млрд рублей.
Но поиски были тщетны, да и покупать проблемный «Трансаэро» никто не хотел. При этом в 2015 году, с учетом открывшихся обстоятельств, ставших известными широкой аудитории, стоимость компании начала стремительно падать. Вообще государству было невыгодно банкротство «Трасаэро» — аналитики полагают, что именно по этой причине в дело вмешался «Аэрофлот» (на 51,17% принадлежит РФ) с предложением выкупить компанию. Но после того, как сделка сорвалась, появилась информация с совещания Дмитрия Медведева, на котором он заявил, что «Трансаэро» будут банкротить. Очевидно, это развязало руки кредиторам — на компанию обрушились практически все иски разом, ликвидация стала неизбежной. 13 сентября 2017 года Арбитражный суд признал компанию банкротом и ввел процедуру конкурсного производства.
«Трансаэро» и «Аэрофлот»
В финале возникает логичный вопрос — а не выгодно ли все это банкротство «Аэрофлоту», главному конкуренту должника? Можно сказать, что «Трансаэро» мешал ему зарабатывать большие деньги. Количество внутренних перевозок у должника было несущественным, зато по внешним направлениям компания явно преуспевала.
Еще в октябре 2015 года, без конкурса, «Аэрофлот» (вместе со своей «дочкой», компанией «Россия») получил топовые направления «Трансаэро». Точнее, это объяснялось так: «Аэрофлот» перевозит 2 млн пассажиров разорившегося конкурента, а взамен получает 56 лучших направлений «Трансаэро». Якобы это поможет «отбить» 17 млрд рублей, которые «Аэрофлот» потратил на развоз пассажиров, оставшихся после отзыва лицензии конкурента. Среди новых направлений были как уникальные (к примеру, казахские), так и те, что уже имелись в резерве «Аэрофлота» — по ним компания просто увеличила количество рейсов. По результатам на 2019 год от части направлений «Аэрофлот» все же отказался, оставив в наследство около 30-ти.
Кстати, ситуация не понравилась компании S7, которая также претендовала на увеличение направлений. Добиться хоть какой-то части наследия «Трансаэро» авиаперевозчику удалось только летом 2019 года — S7 «получили» Париж. И все. Остальное так и закрепилось за «Аэрофлотом».
Из наследства остались еще и самолеты, но большая их часть была в лизинге, а значит, они вернулись в родные ангары. У «Трасаэро» были и собственные лайнеры, но большинство из них были слишком старыми, их пришлось утилизировать. А те, что оказались годными, достались опять же «Аэрофлоту», точнее его «дочке» — компании «Россия».
Итоги «Трансаэро»
Говоря о банкротстве авиакомпаний, стоит вспомнить опыт других стран, в частности, США. Почти все классические американские перевозчики прошли через банкротство (некоторые неоднократно) и продолжили работать. В России же ситуация такова, что единичным компаниям удается выйти из банкротства на стадии наблюдения, если же дело доходит до конкурсного производства — не возвращается никто.
Взять, к примеру, банкротство американской авиакомпании Trans World Airlines, случившееся в 2001 году. Это история стала самой масштабной среди перевозчиков США, однако, в 2006 году компании удалось выйти из банкротства. «Трансаэро» о таком сценарии можно было даже не мечтать, в нашей стране банки не жалеют своих должников и не спешат предлагать реструктуризацию.
После банкротства авиакомпании шли разговоры о том, что «Аэрофлот» станет монополистом, но до этого пока далеко. Однако стоит отметить, что монополия все же возможна, если банкротства продолжатся. К примеру, на данный момент в похожей ситуации оказался перевозчик Utair. Схема, как и в «Трансаэро» — огромные долги по кредитам и банки, готовые накинуться в любой момент. Однако Utair пока держится и продолжает совершать авиаперевозки. Но долго ли он протянет? Читайте в специальном материале «Русбанкрота».
Пять лет спустя: как «рухнула» крупнейшая частная российская авиакомпания
История краха «Трансаэро»
Пять лет назад — в начале октября 2015 года — в прошлом крупнейшая частная российская авиакомпания «Трансаэро» прекратила свою операционную деятельность. «Реальное время» вспоминает основные события, предшествовавшие краху авиакомпании, и приводит главные факты, приведшие к агонии некогда процветавшего предприятия.
Ни одной катастрофы с жертвами
По решению Росавиации Минтранса России сертификат эксплуатанта ОАО «Авиакомпания «Трансаэро» был аннулирован с 26.10.2015 г. — спустя меньше чем месяц после первой отмены рейсов, 1—2 октября. С того же времени компания окончательно прекратила полеты. Что же предшествовало этому событию?
История крупнейшей в России частной авиакомпании началась еще в 1990 году. Она была основана Александром Плешаковым — сыном министра радиопромышленности СССР, генерал-полковника Петра Плешакова, и Татьяны Анодиной, председателя Межгосударственного авиационного комитета. Компания начинала деятельность с чартерных перевозок на самолетах «Аэрофлота». Официальным днем рождения компании стало 5 ноября 1991 года: в этот день «Трансаэро» совершила свой первый полет — чартерный рейс по маршруту Москва — Тель-Авив — Москва. Самолет был арендованный, но летал уже под собственным кодом компании UN.
Компания была основана Александром Плешаковым — сыном министра радиопромышленности СССР, генерал-полковника Петра Плешакова, и Татьяны Анодиной, председателя Межгосударственного авиационного комитета. Фото: wikipedia.org
Авиакомпания «Трансаэро» базировалась в московских аэропортах Домодедово и Внуково, формируя также дополнительный хаб в петербургском аэропорту Пулково. Авиакомпания выполняла пассажирские и грузовые рейсы по России, а также международные рейсы средней и большой протяженности в страны Европы, Азии, Северной и Латинской Америки.
Флот «Трансаэро» составлял свыше ста воздушных судов. Авиакомпания являлась второй в стране по годовому пассажирообороту после «Аэрофлота». Только за 2014 год «Трансаэро» на своих авиарейсах перевезла более 13 млн пассажиров. К слову, за всю 24-летнюю историю с самолетами «Трансаэро» не произошло ни одной катастрофы с человеческими жертвами.
Отголоски кризиса
К кризису 1998 года «Трансаэро» подошла с парком из 17 Boeing 737, возраст которых уже перевалил за 20 лет. Чтобы выжить, авиакомпании тогда пришлось продать девять самолетов, закрыть все дальние и почти все российские маршруты и реструктурировать кредиторскую задолженность, говорилось в отчете «Трансаэро». Отголоски того кризиса преследовали компанию еще довольно долго. В 2009 году стало известно, что как минимум с 2006 года у авиакомпании был отрицательный капитал (его величина достигала минус 927 млн руб.). Причина — в убытках от курсовой разницы во время дефолта 1998 г. Все попытки оптимизации и сокращения расходов, которые предприняла компания, в 2008 г. нивелировал новый кризис.
К кризису 1998 года «Трансаэро» подошла с парком из 17 Boeing 737, возраст которых уже перевалил за 20 лет. Чтобы выжить, авиакомпании тогда пришлось продать девять самолетов, закрыть все дальние и почти все российские маршруты и реструктурировать кредиторскую задолженность. Фото: Максим Платонов
А в 2014 году прозвенел новый, теперь уже действительно тревожный звонок: компания начала испытывать финансовые трудности на фоне сильного снижения пассажиропотока, к которому привел зарождающийся финансовый кризис. В конце декабря «Трансаэро» получила госгарантии по кредиту ВТБ на 9 млрд рублей. Компания также отказалась от стимулирующих выплат топ-менеджменту и совету директоров. Тогдашний заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович по поводу помощи перевозчику заявлял, что непростое финансовое положение компании и «отсутствие четкого понимания у правительства происходящего внутри компании» ставят под вопрос дальнейшие кредиты.
Несмотря на серьезные проблемы, в мае того года компания задумала провести рестайлинг и представила обновленный фирменный стиль. Затраты на перекрашивание самолетов составили бы до 10 миллионов долларов.
Казанский след
Вспоминая крах «Трансаэро», невозможно не отметить «казанский след». Так, 2000-е принесли авиакомпании громкий скандал. «Трансаэро» стала единственной авиакомпанией, кроме «Аэрофлота», освобожденной от пошлин на ввоз «Боингов». Однако необходимым условием Минэкономразвития было параллельное приобретение самолетов Ту-214, производившихся в Казани.
В 2005 году «Трансаэро» подписала договор с ОАО «Финанс-лизинг» о поставке десяти самолетов Ту-214, собранных на Казанском авиапроизводственном объединении. Фото: transaeropilot.com
Как писало «Реальное время», в 2005 году «Трансаэро» подписала договор с ОАО «Финанс-лизинг» о поставке десяти самолетов Ту-214, собранных на Казанском авиапроизводственном объединении. Согласно договору, перевозчик обязался взять в лизинг на 15 лет лайнеры, собранные до 2008 года. Стоимость самолетов составила 600 млн долларов. Параллельно «Трансаэро» сэкономила 132 млн долларов на беспошлинном ввозе иностранных самолетов.
«Они должны были закупить ТУ-214, чтобы их освободили от пошлин на ввоз «Боингов», — рассказывал Магомед Закаржаев, советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие». — Но «Боинги» завезли, а с российскими самолетами были большие проблемы, от них всячески отказывались, цена была высокая для них, качество не удовлетворяло. Бодались долго, и в конце концов, насколько я помню, они взяли 3 самолета, хотя должны были больше. Надо отдать должное, что нарекания во многом были справедливыми: новый самолет, нет технического обслуживания, нет запчастей, нет серий, поэтому брали их с опаской. В то же время они не хотели платить пошлины за «Боинги».
Сдача первого самолета была назначена на декабрь 2005 года, еще четырех — на 2006 год, еще пяти — на 2008 год. Первый самолет, однако, был получен авиакомпанией в 2007 году, второй — в 2008, третий — в 2009. В 2010 году, однако, президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» заявил, что на базе Ту-214 решено больше не строить коммерческие лайнеры из-за высокой стоимости.
Аннулирование сертификата эксплуатанта
Поистине тревожные звонки по поводу финансового состояния «Трансаэро» начали звучать в СМИ весной 2015 года. Помимо кризиса собственно в отрасли, катализаторами этих процессов стали пересмотр отчетности компании в сторону увеличения чистого убытка и неплатежи по долгам банкам. В августе «Трансаэро» обратилась в Минтранс с просьбой о содействии в продлении ковенантных каникул отказавшими в реструктуризации долгов банками. По решению кредитного комитета Сбербанка каникулы по кредитным соглашениям для «Трансаэро» были продлены до 1 октября.
1 сентября 2015 года стало известно о готовящейся сделке по приобретению «Аэрофлотом» 75% плюс одной акции «Трансаэро» за один рубль. Сделка подразумевала реструктуризацию «Трансаэро» и ее интеграцию в «Аэрофлот». Однако требуемый пакет акций «Трансаэро» к сроку собран не был. 1 октября стало известно, что «Аэрофлот» отказался от приобретения «Трансаэро».
Также было объявлено о решении в пользу банкротства «Трансаэро», принятом на совещании у тогдашнего премьера Дмитрия Медведева. Последовали сообщения о намерении подать заявление о банкротстве «Трансаэро» от «Альфа-банка», Сбербанка, ВТБ и «Газпромбанка». 20 октября о готовности выкупить 51% авиакомпании заявил Владислав Филев, совладелец S7, однако эта сделка также сорвалась, так как владельцам «Трансаэро» не удалось высвободить из-под залогов требуемый пакет акций.
О готовности выкупить 51% авиакомпании заявил Владислав Филев, совладелец S7, однако эта сделка также сорвалась, так как владельцам «Трансаэро» не удалось высвободить из-под залогов требуемый пакет акций. Фото: ksonline.ru
В октябре 2015 года, как писало «Реальное время», ситуация с авиакомпанией «Трансаэро» оказалась в центре внимания всей страны. По-настоящему тревожные звонки прозвучали в первых числах октября, когда произошла задержка трансаэровского авиарейса Даламан (Турция) — Казань. Туристы, возвращавшиеся с Эгейского моря, прождав час, чудом вылетели в Татарстан.
На этом фоне все с нетерпением ждали официального сообщения от «Трансаэро». И дождались — оно гласило: Авиакомпания «Трансаэро» с 5 октября прекратит полеты за границу. «Менеджментом компании принято решение продлить срок перевозок пассажиров «Трансаэро» с оформленными билетами до 00.00 часов 15 декабря 2015 года на внутренних и международных направлениях; пассажиры с билетами с датами вылета после 15 декабря смогут оформить возврат денежных средств в полном объеме; по предварительным данным, к этому дню будет обеспечена перевозка 95% пассажиров авиакомпании «Трансаэро», — заявляли тогда в «Аэрофлоте», который взял на себя обязанность вывозить пассажиров компании.
В тот же период Росавиация закончила проверку «Трансаэро», решив, что дальнейшая ее деятельность невозможна. Решение о банкротстве «Трансаэро», накопившей 250 млрд рублей долгов и находящейся под операционным управлением «Аэрофлота», принято на правительственном совещании с участием премьера Дмитрия Медведева 1 октября. 26 октября был аннулирован сертификат эксплуатанта «Трансаэро». Авиакомпания остановила полеты.
«Менеджментом компании принято решение продлить срок перевозок пассажиров «Трансаэро» с оформленными билетами до 00.00 часов 15 декабря 2015 года на внутренних и международных направлениях; пассажиры с билетами с датами вылета после 15 декабря смогут оформить возврат денежных средств в полном объеме; по предварительным данным, к этому дню будет обеспечена перевозка 95% пассажиров авиакомпании «Трансаэро», — заявляли в «Аэрофлоте», который взял на себя обязанность вывозить пассажиров компании. Фото: Максим Платонов
«По результатам проведения внеплановой инспекционной проверки авиакомпании «Трансаэро», выявленных недостатков и в связи с ухудшением основных производственных показателей и финансово-экономического состояния эксплуатанта, влияющих на безопасность полетов и права потребителей, комиссия предложила аннулировать действие сертификата эксплуатанта. Сертификат авиакомпании аннулирован с 26 октября текущего года. Аннулированный сертификат, в соответствии с правилами, не восстанавливается», — заявил на брифинге глава Росавиации Александр Нерадько.
13 сентября 2017 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал «Трансаэро» банкротом и ввел процедуру конкурсного производства.
Как «Трансаэро» «обрезали крылья»
В 2015 году «Трансаэро» оказалась не в состоянии обслуживать долги, превышавшие 250 млрд рублей. В сентябре 2017 года арбитражный суд признал «Трансаэро» банкротом и ввел в отношении нее процедуру конкурсного производства. В материалах суда говорится, что обязательства авиакомпании почти в 144 раза превышали стоимость ее реальных активов.
4 декабря 2019 до суда дошло первое уголовное дело, связанное с банкротством авиакомпании «Трансаэро». Ее бывшего временного управляющего Михаила Котова судили по обвинению в злоупотреблении полномочиями. Суд приговорил к пяти годам и шести месяцам заключения Котова за содействие в хищениях на 1 млрд рублей. По данным следствия, Котов «при исполнении обязанностей временного управляющего бездействовал, что содействовало сокрытию многочисленных фактов хищений в виде растраты денежных средств и незаконного отчуждения имущества, а также утрате основных производственных активов компании в размере не менее 1 млрд рублей». По версии СК, повлекло «невыплату более 6 000 работникам выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства и задолженности по компенсационным выплатам за разъездной характер работ».
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области продлил на 6 месяцев — до 13 марта 2021 года — процедуру конкурсного производства в отношении авиакомпании «Трансаэро». Фото: lawyerprofi.ru
Недавняя новость — Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области продлил на 6 месяцев — до 13 марта 2021 года — процедуру конкурсного производства в отношении авиакомпании «Трансаэро», следует из определения суда. Суд удовлетворил соответствующее ходатайство конкурсного управляющего Алексея Белокопыта.